Засада с маслом. Почему нашей армии придется смазывать танки втридорога

06.06 11:12 | Укррудпром

Деловая столица, 5 июня 2020. Опубликовано 10:44 06 июня 2020 года Новый закон загнал импорт машинного масла под акциз. Производители остановили свои заводы, последствия ощущают на себе промышленность и армия.

Ошибочка вышла

Отечественные производители машинных масел заявили об остановке своих производств в связи с резким изменением правил игры на рынке. После принятия законопроекта №1210, разработанного главой налогового комитета Верховной Рады Даниилом Гетманцевым, в категорию подакцизных товаров были занесены базовые масла, которые являются сырьем для производства готовых масел.

Гетманцев пояснил, что код товара 27 10 19 99 00 согласно УКТ ВЭД был добавлен в список подакцизных товаров не случайно, а чтобы предотвратить нелегальный завоз в Украину под этим кодом смеси масла и дизельного топлива, что позволяло злоумышленниками избегать уплаты акцизного сбора при импорте последнего. По его словам, это четко прописано в законе. “Акцизом облагается не базовое масло, а только смеси”, — разъяснил цель внесенных правок Гетманцев. Он посчитал начисление акциза на базовые масла работниками таможни “эксцессом” и заверил, что проблема будет устранена в ближайшее время. Тем не менее  код товара 27 10 19 99 00 неоднозначно описывает “другие смазочные материалы и другие дистилляты”, в связи с чем базовые масла по факту и попали под акциз. Вот и выбирайте, кто всему виной — непонятливые таможенники или все же невнимательные законодатели. 

Производство — стоп

Однако производители масла заявили, что закон, направленный на борьбу с недобросовестными импортерами топлива, навредил в первую очередь им. Ведь базовые масла, которые служат сырьем, в Украине не производятся, они исключительно импортные. И теперь производителям необходимо сразу же уплачивать акциз в размере 213,5 евро за 1 тыс. л импортируемого сырья, что приведет к удорожанию их продукции в 1,5 раза.

Кроме того, при работе с подакцизными товарами для предприятий установлены совершенно иные требования по перемещению, хранению и учету подакцизной продукции: для работы нужно оборудовать склады специальной измерительной аппаратурой и получать различные лицензии и разрешения. На все это может уйти от трех месяцев до года, тогда как закон не предусматривает никакого переходного периода — требованиям нужно соответствовать уже сейчас.

В частности, директор по маркетингу ООО “Украинско-британское совместное предприятие “Азмол Бритиш Петрокемикалс” Максим Токин рассказал, что оно не может выполнять новые требования законодательства и уже сегодня остановлено, а нишу украинских производителей могут занять импортеры из Беларуси и России.

Заплатим все вместе

Хотя тема производства и импорта машинных масел не так популярна в народе, как тема с топливом, тем не менее это — огромный рынок. По оценке директора компании-производителя масел “КСМ Лубрикантс” Вячеслава Старостина, вследствие изменения правил игры вне закона оказалась доля рынка в объеме около $0,5 млрд.

Для рядового автомобилиста такие пертурбации могут пройти почти незамеченными: тот, кто использует авто в режиме “на дачу”, может тратить на плановую замену масла около 500 грн в год в дешевом ценовом сегменте и около 1 тыс. грн — в дорогом. Для него в лучшем случае цена вопроса вырастет на пару-тройку сотен гривень в год. Использующие автотранспорт в ежедневном режиме украинцы вынуждены менять масло почаще — это может быть и пять раз в год, поэтому тут уже цена вопроса из-за изменений правил игры вырастает до 1 тыс. грн и более.

Однако куда более серьезные траты ожидают украинскую промышленность. По словам Андрея Гущина, директора по маркетингу СП “Юкойл”, более половины потребляемых в стране масел производятся в Украине. При этом в промышленности как раз более высокая доля масел отечественного производства. Например, агропромышленный сектор использует около 70% масел украинского производства, оборонные предприятия, а также многие крупные промышленные, такие как, например, “Энергоатом”, “Укргаздобыча” или “Укрзалізниця”, снабжают себя исключительно маслами украинского производства. По приблизительным подсчетам, “Укрзалізниця” закупает в год масел на сумму около 300 млн грн, поэтому перераспределение рынка и повышение цен может обойтись ей в дополнительные 150 млн грн расходов.

Полных данных об объемах закупаемых масел Министерством обороны найти не удалось, но в любом случае речь идет о сотнях миллионов гривень дополнительных средств. Из последнего: Минобороны через систему Prozorro закупает моторного масла на свыше 70 млн грн. На таких объемах увеличение стоимости в полтора раза влетает государству в копеечку. Вопрос, где брать деньги в кризисный год, если бюджет Минобороны на текущий год хоть и составляет 117 млрд грн (из них 22,7 млрд на ремонт и модернизацию военной техники и оборудования), но уже сверстан. В любом случае танки и БТРы обслуживать нужно, а в конечном счете все траты на содержание армии оплачивают из своих карманов налогоплательщики. 

От нововведения пострадает и горно-металлургический комплекс — по словам президента “Укрметаллургпрома” Александра Каленкова, подорожание масел может обернуться для отрасли дополнительными расходами в 300 млн грн в год.

Украинские масла сдают позиции

Пострадает и экспорт готовых масел из Украины — по словам Андрея Гущина, около 20% произведенной в Украине продукции отправляется за рубеж. “Мы экспортируем масла в 70 стран мира, в том числе — в США, Италию, Швецию. У нас срываются экспортные контракты, иностранные партнеры — в недоумении”, — сказал он.

Украинский рынок смазочных материалов в 2015 г. пережил настоящее потрясение, выразившееся в падении производства более чем в 3,3 раза. Произошло это из-за банкротства крупнейшего отечественного производителя данной продукции — Бердянского нефтемаслозавода “АЗМОЛ”. И хотя в следующем году объем производства моторных масел в Украине увеличился на 12,7% и продолжил рост в первом полугодии 2017 г. (на 1 тыс. т, или 6,6% по сравнению с первой половиной 2016 г.), освободившуюся крупную нишу заполнила импортная продукция.

Импорт, который в 2014 г. имел паритет с внутренним производством, достиг 75% объема рынка в 2015 г., и его доля продолжает увеличиваться.

Похоже, что если в закон Гетманцева не будут срочно внесены изменения, украинский рынок ждет новое падение производства, перераспределение в пользу импортеров из Беларуси и России и повышение цен для потребителей.

Александр СУКОВ

Добавить комментарий

Автор:

Введите Код, указанный на рисунке
 




Новини

15:54 - Міністр охорони здоров’я Максим Степанов виступає проти закриття медичних закладів в Україні
15:54 - ДСНС попереджає щодо погіршення погодних умов та підвищення рівнів води
13:48 - Показники для послаблення протиепідемічних заходів станом на 11.07.2020
13:48 - На фабрике под Львовом зафиксировали вспышку коронавируса
13:48 - Совет НБУ утвердит Основные принципы денежно-кредитной политики в сентябре
13:48 - Минэнерго отчиталось о погашении задолженности перед шахтерами
13:00 - 15 бюджетів України за два змішувачи, кран та фітинги
12:54 - В Украине 332 больницы оказались на грани существования
12:54 - Профильный вице-премьер: Донбасс вернется к Украине через 25 лет
12:00 - Крупнейший подрядчик “Укравтодора” получил еще 660 млн гривен на ремонт дороги в Кривой Рог
11:42 - Оперативна інформація щодо ліквідації наслідків негоди в Україні
11:42 - Оперативна інформація про поширення коронавірусної інфекції 2019-nCoV
11:06 - Рост цен сдерживает слабый спрос со стороны населения
11:06 - Трубопровод “Газпрома” в Турцию простаивает второй месяц из-за отсутствия спроса
10:12 - Томаш Фиала поражен некомпетентностью министра Олега Бахматюка
10:12 - НБУ покидает один из членов команды Якова Смолия
09:36 - Коментар МЗС України щодо відносин з Грузією
09:36 - Локалізовано пожежу сухої трави та лісового масиву на території Новоайдарського району Луганської області
09:18 - Доля безналичных расчетов в Украине продолжает уверенно расти
09:18 - Офис генпрокурора завел 4 дела против Петра Порошенко по обращению Игоря Коломойского
09:18 - Наш менеджмент умирает, но это хорошо
08:24 - Натянуть сову на глобус. Что не так с предложением Хомчака по численности нашей армии
08:24 - “Метинвест” Рината Ахметова требует сохранить действующий тариф “Укрэнерго” на передачу электроэнергии
08:24 - Две правды президента. Как Медведчук отчитал Зеленского за “российское финансирование”
23:23 - Інформація про рішення АМКУ
23:22 - Дар’я Чередніченко: вдосконалення механізму контролю за концентраціями – зосередження уваги на українських ринках, імплементація Угоди з ЄС та розширення процесуальних прав учасників
23:22 - АМКУ оштрафував компанію «Екофарм» на 3,2 млн грн за поширення неправдивої інформації про ліки від COVID-19
23:08 - До уваги АРМА та тих, хто планує брати участь у конкурсі з пошуку управителя для Українського Медіа Холдингу
23:08 - Огляд діяльності ПФТС, червень 2020 року
23:06 - Медіація завершена: Робота вугільних об’єднань буде відновлена разом із постачанням українського вугілля на «Центренерго»


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар18.7131
Канадський долар19.8195
Юань Женьмiньбi3.8492
Куна4.0338
Чеська крона1.1389
Данська крона4.0814
Гонконгівський долар3.4771
Форинт0.085967
Індійська рупія0.35835
Рупія0.0018656
Новий ізраїльський шекель7.7948
Єна0.25236
Теньге0.065358
Вона0.022374
Мексиканське песо1.1849
Молдовський лей1.5675
Новозеландський долар17.6944
Норвезька крона2.8384
Російський рубль0.37928
Саудівський рiял7.1851
Сінгапурський долар19.3554
Ренд1.5932
Шведська крона2.9237
Швейцарський франк28.6099
Єгипетський фунт1.6855
Фунт стерлінгів33.9495
Долар США26.9505
Бiлоруський рубль11.1122
Азербайджанський манат15.8114
Румунський лей6.277
Турецька ліра3.9254
СПЗ (спеціальні права запозичення)37.2918
Болгарський лев15.5424
Євро30.3988
Злотий6.7981
Алжирський динар0.20646
Така0.31429
Вірменський драм0.055286
Іранський ріал0.00063494
Іракський динар0.02241
Сом0.35094
Ліванський фунт0.01769
Лівійський динар18.9913
Малайзійський ринггіт6.2277
Марокканський дирхам2.7423
Донг0.0011492
Бат0.86255
Дирхам ОАЕ7.2602
Туніський динар9.3348
Узбецький сум0.0026213
Новий тайванський долар0.90243
Туркменський новий манат7.6193
Ганське седі4.6098
Сербський динар0.25401
Сомоні2.587
Ларі8.7255
Бразильський реал4.8948
Золото48734.05
Срiбло504.11
Платина22492.89
Паладiй52326.28

Курси валют, встановлені НБУ на: 13.07.2020

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
CEEN5.55.55.55.516500.00
MHPC186.5186.7182186.746569.00

Дані за 10.07.2020