Россия и ЕС закрыли страницу в отношениях

16.10.2020 16:36 | Укррудпром

vtimes.io, 14 октября 2020. Опубликовано 15:53 16 октября 2020 года Что следует из резкого заявления Сергея Лаврова?

Министр иностранных дел Сергей Лавров выступил с весьма жестким заявлением: Россия может прекратить диалог с Евросоюзом. Так резко, пожалуй, министр Лавров еще не выступал, и что спровоцировало его на эти слова, я не знаю, — возможно, долгий разговор с Жозепом Боррелем, главой европейской дипломатии. Разговор их был, видимо, неконструктивным.

Естественно, это заявление будет воспринято в ЕС с большим неудовольствием и возмущением, но я бы смотрел на слова Лаврова сквозь призму длительного процесса, который начался довольно давно — давнее, чем кризис в отношениях России и ЕС. Корни этого заявления уходят в период, когда отношения были абсолютно радужными и лучезарными. 

Общее, но непонятное

В 1990-е годы была заложена основа новых отношений между Евросоюзом и Российской Федерацией. Эти два международных субъекта появились на карте мира практически одновременно: Россия — в конце декабря 1991 г., а Евросоюз — в феврале 1992 г. Россия и ЕС ровесники в нынешних своих ипостасях, но и та, и другой — наследники длительной традиции, российской и европейской. В тот момент — и это было зафиксировано в договоре о партнерстве и сотрудничестве 1994 г. (ратифицировано в 1997 г.) — Россия и ЕС устанавливали отношения тесного партнерства, которое в какой-то момент даже были названы стратегическим.

Это не “Европа от Лиссабона до Владивостока” — такой лозунг выдвинул президент СССР Михаил Горбачев в 1989 г., именно лозунг общеевропейского дома, за ним не стояло никакой практической конструкции. А вот за партнерством России и ЕС стояла конкретная идея: интеграция, но Россия предполагалась не в качестве члена ЕС, об этом речь никогда не шла, а как некая часть, не вполне понятно какая, но явно существенная, той большой Европы, которая тогда начала строиться.

А большая Европа, как ее тогда видели, имела ядром расширявшийся Европейский Союз — между 1992 и 2007 гг. он увеличился более чем вдвое по числу стран, — но кроме того, включила бы в себя и бывшие советские республики, в первую очередь Россию. Создавалась некая общеевропейская сфера, но статус России в этой сфере никогда не был ни описан, ни даже обговорен; просто подразумевалось, что Россия будет частью Европы, причем подразумевалось обеими сторонами.

Насколько обе стороны одинаково понимали партнерство — вопрос сложный и теперь уже, видимо, можно сделать вывод, что понимали по-разному. Но главный принцип, на котором должны были строиться отношения, заключался в том, что правовая и нормативная база для этого партнерства — от устройства государства до экономического регулирования — берется у Евросоюза: она заведомо лучше, заведомо правильней. В идеале все страны, вошедшие в европейскую сферу, должны были перенять европейские нормы и правила и дальше уже или стать членами ЕС (кто мог это сделать в силу своего размера), или — как Россия и Украина — стать ассоциированными участниками. Гармонизировать законодательство с Европой, но в одну сторону, в европейскую.

И в этом, замечу, — принципиальное отличие от идеи “Европы от Лиссабона до Владивостока”: Михаил Горбачев, конечно, никаких деталей общеевропейского дома тогда не продумывал, но само собой разумелось, что партнерство будет равноправным. Президент СССР и его соратники руководствовались идеей конвергенции, взаимного сближения: Советский Союз со своими плюсами, Европейское Сообщество (тогда еще не Союз) и Запад в целом — со своими, мы их как-то сочленяем, и получается что-то очень хорошее. Утопия, не план.

Надо сказать, что самые серьезные усилия для воплощения этого плана — вхождения России в общеевропейскую сферу на европейских принципах — совершались не в 1990-е гг. при Борисе Ельцине, а в начале 2000-х гг., при Владимире Путине первого президентского срока. При Ельцине говорить об интеграции с Европой было сложно, нужно было преодолевать внутренний кризис. А в 2000-х гг. государство и аппарат стабилизировались, нефтяные доходы наполнили казну, и вот тогда президент Путин — с 2001 и до 2005 или даже 2006 гг. — начал усердно искать возможность оговоренное партнерство с ЕС реализовать, продолжить сближение.

Понятно, что уже не общее

Но потенциал России значительно вырос к тому времени, выросли и представления о том, какую роль Россия должна играть в партнерстве с Евросоюзом: представления о бесспорном подчинении европейским нормам не воспринимались как легитимные, партнерство должно было создаваться если не на равных, то по крайней мере на особых условиях. Но Евросоюз подходил к России — не рассматривая, повторю, как кандидата на вступление — так, будто она кандидат! То есть ни о каких особых условиях для России речи никогда не шло и не могло идти, это противоречило бы самим принципам европейской интеграции.

Потому-то начиная где-то с середины 2000-х гг. возикла эрозия самой идеи партнерства России и ЕС, стратегического и интеграционного. Шла эрозия довольно медленно, и не только по той причине, что Россия стала меняться существенно во внутренней политике и во внешней, но и по той, что ЕС тоже стал переживать трансформацию, которой нельзя было ожидать: он стал вступать в кризисные обстоятельства, в полную силу они вошли в начале 2010-х гг.

И теперь если мы посмотрим уже на 2010-е гг., то увидим, что рамка оставалась прежней, той, что была очерчена в начале 1990-х г., в базовом договоре, который до сих пор действует, а содержание отношений все больше удалялось от того, что было тогда. Задачи сторон, а главное, представления о себе расходились все дальше и дальше.

Ярчайшая иллюстрация — стенограмма пресс-конференции последнего саммита “Россия — ЕС”, который состоялся в Брюсселе в конце января 2014 г. В Киеве уже бушует майдан, до бегства президента Украины Виктора Януковича и смены власти остается три недели, отношения с европейцами неприязненные донельзя, потому что мы оказались по разные стороны баррикад с ними, — а в стенограмме и президент Путин, и тогдашний председатель Еврокомиссии Мануэл Баррозу продолжают повторять те же мантры, что повторялись до этого годами, если не десятилетиями: партнерство, общее пространство, дорожные карты и т. д. А лица у них были такие, что становилось понятно: ничего такого не будет. Но других формул не было! Все по-прежнему шло из начала 1990-х гг., действовала все та же заявка на будущее тесное партнерство. Дальше случилась Украина, дальше случилось много чего другого, в общем, та рамка стала совсем уже анахронизмом: реальные отношения вступили в фазу антагонистическую и высококонкурентную. Хотя все еще говорилось о партнерстве, о диалоге, обо всем том, что было 25 лет назад.

И вот теперь министр иностранных дел России Сергей Лавров, можно сказать, подвел под всей этой историей черту. Я воспринимаю его заявление как констатацию: все закончилось, той рамки больше нет.

Это не означает, конечно, что заканчиваются отношения России и европейских стран, но они заканчиваются в том виде, в каком были.

Общее, но другое

Теперь должна появиться новая рамка, но ждать ее придется долго. Сейчас у нас совершенно другие обстоятельства, и они диктуются прежде всего тем, что и Россия, и ЕС, каждый по-своему, пребывают в состоянии глубочайшей внутренней трансформации. И обе трансформации происходят в контексте хаотически меняющегося мира. Трансформация сама по себе довольно мучительный процесс, плюс она накладывается на полную внешнюю неопределенность. Для всех стран мира, то есть и для ЕС, и для России тоже, процесс внутреннего переустройства будет кратно важней, чем любые внешние отношения. Нам сейчас может казаться, что это какая-то аномалия, но на самом деле это новое состояние мира, и ситуация будет еще усугубляться. Лучше всего это видно на примере США, мирового лидера, мирового гегемона: там мы видим, как внутренняя политика абсолютно сожрала все остальное. Это не короткий процесс, и он не связан с взбалмошностью президента Дональда Трампа или какими-то особенно злобными качествами Владимира Путина, нет, — мы вступили в эпоху кардинального переустройства мира.

И та рамка, которой мы, может быть, взыскуем в отношениях с Европой, не появится именно по вышеописанным причинам, сейчас просто не до нее. Разумеется, железный занавес между Россией и ЕС с неба не обрушится, отношения — гуманитарные, экономические, которые хотя и пострадали от санкций, остаются интенсивными, культурные и даже политические — остаются, но это утилитарные отношения, без намеков на совместные цели, с гораздо большим вниманием к двусторонним связям с отдельными европейскими странами. Мы становимся просто соседями, мы друг другу ничем не обязаны, но мы вынуждены контактировать.

Но еще больше мы вынуждены контактировать с теперь уже нашим главным соседом — Китаем. Главный он не потому, что мы поссорились с Западом и приходится туда оборачиваться, хотя это тоже существенно, а прежде всего потому, что когда у нас рядом с гигантской общей границей растет как на дрожжах страна, которая того и гляди станет если не мировым гегемоном, то одним из двух столпов нового миропорядка, то хотим мы того или нет, отношениям с этим соседом придется уделять кратно больше внимания, чем мы привыкли.

Важнейший фактор — и он тоже серьезно будет менять наши отношения с Европой. В частности, просто потому, что мир меняется в восточном направлении. В лучшую сторону или в худшую — другой вопрос, совершенно не факт, что в лучшую, но тот европо- и западоцентризм, к которому Россия привыкла за последние примерно 300 лет, он просто перестает соответствовать мировой картинке. Мы не можем себе позволить — а пока продолжаем! — воспринимать Азию как нечто вторичное. Если так продолжать, то действительно, начнется ползучая экспансия с той стороны.

В любом случае, налицо исчерпанность прежней модели отношений с Евросоюзом, и она будет скоро концептуализирована — так или иначе.

Федор ЛУКЬЯНОВ, председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике

Додати коментар

Користувач:
email:





The market is high
Stocks are soaring up above
Investors happy

- Fin.Org.UA

Новини

23:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:00 - Новини 19 грудня: 90 мільярдів євро для України, удар по мосту
20:50 - У Європарламенті вважають, що ЄС зрештою ухвалить рішення про "репараційну позику"
20:20 - Україна отримала 125 мільйонів доларів від Світового банку
19:50 - У США погодили інвестицію, ймовірно, мільярдів доларів Nvidia у Intel
19:25 - Україна та Молдова готують альтернативні маршрути після удару московія по стратегічному мосту
18:55 - За поширення неправди про "Антидот гель", "Лізобам" та "Фосфалімін" 3 компанії оштрафували на 40 мільйонів
18:46 - Голова Центробанку московії попередила про сплеск інфляції у московія
18:30 - Цифрова трансформація дистрибуції: як Фелікс Черток модернізує український бізнес
18:20 - Розпочато підготовку змін до Стратегії державної екологічної політики України до 2030 року
18:15 - Депутатів з Луцька підозрюють у вимаганні $30 тисяч хабаря за дозвіл на будівництво
17:57 - В Україні планують збільшити зарплати працівників ЖКГ на 40%
17:45 - 20 грудня світло вимикатимуть у більшості регіонів України
17:15 - Доставки "Укрпошти" на південь Одещини можуть затримуватись через ускладнену логістику
17:07 - Ключові рішення НКЦПФР від 19.12.2025
17:07 - Нацбанк показав курс долара та євро на понеділок 22 грудня
17:00 - Коли наглядові ради держпідприємств перестануть бути дорогою формальністю
16:58 - ВІДДІЛ КОМУНІКАЦІЙ З ГРОМАДСЬКІСТЮ УПРАВЛІННЯ ІНФОРМАЦІЙНОЇ ВЗАЄМОДІЇ ГУ ДПС У ДНІПРОПЕТРОВСЬКІЙ ОБЛАСТІ (ТЕРИТОРІЯ ОБСЛУГОВУВАННЯ - МІСТО ДНІПРО) ІНФОРМУЄ!
16:58 - Наказ Мінекономіки від 16 грудня 2025 року № 3246 “Про затвердження плану діяльності з підготовки проєктів регуляторних актів у сфері господарської діяльності на 2026 рік”
16:34 - Посадовець ДСНС отримав підозру: вартість елітних авто перевищує офіційні доходи
16:23 - ВІДДІЛ КОМУНІКАЦІЙ З ГРОМАДСЬКІСТЮ УПРАВЛІННЯ ІНФОРМАЦІЙНОЇ ВЗАЄМОДІЇ ГУ ДПС У ДНІПРОПЕТРОВСЬКІЙ ОБЛАСТІ (ТЕРИТОРІЯ ОБСЛУГОВУВАННЯ - МІСТО ДНІПРО) ІНФОРМУЄ!
16:20 - Для ліквідації наслідків вибухів у Березині на Житомирщині виділили 147 мільйонів
16:16 - АМКУ оштрафував компанію, яка отримала два санаторії на Закарпатті без дозволу
16:15 - Участь Мінекономіки у засіданні Уряду 17 грудня 2025 року
16:11 - Участь Мінекономіки у засіданні Уряду 12 грудня 2025 року
16:07 - Участь Мінекономіки у засіданні Уряду 10 грудня 2025 року
16:03 - Участь Мінекономіки у роботі Верховної Ради України 15-17 грудня 2025 року
16:00 - Як отримати митні стимули учаснику індустріального парку (детальний гайд)
15:47 - Наказ Міністерства економіки, довкілля та сільського господарства України від 17.12.2025 № 3381 “Про внесення змін до наказу Міністерства економіки України від 21.02.2025 №1393”
15:45 - "Нова пошта" попередила про можливу затримку доставок у західній частині Одещини


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32624
Австралійський долар27.9049
Така0.34562
Канадський долар30.6345
Юань Женьміньбі6.0003
Чеська крона2.0339
Данська крона6.622
Гонконгівський долар5.4298
Форинт0.127908
Індійська рупія0.47275
Рупія0.0025226
Новий ізраїльський шекель13.154
Єна0.2687
Теньге0.081631
Вона0.028574
Ліванський фунт0.000472
Малайзійський ринггіт10.3651
Мексиканське песо2.3444
Молдовський лей2.4938
Новозеландський долар24.2589
Норвезька крона4.1536
Саудівський ріял11.2638
Сінгапурський долар32.6795
Донг0.0016053
Ренд2.5171
Шведська крона4.5377
Швейцарський франк53.0955
Бат1.34232
Дирхам ОАЕ11.5027
Туніський динар14.4854
Єгипетський фунт0.8878
Фунт стерлінгів56.4984
Долар США42.2481
Сербський динар0.42155
Азербайджанський манат24.8518
Румунський лей9.7207
Турецька ліра0.9869
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.697
Болгарський лев25.2967
Євро49.4725
Ларі15.6678
Злотий11.747
Золото182752.18
Срібло2778.61
Платина81322.95
Паладій70905.41

Курси валют, встановлені НБУ на 22.12.2025