Миллиарды из чата: как бизнес может использовать чат-боты

29.06.2020 10:12 | Укррудпром

hbr-russia.ru, 15 июня 2020. Опубликовано 09:36 29 июня 2020 года “Кризисные” изменения в экономике и обществе могут привести к увеличению спроса на инновационные ИТ-решения.

Рынок чат-ботов в России растет. Их преимущества для широкого спектра бизнес-задач уже невозможно игнорировать. Какие тренды существуют сегодня на этом рынке, и какие задачи целесообразно передать от человека боту?

Согласно экспертной оценке отраслевого исследования Accenture Russia, объем рынка чат-ботов в России по состоянию на 2019 год составил 1,3—1,5 млрд рублей. По прогнозам, в ближайшие три года рынок может расти примерно на 30% в год, что соответствует годовому приросту объема инвестиций на 400—600 млн рублей.

“Кризисные” изменения в экономике и обществе могут привести к увеличению спроса на инновационные ИТ-решения. Например, взаимодействие продавцов и покупателей будет смещаться в сферу удаленного общения. По оценкам IBM, 80% стандартных вопросов в диалоге бизнеса с клиентами может успешно обрабатываться и решаться ботом. В Juniper Research подсчитали, что использование чат-ботов позволит к 2020 году глобально сэкономить $11 млрд в сферах здравоохранения, ритейла и финансах, высвободив 2,5 млрд часов труда сотрудников компаний.

Использование автоматизированных систем позволит быстро и эффективно решать вопросы в условиях пиковых и непредсказуемых нагрузок, что приведет к массовой эксплуатации технологий искусственного интеллекта.

Бизнес готов?

В настоящее время степень проникновения чат-ботов в бизнес весьма высока. По данным опроса Accenture, среди 100 руководителей бизнеса в России, 60% компаний уже ввели чат-боты в эксплуатацию или используют эти технологии в рамках пилотного проекта. Еще 7% компаний в данный момент активно рассматривают возможность их внедрения, лишь 33% респондентов чат-боты не используют. Согласно результатам опроса, чаще всего технологию сегодня внедряют банки и производители товаров народного потребления. Также в лидерах ритейл, телеком, транспортные компании.

До недавних пор использование технологии чат-ботов было сосредоточено в основном на взаимодействии с пользователем. Однако существующие платформы можно эффективно использовать и для коммуникаций с организациями, в частности в областях продаж, автоматической связи с поставщиками и автоматизации внутренних процессов. Так, чат-боты могут успешно применяться для поддержки продаж в B2B, для генерации и сортировки лидов.

Также чат-боты применяются для повышения продуктивности за счет автоматизации процессов в HR, ИТ, закупках (при помощи интеграции чат-ботов с ИИ в мессенджеры). Множество успешных кейсов применения чат-ботов в B2B можно найти в задачах по поддержке контакт-центров в рамках продаж и поддержки B2B-клиентов.

Драйверы роста

Прогресс достиг той стадии, когда чат-боты могут вести с пользователем диалоги, все лучше имитирующие человеческое общение и обеспечивающие высокий уровень вовлеченности. Это дает компаниям возможность использовать недорогую технологию с широким охватом для привлечения большого количества потребителей.

По прогнозам экспертов, более четверти населения мира будет использовать мобильные мессенджеры к 2021 году, что ускорит рост рынка чат-ботов. Обмен сообщениями является главным способом использования мобильных устройств. Популярность виртуальных помощников растет при их интеграции с мессенджерами: в этих случаях они становятся даже более популярными, чем приложения.

Российские пользователи тоже отдают предпочтение коммуникациям через мессенджеры, такие как ВКонтакте, WhatsApp, Skype и Viber. Однако анализ результатов опроса показал, что в российских компаниях самым популярным по количеству внедрений каналом для использования чат-ботов все еще являются веб-сайты. Мессенджеры идут с небольшим отставанием. Приложения при этом менее популярны, их упоминает менее четверти компаний.

Согласно проведенному анализу, большинству используемых сейчас ботов по всему миру не хватает функционала платежей. Пока что провести платеж без помощи внешних систем позволяют только Facebook Messenger (только в бета-версии в США) и Telegram. Скорее всего, в ближайшем будущем ситуация изменится, благодаря чему покупки с помощью чат-ботов станут чрезвычайно простыми и удобными.

Кроме того, успех голосовых помощников Alexa и Алиса позволяет рассчитывать, что и голос со временем станет одним из стандартных способов оплаты. Платежные организации тоже заинтересованы в этой технологии и ищут пути использования виртуальных помощников для осуществления платежей.

Доступность и обмен знаниями

Разрабатывать, внедрять и поддерживать чат-ботов сегодня стало значительно проще и быстрее. За последние несколько лет крупнейшие компании по разработке ПО выпустили в свободный доступ продвинутые инструменты и платформы для разработки, а также информацию по исследованиям.

Например, стало возможным создать робота-специалиста по обслуживанию клиентов — автоматизированную диалоговую систему на базе искусственного интеллекта. Решение способно обрабатывать типовые запросы, рассказывать о продуктах и услугах, отвечать на популярные вопросы, регистрировать заказы, информировать об их статусе и рассматривать претензии клиентов.

Еще одна ярко выраженная тенденция, способствующая развитию технологии чат-ботов — быстрый обмен знаниями между программами-роботами. В ближайшие годы ожидается рост доли виртуальных помощников высокой степени автономности и персонализации, обладающих уникальной “личностью” и приспосабливающихся к конкретным клиентам. Взаимодействие между ботами способствует ускорению персонализации настроек и помогает повысить качество услуг.

Потенциал эволюции ботов: ИИ и экосистемы

Ранние версии чат-ботов могли лишь отвечать на вопросы, но сегодня боты на основе ИИ обладают куда большими возможностями — и потенциал для развития все еще огромен.

Согласно исследованию Accenture, руководители признают широкие потенциальные возможности чат-ботов, а также сложности, через которые приходится пройти, прежде чем реализовать весь потенциал этой технологии.

Стоит отдельно отметить технологическую дилемму, подход к решению которой еще не полностью сформировался. Так, сегодня при планировании внедрения чат-бота компании должны учитывать его взаимодействие со множеством различных экосистем пользователей. Примером в этом отношении может служить кейс компании Domino’s Pizza, которая поддерживает прием заказов не только в традиционном формате — через собственные сайты и мобильные приложения — но и через Amazon Alexa, Google Assistant, Slack, Twitter, интегрированную в автомобиль систему Ford SYNC и многие другие системы.

Будут ли компании конкурировать в отношении поддержки разных экосистем или внедрять собственные решения и концентрироваться на них? Это серьезный вопрос, ответ на который определят будущие стратегии.

Некоторые зарождающиеся тенденции можно проследить по подаче заявок на патенты. По мере увеличения количества сценариев использования и появления новых возможностей растет количество оформленных патентов. Больше всего патентов, касающихся чат-ботов, связано с Siri. Их основной темой была автоматизация мобильных устройств. Инновации прежде всего касались активации голосом и удобства использования. Стоит отметить, что заявки на патенты в основном подавала не Apple, а независимые организации.

Патенты в отношении работы в экосистемах и на платформах Android и Apple связаны в основном с виртуальными помощниками. Патенты, относящиеся к платформе Linux, примерно поровну распределены между сферами Интернета вещей, мобильной и информационной безопасности.

Что дальше?

Из-за пандемии и возрастающей роли социального дистанцирования, удаленного взаимодействия и онлайн-обслуживания тенденция по взаимодействию покупателей и продавцов в онлайн-режиме будет только возрастать.

Запросы и ожидания клиентов по получению персонализированного клиентского опыта также обязывают продавцов товаров и услуг предоставлять автоматизированные сервисы, использующие продвинутых чат-ботов с алгоритмами ИИ и комплексным подходом к доступной аналитике.

Совсем скоро мы увидим стремительный рост функциональности чат-ботов, который начнется с добавления возможностей оплаты покупок. Далее чат-боты станут must have-функцией для всех будущих систем.

Мария Григорьева — руководитель Accenture Technology в России.

Додати коментар

Користувач:
email:





На фондовому ринку немає меж,
Інвестиції можна зробити везде.
Є шанс втроє збільшити свої гроші,
Але й ризики тут дуже великі.

- Fin.Org.UA

Новини

16:23 - ВІДДІЛ КОМУНІКАЦІЙ З ГРОМАДСЬКІСТЮ УПРАВЛІННЯ ІНФОРМАЦІЙНОЇ ВЗАЄМОДІЇ ГУ ДПС У ДНІПРОПЕТРОВСЬКІЙ ОБЛАСТІ (ТЕРИТОРІЯ ОБСЛУГОВУВАННЯ - МІСТО ДНІПРО) ІНФОРМУЄ!
15:30 - Курси валют, встановлені НБУ на 22.12.2025
15:00 - Уточнено дані платіжного балансу за 2020–2024 роки та І-ІІІ квартали 2025 року
14:52 - Атаки на російські танкери не порушать постачання, вважає Путін
14:39 - Відновлення енергетики: держкомпанії віддадуть обленерго обладнання, яким не користуються
14:20 - В Україні тримається стабільний попит на дизельні авто: які моделі найзатребуваніші
14:20 - В Україні тримається стабільний попит на дизельні авто: які моделі найзатребуваніші
14:05 - Екс-регіоналу Іванющенку скасували заочний арешт: яка причина
13:59 - На Волині незаконно передали 9 сільгоспділянок: БЕБ вважає, що держава втратила 8 мільйонів
13:46 - московія вдарила по газовидобувним об’єктам Smart Energy
13:27 - "Щедрик" проспівали на зруйнованій ТЕЦ як заклик до світу про допомогу
13:25 - На кордоні з Молдовою не працюють деякі пункти пропуску через атаку московія: які альтернативи
13:13 - Банкети, поїздки: в Україні викрили масштабні розтрати профспілок великої енергокомпанії
12:50 - Банки України показали актуальний курс валют на 19 грудня
12:33 - У Києві замовили реконструкцію дитсадка за 240 мільйонів: ціни на будматеріали завищені
12:25 - ЄІБ перераховує Україні понад 74 мільйона євро: на які потреби
12:20 - Банк Японії підняв ставки до максимуму за 30 років і готується до нових підвищень
12:00 - Мінфін розповів, якими були видатки держбюджету у листопаді
11:50 - США переглядають продаж потужних ШІ-чипів Nvidia до Китаю
11:43 - Сергій Ніколайчук координуватиме діяльність Департаменту міжнародного співробітництва НБУ
11:41 - Харків отримає трисекційні трамваї з Чехії
11:30 - Стратегічний діалог Україна-Велика Британія: в Міненерго обговорили з британськими колегами ключові напрямки співпраці в енергетиці та очікувані результати
11:15 - Механізм сплати платежів з використанням єдиного рахунку
11:15 - Мінрозвитку розповіло про наслідки удару московія по Одещині
11:14 - Суб’єкт господарювання планує здійснювати більше 5-ти другорядних видів діяльності: заповнення заяв за ф. № 1-ОПП та за ф. № 5-ОПП
11:13 - ФОП на загальній системі оподаткування може вести облік доходів і витрат в Електронному кабінеті
11:11 - Фізична особа вчасно не подала до контролюючого органу заяву про застосування пільги: чи можна скористатися пільгою щодо сплати земельного податку?
11:10 - Припинення підприємницької діяльності ФОПом – платником єдиного податку четвертої групи: в який термін подається остання податкова декларація?
11:10 - TikTok створює спільне підприємство в США, щоб уникнути бану
11:08 - Щодо подання Повідомлення про набуття контролю над контрольованою іноземною компанією


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32624
Австралійський долар27.9049
Така0.34562
Канадський долар30.6345
Юань Женьміньбі6.0003
Чеська крона2.0339
Данська крона6.622
Гонконгівський долар5.4298
Форинт0.127908
Індійська рупія0.47275
Рупія0.0025226
Новий ізраїльський шекель13.154
Єна0.2687
Теньге0.081631
Вона0.028574
Ліванський фунт0.000472
Малайзійський ринггіт10.3651
Мексиканське песо2.3444
Молдовський лей2.4938
Новозеландський долар24.2589
Норвезька крона4.1536
Саудівський ріял11.2638
Сінгапурський долар32.6795
Донг0.0016053
Ренд2.5171
Шведська крона4.5377
Швейцарський франк53.0955
Бат1.34232
Дирхам ОАЕ11.5027
Туніський динар14.4854
Єгипетський фунт0.8878
Фунт стерлінгів56.4984
Долар США42.2481
Сербський динар0.42155
Азербайджанський манат24.8518
Румунський лей9.7207
Турецька ліра0.9869
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.697
Болгарський лев25.2967
Євро49.4725
Ларі15.6678
Злотий11.747
Золото182752.18
Срібло2778.61
Платина81322.95
Паладій70905.41

Курси валют, встановлені НБУ на 22.12.2025