Россия и ЕС закрыли страницу в отношениях

16.10.2020 16:36 | Укррудпром

vtimes.io, 14 октября 2020. Опубликовано 15:53 16 октября 2020 года Что следует из резкого заявления Сергея Лаврова?

Министр иностранных дел Сергей Лавров выступил с весьма жестким заявлением: Россия может прекратить диалог с Евросоюзом. Так резко, пожалуй, министр Лавров еще не выступал, и что спровоцировало его на эти слова, я не знаю, — возможно, долгий разговор с Жозепом Боррелем, главой европейской дипломатии. Разговор их был, видимо, неконструктивным.

Естественно, это заявление будет воспринято в ЕС с большим неудовольствием и возмущением, но я бы смотрел на слова Лаврова сквозь призму длительного процесса, который начался довольно давно — давнее, чем кризис в отношениях России и ЕС. Корни этого заявления уходят в период, когда отношения были абсолютно радужными и лучезарными. 

Общее, но непонятное

В 1990-е годы была заложена основа новых отношений между Евросоюзом и Российской Федерацией. Эти два международных субъекта появились на карте мира практически одновременно: Россия — в конце декабря 1991 г., а Евросоюз — в феврале 1992 г. Россия и ЕС ровесники в нынешних своих ипостасях, но и та, и другой — наследники длительной традиции, российской и европейской. В тот момент — и это было зафиксировано в договоре о партнерстве и сотрудничестве 1994 г. (ратифицировано в 1997 г.) — Россия и ЕС устанавливали отношения тесного партнерства, которое в какой-то момент даже были названы стратегическим.

Это не “Европа от Лиссабона до Владивостока” — такой лозунг выдвинул президент СССР Михаил Горбачев в 1989 г., именно лозунг общеевропейского дома, за ним не стояло никакой практической конструкции. А вот за партнерством России и ЕС стояла конкретная идея: интеграция, но Россия предполагалась не в качестве члена ЕС, об этом речь никогда не шла, а как некая часть, не вполне понятно какая, но явно существенная, той большой Европы, которая тогда начала строиться.

А большая Европа, как ее тогда видели, имела ядром расширявшийся Европейский Союз — между 1992 и 2007 гг. он увеличился более чем вдвое по числу стран, — но кроме того, включила бы в себя и бывшие советские республики, в первую очередь Россию. Создавалась некая общеевропейская сфера, но статус России в этой сфере никогда не был ни описан, ни даже обговорен; просто подразумевалось, что Россия будет частью Европы, причем подразумевалось обеими сторонами.

Насколько обе стороны одинаково понимали партнерство — вопрос сложный и теперь уже, видимо, можно сделать вывод, что понимали по-разному. Но главный принцип, на котором должны были строиться отношения, заключался в том, что правовая и нормативная база для этого партнерства — от устройства государства до экономического регулирования — берется у Евросоюза: она заведомо лучше, заведомо правильней. В идеале все страны, вошедшие в европейскую сферу, должны были перенять европейские нормы и правила и дальше уже или стать членами ЕС (кто мог это сделать в силу своего размера), или — как Россия и Украина — стать ассоциированными участниками. Гармонизировать законодательство с Европой, но в одну сторону, в европейскую.

И в этом, замечу, — принципиальное отличие от идеи “Европы от Лиссабона до Владивостока”: Михаил Горбачев, конечно, никаких деталей общеевропейского дома тогда не продумывал, но само собой разумелось, что партнерство будет равноправным. Президент СССР и его соратники руководствовались идеей конвергенции, взаимного сближения: Советский Союз со своими плюсами, Европейское Сообщество (тогда еще не Союз) и Запад в целом — со своими, мы их как-то сочленяем, и получается что-то очень хорошее. Утопия, не план.

Надо сказать, что самые серьезные усилия для воплощения этого плана — вхождения России в общеевропейскую сферу на европейских принципах — совершались не в 1990-е гг. при Борисе Ельцине, а в начале 2000-х гг., при Владимире Путине первого президентского срока. При Ельцине говорить об интеграции с Европой было сложно, нужно было преодолевать внутренний кризис. А в 2000-х гг. государство и аппарат стабилизировались, нефтяные доходы наполнили казну, и вот тогда президент Путин — с 2001 и до 2005 или даже 2006 гг. — начал усердно искать возможность оговоренное партнерство с ЕС реализовать, продолжить сближение.

Понятно, что уже не общее

Но потенциал России значительно вырос к тому времени, выросли и представления о том, какую роль Россия должна играть в партнерстве с Евросоюзом: представления о бесспорном подчинении европейским нормам не воспринимались как легитимные, партнерство должно было создаваться если не на равных, то по крайней мере на особых условиях. Но Евросоюз подходил к России — не рассматривая, повторю, как кандидата на вступление — так, будто она кандидат! То есть ни о каких особых условиях для России речи никогда не шло и не могло идти, это противоречило бы самим принципам европейской интеграции.

Потому-то начиная где-то с середины 2000-х гг. возикла эрозия самой идеи партнерства России и ЕС, стратегического и интеграционного. Шла эрозия довольно медленно, и не только по той причине, что Россия стала меняться существенно во внутренней политике и во внешней, но и по той, что ЕС тоже стал переживать трансформацию, которой нельзя было ожидать: он стал вступать в кризисные обстоятельства, в полную силу они вошли в начале 2010-х гг.

И теперь если мы посмотрим уже на 2010-е гг., то увидим, что рамка оставалась прежней, той, что была очерчена в начале 1990-х г., в базовом договоре, который до сих пор действует, а содержание отношений все больше удалялось от того, что было тогда. Задачи сторон, а главное, представления о себе расходились все дальше и дальше.

Ярчайшая иллюстрация — стенограмма пресс-конференции последнего саммита “Россия — ЕС”, который состоялся в Брюсселе в конце января 2014 г. В Киеве уже бушует майдан, до бегства президента Украины Виктора Януковича и смены власти остается три недели, отношения с европейцами неприязненные донельзя, потому что мы оказались по разные стороны баррикад с ними, — а в стенограмме и президент Путин, и тогдашний председатель Еврокомиссии Мануэл Баррозу продолжают повторять те же мантры, что повторялись до этого годами, если не десятилетиями: партнерство, общее пространство, дорожные карты и т. д. А лица у них были такие, что становилось понятно: ничего такого не будет. Но других формул не было! Все по-прежнему шло из начала 1990-х гг., действовала все та же заявка на будущее тесное партнерство. Дальше случилась Украина, дальше случилось много чего другого, в общем, та рамка стала совсем уже анахронизмом: реальные отношения вступили в фазу антагонистическую и высококонкурентную. Хотя все еще говорилось о партнерстве, о диалоге, обо всем том, что было 25 лет назад.

И вот теперь министр иностранных дел России Сергей Лавров, можно сказать, подвел под всей этой историей черту. Я воспринимаю его заявление как констатацию: все закончилось, той рамки больше нет.

Это не означает, конечно, что заканчиваются отношения России и европейских стран, но они заканчиваются в том виде, в каком были.

Общее, но другое

Теперь должна появиться новая рамка, но ждать ее придется долго. Сейчас у нас совершенно другие обстоятельства, и они диктуются прежде всего тем, что и Россия, и ЕС, каждый по-своему, пребывают в состоянии глубочайшей внутренней трансформации. И обе трансформации происходят в контексте хаотически меняющегося мира. Трансформация сама по себе довольно мучительный процесс, плюс она накладывается на полную внешнюю неопределенность. Для всех стран мира, то есть и для ЕС, и для России тоже, процесс внутреннего переустройства будет кратно важней, чем любые внешние отношения. Нам сейчас может казаться, что это какая-то аномалия, но на самом деле это новое состояние мира, и ситуация будет еще усугубляться. Лучше всего это видно на примере США, мирового лидера, мирового гегемона: там мы видим, как внутренняя политика абсолютно сожрала все остальное. Это не короткий процесс, и он не связан с взбалмошностью президента Дональда Трампа или какими-то особенно злобными качествами Владимира Путина, нет, — мы вступили в эпоху кардинального переустройства мира.

И та рамка, которой мы, может быть, взыскуем в отношениях с Европой, не появится именно по вышеописанным причинам, сейчас просто не до нее. Разумеется, железный занавес между Россией и ЕС с неба не обрушится, отношения — гуманитарные, экономические, которые хотя и пострадали от санкций, остаются интенсивными, культурные и даже политические — остаются, но это утилитарные отношения, без намеков на совместные цели, с гораздо большим вниманием к двусторонним связям с отдельными европейскими странами. Мы становимся просто соседями, мы друг другу ничем не обязаны, но мы вынуждены контактировать.

Но еще больше мы вынуждены контактировать с теперь уже нашим главным соседом — Китаем. Главный он не потому, что мы поссорились с Западом и приходится туда оборачиваться, хотя это тоже существенно, а прежде всего потому, что когда у нас рядом с гигантской общей границей растет как на дрожжах страна, которая того и гляди станет если не мировым гегемоном, то одним из двух столпов нового миропорядка, то хотим мы того или нет, отношениям с этим соседом придется уделять кратно больше внимания, чем мы привыкли.

Важнейший фактор — и он тоже серьезно будет менять наши отношения с Европой. В частности, просто потому, что мир меняется в восточном направлении. В лучшую сторону или в худшую — другой вопрос, совершенно не факт, что в лучшую, но тот европо- и западоцентризм, к которому Россия привыкла за последние примерно 300 лет, он просто перестает соответствовать мировой картинке. Мы не можем себе позволить — а пока продолжаем! — воспринимать Азию как нечто вторичное. Если так продолжать, то действительно, начнется ползучая экспансия с той стороны.

В любом случае, налицо исчерпанность прежней модели отношений с Евросоюзом, и она будет скоро концептуализирована — так или иначе.

Федор ЛУКЬЯНОВ, председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике

Додати коментар

Користувач:
email:





Bond markets ebb and flow
Investors seek safe havens
In uncertain times

- Fin.Org.UA

Новини

14:25 - Цифрові облігації Європейського інвестиційного банку: шлях від експерименту до регуляторної моделі
14:20 - Цифрові активи та токенізація: виклики, шляхи впровадження і регуляторна перспектива
13:35 - Як фізичним особам – підприємцям обрати чи перейти на спрощену систему оподаткування (перша – третя групи платників єдиного податку)?
13:33 - Частина чистого прибутку: місцеві бюджети Дніпропетровщини отримали з початку року від платників понад 23,3 млн гривень
13:31 - Рентна плата за видобування залізних руд: надходження до загального фонду держбюджету від платників Дніпропетровщини – понад 3,0 млрд гривень
13:30 - Про особливості листування через Електронний кабінет
13:28 - Про коди класифікації доходів бюджету, за якими сплачується військовий збір
13:26 - Про внесення даних до Реєстру пошкодженого та знищеного майна для перерахунку сум податку на нерухоме майно, відмінне від земельної ділянки
13:25 - Світлана Гринчук: розвиваємо співпрацю з Грецією для зміцнення енергетичної безпеки України
13:00 - Крипторынок решительно избавился от страха
13:00 - Інновації в агротехніці: стратегія адаптації ринку
12:55 - Третина експорту нафти московія під загрозою після відмови греків возити Urals
12:45 - Небанківській фінансовій установі відкликано ліцензію та виключено її з Державного реєстру фінансових установ
12:40 - FIFA створює ще один міжнародний турнір – ASEAN Cup
12:31 - Наказ МФУ № 371: внесено зміни до форми Податкової декларації з податку на прибуток підприємств
12:30 - Публічні інвестиції: до єдиного проєктного портфелю увійшло 149 програм – Мінфін
12:28 - Дотримання юридичними особами, ФОПами та громадянами вимог заповнення обов’язкових реквізитів платіжної інструкції під час сплати податків, зборів, платежів та єдиного внеску
12:26 - Про коди класифікації доходів бюджету, за якими сплачується військовий збір
12:25 - До якого контролюючого органу мають право звернутися громадяни для звірки даних щодо плати за землю?
12:25 - Найпопулярніші зарядні станції в Україні стрімко й суттєво зросли в ціні
12:23 - Про особливості листування через Електронний кабінет
12:23 - Про особливості листування через Електронний кабінет
12:22 - Безбар'єрність: доступ до інформації та електронних послуг
12:21 - Виправлення самостійно виявлених помилок: заповнення ФОПом – платником єдиного податку податкової декларації
12:20 - ПКУ: за несвоєчасно подану податкову звітність передбачена відповідальність
12:19 - Е-аудит – важливий аспект цифровізації в рамках Національної стратегії доходів
12:18 - До уваги платників ПДВ!
12:17 - Рентна плата за видобування залізних руд: надходження до загального фонду держбюджету від платників Дніпропетровщини – понад 3,0 млрд гривень
12:16 - Від платників ПДФО до місцевих бюджетів Дніпропетровщини надійшло майже 19,5 млрд гривень
12:16 - Податкова знижка: до повернення з бюджету задекларовано на 104,1 млн грн більше ніж минулого року


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32288
Австралійський долар27.2959
Така0.34397
Канадський долар29.94
Юань Женьміньбі5.8963
Чеська крона2.004
Данська крона6.5287
Гонконгівський долар5.4051
Форинт0.125129
Індійська рупія0.47808
Рупія0.0025296
Новий ізраїльський шекель12.7623
Єна0.27456
Теньге0.078093
Вона0.029175
Ліванський фунт0.000469
Малайзійський ринггіт9.9446
Мексиканське песо2.2817
Молдовський лей2.4592
Новозеландський долар24.1146
Норвезька крона4.1979
Саудівський ріял11.1986
Сінгапурський долар32.3103
Донг0.0015964
Ренд2.4219
Шведська крона4.4724
Швейцарський франк52.7202
Бат1.28188
Дирхам ОАЕ11.434
Туніський динар14.3085
Єгипетський фунт0.8826
Фунт стерлінгів55.8748
Долар США41.9969
Сербський динар0.41582
Азербайджанський манат24.7099
Румунський лей9.5942
Турецька ліра1.0005
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.202
Болгарський лев24.9329
Євро48.7668
Ларі15.4804
Злотий11.4931
Золото170513.71
Срібло2017.42
Платина66699.9
Паладій59180.77

Курси валют, встановлені НБУ на 27.10.2025