“Гиперлуп” Криклия: станет ли общественный транспорт в Украине электрическим

04.12.2020 09:00 | Укррудпром

Апостроф, 3 декабря 2020. Опубликовано 07:20 04 декабря 2020 года Переход на электрический транспорт является общемировым трендом, повторит ли его Украина?

До 2030 года общественный транспорт в украинских городах станет электрическим, заявил министр инфраструктуры Владислав Криклий. По его словам, это определено Национальной транспортной стратегией Украины. “Апостроф” разбирался, насколько целесообразен и реалистичен этот проект, а также причем здесь МВФ и коррупция.

Общественный транспорт в Украине до 2030 года должен стать электрическим. Об этом заявил министр инфраструктуры Владислав Криклий.

По его словам, переход транспорта на электротягу и создание сопутствующей инфраструктуры определены Национальной транспортной стратегией Украины до 2030 года.

В частности, речь идет о том, что к указанному сроку на улицах украинских городов будут курсировать электробусы (а не воняющие гарью и соляркой автобусы, выпущенные 30, а то и 40 лет назад). А также троллейбусы, трамваи, метро и городские электрички, которые существуют и сегодня.

Слайды вместо стратегии

Что ж, отказ (постепенный) от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и внедрение электрического транспорта, как личного, так и общественного, является мировым трендом. Однако насколько озвученные министром планы реализуемы в Украине?

С этим могут возникнуть определенные проблемы.

В частности, как отметил в разговоре с “Апострофом” эксперт в сфере транспорта, глава общественной организации “Развитие инфраструктуры” Станислав Гвоздиков, транспортная стратегия, на которую ссылается министр, до сих пор не утверждена.

“Это всего лишь слайды, презентация. Это — грантовый проект, деньги по которому осваивала группа товарищей из офиса реформ Министерства инфраструктуры. Но нет плана действий — кто что делает, в какие сроки”, — пояснил он.

По его словам, перевод общественного транспорта на электричество не предусматривается, ни бюджетами, ни государственными или муниципальными программами. “Если мэр — продвинутый, любит свой город, хочет выделиться на фоне других мэров, он по собственной инициативе покупает электротранспорт”, — добавил Гвоздиков.

Поэтому, по словам эксперта, для начала нужно утвердить план имплементации упомянутой стратегии: “Если его утвердит Кабмин, то уже нельзя будет взять из бюджета деньги на автобусы, потому что будет прописано, что можно только электробусы”.

И, пока на законодательном уровне стратегия и план ее реализации не утверждены, все будет отдано на усмотрение местных властей.

При этом у многих будет соблазн покупать “по дешевке” подержанные автобусы в Европе, предупреждает эксперт по экономическому анализу и транспортной инфраструктуре Украинского института будущего Ярослав Пилипчук.

По его словам, в Европейском Союзе с каждым годом все больше ужесточаются экологические требования к транспорту, в связи с чем европейцы столкнутся с такой проблемой, как утилизация устаревшего подвижного состава. Утилизация в ЕС крайне дорога — куда дешевле сбыть эту рухлядь (в европейском понимании) в другие страны, в том числе и в Украину.

“Может возникнуть ситуация, когда мы, говоря о цели внедрить электромобили к 2030 году, будем закупать европейские подержанные автобусы”, — сказал Пилипчук в комментарии изданию.

 

Но, даже если предположить, что в нашей стране все же начнутся закупки электротранспорта, возникнет еще одна проблема — куда девать существующий подвижной состав? В Европе его не примут, вряд ли на это согласятся другие страны — разве что за очень большие деньги, которых у Украины нет, в связи с чем все придется утилизировать у себя. Вместе с тем хламом, который и сегодня ввозится в нашу страну, в основном, из Европы.

Бюджеты и займы

Еще один вопрос, который всегда возникает при обсуждении подобных масштабных проектов, — деньги.

Станислав Гвоздиков считает, что переход на электротранспорт в Украине вполне реалистичен с финансовой точки зрения. По его словам, инфраструктура электробусов сопоставима с инфраструктурой троллейбусов, и “электробус может даже будет дешевле”.

Ярослав Пилипчук рассказал, что, согласно расчетам, обновление парка городского транспорта Киева (речь, как минимум, о 1800 единицах) обойдется примерно в 600 миллионов евро.

Это — для традиционного подвижного состава: “Для электрического это будет, по грубой оценке, 800 миллионов евро”.

Если говорить о всей стране, то, по его словам, нужно закладывать, минимум, 5 миллиардов евро.

Однако, отметим от себя, это все-таки не разовая закупка, а период в целых 10 лет.

Кроме того, как заявил министр Криклий, для реализации проекта будут привлекаться кредитные средства. В частности, обновление транспортных парков в украинских городах с заменой их исключительно на электротранспорт планируется осуществить в рамках проекта “Городской общественный транспорт Украины II”, который финансируется Европейским инвестиционным банком (ЕИБ).

Так, на своем заседании 25 ноября Кабинет министров уполномочил Владислава Криклия подписать финансовое соглашение с ЕИБ по данному проекту. Размер займа составит 200 миллионов евро.

Пока утвержден предварительный список городов (всего 18), в которых будет реализовываться проект. Это Северодонецк, Винница, Ужгород, Черкассы, Кременчуг, Белая Церковь, Мелитополь, Каменское, Хмельницкий, Тернополь, Кривой Рог, Днепр, Луцк, Запорожье, Львов, Полтава, Одесса и Черновцы. Как видно, ни Киева, ни Харькова в этом перечне нет, однако его окончательный вариант будет утвержден после ратификации соглашения с ЕИБ. Хотя, вполне вероятно, Киева не будет и в окончательном списке, учитывая смету, приведенную выше.

Однако Украина в ближайшее время эти деньги может и не получить, предупреждает Ярослав Пилипчук. По его словам, в последнее время наша страна изрядно подмочила свою репутацию, и многие международные финансовые институты сейчас ставят сотрудничество с нами на паузу.

В частности, это касается Международного валютного фонда (МВФ), который не спешит выделять Украине транш, сумма которого должна составить порядка 700 миллионов долларов. Хотя, если МВФ все же решит в ближайшее время возобновить финансирование, это станет позитивным сигналом и для других международных кредиторов.

На заметку коррупционерам

Репутация Украины также страдает и от хорошо известного недуга под названием “коррупция”. И она может очень “хорошо” себя проявить при реализации данной амбициозной программы.

“Когда производятся закупки в таких масштабах, у чиновников есть возможность на этом “заработать”, а потому выбирают не самые эффективные варианты, а такие, по которым можно “договориться”, — говорит Ярослав Пилипчук.

То есть реальная сумма может существенно вырасти по сравнению с расчетной.

Но и это далеко не все. Реализацию проекта могут попросту саботировать.

“Если в муниципалитете присутствует маршруточное лобби, как, например, в столице, то никогда вы не увидите приобретенные за бюджетные деньги электробусы или, даже, троллейбусы”, — пояснил Станислав Гвоздиков.

Он напомнил, что киевские власти постоянно обещают убрать маршрутки с улиц города, но пока это сделать не удается.

Еще одной “проблемой” для коррупционеров является то, что на электротранспорте нет топлива, которое можно украсть и списать.

“Электричество очень легко посчитать. Кроме того, в электромобиле в два раза меньше деталей — ремонтировать нечего. На запчасти тратится примерно столько же, сколько и на топливо. А вы хотите купить электробусы, которые не нужно, ни обслуживать, ни заправлять. И как зарабатывать депутатам, которые в транспортных комиссиях согласовывают эти закупки?” , — иронизирует эксперт.

Импорт — экспорт

Следующий момент — кто будет производить электротранспорт для украинских городов?

По словам Владислава Криклия, нынешняя украинская власть, с одной стороны, намерена сохранить беспошлинный ввоз в страну электромобилей из-за границы, с другой, хочет стимулировать отечественный электроавтопром.

“Апостроф” ранее подробно разбирал эту ситуацию. Так, специалисты в области автомобильного транспорта, с которыми пообщалось издание, убеждены, что украинские предприятия в состоянии обеспечить электромобилями не только внутренний рынок, но и поставлять такие машины на экспорт, в частности, в Европу.

При этом эксперты напоминают, что украинский рынок полностью открыт для импорта электромобилей, с которыми отечественные производители просто не выдержат конкуренцию.

Кроме того, программа стимулирования отечественного производства, о которой говорит министр, представляет собой два законопроекта, которые предусматривают изменения в Налоговый и Таможенный кодексы, но эти документы приняты пока только в первом чтении.

Но, даже, если они станут законами, имеющихся в них стимулов будет недостаточно для создания конкурентного электроавтопрома. По словам генерального директора информационно-аналитической группы “Автоконсалтинг” Олега Омельницкого, у правительства по этому направлению отсутствует стратегия. Кроме того, в Украине должным образом не защищены права собственности и высок уровень коррупции (как же без нее).

Как можно больше обещаний

Учитывая все сказанное выше, напрашивается вопрос: зачем Владислав Криклий делает подобные заявления?

Эксперты, не сговариваясь, назвали действия министра инфраструктуры “сотрясанием воздуха”.

“Он мог еще сказать, например, что мы до 2030 года все будем летать на вертолетах”, — не без издевки говорит Станислав Гвоздиков, добавляя, что озвученный проект можно смело назвать “Гиперлупом Криклия” (предшественник Криклия Владимир Омелян активно продвигал в Украине проект Hyperloop, который должен был реализовываться под Днепром. Вскоре после отставки Омеляна проект был свернут. При этом бывшего министра инфраструктуры до сих пор подначивают “Гиперлупом” — “Апостроф”).

По мнению эксперта, главная причина того, что Криклий делает такие заявления, состоит в его некомпетентности.

Однако вполне возможна еще одна причина.

“У нас в правительстве — не только у министра инфраструктуры — практически каждую неделю появляются новые инициативы, которые раскручиваются в СМИ, чтобы продемонстрировать хоть какое-то движение, — рассказывает Ярослав Пилипчук. — Тактика состоит в том, чтобы больше обещать, и за этими обещаниями не видно провалов”.

Вместе с тем, сама идея перехода на электрический транспорт (пусть это будет в 2030 году) совершенно правильная, уверены эксперты. “Такую цель ставить нужно — вряд ли стоит сомневаться в том, что будущее за электрическим транспортом”, — резюмировал Пилипчук.

Виктор АВДЕЕНКО

Додати коментар

Користувач:
email:





Investing with smarts
Balancing risk and reward
Capital market gains.

- Fin.Org.UA

Новини

00:00 - Новини від Міністерства енергетики України
22:23 - 38-мі роковини аварії на Чорнобильській АЕС: Руслан Стрілець взяв участь у офіційних заходах під головуванням Президента Володимира Зеленського
21:57 - Затверджено Консолідовану фінансову звітність Національного банку України за 2023 рік та розподіл прибутку
21:00 - Новини 26 квітня: Сольського звільнили під заставу, Кабмін зберіг чинний тариф на електрику для населення
20:52 - Остін: США виділяють 6 млрд дол на замовлення зброї для України
20:49 - Здійснено черговий крок у запровадженні європейських вимог до капіталу банків і банківських груп
20:40 - Мінфін оновив дані про фінансування держбюджету від початку великої війни: хто став найбільшим донором 
20:35 - Два топменеджери Ощадбанку перейшли в правління "Сенс Банку"
20:10 - Квартири колаборанта Сальдо і росолігарха Шелкова в Одесі вдруге виставили на аукціон
19:58 - Рівень розрахунків населення за газ становить 95% – Чернишов
19:47 - У поліції Києва розповіли про причини обшуків у "Київтеплоенерго"
19:27 - З початку року від міжнародних партнерів надійшло близько 12 мільярдів доларів
19:14 - Захист ТЕЦ, ТЕС і ГЕС ніколи не відносився до відповідальності Мінінфраструктури – Кубраков
19:07 - Мінекономіки: Презентовано концепцію проекту Національної Стратегії розвитку сфери інтелектуальної власності до 2030 року
18:50 - Прем’єр-міністр зустрівся з очільницею МЗС Латвії
18:47 - У Києві через ремонт обмежать рух транспорту на кількох вулицях 
18:40 - У Центробанку московія стверджують, що конфіскація заморожених активів не вплине на фінстабільність московії
18:20 - Підприємці Харківщини зможуть отримати вдвічі більший грант від держави на розвиток
18:14 - World IP Day: презентовано концепцію проекту Національної Стратегії розвитку сфери інтелектуальної власності до 2030 року
17:49 - Суд зупинив ліцензію "Нафтогазу" на розподіл газу на Черкащині: компанія подала апеляцію
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 26.04.2024
17:44 - Денис Башлик: Ринок земель в Україні здатен впоратися з будь-якими викликами, завдяки чітко визначним передумовам
17:42 - Чи насправді буде обмежена робота онлайн-казино після Указу Президента?
17:37 - Японія продовжуватиме підтримку українського енергосектору: Зустрічі Германа Галущенка з представниками Уряду Японії
17:32 - Затверджено порядок організації психіатричної допомоги особам, стосовно яких передбачається застосування примусових заходів медичного характеру
17:29 - Продовжено строки на подання заявки для розрахунку обсягу квот щодо діяльності з культивування рослин роду коноплі — рішення уряду
17:28 - Японія продовжуватиме підтримку українського енергосектору: зустрічі Германа Галущенка з представниками Уряду Японії
17:26 - Уряд ухвалив постанову щодо строків державної атестації наукових установ
17:20 - Національний банк України анонсував низку кроків з валютної лібералізації
17:20 - Ухвалено закон щодо врахування страхового стажу закордоном для пенсії в Україні


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.8816
Канадський долар28.9972
Юань Женьміньбі5.4649
Чеська крона1.6867
Данська крона5.691
Гонконгівський долар5.0584
Форинт0.108183
Індійська рупія0.47511
Рупія0.0024423
Новий ізраїльський шекель10.4009
Єна0.25254
Теньге0.089457
Вона0.028796
Мексиканське песо2.2942
Молдовський лей2.22
Новозеландський долар23.5629
Норвезька крона3.5997
московський рубль0.43076
Сінгапурський долар29.0888
Ренд2.0991
Шведська крона3.6272
Швейцарський франк43.4084
Єгипетський фунт0.8269
Фунт стерлінгів49.5494
Долар США39.6015
Білоруський рубль14.3943
Азербайджанський манат23.2923
Румунський лей8.5282
Турецька ліра1.218
СПЗ (спеціальні права запозичення)52.1706
Болгарський лев21.6995
Євро42.4409
Злотий9.8181
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото92856.01
Срібло1091.89
Платина36302.7
Паладій38449.1

Курси валют, встановлені НБУ на 29.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861046.391046.391046.391046.391307987.50
2276561080.091080.091080.091080.09237619.80
2288111063.621063.621063.621063.6237226.70
229025985.42985.42985.42985.42782423.48
229470921.25921.25921.25921.25644875.00
2302621060.181060.181060.181060.18106018.00
CRSR061024.551025.321024.551025.3213328.39
FCOM011055.931055.931055.931055.9335901.62
FSTF021021.481022.251021.481022.2533733.48
USGK78454545454545454519657125.00

Дані за 26.04.2024