“Гиперлуп” Криклия: станет ли общественный транспорт в Украине электрическим

04.12.2020 09:00 | Укррудпром

Апостроф, 3 декабря 2020. Опубликовано 07:20 04 декабря 2020 года Переход на электрический транспорт является общемировым трендом, повторит ли его Украина?

До 2030 года общественный транспорт в украинских городах станет электрическим, заявил министр инфраструктуры Владислав Криклий. По его словам, это определено Национальной транспортной стратегией Украины. “Апостроф” разбирался, насколько целесообразен и реалистичен этот проект, а также причем здесь МВФ и коррупция.

Общественный транспорт в Украине до 2030 года должен стать электрическим. Об этом заявил министр инфраструктуры Владислав Криклий.

По его словам, переход транспорта на электротягу и создание сопутствующей инфраструктуры определены Национальной транспортной стратегией Украины до 2030 года.

В частности, речь идет о том, что к указанному сроку на улицах украинских городов будут курсировать электробусы (а не воняющие гарью и соляркой автобусы, выпущенные 30, а то и 40 лет назад). А также троллейбусы, трамваи, метро и городские электрички, которые существуют и сегодня.

Слайды вместо стратегии

Что ж, отказ (постепенный) от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и внедрение электрического транспорта, как личного, так и общественного, является мировым трендом. Однако насколько озвученные министром планы реализуемы в Украине?

С этим могут возникнуть определенные проблемы.

В частности, как отметил в разговоре с “Апострофом” эксперт в сфере транспорта, глава общественной организации “Развитие инфраструктуры” Станислав Гвоздиков, транспортная стратегия, на которую ссылается министр, до сих пор не утверждена.

“Это всего лишь слайды, презентация. Это — грантовый проект, деньги по которому осваивала группа товарищей из офиса реформ Министерства инфраструктуры. Но нет плана действий — кто что делает, в какие сроки”, — пояснил он.

По его словам, перевод общественного транспорта на электричество не предусматривается, ни бюджетами, ни государственными или муниципальными программами. “Если мэр — продвинутый, любит свой город, хочет выделиться на фоне других мэров, он по собственной инициативе покупает электротранспорт”, — добавил Гвоздиков.

Поэтому, по словам эксперта, для начала нужно утвердить план имплементации упомянутой стратегии: “Если его утвердит Кабмин, то уже нельзя будет взять из бюджета деньги на автобусы, потому что будет прописано, что можно только электробусы”.

И, пока на законодательном уровне стратегия и план ее реализации не утверждены, все будет отдано на усмотрение местных властей.

При этом у многих будет соблазн покупать “по дешевке” подержанные автобусы в Европе, предупреждает эксперт по экономическому анализу и транспортной инфраструктуре Украинского института будущего Ярослав Пилипчук.

По его словам, в Европейском Союзе с каждым годом все больше ужесточаются экологические требования к транспорту, в связи с чем европейцы столкнутся с такой проблемой, как утилизация устаревшего подвижного состава. Утилизация в ЕС крайне дорога — куда дешевле сбыть эту рухлядь (в европейском понимании) в другие страны, в том числе и в Украину.

“Может возникнуть ситуация, когда мы, говоря о цели внедрить электромобили к 2030 году, будем закупать европейские подержанные автобусы”, — сказал Пилипчук в комментарии изданию.

 

Но, даже если предположить, что в нашей стране все же начнутся закупки электротранспорта, возникнет еще одна проблема — куда девать существующий подвижной состав? В Европе его не примут, вряд ли на это согласятся другие страны — разве что за очень большие деньги, которых у Украины нет, в связи с чем все придется утилизировать у себя. Вместе с тем хламом, который и сегодня ввозится в нашу страну, в основном, из Европы.

Бюджеты и займы

Еще один вопрос, который всегда возникает при обсуждении подобных масштабных проектов, — деньги.

Станислав Гвоздиков считает, что переход на электротранспорт в Украине вполне реалистичен с финансовой точки зрения. По его словам, инфраструктура электробусов сопоставима с инфраструктурой троллейбусов, и “электробус может даже будет дешевле”.

Ярослав Пилипчук рассказал, что, согласно расчетам, обновление парка городского транспорта Киева (речь, как минимум, о 1800 единицах) обойдется примерно в 600 миллионов евро.

Это — для традиционного подвижного состава: “Для электрического это будет, по грубой оценке, 800 миллионов евро”.

Если говорить о всей стране, то, по его словам, нужно закладывать, минимум, 5 миллиардов евро.

Однако, отметим от себя, это все-таки не разовая закупка, а период в целых 10 лет.

Кроме того, как заявил министр Криклий, для реализации проекта будут привлекаться кредитные средства. В частности, обновление транспортных парков в украинских городах с заменой их исключительно на электротранспорт планируется осуществить в рамках проекта “Городской общественный транспорт Украины II”, который финансируется Европейским инвестиционным банком (ЕИБ).

Так, на своем заседании 25 ноября Кабинет министров уполномочил Владислава Криклия подписать финансовое соглашение с ЕИБ по данному проекту. Размер займа составит 200 миллионов евро.

Пока утвержден предварительный список городов (всего 18), в которых будет реализовываться проект. Это Северодонецк, Винница, Ужгород, Черкассы, Кременчуг, Белая Церковь, Мелитополь, Каменское, Хмельницкий, Тернополь, Кривой Рог, Днепр, Луцк, Запорожье, Львов, Полтава, Одесса и Черновцы. Как видно, ни Киева, ни Харькова в этом перечне нет, однако его окончательный вариант будет утвержден после ратификации соглашения с ЕИБ. Хотя, вполне вероятно, Киева не будет и в окончательном списке, учитывая смету, приведенную выше.

Однако Украина в ближайшее время эти деньги может и не получить, предупреждает Ярослав Пилипчук. По его словам, в последнее время наша страна изрядно подмочила свою репутацию, и многие международные финансовые институты сейчас ставят сотрудничество с нами на паузу.

В частности, это касается Международного валютного фонда (МВФ), который не спешит выделять Украине транш, сумма которого должна составить порядка 700 миллионов долларов. Хотя, если МВФ все же решит в ближайшее время возобновить финансирование, это станет позитивным сигналом и для других международных кредиторов.

На заметку коррупционерам

Репутация Украины также страдает и от хорошо известного недуга под названием “коррупция”. И она может очень “хорошо” себя проявить при реализации данной амбициозной программы.

“Когда производятся закупки в таких масштабах, у чиновников есть возможность на этом “заработать”, а потому выбирают не самые эффективные варианты, а такие, по которым можно “договориться”, — говорит Ярослав Пилипчук.

То есть реальная сумма может существенно вырасти по сравнению с расчетной.

Но и это далеко не все. Реализацию проекта могут попросту саботировать.

“Если в муниципалитете присутствует маршруточное лобби, как, например, в столице, то никогда вы не увидите приобретенные за бюджетные деньги электробусы или, даже, троллейбусы”, — пояснил Станислав Гвоздиков.

Он напомнил, что киевские власти постоянно обещают убрать маршрутки с улиц города, но пока это сделать не удается.

Еще одной “проблемой” для коррупционеров является то, что на электротранспорте нет топлива, которое можно украсть и списать.

“Электричество очень легко посчитать. Кроме того, в электромобиле в два раза меньше деталей — ремонтировать нечего. На запчасти тратится примерно столько же, сколько и на топливо. А вы хотите купить электробусы, которые не нужно, ни обслуживать, ни заправлять. И как зарабатывать депутатам, которые в транспортных комиссиях согласовывают эти закупки?” , — иронизирует эксперт.

Импорт — экспорт

Следующий момент — кто будет производить электротранспорт для украинских городов?

По словам Владислава Криклия, нынешняя украинская власть, с одной стороны, намерена сохранить беспошлинный ввоз в страну электромобилей из-за границы, с другой, хочет стимулировать отечественный электроавтопром.

“Апостроф” ранее подробно разбирал эту ситуацию. Так, специалисты в области автомобильного транспорта, с которыми пообщалось издание, убеждены, что украинские предприятия в состоянии обеспечить электромобилями не только внутренний рынок, но и поставлять такие машины на экспорт, в частности, в Европу.

При этом эксперты напоминают, что украинский рынок полностью открыт для импорта электромобилей, с которыми отечественные производители просто не выдержат конкуренцию.

Кроме того, программа стимулирования отечественного производства, о которой говорит министр, представляет собой два законопроекта, которые предусматривают изменения в Налоговый и Таможенный кодексы, но эти документы приняты пока только в первом чтении.

Но, даже, если они станут законами, имеющихся в них стимулов будет недостаточно для создания конкурентного электроавтопрома. По словам генерального директора информационно-аналитической группы “Автоконсалтинг” Олега Омельницкого, у правительства по этому направлению отсутствует стратегия. Кроме того, в Украине должным образом не защищены права собственности и высок уровень коррупции (как же без нее).

Как можно больше обещаний

Учитывая все сказанное выше, напрашивается вопрос: зачем Владислав Криклий делает подобные заявления?

Эксперты, не сговариваясь, назвали действия министра инфраструктуры “сотрясанием воздуха”.

“Он мог еще сказать, например, что мы до 2030 года все будем летать на вертолетах”, — не без издевки говорит Станислав Гвоздиков, добавляя, что озвученный проект можно смело назвать “Гиперлупом Криклия” (предшественник Криклия Владимир Омелян активно продвигал в Украине проект Hyperloop, который должен был реализовываться под Днепром. Вскоре после отставки Омеляна проект был свернут. При этом бывшего министра инфраструктуры до сих пор подначивают “Гиперлупом” — “Апостроф”).

По мнению эксперта, главная причина того, что Криклий делает такие заявления, состоит в его некомпетентности.

Однако вполне возможна еще одна причина.

“У нас в правительстве — не только у министра инфраструктуры — практически каждую неделю появляются новые инициативы, которые раскручиваются в СМИ, чтобы продемонстрировать хоть какое-то движение, — рассказывает Ярослав Пилипчук. — Тактика состоит в том, чтобы больше обещать, и за этими обещаниями не видно провалов”.

Вместе с тем, сама идея перехода на электрический транспорт (пусть это будет в 2030 году) совершенно правильная, уверены эксперты. “Такую цель ставить нужно — вряд ли стоит сомневаться в том, что будущее за электрическим транспортом”, — резюмировал Пилипчук.

Виктор АВДЕЕНКО

Додати коментар

Користувач:
email:





Shares rise and fall fast
Fortunes made or lost, such power
In the hands of few.

- Fin.Org.UA

Новини

08:30 - Як роботодавці готують кадри
08:00 - Ще не 4 тисячі доларів: учителям хочуть збільшити навантаження і зарплати
07:35 - Фінансовий астрологічний прогноз на 20.11.2025
22:12 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ТОВ «Меблева фабрика «Константа» (Львівська обл., Львівський р-н, Львівська ТГ, с. Рясне-Руське, вул. Свободи, 5)
22:11 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ТОВ «АКРІС АГРО ГРУП» (Рівненська обл., Рівненський р-н, с-ще Гоща, вул. Шевченка, 77 Б)
22:09 - По 11,5-18 годин. Скільки не буде світла в Києві 20 листопада
22:06 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди УКП «КОМУНАЛЬНИК» (Черкаська обл., Уманський р-н, Дмитрушківська сільська територіальна громада, за межами села Собківка)
22:01 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ТОВ «ІНГУЛЕЦЬ СТОРЕДЖ» («Зерновий склад» Дніпропетровська обл., Криворізький р-н, Карпівська ТГ, с. Карпівка, вул. Центральна, 189)
22:00 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ТОВ «ВЕРШИНА ФАСАДИ» (Чернiвецька обл., Чернiвецький район, територiальна громада Герцаїська, «Сільгосптехніка» урочище, вул. Чернiвецька СХТ, буд. 5А)
21:57 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ВІДДІЛ ОСВІТИ БІЛЕЦЬКОЇ СІЛЬСЬКОЇ РАДИ (ЗАКЛАД ДОШКІЛЬНОЇ ОСВІТИ «ДИТЯЧИЙ ЯСЛА-САДОК С. БІЛА БІЛЕЦЬКОЇ СІЛЬСЬКОЇ РАДИ» Тернопільська область, Тернопільський район, с. Біла, вул. Молодіжна, 20) (124265)
21:56 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ПП «ЛАН-ОІЛ ТРЕЙД» (Тернопільська обл., Кременецький р-н, місто Ланівці, вул. Загребельна, 5)
21:54 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ПІІ ТОВ «ДАНІКО» (Житомирська обл., Житомирський р-н, село Оліївка, вул. Садова, будинок 4)
21:53 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ТОВ "АВЕ ПАК КОМПАНІ" (Волинська область, Володимирський район, с. Низкиничі, вул. Свободи, 5А)
21:51 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ВК «САНТЕХМОНТАЖ» (м. Дніпро вул. Технічна, 5)
21:50 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ТОВ «АГРОФАЙР» (Житомирська обл., Коростенський р-н, м. Коростень, вул. Шевченка, буд. 46 Б)
21:49 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ПрАТ «Чижівська паперова фабрика» (Житомирська обл., Звягельський р-н., с. Чижівка, вул. Шевченка, 16)
21:48 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ФОП Шевчук Антон Михайлович (Вінницька область, Вінницький район, с. Бохоники, вул. Незалежності, 66 Ж)
21:45 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ТОВ «ДДГ» (Дніпропетровська область, Дніпровський район, смт. Слобожанське, вул. Каштанова, буд. 6)
21:43 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди АТ «УКРЗАЛІЗНИЦЯ» (Виробничий підрозділ «Гребінківська дистанція колії» регіональної філії «Південна залізниця» - Полтавська обл., Лубенський р-н, м.Гребінка, пров.Пирятинський, 1) (123244);
21:41 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди АТ «УКРЗАЛІЗНИЦЯ» (Виробничий підрозділ «Прилуцька дистанція колії» регіональної філії «Південна залізниця» - Чернігівська область, м. Прилуки, вул. Оранжерейна, 71 А) (123243)
21:40 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ТзОВ «ФУД ІМПОРТС» (Львівська обл., м. Радехів, вул. Транзитна, 5)
21:38 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди АТ «Гайворонський спецкар'єр» (Кіровоградська обл., Голованівський р-н, Гайворонська ТГ, м. Гайворон, пров. Кар'єрський, буд. 2)
21:33 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ТОВ "ГРАНОС ПРОДУКТ" (Харківська обл., Берестинськийрайон, селище Кегичівка, вулиця Калинова, будинок 49А)
21:31 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ТОВ «МАГ-ПЛЮС» (Черкаська область, Черкаський район, с. Мошни, вул. Спасо-Преображенська, 127)
21:30 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ТОВ «СОКАР ПЕТРОЛЕУМ» (Одеська обл., м. Одеса, вул. Чорноморського козацтва, буд. 159)
21:28 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ТОВ «Хйорт Кнудсен Україна» (Львівська обл., Львівський р-н, Львівська ТГ, м. Львів, вул. Вулецька, 14)
21:27 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ПРАТ«ГАЛЕНЕРГОБУДПРОМ» (Львівська область, Стрийський р-н, село Дуліби, вул. Заводська, буд. 2);
21:25 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ТОВ «ПЕТРОЛ КОНТРАКТ» (Полтавська область, Лубенський район, Хорольська териториальна громада, с. Глибока Долина, вул. Глибокодолинська, 27а)
21:24 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ТОВ З ІІ «ВОРТЕКС» (Дніпропетровська область, м. Дніпро, вул. Гаванська, 8д)
21:22 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ВІДДІЛ ОСВІТИ БІЛЕЦЬКОЇ СІЛЬСЬКОЇ РАДИ (ЗАКЛАД ДОШКІЛЬНОЇ ОСВІТИ «ДИТЯЧИЙ ЯСЛА-САДОК С. БІЛА БІЛЕЦЬКОЇ СІЛЬСЬКОЇ РАДИ» Тернопільська область, Тернопільський район, с. Біла, вул. Молодіжна, 20) (122573)


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.3229
Австралійський долар27.3195
Така0.344
Канадський долар30.0527
Юань Женьміньбі5.9201
Чеська крона2.018
Данська крона6.5254
Гонконгівський долар5.4058
Форинт0.127502
Індійська рупія0.47517
Рупія0.0025187
Новий ізраїльський шекель12.8999
Єна0.26942
Теньге0.081173
Вона0.028725
Ліванський фунт0.00047
Малайзійський ринггіт10.1445
Мексиканське песо2.2969
Молдовський лей2.4758
Новозеландський долар23.691
Норвезька крона4.1503
Саудівський ріял11.2244
Сінгапурський долар32.2788
Донг0.0015958
Ренд2.454
Шведська крона4.432
Швейцарський франк52.4873
Бат1.29862
Дирхам ОАЕ11.4609
Туніський динар14.2946
Єгипетський фунт0.8882
Фунт стерлінгів55.2157
Долар США42.0948
Сербський динар0.41557
Азербайджанський манат24.7616
Румунський лей9.5781
Турецька ліра0.9938
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.1513
Болгарський лев24.9214
Євро48.7374
Ларі15.5665
Злотий11.53
Золото173228.94
Срібло2197.92
Платина66278.26
Паладій60062.54

Курси валют, встановлені НБУ на 20.11.2025