Саммит Украина-ЕС: Открытое небо — сейчас, миллиарды — потом

15.10 08:48 | Укррудпром

Апостроф, 13 октября 2021. Опубликовано 08:30 15 октября 2021 года По результатам переговоров Киев получил несколько позитивных сигналов.

На саммите Украина-ЕС, который прошел в Киеве 12 октября, подписали ряд документов. Среди них — многострадальное соглашение о совместном авиационном пространстве, что может активизировать авиаперевозки между ЕС и Украиной. “Апостроф” разбирался, что подписали и о чем говорили руководители Украины и Евросоюза.

Когда ждали 7 лет

Во вторник, 12 октября, в Киеве состоялся очередной, уже 23-й саммит Украина-ЕС при участии президента Украины Владимира Зеленского, президента Европейского совета Шарль Мишель и президента Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен.

Главным результатом саммита стало подписание долгожданного договора о совместном авиационном пространстве. Документ должен быть ратифицирован каждой страной-членом ЕС и Украиной, а пока это будет происходить, соглашение может вступить в силу на временной основе.

Киев шел к подписанию этого документа больше 7 лет. Во многом это было связанно с территориальными претензиями Испании к Великобритании. Дело в том, что в документе упоминался британский аэропорт Гибралтар, который испанцы считают незаконно оккупированным еще с 18 века. Вопрос казалось неразрешимым, и ЕС отказался подписывать договор в 2013 году. Потом была Революция достоинства, оккупация Крыма и Донбасса. Казалось, что возможностей интегрироваться уже не будет. Но проблема разрешилась сама по себе после выхода Великобритании из состава Евросоюза

Теперь Украина получит право назначать свои авиакомпании для полетов в любые страны-члены ЕС, а любая страна Евросоюза сможет назначать любого европейского перевозчика для выполнения рейсов в Украину. Более того, европейские перевозчики получают право летать на внутренних украинских рейсах.

Также Украина берет на себя обязанность привести свое авиационное законодательство в полное соответствие с европейскими правилами. Договорились стороны и о признании украинских сертификатов, выданных самолетам украинского производства, прежде всего, произведенным на заводе Антонова.

В целом, ожидается что это соглашение поспособствует развитию конкуренции на рынке авиаперевозок, вследствие чего возможно снижение цены на билеты. Впрочем, резкого обвала цен на билеты сейчас ожидать не стоит, поскольку последствия пандемии существенно отразились на авиаотрасли.

Правда, эксперты достаточно скептично относятся к подписанию “Открытого неба”. Как отмечает авиационный эксперт и директор Института менеджмента и стратегий Богдан Долинце, сейчас влияние этого договора будет гораздо меньше, чем два-три года назад.

“Он был бы очень кстати в 2018-2019 году, но пандемия внесла свои коррективы. Фактически с украинской стороны за эти 7 лет было много сделано, в том числе и приведение украинского законодательства в соответствие европейскому, и снятие ограничений на авиаперевозки между отдельными государствами. Поэтому влияние этого документа будут уже менее решающим, в связи с тем, что многие вопросы уже были сняты. Это касается большинства направлений, по которым были раньше ограничения, а если они и остались, то это только касается Германии, Франции, и отдельные направления в Нидерландах. Из всех нынешних направлений, 85% не подпадают под те, или иные ограничения, или те квоты, которые есть, они даже не используются в полном объеме”, — рассказал Долинце “Апострофу”.

Поэтому, по его словам, говорить о глобальном влиянии на авиационный рынок между Украиной и ЕС в этом плане говорить не приходится.

Примечательным является заявление крупнейшего европейского лоукостера Ryanair, который накануне объявил, что если соглашение о совместном авиа-пространстве будет подписано, то Ryanair значительно расширит свое присутствие в Украине и увеличит свои инвестиции. Сейчас же Ryanair сотрудничает с аэропортами только в пяти городах — Киеве, Львове, Одессе, Харькове и Херсоне, однако как заявили представители самой компании, в Украине на данный момент существует 12 аэропортов, которые подходят для сотрудничества с авиакомпанией.

“Данное соглашение повлияет на внутренний украинский рынок, так как оно позволит зайти туда европейским компаниям и выполнять внутренние украинские перевозки. Будут ли европейские компании летать внутри Украины — этот вопрос пока остается открытым, потому что кроме лоукостера Ryanair, никто подобного желания из европейских компаний не выражал”, — рассказал Богдан Долинце.

Есть еще несколько важных нюансов, на которые обращает авиационный эксперт. Для европейских компаний соглашение об общем авиационном пространстве начнет действовать с момента подписания, а вот для украинских компаний оно начнет действовать в полной мере, как только украинская сторона выполнит требования данного договора.

“Речь идет о приведении украинского законодательства к требованиям и принципам европейского. У нас есть свое авиационное законодательство, оно называется “Авиационные правила Украины” и Воздушный кодекс. Они должны соответствовать принципам и нормам ЕС, могут быть какие-то внутренние детали свои, но они не должны противоречить европейским. В принципе за 7 лет ожидания подписания данного соглашения у нас большинство документов были приведены к европейскому формату. Но есть ряд направлений, таких как допуск на рынок наземного обслуживания в аэропортах, вопросы обеспечения сертификации допуска хэндлинговых компаний, которые обеспечивают авиационные услуги — они еще работают по старым документам. И задача Украины как государства эти все правила пересмотреть и переписать в ключе того, как этого требует ЕС. И когда эти правила будут внедрены, то фактически украинские авиакомпании получат определенные правила и права для работы на рынках ЕС. Что же касается сроков таких изменений, то Украине понадобится 1,5 -2 года, чтобы в полной мере внедрить все необходимые требования”, — отметил эксперт.

Не то чтобы прорыв, но Банковая довольна

В копилку важных достижений на саммите Украина-ЕС 2021 также стоит отнести и подписание договора об ассоциации Украины с европейской программой финансирования исследований и инноваций Horizon Europe и программой Creative Europe. Кроме того, на саммите заявили о помощи в виде привлечения миллиардных инвестиций в Украину. Правда, конкретных сроков не указали…

По словам экс-министра иностранных дел Константина Грищенко, подписанные на саммите Украина-ЕС договора — это положительная новость, хотя безусловно, что хотелось бы и достижения больших результатов.

“Пожалуй, в первую очередь, дискуссия ведется вокруг доступа к рынкам, облегчения, расширения наших возможностей, увеличения квот, уменьшения тарифов. Об этом постоянно идут переговоры. Но компромисс является тем, что является реалистичным на данном этапе. И это мы и получили. Этот вопрос о едином авиационном пространстве, правда, уже давно на повестке дня, но хорошо, что хотя бы это было наконец-то подписано. Это определенный прорыв, хотя мы его ждали слишком долго по многим причинам”, — отметил в комментарии “Апострофу” Константин Грищенко.

По его словам, в целом, на саммите были озвучены положительные для Украины сигналы.

“Это и сигналы по инвестициям, и поддержка антиолигархических усилий нынешней власти, что для многих критиков внутри страны было неожиданностью. Я думаю, что Банковая должна быть довольна”, — считает экс-министр.

Много сигналов, в том числе по военному направлению

По словам содиректора программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Михаила Пашкова, в совместном заявлении Украины и представителей ЕС, сделанном после саммита, был затронут целый ряд важных аспектов для дальнейшего сотрудничества Украины с ЕС.

“Я бы отметил несколько наиболее важных пунктов в совместном заявлении. Например, тот факт, что ЕС поддерживает курс Украины на деолигархизацию и на реформу судебной системы, в том числе Конституционного суда. Также стоит отметить пункт про военное сотрудничество, в частности, про совместную внешнюю политику безопасности в рамках ЕС, которая является для ЕС очень чувствительной темой, и здесь можно говорить об определенных подвижках в этом направлении, потому что фактически ЕС говорит о том, что Украина привлекается к ряду программ, в том числе и PESCO (Постоянное структурированное сотрудничество по вопросам безопасности и обороны, — “Апостроф”). Для Украины это важно. Важно еще то, что ЕС все-таки выделяет ассоциированное трио из Восточного партнерства, и на этом делается акцент. Предполагается пересмотр приоритетов Восточного партнерства на 6-м саммите. Это тоже достаточно любопытный момент. Кроме того, фиксируется обновление девяти приложений к Соглашению об Ассоциации с ЕС. Это действительно большое обновление, которое двигает соглашение о Евроассоциации. И, конечно, важна поддержка крымской тематики, в частности “Крымской платформы”, — резюмировал эксперт.

Константин СОБОРНЫЙ

Добавить комментарий

Автор:

Введите Код, указанный на рисунке
 




Новини

08:48 - Іноземцю згідно трудового договору виплачується заробітна плата: чи є база нарахування єдиного внеску?
08:48 - Оформлення заяви за ф. № 1-ОПП, якщо на облік береться договір про спільну діяльність
08:47 - Акцизний податок: визначення ставки для спирту плодового та спирту коньячного
08:47 - Чи потрібна ліцензія підприємствам первинного виноробства для здійснення поставки виноматеріалів підприємствам вторинного виноробства?
08:46 - Для яких валютних операцій передбачено одержання індивідуальної ліцензії НБУ?
08:46 - Який код КОАТУУ зазначається у 2021 році в рядку 7 податкової декларації з плати за землю?
08:45 - За нестворення фіскальних звітних чеків (щоденних Z-звітів) передбачена відповідальність
08:45 - До уваги юридичних осіб - платників єдиного податку!
08:45 - Інформація для платників податку на нерухоме майно, відмінне від земельної ділянки, яких включено до Реєстру ВПП
08:44 - Умови, за яких ФОП – «загальносистемник» має право включити до складу витрат кошти, сплачені за придбання програмного забезпечення
08:44 - Визначення вартості успадкованого (подарованого) інвестиційного активу з метою оподаткування ПДФО
08:44 - Порядок сплати податкового зобов’язання з податку на прибуток при виплаті дивідендів
08:43 - До уваги платників ПДВ!
08:43 - Змінили дані, які вносяться до облікової картки фізособи – платника податків (заява за ф. № 5ДР) – повідомте контролюючий орган!
08:42 - Який термін проведення камеральної перевірки одноразової (спеціальної) добровільної декларації?
08:42 - Податковий календар на 09 грудня 2021 року
08:41 - Проведено онлайн засідання комітету за галузевою ознакою «Аграрний бізнес» Громадської ради при Головному управлінні ДПС у Дніпропетровській області
08:41 - Ганна Чуб: Одноразове добровільне декларування – унікальна можливість легалізувати доходи, з яких не були сплачені податки
08:41 - Від платників Дніпропетровського регіону протягом січня – листопада 2021 року держбюджет отримав понад 3,3 млрд гривень податку на прибуток
08:40 - Рентна плата за воду: надходження до місцевих бюджетів від платників Дніпропетровської області збільшились майже в 2 рази
08:40 - Загальний фонд держбюджету з початку 2021 року отримав від платників ПДФО Дніпропетровщини майже 7,2 млрд гривень
08:40 - До уваги контролюючих органів, інших органів державної влади, банків та фінансових установ!
08:39 - Державна податкова служба України взяла участь у щорічному заході «Марафон кар’єри»
08:39 - Правом на податкову знижку скористалися 133 тис. громадян
08:38 - У січні – листопаді до бюджету надійшло 97,4 млрд грн акцизного податку та плати за ліцензії
08:30 - Поставки газа в Украину снизились в 6 раз
08:30 - ЕБРР выделит 50 млн долларов Томашу Фиале на развитие индустриальной и логистической недвижимости в Украине
08:30 - У министра инфраструктуры Александра Кубракова нашли незадекларированный оффшор
08:30 - Пророчество мольфарки. Зачем Коломойский пугает Зеленского Юлией Тимошенко
08:30 - Высший антикоррупционный суд отказался ускорить передачу дела о подкупе бывшего главы “Укравтодора”


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар19.4069
Канадський долар21.566
Юань Женьміньбі4.2924
Куна4.0858
Чеська крона1.2065
Данська крона4.132
Гонконгівський долар3.5057
Форинт0.083968
Індійська рупія0.36236
Рупія0.0019005
Новий ізраїльський шекель8.6723
Єна0.24048
Теньге0.062514
Вона0.023174
Мексиканське песо1.2839
Молдовський лей1.5444
Новозеландський долар18.5049
Норвезька крона3.0121
Російський рубль0.367
Саудівський ріял7.2857
Сінгапурський долар19.9895
Ренд1.7102
Шведська крона2.9942
Швейцарський франк29.5015
Єгипетський фунт1.7354
Фунт стерлінгів36.1803
Долар США27.3317
Білоруський рубль10.7179
Румунський лей6.2084
Турецька ліра1.9997
СПЗ (спеціальні права запозичення)38.1423
Болгарський лев15.7142
Євро30.7277
Злотий6.6901
Алжирський динар0.19655
Така0.31718
Вірменський драм0.055964
Іранський ріал0.00064796
Іракський динар0.01864
Сом0.32096
Ліванський фунт0.018053
Лівійський динар5.921
Малайзійський ринггіт6.4737
Марокканський дирхам2.9501
Пакистанська рупія0.1554
Донг0.0011973
Бат0.80788
Дирхам ОАЕ7.4093
Туніський динар9.4268
Узбецький сум0.0025247
Туркменський новий манат7.7755
Сербський динар0.26319
Азербайджанський манат16.0319
Сомоні2.4095
Ларі8.7225
Бразильський реал4.8554
Золото48618.45
Срібло611.57
Платина26156.71
Паладій51359

Курси валют, встановлені НБУ на: 08.12.2021

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
20573627943.8927943.8927943.8927943.893492986.25
AAPL46004600460046004600.00
AMD399339933993399363888.00
BAVL0.4250.4250.4250.42576500.00
DOEN24.9924.9924.9924.99249.90
KER410410410410410.00
MHPC1941941941941940.00
TATM5.45.45.45.45400.00
UNAF300.2300.2290.2290.2708780.00

Дані за 07.12.2021