Катастрофа Ан-26. Нужно ли Украине “приземлить” весь парк советской авиатехники

28.09.2020 08:30 | Укррудпром

dsnews.ua, 27 сентября 2020. Опубликовано 07:40 28 сентября 2020 года Для сокращения затрат предприятия, производящие капитальный ремонт, стараются использовать запчасти, бывшие в употреблении, а военные при недостатке денег просто продлевают ресурс по бумагам, уповая на “легендарную” советскую прочность.

Катастрофа Ан-26Ш из состава 203-й учебной авиабригады на некоторое время снова привлекла внимание всей страны к проблемам военной авиации. Тут же все вспомнили о том, что самолет старый — 1977 года производства, и летчики, мол, летают на “антиквариате”.

На самом деле проблема с Воздушными Силами у нас гораздо глубже и эта катастрофа — увы, всего лишь очередная в целой череде подобных. Так, в 2018 г. упали сразу два Су-27 (причем в одном случае погиб американский пилот), в 2019 г. упал вполне современный МИ-8МТВ-МСБ1 (погиб весь экипаж, включая вертолетчиков-ветеранов войны на Донбассе). Можно вспомнить и более давние катастрофы.

Первая и основная причина — это давно известный в авиации принцип: “чем больше летаешь — тем больше падаешь”. То есть после 2014 г. наши летчики стали гораздо больше летать. И в этих условиях стали проявляться серьезные проблемы, связанные с поддержанием самолетов и вертолетов в летном состоянии.

Ведь не секрет, что на сегодня весь авиапарк состоит исключительно из самолетов и вертолетов советского производства. Самый “новый” наш самолет — производства весны 1991 г., то есть ему 29 лет! При этом не стоит забывать, что за время независимости машины с наименьшим сроком эксплуатации активно изымались из боевого состава Воздушных Сил и продавались за рубеж. Наиболее яркий пример — поставка партии истребителей МиГ-29 в Азербайджан.

То есть когда пришла необходимость использовать авиацию, оказалось, что летать особо и не на чем. Активно задействовали мощности имеющихся авиаремонтных заводов, однако выяснилось, что большая часть узлов и агрегатов производится в России — и только там. Какие-то элементы импортозамещения присутствуют, типа закупки в Китае некоторых компонентов для авионики МиГ-29 или покрышек для шасси Ан-26, или аккумуляторов — в Индии, однако это кардинально не решает проблему.

А закупки запчастей в России по “серым” схемам провалились в 2019 г. в угоду политическому противостоянию внутри страны.

Как итог — формально самолеты и вертолеты проходят средний и капитальный ремонт, однако, по сути, он по качеству не дотягивает даже до советских стандартов. Поэтому на многие вещи военным приходится просто закрывать глаза.

Хотя в случае с Ан-26 ситуация, по идее, должна быть совершенно другой — ведь машина изначально была сделана полностью в Киеве, двигатель АИ-24 — в Запорожье. Этот легкий транспортный самолет в наших реалиях — практически исключение из правил. Но тут, возможно, сработал другой подход — для сокращения затрат предприятия, производящие капитальный ремонт, стараются использовать запчасти, бывшие в употреблении, а военные при недостатке финансирования просто продлевают ресурс по бумагам, уповая на “легендарную” советскую прочность, заложенную в конструкцию двигателя и аппарата еще на этапе проектирования.

Хотя в стратегическом видении дальнейшего развития Воздушных Сил — документе “Візія 2035” — уже напрямую говорится о планах по переходу на технику западного производства, однако реально никаких шагов в этом направлении не предпринимается. Последние несколько лет все ограничивается паркетной дискуссией о том, какой именно универсальный самолет нам нужен — F-16 или Gripen.

Попытки же модернизации собственными силами как вертолетного, так и самолетного парка выглядят весьма убого. Чего стоит, например, настойчивое желание сделать из легкого Ми-2 боевой вертолет — то с установкой блоков неуправляемых ракет, то вообще танкового пулемета. Мало того, даже имея возможности, наши предприятия не смогли за эти годы освоить ремоторизацию парка Ми-8. А программы модернизации самолетов вызывают скорее недоумение. Только у нас капитальный ремонт с частичной заменой комплектующих авионики могли назвать модернизацией — речь о МиГ-29МУ-1 и Су-25М1.

Хоть есть и примеры реального начала процесса перевооружения — Министерство внутренних дел для авиации Нацгвардии Украины, Погранслужбы и ГСЧС смогло найти ресурсы и начать покупать вертолеты западного производства. Да, часть из них бэушные, но по году производства они гораздо новее, чем самые новые наши Ми-8 и Ми-2.

В целом же ситуация как в Воздушных Силах в целом, так и в плане подготовке летно-технического состава выглядит крайне удручающе. Новой техники нет даже на подходе, полноценный ремонт наши предприятия военно-промышленного комплекса обеспечить не могут, самолеты и вертолеты летают фактически на “честном слове” — с продлением ресурса на бумаге.

С другой стороны, в условиях войны полное “приземление” всего самолетного и вертолетного парка советского производства является не самым лучшим решением. Поэтому военные просто вынуждены выжимать последние соки из стареньких советских машин — по той простой причине, что других нет, и в ближайшие годы не предвидится.

Будет хорошо, если первым выводом правительственной комиссии по расследованию катастрофы Ан-26, созданной по поручению президента, станет рекомендация кардинально изменить подход и развитию Вооруженных Сил. Но верится в это с трудом.

Михаил ЖИРОХОВ

Додати коментар

Користувач:
email:





Quantitative easing,
Stimulus injections flow,
Markets hope and surge.

- Fin.Org.UA

Новини

08:37 - Ситуація довкола ЗАЕС та підготовка до зими: на конференції МАГАТЕ Світлана Гринчук заручилася підтримкою країн-партнерів
08:36 - Ситуація довкола ЗАЕС та підготовка до зими: на конференції МАГАТЕ Світлана Гринчук заручилася підтримкою країн-партнерів
08:30 - Чи готові ми до прозорого лобізму
08:00 - Бюджет-2026: рекордні витрати на війну і дефіцит 2,4 трильйони. Де Україна братиме гроші?
07:35 - Фінансовий астрологічний прогноз на 16.09.2025
00:00 - Накази Міністерства енергетики України
00:00 - Новини від Міністерства енергетики України
00:00 - Регуляторні акти Міністерства енергетики України
21:00 - Новини 15 вересня: делегацію США знайомлять з надрами України, проєкт держбюджету-2026
20:40 - Франк вошёл в зону турбулентности, мяч на стороне НБШ
20:25 - Один з найбільших російських НПЗ зупинив ключовий блок після атаки дронів
19:45 - "Нафтогаз" провів зміни в правлінні
19:15 - Президент України Володимир Зеленський привітав працівників нафтової, газової та нафтопереробної промисловості України з професійним святом
19:10 - Глава УЗ про російські атаки: намагаються зруйнувати ключові вузлові станції
18:48 - Уряд ухвалив проєкт держбюджету на 2026 рік
18:35 - На російському ринку електроніки – найсильніша криза за останні десятиліття
18:32 - Пропонується актуалізувати процеси планування, випуску та реалізації нумізматичної продукції
18:32 - Наказ від 12.09.25 № 474 «Про надання грантів на створення, розвиток або оновлення виробництв переробної промисловості»
18:25 - "Карпатські мінеральні води" отримають від ЄБРР 11 мільйонів євро на новий завод
18:05 - "Укрзалізниця" закупила вугілля за найдорожчими пропозиціями
17:55 - Нацбанк показав курс долара і євро на вівторок 16 вересня
17:40 - Українські металурги за 8 місяців скоротили експорт металопрокату
17:40 - Євросоюзівські сховища газу заповнені рекордно низько за останні 3,5 роки
17:25 - Tesla підскочила на 8% після масштабної купівлі акцій Маском
17:20 - Мінекономіки та DFC відвідали Кіровоградську область для оцінки інвестиційних можливостей і формування портфеля проєктів Фонду відбудови
17:15 - Фонд держмайна звітував про нові укладені договори оренди
17:00 - Як ОСББ замінити ліфт за підтримки міста
16:55 - Податкова розповіла, хто з платників податків має подати звіти до Держстату
16:55 - Україна планує обмежити імпорт дизпального з Індії: його ретельно вивчатимуть – enkorr
16:45 - Китай звинуватив Nvidia у порушенні антимонопольного закону


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.31944
Австралійський долар27.4603
Така0.3393
Канадський долар29.8251
Юань Женьміньбі5.7894
Чеська крона1.993
Данська крона6.4968
Гонконгівський долар5.3007
Форинт0.124424
Індійська рупія0.46736
Рупія0.002512
Новий ізраїльський шекель12.3374
Єна0.27971
Теньге0.07628
Вона0.029693
Ліванський фунт0.00046
Малайзійський ринггіт9.8096
Мексиканське песо2.2379
Молдовський лей2.4801
Новозеландський долар24.5803
Норвезька крона4.1973
Саудівський ріял10.9922
Сінгапурський долар32.1846
Донг0.0015629
Ренд2.378
Шведська крона4.4449
Швейцарський франк51.8768
Бат1.29362
Дирхам ОАЕ11.2256
Туніський динар14.2115
Єгипетський фунт0.856
Фунт стерлінгів56.1328
Долар США41.2317
Сербський динар0.41383
Азербайджанський манат24.2497
Румунський лей9.5807
Турецька ліра0.9987
СПЗ (спеціальні права запозичення)56.6313
Болгарський лев24.7578
Євро48.4967
Ларі15.2478
Злотий11.4089
Золото150266.04
Срібло1740.38
Платина57597.8
Паладій49548.55

Курси валют, встановлені НБУ на 16.09.2025