Катастрофа Ан-26. Нужно ли Украине “приземлить” весь парк советской авиатехники

28.09.2020 08:30 | Укррудпром

dsnews.ua, 27 сентября 2020. Опубликовано 07:40 28 сентября 2020 года Для сокращения затрат предприятия, производящие капитальный ремонт, стараются использовать запчасти, бывшие в употреблении, а военные при недостатке денег просто продлевают ресурс по бумагам, уповая на “легендарную” советскую прочность.

Катастрофа Ан-26Ш из состава 203-й учебной авиабригады на некоторое время снова привлекла внимание всей страны к проблемам военной авиации. Тут же все вспомнили о том, что самолет старый — 1977 года производства, и летчики, мол, летают на “антиквариате”.

На самом деле проблема с Воздушными Силами у нас гораздо глубже и эта катастрофа — увы, всего лишь очередная в целой череде подобных. Так, в 2018 г. упали сразу два Су-27 (причем в одном случае погиб американский пилот), в 2019 г. упал вполне современный МИ-8МТВ-МСБ1 (погиб весь экипаж, включая вертолетчиков-ветеранов войны на Донбассе). Можно вспомнить и более давние катастрофы.

Первая и основная причина — это давно известный в авиации принцип: “чем больше летаешь — тем больше падаешь”. То есть после 2014 г. наши летчики стали гораздо больше летать. И в этих условиях стали проявляться серьезные проблемы, связанные с поддержанием самолетов и вертолетов в летном состоянии.

Ведь не секрет, что на сегодня весь авиапарк состоит исключительно из самолетов и вертолетов советского производства. Самый “новый” наш самолет — производства весны 1991 г., то есть ему 29 лет! При этом не стоит забывать, что за время независимости машины с наименьшим сроком эксплуатации активно изымались из боевого состава Воздушных Сил и продавались за рубеж. Наиболее яркий пример — поставка партии истребителей МиГ-29 в Азербайджан.

То есть когда пришла необходимость использовать авиацию, оказалось, что летать особо и не на чем. Активно задействовали мощности имеющихся авиаремонтных заводов, однако выяснилось, что большая часть узлов и агрегатов производится в России — и только там. Какие-то элементы импортозамещения присутствуют, типа закупки в Китае некоторых компонентов для авионики МиГ-29 или покрышек для шасси Ан-26, или аккумуляторов — в Индии, однако это кардинально не решает проблему.

А закупки запчастей в России по “серым” схемам провалились в 2019 г. в угоду политическому противостоянию внутри страны.

Как итог — формально самолеты и вертолеты проходят средний и капитальный ремонт, однако, по сути, он по качеству не дотягивает даже до советских стандартов. Поэтому на многие вещи военным приходится просто закрывать глаза.

Хотя в случае с Ан-26 ситуация, по идее, должна быть совершенно другой — ведь машина изначально была сделана полностью в Киеве, двигатель АИ-24 — в Запорожье. Этот легкий транспортный самолет в наших реалиях — практически исключение из правил. Но тут, возможно, сработал другой подход — для сокращения затрат предприятия, производящие капитальный ремонт, стараются использовать запчасти, бывшие в употреблении, а военные при недостатке финансирования просто продлевают ресурс по бумагам, уповая на “легендарную” советскую прочность, заложенную в конструкцию двигателя и аппарата еще на этапе проектирования.

Хотя в стратегическом видении дальнейшего развития Воздушных Сил — документе “Візія 2035” — уже напрямую говорится о планах по переходу на технику западного производства, однако реально никаких шагов в этом направлении не предпринимается. Последние несколько лет все ограничивается паркетной дискуссией о том, какой именно универсальный самолет нам нужен — F-16 или Gripen.

Попытки же модернизации собственными силами как вертолетного, так и самолетного парка выглядят весьма убого. Чего стоит, например, настойчивое желание сделать из легкого Ми-2 боевой вертолет — то с установкой блоков неуправляемых ракет, то вообще танкового пулемета. Мало того, даже имея возможности, наши предприятия не смогли за эти годы освоить ремоторизацию парка Ми-8. А программы модернизации самолетов вызывают скорее недоумение. Только у нас капитальный ремонт с частичной заменой комплектующих авионики могли назвать модернизацией — речь о МиГ-29МУ-1 и Су-25М1.

Хоть есть и примеры реального начала процесса перевооружения — Министерство внутренних дел для авиации Нацгвардии Украины, Погранслужбы и ГСЧС смогло найти ресурсы и начать покупать вертолеты западного производства. Да, часть из них бэушные, но по году производства они гораздо новее, чем самые новые наши Ми-8 и Ми-2.

В целом же ситуация как в Воздушных Силах в целом, так и в плане подготовке летно-технического состава выглядит крайне удручающе. Новой техники нет даже на подходе, полноценный ремонт наши предприятия военно-промышленного комплекса обеспечить не могут, самолеты и вертолеты летают фактически на “честном слове” — с продлением ресурса на бумаге.

С другой стороны, в условиях войны полное “приземление” всего самолетного и вертолетного парка советского производства является не самым лучшим решением. Поэтому военные просто вынуждены выжимать последние соки из стареньких советских машин — по той простой причине, что других нет, и в ближайшие годы не предвидится.

Будет хорошо, если первым выводом правительственной комиссии по расследованию катастрофы Ан-26, созданной по поручению президента, станет рекомендация кардинально изменить подход и развитию Вооруженных Сил. Но верится в это с трудом.

Михаил ЖИРОХОВ

Додати коментар

Користувач:
email:





Greece, Spain, Italy,
Debt woes weigh on the markets,
Europeans hold breath.

- Fin.Org.UA

Новини

21:00 - Новини 1 грудня: "запобіжка" Міндічу та друга хвиля виплат "зимової підтримки"
20:50 - Туреччина різко скоротила імпорт російської нафти на тлі санкцій
20:25 - Депутати проти запровадження ПДВ для більшої кількості спрощенців – ЗМІ
20:15 - Співзасновник Gunvor виходить з бізнесу після заяви Мінфіну США про "маріонетку Кремля"
20:00 - Nvidia відкриває код для розробки безпілотних автомобілів
19:55 - Monthly Business Outlook Survey, November 2025
19:55 - Businesses Reported Guarded Economic Outlook – Business Outlook Survey in November
19:55 - Щомісячні опитування підприємств України, листопад 2025 року
19:55 - Бізнес стримано оцінив свою ділову активність – підсумки опитування підприємств у листопаді
19:30 - Суд заочно обрав запобіжний захід Міндічу
19:15 - За рік інвестиції у держоблігації зросли майже на третину – Мінфін
19:00 - Уряд затвердив порядок формування Ради громадського контролю при АРМА
18:55 - Реструктуризація кредитів: ФГВФО розповів про темпи виплат
18:49 - ФДМ продав занедбану базу відпочинку на Одещині: ціна зросла у понад сто разів
18:41 - 2 грудня графіки не зміняться
18:30 - Газ для когенераційних установок: Міненерго пояснило, хто купуватиме його дешевше
18:20 - Конкурс на управління арештованими активами IDS Ukraine: як працює процедура відбору
18:20 - Нацбанк випустив нові монети, присвячені Криму, Донеччині та Луганщині
18:15 - Wise заблокує усі карти росіян і білорусів у яких немає посвідки на проживання в ЄС
18:00 - Вимоги до хімічної продукції: презентовано посібник із класифікації, маркування та пакування
18:00 - У СЕП запроваджується трекінг-сервіс платіжних операцій
17:45 - Нацбанк показав курс долара і євро на вівторок 2 грудня
17:36 - Inzhur купив вінницький ТРЦ за півтора мільярда
17:25 - Житлові ваучери: заявки подали вже півтори тисячі родин
17:10 - Уряд спростив отримання дозволів на буріння свердловин
17:00 - "Ми сильні. Ми разом": нові обігові пам’ятні монети, присвячені єдності та неподільності України
17:00 - В Україні вперше ввели санкції проти морських суден: як їх ідентифікує митниця
16:58 - Третій танкер, який перевозив російську нафту, постраждав від вибухів у морі
16:41 - До АТ “УКРПОШТА” застосовано захід впливу
16:35 - Розподілена генерація: уряд запровадив нові стимули


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32552
Австралійський долар27.7822
Така0.34644
Канадський долар30.3348
Юань Женьміньбі5.9876
Чеська крона2.0403
Данська крона6.603
Гонконгівський долар5.4364
Форинт0.129599
Індійська рупія0.47276
Рупія0.002541
Новий ізраїльський шекель12.9603
Єна0.27354
Теньге0.082818
Вона0.028887
Ліванський фунт0.000473
Малайзійський ринггіт10.2484
Мексиканське песо2.3169
Молдовський лей2.4907
Новозеландський долар24.3335
Норвезька крона4.1892
Саудівський ріял11.2823
Сінгапурський долар32.7339
Донг0.0016058
Ренд2.4798
Шведська крона4.499
Швейцарський франк52.9134
Бат1.3259
Дирхам ОАЕ11.528
Туніський динар14.4131
Єгипетський фунт0.8909
Фунт стерлінгів56.1742
Долар США42.3413
Сербський динар0.41981
Азербайджанський манат24.9037
Румунський лей9.6891
Турецька ліра0.9973
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.7168
Болгарський лев25.2077
Євро49.3149
Ларі15.6878
Злотий11.6633
Золото179802.33
Срібло2417.7
Платина71423.42
Паладій62202.76

Курси валют, встановлені НБУ на 02.12.2025