Вертолетный барон. Как Молдова подала пример Украине

03.07.2020 16:48 | Укррудпром

Деловая столица, 3 июля 2020. Опубликовано 16:12 03 июля 2020 года В деле о нелегальном производстве вертолетов в молдавском селе слишком много неясного. Но так или иначе, это история о том, как государство убивает инициативу.

Новость о том, что в Молдове, в захолустном селе Рэкулешты Криулянского района  полиция обнаружила подпольный цех по производству вертолетов, “внешне идентичных Ка-26”, а в нем — десять летательных аппаратов разной степени готовности, предназначенных, по версии прокуратуры, “для нелегального вывоза в страны СНГ”, прошла почти незамеченной даже в самой Молдове. Ее затмил скандал с похищением депутата от парламентской фракции Партии социалистов Штефана Гацкана, задумавшего перебежать во вражеский лагерь. В этой криминальной истории оказался напрямую замешан действующий президент Молдовы Игорь Додон.

Конечно, история с Гацканом по-своему замечательна. Но производство вертолетов — в этой же самой Молдове — мафиозной, деградировавшей, впавшей в крайний упадок, из которого ее не вывела ни программа партнерства с ЕС, ни помощь Румынии, видящей в молдаванах отторгнутую часть румынского народа, ни миротворческие усилия ОБСЕ на Днестре, — это тоже поразительно. Это подвиг, ход против системы и всей логики дегенерации, которую молдавские политики, неотличимые от молдавского криминалитета, уже почти три десятилетия выдают за государственное строительство. Человек, даже просто вообразивший себе нечто подобное, — уже герой. Человек, организовавший такое производство, — прямой потомок Икара или Прометея, или обоих сразу, сохранивший в Молдове (и как ему это удалось?!) лучшие качества своих предков. Недаром же молдавские прокуроры обещают всем участникам производства и, в первую очередь, его организатору, отсидку от трех до 10.

За что? Ну, для начала — за подготовку контрабанды воздушных судов двумя или более лицами (п. 5 ст. 248 УК РМ). Как предусмотрительны, однако, молдавские законодатели.

В настоящее время в ходу три версии произошедшего.

По версии прокуратуры, вертолеты — самые, что ни на есть, натуральные. Все обнаруженные узлы, а также двигатели — настоящие, промышленного производства, только корпуса самодельные. Вертолеты, кстати, немного разные, хотя и выполнены по одной и той же схеме. Само собой, никаких сертификатов на них и на их узлы нет, что дает повод для еще одного обвинения. “Эксперт также указал, что это оборудование в случае эксплуатации может представлять повышенную опасность, так как для его сборки использовали детали, не соответствующие техническим требованиям авиационной промышленности”, — говорится в сообщении прокуратуры.

По данным следствия, в течение пяти лет в цеху работали около 10 человек, все — жители Приднестровья, благо Криулянский район расположен в непосредственной близости от него. Один из задержанных уже рассказал, что некоторые из собранных вертолетов находились в стадии испытаний.

По версии организатора производства, некоего Юрия Чебана, 64 лет, речь шла не о вертолетах, а о макетах, которые он изготавливал для проверки некоторых своих идей. Испытания — да, шли, но наземные, с целью дальнейшего получения патента. И точно, при помощи Google можно найти несколько патентов на узлы вертолетов на имя Юрия Чебана, правда, все за 2013 г. То есть в течение семи последующих лет или пяти, если придерживаться версии прокуроров, Юрий Чебан проводил доводку и испытания усовершенствованного им редуктора.

В качестве довода в свою защиту Чебан, удачно избежавший ареста, и потому имеющий возможность общаться со СМИ, находясь уже вне Молдовы (его, по счастливой для него случайности, не оказалось дома, когда за ним пришли), заявил, что продать самодельный вертолет невозможно. Нужна куча разрешений и сертификатов. “А у себя дома я могу строить модели всего, что хочу. Я не нарушаю закон в этом случае”, — заявил он, отметив, что, по версии прокуратуры, вертолеты лишь планировали продать контрабандно. Иными словами, фактов продажи не выявлено, а подготовку продажи еще надо доказать.  

Наконец, появилась и третья версия: в подпольном цеху в Рэкулештах производились только отдельные узлы к вертолетам, которые испытывались на нелетающих макетах, а затем продавались в страны СНГ.

Фото: nokta.md

Какая версия правдива, сказать сложно.  Источник деталей к вертолетам очевиден — все те же склады 14-й армии в Приднестровье. Семилетние эксперименты без отдачи в каком бы то ни было виде — если брать версию Чебана, — выглядят странно. Очень уж долговременные и крупные вложения требуются для этого. И корпуса, и детали вертолетов, и труд рабочих — все это стоит денег. Чебан, правда, утверждает, что рабочих было не 10 человек, а только он с сыном плюс “друзья помогали”, но, честно говоря, выглядит это неубедительно.

Насчет разрешений и сертификатов — тут тоже не все просто: смотря кому продавать такой вертолет и с какими целями. Иной раз “левый” летательный аппарат, историю которого невозможно проследить в принципе — именно то, что нужно. Где его держать? В обезлюдевшей сельской местности, что в Молдове, что в Приднестровье, что в Одесской области, вертолет спрятать вполне возможно. Ну, а контрабанду, как способ заработка, еще никто не отменял.

С другой стороны, чтобы производство было рентабельным на протяжении аж пяти лет, должны, вероятно, быть и проданные вертолеты? Ну, или узлы к ним, согласно версии №3? А их пока не нашли. В общем, темное это дело.

Однако вертолет — все же не станок для печатания долларов и не автомат.  Если явный криминал не доказан (а он пока не доказан!), то нормальное государство, заинтересованное в собственном развитии, должно было бы оказать такому умельцу и его бизнесу максимум поддержки. Помочь легализоваться. Освободить на какое-то время от налогов. Словом, сделать все, чтобы ему было выгоднее работать легально, чем нелегально. Это было бы правильно сделать в любом случае: и если речь идет об изобретательской деятельности, и если в цеху действительно собирались вертолеты или узлы к ним для последующей продажи, что, скорее всего, и было. Ну, допустим,  было, хотя пока и не доказано. Но никто ведь и не жаловался, и никаких преступных действий тоже не обнаружено. А что вертолеты — так, в конце концов, что тут удивительного? Автомобиль, построенный самостоятельно, уже никого не удивляет. Отчего бы не построить и вертолет, при наличии необходимых механизмов, лежавших на складах, неподконтрольных, кстати, Молдове? И тогда следует другой вопрос: отчего бы не дать человеку возможность строить вертолеты, если он может и хочет этим заниматься? Механизмы и двигатели, кстати, вполне можно было бы сертифицировать — опять же, при желании. Они ведь заводские, а не на коленке сделанные. А то, что сделано в цеху, если оно работоспособно, — тоже, возможно, можно сертифицировать, то есть проблема тут не столько техническая,  сколько бюрократическая.

Но никакого желания действовать так у властей Молдовы нет. И интереса нет, если получить с Чебана взятку невозможно. Есть, к слову, подозрение, что именно по этой причине делу и дали ход: засекли подпольный цех, прикинули что к чему, пришли и попросили поделиться, но запросили непомерно много.  

Как бы то ни было, но сейчас у властей Молдовы есть более важные заботы: в парламенте рушится большинство, а на горизонте маячат досрочные выборы. Все настолько серьезно, что президенту страны пришлось лично участвовать в операции по похищению и вывозу из Молдовы неудобного ему депутата Гацкана. Или даже в его ликвидации, что тоже не исключено.

Какое отношение все это имеет к Украине? Да самое прямое. Случись такая история у нас — и реакция была бы ровно такой же. Запретить проще. Не до вас, изобретатели, сидите и помалкивайте, мы тут власть в очередной раз делим. Собственно говоря, такие истории с теми, кто пытается организовать что-то новое, необычное, и такое, что можно обложить данью, постоянно и случаются. Просто они проходят незамеченными, а случай с вертолетами очень уж яркий. И в этом плане Украина похожа на Молдову. Разве что без вертолетов, особенно после продажи “Мотор Сич”. Впрочем, это отдельная история.

Сергей ИЛЬЧЕНКО

Додати коментар

Користувач:
email:





Bull market gallops
Investors cheer and applaud
But bears wait their turn

- Fin.Org.UA

Новини

10:11 - Як отримати ЕДП на електронні носії у Кваліфікованого надавача ЕДП ДПС України?
10:09 - Роздрібна торгівля підакцизними товарами за цінами, нижчими за рівень роздрібної ціни продажу підакцизних товарів: відповідальність
10:08 - Про коригування фінансового результату до оподаткування платником податку на прибуток підприємств у разі прощення ним заборгованості по позиці на користь ФОП, яка застосовує спрощену систему оподаткування
10:06 - Хто є податковими агентами при справлянні туристичного збору?
10:02 - Якою датою складається РК до ПН, якщо повернення коштів покупцю – платнику ПДВ відбувається до повернення ним товару продавцю?
10:01 - Де можна ознайомитись з інформацією щодо повторного (дистанційного) формування сертифікатів за електронним запитом та за яких умов їх можна сформувати?
09:59 - Єдиний рахунок для сплати податкових платежів та єдиного внеску – це просто і зручно
09:58 - Плата за землю: понад 4,5 млрд грн – внесок від юридичних осіб до місцевих бюджетів Дніпропетровщини
09:56 - Платників Дніпропетровщини спрямували до загального фонду державного бюджету понад 3,6 млрд грн рентної плати
09:54 - До місцевих бюджетів Дніпропетровщини від платників надійшло майже 822,0 млн грн податку на нерухоме майно
09:48 - Психологічний баланс: формування усвідомленого ставлення до ментального здоров’я
09:47 - Леся Карнаух: За 8 місяців майже 35 % податкових надходжень до бюджету забезпечили підприємства переробної промисловості та торгівлі
09:00 - В Україні зростає попит на вживані авто з США: найпопулярніші моделі серпня
09:00 - Довоювались. Через конфлікт з аптеками "Дарниця" призупинила виробництво ліків
08:30 - AI вже тут: нова реальність закупівель з платформою e-Tender
07:35 - Фінансовий астрологічний прогноз на 17.09.2025
00:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:00 - Новини 16 вересня: новий прожитковий мінімум, обстріли "Епіцентру"
20:50 - В Умані діятиме нова система сплати турзбору для паломників
20:20 - Швеція та Фінляндія закликають ЄС дозволити вирубувати більше лісу
20:10 - S&P 500 пробивает потолок накануне решения по ставке ФРС
20:00 - Як 2,5 футбольних поля: пожежу після обстрілу логістичного центру "Епіцентру" гасили 10 годин
19:35 - Індія почала підтримувати підконтрольний московії НПЗ після санкцій ЄС
19:15 - Стало відомо, хто розроблятиме систему моніторингу ринку азартних ігор в Україні
18:55 - Десятки портових операторів та інвесторів зацікавились концесією порту Чорноморськ
18:40 - ОПЕК оцінить свої виробничі потужності на зустрічі у Відні
18:30 - Світовий банк надав $88 мільйонів на підтримку українського бізнесу
18:25 - московії доведеться скоротити видобуток нафти через атаки дронів – Reuters
18:20 - Пекін: американський TikTok працюватиме на китайському алгоритмі
17:55 - Суд скасував приватизацію спиртзаводу за 8 тисяч гривень


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.31886
Австралійський долар27.4844
Така0.33936
Канадський долар29.9456
Юань Женьміньбі5.7869
Чеська крона2.0009
Данська крона6.5181
Гонконгівський долар5.2909
Форинт0.124876
Індійська рупія0.4676
Рупія0.0025043
Новий ізраїльський шекель12.3198
Єна0.28026
Теньге0.0762
Вона0.029808
Ліванський фунт0.00046
Малайзійський ринггіт9.7962
Мексиканське песо2.2447
Молдовський лей2.4871
Новозеландський долар24.6187
Норвезька крона4.1985
Саудівський ріял10.9774
Сінгапурський долар32.2286
Донг0.0015609
Ренд2.3749
Шведська крона4.4523
Швейцарський франк52.1106
Бат1.29915
Дирхам ОАЕ11.2102
Туніський динар14.2435
Єгипетський фунт0.856
Фунт стерлінгів56.1897
Долар США41.1752
Сербський динар0.41523
Азербайджанський манат24.2236
Румунський лей9.6105
Турецька ліра0.9971
СПЗ (спеціальні права запозичення)56.6677
Болгарський лев24.8313
Євро48.6567
Ларі15.2067
Злотий11.4509
Золото152251.48
Срібло1763.46
Платина58019.15
Паладій49605.82

Курси валют, встановлені НБУ на 17.09.2025