Постсоветская экономика Белоруссии

18.09 18:06 | Укррудпром

vtimes.io, 16 сентября 2020. Опубликовано 17:16 18 сентября 2020 года Небогатая жизнь, обеспеченная долларами из России.

Экономика современной Республики Беларусь — продукт советской плановой системы и политики руководства СССР: идея была создать в Советской Беларуси “витрину” реального социализма, образца для подражания стран социализма в Восточной Европе.

При финансовой и ресурсной поддержке союзного центра в 1950—1980-е гг. в Беларуси был создан мощный аграрно-индустриальный комплекс, включавший как развитое по тем временам сельское хозяйство, так и передовое сельскохозяйственное и транспортного машиностроение. Изначально экономика республики зависела от поставок энергоносителей и комплектации для машиностроения из России. Беларусь традиционно считается страной с бедной ресурсной базой. По разным оценкам до настоящего времени не более 10% выпускаемой в республике продукции обеспечено собственным сырьем.

В середине 1990-х гг. вместе с приходом к власти первого президента Александра Лукашенко перед руководством Беларуси встали задачи, с одной стороны, поддержать работу основных производств и сельского хозяйства в советском формате (плановость, государственная собственность и т.д.), а с другой, — обеспечить работу народного хозяйства Белоруссии финансово-ресурсной поддержкой со стороны России.

Провозглашение Александром Лукашенко политики интеграции с Россией частично решило проблему доступа Беларуси к российскому рынку энергоносителей по внутренним российским ценам. Одновременно многолетняя оплата Москвой российско-белорусского интеграционного проекта позволила белорусским властям сохранить в республике основы постсоветской экономики. 82% промышленных активов Беларуси находятся в государственной собственности, на долю государственных предприятий приходится 69% ВВП страны, на них трудятся две трети экономически активного населения республики. В сельском хозяйстве в целом сохраняется совхозно-колхозная система (колхозы переименованы в кооперативы).

Ведущую роль в экономическом выживании современной Беларуси всегда играли дотации из России. На 1 января 2020 г. общая сумма финансово-ресурсной поддержки беларусской экономики со стороны России (в основном российского бюджета) за последние 15 лет составили более $133 млрд. Но жизненный уровень населения остается низким. Беларусь — одна из самых бедных стран Европы.

С 1994 г., на основе год от года растущей поддержки со стороны России, сформировалась специфическая беларусская национальная экономическая модель, в основе которой лежат политические факторы:

безусловного доступа к дешевым российским энергоносителям;

неограниченного доступа к российскому рынку;

преобладания в экономике Беларуси государственного сектора (принимаемые в программы приватизации имеют декларативный характер);

закрытого национального рынка (в Белоруссии второе десятилетие выполняется программа импортозамещения, проводится кампания “Покупайте белорусское!”, включающая нормирование ассортимента в розничной торговле, беларусское руководство сохраняет 18 нетарифных ограничений против поставок российских товаров);

сохранение во многом плановой экономики, регулирование оптовых и розничных цен, перегруженная налоговая система и т. д.

Высокий уровень финансово-ресурсной поддержки со стороны России подкрепляется постоянным политическим маневрированием беларусского руководства вокруг идеи российско-белорусской экономической и политической интеграции (Союзное государство Беларуси и России) и готовностью официального Минска к формальному участию в любых новых интеграционных проектах, инициируемых российским руководством. Одновременно участие Беларуси в интеграционных проектах позволяет белорусским властям все социально-экономические проблемы преподносить населению или как результат “разрыва хозяйственных связей”, неготовности России “платить за интеграцию”, или объяснять их внешнеэкономическими кризисами, которые приходят в экономику Беларуси через Россию.

Сохранение белорусской экономики в “замороженной” постсоветской стадии ввергло народное хозяйство Беларуси в постоянный системный кризис, частота обострения которого регулируется только очередными российскими кредитами и ростом поставок сырой нефти на белорусские нефтеперегонные заводы. Основные надежды беларусские власти по-прежнему возлагают на финансово-ресурсную поддержку России. Как следствие кризисных явлений в белорусской экономике, более 700 000 беларусских граждан в 2020 г. работают в России. В целом из 4,2 млн человек трудоспособного населения Белоруссии в конце прошлого года более одного миллиона работало вне страны.

Беларусская экономика продолжает испытывать острый дефицит зарубежных инвестиций и высокоэффективных новейших технологий. Проводимая беларусскими властями модернизация промышленного потенциала во многом носит декоративный характер и сводится к тиражированию устаревших производств.  По этой причине в белорусской экономике постепенно набирают обороты процессы деиндустривализации и формирования миграционной экономики.

Несмотря на многолетнюю поддержку со стороны России, в последние годы экономика Беларуси практически не развивается. ВВП, достигнув примерно $60 млрд, несколько лет не растет. Надо заметить, что в Беларуси принята весьма своеобразная методика исчисления ВВП, включающая в себя не только реализованную, но и находящуюся на складах предприятий продукцию.

Сальдо внешней торговли товарами традиционно отрицательное — в среднем $6 млрд. До 48% экспорта Беларуси идет в России, а основные статьи экспорта Беларуси на мировые рынки ограничены поставками нефтепродуктов из российской нефти и беларусских калийных удобрений. Республика нуждается в инвестициях, новых технологиях и рынках, но специфика политического режима сужает количество спонсоров до России и Китая.

Очередное обострение структурного кризиса в Беларуси началось в 2019 г. — он повлиял и на формирование основы протестного голосования на президентских выборах 9 августа 2020 г. С одной стороны, с 2016-2017 гг. в беларусском машиностроении обозначился технологический кризис, советское технологическое наследство было полностью потрачено. С другой стороны, с 2018 г., когда российское руководство приступило к санированию союзных отношений в формате реальной экономической интеграции, Минск стал терять каналы дотирования из российского бюджета. Беларусь не смогла в 2018-2019 гг. обслужить российские кредиты за счет бюджета России, что фактически закрыло Минску российскую кредитную линию. Беларусь до сих пор не выплатила ни один из российских кредитов, постоянно отодвигая расчеты на годы вперед.

С декабря 2019 г., с вступлением Беларуси в “нефтяную войну” с Россией, потерял актуальность основной дотационный “канал” — нефтяной. Следом, с фиксацией цены на газ на 2020 г., для Минска фактически закрылась “газовая” дотация. Попытки радикально снизить цену на газ не увенчались успехом.

В 2020 г. проблемы экономики Беларуси вошла в резонанс с провальной политикой Александра Лукашенко в отношении пандемии коронавируса. Стал сокращаться основной рынок сбыта беларусских товаров — российский. Во время президентской предвыборной кампании, которая велась в антироссийском ключе, были приняты политические решения, которые стали роковыми для белорусской банковской системы. В частности, в июне текущего года был захвачен российский Белгазпромбанк, что в итоге привело к блокаде беларусских банков со стороны банков Евросоюза и России.

Начавшиеся после президентских выборов 9 августа 2020 г. народных протесты стимулировали беларусское население снимать деньги с депозитных счетов в белорусских банках и выкупать наличную валюту. В августе и в начале сентября 2020 г. население выкупило $1,5 млрд, что вместе с множеством негативных экономических факторов, изложенных выше, финансово обескровило белорусскую банковскую систему. Попутно резко сократили производство основные “валютные цеха” республики — “Беларуськалий”, предприятия белорусской нефтехимии и т. д.

Беларусская экономика оказалась на грани коллапса, и 14 сентября 2020 г. президент России Владимир Путин на встрече с Александром Лукашенко объявил, что выдаст $1,5 млрд в кредит, что, однако, только на ограниченное время стабилизирует курс белорусского рубля и ограниченно оживит белорусскую экономику.

В последние 25 лет Россия регулярно приходит на помощь Беларуси, выдавая ей срочные кредиты и продавая энергоносители по преференциальным ценам. Отсутствие структурных экономических реформ и нежелание беларусской стороны идти на реальную экономическую интеграцию с Россией обрекают беларусскую экономику на очередные кризисы и деиндустриализацию.

Андрей СУЗДАЛЬЦЕВ, замдекана факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики

Добавить комментарий

Автор:

Введите Код, указанный на рисунке
 




Новини

13:42 - Украина и Китай подписали программу сотрудничества в области космоса до 2025 года
12:48 - Донбасс находится на грани экологической катастрофы из-за радиационного загрязнения
12:48 - Падение производства украинской сельхозпродукции за год ускорилось до почти 20%
11:54 - Оперативна інформація про поширення коронавірусної інфекції 2019-nCoV
11:54 - Новый свидетель из Латвии допрошен по делу о выведении денег Николаем Злочевским для Джо Байдена
11:54 - Жеваго идет на блок
11:54 - Турция профинансирует достройку второго самолета “Мрия”
11:54 - Что делать вузам в эпоху коронавируса
11:00 - Константин Жеваго обвинил Андрея Коболева в получении взятки
10:06 - “Укрзализныця” восстановит пятидневную рабочую неделю для 16 тыс работников
10:06 - “Укргаздобыча” не смогла отсудить месторождение у соратников экс-министра энергетики Дональда Трампа
09:12 - “Укртелеком” Рината Ахметова получил за квартал более 1,6 млрд гривен дохода
09:12 - Максим Гарус: 140 тисяч вкладників закритих 6 років тому українських банків, все ще чекають компенсацій. Якщо нас не почують, ми готові оголосити голодування
09:12 - Зять Геннадия Боголюбова демонтирует лишние этажи в скандальном недострое возле Софии Киевской
08:30 - 23 жовтня 2020 року
08:18 - “Это когда-то, безусловно, должно закончиться”: главное из выступления Путина на “Валдае”
08:18 - Антимонопольный комитет разрешил Novus приобрести сеть Billa
02:54 - Социально-экономическое положение Донецкой области в январе—сентябре 2020 года
23:18 - Ольга Стефанішина: Україна уже впроваджує складні реформи
21:42 - Світовий банк ініціює проведення комплексного дослідження розвитку інфраструктури електричного громадського транспорту в Україні, - Владислав Криклій
21:30 - “Мы все устали, но это марафон, который мы бежим вместе”
21:12 - Україна та Словенія провели перші в історії двосторонніх відносин міжвідомчі кіберконсультації
20:36 - Объём промышленной продукции Донецкой области в январе-сентябре 2020 года по сравнению с январем-сентябрём 2019 года уменьшился на 9,4%
19:42 - Налоговая настаивает на фискализации торговли товарами рисковой группы
19:42 - Вкладчики банка-банкрота Константина Жеваго готовы объявить голодовку
19:06 - Краматорськ отримав одразу два сучасних спортивних об’єкти
19:06 - На Закарпатті функціонуватимуть нові спортивні об'єкти
19:06 - Дмитро Кулеба: Разом з ООН - до справедливого миру у справедливому світі
18:48 - Роботы могут заменить около 800 млн рабочих мест
18:48 - Fitch присвоил рейтинг новому выпуску еврооблигаций “Кернела” Андрея Веревского


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар20.2324
Канадський долар21.5576
Юань Женьміньбі4.2376
Куна4.4269
Чеська крона1.2314
Данська крона4.5089
Гонконгівський долар3.6504
Форинт0.092111
Індійська рупія0.38434
Рупія0.0019293
Новий ізраїльський шекель8.3791
Єна0.27028
Теньге0.066156
Вона0.024964
Мексиканське песо1.3545
Молдовський лей1.6596
Новозеландський долар18.9522
Норвезька крона3.0734
Російський рубль0.37003
Саудівський ріял7.5433
Сінгапурський долар20.8513
Ренд1.7481
Шведська крона3.2375
Швейцарський франк31.3111
Єгипетський фунт1.801
Фунт стерлінгів37.0896
Долар США28.2911
Білоруський рубль11.158
Азербайджанський манат16.6526
Румунський лей6.884
Турецька ліра3.5546
СПЗ (спеціальні права запозичення)40.1692
Болгарський лев17.142
Євро33.549
Злотий7.3227
Алжирський динар0.21903
Така0.33371
Вірменський драм0.057965
Іранський ріал0.00067406
Іракський динар0.02379
Сом0.35566
Ліванський фунт0.01878
Лівійський динар20.6014
Малайзійський ринггіт6.8057
Марокканський дирхам3.0616
Донг0.0012211
Бат0.89423
Дирхам ОАЕ7.7077
Туніський динар10.2359
Узбецький сум0.0027429
Новий тайванський долар0.97636
Туркменський новий манат8.0887
Ганське седі4.8866
Сербський динар0.28196
Сомоні2.7408
Ларі8.8893
Бразильський реал5.0177
Золото54133.04
Срібло702.56
Платина25703.03
Паладій67900.05

Курси валют, встановлені НБУ на: 26.10.2020

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
AAPL361836183618361810854.00
CEEN5.25.25.25.25200.00
FRHC8498498498498490.00
MHPC174.5174.5174.5174.529665.00

Дані за 23.10.2020