Как правильно продавать подписку на сервисы

19.09.2021 08:12 | Укррудпром

hbr-russia.ru, 31 августа 2021. Опубликовано 08:05 19 сентября 2021 года Компании из самых разных секторов — от Microsoft, Google и Nike до производителей автомобилей, промышленников и физических магазинов — переходят на подписную модель, и стратегия двухфазной монетизации тоже становится все популярнее.

 Представьте, что вы хотите посмотреть фильм. Вы открываете приложение Amazon и начинаете искать. Хотите посмотреть марвеловских “Мстителей” 2012 года? Этот фильм доступен на Amazon Prime бесплатно. Но если вам нужна последняя часть серии — “Мстители: Финал” (2019), то ее придется брать в прокат за отдельные $3,99. Впрочем, не все новые фильмы стоят отдельных денег и не все старые бесплатны. Так, с подпиской Prime можно бесплатно посмотреть последний фильм с Эдди Мерфи “Поездка в Америку 2”, но за классический “Полицейский из Беверли-Хиллз” (1984) нужно доплатить $2,99. В чем же дело?

В Amazon, как известно, очень взвешенно принимают все решения о подписках: что включать в наборы вместе со стандартной подпиской Prime, когда и на какой срок. Для этого компания, скорее всего, использует такие метрики, как стоимость первого стриминга — то есть стоимость съемки или лицензирования фильма, деленная на общее число подписчиков, посмотревших его. Со временем фильмы и сериалы, как правило, обесцениваются. По прошествии определенного срока стоимость отдельной продажи становится неоправданно высокой, и Amazon переводит их в стандартную подписку.

Такой двухэтапный подход к выводу услуг на рынок — пример стратегии “двухфазной монетизации подписок”. В рамках этой стратегии компании 1) сначала выводят новые сервисы как отдельные предложения, ориентируясь на целевую аудиторию самых заинтересованных клиентов, и быстро монетизируют услуги, а затем 2) добавляют эти услуги в существующие пакеты, состоящие из более зрелых сервисов, и монетизируют их в течение более долгого срока на более широкой клиентской базе.

Компании из самых разных секторов — от Microsoft, Google и Nike до производителей автомобилей, промышленников и физических магазинов — переходят на подписную модель, и стратегия двухфазной монетизации тоже становится все популярнее. При правильном исполнении она может компенсировать изначальные расходы на разработку нового предложения, дать компаниям быструю и полезную обратную связь по новым услугам и создать положительный импульс, который приведет к росту инвестиций в инновации. А когда компании добавляют новые сервисы в свои пакеты, это может оправдать постепенное увеличение стоимости подписки, ведь стоимость пакета в восприятии пользователей тоже растет.

Я работал с несколькими тысячами организаций, продающих подписки, и могу выделить три фактора, от которых зависит успешное принятие двухфазной стратегии монетизации. Во-первых, компании должны доказать преимущества этой стратегии, проверив новые сервисы по 13 атрибутам, составляющим так называемую Единую модель принятия подписки (ЕМПП). Я разработал ЕМПП как первую гибридную структуру для оценки общего потенциала предложений, совместив общепринятые модели принятия технологий и продуктов и скорректировав их главные атрибуты, чтобы они лучше соответствовали особенностям таких предложений. Во-вторых, со временем нужно добавлять новые сервисы или функции, чтобы поддерживать или увеличивать стоимость подписки. Наконец, компании должны учитывать, насколько эластичен спрос на данное предложение.

Давайте рассмотрим примеры применения этой двухфазной стратегии монетизации на практике.

Как устроены двухфазные подписки

Недавно к компаниям по разработке ПО (таким как Apple, Google, Amazon и Baidu) присоединились традиционные производители автомобилей. Они тоже начинают продавать подписки, предлагая самое продвинутое и интегрированное автомобильное ПО как услугу. Поэтому они становятся лучшими кандидатами для внедрения двухфазной стратегии монетизации.

Рассмотрим упрощенный сценарий такого кейса.

Предположим, что наш гипотетический производитель автомобилей уже составил базовую подписку, в которую входят три сервиса: навигация, помощь на дорогах и дистанционный запуск. Этот пакет предлагают всем потенциальным покупателям автомобилей за $89 в месяц. 10 тыс. автовладельцев уже приобрели базовую подписку и приносят производителю $890 тыс. ежемесячной выручки.

Предположим также, что отдел НИОКР этого же производителя уже разработал и подготовил к запуску еще две услуги: удаленные обновления ПО и полуавтономное управление.

Маркетологи провели исследование сегментации рынка и выяснили, что реально достижимый объем целевого рынка составляет 10 тыс. существующих водителей: 9 тыс. с низким доходом и 1 тыс. с высоким. На основании прошлых A/B-тестов производитель знает, что эластичность спроса на базовый пакет достаточно высока и составляет 0,9. Иными словами, увеличение общей цены пакета приведет к почти пропорциональному падению спроса. Исходя из расходов на разработку, компания также определила, что минимальная цена услуги удаленных обновлений составит $5 в месяц, а услуги полуавтономного вождения — $15 в месяц.

Как этой компании внедрить стратегию двухфазной монетизации?

Шаг 1: оцените готовность новых сервисов

Компании должны оценить зрелость предложения и определить, насколько рынок к нему готов. Единая модель принятия подписки (ЕМПП) — это гибридный подход к анализу общего потенциала предложений. Она измеряет все факторы, которые могут повлиять на принятие: функциональность, надежность, полезность, юзабилити, эффективность и привлекательность.

Для этого нужно оценить атрибуты качества сервиса, задав ряд главных вопросов. Например, чтобы измерить привлекательность, следует найти ответ на вопрос “Насколько пользователю небезразличен этот сервис?” Иными словами, вы измеряете уровень положительных эмоций, которые вызывает у пользователя сервис (например, интерес и удовольствие). Схожим образом, чтобы измерить полезность, нужно задать вопрос “Решает ли услуга реальные проблемы пользователя?” Нужно оценить ответ на каждый вопрос на спектре от высокого уровня к низкому, а затем сложить результаты и получить общую оценку.

Если проанализировать по этой структуре наши два гипотетических новых сервиса, сразу станет очевидна разница между ними. Первая услуга — удаленные обновления — находится на высокой стадии зрелости (55/60 баллов), и напротив, полуавтономное управление больше похоже на минимально жизнеспособный продукт (MVP) (32/60).

Общее качество сервиса можно считать надежным индикатором как зрелости рынка, так и проникновения на рынок. Рейтинг услуги удаленных обновлений показывает, что она хорошо распространена и принята на рынке (ее приняло уже позднее большинство покупателей). Иными словами, эта функция доступна в большинстве автомобилей. Автовладельцы рассчитывают, что ПО автомобилей должно обновляться удаленно, как ПО обычных компьютеров. И напротив, полуавтоматическое управление — это новый сервис, который по-прежнему находится на ранней стадии принятия. Эту функцию воспринимают как приятное, но необязательное дополнение.

Шаг 2: поймите, что включать в пакет, а что продавать отдельно

Сначала представим, что компания добавит обе услуги в существующую базовую подписку.

Подход 1: все по подписке

Как только компания добавит в подписку обе услуги, стоимость подписки вырастет — ведь она должна будет покрыть также расходы на разработку обеих услуг. Поэтому 2 тыс. подписчиков (20%) отменят свои подписки. Увеличение стоимости подписки едва ли покроет отток клиентов, и ежемесячная выручка снизится на 2% — с $890 тыс. до $872 тыс.

Подумаем об этой тенденции. Как только производитель добавляет в пакет из базовых услуг нечто приятное, но необязательное и повышает под этим предлогом стоимость подписки, это вызывает недовольство автовладельцев: их просят платить за услугу, которая им не нужна и о которой они не просили. Поскольку базовый пакет включает сервисы, которым легко найти замену, они легко отменят подписку.

Теперь посмотрим, как двухфазная стратегия монетизации может оказаться намного выгоднее для бизнеса. Второй пример покажет, что будет, если добавить автоматические обновления в базовый пакет, а полуавтоматическое управление запустить как отдельную дополнительную услугу.

Подход 2: стратегия совмещения

Услуга удаленного обновления вполне соответствует общей зрелости базового пакета, на который подписалось уже 10 тыс. человек. Добавляя ее в пакет, компания тоже поднимет общую стоимость подписки, чтобы покрыть расходы на НИОКР. Часть подписчиков все равно отменит подписку, но их доля будет намного ниже, и суммарная ежемесячная выручка вырастет.

Более того, производитель запустит полуавтоматическое управление как отдельную подписку еще за $15 в месяц. Ее целевой аудиторией станут водители, которые захотят или смогут переплачивать за эту функцию. Теперь у производителя будет два отдельных источника выручки.

Со временем полуавтоматическое управление станет более зрелой услугой: его будут предлагать все больше автопроизводителей, и общее качество услуги тоже вырастет. Ее примет и раннее, и позднее большинство потребителей. Тогда стоимость отдельной подписки станет необоснованной, и производителю придется включить эту функцию в стоимость базового пакета — и, возможно, на этом основании повысить его цену.

Но чтобы не потерять второй источник выручки, производителю будет нужно запустить новый сервис на замену полуавтоматическому управлению. Так возникнет непрерывный цикл инноваций, которые помогут бизнесу сохранить конкурентоспособность и в то же время увеличить выручку и минимизировать риски, связанные с новыми запусками.

***

В целом двухфазная стратегия монетизации — это доказанное, логичное и практичное решение вопроса о том, как лучше поступить: запускать новые услуги отдельно или добавлять их в существующие пакеты в современной изменчивой экономике подписок.

Но чтобы добиться успеха, нужно выполнить пару условий. Необходимо поддерживать постоянный поток инноваций, анализировать расходы, изучать подписчиков и следить за факторами, стимулирующими привлечение и удержание клиентов. Это непросто, но выгода того стоит — спросите хотя бы Amazon.

Об авторе

Стамос Канеллакис (Stamos Kanellakis) — старший стратег Subscribed Institute and Strategy Group. Консультирует компании, переходящие от бизнес-моделей, основанных на продуктах, к моделям, основанным на услугах. Ранее сотрудничал с компаниями PwC, CohnReznick и Dynatrace.

Додати коментар

Користувач:
email:





Ціна акцій росте,
Ринок – це безмежні можливості,
Інвестуй, бути успішним.

- Fin.Org.UA

Новини

10:15 - Садівники прогнозують зростання цін на яблука в Україні
07:35 - Фінансовий астрологічний прогноз на 12.07.2025
00:00 - Накази Міністерства енергетики України
00:00 - Новини від Міністерства енергетики України
00:00 - Регуляторні акти Міністерства енергетики України
21:26 - Курченку повідомили про заочну підозру у "привласненні" українських підприємств на Донбасі
21:00 - Новини 11 липня: парад кредитних угод, історичний максимум Bitcoin та підозра заступнику голови уряду московія
20:48 - Російські шахти зупиняють видобуток — бояться ще більших збитків
20:22 - Мінекономіки та ЮНІДО підписали угоду про запуск ініціативи зеленого індустріального відновлення за підтримки Японії
19:55 - Прибуткові ПрАТи – перший результат трансформації виробничого напряму УЗ під керівництвом Шрамка, - Rail Freight
19:52 - Прибуткові ПрАТи – перший результат трансформації виробничого напряму УЗ під керівництвом Шрамка, - Rail Freight
19:52 - Національний банк підписав Хартію стійкості людського капіталу
19:35 - Один бренд і 100 підконтрольних ФОП: слідчі викрили схему ухилення від податків
19:15 - Золото в диапазоне, но тестирует верхнюю границу
19:03 - Приватбанк отримає від ЄБРР 600 мільйонів євро на кредити бізнесу
18:45 - Понад $1 мільйон інвестицій у жіноче підприємництво: стартував прийом заявок на другий етап «СТВОРЮЙ!»
18:43 - Україна та ЄБРР підписали меморандум, який передбачає запуск нової фондової біржі
18:37 - Зернова справа на 12 мільйонів гривень: НАБУ вручило підозру прокурору спеціалізованої прокуратури
18:27 - Герман Галущенко і заступник Генсекретаря ПРООН Хаолян Сюй обговорили продовження підтримки українського енергосектору
18:25 - Герман Галущенко і заступник Генсекретаря ПРООН Хаолян Сюй обговорили продовження підтримки українського енергосектору
18:19 - Єдиний авіаносець флоту московія хочуть списати на металобрухт після семи років ремонту
18:08 - ТЕХ-СОФТ АТЛАС: як платять українці у 2025-му – тренди першого півріччя
18:01 - Санаторій в престижній Конча-Заспі: АРМА перевіряє аномальну ціну переможця аукціону
18:00 - 257 млн податків за останні 3 квартали: "Ябко" розкриває звітність за 2025 рік
17:30 - Мінекономіки презентувало бачення промислової політики на URC 2025 у Римі
17:30 - Як інвестувати в нерухомість під час війни
17:25 - Нацбанк показав курс долара та євро на понеділок 14 липня
17:24 - "Укргідроенерго" отримає від ЄІБ перший транш кредиту на відновлення ГЕС
17:00 - В червні українці купили 9,5 тисяч мотоциклів: яким маркам надають перевагу
16:43 - Кількість тривалих затримок російських авіакомпаній подвоїлася


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32237
Австралійський долар27.4982
Така0.34419
Канадський долар30.5128
Юань Женьміньбі5.8294
Чеська крона1.9807
Данська крона6.5456
Гонконгівський долар5.3228
Форинт0.122137
Індійська рупія0.48694
Рупія0.0025764
Новий ізраїльський шекель12.5313
Єна0.28423
Теньге0.079819
Вона0.030394
Ліванський фунт0.000467
Малайзійський ринггіт9.8235
Мексиканське песо2.234
Молдовський лей2.4644
Новозеландський долар25.1332
Норвезька крона4.1312
Саудівський ріял11.141
Сінгапурський долар32.6414
Донг0.0016004
Ренд2.3309
Шведська крона4.3805
Швейцарський франк52.4729
Бат1.28789
Дирхам ОАЕ11.3757
Туніський динар14.3979
Єгипетський фунт0.844
Фунт стерлінгів56.4233
Долар США41.7842
Сербський динар0.41692
Азербайджанський манат24.5746
Румунський лей9.6166
Турецька ліра1.0401
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.2078
Болгарський лев24.9711
Євро48.8416
Ларі15.3862
Злотий11.47
Золото139893.92
Срібло1572.99
Платина56985.71
Паладій48735.84

Курси валют, встановлені НБУ на 14.07.2025