Земельный рубикон перейден

18.11.2019 08:06 | Укррудпром

Зеркало недели, 16 ноября 2019. Опубликовано 07:20 18 ноября 2019 года Каким будет новый рынок?

Отменить мораторий на продажу земли пыталась каждая власть, ведь речь идет об активе ориентировочной стоимостью в 3,5 трлн евро, сравнимом с ВВП Украины за 40 лет. 

Нынешнее правительство, любой ценой стремящееся как можно быстрее узаконить продажу земли, подошло к цели максимально близко. При этом предложенные условия создания земельного рынка внушают серьезные опасения, что дело идет не к рынку, а к корпоративной колонизации, которая может навсегда загнать Украину в наследственную бедность.

Монобольшинство “Слуги народа” и назначенное им правительство — дважды рекордсмены в попытках внедрить рынок земли: почти с первого дня сделали это своей ключевой задачей и в кратчайший срок подали в парламент целых пять законопроектов о снятии моратория — №2178, 2178-7, 2178-9, 2178-10 и 2194. Причем последний — “системный”, ведь он влечет за собой изменения в 29 законов Украины.

Свои проекты правительство продвигало тараном, с нарушением регламента и без каких-либо общественных слушаний. В частности, законопроекты №2178-10 и 2194 внесли на первые позиции повестки дня без прохождения профильного комитета. Аграрный комитет их утвердил за десять минут в ходе тайного заседания 18 октября, куда не пригласили ни представителей других фракций, ни собственно аграриев. 30 октября, несмотря на скандал на заседании, решение приняли. Эти законы уже проголосовали в первом чтении с многочисленными нарушениями.

В них уже проглядывает лицо нового рынка земли. Рассмотрим их подробнее.

Имения больше городов

В глаза сразу бросается многоуровневая система больших лимитов земель, сосредоточенных у одного владельца.

Сначала (законопроект №2178) планировалось разрешить концентрировать в одних руках 15% сельскохозяйственных земель в определенной области и 0,5% земель сельскохозяйственного назначения по Украине. Между этими лимитами огромная разница. В Украине в целом 42,5 млн га пахотных земель, 0,5% от них — это 212,5 тыс. га. А 15% от количества земель в области отличаются от 67,7 тыс. га в Закарпатской области до 388,7 тыс. — в Одесской.

В новом, одобренном в первом чтении, варианте законопроекта (№2178-10) уровней стало три — 35% земель территориальной громады, 8% земель области и 0,5% земель по Украине. Это всего лишь символическое уменьшение. Так, 8% от пахотной земли Киевщины составляет 225,3 тыс. га, а в Одесской области — 207,3 тыс. А общеукраинский лимит как был 212,5 тыс. га, так и остался.

Как такая многоуровневая система будет работать, не объясняется — нужен отдельный документ. Ведь вопросов здесь множество, прежде всего каким образом лимиты будут рассчитываться и согласовываться.

Например, если лимиты для областей можно определить по их экологическим паспортам, то паспортизации объединенных территориальных громад еще нет, и как рассчитать 35%, непонятно. К тому же неизвестно, как согласовать областной и всеукраинский лимиты. Возможны два варианта — “вытесняющий”, когда больший лимит ограничивается меньшим, и “масштабируемый” — применение всеукраинского лишь при покупке земель в двух и больше областях.

А в “системном” проекте №2194 ситуация еще хуже — там вообще сняты все барьеры перед массовой скупкой. Особо ценные земли он уравнивает с обычными, уничтожает контроль землепользования и даже позволяет снимать плодородный слой земли, легализируя схемы, уже действующие на Николаевщине и даже на Киевщине не первый год.

Вероятнее всего, основой станет общеукраинский лимит в 200—210 тыс. га, что “всего” в 2,4 раза превышает площадь Киева и в 5,5 раза — Харькова. Причем его очень легко обойти, манипулируя уровнями лимитов и дырами в системе контроля.

Невыполнимый контроль

Надзор над накоплением крупных земельных площадей предлагается осуществлять с помощью Государственного земельного кадастра, Государственного реестра юридических лиц и предпринимателей и общественных формирований, — оба ненадежны.

По данным рейтингов Open Data Barometer и Global Open Data Index, Госгеокадастр является одним из наиболее закрытых реестров и не может быть базой для управленческих решений. Данные катастрофически неполные: отчет “Мониторинг земельных отношений” описывает ситуацию по состоянию на 2018 г. Так, 73,4% всех населенных пунктов имеют установленные границы, но не инвентаризированные. И хотя 86% частных земельных участков зарегистрированы, государственных земель в кадастре всего 22,3% — из 29 млн га есть сведения только о 6,4 млн га. То есть перед открытием рынка мы не знаем, что будет выставлено на продажу.

И даже сам премьер-министр Гончарук признал, что в кадастре царит хаос. Так что правительство подало отдельный законопроект №2110, который должен исправить ситуацию. Но даже беглый анализ свидетельствует, что все только ухудшится.

Во-первых, переходный период слишком короткий — до 1 января 2022 г. По недавнему сообщению ГЗК, только 36% государственных земель инвентаризованы, так что за год кадастр увеличивается на 10—14% — это очень мало. Во-вторых, введут институт “публичных регистраторов”, над которыми нет независимого надзора, а достоверность внесенных ими данных не гарантируется. В-третьих, достоверными будут считаться даже очень устаревшие данные. Для рейдеров — клондайк, эльдорадо.

В свою очередь государственные регистраторы и нотариусы — люди, которые будут осуществлять надзор, — тоже не гнушаются внесением недостоверных данных в реестры. По отчету Минюста, в коммунальных предприятиях целых 22% регистраторов принимали участие в рейдерских схемах. Защитить собственность от “реестрового рейдерства” способен лишь суд, который может тянуться годами. Рейдер за это время захваченное перепродаст цепочке “законных” владельцев.

При таких условиях любой эффективный контроль над совокупным землевладением невозможен ни технически, ни юридически.

Фора для чужих, кандалы для своих

Главный вопрос земельного рынка, кто сможет купить землю, всячески обходят. Делают лишь акцент на праве собственников продавать землю, которое якобы нарушается мораторием. И неудивительно — для украинских фермеров все земельные законопроекты устанавливают имущественную дискриминацию, несмотря на “преобладающие права”.

На самом деле даже свою землю фермеры выкупить не смогут. Ведь они работают по праву постоянного пользования, — так землю предоставляли в 1990-х годах. Преобладающее право ее выкупа без торгов предполагает пять лет рассрочки. В среднем аграрное предприятие оперирует от 119 до 390 га, — по нормативной цене в 1—2 тыс. евро это ежегодная выплата минимум 50 тыс. евро. Для фермеров сумма неподъемная, тем более что программы их поддержки отменили.

А на аукционах преобладающее право ограничено условием оплаты наилучшего предложения на конец торгов. Для фермера это тем более недосягаемо.

К тому же рынок открывают для юридических лиц — не только холдингов, но и иностранных корпораций. В проекте №2194 это разрешается прямо, а запрет в №2178-10 покупать землю до 1 января 2024 г. является фиговым листом. Ведь из него исключены фирмы, работающие в аграрной сфере последние три года, а среди них есть и иностранные (как Agroprosperis Group, скажем).

К тому же легко уничтожить существующие фермы, как, например, одесскую ферму “Агро-Патриот”. Ее потом дешево выкупит иностранец, а конечных бенефициаров можно не раскрывать — штраф за это всего 8,5 тыс. грн, и это возможно с первого дня. Этим обязательно воспользуется РФ, которая по подобным схемам уже заходила в энергетику и банковский сектор, а это уже угроза национальной безопасности.

Так что после открытия рынка земли реальную возможность ее купить получат агрохолдинги и иностранцы, и в первых рядах — россияне. Украинцы смогут ее только продать.

Вам это колонизацию не напоминает?

Вячеслав ИЛЬЧЕНКО, эксперт Growford Institute

Добавить комментарий

Автор:

Введите Код, указанный на рисунке
 




Новини

13:42 - Украина и Китай подписали программу сотрудничества в области космоса до 2025 года
12:48 - Донбасс находится на грани экологической катастрофы из-за радиационного загрязнения
12:48 - Падение производства украинской сельхозпродукции за год ускорилось до почти 20%
11:54 - Оперативна інформація про поширення коронавірусної інфекції 2019-nCoV
11:54 - Новый свидетель из Латвии допрошен по делу о выведении денег Николаем Злочевским для Джо Байдена
11:54 - Жеваго идет на блок
11:54 - Турция профинансирует достройку второго самолета “Мрия”
11:54 - Что делать вузам в эпоху коронавируса
11:00 - Константин Жеваго обвинил Андрея Коболева в получении взятки
10:06 - “Укрзализныця” восстановит пятидневную рабочую неделю для 16 тыс работников
10:06 - “Укргаздобыча” не смогла отсудить месторождение у соратников экс-министра энергетики Дональда Трампа
09:12 - “Укртелеком” Рината Ахметова получил за квартал более 1,6 млрд гривен дохода
09:12 - Максим Гарус: 140 тисяч вкладників закритих 6 років тому українських банків, все ще чекають компенсацій. Якщо нас не почують, ми готові оголосити голодування
09:12 - Зять Геннадия Боголюбова демонтирует лишние этажи в скандальном недострое возле Софии Киевской
08:30 - 23 жовтня 2020 року
08:18 - “Это когда-то, безусловно, должно закончиться”: главное из выступления Путина на “Валдае”
08:18 - Антимонопольный комитет разрешил Novus приобрести сеть Billa
02:54 - Социально-экономическое положение Донецкой области в январе—сентябре 2020 года
23:18 - Ольга Стефанішина: Україна уже впроваджує складні реформи
21:42 - Світовий банк ініціює проведення комплексного дослідження розвитку інфраструктури електричного громадського транспорту в Україні, - Владислав Криклій
21:30 - “Мы все устали, но это марафон, который мы бежим вместе”
21:12 - Україна та Словенія провели перші в історії двосторонніх відносин міжвідомчі кіберконсультації
20:36 - Объём промышленной продукции Донецкой области в январе-сентябре 2020 года по сравнению с январем-сентябрём 2019 года уменьшился на 9,4%
19:42 - Налоговая настаивает на фискализации торговли товарами рисковой группы
19:42 - Вкладчики банка-банкрота Константина Жеваго готовы объявить голодовку
19:06 - Краматорськ отримав одразу два сучасних спортивних об’єкти
19:06 - На Закарпатті функціонуватимуть нові спортивні об'єкти
19:06 - Дмитро Кулеба: Разом з ООН - до справедливого миру у справедливому світі
18:48 - Роботы могут заменить около 800 млн рабочих мест
18:48 - Fitch присвоил рейтинг новому выпуску еврооблигаций “Кернела” Андрея Веревского


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар20.2324
Канадський долар21.5576
Юань Женьміньбі4.2376
Куна4.4269
Чеська крона1.2314
Данська крона4.5089
Гонконгівський долар3.6504
Форинт0.092111
Індійська рупія0.38434
Рупія0.0019293
Новий ізраїльський шекель8.3791
Єна0.27028
Теньге0.066156
Вона0.024964
Мексиканське песо1.3545
Молдовський лей1.6596
Новозеландський долар18.9522
Норвезька крона3.0734
Російський рубль0.37003
Саудівський ріял7.5433
Сінгапурський долар20.8513
Ренд1.7481
Шведська крона3.2375
Швейцарський франк31.3111
Єгипетський фунт1.801
Фунт стерлінгів37.0896
Долар США28.2911
Білоруський рубль11.158
Азербайджанський манат16.6526
Румунський лей6.884
Турецька ліра3.5546
СПЗ (спеціальні права запозичення)40.1692
Болгарський лев17.142
Євро33.549
Злотий7.3227
Алжирський динар0.21903
Така0.33371
Вірменський драм0.057965
Іранський ріал0.00067406
Іракський динар0.02379
Сом0.35566
Ліванський фунт0.01878
Лівійський динар20.6014
Малайзійський ринггіт6.8057
Марокканський дирхам3.0616
Донг0.0012211
Бат0.89423
Дирхам ОАЕ7.7077
Туніський динар10.2359
Узбецький сум0.0027429
Новий тайванський долар0.97636
Туркменський новий манат8.0887
Ганське седі4.8866
Сербський динар0.28196
Сомоні2.7408
Ларі8.8893
Бразильський реал5.0177
Золото54133.04
Срібло702.56
Платина25703.03
Паладій67900.05

Курси валют, встановлені НБУ на: 26.10.2020

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
AAPL361836183618361810854.00
CEEN5.25.25.25.25200.00
FRHC8498498498498490.00
MHPC174.5174.5174.5174.529665.00

Дані за 23.10.2020