Саммит Украина-ЕС: Открытое небо — сейчас, миллиарды — потом

15.10.2021 08:48 | Укррудпром

Апостроф, 13 октября 2021. Опубликовано 08:30 15 октября 2021 года По результатам переговоров Киев получил несколько позитивных сигналов.

На саммите Украина-ЕС, который прошел в Киеве 12 октября, подписали ряд документов. Среди них — многострадальное соглашение о совместном авиационном пространстве, что может активизировать авиаперевозки между ЕС и Украиной. “Апостроф” разбирался, что подписали и о чем говорили руководители Украины и Евросоюза.

Когда ждали 7 лет

Во вторник, 12 октября, в Киеве состоялся очередной, уже 23-й саммит Украина-ЕС при участии президента Украины Владимира Зеленского, президента Европейского совета Шарль Мишель и президента Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен.

Главным результатом саммита стало подписание долгожданного договора о совместном авиационном пространстве. Документ должен быть ратифицирован каждой страной-членом ЕС и Украиной, а пока это будет происходить, соглашение может вступить в силу на временной основе.

Киев шел к подписанию этого документа больше 7 лет. Во многом это было связанно с территориальными претензиями Испании к Великобритании. Дело в том, что в документе упоминался британский аэропорт Гибралтар, который испанцы считают незаконно оккупированным еще с 18 века. Вопрос казалось неразрешимым, и ЕС отказался подписывать договор в 2013 году. Потом была Революция достоинства, оккупация Крыма и Донбасса. Казалось, что возможностей интегрироваться уже не будет. Но проблема разрешилась сама по себе после выхода Великобритании из состава Евросоюза

Теперь Украина получит право назначать свои авиакомпании для полетов в любые страны-члены ЕС, а любая страна Евросоюза сможет назначать любого европейского перевозчика для выполнения рейсов в Украину. Более того, европейские перевозчики получают право летать на внутренних украинских рейсах.

Также Украина берет на себя обязанность привести свое авиационное законодательство в полное соответствие с европейскими правилами. Договорились стороны и о признании украинских сертификатов, выданных самолетам украинского производства, прежде всего, произведенным на заводе Антонова.

В целом, ожидается что это соглашение поспособствует развитию конкуренции на рынке авиаперевозок, вследствие чего возможно снижение цены на билеты. Впрочем, резкого обвала цен на билеты сейчас ожидать не стоит, поскольку последствия пандемии существенно отразились на авиаотрасли.

Правда, эксперты достаточно скептично относятся к подписанию “Открытого неба”. Как отмечает авиационный эксперт и директор Института менеджмента и стратегий Богдан Долинце, сейчас влияние этого договора будет гораздо меньше, чем два-три года назад.

“Он был бы очень кстати в 2018-2019 году, но пандемия внесла свои коррективы. Фактически с украинской стороны за эти 7 лет было много сделано, в том числе и приведение украинского законодательства в соответствие европейскому, и снятие ограничений на авиаперевозки между отдельными государствами. Поэтому влияние этого документа будут уже менее решающим, в связи с тем, что многие вопросы уже были сняты. Это касается большинства направлений, по которым были раньше ограничения, а если они и остались, то это только касается Германии, Франции, и отдельные направления в Нидерландах. Из всех нынешних направлений, 85% не подпадают под те, или иные ограничения, или те квоты, которые есть, они даже не используются в полном объеме”, — рассказал Долинце “Апострофу”.

Поэтому, по его словам, говорить о глобальном влиянии на авиационный рынок между Украиной и ЕС в этом плане говорить не приходится.

Примечательным является заявление крупнейшего европейского лоукостера Ryanair, который накануне объявил, что если соглашение о совместном авиа-пространстве будет подписано, то Ryanair значительно расширит свое присутствие в Украине и увеличит свои инвестиции. Сейчас же Ryanair сотрудничает с аэропортами только в пяти городах — Киеве, Львове, Одессе, Харькове и Херсоне, однако как заявили представители самой компании, в Украине на данный момент существует 12 аэропортов, которые подходят для сотрудничества с авиакомпанией.

“Данное соглашение повлияет на внутренний украинский рынок, так как оно позволит зайти туда европейским компаниям и выполнять внутренние украинские перевозки. Будут ли европейские компании летать внутри Украины — этот вопрос пока остается открытым, потому что кроме лоукостера Ryanair, никто подобного желания из европейских компаний не выражал”, — рассказал Богдан Долинце.

Есть еще несколько важных нюансов, на которые обращает авиационный эксперт. Для европейских компаний соглашение об общем авиационном пространстве начнет действовать с момента подписания, а вот для украинских компаний оно начнет действовать в полной мере, как только украинская сторона выполнит требования данного договора.

“Речь идет о приведении украинского законодательства к требованиям и принципам европейского. У нас есть свое авиационное законодательство, оно называется “Авиационные правила Украины” и Воздушный кодекс. Они должны соответствовать принципам и нормам ЕС, могут быть какие-то внутренние детали свои, но они не должны противоречить европейским. В принципе за 7 лет ожидания подписания данного соглашения у нас большинство документов были приведены к европейскому формату. Но есть ряд направлений, таких как допуск на рынок наземного обслуживания в аэропортах, вопросы обеспечения сертификации допуска хэндлинговых компаний, которые обеспечивают авиационные услуги — они еще работают по старым документам. И задача Украины как государства эти все правила пересмотреть и переписать в ключе того, как этого требует ЕС. И когда эти правила будут внедрены, то фактически украинские авиакомпании получат определенные правила и права для работы на рынках ЕС. Что же касается сроков таких изменений, то Украине понадобится 1,5 -2 года, чтобы в полной мере внедрить все необходимые требования”, — отметил эксперт.

Не то чтобы прорыв, но Банковая довольна

В копилку важных достижений на саммите Украина-ЕС 2021 также стоит отнести и подписание договора об ассоциации Украины с европейской программой финансирования исследований и инноваций Horizon Europe и программой Creative Europe. Кроме того, на саммите заявили о помощи в виде привлечения миллиардных инвестиций в Украину. Правда, конкретных сроков не указали…

По словам экс-министра иностранных дел Константина Грищенко, подписанные на саммите Украина-ЕС договора — это положительная новость, хотя безусловно, что хотелось бы и достижения больших результатов.

“Пожалуй, в первую очередь, дискуссия ведется вокруг доступа к рынкам, облегчения, расширения наших возможностей, увеличения квот, уменьшения тарифов. Об этом постоянно идут переговоры. Но компромисс является тем, что является реалистичным на данном этапе. И это мы и получили. Этот вопрос о едином авиационном пространстве, правда, уже давно на повестке дня, но хорошо, что хотя бы это было наконец-то подписано. Это определенный прорыв, хотя мы его ждали слишком долго по многим причинам”, — отметил в комментарии “Апострофу” Константин Грищенко.

По его словам, в целом, на саммите были озвучены положительные для Украины сигналы.

“Это и сигналы по инвестициям, и поддержка антиолигархических усилий нынешней власти, что для многих критиков внутри страны было неожиданностью. Я думаю, что Банковая должна быть довольна”, — считает экс-министр.

Много сигналов, в том числе по военному направлению

По словам содиректора программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Михаила Пашкова, в совместном заявлении Украины и представителей ЕС, сделанном после саммита, был затронут целый ряд важных аспектов для дальнейшего сотрудничества Украины с ЕС.

“Я бы отметил несколько наиболее важных пунктов в совместном заявлении. Например, тот факт, что ЕС поддерживает курс Украины на деолигархизацию и на реформу судебной системы, в том числе Конституционного суда. Также стоит отметить пункт про военное сотрудничество, в частности, про совместную внешнюю политику безопасности в рамках ЕС, которая является для ЕС очень чувствительной темой, и здесь можно говорить об определенных подвижках в этом направлении, потому что фактически ЕС говорит о том, что Украина привлекается к ряду программ, в том числе и PESCO (Постоянное структурированное сотрудничество по вопросам безопасности и обороны, — “Апостроф”). Для Украины это важно. Важно еще то, что ЕС все-таки выделяет ассоциированное трио из Восточного партнерства, и на этом делается акцент. Предполагается пересмотр приоритетов Восточного партнерства на 6-м саммите. Это тоже достаточно любопытный момент. Кроме того, фиксируется обновление девяти приложений к Соглашению об Ассоциации с ЕС. Это действительно большое обновление, которое двигает соглашение о Евроассоциации. И, конечно, важна поддержка крымской тематики, в частности “Крымской платформы”, — резюмировал эксперт.

Константин СОБОРНЫЙ

Додати коментар

Користувач:
email:





Crashing market falls,
Fortunes lost in a moment,
Greed punished swiftly.

- Fin.Org.UA

Новини

17:55 - На Вінниччині побудували овосховище: чим особливе
17:20 - Судно "Scanlark", яке Німеччина підозрює у шпигуванні, не може вийти з порту
16:25 - НЗК виявив, що інспектор з енеронагляду не задекларував 3,1 мільйони гривень
15:35 - Цивінський розповів, що не так із зарплатою детективів БЕБ
14:40 - Кожна десята російська фірма скорочує штат – дані української розвідки
13:55 - Ощадбанк купив броньовиків на 354 мільйони: уперше не лише у постійного постачальника
13:01 - Заборона не тільки на російське: в Україні почали відмовлятися від дизпального з Індії
11:59 - Укріплення берега водосховища: БЕБ підозрює службовця у розкраданні 10 мільйонів
11:02 - В Україні кількість індустріальних парків швидко зростає: проблемою є запуск виробництва
10:00 - Китай пригальмував у світовому зростанні ринку електромобілів: в Європі продажі зросли на 48%
07:35 - Фінансовий астрологічний прогноз на 13.09.2025
00:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:00 - Новини 12 вересня: зміни для грального бізнесу, атака московія зруйнувала швейну фабрику
20:45 - Армані заповів розпродати свій модний дім
20:25 - У партнерстві з ORLEN: Україна вже імпортувала 400 мільйонів кубометрів LNG зі США для зими
19:55 - Фейковий страховик в Норвегії: московія звинуватили у підробці документів для "тіньового" флоту
19:46 - Буркіна-Фасо скасовує візи для усіх африканців
19:15 - Українська авіакомпанія "XENA" планує розширити флот
19:01 - Нові ліцензії організаторам азартних ігор: що змінив уряд для грального бізнесу
18:45 - США та Китай обговорять продаж TikTok у Мадриді
18:30 - У Мінрозвитку працюють над другим пакетом підтримки прифронтових громад
18:15 - "Метінвест" хоче позбутися збиткових вугільних активів в США
18:01 - Наслідки блекауту: Іспанія збільшить витрати на енергомережі до 13,6 мільярдів євро
17:45 - Embraer вперше продав літаки нового покоління американцям
17:43 - Розпочинається обговорення змін до Положення про провадження Національним банком України депозитарної діяльності депозитарної установи
17:30 - Нацбанк показав курс долара і євро на понеділок 15 вересня
17:25 - США скликає G7 для обговорення економічного тиску на московія
17:15 - Держслужба геології продасть спецідозволи на чотири ділянки
16:55 - Закінчення високого сезону: в Україні зменшується попит на мотоцикли
16:50 - Китай отримав нові партії газу з підсанкційного заводу


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.31945
Австралійський долар27.4331
Така0.33991
Канадський долар29.8218
Юань Женьміньбі5.7965
Чеська крона1.9901
Данська крона6.4834
Гонконгівський долар5.3046
Форинт0.123771
Індійська рупія0.46763
Рупія0.0025211
Новий ізраїльський шекель12.3994
Єна0.27925
Теньге0.076333
Вона0.02967
Ліванський фунт0.000461
Малайзійський ринггіт9.822
Мексиканське песо2.2321
Молдовський лей2.4844
Новозеландський долар24.5701
Норвезька крона4.1775
Саудівський ріял11.0043
Сінгапурський долар32.17
Донг0.0015644
Ренд2.3748
Шведська крона4.4204
Швейцарський франк51.7925
Бат1.30065
Дирхам ОАЕ11.2398
Туніський динар14.2157
Єгипетський фунт0.8573
Фунт стерлінгів55.9354
Долар США41.2838
Сербський динар0.41308
Азербайджанський манат24.2846
Румунський лей9.5452
Турецька ліра0.9979
СПЗ (спеціальні права запозичення)56.6082
Болгарський лев24.7312
Євро48.3929
Ларі15.2954
Злотий11.3704
Золото150586.79
Срібло1744.78
Платина57943.05
Паладій50485.55

Курси валют, встановлені НБУ на 15.09.2025