Почему бизнес теряет деньги, обращаясь к услугам консультантов

24.09 19:36 | Укррудпром

hbr-russia.ru, 21 сентября 2021. Опубликовано 18:39 24 сентября 2021 года Профессиональное консультирование — большой бизнес. Глобальный рынок управленческого консалтинга оценивается в $160 млрд, только в США в этой сфере занят почти миллион человек.

Но какова отдача от всех этих консультаций? Это во многом зависит от того, кто их получает.

Наиболее эффективные лидеры, с которыми я работаю свыше 20 лет, сначала в качестве внешнего консультанта, а сейчас — как внутренний консультант по вопросам лидерства, умеют пользоваться советами из двух основных источников. С одной стороны, они просят поделиться идеями свои команды, коллег и менеджеров. С другой — привлекают экспертов и консультантов, которые помогли бы им сориентироваться в вопросах лидерства, проконсультировать или выступить в роли коучей. Наименее эффективные лидеры, с которыми мне доводилось работать, полностью не овладели навыком использования помощи внутренних и внешних консультантов.

Работая консультантом, я часто размышляю о том, насколько разную отдачу получают руководители от одних и тех же инвестиций в наши услуги. Некоторые привлекают нас к решению интересных проблем и создают ощущение команды и общей миссии. Они с выгодой используют наши лучше идеи, инновационные советы и упорный труд. А другие слишком упрощают решаемые вопросы или недооценивают, чего стоит достижение результатов, и относятся к нам как к поставщикам разовых услуг. В то время как мы предоставляем в этих ситуациях высококачественные услуги, лидеры не только несут издержки упущенных возможностей, но и рискуют не решить проблемы, которые хотели решить.

Возьмем, к примеру, Сандру, операционного директора крупной промышленной компании, которая обратилась за советом о том, как повысить производительность, изменив некоторые укоренившиеся и не приносящие пользы культурные нормы. Сандра — один из самых требовательных руководителей, с кем мне приходилось работать: она спорила, дискутировала и добивалась большего на каждом этапе. Однако она также привнесла свежие идеи и не уклонялась от сложных проблем, которые мы решали. Мы были внешними экспертами, однако именно она внесла некоторые из самых важных предложений и организовала их обсуждение в масштабах всей компании, чтобы добиться консенсуса по нашим рекомендациям и обеспечить их эффективную реализацию. В итоге задачи по повышению производительности были решены, и более того, высшее руководство всерьез задалось целью добиться еще более высоких результатов через развитие более гибкой культуры.

А теперь рассмотрим пример Филиппе, генерального менеджера подразделения крупной фармацевтической компании. По образованию он врач, и к решению проблем бизнеса он относился как к лечению болезней: ставил диагноз, выбирал подходящее средство и обращался за помощью для осуществления лечения. Инновации в его бизнесе замедлились, и он считал, что причина в недостаточной открытости в организации. Он принял решение провести семинары по улучшению навыков предоставления обратной связи. В эту область давно не инвестировали, и семинары казались хорошей идеей. Но это было упрощенное решение более сложного ряда вопросов. Люди знали, что делать, но им не хватало уверенности.

Филиппе не желал обсуждать, как могло влиять на ситуацию его руководство, и не сомневался в правильности своих оценок. Он боялся, что если заглянуть вглубь, то потребуется более сложное и долговременное вмешательство. Несмотря на то, что семинары оказались эффективными в достижении своих целей, они не решили проблему. Как выразился расстроенный член его команды, “мы достигли цели, но не добрались до сути”.

Если вы столкнулись с проблемой и думаете обратиться за помощью к консультанту, вот что нужно сделать, чтобы извлечь максимальную пользу из работы с ним. Есть три важных слагаемых успеха.

Оценка ситуации

Спросите себя: какого рода помощь будет самой действенной?

Существует несколько способов классификации проблем — от простых до коварных, — и мудрые руководители тщательно обдумывают, с каким типом проблемы столкнулись. Это поможет определить, какого характера помощь вам нужна. Например, возможно, вам нужен технический совет эксперта (помогает решить проблему напрямую) или консультация по вопросам лидерства (помогает сгруппировать ресурсы вашей команды для решения проблемы).

На этом этапе руководители делают две распространенные ошибки. Во-первых, если не дать себе труд по-настоящему разобраться в проблеме или не суметь ее понять из-за недостаточной подготовки, это может привести к ее излишнему упрощению, как мы видели в случае Филиппе. Во-вторых, некоторые лидеры пользуются советами лишь небольшого числа доверенных консультантов. В этом случае проблемам дается определение с точки зрения их сильных сторон. Как говорится, “если у вас есть только молоток, то любая проблема будет выглядеть как гвоздь”. Мне встречались лидеры, определявшие операционные проблемы как проблемы коммуникаций или стратегии, потому что именно в этих областях специализировались их ближайшие советники.

Скромность

Сандра была заинтересованным лидером. Если позаимствовать фразу у Карла Вейка, она спорила, как будто была права, и слушала, как будто ошибалась. Совет может показаться очевидным, но чтобы воспользоваться помощью, нужно хотеть, чтобы тебе помогли. Этого трудно достичь, если вы не готовы учиться. Филиппе, настаивавший на точности своего определения проблемы, лишил себя возможности получить более широкий спектр идей и решений.

Я часто учу руководителей не путать правоту и результат. Как и многие лидеры, Филиппе любит оказываться правым. Нужно быть очень уверенным в себе, чтобы сказать “Я не знаю” или “Я могу ошибаться”. Люди, наделенные властью, склонны к излишней уверенности в себе и могут чувствовать себя уязвимыми, прося о помощи. В действительности знать о своих ограничениях и действовать соответствующим образом, скромно, — это признак силы. Это более уверенный путь к результату.

Навыки межличностного общения

В консультировании и психотерапии есть термин “терапевтический альянс”, означающий сотрудничествопсихотерапевта и клиента в совместной работе. Это понятие применимо и к руководителям, и к их консультантам.

Опытные управленцы помогают тем, кто помогает им, и вместе достигают результатов. Сандра изначально рассчитывала, что будет искать решение проблемы вместе с консультантами. Она взяла на себя ответственность. Недоработка Филиппе заключалась в том, что он передал право искать решение сложной проблемы посторонним людям — они должны были найти решение самостоятельно. Однако их возможности способствовать изменениям были ограничены.

Если воспользоваться терминологией транзактного анализа, разновидности психотерапии, подход Сандры к работе с командой консультантов — это модель “взрослый-взрослый”, то есть отношения взаимного уважения. Филиппе же следовал модели “родитель-ребенок”, где один относится к другому, как будто его статус выше или ниже.

Мастерство и самодостаточность — важные критерии результата и часто ключевые факторы, способствующие успеху руководителя. Однако, как и любыми другими сильными сторонами, ими можно начать злоупотреблять.

Умение пользоваться помощью других людей — важнейший лидерский навык, поскольку ни один руководитель, особенно в сложные и нестабильные времена, не может справиться со всеми проблемами один. Те, кто в этом преуспевает, быстрее растут сами и добиваются более высоких результатов с организацией, которую они возглавляют.

Об авторе

Джеймс Фултон (James Fulton) — директор по обучению и руководитель глобального управления по работе с персоналом финансовой компании Goldman Sachs. Ранее работал партнером компании, занимающейся организационным консалтингом.

Добавить комментарий

Автор:

Введите Код, указанный на рисунке
 




Новини

12:36 - В Национальной комиссии по финансовому рынку Молдовы смена руководства
12:36 - Премии литовских страховщиков на конец июня 2021 года выросли до 501 млн. ​​евро
12:36 - Сербский страховой рынок за 6 месяцев 2021 года вырос на 8% до 514 млн. евро
12:36 - Terrafuse AI запустила новую платформу Wildfire для оценки рисков лесных пожаров
12:18 - Відділ комунікацій з громадськістю управління інформаційної взаємодії Головного управління ДПС у Дніпропетровській області
12:00 - Мінекономіки: Промвиробництво з початку року зросло на 1,4%
12:00 - Мінфін: АТ “Ощадбанк” та ЄБРР підписали Мандатний лист щодо умов майбутньої співпраці
11:48 - Мрак Цукерберг. Как Facebook, Inc. захватывает мир
11:48 - Николаев получит 320 млн гривен на закупку трамваев
11:48 - НБУ увеличил выкуп валюты на межбанке до 350 млн долларов за неделю
11:48 - Запасы газа в украинских хранилищах сократились на 381 млн кубометров
11:48 - Мошенники продают фейковую “Дию”, в которой можно редактировать данные
11:48 - Ощадбанк привлечет 100 млн евро ЕБРР в обмен на свои акции
11:48 - Украина при необходимости продаст Молдове 700 млн кубометров газа
10:54 - Минэкономики назвало проблемы для деятельности набсоветов
10:54 - Братья Трофименко купили киевскую девелоперскую компанию у австрийца
10:54 - Суд приказал полностью остановить эксплуатацию главного офиса Укрэксимбанка
10:54 - Запорожский “Укрграфит” братьев Клюевых намерен построить цех графитации
10:36 - Выплаты клиентам МетЛайф за три квартала 2021 года выросли на 55%
10:36 - Страховые компании Центральной и Восточной Европы увеличили премии на 8%
10:36 - Страховая компания ARX проанализировала каналы общения с клиентами: большинство переходят в диджитал
10:36 - Фонд соцстраха оплатил с начала пандемии по больничным медработников 27 млн грн
10:36 - В Нидерландах могут запретить страховщикам покрывать риски программ-вымогателей
10:06 - ДПС Започатковує серію інформаційних роликів щодо одноразового (спеціального) добровільного декларування
10:06 - Майже 187 млн гривень іноземних доходів задекларували громадяни Дніпропетровщини
10:05 - Надходження до місцевих бюджетів Дніпропетровщини від юридичних осіб -«спрощенців» з початку 2021 року виросли на 17,1 %
10:05 - Надходження з рентних платежів від платників Дніпропетровської області цьогоріч збільшились на 87,4 відсотки
10:04 - Повернення переплати з ПДФО, яка виникає за наслідками проведення податковим агентом річного перерахунку сум доходу фізособи
10:03 - У порівнянні з минулим роком надходження рентної плати за воду до місцевих бюджетів Дніпропетровської області зросли майже на 31,6 млн гривень
10:03 - Формування податкового кредиту при застосуванні платником ПДВ обліку податкових зобов’язань за касовим методом та за подією, що сталася раніше


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар19.7136
Канадський долар21.333
Юань Женьміньбі4.1141
Куна4.0628
Чеська крона1.1919
Данська крона4.1096
Гонконгівський долар3.3821
Форинт0.084123
Індійська рупія0.35111
Рупія0.001861
Новий ізраїльський шекель8.197
Єна0.231
Теньге0.061814
Вона0.022338
Мексиканське песо1.3009
Молдовський лей1.5065
Новозеландський долар18.8065
Норвезька крона3.1485
Російський рубль0.37385
Саудівський ріял7.0095
Сінгапурський долар19.5173
Ренд1.7937
Шведська крона3.0647
Швейцарський франк28.6762
Єгипетський фунт1.6745
Фунт стерлінгів36.2511
Долар США26.2918
Білоруський рубль10.8869
Румунський лей6.1822
Турецька ліра2.7337
СПЗ (спеціальні права запозичення)37.1904
Болгарський лев15.6378
Євро30.5774
Злотий6.6536
Алжирський динар0.1942
Така0.31132
Вірменський драм0.054972
Іранський ріал0.00063375
Іракський динар0.018231
Сом0.31389
Ліванський фунт0.017657
Лівійський динар5.8373
Малайзійський ринггіт6.3551
Марокканський дирхам2.9409
Пакистанська рупія0.15613
Донг0.0011694
Бат0.78536
Дирхам ОАЕ7.2468
Туніський динар9.4198
Узбецький сум0.0024895
Туркменський новий манат7.605
Сербський динар0.26211
Азербайджанський манат15.662
Сомоні2.3536
Ларі8.5403
Бразильський реал4.9316
Золото47289.22
Срібло642.71
Платина28023.12
Паладій53355

Курси валют, встановлені НБУ на: 25.10.2021

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
CEEN7.57.57.57.575000.00
KER450450450450900.00

Дані за 22.10.2021