“Гиперлуп” Криклия: станет ли общественный транспорт в Украине электрическим

04.12.2020 09:00 | Укррудпром

Апостроф, 3 декабря 2020. Опубликовано 07:20 04 декабря 2020 года Переход на электрический транспорт является общемировым трендом, повторит ли его Украина?

До 2030 года общественный транспорт в украинских городах станет электрическим, заявил министр инфраструктуры Владислав Криклий. По его словам, это определено Национальной транспортной стратегией Украины. “Апостроф” разбирался, насколько целесообразен и реалистичен этот проект, а также причем здесь МВФ и коррупция.

Общественный транспорт в Украине до 2030 года должен стать электрическим. Об этом заявил министр инфраструктуры Владислав Криклий.

По его словам, переход транспорта на электротягу и создание сопутствующей инфраструктуры определены Национальной транспортной стратегией Украины до 2030 года.

В частности, речь идет о том, что к указанному сроку на улицах украинских городов будут курсировать электробусы (а не воняющие гарью и соляркой автобусы, выпущенные 30, а то и 40 лет назад). А также троллейбусы, трамваи, метро и городские электрички, которые существуют и сегодня.

Слайды вместо стратегии

Что ж, отказ (постепенный) от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и внедрение электрического транспорта, как личного, так и общественного, является мировым трендом. Однако насколько озвученные министром планы реализуемы в Украине?

С этим могут возникнуть определенные проблемы.

В частности, как отметил в разговоре с “Апострофом” эксперт в сфере транспорта, глава общественной организации “Развитие инфраструктуры” Станислав Гвоздиков, транспортная стратегия, на которую ссылается министр, до сих пор не утверждена.

“Это всего лишь слайды, презентация. Это — грантовый проект, деньги по которому осваивала группа товарищей из офиса реформ Министерства инфраструктуры. Но нет плана действий — кто что делает, в какие сроки”, — пояснил он.

По его словам, перевод общественного транспорта на электричество не предусматривается, ни бюджетами, ни государственными или муниципальными программами. “Если мэр — продвинутый, любит свой город, хочет выделиться на фоне других мэров, он по собственной инициативе покупает электротранспорт”, — добавил Гвоздиков.

Поэтому, по словам эксперта, для начала нужно утвердить план имплементации упомянутой стратегии: “Если его утвердит Кабмин, то уже нельзя будет взять из бюджета деньги на автобусы, потому что будет прописано, что можно только электробусы”.

И, пока на законодательном уровне стратегия и план ее реализации не утверждены, все будет отдано на усмотрение местных властей.

При этом у многих будет соблазн покупать “по дешевке” подержанные автобусы в Европе, предупреждает эксперт по экономическому анализу и транспортной инфраструктуре Украинского института будущего Ярослав Пилипчук.

По его словам, в Европейском Союзе с каждым годом все больше ужесточаются экологические требования к транспорту, в связи с чем европейцы столкнутся с такой проблемой, как утилизация устаревшего подвижного состава. Утилизация в ЕС крайне дорога — куда дешевле сбыть эту рухлядь (в европейском понимании) в другие страны, в том числе и в Украину.

“Может возникнуть ситуация, когда мы, говоря о цели внедрить электромобили к 2030 году, будем закупать европейские подержанные автобусы”, — сказал Пилипчук в комментарии изданию.

 

Но, даже если предположить, что в нашей стране все же начнутся закупки электротранспорта, возникнет еще одна проблема — куда девать существующий подвижной состав? В Европе его не примут, вряд ли на это согласятся другие страны — разве что за очень большие деньги, которых у Украины нет, в связи с чем все придется утилизировать у себя. Вместе с тем хламом, который и сегодня ввозится в нашу страну, в основном, из Европы.

Бюджеты и займы

Еще один вопрос, который всегда возникает при обсуждении подобных масштабных проектов, — деньги.

Станислав Гвоздиков считает, что переход на электротранспорт в Украине вполне реалистичен с финансовой точки зрения. По его словам, инфраструктура электробусов сопоставима с инфраструктурой троллейбусов, и “электробус может даже будет дешевле”.

Ярослав Пилипчук рассказал, что, согласно расчетам, обновление парка городского транспорта Киева (речь, как минимум, о 1800 единицах) обойдется примерно в 600 миллионов евро.

Это — для традиционного подвижного состава: “Для электрического это будет, по грубой оценке, 800 миллионов евро”.

Если говорить о всей стране, то, по его словам, нужно закладывать, минимум, 5 миллиардов евро.

Однако, отметим от себя, это все-таки не разовая закупка, а период в целых 10 лет.

Кроме того, как заявил министр Криклий, для реализации проекта будут привлекаться кредитные средства. В частности, обновление транспортных парков в украинских городах с заменой их исключительно на электротранспорт планируется осуществить в рамках проекта “Городской общественный транспорт Украины II”, который финансируется Европейским инвестиционным банком (ЕИБ).

Так, на своем заседании 25 ноября Кабинет министров уполномочил Владислава Криклия подписать финансовое соглашение с ЕИБ по данному проекту. Размер займа составит 200 миллионов евро.

Пока утвержден предварительный список городов (всего 18), в которых будет реализовываться проект. Это Северодонецк, Винница, Ужгород, Черкассы, Кременчуг, Белая Церковь, Мелитополь, Каменское, Хмельницкий, Тернополь, Кривой Рог, Днепр, Луцк, Запорожье, Львов, Полтава, Одесса и Черновцы. Как видно, ни Киева, ни Харькова в этом перечне нет, однако его окончательный вариант будет утвержден после ратификации соглашения с ЕИБ. Хотя, вполне вероятно, Киева не будет и в окончательном списке, учитывая смету, приведенную выше.

Однако Украина в ближайшее время эти деньги может и не получить, предупреждает Ярослав Пилипчук. По его словам, в последнее время наша страна изрядно подмочила свою репутацию, и многие международные финансовые институты сейчас ставят сотрудничество с нами на паузу.

В частности, это касается Международного валютного фонда (МВФ), который не спешит выделять Украине транш, сумма которого должна составить порядка 700 миллионов долларов. Хотя, если МВФ все же решит в ближайшее время возобновить финансирование, это станет позитивным сигналом и для других международных кредиторов.

На заметку коррупционерам

Репутация Украины также страдает и от хорошо известного недуга под названием “коррупция”. И она может очень “хорошо” себя проявить при реализации данной амбициозной программы.

“Когда производятся закупки в таких масштабах, у чиновников есть возможность на этом “заработать”, а потому выбирают не самые эффективные варианты, а такие, по которым можно “договориться”, — говорит Ярослав Пилипчук.

То есть реальная сумма может существенно вырасти по сравнению с расчетной.

Но и это далеко не все. Реализацию проекта могут попросту саботировать.

“Если в муниципалитете присутствует маршруточное лобби, как, например, в столице, то никогда вы не увидите приобретенные за бюджетные деньги электробусы или, даже, троллейбусы”, — пояснил Станислав Гвоздиков.

Он напомнил, что киевские власти постоянно обещают убрать маршрутки с улиц города, но пока это сделать не удается.

Еще одной “проблемой” для коррупционеров является то, что на электротранспорте нет топлива, которое можно украсть и списать.

“Электричество очень легко посчитать. Кроме того, в электромобиле в два раза меньше деталей — ремонтировать нечего. На запчасти тратится примерно столько же, сколько и на топливо. А вы хотите купить электробусы, которые не нужно, ни обслуживать, ни заправлять. И как зарабатывать депутатам, которые в транспортных комиссиях согласовывают эти закупки?” , — иронизирует эксперт.

Импорт — экспорт

Следующий момент — кто будет производить электротранспорт для украинских городов?

По словам Владислава Криклия, нынешняя украинская власть, с одной стороны, намерена сохранить беспошлинный ввоз в страну электромобилей из-за границы, с другой, хочет стимулировать отечественный электроавтопром.

“Апостроф” ранее подробно разбирал эту ситуацию. Так, специалисты в области автомобильного транспорта, с которыми пообщалось издание, убеждены, что украинские предприятия в состоянии обеспечить электромобилями не только внутренний рынок, но и поставлять такие машины на экспорт, в частности, в Европу.

При этом эксперты напоминают, что украинский рынок полностью открыт для импорта электромобилей, с которыми отечественные производители просто не выдержат конкуренцию.

Кроме того, программа стимулирования отечественного производства, о которой говорит министр, представляет собой два законопроекта, которые предусматривают изменения в Налоговый и Таможенный кодексы, но эти документы приняты пока только в первом чтении.

Но, даже, если они станут законами, имеющихся в них стимулов будет недостаточно для создания конкурентного электроавтопрома. По словам генерального директора информационно-аналитической группы “Автоконсалтинг” Олега Омельницкого, у правительства по этому направлению отсутствует стратегия. Кроме того, в Украине должным образом не защищены права собственности и высок уровень коррупции (как же без нее).

Как можно больше обещаний

Учитывая все сказанное выше, напрашивается вопрос: зачем Владислав Криклий делает подобные заявления?

Эксперты, не сговариваясь, назвали действия министра инфраструктуры “сотрясанием воздуха”.

“Он мог еще сказать, например, что мы до 2030 года все будем летать на вертолетах”, — не без издевки говорит Станислав Гвоздиков, добавляя, что озвученный проект можно смело назвать “Гиперлупом Криклия” (предшественник Криклия Владимир Омелян активно продвигал в Украине проект Hyperloop, который должен был реализовываться под Днепром. Вскоре после отставки Омеляна проект был свернут. При этом бывшего министра инфраструктуры до сих пор подначивают “Гиперлупом” — “Апостроф”).

По мнению эксперта, главная причина того, что Криклий делает такие заявления, состоит в его некомпетентности.

Однако вполне возможна еще одна причина.

“У нас в правительстве — не только у министра инфраструктуры — практически каждую неделю появляются новые инициативы, которые раскручиваются в СМИ, чтобы продемонстрировать хоть какое-то движение, — рассказывает Ярослав Пилипчук. — Тактика состоит в том, чтобы больше обещать, и за этими обещаниями не видно провалов”.

Вместе с тем, сама идея перехода на электрический транспорт (пусть это будет в 2030 году) совершенно правильная, уверены эксперты. “Такую цель ставить нужно — вряд ли стоит сомневаться в том, что будущее за электрическим транспортом”, — резюмировал Пилипчук.

Виктор АВДЕЕНКО

Добавить комментарий

Автор:

Введите Код, указанный на рисунке
 




Новини

19:42 - Кабмин утвердил план корпоратизации госпредприятия “Оператор рынка”
19:42 - В Днепропетровской области на продажу выставили электростанцию Сергея Таруты и Олега Мкртчана
19:18 - Пасажири Укрзалізниці у 2020 році 66 % квитків придбали онлайн
18:48 - Суд продлил меру пресечения для менеджера Николая Злочевского по делу о рекордной взятке
18:48 - Денис Шмыгаль анонсировал реализацию первой концессионной дороги в 2021 году
18:48 - СБУ обнаружила схему незаконного ввоза подержанных импортных грузовиков
18:48 - Американская Silvaco покупает украинского разработчика решений по автоматизации проектирования интегральных микросхем
18:48 - Порт “Пивденный” загружает два судна железорудным сырьем
18:36 - Коментар МЗС України до Дня соборності України
18:36 - У Мінекономіки проаналізували стан підготовки пріоритетних для держави інвестиційних проектів
18:36 - Сергій Шкарлет анонсував нові можливості на платформі «Всеукраїнська школа онлайн»
17:54 - На Закарпатті за минулий рік виявлено 37 рішень органів місцевого самоврядування, прийнятих з порушенням закону
17:54 - Сектор ДРС у Волинській області активізовує роботу з новоствореними районними радами та територіальними громадами щодо дотримання принципів державної регуляторної політики у господарській діяльності органів місцевого самоврядування
17:54 -  Кино и немцы. Кто дал Навальному деньги на фильм о путинском дворце
17:54 - Инвестиции в Украину упали до 20-летнего минимума
17:54 - Сергея Таруту и Вадима Новинского лишат в Раде зарплаты за прогулы
17:54 - В 2020 году промышленное производство в Украине сократилось более чем на 5%
17:54 - Обрушившийся на Майдане потолок перехода был построен к Евро-2012 за счет инвесторов
17:54 - “Укрзализныця” за два дня продала на аукционах более полумиллиона вагоноотправок
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 22.01.2021
17:00 - Суд открыл дело о банкротстве компании, владеющей сетью “Фуршет”
17:00 - Офис Национального инвестсовета при Владимире Зеленском хочет создать 2 фонда для IPO госкомпаний
17:00 - В 2020 году НБУ вернул более 2 млрд гривен рефинанса неплатежеспособных банков
17:00 - Соглашение о вхождении IFC в капитал государственного “Укргазбанка” подпишут 25 января
17:00 - Кабмин рассчитывает на повышение кредитных рейтингов Украины
16:30 - Уряд розпочав публічне обговорення Національної економічної стратегії до 2030 року
16:30 - Держкомтелерадіо не дав дозвіл на ввезення в Україну ще 18 книг, які містять пропаганду держави-агресора
16:30 - До уваги школярів 9-х класів та їхніх батьків: роз’яснення щодо набору до 10-11 класів
16:30 - МОН постійно працює над удосконаленням умов для забезпечення доступу до освіти для осіб з тимчасово окупованих територій, – заступник Міністра Андрій Вітренко
16:30 - Продовжено дію міжнародного Проекту щодо удосконалення системи експортного контролю


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар21.7094
Канадський долар22.1596
Юань Женьміньбі4.3435
Куна4.527
Чеська крона1.3097
Данська крона4.6036
Гонконгівський долар3.633
Форинт0.095766
Індійська рупія0.38595
Рупія0.0020063
Новий ізраїльський шекель8.5853
Єна0.27135
Теньге0.067086
Вона0.025519
Мексиканське песо1.4114
Молдовський лей1.6138
Новозеландський долар20.2026
Норвезька крона3.3146
Російський рубль0.37578
Саудівський ріял7.5078
Сінгапурський долар21.2036
Ренд1.8634
Шведська крона3.397
Швейцарський франк31.7941
Єгипетський фунт1.7901
Фунт стерлінгів38.4309
Долар США28.1648
Білоруський рубль11.099
Азербайджанський манат16.5783
Румунський лей7.0275
Турецька ліра3.7892
СПЗ (спеціальні права запозичення)40.6035
Болгарський лев17.5176
Євро34.2526
Злотий7.5434
Алжирський динар0.21416
Така0.33343
Вірменський драм0.054105
Іранський ріал0.0006732
Іракський динар0.019366
Сом0.3421
Ліванський фунт0.018756
Лівійський динар21.1383
Малайзійський ринггіт7.0047
Марокканський дирхам3.1763
Донг0.0012244
Бат0.9445
Дирхам ОАЕ7.698
Туніський динар10.5192
Узбецький сум0.0026988
Новий тайванський долар1.006
Туркменський новий манат8.0785
Ганське седі4.8198
Сербський динар0.29536
Сомоні2.5022
Ларі8.6366
Бразильський реал5.4505
Золото51799.01
Срібло708.17
Платина30727.23
Паладій66505.54

Курси валют, встановлені НБУ на: 25.01.2021

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
BAVL0.460.460.450.45294000.00
CEEN8.38.38.38.3415000.00
MHPC177.5200177.520015775.00
SHCHZ1616161616000.00
UNAF1951951951955850.00
YASK0.2080.2080.2080.2084368.00

Дані за 22.01.2021