Хуже Афганистана. Почему США посчитали Украину бюджетно непрозрачной

20.08.2019 16:24 | Укррудпром

Деловая столица, 20 августа 2019. Опубликовано 15:47 20 августа 2019 года Государственный департамент США составил ежегодный список стран, которые не удовлетворяют минимальным требованиям прозрачности в сферах бюджета и налогов. И в нем традиционно оказалась Украина.

Всего Госдеп США исследовал 140 стран за календарный 2018 г. Рассматривалась информация из посольств и консульств США, других американских правительственных учреждений, международных и общественных организаций.

Где наше место

В число фискально непрозрачных стран, которых Госдеп насчитал 67, попала и Украина. Среди крупных экономик можно выделить Китай, Египет, Пакистан и Саудовскую Аравию, большинство фигурантов списка относится к странам так называемого третьего мира. В отношении 13 государств отмечено, что они продемонстрировали видимый прогресс, но Украина в число исправляющихся не попала.

В отношении нашей страны Госдеп отметил, что в 2018 г. правительство сделало бюджет страны и информацию о долгах более широко и легко доступными для публики, а бюджетные документы представили в основном полную картину запланированных правительством расходов и источников доходов. Однако, как отмечается в отчете, не все отчисления и доходы от госпредприятий были отражены в общедоступных документах, хотя их аудит улучшился.

Среди недостатков Госдеп также отметил то, что в Украине до сих пор ведутся вне бюджета счета трех фондов социального страхования, которые в минувшем году не попали под надлежащий аудит и надзор. Вероятно, имеются в виду Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности, Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы. Хотя в 2015 г. первые два фонда были объединены в один — Фонд социального страхования.

Также Госдеп отметил, что в Украине процесс распределения лицензий и разрешений на добычу природных ресурсов претерпел за 2018 г. некоторые позитивные изменения в нормативно-правовой базе, но он по-прежнему требует полномасштабного законодательного пересмотра для искоренения постоянной коррупции.

По мнению американских аналитиков, улучшаться ситуация с прозрачностью в бюджетной и налоговой сферах в Украине будет за счет детализации движения средств между бюджетом и госпредприятиями, обеспечения надлежащего аудита и контроля всех внебюджетных счетов, внедрения международно признанных стандартов бухгалтерского учета.

Но примечательно, что в список стран, которые отвечают минимальным требованиям бюджетной прозрачности, попали даже такие страны, как Афганистан (где США ведут боевые действия против “Талибана”), Ботсвана, Буркина-Фасо (где ниже уровня бедности находится около половины населения), Сьерра-Леоне (которую Economist Intelligence Unit в 2018 г. классифицировал по индексу демократии как “гибридный режим”, то есть страну, где могут одновременно проводиться политические репрессии и регулярные выборы), Уганда (где существует авторитарная президентская республика и действуют повстанческие группировки).

Как это считается

В пояснении к составленному списку Госдеп указал, что минимальные требования прозрачности в бюджетно-налоговой сфере предполагают, что ключевые бюджетные документы — общедоступны, полны и надежны. Однако уточнил, что стандарты прозрачности могут меняться из года в год, поскольку требования обновляются и усиливаются, а это значит, что некоторые страны, которые сохраняют свои показатели на прежнем уровне или даже повышают их, могут выпасть из перечня тех, кто соответствует требованиям.

Госдеп указывает, что отсутствие прозрачности в сферах бюджета и налогов — это фактор, который способствует коррупции, однако если правительство какой-либо страны не соответствует минимальным требованиям прозрачности, это не означает, что в нем — высокая коррупция. И наоборот: соответствие минимальным требования прозрачности не обязательно отражает низкий уровень коррупции в правительстве.

В пояснении Госдеп указал: критерии минимальной прозрачности предполагают, что бюджетная информация (включая проект бюджета, принятый бюджет и отчет об исполнении бюджета) должна быть легкодоступной для общественности, чтобы ее можно было легко найти в полном объеме в госучреждениях или библиотеках, а также в СМИ. И эти документы должны стать общедоступными в течение “разумного периода времени”. Например, проект бюджета должен быть доступен для ознакомления, по крайней мере, за месяц до начала финансового года и до утверждения бюджета законодательным органом, а принятый бюджет — в течение трех месяцев после его утверждения.

Тут следует сделать небольшое отступление и напомнить, что украинские правительство и парламент традиционно принимают бюджет нервно, со срывом установленных законодательством сроков, при обсуждении документа в сессионном зале в него вносятся правки “с голоса”, а депутаты часто не видят проект документа, за который они сейчас голосуют. Правда, бюджет на 2018 г. принимался более-менее размеренно и с соблюдением сроков: правительство утвердило проект бюджета 15 сентября 2017 г., Верховная Рада приняла его за основу 14 ноября, потом 1 декабря правительство утвердило доработанный проект госбюджета, и уже 7 декабря ближе к полуночи документ был принят.

А вот принятие бюджета-2019 уже проходило более хаотично — бюджетный комитет Верховной Рады при итоговом голосовании не успевал обработать все правки, которые подали депутаты (их было около 600), и в итоге народные избранники получили итоговый документ объемом в несколько сотен страниц буквально за несколько минут до голосования. Отразится ли это на характеристике Украины в будущем отчете Госдепа, пока не понятно.

Вернемся к критериям. Госдепартамент также указал, что в стране должны быть прозрачные процедуры заключения договоров и лицензирования добычи природных ресурсов — документы об этом должны быть общедоступны, а законы и правила должны соблюдаться на практике. Также основные параметры концессий и контрактов по добыче полезных ископаемых должны быть доступны для общественности после принятия решения.

Кстати, в рейтинге по итогам 2017 г. Украина также попала в перечень стран, в которых отсутствует видимый прогресс в повышении прозрачности в сферах бюджета и налогов. И хотя год назад Госдепартамент указывал, что украинское правительство сделало свой бюджет и информацию о долговых обязательствах широко и легко доступными для широкой публики, включая онлайн, однако среди недостатков были все те же три фонда социального страхования, которые не имели надлежащего аудита и надзора.

Значительный прогресс в Украине Госдепартамент увидел в 2016 г., когда украинское правительство опубликовало отчеты крупных госпредприятий, включая “Нафтогаз України”, “Укрзалізницю”, “Энергоатом” и “Укрэнерго”. Среди недостатков было то, что не все отчисления и доходы от госпредприятий были отражены в общедоступных документах, а также — все те же три фонда социального страхования, финансовая отчетность которых хотя и улучшилась, но еще не проверялась.

Александр СУКОВ

Додати коментар

Користувач:
email:





Український ринок,
Діє згідно з міжнародними стандартами,
Інвестуй, будь у центрі подій.

- Fin.Org.UA

Новини

19:20 - Можливі зміни в оподаткуванні "спрощенців": Мінфін дав роз’яснення
19:00 - В Києві оновили правила розміщення МАФів і пунктів прокату вело- та електротранспорту
18:55 - Уряд ухвалив рішення, яке має стримати зростання тарифу електроенергію
18:50 - ЄС і G7 розглядають заборону перевезень російської нафти замість обмеження цін
18:30 - У Білій Церкві стартує будівництво кварталу для маріупольців
18:15 - В "Укрпошті" пояснили, які товари можна в них купити за кошти "зимової підтримки"
18:10 - Цього року українські оборонні стартапи залучили вже понад 105 мільйонів доларів
18:00 - Національний банк у листопаді 2025 року застосував до двох банків і двох небанківських фінансових установ заходи впливу за порушення вимог законодавства у сфері фінансового моніторингу та валютного законодавства
17:54 - У США засудили штраф ЄС щодо X Ілона Маска
17:45 - Відбулось шосте засідання українсько-молдовської Дністровської комісії
17:30 - Фактори ризику пожежі у багатоповерхівках
17:20 - У очільника НБУ з'явився новий заступник
17:16 - 6 грудня послаблять графіки відключення світла
17:15 - Уряд визначить окрему процедуру виплати винагороди викравачам корупції
17:05 - Demine Ukraine Форум: у Києві підбили підсумки гуманітарного розмінування
17:01 - Нацбанк показав, яким буде курс долара і євро на понеділок 8 грудня
16:57 - Рада Національного банку України призначила Володимира Лепушинського заступником Голови Національного банку
16:42 - Український прорив: нативна монета WhiteBIT увійшла до 5 ключових індексів S&P Dow Jones
16:34 - АМКУ оштрафував компанії за змову на торгах для Національного меморіального кладивища
16:25 - НАЗК перевірило декларації посадовців медкомісій: у більшості – брехня
16:10 - Ціни на тепличні огірки в Україні сягнули восьмирічного рекорду
16:06 - Трудові відносини: своєчасна сплата єдиного внеску гарантує найманим працівникам соціальний захист
16:03 - Визначення належності до підакцизних товарів палив рідких, на основі газойлів, а також розчинників, розріджувачів або інших готових сумішей на основі метанолу
16:01 - Чи існують обмеження щодо кількості видів діяльності (для ФОП), які зазначаються у реєстрі платників єдиного податку?
16:01 - Марченко: Мінфін консультується з бізнесом про ПДВ для ФОПів, є різні думки
15:58 - Про термін, в який працівник має повернути невикористану суму коштів/електронних грошей, виданих на відрядження
15:56 - Чи потрібно зазначати у таблиці даних платника ПДВ коди товарів та коди послуг, якщо товари/послуги придбаваються (отримуються) у особи, яка не зареєстрована платником ПДВ?
15:55 - Податкова фіксує зростання надходжень єдиного соціального внеску
15:54 - Фізична особа, яка провадить незалежну професійну діяльність, припиняє свою діяльність: терміни подання податкової декларацію про майновий стан і доходи та сплатити ПДФО
15:48 - Де можна ознайомитись з інформацією про діючі/скасовані кваліфіковані сертифікати відкритих ключів?


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32364
Австралійський долар27.9109
Така0.34407
Канадський долар30.1828
Юань Женьміньбі5.9487
Чеська крона2.0238
Данська крона6.5601
Гонконгівський долар5.4024
Форинт0.128316
Індійська рупія0.46728
Рупія0.0025267
Новий ізраїльський шекель13.0162
Єна0.271
Теньге0.083136
Вона0.02856
Ліванський фунт0.00047
Малайзійський ринггіт10.231
Мексиканське песо2.3107
Молдовський лей2.4743
Новозеландський долар24.3004
Норвезька крона4.1658
Саудівський ріял11.2056
Сінгапурський долар32.4687
Донг0.0015949
Ренд2.4856
Шведська крона4.4702
Швейцарський франк52.3158
Бат1.32096
Дирхам ОАЕ11.4512
Туніський динар14.3475
Єгипетський фунт0.8841
Фунт стерлінгів56.1289
Долар США42.0567
Сербський динар0.41714
Азербайджанський манат24.7363
Румунський лей9.6209
Турецька ліра0.9893
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.3525
Болгарський лев25.0502
Євро48.9961
Ларі15.5754
Злотий11.5763
Золото177813.2
Срібло2445.24
Платина69312.81
Паладій61335.07

Курси валют, встановлені НБУ на 08.12.2025