15 фактов о “банковской реформе” имени ГоРожСмол

17.10.2020 08:48 | Укррудпром

dsnews.ua, 16 октября 2020. Опубликовано 08:11 17 октября 2020 года “Банковская реформа” Валерии Гонтаревой и членов ее команды Якова Смолия и Екатерины Рожковой не была успешной.

В последнее время читаю отдельные размышления некоторых деятелей, которые тесно связаны с “инвесторами в ОВГЗ” и другими спекулятивными финансовыми операциями о якобы неправомерном вынесении дисциплинарных взысканий отдельным чиновникам Национального банка. Если бы такие мысли звучали из уст настоящих, а не инвестиционных банкиров, производственников, которые построили не один завод и инвестировали в экономику Украины миллиарды долларов, я бы немного задумался. В настоящее время считаю, что решение было принято верное. Вообще создается впечатление, что предыдущие пять лет вся финансово-банковская система работала против отечественных производителей, а основные усилия были направлены на доминирование иностранных структур. Только прямых иностранных инвестиций в нашей стране это не прибавило. Кроме того, прошу обратить внимание на следующее, что может стать предметом дальнейшего изучения соответствующих структур.

1. С рынка банковских услуг вследствие кризиса ликвидности 2014-2015 гг. было принудительно выведено почти 90 банков (из около 180, действовавших в начале 2014 г.).

В этих банках было сконцентрировано около 30% общих активов системы. Вывод банков с рынка происходил без четкой стратегии реформирования банковского сектора и без предвидения достаточных компенсаторов от потери имеющихся у них активов. “Расчистка” происходила с многочисленными нарушениями, которые стали предметом дальнейших судебных разбирательств.

2. Девальвация гривни 2014-2015 гг. лишь частично была вызвана объективными факторами (войной и переоцененным обменным курсом).

Неадекватность действий НБУ на валютном рынке спровоцировала панику и так называемый кризис ожиданий, самосбываются (англ. Self-fulfilling crisis), в результате чего девальвация гривни достигла гигантских масштабов более 300% и вызвала вышеуказанный кризис ликвидности в банковской сфере. Гипердевальвация имела следствие то, что субъекты экономической деятельности страны имели значительный объем обязательств в иностранной валюте или осуществляли бизнес на основе использования импортных составляющих, стали несостоятельными продолжать свою деятельность на прежних принципах формирования стоимости. Именно валютный кризис вызвал банковский кризис, экономический кризис и кризис государственных финансов.

3. Национальная экономика потеряла около 300 млрд грн сбережений.

До сих пор не компенсированы через механизмы ФГВ остаются более 140 млрд грн средств, которые находились на счетах субъектов бизнеса и населения в ликвидируемых банках ($18 млрд по курсу 8). Украинскому бизнесу было возмещено лишь 6% со счетов в обанкротившихся банков, физическим-лицам с депозитами более 200 тыс. грн — только 9%. В результате банковского кризиса прекратили свою деятельность более 30 крупных и более 150 средних предприятий, тысячи мелких предпринимателей. Работу потеряли десятки тысяч людей (и в реальном, и в банковском секторах). Совокупные потери экономики Украины в результате банковского кризиса 2014-2017 гг. составляли около 40% ВВП (оценки НБУ и USAID).

4. Рефинансирование, которое получали банки во время кризиса 2014-2015 гг. было очень непрозрачным (некоторые банки получали рефинансирование от НБУ непосредственно перед введением администрации НБУ).

В некоторых банках деньги были украдены, а затем банки были ликвидированы или национализированы. По состоянию на 01.10.2020 долг неплатежеспособных банков и банков в стадии ликвидации по кредитам рефинансирования НБУ составил 35,5 млн грн.

5. Активы ликвидируемых банков продавались через аукционы ФГВ в ограниченном количестве финансовых компаний 1-5% от номинальной стоимости (в то время как депозиты банков в пределах 200 тыс. грн погашались вкладчикам из государственного бюджета).

Это привело к огромным проблемам для предпринимателей и физических лиц, имеющих займы в этих банках, поскольку они не могли выкупить свой долг непосредственно из государственного фонда, а только через посредников, которые покупали по 1-5% и продавали им 50-80 % от номинальной стоимости. Коррумпированная система, известная всем на рынке, и до сих пор ни одного дела против участников схемы.

6. В судебных органах обжалуются решения НБУ об отнесении банков к категории неплатежеспособных, введение временной администрации, отзыв банковской лицензии и ликвидации банка (по состоянию на 01.01.2020 ведутся дела по 31 банку).

С другой стороны — юристы ФГВФЛ и неплатежеспособных банков ведут около 45 тыс. судебных процессов на общую сумму почти 200 млрд грн о взыскании причиненных убытков государству и кредиторам. Постоянные судебные разбирательства отвлекают колоссальные человеческие и финансовые ресурсы, приводят к расходам времени на непроизводительные действия, которых можно было избежать, если бы процесс оздоровления банковской системы происходил в правовом поле.

7. Процессы концентрации банковского капитала привели к формированию олигополии на рынке банковских услуг и снижению конкуренции.

Как следствие, банковская маржа между ставками по кредитам и ставками по депозитам существенно возросла: с 4,5% годовых в 2012-2014 гг. до 6,0% в 2015-2019 гг. и до рекордных 8% годовых в 2020 г.. при коронакризисе (для сравнения: банковская маржа в Польше в 2020 г. составляет около 3,5% годовых).

8. Благодаря комбинации режимов монетарной и фискальной политики в 2018-2019 гг. в стране было создано идеальные условия для вымывания оборотных средств из реального сектора через фискальные инструменты в пользу внешних и внутренних финансовых посредников и кредиторов.

Банковский сектор, пользуясь благоприятной политикой центрального банка, сконцентрировал свои доходные операции на вложении средств в государственные облигации и в депозитные сертификаты. В “очищенной” банковской системе существенно выросли доходы банков с иностранным капиталом. Если в 2014 г. иностранные банки получали около 25% общих процентных доходов банковской системы, то в 2020 г. — более 30%. При этом, если раньше иностранные банки принимали заметное участие в кредитовании, то сейчас их приоритетом преимущественно является ОВГЗ и депозитные сертификаты. Стратегия “снятия сливок” из активов с минимальным уровнем риска позволила отдельным иностранным банкам более 50% своих процентных доходов в январе-августе 2020 г. сформировать за счет ОВГЗ и депозитных сертификатов.

9. Физическая доступность банковских услуг для субъектов национальной экономики снизилась: сеть банковских отделений (филиалов и территориально обособленных безбалансовых отделений) с начала 2015 г. до апреля 2017 г. снизилась на 34%, что сужает возможности для широкого привлечения сбережений населения в экономическую систему.

Украинские банки в июле-сентябре 2020 г. закрыли 251 структурное подразделение, сократив региональную сеть по состоянию на 1 октября.

10. С конца 2017 г. НБУ начал цикл жесткой монетарной политики, который достиг своего апогея в 2019 г., когда игнорируя риски значительного непокрытого паритета внешних и внутренних процентных ставок, Национальный банк сохранял высокую учетную ставку (вдвое выше инфляции).

Это создало условия для масштабного притока спекулятивного капитала на рынок ОВГЗ и ревальвационного давления на гривню. Реальная учетная ставка достигла значений 10% и выше, а реальный эффективный обменный курс гривни укрепился на 20% (тогда как по процедурам Еврокомиссии отклонения РЭОК на 11% за три года — является признаком макроэкономического дисбаланса). НБУ перешел к жестким параметрам монетарной политики в условиях критически слабого внутреннего спроса и в условиях критически низкого уровня национальных сбережений (норма сбережений населения 2017 г. — всего 4%). Это спровоцировало рецессию в экономике еще задолго до коронакризиса — падение промышленного производства, усиление трудовой миграции, рост структурной безработицы, сокращение сбережений населения происходили еще с 2019 г. и ранее. Экономические потери Украины от жесткой монетарной политики можно оценить в 2,5-3% реального ВВП (оценка на основании методологии экспертов МВФ). Сократился не только текущий ВВП — в значительной степени уничтожены производственный и трудовой потенциал экономики. Однако руководители НБУ предпочитали не замечать указанных тенденций, убеждая общество в том, что эти негативные тенденции являются “естественным” явлением.

11. Бездумное насаждение жестких параметров монетарной политики в сочетании с кардинальным усилением кредитных требований, которое проводилось Правлением НБУ в условиях чрезмерной концентрации “очищенного” банковского капитала привело к декредитованию и демонетизации экономики.

Уровень кредитования за работающими кредитами упал до 12% ВВП (падение на 40 проц. п. относительно 2013 г.), уровень монетизации М3 сократился до 33% ВВП (падение на 30 проц. п. ВВП).

12. Высокая стоимость внутреннего кредита спровоцировала развитие внутреннего теневого рынка кредиторов и перетекание кредитных ресурсов в внебанковский сектор, что привело к сужению регуляторного влияния НБУ на денежно-кредитные отношения.

13. Высокая стоимость внутреннего кредита заставила отечественный бизнес выходить на внешний рынок заимствований и привлекать средства в иностранной валюте, что, в свою очередь, усилило внешнюю уязвимость экономики (внешний долг предприятий в 2019 г. вырос до рекордных 40% ВВП при средних показателях в регионе 25% ВВП).

14. В 2019 г. в результате комбинации факторов высокой ставки и укрепление гривни процентная премия валютным инвесторам побила мировые рекорды доходности среди стран с аналогичным уровнем риска (нашим конкурентом был только Египет).

В отдельные месяцы доходность для валютных инвестиций в гривневые ценные бумаги превышала 30% годовых (в валюте!).

15. В настоящее время банковская система Украины неэффективно выполняет свою естественную функцию — финансового посредничества в вопросе перераспределения сбережений экономики.

Соотношение между работающими банковскими кредитами и привлеченными средствами (депозитами) снизилось до уровня ниже 50%, тогда как в среднем по странам Восточной Европы, таргетируют инфляцию, данный показатель составляет 105%. Для того чтобы побудить банки к кредитованию государство было вынуждено запустить отдельные программы компенсации процентов и предоставление пакетных гарантий по кредитам для МСБ, объем ограниченный фискальным пространством.

Исходя из приведенного трудно сказать, что “банковская реформа” Гонтаревой и членов ее команды Смолия и Рожковой была успешной ...

Основным “результатом” реформ стало исключение финансового сектора с здоровых процессов формирования добавленной стоимости экономики, нарушение нормального процесса экономического воспроизводства и в конце — экономическая рецессия, которая полноценно развернулась с конца 2019 г.

Сюда можно отнести еще прямые убытки для госбюджета Украины, НБУ должен покрывать из своей прибыли к распределению за решение о выводе отдельных банков с рынка.

Богдан ДАНИЛИШИН

Додати коментар

Користувач:
email:





Bulls and bears tussle
Market ebbs, flows, unbridled
Chaos in motion.

- Fin.Org.UA

Новини

11:08 - Сплачуєте податкові платежі – правильно заповнюйте реквізити платіжної інструкції!
11:07 - Сервіс «Пульс» - оперативна допомога платникам у вирішенні проблемних питань
11:05 - Реквізити бюджетних рахунків та рахунків для сплати єдиного внеску
11:04 - Переваги працівників, чия праця задекларована
11:03 - Отримання електронних довірчих послуг у КНЕДП ДПС України фізичною особою, яка провадить незалежну професійну діяльність
11:01 - НСД: сучасна модель управління людськими ресурсами
11:00 - Леся Карнаух: За 10 місяців року до бюджету надійшло понад 1 трлн грн податків та зборів, які контролює ДПС
10:58 - Звільнення від сплати земельного податку: фізична особа подає документ, що посвідчує право застосування пільги
10:20 - Нафта московія знаходить менше покупців у Китаї після удару санкцій
09:43 - Агентство Fitch підтвердило рейтинги трьом українським банкам
09:35 - Ціни на нафту відреагували на рішення ОПЕК+ утриматися від підвищення видобутку
09:30 - "ШІ для бізнесу". Google запускає безкоштовну практичну програму для підприємців
09:30 - Інвестиції в Україну в жовтні 2025: Новий етап екологічної трансформації та відновлення
09:00 - Українці придбали рекордну кількість нових авто: рейтинг очолив китайський бренд
09:00 - Інвестиційні можливості на американському фондовому ринку: аналіз звітності та прогнози на листопад 2025 року
08:30 - Бюджети окупованих громад: куди йдуть кошти
08:00 - "Пряник ухвалили, а батіг – ні". В Україні облаштують сімейні парковки
00:56 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ТОВ «ПРАВДА» (Одеська область, Роздільнянський район, селище Затишшя, вул. Садова)
00:55 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди Апостолівська дільниця Нікопольського УЕГГ ДНІПРОПЕТРОВСЬКОЇ ФІЛІЇ ТОВ «ГАЗОРОЗПОДІЛЬНІ МЕРЕЖІ УКРАЇНИ» (Дніпропетровська обл, Криворізький район, м. Апостолове, вул. Відродження, 109)
00:55 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ТОВ «ЮД К» (м. Дніпро, проспект Богдана Хмельницького, 147)
00:54 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ТОВ «ТД «МАШМЕТ» (Дніпропетровська обл., Криворізький район, селище Софіївка, вул. Польова, 65)
00:53 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ПП «ПРИКАРПАТКОМПЛЕКТ» (Івано-Франківська обл, Калуський р-н, Рожнятівська ТГ, селище Рожнятів, вул. М. Рильського 50)
00:52 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди КОМАРГОРОДСЬКЕ ВПУ (Вінницька обл., Гайсинський р-н, село Ольгопіль, вулиця Шляхова, 52)
00:51 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ТОВ «АГРОФІРМА «ІМ.ДОВЖЕНКА» ВП «ШИШАЦЬКА» (Полтавська область, Миргородський район, Шишацька територіальна громада, с. Тищенки, вулиця Українська,25)
00:51 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ФОП Алієв Р.Х. (Харківська область, Харківський район, селище Пересічне, вул. Мисливська, 40А)
00:50 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди КП «Тепловодсервіс» (Україна, Полтавська область, місто Миргород, вулиця Старосвітська, 17-А)
00:49 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ТОВ «Доломіне» (північно-східна околиця с. Негребівка на південь від с. Забілоччя і на північний захід від с. Гута-Забілоцька Житомирського району Житомирської області)
00:48 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ТОВ «ВП «ПАРТЕНС КОМПАНІ» (Вінницька обл., Вінницький р-н, м. Немирів, вул. Гайсинське шосе, 1)
00:47 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ТОВ «ВП «ПОБУТРЕМБУДМАТЕРІАЛИ» (Вінницька обл., м.Вінниця, вул. Немирівське шосе, 84-А)
00:46 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ФОП ТАРАНЮК В.І. (Харківська обл., м.Харків, Новобаварський р-н, бульв. Гончарівський, 21)


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32226
Австралійський долар27.383
Така0.3432
Канадський долар29.8634
Юань Женьміньбі5.8868
Чеська крона1.9902
Данська крона6.4824
Гонконгівський долар5.3908
Форинт0.124754
Індійська рупія0.4719
Рупія0.0025188
Новий ізраїльський шекель12.8963
Єна0.27184
Теньге0.079094
Вона0.02933
Ліванський фунт0.000467
Малайзійський ринггіт10.0011
Мексиканське песо2.2585
Молдовський лей2.4624
Новозеландський долар23.9457
Норвезька крона4.1538
Саудівський ріял11.1707
Сінгапурський долар32.1853
Донг0.0015921
Ренд2.4154
Шведська крона4.4313
Швейцарський франк52.1179
Бат1.2965
Дирхам ОАЕ11.4055
Туніський динар14.2167
Єгипетський фунт0.8869
Фунт стерлінгів54.9167
Долар США41.8924
Сербський динар0.41298
Азербайджанський манат24.6397
Румунський лей9.5182
Турецька ліра0.9963
СПЗ (спеціальні права запозичення)56.8833
Болгарський лев24.7562
Євро48.4088
Ларі15.4499
Злотий11.3727
Золото168557
Срібло2055
Платина66848.96
Паладій61549.15

Курси валют, встановлені НБУ на 03.11.2025