Земельный рубикон перейден

18.11.2019 08:06 | Укррудпром

Зеркало недели, 16 ноября 2019. Опубликовано 07:20 18 ноября 2019 года Каким будет новый рынок?

Отменить мораторий на продажу земли пыталась каждая власть, ведь речь идет об активе ориентировочной стоимостью в 3,5 трлн евро, сравнимом с ВВП Украины за 40 лет. 

Нынешнее правительство, любой ценой стремящееся как можно быстрее узаконить продажу земли, подошло к цели максимально близко. При этом предложенные условия создания земельного рынка внушают серьезные опасения, что дело идет не к рынку, а к корпоративной колонизации, которая может навсегда загнать Украину в наследственную бедность.

Монобольшинство “Слуги народа” и назначенное им правительство — дважды рекордсмены в попытках внедрить рынок земли: почти с первого дня сделали это своей ключевой задачей и в кратчайший срок подали в парламент целых пять законопроектов о снятии моратория — №2178, 2178-7, 2178-9, 2178-10 и 2194. Причем последний — “системный”, ведь он влечет за собой изменения в 29 законов Украины.

Свои проекты правительство продвигало тараном, с нарушением регламента и без каких-либо общественных слушаний. В частности, законопроекты №2178-10 и 2194 внесли на первые позиции повестки дня без прохождения профильного комитета. Аграрный комитет их утвердил за десять минут в ходе тайного заседания 18 октября, куда не пригласили ни представителей других фракций, ни собственно аграриев. 30 октября, несмотря на скандал на заседании, решение приняли. Эти законы уже проголосовали в первом чтении с многочисленными нарушениями.

В них уже проглядывает лицо нового рынка земли. Рассмотрим их подробнее.

Имения больше городов

В глаза сразу бросается многоуровневая система больших лимитов земель, сосредоточенных у одного владельца.

Сначала (законопроект №2178) планировалось разрешить концентрировать в одних руках 15% сельскохозяйственных земель в определенной области и 0,5% земель сельскохозяйственного назначения по Украине. Между этими лимитами огромная разница. В Украине в целом 42,5 млн га пахотных земель, 0,5% от них — это 212,5 тыс. га. А 15% от количества земель в области отличаются от 67,7 тыс. га в Закарпатской области до 388,7 тыс. — в Одесской.

В новом, одобренном в первом чтении, варианте законопроекта (№2178-10) уровней стало три — 35% земель территориальной громады, 8% земель области и 0,5% земель по Украине. Это всего лишь символическое уменьшение. Так, 8% от пахотной земли Киевщины составляет 225,3 тыс. га, а в Одесской области — 207,3 тыс. А общеукраинский лимит как был 212,5 тыс. га, так и остался.

Как такая многоуровневая система будет работать, не объясняется — нужен отдельный документ. Ведь вопросов здесь множество, прежде всего каким образом лимиты будут рассчитываться и согласовываться.

Например, если лимиты для областей можно определить по их экологическим паспортам, то паспортизации объединенных территориальных громад еще нет, и как рассчитать 35%, непонятно. К тому же неизвестно, как согласовать областной и всеукраинский лимиты. Возможны два варианта — “вытесняющий”, когда больший лимит ограничивается меньшим, и “масштабируемый” — применение всеукраинского лишь при покупке земель в двух и больше областях.

А в “системном” проекте №2194 ситуация еще хуже — там вообще сняты все барьеры перед массовой скупкой. Особо ценные земли он уравнивает с обычными, уничтожает контроль землепользования и даже позволяет снимать плодородный слой земли, легализируя схемы, уже действующие на Николаевщине и даже на Киевщине не первый год.

Вероятнее всего, основой станет общеукраинский лимит в 200—210 тыс. га, что “всего” в 2,4 раза превышает площадь Киева и в 5,5 раза — Харькова. Причем его очень легко обойти, манипулируя уровнями лимитов и дырами в системе контроля.

Невыполнимый контроль

Надзор над накоплением крупных земельных площадей предлагается осуществлять с помощью Государственного земельного кадастра, Государственного реестра юридических лиц и предпринимателей и общественных формирований, — оба ненадежны.

По данным рейтингов Open Data Barometer и Global Open Data Index, Госгеокадастр является одним из наиболее закрытых реестров и не может быть базой для управленческих решений. Данные катастрофически неполные: отчет “Мониторинг земельных отношений” описывает ситуацию по состоянию на 2018 г. Так, 73,4% всех населенных пунктов имеют установленные границы, но не инвентаризированные. И хотя 86% частных земельных участков зарегистрированы, государственных земель в кадастре всего 22,3% — из 29 млн га есть сведения только о 6,4 млн га. То есть перед открытием рынка мы не знаем, что будет выставлено на продажу.

И даже сам премьер-министр Гончарук признал, что в кадастре царит хаос. Так что правительство подало отдельный законопроект №2110, который должен исправить ситуацию. Но даже беглый анализ свидетельствует, что все только ухудшится.

Во-первых, переходный период слишком короткий — до 1 января 2022 г. По недавнему сообщению ГЗК, только 36% государственных земель инвентаризованы, так что за год кадастр увеличивается на 10—14% — это очень мало. Во-вторых, введут институт “публичных регистраторов”, над которыми нет независимого надзора, а достоверность внесенных ими данных не гарантируется. В-третьих, достоверными будут считаться даже очень устаревшие данные. Для рейдеров — клондайк, эльдорадо.

В свою очередь государственные регистраторы и нотариусы — люди, которые будут осуществлять надзор, — тоже не гнушаются внесением недостоверных данных в реестры. По отчету Минюста, в коммунальных предприятиях целых 22% регистраторов принимали участие в рейдерских схемах. Защитить собственность от “реестрового рейдерства” способен лишь суд, который может тянуться годами. Рейдер за это время захваченное перепродаст цепочке “законных” владельцев.

При таких условиях любой эффективный контроль над совокупным землевладением невозможен ни технически, ни юридически.

Фора для чужих, кандалы для своих

Главный вопрос земельного рынка, кто сможет купить землю, всячески обходят. Делают лишь акцент на праве собственников продавать землю, которое якобы нарушается мораторием. И неудивительно — для украинских фермеров все земельные законопроекты устанавливают имущественную дискриминацию, несмотря на “преобладающие права”.

На самом деле даже свою землю фермеры выкупить не смогут. Ведь они работают по праву постоянного пользования, — так землю предоставляли в 1990-х годах. Преобладающее право ее выкупа без торгов предполагает пять лет рассрочки. В среднем аграрное предприятие оперирует от 119 до 390 га, — по нормативной цене в 1—2 тыс. евро это ежегодная выплата минимум 50 тыс. евро. Для фермеров сумма неподъемная, тем более что программы их поддержки отменили.

А на аукционах преобладающее право ограничено условием оплаты наилучшего предложения на конец торгов. Для фермера это тем более недосягаемо.

К тому же рынок открывают для юридических лиц — не только холдингов, но и иностранных корпораций. В проекте №2194 это разрешается прямо, а запрет в №2178-10 покупать землю до 1 января 2024 г. является фиговым листом. Ведь из него исключены фирмы, работающие в аграрной сфере последние три года, а среди них есть и иностранные (как Agroprosperis Group, скажем).

К тому же легко уничтожить существующие фермы, как, например, одесскую ферму “Агро-Патриот”. Ее потом дешево выкупит иностранец, а конечных бенефициаров можно не раскрывать — штраф за это всего 8,5 тыс. грн, и это возможно с первого дня. Этим обязательно воспользуется РФ, которая по подобным схемам уже заходила в энергетику и банковский сектор, а это уже угроза национальной безопасности.

Так что после открытия рынка земли реальную возможность ее купить получат агрохолдинги и иностранцы, и в первых рядах — россияне. Украинцы смогут ее только продать.

Вам это колонизацию не напоминает?

Вячеслав ИЛЬЧЕНКО, эксперт Growford Institute

Додати коментар

Користувач:
email:





Earnings reports out
Numbers read like hieroglyphs
Analysts debate

- Fin.Org.UA

Новини

20:49 - Здійснено черговий крок у запровадженні європейських вимог до капіталу банків і банківських груп
20:10 - Квартири колаборанта Сальдо і росолігарха Шелкова в Одесі вдруге виставили на аукціон
19:58 - Рівень розрахунків населення за газ становить 95% – Чернишов
19:47 - У поліції Києва розповіли про причини обшуків у "Київтеплоенерго"
19:27 - З початку року від міжнародних партнерів надійшло близько 12 мільярдів доларів
19:14 - Захист ТЕЦ, ТЕС і ГЕС ніколи не відносився до відповідальності Мінінфраструктури – Кубраков
19:07 - Мінекономіки: Презентовано концепцію проекту Національної Стратегії розвитку сфери інтелектуальної власності до 2030 року
18:50 - Прем’єр-міністр зустрівся з очільницею МЗС Латвії
18:47 - У Києві через ремонт обмежать рух транспорту на кількох вулицях 
18:40 - У Центробанку московія стверджують, що конфіскація заморожених активів не вплине на фінстабільність московії
18:20 - Підприємці Харківщини зможуть отримати вдвічі більший грант від держави на розвиток
18:14 - World IP Day: презентовано концепцію проекту Національної Стратегії розвитку сфери інтелектуальної власності до 2030 року
17:49 - Суд зупинив ліцензію "Нафтогазу" на розподіл газу на Черкащині: компанія подала апеляцію
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 26.04.2024
17:44 - Денис Башлик: Ринок земель в Україні здатен впоратися з будь-якими викликами, завдяки чітко визначним передумовам
17:42 - Чи насправді буде обмежена робота онлайн-казино після Указу Президента?
17:37 - Японія продовжуватиме підтримку українського енергосектору: Зустрічі Германа Галущенка з представниками Уряду Японії
17:32 - Затверджено порядок організації психіатричної допомоги особам, стосовно яких передбачається застосування примусових заходів медичного характеру
17:29 - Продовжено строки на подання заявки для розрахунку обсягу квот щодо діяльності з культивування рослин роду коноплі — рішення уряду
17:26 - Уряд ухвалив постанову щодо строків державної атестації наукових установ
17:20 - Національний банк України анонсував низку кроків з валютної лібералізації
17:20 - Ухвалено закон щодо врахування страхового стажу закордоном для пенсії в Україні
17:11 - НБУ знизив тарифи на видачу готівки
17:02 - Уряд затвердив Порядок використання коштів на підтримку проектів зі значними інвестиціями
17:00 - Понад 25 тис. адмінпослуг з питань ведення Державного земельного кадастру надано на Львівщині з початку 2024 року
16:53 - Підтримуємо бізнес Харківщини: підприємці зможуть отримати вдвічі більший грант від держави на розвиток, - Юлія Свириденко
16:51 - Уряд продовжив дію положення про покладання спеціальних обов'язків на учасників ринку електроенергії
16:50 - Уряд затвердив Порядок використання коштів на підтримку проєктів зі значними інвестиціями
16:50 - Торік на утримання Чорнобильської зони відчуження витратили менше коштів, ніж планували
16:45 - Ложная тревога с интервенциями в иене?


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.8816
Канадський долар28.9972
Юань Женьміньбі5.4649
Чеська крона1.6867
Данська крона5.691
Гонконгівський долар5.0584
Форинт0.108183
Індійська рупія0.47511
Рупія0.0024423
Новий ізраїльський шекель10.4009
Єна0.25254
Теньге0.089457
Вона0.028796
Мексиканське песо2.2942
Молдовський лей2.22
Новозеландський долар23.5629
Норвезька крона3.5997
московський рубль0.43076
Сінгапурський долар29.0888
Ренд2.0991
Шведська крона3.6272
Швейцарський франк43.4084
Єгипетський фунт0.8269
Фунт стерлінгів49.5494
Долар США39.6015
Білоруський рубль14.3943
Азербайджанський манат23.2923
Румунський лей8.5282
Турецька ліра1.218
СПЗ (спеціальні права запозичення)52.1706
Болгарський лев21.6995
Євро42.4409
Злотий9.8181
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото92856.01
Срібло1091.89
Платина36302.7
Паладій38449.1

Курси валют, встановлені НБУ на 29.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861046.391046.391046.391046.391307987.50
2276561080.091080.091080.091080.09237619.80
2288111063.621063.621063.621063.6237226.70
229025985.42985.42985.42985.42782423.48
229470921.25921.25921.25921.25644875.00
2302621060.181060.181060.181060.18106018.00
CRSR061024.551025.321024.551025.3213328.39
FCOM011055.931055.931055.931055.9335901.62
FSTF021021.481022.251021.481022.2533733.48
USGK78454545454545454519657125.00

Дані за 26.04.2024