Россия и ЕС закрыли страницу в отношениях

16.10 16:36 | Укррудпром

vtimes.io, 14 октября 2020. Опубликовано 15:53 16 октября 2020 года Что следует из резкого заявления Сергея Лаврова?

Министр иностранных дел Сергей Лавров выступил с весьма жестким заявлением: Россия может прекратить диалог с Евросоюзом. Так резко, пожалуй, министр Лавров еще не выступал, и что спровоцировало его на эти слова, я не знаю, — возможно, долгий разговор с Жозепом Боррелем, главой европейской дипломатии. Разговор их был, видимо, неконструктивным.

Естественно, это заявление будет воспринято в ЕС с большим неудовольствием и возмущением, но я бы смотрел на слова Лаврова сквозь призму длительного процесса, который начался довольно давно — давнее, чем кризис в отношениях России и ЕС. Корни этого заявления уходят в период, когда отношения были абсолютно радужными и лучезарными. 

Общее, но непонятное

В 1990-е годы была заложена основа новых отношений между Евросоюзом и Российской Федерацией. Эти два международных субъекта появились на карте мира практически одновременно: Россия — в конце декабря 1991 г., а Евросоюз — в феврале 1992 г. Россия и ЕС ровесники в нынешних своих ипостасях, но и та, и другой — наследники длительной традиции, российской и европейской. В тот момент — и это было зафиксировано в договоре о партнерстве и сотрудничестве 1994 г. (ратифицировано в 1997 г.) — Россия и ЕС устанавливали отношения тесного партнерства, которое в какой-то момент даже были названы стратегическим.

Это не “Европа от Лиссабона до Владивостока” — такой лозунг выдвинул президент СССР Михаил Горбачев в 1989 г., именно лозунг общеевропейского дома, за ним не стояло никакой практической конструкции. А вот за партнерством России и ЕС стояла конкретная идея: интеграция, но Россия предполагалась не в качестве члена ЕС, об этом речь никогда не шла, а как некая часть, не вполне понятно какая, но явно существенная, той большой Европы, которая тогда начала строиться.

А большая Европа, как ее тогда видели, имела ядром расширявшийся Европейский Союз — между 1992 и 2007 гг. он увеличился более чем вдвое по числу стран, — но кроме того, включила бы в себя и бывшие советские республики, в первую очередь Россию. Создавалась некая общеевропейская сфера, но статус России в этой сфере никогда не был ни описан, ни даже обговорен; просто подразумевалось, что Россия будет частью Европы, причем подразумевалось обеими сторонами.

Насколько обе стороны одинаково понимали партнерство — вопрос сложный и теперь уже, видимо, можно сделать вывод, что понимали по-разному. Но главный принцип, на котором должны были строиться отношения, заключался в том, что правовая и нормативная база для этого партнерства — от устройства государства до экономического регулирования — берется у Евросоюза: она заведомо лучше, заведомо правильней. В идеале все страны, вошедшие в европейскую сферу, должны были перенять европейские нормы и правила и дальше уже или стать членами ЕС (кто мог это сделать в силу своего размера), или — как Россия и Украина — стать ассоциированными участниками. Гармонизировать законодательство с Европой, но в одну сторону, в европейскую.

И в этом, замечу, — принципиальное отличие от идеи “Европы от Лиссабона до Владивостока”: Михаил Горбачев, конечно, никаких деталей общеевропейского дома тогда не продумывал, но само собой разумелось, что партнерство будет равноправным. Президент СССР и его соратники руководствовались идеей конвергенции, взаимного сближения: Советский Союз со своими плюсами, Европейское Сообщество (тогда еще не Союз) и Запад в целом — со своими, мы их как-то сочленяем, и получается что-то очень хорошее. Утопия, не план.

Надо сказать, что самые серьезные усилия для воплощения этого плана — вхождения России в общеевропейскую сферу на европейских принципах — совершались не в 1990-е гг. при Борисе Ельцине, а в начале 2000-х гг., при Владимире Путине первого президентского срока. При Ельцине говорить об интеграции с Европой было сложно, нужно было преодолевать внутренний кризис. А в 2000-х гг. государство и аппарат стабилизировались, нефтяные доходы наполнили казну, и вот тогда президент Путин — с 2001 и до 2005 или даже 2006 гг. — начал усердно искать возможность оговоренное партнерство с ЕС реализовать, продолжить сближение.

Понятно, что уже не общее

Но потенциал России значительно вырос к тому времени, выросли и представления о том, какую роль Россия должна играть в партнерстве с Евросоюзом: представления о бесспорном подчинении европейским нормам не воспринимались как легитимные, партнерство должно было создаваться если не на равных, то по крайней мере на особых условиях. Но Евросоюз подходил к России — не рассматривая, повторю, как кандидата на вступление — так, будто она кандидат! То есть ни о каких особых условиях для России речи никогда не шло и не могло идти, это противоречило бы самим принципам европейской интеграции.

Потому-то начиная где-то с середины 2000-х гг. возикла эрозия самой идеи партнерства России и ЕС, стратегического и интеграционного. Шла эрозия довольно медленно, и не только по той причине, что Россия стала меняться существенно во внутренней политике и во внешней, но и по той, что ЕС тоже стал переживать трансформацию, которой нельзя было ожидать: он стал вступать в кризисные обстоятельства, в полную силу они вошли в начале 2010-х гг.

И теперь если мы посмотрим уже на 2010-е гг., то увидим, что рамка оставалась прежней, той, что была очерчена в начале 1990-х г., в базовом договоре, который до сих пор действует, а содержание отношений все больше удалялось от того, что было тогда. Задачи сторон, а главное, представления о себе расходились все дальше и дальше.

Ярчайшая иллюстрация — стенограмма пресс-конференции последнего саммита “Россия — ЕС”, который состоялся в Брюсселе в конце января 2014 г. В Киеве уже бушует майдан, до бегства президента Украины Виктора Януковича и смены власти остается три недели, отношения с европейцами неприязненные донельзя, потому что мы оказались по разные стороны баррикад с ними, — а в стенограмме и президент Путин, и тогдашний председатель Еврокомиссии Мануэл Баррозу продолжают повторять те же мантры, что повторялись до этого годами, если не десятилетиями: партнерство, общее пространство, дорожные карты и т. д. А лица у них были такие, что становилось понятно: ничего такого не будет. Но других формул не было! Все по-прежнему шло из начала 1990-х гг., действовала все та же заявка на будущее тесное партнерство. Дальше случилась Украина, дальше случилось много чего другого, в общем, та рамка стала совсем уже анахронизмом: реальные отношения вступили в фазу антагонистическую и высококонкурентную. Хотя все еще говорилось о партнерстве, о диалоге, обо всем том, что было 25 лет назад.

И вот теперь министр иностранных дел России Сергей Лавров, можно сказать, подвел под всей этой историей черту. Я воспринимаю его заявление как констатацию: все закончилось, той рамки больше нет.

Это не означает, конечно, что заканчиваются отношения России и европейских стран, но они заканчиваются в том виде, в каком были.

Общее, но другое

Теперь должна появиться новая рамка, но ждать ее придется долго. Сейчас у нас совершенно другие обстоятельства, и они диктуются прежде всего тем, что и Россия, и ЕС, каждый по-своему, пребывают в состоянии глубочайшей внутренней трансформации. И обе трансформации происходят в контексте хаотически меняющегося мира. Трансформация сама по себе довольно мучительный процесс, плюс она накладывается на полную внешнюю неопределенность. Для всех стран мира, то есть и для ЕС, и для России тоже, процесс внутреннего переустройства будет кратно важней, чем любые внешние отношения. Нам сейчас может казаться, что это какая-то аномалия, но на самом деле это новое состояние мира, и ситуация будет еще усугубляться. Лучше всего это видно на примере США, мирового лидера, мирового гегемона: там мы видим, как внутренняя политика абсолютно сожрала все остальное. Это не короткий процесс, и он не связан с взбалмошностью президента Дональда Трампа или какими-то особенно злобными качествами Владимира Путина, нет, — мы вступили в эпоху кардинального переустройства мира.

И та рамка, которой мы, может быть, взыскуем в отношениях с Европой, не появится именно по вышеописанным причинам, сейчас просто не до нее. Разумеется, железный занавес между Россией и ЕС с неба не обрушится, отношения — гуманитарные, экономические, которые хотя и пострадали от санкций, остаются интенсивными, культурные и даже политические — остаются, но это утилитарные отношения, без намеков на совместные цели, с гораздо большим вниманием к двусторонним связям с отдельными европейскими странами. Мы становимся просто соседями, мы друг другу ничем не обязаны, но мы вынуждены контактировать.

Но еще больше мы вынуждены контактировать с теперь уже нашим главным соседом — Китаем. Главный он не потому, что мы поссорились с Западом и приходится туда оборачиваться, хотя это тоже существенно, а прежде всего потому, что когда у нас рядом с гигантской общей границей растет как на дрожжах страна, которая того и гляди станет если не мировым гегемоном, то одним из двух столпов нового миропорядка, то хотим мы того или нет, отношениям с этим соседом придется уделять кратно больше внимания, чем мы привыкли.

Важнейший фактор — и он тоже серьезно будет менять наши отношения с Европой. В частности, просто потому, что мир меняется в восточном направлении. В лучшую сторону или в худшую — другой вопрос, совершенно не факт, что в лучшую, но тот европо- и западоцентризм, к которому Россия привыкла за последние примерно 300 лет, он просто перестает соответствовать мировой картинке. Мы не можем себе позволить — а пока продолжаем! — воспринимать Азию как нечто вторичное. Если так продолжать, то действительно, начнется ползучая экспансия с той стороны.

В любом случае, налицо исчерпанность прежней модели отношений с Евросоюзом, и она будет скоро концептуализирована — так или иначе.

Федор ЛУКЬЯНОВ, председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике

Добавить комментарий

Автор:

Введите Код, указанный на рисунке
 




Новини

21:18 - Відбулося чергове засідання Конкурсної комісії для проведення конкурсу з розподілу дозволів ЄКМТ
21:18 - Проєкт стратегії розвитку автомобільної промисловості передбачає стимули для вітчизняного виробництва електрокарів, - Владислав Криклій
21:18 - Презентація першої Програми державно-приватного партнерства у секторі автомобільних доріг в Україні
21:12 - В ДФС на COVID-19 захворіло 90 працівників
20:12 - Олександр Ткаченко обговорив двосторонню співпрацю з Послом Фінляндії
20:12 - Великобританія підтримує Україну у впровадженні політик у сфері захисту довкілля
20:12 - Підвищення контрольованості роздрібного товарообігу сприяло детінізації ринку побутової техніки та електроніки, - ДПС
20:12 - Мінветеранів та Національна гвардія уклали меморандум про співпрацю з питань реабілітації та реадаптації ветеранів
20:12 - Мінветеранів працюватиме над запровадженням дієвої системи реінтеграції жінок-ветеранок із військового до цивільного життя
19:00 - Межбанк закрылся долларом по 28,52
19:00 - Виновником убийства двух людей на Майдане является бывший сотрудник НКЦБФР
18:06 - МОН: Оприлюднено Умови прийому на навчання для здобуття фахової передвищої освіти у 2021 році
18:06 - Затверджено графіки ремонтної кампанії енергогенеруючих підприємств на 2021 рік
18:06 - Ольга Стефанішина: Інтеграція в НАТО означає кращі умови для жінок - військовослужбовців в Україні
18:06 - Профильный комитет Рады предлагает формировать налог на недвижимость по ее оценочной стоимости
18:06 - Фонд госимущества продал седьмой завод “Укрспирта” за 60 млн гривен
18:06 - Главарь батальона Рината Ахметова жалуется, что на оккупированный Донбасс возвращается “Семья” Януковича
18:06 - Зарплаты в горно-металлургическом комплексе Украины в сентябре упали
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 30.10.2020
17:12 - Рябикин на таможне. Зачем Зе-власть четвертый раз за год тасует кадровую колоду
17:12 - Зеленский побоялся поднять ставки. Турборежим перешел в жесткую турбулентность
17:12 - Прибыль Universal Bank Сергея Тигипко обвалилась на 20%
17:12 - Нацкомиссия одобрила RAB-тарифы для двух облэнерго, которые Ахметов купит у россиян
17:12 - Глава Конституционного суда подтвердил оформление земли в оккупированном Крыму по российским законам
17:12 - Вопроса пересмотра безвиза Евросоюза с Украиной на повестке дня нет
17:11 - Бренди міжнародної компанії «Хенкель» Schauma та Palette підтримали представників української креативної індустрії у конкурсі молодих режисерів
17:03 - Компанія «Хенкель» підтримує заклик глобальних компаній щодо укладення договору ООН про забруднення пластиковими відходами
16:54 - Сектором ДРС у Тернопільській області проведено позапланові перевірки додержання вимог Закону України «Про основні засади державного нагляду (контролю) у сфері господарської діяльності»
16:54 - Сектор ДРС у місті Києві інформує про стан регуляторної діяльності
16:54 - На Миколаївщині обговорювали умови для ведення бізнесу


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар20.0933
Канадський долар21.3891
Юань Женьміньбі4.2577
Куна4.3895
Чеська крона1.2194
Данська крона4.4652
Гонконгівський долар3.6692
Форинт0.090584
Індійська рупія0.38392
Рупія0.0019442
Новий ізраїльський шекель8.3487
Єна0.27203
Теньге0.065741
Вона0.025085
Мексиканське песо1.341
Молдовський лей1.6699
Новозеландський долар18.9496
Норвезька крона3.0002
Російський рубль0.36017
Саудівський ріял7.5862
Сінгапурський долар20.8613
Ренд1.7513
Шведська крона3.2095
Швейцарський франк31.0852
Єгипетський фунт1.812
Фунт стерлінгів36.9091
Долар США28.4507
Білоруський рубль10.8034
Азербайджанський манат16.7357
Румунський лей6.8239
Турецька ліра3.4001
СПЗ (спеціальні права запозичення)40.1714
Болгарський лев16.9936
Євро33.2475
Злотий7.1978
Алжирський динар0.22
Така0.3355
Вірменський драм0.057639
Іранський ріал0.0006774
Іракський динар0.023908
Сом0.34781
Ліванський фунт0.018873
Лівійський динар20.8506
Малайзійський ринггіт6.8478
Марокканський дирхам3.0924
Донг0.0012275
Бат0.91314
Дирхам ОАЕ7.7459
Туніський динар10.274
Узбецький сум0.0027462
Новий тайванський долар0.99541
Туркменський новий манат8.1288
Ганське седі4.8872
Сербський динар0.28279
Сомоні2.7516
Ларі8.805
Бразильський реал4.9229
Золото53716.34
Срібло674.94
Платина24343.84
Паладій63534.68

Курси валют, встановлені НБУ на: 02.11.2020

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
BAVL0.380.380.3650.36518700.00
CEEN5.455.55.445.4443840.00
UNAF128.5128.5128.5128.51285.00

Дані за 30.10.2020