Вертолетный барон. Как Молдова подала пример Украине

03.07 16:48 | Укррудпром

Деловая столица, 3 июля 2020. Опубликовано 16:12 03 июля 2020 года В деле о нелегальном производстве вертолетов в молдавском селе слишком много неясного. Но так или иначе, это история о том, как государство убивает инициативу.

Новость о том, что в Молдове, в захолустном селе Рэкулешты Криулянского района  полиция обнаружила подпольный цех по производству вертолетов, “внешне идентичных Ка-26”, а в нем — десять летательных аппаратов разной степени готовности, предназначенных, по версии прокуратуры, “для нелегального вывоза в страны СНГ”, прошла почти незамеченной даже в самой Молдове. Ее затмил скандал с похищением депутата от парламентской фракции Партии социалистов Штефана Гацкана, задумавшего перебежать во вражеский лагерь. В этой криминальной истории оказался напрямую замешан действующий президент Молдовы Игорь Додон.

Конечно, история с Гацканом по-своему замечательна. Но производство вертолетов — в этой же самой Молдове — мафиозной, деградировавшей, впавшей в крайний упадок, из которого ее не вывела ни программа партнерства с ЕС, ни помощь Румынии, видящей в молдаванах отторгнутую часть румынского народа, ни миротворческие усилия ОБСЕ на Днестре, — это тоже поразительно. Это подвиг, ход против системы и всей логики дегенерации, которую молдавские политики, неотличимые от молдавского криминалитета, уже почти три десятилетия выдают за государственное строительство. Человек, даже просто вообразивший себе нечто подобное, — уже герой. Человек, организовавший такое производство, — прямой потомок Икара или Прометея, или обоих сразу, сохранивший в Молдове (и как ему это удалось?!) лучшие качества своих предков. Недаром же молдавские прокуроры обещают всем участникам производства и, в первую очередь, его организатору, отсидку от трех до 10.

За что? Ну, для начала — за подготовку контрабанды воздушных судов двумя или более лицами (п. 5 ст. 248 УК РМ). Как предусмотрительны, однако, молдавские законодатели.

В настоящее время в ходу три версии произошедшего.

По версии прокуратуры, вертолеты — самые, что ни на есть, натуральные. Все обнаруженные узлы, а также двигатели — настоящие, промышленного производства, только корпуса самодельные. Вертолеты, кстати, немного разные, хотя и выполнены по одной и той же схеме. Само собой, никаких сертификатов на них и на их узлы нет, что дает повод для еще одного обвинения. “Эксперт также указал, что это оборудование в случае эксплуатации может представлять повышенную опасность, так как для его сборки использовали детали, не соответствующие техническим требованиям авиационной промышленности”, — говорится в сообщении прокуратуры.

По данным следствия, в течение пяти лет в цеху работали около 10 человек, все — жители Приднестровья, благо Криулянский район расположен в непосредственной близости от него. Один из задержанных уже рассказал, что некоторые из собранных вертолетов находились в стадии испытаний.

По версии организатора производства, некоего Юрия Чебана, 64 лет, речь шла не о вертолетах, а о макетах, которые он изготавливал для проверки некоторых своих идей. Испытания — да, шли, но наземные, с целью дальнейшего получения патента. И точно, при помощи Google можно найти несколько патентов на узлы вертолетов на имя Юрия Чебана, правда, все за 2013 г. То есть в течение семи последующих лет или пяти, если придерживаться версии прокуроров, Юрий Чебан проводил доводку и испытания усовершенствованного им редуктора.

В качестве довода в свою защиту Чебан, удачно избежавший ареста, и потому имеющий возможность общаться со СМИ, находясь уже вне Молдовы (его, по счастливой для него случайности, не оказалось дома, когда за ним пришли), заявил, что продать самодельный вертолет невозможно. Нужна куча разрешений и сертификатов. “А у себя дома я могу строить модели всего, что хочу. Я не нарушаю закон в этом случае”, — заявил он, отметив, что, по версии прокуратуры, вертолеты лишь планировали продать контрабандно. Иными словами, фактов продажи не выявлено, а подготовку продажи еще надо доказать.  

Наконец, появилась и третья версия: в подпольном цеху в Рэкулештах производились только отдельные узлы к вертолетам, которые испытывались на нелетающих макетах, а затем продавались в страны СНГ.

Фото: nokta.md

Какая версия правдива, сказать сложно.  Источник деталей к вертолетам очевиден — все те же склады 14-й армии в Приднестровье. Семилетние эксперименты без отдачи в каком бы то ни было виде — если брать версию Чебана, — выглядят странно. Очень уж долговременные и крупные вложения требуются для этого. И корпуса, и детали вертолетов, и труд рабочих — все это стоит денег. Чебан, правда, утверждает, что рабочих было не 10 человек, а только он с сыном плюс “друзья помогали”, но, честно говоря, выглядит это неубедительно.

Насчет разрешений и сертификатов — тут тоже не все просто: смотря кому продавать такой вертолет и с какими целями. Иной раз “левый” летательный аппарат, историю которого невозможно проследить в принципе — именно то, что нужно. Где его держать? В обезлюдевшей сельской местности, что в Молдове, что в Приднестровье, что в Одесской области, вертолет спрятать вполне возможно. Ну, а контрабанду, как способ заработка, еще никто не отменял.

С другой стороны, чтобы производство было рентабельным на протяжении аж пяти лет, должны, вероятно, быть и проданные вертолеты? Ну, или узлы к ним, согласно версии №3? А их пока не нашли. В общем, темное это дело.

Однако вертолет — все же не станок для печатания долларов и не автомат.  Если явный криминал не доказан (а он пока не доказан!), то нормальное государство, заинтересованное в собственном развитии, должно было бы оказать такому умельцу и его бизнесу максимум поддержки. Помочь легализоваться. Освободить на какое-то время от налогов. Словом, сделать все, чтобы ему было выгоднее работать легально, чем нелегально. Это было бы правильно сделать в любом случае: и если речь идет об изобретательской деятельности, и если в цеху действительно собирались вертолеты или узлы к ним для последующей продажи, что, скорее всего, и было. Ну, допустим,  было, хотя пока и не доказано. Но никто ведь и не жаловался, и никаких преступных действий тоже не обнаружено. А что вертолеты — так, в конце концов, что тут удивительного? Автомобиль, построенный самостоятельно, уже никого не удивляет. Отчего бы не построить и вертолет, при наличии необходимых механизмов, лежавших на складах, неподконтрольных, кстати, Молдове? И тогда следует другой вопрос: отчего бы не дать человеку возможность строить вертолеты, если он может и хочет этим заниматься? Механизмы и двигатели, кстати, вполне можно было бы сертифицировать — опять же, при желании. Они ведь заводские, а не на коленке сделанные. А то, что сделано в цеху, если оно работоспособно, — тоже, возможно, можно сертифицировать, то есть проблема тут не столько техническая,  сколько бюрократическая.

Но никакого желания действовать так у властей Молдовы нет. И интереса нет, если получить с Чебана взятку невозможно. Есть, к слову, подозрение, что именно по этой причине делу и дали ход: засекли подпольный цех, прикинули что к чему, пришли и попросили поделиться, но запросили непомерно много.  

Как бы то ни было, но сейчас у властей Молдовы есть более важные заботы: в парламенте рушится большинство, а на горизонте маячат досрочные выборы. Все настолько серьезно, что президенту страны пришлось лично участвовать в операции по похищению и вывозу из Молдовы неудобного ему депутата Гацкана. Или даже в его ликвидации, что тоже не исключено.

Какое отношение все это имеет к Украине? Да самое прямое. Случись такая история у нас — и реакция была бы ровно такой же. Запретить проще. Не до вас, изобретатели, сидите и помалкивайте, мы тут власть в очередной раз делим. Собственно говоря, такие истории с теми, кто пытается организовать что-то новое, необычное, и такое, что можно обложить данью, постоянно и случаются. Просто они проходят незамеченными, а случай с вертолетами очень уж яркий. И в этом плане Украина похожа на Молдову. Разве что без вертолетов, особенно после продажи “Мотор Сич”. Впрочем, это отдельная история.

Сергей ИЛЬЧЕНКО

Добавить комментарий

Автор:

Введите Код, указанный на рисунке
 




Новини

01:00 - Премии СГ "ТАС" в июле 2020 года выросли на 19,2% до 177 млн. грн.
00:54 - Владимир Омелян теперь будет читать материалы расследования НАБУ о неправомерном снижении портовых сборов
00:00 - По итогам первого полугодия Украина продемонстрировала профицит внешнеторгового баланса
00:00 - lifecell по итогам второго квартала сократил чистый убыток на 88,4%
00:00 - “Украинское Дунайское пароходство” рапортует о четырёхкратном росте чистой прибыли по итогам первого полугодия
20:30 - За минулий тиждень Держекоінспекція розрахувала збитки на суму 30 мільйонів гривень
20:30 - Денис Улютін: Зростання податкових надходжень вдалося досягти завдяки ефективній роботі в напрямку боротьби з податковим шахрайством та запобіганню використання схем формування фіктивного податкового кредиту
20:30 - Олег Уруський відвідав промислові підприємства м. Харкова
19:24 - На Полтавщині фахівці Сектору ДРС надали фахову методологічну допомогу Сенчанській об’єднаній територіальній громаді Лохвицького району
19:24 - На Хмельниччині провели практичні зайняття щодо реалізації норм регуляторного законодавства
19:12 - Україна відновлює міжнародне авіасполучення з Казахстаном з 17 серпня, - Владислав Криклій
19:12 - Оголошення про конкурс з перевезення пасажирів на міжміському і приміському автобусних маршрутах загального користування, які виходять за межі території області (міжобласний маршрут), що відбудеться 23 вересня 2020 року
19:12 - Змінено графік роботи ПВД «Бориспіль»
19:12 - Ми хочемо ініціювати зміни до ДБН, які б дозволили розміщення зарядних станцій на всіх дорогах загального користування, - Владислав Криклій
19:12 - За І півріччя 2020-го Українське Дунайське пароплавство отримало 34,6 млн грн прибутку, - Владислав Криклій
18:24 - Результати земельних аукціонів за період із 7 по 14 серпня
18:24 - Бюджетний процес 2021: головні розпорядники коштів розпочали формування бюджетних запитів
18:24 - Жнива-2020: В Україні вже зібрано 36,7 млн тонн зерна
18:24 - За І півріччя 2020-го Українське Дунайське пароплавство отримало 34,6 млн грн чистого прибутку, - Владислав Криклій
18:24 - Мінекономіки: Україна стала лідером Рейтингу прозорості публічних закупівель
18:24 - Денис Шмигаль: Національна економічна стратегія — це впевненість у майбутньому для бізнесу та населення
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 14.08.2020
17:42 - Минфину нужно 2,9 млрд. гривен, чтобы профинансировать повышение минимальной зарплаты в госсекторе
17:30 - Курси валют, встановлені НБУ на: 17.08.2020
17:00 - Падение ВВП Украины во 2 квартале 2020 года ускорилось до 11,4%
17:00 - Рынок международного страхования «Зеленая карта» в Украине сократился на 36,4% до 562 млн. грн.
16:48 - В Трансмашхолдинге рапортуют о начале эксплуатации своих пассажирских вагонов в Египте
16:48 - Перевалка грузов в украинских морпортах в январе-июле выросла на 7,3%
16:48 - С начала нового маркетингового года Украина уже вывезла за рубеж 4,2 млн. тонн зерновых
16:48 - Канадская Horizonte Minerals готова начать строительство нового ферроникелевого завода в Бразилии


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар19.563
Канадський долар20.6528
Юань Женьміньбі3.9349
Куна4.2921
Чеська крона1.2371
Данська крона4.3385
Гонконгівський долар3.5285
Форинт0.093333
Індійська рупія0.36511
Рупія0.0018465
Новий ізраїльський шекель8.0304
Єна0.25641
Теньге0.065218
Вона0.023086
Мексиканське песо1.2353
Молдовський лей1.6371
Новозеландський долар17.8838
Норвезька крона3.066
Російський рубль0.37328
Саудівський ріял7.2921
Сінгапурський долар19.9325
Ренд1.5676
Шведська крона3.1406
Швейцарський франк30.0422
Єгипетський фунт1.7166
Фунт стерлінгів35.847
Долар США27.3474
Білоруський рубль11.1236
Азербайджанський манат16.0442
Румунський лей6.6809
Турецька ліра3.7073
СПЗ (спеціальні права запозичення)38.5598
Болгарський лев16.5171
Євро32.3082
Злотий7.3455
Алжирський динар0.21575
Така0.32641
Вірменський драм0.057033
Іранський ріал0.00065904
Іракський динар0.02326
Сом0.36062
Ліванський фунт0.018361
Лівійський динар20.1425
Малайзійський ринггіт6.5293
Марокканський дирхам2.9747
Донг0.0011948
Бат0.88726
Дирхам ОАЕ7.536
Туніський динар10.1321
Узбецький сум0.0027117
Новий тайванський долар0.94229
Туркменський новий манат7.9085
Ганське седі4.804
Сербський динар0.27874
Сомоні2.6845
Ларі8.9986
Бразильський реал5.3502
Золото53222.42
Срібло730.41
Платина26046.48
Паладій58892.35

Курси валют, встановлені НБУ на: 17.08.2020

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
AAPL1383613836138361383613836.00
BAVL0.40.40.40.4400000.00
MHPC182.9183182.918398790.00

Дані за 14.08.2020