“Гиперлуп” Криклия: станет ли общественный транспорт в Украине электрическим

04.12.2020 09:00 | Укррудпром

Апостроф, 3 декабря 2020. Опубликовано 07:20 04 декабря 2020 года Переход на электрический транспорт является общемировым трендом, повторит ли его Украина?

До 2030 года общественный транспорт в украинских городах станет электрическим, заявил министр инфраструктуры Владислав Криклий. По его словам, это определено Национальной транспортной стратегией Украины. “Апостроф” разбирался, насколько целесообразен и реалистичен этот проект, а также причем здесь МВФ и коррупция.

Общественный транспорт в Украине до 2030 года должен стать электрическим. Об этом заявил министр инфраструктуры Владислав Криклий.

По его словам, переход транспорта на электротягу и создание сопутствующей инфраструктуры определены Национальной транспортной стратегией Украины до 2030 года.

В частности, речь идет о том, что к указанному сроку на улицах украинских городов будут курсировать электробусы (а не воняющие гарью и соляркой автобусы, выпущенные 30, а то и 40 лет назад). А также троллейбусы, трамваи, метро и городские электрички, которые существуют и сегодня.

Слайды вместо стратегии

Что ж, отказ (постепенный) от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и внедрение электрического транспорта, как личного, так и общественного, является мировым трендом. Однако насколько озвученные министром планы реализуемы в Украине?

С этим могут возникнуть определенные проблемы.

В частности, как отметил в разговоре с “Апострофом” эксперт в сфере транспорта, глава общественной организации “Развитие инфраструктуры” Станислав Гвоздиков, транспортная стратегия, на которую ссылается министр, до сих пор не утверждена.

“Это всего лишь слайды, презентация. Это — грантовый проект, деньги по которому осваивала группа товарищей из офиса реформ Министерства инфраструктуры. Но нет плана действий — кто что делает, в какие сроки”, — пояснил он.

По его словам, перевод общественного транспорта на электричество не предусматривается, ни бюджетами, ни государственными или муниципальными программами. “Если мэр — продвинутый, любит свой город, хочет выделиться на фоне других мэров, он по собственной инициативе покупает электротранспорт”, — добавил Гвоздиков.

Поэтому, по словам эксперта, для начала нужно утвердить план имплементации упомянутой стратегии: “Если его утвердит Кабмин, то уже нельзя будет взять из бюджета деньги на автобусы, потому что будет прописано, что можно только электробусы”.

И, пока на законодательном уровне стратегия и план ее реализации не утверждены, все будет отдано на усмотрение местных властей.

При этом у многих будет соблазн покупать “по дешевке” подержанные автобусы в Европе, предупреждает эксперт по экономическому анализу и транспортной инфраструктуре Украинского института будущего Ярослав Пилипчук.

По его словам, в Европейском Союзе с каждым годом все больше ужесточаются экологические требования к транспорту, в связи с чем европейцы столкнутся с такой проблемой, как утилизация устаревшего подвижного состава. Утилизация в ЕС крайне дорога — куда дешевле сбыть эту рухлядь (в европейском понимании) в другие страны, в том числе и в Украину.

“Может возникнуть ситуация, когда мы, говоря о цели внедрить электромобили к 2030 году, будем закупать европейские подержанные автобусы”, — сказал Пилипчук в комментарии изданию.

 

Но, даже если предположить, что в нашей стране все же начнутся закупки электротранспорта, возникнет еще одна проблема — куда девать существующий подвижной состав? В Европе его не примут, вряд ли на это согласятся другие страны — разве что за очень большие деньги, которых у Украины нет, в связи с чем все придется утилизировать у себя. Вместе с тем хламом, который и сегодня ввозится в нашу страну, в основном, из Европы.

Бюджеты и займы

Еще один вопрос, который всегда возникает при обсуждении подобных масштабных проектов, — деньги.

Станислав Гвоздиков считает, что переход на электротранспорт в Украине вполне реалистичен с финансовой точки зрения. По его словам, инфраструктура электробусов сопоставима с инфраструктурой троллейбусов, и “электробус может даже будет дешевле”.

Ярослав Пилипчук рассказал, что, согласно расчетам, обновление парка городского транспорта Киева (речь, как минимум, о 1800 единицах) обойдется примерно в 600 миллионов евро.

Это — для традиционного подвижного состава: “Для электрического это будет, по грубой оценке, 800 миллионов евро”.

Если говорить о всей стране, то, по его словам, нужно закладывать, минимум, 5 миллиардов евро.

Однако, отметим от себя, это все-таки не разовая закупка, а период в целых 10 лет.

Кроме того, как заявил министр Криклий, для реализации проекта будут привлекаться кредитные средства. В частности, обновление транспортных парков в украинских городах с заменой их исключительно на электротранспорт планируется осуществить в рамках проекта “Городской общественный транспорт Украины II”, который финансируется Европейским инвестиционным банком (ЕИБ).

Так, на своем заседании 25 ноября Кабинет министров уполномочил Владислава Криклия подписать финансовое соглашение с ЕИБ по данному проекту. Размер займа составит 200 миллионов евро.

Пока утвержден предварительный список городов (всего 18), в которых будет реализовываться проект. Это Северодонецк, Винница, Ужгород, Черкассы, Кременчуг, Белая Церковь, Мелитополь, Каменское, Хмельницкий, Тернополь, Кривой Рог, Днепр, Луцк, Запорожье, Львов, Полтава, Одесса и Черновцы. Как видно, ни Киева, ни Харькова в этом перечне нет, однако его окончательный вариант будет утвержден после ратификации соглашения с ЕИБ. Хотя, вполне вероятно, Киева не будет и в окончательном списке, учитывая смету, приведенную выше.

Однако Украина в ближайшее время эти деньги может и не получить, предупреждает Ярослав Пилипчук. По его словам, в последнее время наша страна изрядно подмочила свою репутацию, и многие международные финансовые институты сейчас ставят сотрудничество с нами на паузу.

В частности, это касается Международного валютного фонда (МВФ), который не спешит выделять Украине транш, сумма которого должна составить порядка 700 миллионов долларов. Хотя, если МВФ все же решит в ближайшее время возобновить финансирование, это станет позитивным сигналом и для других международных кредиторов.

На заметку коррупционерам

Репутация Украины также страдает и от хорошо известного недуга под названием “коррупция”. И она может очень “хорошо” себя проявить при реализации данной амбициозной программы.

“Когда производятся закупки в таких масштабах, у чиновников есть возможность на этом “заработать”, а потому выбирают не самые эффективные варианты, а такие, по которым можно “договориться”, — говорит Ярослав Пилипчук.

То есть реальная сумма может существенно вырасти по сравнению с расчетной.

Но и это далеко не все. Реализацию проекта могут попросту саботировать.

“Если в муниципалитете присутствует маршруточное лобби, как, например, в столице, то никогда вы не увидите приобретенные за бюджетные деньги электробусы или, даже, троллейбусы”, — пояснил Станислав Гвоздиков.

Он напомнил, что киевские власти постоянно обещают убрать маршрутки с улиц города, но пока это сделать не удается.

Еще одной “проблемой” для коррупционеров является то, что на электротранспорте нет топлива, которое можно украсть и списать.

“Электричество очень легко посчитать. Кроме того, в электромобиле в два раза меньше деталей — ремонтировать нечего. На запчасти тратится примерно столько же, сколько и на топливо. А вы хотите купить электробусы, которые не нужно, ни обслуживать, ни заправлять. И как зарабатывать депутатам, которые в транспортных комиссиях согласовывают эти закупки?” , — иронизирует эксперт.

Импорт — экспорт

Следующий момент — кто будет производить электротранспорт для украинских городов?

По словам Владислава Криклия, нынешняя украинская власть, с одной стороны, намерена сохранить беспошлинный ввоз в страну электромобилей из-за границы, с другой, хочет стимулировать отечественный электроавтопром.

“Апостроф” ранее подробно разбирал эту ситуацию. Так, специалисты в области автомобильного транспорта, с которыми пообщалось издание, убеждены, что украинские предприятия в состоянии обеспечить электромобилями не только внутренний рынок, но и поставлять такие машины на экспорт, в частности, в Европу.

При этом эксперты напоминают, что украинский рынок полностью открыт для импорта электромобилей, с которыми отечественные производители просто не выдержат конкуренцию.

Кроме того, программа стимулирования отечественного производства, о которой говорит министр, представляет собой два законопроекта, которые предусматривают изменения в Налоговый и Таможенный кодексы, но эти документы приняты пока только в первом чтении.

Но, даже, если они станут законами, имеющихся в них стимулов будет недостаточно для создания конкурентного электроавтопрома. По словам генерального директора информационно-аналитической группы “Автоконсалтинг” Олега Омельницкого, у правительства по этому направлению отсутствует стратегия. Кроме того, в Украине должным образом не защищены права собственности и высок уровень коррупции (как же без нее).

Как можно больше обещаний

Учитывая все сказанное выше, напрашивается вопрос: зачем Владислав Криклий делает подобные заявления?

Эксперты, не сговариваясь, назвали действия министра инфраструктуры “сотрясанием воздуха”.

“Он мог еще сказать, например, что мы до 2030 года все будем летать на вертолетах”, — не без издевки говорит Станислав Гвоздиков, добавляя, что озвученный проект можно смело назвать “Гиперлупом Криклия” (предшественник Криклия Владимир Омелян активно продвигал в Украине проект Hyperloop, который должен был реализовываться под Днепром. Вскоре после отставки Омеляна проект был свернут. При этом бывшего министра инфраструктуры до сих пор подначивают “Гиперлупом” — “Апостроф”).

По мнению эксперта, главная причина того, что Криклий делает такие заявления, состоит в его некомпетентности.

Однако вполне возможна еще одна причина.

“У нас в правительстве — не только у министра инфраструктуры — практически каждую неделю появляются новые инициативы, которые раскручиваются в СМИ, чтобы продемонстрировать хоть какое-то движение, — рассказывает Ярослав Пилипчук. — Тактика состоит в том, чтобы больше обещать, и за этими обещаниями не видно провалов”.

Вместе с тем, сама идея перехода на электрический транспорт (пусть это будет в 2030 году) совершенно правильная, уверены эксперты. “Такую цель ставить нужно — вряд ли стоит сомневаться в том, что будущее за электрическим транспортом”, — резюмировал Пилипчук.

Виктор АВДЕЕНКО

Додати коментар

Користувач:
email:





Bonds are bought and sold,
Trading floors are full of noise,
The rhythm of growth.

- Fin.Org.UA

Новини

17:00 - Все менше бізнес-лідерів вважають інвестиційний клімат в Україні несприятливим
16:59 - До уваги платників!
16:57 - Ким засвідчується довіреність на проведення реєстрації/внесення змін у ДРФО та отримання картки платника податків, якщо у нотаріуса не можливо її засвідчити?
16:51 - Щодо статусу юридичної особи як платника єдиного податку четвертої групи
16:46 - До уваги платників податку на нерухоме майно, відмінне від земельної ділянки!
16:42 - Про ставку єдиного податку для ФОПа – платника ЄП першої/другої груп, якщо діяльність здійснюється на території однієї сільської, селищної або міської ради (не за місцем податкової адреси)
16:41 - Дохід, отриманий ФОПом на загальній системі оподаткування від провадження господарської діяльності підлягає оподаткуванню військовим збором
16:39 - Сума коштів або вартість товарів (робіт, послуг) перераховані (передані) до неприбуткових організацій: чи здійснюється коригування фінансового результату до оподаткування?
16:37 - Чи має право платник податку задекларувати бюджетне відшкодування, якщо з дня виникнення права на таке декларування минуло понад 1095 днів?
16:35 - Пункт пропуску "Орлівка" після атаки московія можуть відновлювати кілька тижнів
16:34 - До уваги резидентів Дія Сіті!
16:32 - Створюємо безбар’єрний простір: в ЦОПах Головного управління ДПС у Дніпропетровській області запроваджено використання абонентського доступу до Web-системи відеозв’язку з перекладачами жестової мови
16:31 - Порядок контролю за діяльністю бюро кредитних історій буде оновлено
16:30 - Мобільний застосунок «Моя податкова»: для отримання податкової знижки подайте податкову декларацію про майновий стан і доходи у зручний спосіб
16:30 - НБУ назвав найприбутковіші банки за дев'ять місяців 2025 року
16:29 - Юридичні особи спрямували до місцевих бюджетів Дніпропетровщини майже 679,0 млн грн податку на нерухоме майно
16:28 - До загального фонду держбюджету за користування радіочастотним спектром (радіочастотним ресурсом) України від платників Дніпропетровщини надійшло понад 1,0 млн грн рентної плати
16:27 - Дніпропетровщина: з початку року місцеві бюджети отримали від платників понад 38,1 млрд грн податків, зборів і платежів
16:26 - Засідання Комісії
16:25 - Консультаційний центр податкової Дніпропетровщини: дієва підтримка платників
16:25 - Мінрозвитку повідомило, які бази даних зробить публічними
16:24 - Дніпропетровщина: відкритий діалог податківців з платниками податків забезпечує ефективну взаємодію
16:23 - Сервіси Електронного кабінету: зручне і безпечне ведення обліку платежів
16:22 - «Податкові інспектори без кордонів»: Україна посилює контроль за трансфертним ціноутворенням
16:21 - ДПС та Податкова адміністрація Фінляндії VERO посилюють взаємодію щодо підвищення управлінської спроможності Служби
16:19 - Леся Карнаух: За 10 місяців більше половини загальних надходжень зведеного бюджету забезпечили 4 сектори економіки
16:10 - "Київстар" запустив технологію супутникового зв’язку Starlink по усій Україні
16:00 - Окупований Донбас замість питної води споживатиме токсичний сурогат
15:50 - Національний банк достроково відмінив застосовані до кредитної спілки обмеження
15:50 - Ворог вдарив по агрофірмі на Харківщині: загинули десятки свиней


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32461
Австралійський долар27.3486
Така0.34626
Канадський долар30.042
Юань Женьміньбі5.9648
Чеська крона2.0238
Данська крона6.5498
Гонконгівський долар5.4446
Форинт0.127871
Індійська рупія0.47481
Рупія0.0025374
Новий ізраїльський шекель12.9366
Єна0.27012
Теньге0.081554
Вона0.028701
Ліванський фунт0.000473
Малайзійський ринггіт10.2341
Мексиканське песо2.2981
Молдовський лей2.4752
Новозеландський долар23.7745
Норвезька крона4.1468
Саудівський ріял11.2972
Сінгапурський долар32.4883
Донг0.0016065
Ренд2.4513
Шведська крона4.4449
Швейцарський франк52.4754
Бат1.30482
Дирхам ОАЕ11.5362
Туніський динар14.3442
Єгипетський фунт0.8871
Фунт стерлінгів55.5488
Долар США42.3713
Сербський динар0.41697
Азербайджанський манат24.9214
Румунський лей9.6159
Турецька ліра0.9984
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.4641
Болгарський лев25.0096
Євро48.9177
Ларі15.671
Злотий11.5607
Золото172809.65
Срібло2129.12
Платина65224.26
Паладій58735.52

Курси валют, встановлені НБУ на 25.11.2025