Микст и соло в денежно-кредитной политике

08.12.2019 09:42 | Укррудпром

Зеркало недели, 6 декабря 2019. Опубликовано 09:03 08 декабря 2019 года Современные вызовы проведения центробанками монетарной политики требуют новых адекватных ответов.

Среди глобальных вызовов — “синхронизированное замедление мировой экономики” (МВФ, октябрь 2019 г.) с ожиданием сокращения инвестиционного и потребительского спроса и усилением турбулентности перемещения капитала.

В Украине эти риски обостряются характерными для отечественной экономики дисбалансами между сбережениями и инвестициями, текущей отсрочкой получения займов МВФ (и, соответственно, других МФО) при значительном альтернативном притоке капитала нерезидентов на рынок облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ), “кредитной недостаточностью” финансирования корпоративного сектора, колебаниями курса национальной валюты при дисбалансе внешнеторговых сделок, нестабильностью инфляционных ожиданий.

С учетом усиления отдельных диспропорций и обострения критики в адрес правительства и Национального банка как из-за несогласованности действий, так и из-за неадекватности мер реагирования на текущие вызовы становится все более актуальной необходимость апгрейда механизмов их взаимодействия в реализации денежно-кредитной политики (ДКП). Это касается, в частности, возможности согласованного стимулирования экономической активности и центробанком, и правительством, возобновления надлежащей циркуляции кредита и денежных потоков между рыночными контрагентами, определения влияния учетной ставки на инфляционные и деловые ожидания. При этом речь идет о качественно новом уровне сотрудничества, который не будет угрожать независимости и доверию к НБУ.

Действующим в Украине монетарным режимом является режим инфляционного таргетирования (ИТ), используемый отечественным центробанком для обеспечения ценовой и финансовой стабильности экономики. Роль режима ИТ как базисной структуры-каркаса (framework — в редакции текстов Меморандума о сотрудничестве Украины с МВФ) регуляторного инструментария НБУ подтверждается несколько последних лет. Насколько Нацбанк самостоятельно или совместно с другими государственными институтами реализует денежно-кредитную политику и режим ИТ?

В рамках нынешнего одномандатного статуса Нацбанка обеспечение ценовой стабильности как приоритетной цели реализации режима ИТ является достаточно акцентированным в законодательном поле и операционной деятельности НБУ. Другие цели — финансовая стабильность и содействие экономическому росту — определяются как следующие по приоритетности после ценовой стабильности.

Всегда ли ценовая стабильность означает наличие и финансовой стабильности, то есть стабильности национальной финансовой системы?

Ретроспективный анализ прохождения прошлых финансовых кризисов свидетельствует, что наблюдались следующие начальные проявления характерных для них рисков: кредитная экспансия; разогрев спекулятивных bubble-цен на рынках активов; наращивание задолженности заемщиков в разных секторах с чрезмерным финансовым левериджем; использование участниками рынков куражных спекулятивных бизнес-стратегий. После ажиотажной эйфории наступают депрессия и рецессия (поскольку утро вечера мудренее). Рынки падают (иногда “вдруг”), потому что основывались на той фиктивной стоимости, которой реально не существовало. Здесь, по Л.Мизесу, “...причиной депрессии является предыдущий бум, порождаемый кредитной экспансией”. Указанные проявления рисков сигнализировали преимущественно о финансовой, а не только о ценовой дестабилизации, то есть не только цены, но и стоимость активов были искажены. Восстановление экономики всегда требовало сначала макро- и финансовой стабилизации.

Так, в Украине после выборов текущего года рынки быстро отреагировали на обновленное предложение инструментов заимствования ресурсов. Во втором полугодии 2019-го значительно вырос спрос нерезидентов на государственные обязательства. В частности, их вложения в ОВГЗ увеличились до 100,9 млрд грн (по состоянию на 07.11.2019), нерезидентам принадлежит 12,5% ОВГЗ в обращении. Перенаправление существенной доли притока валюты в международные резервы НБУ позволило зафиксировать последние в объемах 21,4 млрд долл. (по состоянию на 21.11. 2019). При этом сохраняется неопределенность по поводу того, насколько долго будет продолжаться такая спекулятивная активность нерезидентов.

Для защиты от системных рисков и стимулирования деловой активности центробанки корректируют ценообразование через вариации уровня процентных ставок и осуществляют валютные интервенции, сглаживая колебания спроса и предложения денег. Впрочем, контроль над системным риском обеспечивается в основном финансовой стабильностью, а не ценовой. Без обеспечения финансовой стабильности невозможно удержать стабильность ценовую.

Следует отметить, что цена активов как лакмус отражает состояние и колебания рынков. Рынок формирует цену как результат соглашений между контракторами (потому что цена актива такая, сколько за него платят). Поэтому ценовая стабильность сама по себе не может превентивно и в достаточной степени предотвращать накопление системных рисков. В прошлогоднем тексте Основных принципов денежно-кредитной политики на 2019 г. это подтверждалось тезисом, что “монетарная политика оказывает ограниченное влияние на диспропорции в финансовой системе”. Другими словами, НБУ на основе только инструментария ценовой стабильности самостоятельно не сможет вытащить финансовую систему из “болота” тех экономических дисбалансов, с которыми сталкивается национальная экономика.

Всегда актуален вопрос о функциональных возможностях центробанка и инструментах поддержки финансовой стабильности. Среди последних выделяется учетная ставка НБУ.

Этот монетарный инструмент основной в реализации режима ИТ и достижении операционной цели ДКП, над которым центробанк имеет необходимый полный контроль (при определении и изменении уровня ставки). В регуляторном плане акцентация перехода от первоначально сигнальной роли учетной ставки (см. текст Меморандума с МВФ 2015 г.) к более акцентированной и доминирующей роли прослеживается именно с 2016 г., что и было зафиксировано в прошлогоднем Меморандуме с МВФ. Такой регуляторный акцент в деятельности НБУ сохраняется до сих пор.

Прогноз ожидаемого уровня учетной ставки (как известно, НБУ является восьмым банком мира, готовящим такие прогнозы) определяет и указывает транспарентность монетарной политики на соответствующую перспективу. Имеет место отсрочивание влияния изменения учетной ставки на изменения в экономике (действие фактора лага времени между принятием и результатами решения), что связано с оценкой перспектив экономического развития, в частности, с рисками волатильности цен, инфляции, стабильности национальной валюты и другими.

Перспективы уменьшения учетной ставки до равновесного уровня 8% и поддержание инфляции на уровне 5% (среднесрочная цель ИТ) возможны только при снижении системного и систематических рыночных рисков. Такие риски и формы их проявления постоянно модифицируются и остаются часто недостаточно предсказуемыми. Стимулы центробанков для оживления деловой активности при вариациях процентных ставок в значительной степени определяют действенность ДКП. Политика количественного смягчения, использовавшаяся до недавнего времени центробанками несколько лет подряд (путем удержания низких ставок и “впрыскивания” ликвидности), оказывала мультипликативное влияние на состояние рынков, что проявлялось в изменениях динамики ключевых фондовых индексов.

В части кредитного стимулирования развития экономики (где всегда есть две стороны соглашения: кредиторы и заемщики) выделяются два вопроса. Во-первых, в банковском секторе это значительная доля неработающих кредитов (с преобладанием корпоративных долгов) в совокупном кредитном портфеле — 547,2 млрд грн, или 48,9% по последним имеющимся данным, которая все еще остается очень высокой, в том числе в банках с государственной долей — 63,69%. Отдельно выделяется задолженность банков перед НБУ по кредитам рефинансирования (около 46 млрд грн). Во-вторых, остаются значительными объемы дебиторской задолженности предприятий. Это является нарушением расчетно-платежной дисциплины, избежанием выполнения финансовых обязательств. А долги необходимо платить, поскольку нужно уважать чужую собственность (здесь — активы кредиторов). Легитимация собственности всегда начинается с взаимоуважения к ней причастных сторон соглашения.

В “кредитном сжатии” дело не только в высокой стоимости кредитов (она высока вследствие наличия системных и систематических рисков). При указанной низкой дисциплине выполнения платежных обязательств кредитное стимулирование экономики ограничивается как инструмент финансирования, часто является вещью в себе. Это будет сохраняться до тех пор, пока будут иметь место недостаточная легитимация собственности и неверховенство права в отношениях между рыночными контракторами.

При участии центробанка и банков (второго уровня, коммерческих) целесообразно содействовать финансированию приоритетных инвестиционных проектов, имеющих магистральное (не локальное в интересах группы предприятий или отрасли) значение для экономики в целом. При анонсированном в программе действий правительства 40-процентном росте экономики какие инвестиционные проекты обеспечат подобную динамику? Где их отбор и подходы финансового обеспечения? На микроуровне в структуре источников финансирования инвестиций собственные средства предприятий составляют более 71%, тогда как банковские кредиты и другие займы едва превышают 7%. Кредитные соглашения сегодня более показательны в секторе домохозяйств (потребительские) и на рынке госзаимствований (с “эффектом” инвестиционного вытеснения).

НБУ должен иметь большую институциональную и инструментальную возможность предупреждать риски финансовой дестабилизации. И такая возможность и позиция должны обеспечиваться как совместные с правительством, а не распределенные. В противовес все еще распространенным до недавнего времени ошибочным мнениям монетарного “соло”, что якобы только НБУ измеряет инфляционный пульс, необходимо существенное усиление сотрудничества НБУ и правительства в реализации денежно-кредитной политики: монетарный “микст” в связке НБУ—правительство.

Ценовая и финансовая стабильность и монетарный режим ИТ являются общим кругом вопросов правительства и НБУ. Правительство (в лице Министерства финансов) является активным участником-партнером в формировании и реализации монетарной политики. Общность действий НБУ и правительства в реализации ДКП проявляется путем следующего:

— финансирования и монетизации дефицита госбюджета, выпуска и погашения ОВГЗ; банки (преимущественно государственные) являются основными инвесторами в ОВГЗ, маркетмейкеры рынка ОВГЗ — также банки, в случае выпуска облигаций внешнего займа они являются андеррайтерами таких займов на первичных рынках капитала;

— взаимосвязи учетной ставки НБУ и стоимости ОВГЗ (Минфин определяет стоимость выпусков государственных облигаций с учетом размера учетной ставки);

— непогашенной задолженности правительства перед НБУ.

То есть управление государственным долгом — всегда совместная ответственность правительства и центробанка. Также к их совместным действиям в реализации ДКП относятся участие государства в капитале банков, перечисление прибыли НБУ в госбюджет.

Новое правительство в паре с НБУ должно обеспечить реальное, а не декларативное реформирование экономики. Осуществление и финансирование структурных реформ и стимулирование платежеспособного внутреннего спроса нужно определить как одни из основных лозунгов новой экономической политики. В условиях все еще ограниченного финансирования из внешних источников (но не только) основной акцент нужно сделать на развитии внутреннего рынка долгосрочных финансовых ресурсов.

Фактически здесь речь идет о способности/неспособности нивелировать проявления различных дисбалансов в экономике (или так называемых провалов рынка) и перечисленные выше вызовы. Подписание в октябре этого года меморандума между НБУ и правительством Украины о взаимодействии для достижения устойчивого экономического роста и ценовой стабильности подтверждает реальные шаги институциональной кооперации в реализации монетарной политики.

Мандат/полномочия НБУ должны быть шире, чем фокусирование на первоочередности обеспечения только лишь ценовой стабильности.В деятельности НБУ целесообразно рассматривать вопрос приоритетности целей обеспечения не только ценовой, но и вместе с тем финансовой стабильности, с помощью которых возможно действенно способствовать экономическому росту. Финансовая стабильность — не первая цель в деятельности центробанков, но вместе с тем ее нельзя воспринимать как вторичную. Вопрос соотношения ценовой и финансовой стабильности постоянно актуализируется, свидетельством чего является его публичная акцентация представителями зарубежных центробанков. Так, П.Пратт из ЕЦБ подчеркнул, что в условиях низких ставок проблемой остается то, “каким образом встроить больше размышлений о финансовой стабильности в разработку денежно-кредитной политики? Это не очевидно, поскольку возрастает риск потери направленности на основную цель, а именно — обеспечение стабильности цен”.

Обеспечение приоритета ценовой стабильности одновременно с финансовой требует, чтобы центробанк регулировал деятельность большего круга финансовых учреждений. В этом году отдельным аспектом расширения полномочий НБУ в части обеспечения финансовой стабильности стало принятие Верховной Радой Украины 12 сентября 2019 г. законопроекта №1069-2 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования функций по государственному регулированию рынков финансовых услуг”. “Сплит” при перераспределении регулятивных полномочий между НБУ и НКЦБФР с перспективной ликвидацией Госфинуслуг приведет к тому, что НБУ будет осуществлять регулирование и надзор за расширенным перечнем финучреждений. Такое смещение регулятивно-надзорных полномочий одновременно означает и расширение инструментария НБУ по обеспечению финансовой стабильности.

Для снижения разных рисков важно формировать адаптивные инфляционные ожидания у населения и субъектов хозяйствования согласно изменениям экономической конъюнктуры. Сейчас ожидания импульсивны, деструктивны и асимметричны, особенно в непрофессиональной среде.

“Ответственность начинается у себя дома: с усовершенствования макроэкономического управления, повышения государственных доходов и реализации более эффективных планов расходов”, — отмечалось в выступлении представителя МВФ в ООН в сентябре 2019 г. Фактически этим сфокусированы взаимозависимость монетарной и бюджетной политик и необходимость тесного взаимодействия соответствующих государственных органов и регуляторов финансовых учреждений.

* * *

Вариативность инструментов монетарной политики НБУ зависит от конъюнктуры международных рынков, результатов внешнеэкономической деятельности резидентов, а также определяется структурными изменениями и темпами восстановления отечественной экономики. Доступность финансирования, поддержка платежеспособного внутреннего спроса и активизация экспорта остаются ключевыми факторами стабилизации гривни и улучшения платежного баланса.

Новые акценты современной денежно-кредитной политики должны базироваться на инклюзивности и вовлеченности в процессы ее формирования и реализации всех причастных сторон и рыночных контрагентов, прежде всего центробанка и правительства. В практике английского истеблишмента есть хорошая традиция, когда руководители Банка Англии и Кабинета министров встречаются по вторникам за совместным ланчем. Доживем ли и мы до такого вторника?

Владимир КОРНЕЕВ

Додати коментар

Користувач:
email:





Золото, валюта,
Акції й облігації,
Багатство чекає.

- Fin.Org.UA

Новини

23:31 - Оновлюються норми, що регулюють процедуру надання окремих дозволів НБУ на проведення валютних операцій за надходження клопотань від КМУ
00:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:40 - Україна отримає можливість залучати кредитні ресурси загальним обсягом до $2,1 млрд від Південної Кореї: уряди країн підписали відповідну угоду
21:08 - Мінінфраструктури: Ракетний удар зруйнував ємності з агропродукцією, яка мала йти на експорт до країн Азії та Африки
21:00 - Новини 19 квітня: удар по порту "Південний", неплатників аліментів тепер зможуть мобілізувати
20:51 - "Роттердам+": ВАКС звільнив двох фігурантів від відповідальності через строки давності
20:44 - Мінцифри розробило технічні вимоги для системи "еАкцизу"
20:26 - Компанії в московія почали платити податки в борг через проблеми з експортною виручкою
20:17 - ВАКС дозволив конфіскувати активи російської компанії, яка виготовляє військову техніку 
19:45 - ФДМУ за тиждень провів 8 успішних аукціонів з приватизації на 28,5 мільйонів
19:20 - "Під виглядом співробітників Бюро видурювали у людей гроші": ДБР викрило шахрайську схему
19:05 - Понад 55% мережі системно важливих банків здатні працювати під час блекауту – НБУ
18:45 - Для розблокування експорту вітчизняної зброї немає політичної підтримки – Камишін
18:35 - московіяни завдали удару по морському порту "Південний" – Зеленський
18:25 - Іноземні інвестори можуть диверсифікувати ризики за рахунок інвестицій в малий і середній бізнес, - Надія Бігун
18:08 - Які українські товари найбільше цікавлять іноземних покупців?
17:58 - Харківські "Укренергомашини" створять філії на заході України
17:58 - Україна залучила близько $72 млрд бюджетної підтримки від країн G7 та ЄС з лютого 2022 року: Сергій Марченко зустрівся з міністрами фінансів G7
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 19.04.2024
17:37 - У першому кварталі 2024 року експорт українського меду зріс на 93%
17:25 - Ощадбанк торік отримав рекордні 6 мільярдів чистого прибутку
17:15 - Іноземні інвестори можуть диверсифікувати ризики за рахунок інвестицій в малий і середній бізнес, - Надія Бігун
16:54 - Людмила Сугак зустрілася з представниками Генерального директорату з питань сусідства та переговорів про розширення Єврокомісії
16:50 - Неплатників аліментів тепер зможуть мобілізувати – Мін'юст
16:49 - Мінцифри радить використовувати безоплатні можливості від Дія.Бізнес для розвитку підприємницьких навичок
16:41 - У Киргизстані заблокували TikTok: що стало причиною
16:23 - Україна отримала 18 модульних мостів від іноземних партнерів
16:18 - Мін’юст: Санкції створюють величезні проблеми для підсанкційних осіб
16:17 - Tesla відкликає майже 4 тисячі електромобілів Cybertruck через несправність
16:11 - московіяни атакували Одещину ракетами, пошкоджена припортова інфраструктура


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.504
Канадський долар28.9062
Юань Женьміньбі5.4947
Чеська крона1.678
Данська крона5.6797
Гонконгівський долар5.0796
Форинт0.107271
Індійська рупія0.47667
Рупія0.002444
Новий ізраїльський шекель10.5315
Єна0.25735
Теньге0.089175
Вона0.028793
Мексиканське песо2.2909
Молдовський лей2.2228
Новозеландський долар23.4152
Норвезька крона3.6029
московський рубль0.42645
Сінгапурський долар29.2107
Ренд2.0712
Шведська крона3.6331
Швейцарський франк43.7663
Єгипетський фунт0.8232
Фунт стерлінгів49.4922
Долар США39.7879
Білоруський рубль14.462
Азербайджанський манат23.4019
Румунський лей8.5166
Турецька ліра1.2205
СПЗ (спеціальні права запозичення)52.3493
Болгарський лев21.6698
Євро42.3821
Злотий9.7865
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото94602.1
Срібло1122.93
Платина37071.98
Паладій40053.68

Курси валют, встановлені НБУ на 22.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861041.861041.861041.861041.8652093.00
227763995.42995.42995.42995.42597252.00
2280431098.651098.651098.651098.6535156.80
229025981.67981.67981.67981.67490835.00
229470917.58917.58917.58917.58275274.00
CRSR061019.951019.951019.951019.9512239.40
USXT22464946494649464932529053.00

Дані за 19.04.2024