Запретить прививки. Когда Зеленский выгонит доктора Комаровского из команды Зе

24.08.2019 15:48 | Укррудпром

Деловая столица, 24 августа 2019. Опубликовано 15:00 24 августа 2019 года Политики-популисты часто оказываются естественными союзниками антипрививочников.

Совместное решение двух министров — министра образования и науки Лилии Гриневич и и. о. министра здравоохранения Уляны Супрун — о недопуске в школы непривитых детей, как и следовало ожидать, вызвало волну протестов со стороны противников вакцинации и примкнувших к ним “колеблющихся”. Антипрививочники пришли к Офису президента с требованием обеспечить непривитым детям свободный доступ к образованию.

Судя по лозунгам — главным образом, по единству стиля — это трудно назвать стихийным выступлением. Да и акценты расставлены очень аккуратно. Присутствует “дискриминация”, “травля детей”, “принуждение к медицинскому вмешательству”, “свободный выбор”, а также игривые либеральные слоганы “мое тело — мое дело”, обычно используемые на феминистических акциях, и особенно пикантное “Стоп Супрун”. Как видите, все послания кристально ясны.

И, главное, составлены грамотно, высказаны вовремя и очень точно адресованы.

Не спешите с “маргиналами”, “мракобесами” и “дикостью”. Украина, конечно, по многим показателям “впереди планеты всей”, но антипрививочная идеология все больше входит в мейнстрим. И что с ней делать, не знают не только у нас, но и в Европе и США, где год от года отказ от прививок становится все более массовым. Когда ООН вносит отказ от вакцинации в топ-10 угроз человечеству, оно имеет в виду не только снижение коллективного иммунитета человеческой популяции, но и тот факт, что отказ становится популярен в западных странах — законодателях мировых мод.

Всплеск антипрививочного движения в мире совпал с очередным раундом информационной революции — с популярностью соцсетей.

Немодерируемый поток информации выплеснул на головы пользователей массу любопытных вещей, которые ранее не пробивались к их вниманию через барьеры профессиональных СМИ. Которые, впрочем, также становились все менее щепетильными во имя прибыли: победу популистов в Италии, например, связывают в большей степени с коммерческим телевидением, чем с влиянием соцсетей. Украинский опыт популизма, кстати, также связан в большей мере с ТВ, чем с другим источниками информации.

И это любопытно: те же процессы, которые привели к появлению политических девиаций — победе популистов, привели и к другим девиациям массового сознания — стремительному распространению веры в экстрасенсов, плоскую землю, в инопланетных рептилоидов и в “вакцинальный заговор”.

Связь между политическим популизмом и успехом антипрививочного движения последнее время становится “медицинским фактом”. Кроме шуток: исследования проводились Лондонским университетом королевы Марии, их результаты опубликованы в European Journal of Public Health.

Популизм и недоверие к вакцинам, по мнению социологов, опираются на одни и те же основания. И нет ничего удивительного в том, что политики-популисты оказываются естественными союзниками антипрививочников. По крайней мере, временными. Классическими примерами стали антивакцинальная риторика Дональда Трампа — твиты, в которых он связывал вакцинацию и аутизм, а также итальянские правые популисты, которые ассоциировались с антивакцинальным движением в период выборов, — Маттео Сальвинии уже в должности министра заявлял, что обязательные прививки “бесполезны и даже опасны”.

Надо сказать, что потом они каются. Став президентом, Трамп уже не помышляет о том, чтобы послабить вакцинальный режим. А в Италии, где режим вакцинации был ослаблен, в марте этого года были вынуждены принять драконовские меры — детей без прививок перестали пускать в школы, а их родителей начали штрафовать на крупные суммы из-за вспышки кори. Причем в Италии ситуация с вакцинацией еще не из худших: в Болгарии, Литве и Франции количество отказов от прививок увеличивалось еще стремительнее. В этих странах доверие к вакцинации не составило и 70%.

Ключевой момент — доверие. Популизм и отказ от вакцинации питаются из одного корня — общего недоверия населения к элитам и системам, которые они построили и поддерживают. Абсолютное большинство популистов приходит к власти под аккомпанемент тотальной критики всего, что было до них, и обещаний все в корне изменить. В этом смысле Владимир Зеленский и его партия — абсолютно мейнстримное явление. Так же, как и отечественное антипрививочное движение.

Падение популярности вакцинации на Западе обычно связывают с тем, что там давно забыли об ужасах эпидемий. Но это только один аспект из многих. Люди забыли об эпидемиях, об информационной гигиене, а также об ответственности перед обществом — вакцинация апеллирует не только к интересам конкретного человека, но даже в большей степени к безопасности окружающих. Потребительская идеология — это всегда идеология эгоцентризма. И тут снова нет никаких противоречий с популизмом — это тоже потребительство, только в политическом аспекте.

Так что, если вас это успокоит, Украина в мейнстриме — уровень доверия к вакцинации в полной гармонии с доверием ко всем прочим государственным инициативам, институтам и элитам. Кризис доверия привел к власти популистов, к которым противники вакцинации апеллируют с требованием дать им возможность выбора и при этом обеспечить им все их права и свободы.

В то же время сторонники вакцинации не могут предложить никакой альтернативы антивакцинальной пропаганде. Ничего такого, что решило бы главную проблему вакцинации — проблему доверия. Вместо этого они идут по накатанному пути — административному.

Советник Зеленского доктор Комаровский рефреном повторяет, что вакцинация — вопрос государственной безопасности и призывает собрать заседание СНБО по этому поводу. И. о. министра Уляна Супрун тоже старается как может — и сама “постит котиков”, и мобилизует дружественные СМИ, журналистов и блоггеров на пропагандистскую борьбу за вакцинацию.

Это отчасти правильно и даже мило. Но от этих пропагандистских мер ситуация только ухудшается. Попытка противопоставить иррациональной вере антипрививочников такую же иррациональную веру во всесилие и безопасность прививок предсказуемо проваливается. Пропаганда прививок пересыпана манипуляциями, причем совершенно очевидными даже непрофессионалу. Например, из последнего — статистика по заболеваниям, от которого предусмотрены прививки: данные по кори даны в абсолютных цифрах, и это впечатляющие числа, а вот данные по другим заболеваниям относительны — “увеличилось во столько-то раз”. Манипуляция информацией очевидна и в результате сообщение, которое должно было убедить реципиента прививаться, действует противоположным образом — снижает его доверие к вакцинации.

Также вызывает сомнение практика тотального отрицания поствакцинальных осложнений. Нет ничего особенного в том, что они есть — даже на анальгин бывает индивидуальная реакция, и все равно его продают в любой аптеке и покупают без счета. Однако официальная украинская медицина в случаях возможных проблем, ассоциированных с прививками, загодя объявляет, что “это не связано с прививкой” безо всяких проверок, расследований и разбирательств. Но “этого не может быть, потому что не может быть никогда” — сомнительный аргумент.

Притом что Ульяне Супрун, как бывшей гражданке США, хорошо известно, что в этой стране действует так называемый “вакцинальный суд” — специальные заседания Федерального гражданского суда, который выносит решения по начислению компенсаций в случаях ущерба, нанесенного вакцинацией. Если посмотреть на статистику компенсаций, можно убедиться в том, что случаи доказанного ущерба от вакцинации действительно крайне редки: примерно 1,2 на 1 млн прививок. За 30 лет существования вакцинального суда удовлетворено всего около 6,7 тыс. исков. Эта статистика подтверждает то, о чем говорят сторонники вакцинации: случаи осложнений после прививок крайне редки — примерно один на миллион. Но они все же есть. Поэтому в США существует компенсация — плата общества за безопасность, которую обеспечивает ему всеобщая вакцинация.

Приняв решение о недопуске детей в школы без полного перечня прививок, министры встали на скользкую дорожку. Но если для Лилии Гриневич это решение уже ничего не меняет: ее уход с поста, судя по всему, предрешен, то для Ульяны Супрун игра еще не окончена — ее имя названо в числе немногих министров, которые могут сохранить портфель. Надо ли говорить, что от того, останется ли Супрун в своем кресле, зависит судьба начатой ею медреформы — одной из очень немногих убедительных украинских реформ?

Ульяна Супрун сумела сколотить неплохой кредит доверия в украинском обществе. Но это поддержка преимущественно тех кругов, которые вряд ли голосовали за Зе-команду. Телезрители в массе своей скорее поддержат антипрививочников — они голосовали за “новое лицо” именно потому, что доверия к “системной” политике и действующим элитам у них нет. А значит, должно быть и низкое доверие к вакцинации — если верить английским социологам. Если президент почувствует этот разрыв — между министром с ее прогрессивными реформами и чаяниями избирательских масс — будучи популистом, он может выбрать вовсе не министра. И дело даже не в том, что он лично против прививок — вполне возможно, что очень даже за. Но чаяния народа дороже.

Екатерина ЩЕТКИНА

Додати коментар

Користувач:
email:





The market churns on,
A game of risk and reward,
Who will come out on top?

- Fin.Org.UA

Новини

15:30 - Курси валют, встановлені НБУ на 27.11.2025
14:20 - В Україні понад половину боргів за комунпослуги закрили без їхнього стягнення
14:17 - ЄБРР надасть гарантію на 150 мільйонів під кредит EVA на логістичні хаби
14:00 - Інклюзивні робочі місця: бізнес отримав від держави 300 мільйонів гривень
13:40 - московія майже в 50 разів збільшила закупівлі бензину у Білорусі після ударів дронів по НПЗ
13:30 - В угоді між "Укрзалізницею" та Alstom мала бути локалізація – депутат
13:10 - Управління податковими ризиками – важливий напрямок роботи новітньої ДПС
13:10 - "Нова пошта" заявила про розсилку фейкових листів від нібито їхнього імені
13:09 - Як завантажити власний кваліфікований сертифікат відкритого ключа?
13:09 - Національний банк заборонив ТОВ “ФК “ОБМІН24” та ТОВ “ФК “ІКС ЧЕНДЖ” надання фінансових послуг через інтернет-сервіси та брендовані відділення “Obmin24” та “X-Change”
13:07 - Порядок та підстави відмови в реєстрації РРО
13:06 - Щодо порядку оформлення документальних перевірок дотримання платниками податкового, валютного та іншого законодавства
13:05 - Порушення норм щодо внесення місць зберігання до Єдиного реєстру місць зберігання: відповідальність
13:03 - Про особливості заповнення податкової звітності у разі здійснення платником звільнених від ПДВ деяких операцій
13:01 - До уваги суб’єктів ЗЕД!
13:00 - Як батько з сином відновлюють господарство у зруйнованому селі на Миколаївщині
12:59 - Чи є об’єктом оподаткування військовим збором cума грошового забезпечення, отриманого військовослужбовцями?
12:58 - В межах місяця резидентом Дія Сіті з працівником було розірвано гіг-контракт та укладено з ним трудовий договір: нарахування єдиного внеску
12:56 - Коли ФОП подає податкову декларацію з плати за землю
12:54 -  Заповнення поля «Призначення платежу» платіжної інструкції під час сплати бюджетних/небюджетних платежів
12:52 - ЦОПи Головного управління ДПС у Дніпропетровській області – безбар’єрний простір для отримання податкового сервісу
12:50 - Рентна плата: за спеціальне використання води платники Дніпропетровщини поповнили загальний фонд держбюджету майже на 69,0 млн гривень
12:50 - Італія розширює розслідування щодо Meta через ШІ у WhatsApp
12:49 - До місцевих бюджетів Дніпропетровщини від юридичних осіб – платників єдиного податку надійшло понад 651,5 млн гривень
12:48 - Загальний фонд державного бюджету у січні – жовтні отримав від платників Дніпропетровщини понад 43,0 млрд грн податкових платежів
12:47 - Підсумки діяльності Офісу податкових консультантів
12:46 - Дієва комунікація – важливий інструмент взаємодії влади і бізнесу
12:44 - Дніпропетровщина: боротьба з нелегальним обігом пального
12:42 - «Податки захищають»: які податки сплачує Ганна, здаючи в оренду дві квартири
12:40 - Податок на землю: за 10 місяців третину земельного податку сплатили платники Дніпропетровщини та Києва


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32436
Австралійський долар27.4603
Така0.34564
Канадський долар30.014
Юань Женьміньбі5.9746
Чеська крона2.0254
Данська крона6.5537
Гонконгівський долар5.4384
Форинт0.128092
Індійська рупія0.47382
Рупія0.0025379
Новий ізраїльський шекель12.8893
Єна0.27031
Теньге0.081568
Вона0.028681
Ліванський фунт0.000472
Малайзійський ринггіт10.2262
Мексиканське песо2.3023
Молдовський лей2.4809
Новозеландський долар23.9876
Норвезька крона4.134
Саудівський ріял11.2772
Сінгапурський долар32.5776
Донг0.0016039
Ренд2.4664
Шведська крона4.4373
Швейцарський франк52.4147
Бат1.3124
Дирхам ОАЕ11.5167
Туніський динар14.3541
Єгипетський фунт0.8865
Фунт стерлінгів55.7666
Долар США42.2987
Сербський динар0.41706
Азербайджанський манат24.8787
Румунський лей9.6157
Турецька ліра0.9963
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.4645
Болгарський лев25.0318
Євро48.9481
Ларі15.6621
Злотий11.5681
Золото175746.45
Срібло2210.53
Платина66134.86
Паладій59676.7

Курси валют, встановлені НБУ на 27.11.2025