Миротворчество задним числом

25.11.2020 08:06 | Укррудпром

vtimes.io, 23 ноября 2020. Опубликовано 08:00 25 ноября 2020 года На каком основании российские военные отправились в Нагорный Карабах?

9 ноября 2020 г. президент Азербайджана, премьер-министр Армении и президент России подписали заявление о полном прекращении огня и всех военных действий в зоне нагорно-карабахского конфликта с 00.00 по московскому времени 10 ноября 2020 г. Тогда же, 10 ноября (но мы не знаем часа подписания), президент России издал указ “О мерах по поддержанию мира в Нагорном Карабахе” №695 (вступил в силу со дня его подписания). По сообщениям Министерства обороны России, “с 6.00 (мск) 10 ноября 2020 г. параллельно с выводом армянских вооруженных сил Российская Федерация приступила к развертыванию миротворческого контингента в зоне нагорно-карабахского конфликта в количестве 1960 военнослужащих, 90 бронетранспортеров, 380 единиц автомобильной и специальной техники”. Именно в это время первые подразделения российского миротворческого контингента пошли грузиться на военно-транспортные самолеты Ил-76 в Ульяновске, чтобы отправиться в Нагорный Карабах.

И только 18 ноября Совет Федерации дал согласие президенту России на отправку в Нагорный Карабах с 10 ноября миротворческого военного контингента с необходимым вооружением и спецтехникой.

Как можно воевать за границей

Юристы спрашивают: а что, так можно было? Часть 1 пункта “г” статьи 102 Конституции России относит решение вопроса об использовании Вооруженных сил за пределами ее территории к исключительному ведению Совета Федерации. Без решения сенаторов невозможно направить российских военных за границу. Такое правило было установлено специально в противовес советским традициям “оказания международной помощи”. Кроме этого, это исключительное полномочие Совета Федерации — специальный ограничитель власти президента как верховного главнокомандующего: палата парламента должна быть препятствием при попытке необоснованного использования российской армии для внешнего вмешательства.

Во исполнение этого положения Конституции в 1995 г. принят федеральный закон “О порядке предоставления Россией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности” (закон о миротворцах). В статье 2 этого закона максимально полно раскрыто понятие миротворческой деятельности, определена процедура принятия решения об отправке персонала и жестко закрытым способом зафиксированы случаи, на которые закон не распространяется. В статье 5 сказано, что его действие не распространяется на порядок использования армии, если на страну совершено вооруженное нападение (статья 51 Устава ООН), то есть сформулированы и иные основания для применения военной силы за рубежом.

Так был создан полный набор правовых инструментов для защиты существа конституционной нормы.

Но в 2006 г. принят закон “О противодействии терроризму”, и в нем, в части 3 статьи 10, появилась норма о так называемом оперативном внешнем использовании Вооруженных сил. Центр принятия решения иной: “Решение об использовании за пределами территории России формирований Вооруженных сил для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности принимается президентом России на основании соответствующего постановления Совета Федерации”. Казалось бы: что такого? Небольшая перестановка слов и иная расстановка акцентов. Но дьявол всегда в деталях: почти незаметно искажается смысл конституционной нормы — простым добавлением новых, отличных от конституционных, оснований и небольшой корректировкой процедуры.

Еще несколько лет Россия продолжала посылать военных за свои пределы по закону о миротворцах. И всякий раз президент по полной процедуре вносил предложение в Совет Федерации, и Совет Федерации соглашался. Даже когда надо было всего на 100 человек увеличить число российских “голубых касок” в Боснии и Герцеговине.

Война не нуждается в одобрении

Так происходило вплоть до лета 2008 г., когда после начала российско-грузинского конфликта спикер Совета Федерации Сергей Миронов вдруг заявил, что палата не будет собираться на экстренное заседание, чтобы дать согласие на введение российского контингента в Грузию. “В Южной Осетии действует не воинский контингент. Мы увеличиваем миротворческий контингент, а это не требует одобрения палаты. Этого не требует Конституция”, — сказал он.

В СМИ разразился скандал, что заставило президента и Совет Федерации соблюсти конституционные приличия. 25 августа, через 17 дней после ввода войск в Грузию, первый соблаговолил-таки обратиться, а второй — “дать согласие на использование дополнительных миротворческих сил для поддержания мира и безопасности в зоне грузино-осетинского конфликта с 8 августа 2008 г.”.

Спустя год, 10 августа 2009 г., президент Дмитрий Медведев встретился в Сочи с руководителями политических партий, представленных в Госдуме, и предложил им принять документ, касающийся порядка применения военной силы за пределами России. “Считаю, что эти вопросы должны иметь абсолютно точную, четкую регламентацию”, — заявил он. И в 2009 г. в федеральный закон об обороне были внесены изменения, аналогичные норме “антитеррористического” закона в части “оперативного” использования Вооруженных сил за пределами страны.

Так появилась возможность использовать армию за границами страны без санкции ООН и вне пределов действующих международных обязательств России, без ограничений. Главное — сформулировать интересы России и необходимость их защиты. Такой порядок и стал использоваться при оформлении решений о любых военных экспансиях.

Вскоре подоспел еще один акт — постановление Совета Федерации от 16 декабря 2009 г.: палата, изначально наделенная правом-обязанностью ограничителя неконтролируемого использования армии вне территории России, в одностороннем порядке отказалась от исполнения конституционного предписания принимать решения об использовании Вооруженных сил за пределами территории России и передала его президенту. С формулировкой “предоставить возможность принимать решения”.

Конституцию меняет даже не закон, а всего лишь постановление палаты парламента! Чтобы никто не заметил!

Конституционная формула об исключительном праве Совета Федерации чудесным образом трансформировалась в формальное одобрение решения, принятого другим властным субъектом.

Нет никаких сомнений, что Совет Федерации не имел права принимать подобное постановление и таким образом перераспределять государственно-властные полномочия в ущерб важнейшему принципу конституционного строя — системе разделения властей.

По закону о миротворцах

Но вопрос об обжаловании этого документа не возник, видимо, в силу его незаметности. Да и кто знает, какая бы судьба была у такого обжалования. Похожий вопрос в нашей конституционной истории уже возникал, правда, в ситуации использования Вооруженных сил внутри страны, когда группа депутатов Государственной думы обратилась в Конституционный суд с запросом о конституционности так называемых чеченских указов президента Бориса Ельцина. Тогда с большим трудом и с перевесом в один голос суд признал эти документы соответствующими Конституции, таким образом расширив закрытый конституционный перечень полномочий главы государства.

Но как бы ни менялась конституционная формула, как бы ни трансформировались основания, единственной процедурой рассмотрения Советом Федерации вопроса об использовании Вооруженных сил за пределами России была и остается процедура, установленная законом о миротворцах. Сначала решение Совета Федерации с подробным исследованием ситуации и обстоятельств — и только потом вступление в силу указа президента и погрузка военных в транспортные самолеты. Но ни в коем случае не наоборот и не задним числом.

Любое использование армии — риск для реализации права на жизнь российских граждан, а она в соответствии с Конституцией — основная ценность российского государства.

Додати коментар

Користувач:
email:





Український ринок - молодий і новий,
Але він швидко розвивається.
Тут можна знайти шлях до багатства,
Але і ризиків тут багато є.

- Fin.Org.UA

Новини

09:00 - Українська сосна та датська ялинка: де купити новорічне дерево та за скільки
07:35 - Фінансовий астрологічний прогноз на 13.12.2025
23:00 - Накази Міністерства енергетики України
23:00 - Новини від Міністерства енергетики України
23:00 - Регуляторні акти Міністерства енергетики України
21:00 - Новини 12 грудня: атака на Одесу, війна навколо заморожених російських активів
20:50 - Оборот IT-сектору у 2025 році може зрости до 7,56 мільярда доларів – дослідження
20:24 - Уряд додатково виділить більше 2 мільярдів гривень на прифронтові території
20:07 - Уряд спрямовує 2,47 млрд грн на відновлення критичної інфраструктури та зміцнення стійкості регіонів у воєнний час
19:51 - У Франції заблокували активів Google на €110 мільйонів після рішення російського суду
19:21 - В ЄС назвали безпідставним позов московія проти Euroclear через заморожені активи
18:51 - Спецоперація "Павутина": Нацбанк присвятив нову монету СБУ
18:45 - Артем Некрасов: Захист і безпека атомних об’єктів – ключ до стабільного енергопостачання
18:40 - Нацбанк показав, яким буде курс долара і євро на понеділок 15 грудня
18:30 - ЄС усуне одну з перешкод, через яку Бельгія блокує кредит для Україні за рахунок московія
18:27 - Участь Мінекономіки у засіданні Уряду 9 грудня 2025 року
18:23 - Участь Мінекономіки у засіданні Уряду 8 грудня 2025 року
18:18 - Участь Мінекономіки у засіданні Уряду 5 грудня 2025 року
18:13 - Участь Мінекономіки у засіданні Уряду 3 грудня 2025 року
18:10 - 13 грудня графіки відключення світла діятимуть усю добу: обсяги все ще невідомі
18:06 - Участь Мінекономіки у роботі Верховної Ради України 09-12 грудня 2025 року
17:52 - Китайський автопром встановив новий рекорд з виробництва автівок
17:47 - Оголошення про проведення відбору на посаду незалежного члена наглядової ради акціонерного товариства «НАК «Нафтогаз Україна»
17:30 - Дроблення на ФОП: де закінчується бізнес-модель і починається схема
17:27 - Соратник Трампа, який казав Україні, що "Криму більше немає" став консультантом "Лукойл"
17:15 - НБУ присвятив нову пам’ятну монету Службі безпеки України та її унікальній спецоперації “Павутина”
17:02 - БЕБ заявило про ліквідацію 18 підпільних гральних закладів після масштабної операції
16:53 - У Херсоні після зупинки ТЕЦ мешканцям роздають обігрівачі
16:45 - Молодь, ветерани, жінки, ВПО, люди з інвалідністю та 55+: проєкт Стратегії зайнятості до 2030 року визначив пріоритетні групи підтримки
16:37 - Світовий банк перерахував до держбюджету України 290 мільйонів доларів: на які цілі


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32532
Австралійський долар28.1136
Така0.34515
Канадський долар30.655
Юань Женьміньбі5.981
Чеська крона2.0409
Данська крона6.6224
Гонконгівський долар5.4191
Форинт0.128816
Індійська рупія0.46665
Рупія0.0025346
Новий ізраїльський шекель13.1584
Єна0.27035
Теньге0.080944
Вона0.028572
Ліванський фунт0.000471
Малайзійський ринггіт10.3009
Мексиканське песо2.3379
Молдовський лей2.4818
Новозеландський долар24.4976
Норвезька крона4.173
Саудівський ріял11.245
Сінгапурський долар32.6576
Донг0.0016038
Ренд2.502
Шведська крона4.5432
Швейцарський франк53.007
Бат1.33765
Дирхам ОАЕ11.4884
Туніський динар14.4603
Єгипетський фунт0.8876
Фунт стерлінгів56.4213
Долар США42.1936
Сербський динар0.4215
Азербайджанський манат24.8168
Румунський лей9.7171
Турецька ліра0.9882
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.6584
Болгарський лев25.2914
Євро49.4678
Ларі15.6551
Злотий11.7143
Золото182572.97
Срібло2705.39
Платина74100.4
Паладій64262.96

Курси валют, встановлені НБУ на 15.12.2025