Катастрофа Ан-26. Нужно ли Украине “приземлить” весь парк советской авиатехники

28.09.2020 08:30 | Укррудпром

dsnews.ua, 27 сентября 2020. Опубликовано 07:40 28 сентября 2020 года Для сокращения затрат предприятия, производящие капитальный ремонт, стараются использовать запчасти, бывшие в употреблении, а военные при недостатке денег просто продлевают ресурс по бумагам, уповая на “легендарную” советскую прочность.

Катастрофа Ан-26Ш из состава 203-й учебной авиабригады на некоторое время снова привлекла внимание всей страны к проблемам военной авиации. Тут же все вспомнили о том, что самолет старый — 1977 года производства, и летчики, мол, летают на “антиквариате”.

На самом деле проблема с Воздушными Силами у нас гораздо глубже и эта катастрофа — увы, всего лишь очередная в целой череде подобных. Так, в 2018 г. упали сразу два Су-27 (причем в одном случае погиб американский пилот), в 2019 г. упал вполне современный МИ-8МТВ-МСБ1 (погиб весь экипаж, включая вертолетчиков-ветеранов войны на Донбассе). Можно вспомнить и более давние катастрофы.

Первая и основная причина — это давно известный в авиации принцип: “чем больше летаешь — тем больше падаешь”. То есть после 2014 г. наши летчики стали гораздо больше летать. И в этих условиях стали проявляться серьезные проблемы, связанные с поддержанием самолетов и вертолетов в летном состоянии.

Ведь не секрет, что на сегодня весь авиапарк состоит исключительно из самолетов и вертолетов советского производства. Самый “новый” наш самолет — производства весны 1991 г., то есть ему 29 лет! При этом не стоит забывать, что за время независимости машины с наименьшим сроком эксплуатации активно изымались из боевого состава Воздушных Сил и продавались за рубеж. Наиболее яркий пример — поставка партии истребителей МиГ-29 в Азербайджан.

То есть когда пришла необходимость использовать авиацию, оказалось, что летать особо и не на чем. Активно задействовали мощности имеющихся авиаремонтных заводов, однако выяснилось, что большая часть узлов и агрегатов производится в России — и только там. Какие-то элементы импортозамещения присутствуют, типа закупки в Китае некоторых компонентов для авионики МиГ-29 или покрышек для шасси Ан-26, или аккумуляторов — в Индии, однако это кардинально не решает проблему.

А закупки запчастей в России по “серым” схемам провалились в 2019 г. в угоду политическому противостоянию внутри страны.

Как итог — формально самолеты и вертолеты проходят средний и капитальный ремонт, однако, по сути, он по качеству не дотягивает даже до советских стандартов. Поэтому на многие вещи военным приходится просто закрывать глаза.

Хотя в случае с Ан-26 ситуация, по идее, должна быть совершенно другой — ведь машина изначально была сделана полностью в Киеве, двигатель АИ-24 — в Запорожье. Этот легкий транспортный самолет в наших реалиях — практически исключение из правил. Но тут, возможно, сработал другой подход — для сокращения затрат предприятия, производящие капитальный ремонт, стараются использовать запчасти, бывшие в употреблении, а военные при недостатке финансирования просто продлевают ресурс по бумагам, уповая на “легендарную” советскую прочность, заложенную в конструкцию двигателя и аппарата еще на этапе проектирования.

Хотя в стратегическом видении дальнейшего развития Воздушных Сил — документе “Візія 2035” — уже напрямую говорится о планах по переходу на технику западного производства, однако реально никаких шагов в этом направлении не предпринимается. Последние несколько лет все ограничивается паркетной дискуссией о том, какой именно универсальный самолет нам нужен — F-16 или Gripen.

Попытки же модернизации собственными силами как вертолетного, так и самолетного парка выглядят весьма убого. Чего стоит, например, настойчивое желание сделать из легкого Ми-2 боевой вертолет — то с установкой блоков неуправляемых ракет, то вообще танкового пулемета. Мало того, даже имея возможности, наши предприятия не смогли за эти годы освоить ремоторизацию парка Ми-8. А программы модернизации самолетов вызывают скорее недоумение. Только у нас капитальный ремонт с частичной заменой комплектующих авионики могли назвать модернизацией — речь о МиГ-29МУ-1 и Су-25М1.

Хоть есть и примеры реального начала процесса перевооружения — Министерство внутренних дел для авиации Нацгвардии Украины, Погранслужбы и ГСЧС смогло найти ресурсы и начать покупать вертолеты западного производства. Да, часть из них бэушные, но по году производства они гораздо новее, чем самые новые наши Ми-8 и Ми-2.

В целом же ситуация как в Воздушных Силах в целом, так и в плане подготовке летно-технического состава выглядит крайне удручающе. Новой техники нет даже на подходе, полноценный ремонт наши предприятия военно-промышленного комплекса обеспечить не могут, самолеты и вертолеты летают фактически на “честном слове” — с продлением ресурса на бумаге.

С другой стороны, в условиях войны полное “приземление” всего самолетного и вертолетного парка советского производства является не самым лучшим решением. Поэтому военные просто вынуждены выжимать последние соки из стареньких советских машин — по той простой причине, что других нет, и в ближайшие годы не предвидится.

Будет хорошо, если первым выводом правительственной комиссии по расследованию катастрофы Ан-26, созданной по поручению президента, станет рекомендация кардинально изменить подход и развитию Вооруженных Сил. Но верится в это с трудом.

Михаил ЖИРОХОВ

Додати коментар

Користувач:
email:





Economic growth,
Opportunities abound,
Investors take flight.

- Fin.Org.UA

Новини

17:19 - Психополоса в ССО: секрети підготовки спецпризначенців
17:12 - Зеленський розповів, яким у ЗСУ буде базове забезпечення за контрактом
17:10 - Кудрицький не забезпечив безпеку нашої енергетики – Зеленський
16:59 - Фінські заправки російського гіганта "Лукойл" відчувають нестачу палива через санкції
16:55 - Свириденко повідомила, коли стартує програма "УЗ-3000" та скільки вона триватиме
16:40 - Власник "РВС Банку" оскаржуватиме рішення НБУ щодо неплатоспроможності
16:20 - Компанія, що виготовляє бетон для оборони України, хотіла привласнити 5 мільйонів
16:15 - Знищені посилки на 10 мільйонів: армія московія атакувала "Нову пошту" в Чугуєві
16:05 - Білорусь збільшила постачання з окупованих територій України – медіа
16:00 - Кредити під час війни: що банки не можуть стягувати з боржників
15:39 - УВАГА КОНКУРС!
15:39 - В Україні оцінили ведення бізнесу на заході, півдні та сході
15:30 - Курси валют, встановлені НБУ на 10.11.2025
15:30 - Україна отримає нові поставки американського газу
15:25 - "Укрнафта" до кінця року планує завершити буріння 25 свердловин
15:01 - Ключові рішення НКЦПФР від 07.11.2025
15:00 - Активність авторинку: в яких регіонах найчастіше купують нові та вживані легковики
14:56 - Україна продовжила "транспортний безвіз" з Норвегією
14:50 - ФДМУ продав столичну нерухомість у тисячу разів дорожче від початкової ціни
14:30 - АМКУ дозволив UPG орендувати ще 34 заправки ANP та "Авіас"
14:29 - Реєстр ліцензій на здійснення господарської діяльності з управління небезпечними відходами
14:25 - Світлана Гринчук: розвиток Вертикального коридору посилить енергетичну безпеку України та Європи
14:24 - Наказ Мінекономіки від 10.10.2025 №7-а-25 «Про затвердження інформаційних та технологічних карток адміністративних послуг, які надаються Мінекономіки під час реалізації державної політики у сфері управління відходами»
14:20 - НБУ оштрафував низку банків на мільйони гривень
14:03 - Реєстр отриманих повідомлень (письмова згода) на транскордонне перевезення небезпечних відходів 2015-2025
14:00 - Звіт Єврокомісії: розділи «Безпечність харчових продуктів, ветеринарна та фітосанітарна політика», «Рибальство та рибний промисел», «Сільське господарство та розвиток сільських територій», «Довкілля та зміни клімату»
14:00 - Угорська Mol готова відмовитися від російської нафти – Bloomberg
13:55 - В Україні почалось будівництво другої євроколії
13:40 - "Медзакупівлі" за пів мільярда замовили німецькі МРТ: деталі
13:25 - НАЗК розповіло, які корупційні ризики виявило у проєктах уряду


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32171
Австралійський долар27.1977
Така0.34462
Канадський долар29.7443
Юань Женьміньбі5.895
Чеська крона1.9937
Данська крона6.4965
Гонконгівський долар5.3979
Форинт0.125883
Індійська рупія0.47344
Рупія0.0025153
Новий ізраїльський шекель12.8629
Єна0.27421
Теньге0.079962
Вона0.028762
Ліванський фунт0.000469
Малайзійський ринггіт10.0503
Мексиканське песо2.2606
Молдовський лей2.4582
Новозеландський долар23.5834
Норвезька крона4.1191
Саудівський ріял11.1924
Сінгапурський долар32.2289
Донг0.0015956
Ренд2.4185
Шведська крона4.39
Швейцарський франк52.0951
Бат1.29743
Дирхам ОАЕ11.4292
Туніський динар14.2328
Єгипетський фунт0.8869
Фунт стерлінгів55.046
Долар США41.9782
Сербський динар0.41377
Азербайджанський манат24.6931
Румунський лей9.5381
Турецька ліра0.9945
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.0205
Болгарський лев24.801
Євро48.5058
Ларі15.5199
Злотий11.417
Золото167740.69
Срібло2037.15
Платина64918.45
Паладій57762

Курси валют, встановлені НБУ на 10.11.2025