Миротворчество задним числом

25.11.2020 08:06 | Укррудпром

vtimes.io, 23 ноября 2020. Опубликовано 08:00 25 ноября 2020 года На каком основании российские военные отправились в Нагорный Карабах?

9 ноября 2020 г. президент Азербайджана, премьер-министр Армении и президент России подписали заявление о полном прекращении огня и всех военных действий в зоне нагорно-карабахского конфликта с 00.00 по московскому времени 10 ноября 2020 г. Тогда же, 10 ноября (но мы не знаем часа подписания), президент России издал указ “О мерах по поддержанию мира в Нагорном Карабахе” №695 (вступил в силу со дня его подписания). По сообщениям Министерства обороны России, “с 6.00 (мск) 10 ноября 2020 г. параллельно с выводом армянских вооруженных сил Российская Федерация приступила к развертыванию миротворческого контингента в зоне нагорно-карабахского конфликта в количестве 1960 военнослужащих, 90 бронетранспортеров, 380 единиц автомобильной и специальной техники”. Именно в это время первые подразделения российского миротворческого контингента пошли грузиться на военно-транспортные самолеты Ил-76 в Ульяновске, чтобы отправиться в Нагорный Карабах.

И только 18 ноября Совет Федерации дал согласие президенту России на отправку в Нагорный Карабах с 10 ноября миротворческого военного контингента с необходимым вооружением и спецтехникой.

Как можно воевать за границей

Юристы спрашивают: а что, так можно было? Часть 1 пункта “г” статьи 102 Конституции России относит решение вопроса об использовании Вооруженных сил за пределами ее территории к исключительному ведению Совета Федерации. Без решения сенаторов невозможно направить российских военных за границу. Такое правило было установлено специально в противовес советским традициям “оказания международной помощи”. Кроме этого, это исключительное полномочие Совета Федерации — специальный ограничитель власти президента как верховного главнокомандующего: палата парламента должна быть препятствием при попытке необоснованного использования российской армии для внешнего вмешательства.

Во исполнение этого положения Конституции в 1995 г. принят федеральный закон “О порядке предоставления Россией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности” (закон о миротворцах). В статье 2 этого закона максимально полно раскрыто понятие миротворческой деятельности, определена процедура принятия решения об отправке персонала и жестко закрытым способом зафиксированы случаи, на которые закон не распространяется. В статье 5 сказано, что его действие не распространяется на порядок использования армии, если на страну совершено вооруженное нападение (статья 51 Устава ООН), то есть сформулированы и иные основания для применения военной силы за рубежом.

Так был создан полный набор правовых инструментов для защиты существа конституционной нормы.

Но в 2006 г. принят закон “О противодействии терроризму”, и в нем, в части 3 статьи 10, появилась норма о так называемом оперативном внешнем использовании Вооруженных сил. Центр принятия решения иной: “Решение об использовании за пределами территории России формирований Вооруженных сил для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности принимается президентом России на основании соответствующего постановления Совета Федерации”. Казалось бы: что такого? Небольшая перестановка слов и иная расстановка акцентов. Но дьявол всегда в деталях: почти незаметно искажается смысл конституционной нормы — простым добавлением новых, отличных от конституционных, оснований и небольшой корректировкой процедуры.

Еще несколько лет Россия продолжала посылать военных за свои пределы по закону о миротворцах. И всякий раз президент по полной процедуре вносил предложение в Совет Федерации, и Совет Федерации соглашался. Даже когда надо было всего на 100 человек увеличить число российских “голубых касок” в Боснии и Герцеговине.

Война не нуждается в одобрении

Так происходило вплоть до лета 2008 г., когда после начала российско-грузинского конфликта спикер Совета Федерации Сергей Миронов вдруг заявил, что палата не будет собираться на экстренное заседание, чтобы дать согласие на введение российского контингента в Грузию. “В Южной Осетии действует не воинский контингент. Мы увеличиваем миротворческий контингент, а это не требует одобрения палаты. Этого не требует Конституция”, — сказал он.

В СМИ разразился скандал, что заставило президента и Совет Федерации соблюсти конституционные приличия. 25 августа, через 17 дней после ввода войск в Грузию, первый соблаговолил-таки обратиться, а второй — “дать согласие на использование дополнительных миротворческих сил для поддержания мира и безопасности в зоне грузино-осетинского конфликта с 8 августа 2008 г.”.

Спустя год, 10 августа 2009 г., президент Дмитрий Медведев встретился в Сочи с руководителями политических партий, представленных в Госдуме, и предложил им принять документ, касающийся порядка применения военной силы за пределами России. “Считаю, что эти вопросы должны иметь абсолютно точную, четкую регламентацию”, — заявил он. И в 2009 г. в федеральный закон об обороне были внесены изменения, аналогичные норме “антитеррористического” закона в части “оперативного” использования Вооруженных сил за пределами страны.

Так появилась возможность использовать армию за границами страны без санкции ООН и вне пределов действующих международных обязательств России, без ограничений. Главное — сформулировать интересы России и необходимость их защиты. Такой порядок и стал использоваться при оформлении решений о любых военных экспансиях.

Вскоре подоспел еще один акт — постановление Совета Федерации от 16 декабря 2009 г.: палата, изначально наделенная правом-обязанностью ограничителя неконтролируемого использования армии вне территории России, в одностороннем порядке отказалась от исполнения конституционного предписания принимать решения об использовании Вооруженных сил за пределами территории России и передала его президенту. С формулировкой “предоставить возможность принимать решения”.

Конституцию меняет даже не закон, а всего лишь постановление палаты парламента! Чтобы никто не заметил!

Конституционная формула об исключительном праве Совета Федерации чудесным образом трансформировалась в формальное одобрение решения, принятого другим властным субъектом.

Нет никаких сомнений, что Совет Федерации не имел права принимать подобное постановление и таким образом перераспределять государственно-властные полномочия в ущерб важнейшему принципу конституционного строя — системе разделения властей.

По закону о миротворцах

Но вопрос об обжаловании этого документа не возник, видимо, в силу его незаметности. Да и кто знает, какая бы судьба была у такого обжалования. Похожий вопрос в нашей конституционной истории уже возникал, правда, в ситуации использования Вооруженных сил внутри страны, когда группа депутатов Государственной думы обратилась в Конституционный суд с запросом о конституционности так называемых чеченских указов президента Бориса Ельцина. Тогда с большим трудом и с перевесом в один голос суд признал эти документы соответствующими Конституции, таким образом расширив закрытый конституционный перечень полномочий главы государства.

Но как бы ни менялась конституционная формула, как бы ни трансформировались основания, единственной процедурой рассмотрения Советом Федерации вопроса об использовании Вооруженных сил за пределами России была и остается процедура, установленная законом о миротворцах. Сначала решение Совета Федерации с подробным исследованием ситуации и обстоятельств — и только потом вступление в силу указа президента и погрузка военных в транспортные самолеты. Но ни в коем случае не наоборот и не задним числом.

Любое использование армии — риск для реализации права на жизнь российских граждан, а она в соответствии с Конституцией — основная ценность российского государства.

Добавить комментарий

Автор:

Введите Код, указанный на рисунке
 




Новини

21:12 - Після завершення посиленого карантину школярі можуть повернутися до очної та змішаної форм навчання, – Сергій Шкарлет
19:06 - Юлія Лапутіна: Мінветеранів має стати міністерством "небайдужих сердець"
17:00 - Кошти для здійснення виплати деяких видів допомог, пільг і житлових субсидій за січень 2021 року вже перераховано на рахунки одержувачів
17:00 - Міноборони вперше в Україні розробило бронежилет за стандартами НАТО, - Андрій Таран
17:00 - ІМЗО запрошує до обговорення електронних версій фрагментів підручників
17:00 - Мінсоцполітики вживає додаткових заходів для забезпечення соціальної підтримки домогосподарств, які використовують електроенергію для індивідуального опалення
16:30 - Курси валют, встановлені НБУ на: 18.01.2021
15:30 - В Полтавській області викрили цех з виготовлення та продажу сурогатного алкоголю
15:30 - Співробітники ДФС забезпечили 8,5 млн гривень відшкодування до державного бюджету
14:54 - Україна вже експортувала 27,2 млн тонн зернових та зернобобових культур
14:54 - Учні 9-х класів складатимуть ДПА у закладі освіти в письмовій формі – роз’яснення МОН
14:54 - Олександр Ткаченко обговорив співпрацю з Міністром спадщини Канади
14:54 - В Україні запрацювали пункти обігріву для населення
14:48 - Фінансовий план Державного підприємства обслуговування повітряного руху України на 2021 рік
14:48 - Залізничники продовжують очищати від снігу інфраструктуру
14:18 - Под оккупированным Луганском произошел взрыв на магистральном газопроводе
13:24 - НБУ выдал банкам долгосрочные кредиты рефинансирования на 8,5 млрд гривен
13:06 - На Тернопільщині проведено онлайн нараду для працівників Тернопільської міської ради з питань здійснення державної регуляторної політики
13:06 - На Черкащині підприємцям міста Золотоноша пропонують долучитися до роботи на проектом рішення у сфері оренди комунального майна
12:48 - Мінсоцполітики ініціює громадське обговорення стану реалізації Національної стратегії реформування системи інституційного догляду та виховання дітей на 2017-2026 роки
12:30 - Шведский производитель автомобилей Scania заявил о сокращении инвестиций в Украине из-за судов
11:36 - Население сократило потребление газа за последние 5 лет на треть
11:36 - Заява Магери раздраконила міністра экології
10:42 - Оперативна інформація про поширення коронавірусної інфекції 2019-nCoV
10:42 - Майже 6 млн грн надійшло у 2020 році до держбюджету за адмінпослуги, надані працівниками Держгеокадастру у Львівській області
10:42 - ПФУ: Затверджено показник середньої заробітної плати за листопад 2020 року
10:42 - Сегодня сфера обслуживания полностью переходит на украинский язык
10:42 - Шахтеры ВостГОКа 25 января готовы возобновить акцию протеста
10:33 - У разі переходу в середині року зі спрощеної системи оподаткування на загальну, юрособі необхідно подати фінансову звітність
10:32 - У 2020 році до місцевих бюджетів фізичними особами сплачено 93,3 млн грн транспортного податку


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар21.6887
Канадський долар22.0685
Юань Женьміньбі4.3321
Куна4.5052
Чеська крона1.2999
Данська крона4.5722
Гонконгівський долар3.6177
Форинт0.094484
Індійська рупія0.3839
Рупія0.0020006
Новий ізраїльський шекель8.6011
Єна0.2705
Теньге0.066933
Вона0.025512
Мексиканське песо1.4146
Молдовський лей1.6233
Новозеландський долар20.1248
Норвезька крона3.2978
Російський рубль0.38161
Саудівський ріял7.4782
Сінгапурський долар21.1158
Ренд1.8415
Шведська крона3.3547
Швейцарський франк31.5852
Єгипетський фунт1.7908
Фунт стерлінгів38.2242
Долар США28.0524
Білоруський рубль10.991
Азербайджанський манат16.5014
Румунський лей6.9794
Турецька ліра3.7654
СПЗ (спеціальні права запозичення)40.4056
Болгарський лев17.3947
Євро34.0121
Злотий7.4948
Алжирський динар0.21416
Така0.33343
Вірменський драм0.054105
Іранський ріал0.0006732
Іракський динар0.019366
Сом0.3421
Ліванський фунт0.018756
Лівійський динар21.1383
Малайзійський ринггіт7.0047
Марокканський дирхам3.1763
Донг0.0012244
Бат0.9445
Дирхам ОАЕ7.698
Туніський динар10.5192
Узбецький сум0.0026988
Новий тайванський долар1.006
Туркменський новий манат8.0785
Ганське седі4.8198
Сербський динар0.29536
Сомоні2.5022
Ларі8.6366
Бразильський реал5.4505
Золото51849.53
Срібло709.39
Платина30890.18
Паладій67544.85

Курси валют, встановлені НБУ на: 18.01.2021

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
CEEN8.28.28.28.249200.00
KVBZ1919191917100.00
MHPC1951951951951950.00

Дані за 15.01.2021