Хуже Афганистана. Почему США посчитали Украину бюджетно непрозрачной

20.08 16:24 | Укррудпром

Деловая столица, 20 августа 2019. Опубликовано 15:47 20 августа 2019 года Государственный департамент США составил ежегодный список стран, которые не удовлетворяют минимальным требованиям прозрачности в сферах бюджета и налогов. И в нем традиционно оказалась Украина.

Всего Госдеп США исследовал 140 стран за календарный 2018 г. Рассматривалась информация из посольств и консульств США, других американских правительственных учреждений, международных и общественных организаций.

Где наше место

В число фискально непрозрачных стран, которых Госдеп насчитал 67, попала и Украина. Среди крупных экономик можно выделить Китай, Египет, Пакистан и Саудовскую Аравию, большинство фигурантов списка относится к странам так называемого третьего мира. В отношении 13 государств отмечено, что они продемонстрировали видимый прогресс, но Украина в число исправляющихся не попала.

В отношении нашей страны Госдеп отметил, что в 2018 г. правительство сделало бюджет страны и информацию о долгах более широко и легко доступными для публики, а бюджетные документы представили в основном полную картину запланированных правительством расходов и источников доходов. Однако, как отмечается в отчете, не все отчисления и доходы от госпредприятий были отражены в общедоступных документах, хотя их аудит улучшился.

Среди недостатков Госдеп также отметил то, что в Украине до сих пор ведутся вне бюджета счета трех фондов социального страхования, которые в минувшем году не попали под надлежащий аудит и надзор. Вероятно, имеются в виду Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности, Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы. Хотя в 2015 г. первые два фонда были объединены в один — Фонд социального страхования.

Также Госдеп отметил, что в Украине процесс распределения лицензий и разрешений на добычу природных ресурсов претерпел за 2018 г. некоторые позитивные изменения в нормативно-правовой базе, но он по-прежнему требует полномасштабного законодательного пересмотра для искоренения постоянной коррупции.

По мнению американских аналитиков, улучшаться ситуация с прозрачностью в бюджетной и налоговой сферах в Украине будет за счет детализации движения средств между бюджетом и госпредприятиями, обеспечения надлежащего аудита и контроля всех внебюджетных счетов, внедрения международно признанных стандартов бухгалтерского учета.

Но примечательно, что в список стран, которые отвечают минимальным требованиям бюджетной прозрачности, попали даже такие страны, как Афганистан (где США ведут боевые действия против “Талибана”), Ботсвана, Буркина-Фасо (где ниже уровня бедности находится около половины населения), Сьерра-Леоне (которую Economist Intelligence Unit в 2018 г. классифицировал по индексу демократии как “гибридный режим”, то есть страну, где могут одновременно проводиться политические репрессии и регулярные выборы), Уганда (где существует авторитарная президентская республика и действуют повстанческие группировки).

Как это считается

В пояснении к составленному списку Госдеп указал, что минимальные требования прозрачности в бюджетно-налоговой сфере предполагают, что ключевые бюджетные документы — общедоступны, полны и надежны. Однако уточнил, что стандарты прозрачности могут меняться из года в год, поскольку требования обновляются и усиливаются, а это значит, что некоторые страны, которые сохраняют свои показатели на прежнем уровне или даже повышают их, могут выпасть из перечня тех, кто соответствует требованиям.

Госдеп указывает, что отсутствие прозрачности в сферах бюджета и налогов — это фактор, который способствует коррупции, однако если правительство какой-либо страны не соответствует минимальным требованиям прозрачности, это не означает, что в нем — высокая коррупция. И наоборот: соответствие минимальным требования прозрачности не обязательно отражает низкий уровень коррупции в правительстве.

В пояснении Госдеп указал: критерии минимальной прозрачности предполагают, что бюджетная информация (включая проект бюджета, принятый бюджет и отчет об исполнении бюджета) должна быть легкодоступной для общественности, чтобы ее можно было легко найти в полном объеме в госучреждениях или библиотеках, а также в СМИ. И эти документы должны стать общедоступными в течение “разумного периода времени”. Например, проект бюджета должен быть доступен для ознакомления, по крайней мере, за месяц до начала финансового года и до утверждения бюджета законодательным органом, а принятый бюджет — в течение трех месяцев после его утверждения.

Тут следует сделать небольшое отступление и напомнить, что украинские правительство и парламент традиционно принимают бюджет нервно, со срывом установленных законодательством сроков, при обсуждении документа в сессионном зале в него вносятся правки “с голоса”, а депутаты часто не видят проект документа, за который они сейчас голосуют. Правда, бюджет на 2018 г. принимался более-менее размеренно и с соблюдением сроков: правительство утвердило проект бюджета 15 сентября 2017 г., Верховная Рада приняла его за основу 14 ноября, потом 1 декабря правительство утвердило доработанный проект госбюджета, и уже 7 декабря ближе к полуночи документ был принят.

А вот принятие бюджета-2019 уже проходило более хаотично — бюджетный комитет Верховной Рады при итоговом голосовании не успевал обработать все правки, которые подали депутаты (их было около 600), и в итоге народные избранники получили итоговый документ объемом в несколько сотен страниц буквально за несколько минут до голосования. Отразится ли это на характеристике Украины в будущем отчете Госдепа, пока не понятно.

Вернемся к критериям. Госдепартамент также указал, что в стране должны быть прозрачные процедуры заключения договоров и лицензирования добычи природных ресурсов — документы об этом должны быть общедоступны, а законы и правила должны соблюдаться на практике. Также основные параметры концессий и контрактов по добыче полезных ископаемых должны быть доступны для общественности после принятия решения.

Кстати, в рейтинге по итогам 2017 г. Украина также попала в перечень стран, в которых отсутствует видимый прогресс в повышении прозрачности в сферах бюджета и налогов. И хотя год назад Госдепартамент указывал, что украинское правительство сделало свой бюджет и информацию о долговых обязательствах широко и легко доступными для широкой публики, включая онлайн, однако среди недостатков были все те же три фонда социального страхования, которые не имели надлежащего аудита и надзора.

Значительный прогресс в Украине Госдепартамент увидел в 2016 г., когда украинское правительство опубликовало отчеты крупных госпредприятий, включая “Нафтогаз України”, “Укрзалізницю”, “Энергоатом” и “Укрэнерго”. Среди недостатков было то, что не все отчисления и доходы от госпредприятий были отражены в общедоступных документах, а также — все те же три фонда социального страхования, финансовая отчетность которых хотя и улучшилась, но еще не проверялась.

Александр СУКОВ

Добавить комментарий

Автор:

Введите Код, указанный на рисунке
 




Новини

15:00 - Ростех собирается за пять лет вложиться в производство премиального стального литья
15:00 - Владелец российского “Новотранса” рассказал о планах построить гигантский универсальный терминал в порту Усть-Луга
15:00 - Посол ФРГ: Минский процесс будет продолжаться, даже если не будет политического урегулирования
15:00 - “Дочка” китайской алюминиевой госкорпорации спешит начать добычу бокситов в Гвинее
15:00 - Канадская Stelco хочет потеснить чугун из Украины, России и Бразилии на рынке США
14:54 - Суд признал законными распоряжения Нацкомфинуслуг об обязательной подаче страховщиками актуарного отчета
14:30 - Уряд вніс зміни до Плану понад 2000 заходів з виконання Угоди про асоціацію України з ЄС
14:30 - Понад 483,6 тис. адміністративних послуг у сфері земельних відносин надано землевпорядниками Сумщини
14:30 - До 7 млн євро на дослідження отримають українські науковці
14:06 - Дмитрий Кисилевский: “Действующий закон о металлоломе будто специально выписан так, что его невозможно выполнить”
14:06 - В России через семь лет введут новое тарифообразование на железнодорожном транспорте
14:06 - У чому лукавить Нацбанк
14:06 - У Дмитрия Пумпянского надеются на рост внутреннего российского спроса на премиальные трубы
14:06 - Головной меткомбинат ЕВРАЗа пиарит свой экологический проект
14:06 - Наливайченко пообещал добиться отмены преступной “поправки Геруса”
13:12 - Минфин снизил ставку по двухлетним облигациям в гривне до 13,5% годовых
13:12 - Поправки нардепа партии Владимира Зеленского и собственника WOG упростили вырубку лесов в Карпатах
13:12 - Без законов о казино и янтаре бюджет недополучит 4,5 млрд гривен
13:12 - Фонд гарантирования вкладов завершил ликвидацию еще двух банков
12:54 - 5 признаков, по которым страховые компании могут подозревать клиентов в мошенничестве
12:54 - Индийские страховщики из-за роста убыточности агрострахования сокращают свои портфели
12:54 - Страховой рынок Литвы за 9 месяцев 2019 года вырос на 7,9% до 706 млн. евро
12:54 - Страховщики назвали имена людей, которые чаще всего становятся виновниками ДТП в России
12:54 - Премии страхового рынка Киргизии за январь-сентябрь 2019 года выросли на 16,6% до $13 млн.
12:54 - S&P прогнозирует, что слабые темпы роста экономики ограничат развитие страхового рынка России
12:54 - Крым – один из лидеров по числу нелегальных страховых брокеров и «финансовых пирамид» в РФ
12:54 - Иншуретех-стартап Neptune подал патент на технологию Triton по оценке рисков и страхованию от наводнений
12:24 - Погорілий О. В. - Інформація щодо проведення перевірки, передбаченої Законом України "Про очищення влади"
12:24 - Хом'яков К. О. - Інформація щодо проведення перевірки, передбаченої Законом України "Про очищення влади"
12:24 - До 2024 року ми плануємо як мінімум вдвічі скоротити кількість дітей в інтернатах, – Юлія Соколовська


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар16.515148
Канадський долар18.322074
Юань Женьмiньбi3.44482
Куна3.602183
Чеська крона1.048726
Данська крона3.588107
Гонконгівський долар3.092031
Форинт0.0800486
Індійська рупія0.3376768
Рупія0.00171781
Іранський ріал0.0005763
Новий ізраїльський шекель6.997805
Єна0.2225692
Теньге0.062517
Вона0.0207511
Мексіканський песо1.256535
Молдовський лей1.382758
Новозеландський долар15.534325
Норвезька крона2.658393
Російський рубль0.37953
Саудівський рiял6.454381
Сінгапурський долар17.79077
Ренд1.642701
Шведська крона2.518027
Швейцарський франк24.419975
Єгипетський фунт1.509509
Фунт стерлінгів31.330783
Бiлоруський рубль11.83161
Азербайджанський манат14.237605
Румунський лей5.613276
Турецька ліра4.234827
СПЗ(спеціальні права запозичення)33.313048
Болгарський лев13.708299
Євро26.810691
Злотий6.252931
Алжирський динар0.208231
Така0.293717
Вiрменський драм0.05212999
Іракський динар0.020874
Сом0.355528
Ліванський фунт0.0164856
Лівійський динар17.721592
Малайзійський ринггіт5.939711
Марокканський дирхам2.580215
Пакистанська рупія0.160227
Донг0.00106979
Бат0.822241
Дирхам ОАЕ6.757723
Туніський динар8.774027
Узбецький сум0.002623
Новий тайванський долар0.817062
Туркменський новий манат7.091168
Ганських седі4.583396
Сербський динар0.236013
Сомонi2.560887
Ларi8.385677
Золото35456.334
Срiбло406.505
Платина21468.884
Паладiй41533.94

Курси валют, встановлені НБУ на: 20.11.2019

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
BAVL0.320.320.320.323200.00

Дані за 19.11.2019