“Кто виноват, что у нас появился монстр?” Как строить, чтобы не портить город

21.03.2023 08:50 | Укррудпром

Спросили у архитектора, как “вписывать” новостройки и современную архитектуру в городскую среду.

 Хороший архитектор, как пластический хирург, должен знать, как работать с материей города, чтобы сделать его привлекательным. И хотя вопрос эстетики городского пространства очень субъективный, архитектура все же должна играть по определенным правилам — некоторые даже прописаны в законодательстве.

Города, где эти правила соблюдаются, не только эстетически привлекательны и самобытны, но и комфортны для проживания. Украинские города, к сожалению, провалили этот тест — урбанистический ландшафт, особенно крупных городов, часто контрастный, хаотичный и с явным нарушением требований к высотности. Проблема становится еще актуальнее сегодня, когда в Украине начинают восстанавливать разрушенное жилье или строить новое для тех, кто его потерял из-за войны.

Какова должна быть новая архитектура и как ее “вписывать” в городское пространство, чтобы его не искажать? Об этом LIGA.Life поговорила с Денисом Козаком, архитектором харьковского бюро Drozdov & Partners, лектором Харьковской школы архитектуры и соучредителем архитектурной студии Noema Space.

Контекст, функциональность и технологии: что такое современная архитектура

То, что делает Париж неповторимым, уже не будет работать для Токио, а небоскребы Нью-Йорка уничтожат всю градостроительную парадигму Афин, где запрещено строить выше 12 этажей. Любая современная архитектура должна учитывать множество факторов, начиная от климата, и вписываться в локальный контекст, поясняет Денис Козак:

“Начинать надо с глобального — изучить климат города, культуру его жителей, их образ жизни и то, как этот образ жизни отражается в законах. Любой архитектор в том, что он делает, отражает свое время”.

Впрочем, контекст может трансформироваться — в странах происходят революции, войны, природные катаклизмы. Все это оказывает непосредственное влияние на архитектуру, поэтому хороший проектировщик всегда должен быть внимательным ко всему происходящему вокруг. К примеру, реакцией архитектуры на пандемию стало низкоэтажное жилье с террасами, лоджиями и галереями. А вторжение россиян в Украину и ракетные обстрелы городов диктуют новые требования к плотности и высотности жилой застройки.

Независимо от контекста, архитектура настоящего должна быть технологичной и многофункциональной — это требование времени, которое невозможно игнорировать, говорит Денис. Сегодня редко можно встретить просто жилой дом с одними только квартирами — обычно жилые дома сочетают с разными сервисами, магазинами, паркингом и даже спортивными центрами. Конструкции самих домов стали сложнее, ведь теперь к ним больше требований по сравнению с историческими постройками, которые часто создавали только из одного материала.

“Итак, сейчас больше всего времени архитекторы тратят на проектирование именно технологий — энергосбережение, пожарная безопасность и различные датчики. Это занимает достаточно много пространства в здании”, — объясняет эксперт.

Денис подчеркивает, что современная архитектура — это не только фасады. Это еще и планировка внутреннего пространства построек, которые тоже должны быть многофункциональными или “свободными”. По его словам, цель современной архитектуры — создать гибкую и свободную планировку, которую при необходимости будет легко трансформировать.

“Жизнь современных зданий может иметь разные сценарии — дом может проектироваться как жилье, с возможностью переоборудования в офис-центр или арт-галерею. Существует тенденция, когда на этапе проектирования закладывается время демонтажа здания. Архитектура прошлых эпох не была подстроена под это. В исторических центрах городов мы обычно видим богатые поместья, которые строила для себя одна семья. И сейчас предоставить им другую функцию — это вызов”.

Как “вписывать” новую архитектуру в город: что нужно учитывать

Пространство города не всегда однородно, оно разбито на определенные ареалы и районы, отличающиеся своей плотностью, архитектурой, функциями. Когда архитектор проектирует новый дом и вписывает его в ткань города, самое главное для него правило “сомасштабности”, поясняет специалист Drozdov & Partners:

“Новое сооружение должно быть сомасштабно окружению. Чтобы казалось, будто все вокруг сливается в единое пространство. Потому что хорошая архитектура — незаметна. У жителя не должно возникать ощущение, что его внимание хотят на что-то обратить. Это просто новый дом и все — такой же, как те, что здесь и раньше появлялись”.

В то же время, у этого правила могут быть исключения, говорит Денис. В качестве примера приводит здание художественного музея Kunsthaus Graz в австрийском городе Грац, который спроектировали архитекторы Питер Кук и Колин Фурнье: “Новое сооружение как инопланетянин посреди исторической застройки. Но иначе оно не может быть представлено в том пространстве, потому что у него совершенно другая функция”.

Денис уточняет, что есть два пути проектировать сам фасад здания:

Играть по правилам окружающей застройки, органично совмещая фасад здания с окружающим пространством. В таком случае архитектор должен учитывать ритмику фасадов соседних домов, их структуру, цвет и функцию.

Задавать свои правила, предварительно детально проанализировав локальный контекст и назначение нового здания.

Именно по второму пути пошли авторы проекта музея в Граце, когда интегрировали биоморфное сооружение в средневековую архитектуру. Впрочем, это решение имело положительный эффект — недвижимость Граца выросла в цене, а город стал привлекать туристов.

“Важно провести очень глубокий анализ — узнать, что происходит на улице и вокруг, что там построено, какие потоки пересекаются. И главное — какая задача стоит перед вами, что нужно создать на участке”, — объясняет проектировщик и добавляет, что создавать свои правила — не значит нарушать строительные и высотные нормы. Ведь превышение допустимой высотности только приведет к тому, что дом будет выбиваться из общего масштаба города, а значит, будет искажать его.

Еще одна важная вещь, которую следует учитывать, — инклюзивность и доступность. Входные группы в дома не должны быть монструозными и громоздкими — их нужно оставлять для города, чтобы пешеход имел к зданию доступ как к тротуару. К сожалению, часто в Украине этот аспект игнорируют или проектируют безответственно, говорит Денис.

Миссия каждого обновляющего городское пространство архитектора при любых условиях создавать связи — не только физические, но и социальные. Чтобы достичь этого, Козак советует забыть о проектах с закрытыми территориями — они уничтожают новые связи в городе.

“Удачная архитектура может быть очень непредсказуемой, но она все равно построена на взвешенном анализе и ощущении места. То есть дом может не воспроизводить окружение, но о нем все равно скажут, что он стоит на своем месте. Для этого нужно побыть с местом — хорошо его исследовать и проанализировать”, — отмечает архитектор и добавляет, что эстетику архитектуры всегда нужно привязывать к функции, истории местности и назначению дома.

Как строить в историческом центре

Помимо того, что сооружение в историческом ареале должно органично сочетаться с окружающей средой, оно не должно воспроизводить или копировать элементы архитектуры предыдущих эпох — это превратит его в “псевдоисторическую бутафорию”.

“Декорирование современной архитектуры теми элементами, которые доминировали в XIX веке — скульптурами, пилястрами и фризами — это пародия. Это вещи, которые присущи для того времени, неважно, будь то эпоха модерна или эклектики — в той эпохе они и должны остаться”, — отмечает Денис.

Это также отмечает Венский меморандум 2005 года — документ, подытоживающий самые главные положения хартий ЮНЕСКО и констатирующий, что “псевдоисторическая архитектура” портит вид городов и лишает их разнообразия и динамичности.

“Сейчас у архитектуры нет цели “радовать глаз” — архитектура должна быть честной и отражать нас как общество. Наше современное искусство, экзистенциальные срывы говорят о том, что мы как люди стали гораздо глубже и откровеннее. Современной архитектуре должен быть присущ определенный психологизм. Уже нет места чопорному декорированию”, — подчеркивает Козак и добавляет, что считает столичную Воздвиженку и подобные ей архитектурные проекты “туристическими гетто”.

Если говорить о классической ситуации, когда новый дом нужно расположить между двумя историческими, то прежде всего — архитектор должен соблюдать пределы высотности. Также должна быть сохранена определенная ритмичность в расположении окон — они должны соответствовать высоте и шагу в соседних домах.

В качестве примера “вписывания” новостройки в исторический контекст архитектор приводит проект французского архитектурного бюро Vulcano+Gibello, реализованного в городе Нанси.

“Тот случай, когда строение гармонирует архитектурой по соседству, но в то же время самобытно. Мы не видим ни одного повторения или заигрывания с историей. Чего только стоят окна и их детали — незначительный одновременно функциональный декор, но в духе нашего времени”, — говорит Денис.

В новом доме должна быть продумана не только визуальная составляющая фасада, но и материальная концепция. Во-первых, материалы для облицовки должны быть качественными и долговечными. Во-вторых, они должны рефлексировать на локальный контекст — например, это может быть облицовка местными стройматериалами или их повторное использование.

“Такой шаг будет только подчеркивать локальную идентичность архитектуры, отсылать к истории места и его традициям. Это о духе места”, — объясняет Денис.

Проект Heirloom, который Drozdov & Partners реализовали в Харькове в 2010 году, отсылает к локальной истории именно по такому принципу — для фасада здания повторно использовали красный кирпич, из которого был построен исторический дом на этой улице. “Это уважение к наследию города”, — говорит архитектор.

Само здание Heirloom состоит из двух блоков. Первый — акцентный, его декорировали красным кирпичом и сделали фасадным. Второй объем превышает высоту исторической застройки, поэтому его углубили и выполнили в темной цветовой гамме.

“Несмотря на то, что он выше — благодаря углублению и темному цвету он отходит на второй план”, — пояснил Денис.

Первый этаж здания спроектирован по принципу безбарьерности — граница между домом и тротуаром незаметна. По словам Козака, для проекта это очень хороший показатель — в случае Heirloom настолько, что многие горожане не сразу заметили, что на улице появилась новостройка.

Строительство вблизи промышленных зон

Соседство с промзонами или бывшими промышленными объектами тоже диктует определенные правила для архитекторов — в идеале следует учитывать промышленное наследие предприятия, возле которого возводят новострой. Правильным решением будет создание низкоэтажных проектов, органично вплетающихся в индустриальный ландшафт.

Но перед тем, как что-то проектировать, нужно убедиться, что производство не нанесло вреда окружающей среде, а опасные отходы не просочились в почву.

“Промышленное наследие — важный момент и хорошие архитекторы к этому наследию обращаются, учитывают его. Они или интегрируют в свои проекты элементы промышленной эстетики, или передают их в цветах, пропорциях или отступах между домами”, — объясняет Денис.

Хорошим примером застройки на территории бывшего промышленного объекта Козак называет жилой комплекс Loft на окраине Милана, который является реновацией бывшего местного производства.

Связь с промышленным наследием места архитекторы Botticini + Facchinelli ARW передали благодаря темному цвету и большим окнам — по аналогии с промышленными цехами. А также создали много частных садов и внутренних двориков.

Высотность и ненадлежащее обслуживание: архитектурные “боли” украинских городов

Превышение допустимой высотности построек Денис Козак называет главной проблемой украинских городов. Больше всего, по его словам, эта проблема видна в столице. “Центральная часть Киева, в частности Печерск, — это боль. Хуже всего то, что там расположены государствообразущие памятники, важные храмы, а высотная застройка закрывает их и делает незначительными. Это говорит не только о проблеме Киева, но и об отношении власти к нашему наследию, да и вообще о ценностях нашего социума”, — говорит Денис.

Причиной такого явления архитектор считает “слабую власть, которая не может в полной мере диктовать правила игры”. Эти правила диктуют застройщики, отмечает архитектор.

По мнению Дениса Козака, Украина была и остается частью европейской архитектурной традиции — нам свойственно развивать города с низкой застройкой. Компромиссом для деловой высотной застройки может быть создание так называемых “даунтаунов” — группировка высоток в центры и их локализация в одном районе или квартале.

“Это очень распространенная практика в Соединенных Штатах. В Британии — это Лондон, где можно выделить два таких центра — Сити и Кенери-Уорф. В Париже — это Дефанс. Бизнес-центр сформировали также в Вене — это всем известный Дунай-Сити”, — объяснил архитектор.

Что касается высотной жилой застройки, то проектировщик считает ее “антигуманной” — она не только неэстетичная, но и создает дискомфорт для жителей и инфраструктурные проблемы. “Это дома, подключенные к автомобильным дорогам”, — говорит Денис.

По словам эксперта, 5-7 этажей — это оптимальная высотность жилого здания, поскольку оно способствует появлению связей между жителями.

Еще одна большая проблема украинских городов — отсутствие надлежащего и регулярного обслуживания домов. Это приводит к тому, что со временем дома перекрашивают, обвешивают кондиционерами или достраивают балконы.

“Пример в лоб — хрущевки в Латвии или Эстонии. Они сильно отличаются от наших, выглядят аккуратно, будто их недавно построили. Ведь в Европе здания регулярно ремонтируют, обновляют, за это отвечают определенные организации. У нас нет этой ниши”, — говорит Денис и добавляет, что это относится и к современным новостройкам, поскольку архитектор выходит из игры после сдачи проекта в эксплуатацию.

Среди факторов, приводящих к искажению украинских городов, специалист называет “централизацию решений” и отсутствие ответственности за нарушение. Речь идет о ситуации, когда выдачей разрешений на строительство или согласованием архитектурных проектов занимается один центральный орган [в Украине сегодня это Государственная инспекция архитектуры и градостроительства. — Ред.], который, впрочем, не проводит надлежащего мониторинга нарушений.

“А потом говорят: У нас в городе появилось какое-то чудовище. А кто в этом виноват? По-моему, централизованное принятие решений негативно влияет [на архитектуру], эту тенденцию надо децентрализовать. Чтобы каждый город самостоятельно решал, что они хотят у себя построить, и следил за этим”, — резюмирует архитектор.

 

Саша ДМИТРУК, журналіст розділу Life

 

Додати коментар

Користувач:
email:





Новий день на ринку,
Інвестиції квапляться,
Золоті перспективи.

- Fin.Org.UA

Новини

16:00 - Курси валют, встановлені НБУ на 22.04.2024
15:37 - Міжнародна допомога: газовики прифронтових областей отримали 20 тонн обладнання від чеських партнерів
15:35 - Презентували цифрові досягнення регіонів та громад на Міжнародному саміті мерів
15:30 - Україна та ЄІБ підписали Меморандум про взаєморозуміння: Сторони визначили пріоритети співпраці на наступні 10 років
15:00 - "Пропонуємо нову посаду": росіяни використовують нову тактику для кібератак
14:52 - Руслан Магомедов під час Mind Entrepreneur Summit: Великі реформи треба починати з себе
14:41 - Великобританія виділила понад 180 мільйонів доларів на зміцнення енергосистеми України
14:37 - Мінфін: У І кварталі 2024 року Нацфонд досліджень профінансував наукові дослідження на 148 млн грн
14:30 - Nissan скорочує очікуваний прибуток через нижчі продажі авто
14:01 - З міркувань безпеки: Авіакомпанії змінюють маршрути польотів після атаки Ізраїлю на Іран
13:40 - Європейський центробанк планує змусити UniCredit вийти з ринку московія - Reuters
13:36 - Україна отримає понад пів мільярда євро для проєктів в енергетиці та відновленні житла 
13:15 - Акції Netflix впали на фоні заяви про припинення підрахунку передплатників
13:05 - Індустріальні парки: гайд для інвесторів
13:03 - московіяни почали встановлювати протидронові сітки навколо своїх НПЗ
12:53 - Цифрові продукти та бізнес-акселератор для ветеранів: залучаємо кращі світові практики міжнародних партнерів
12:40 - У діалозі з польським урядом є "світло в кінці тунелю" – Мінекономіки про блокування кордону
12:30 - Оштрафовано страхову компанію
12:26 - Енергорегулятор ЄС: блок країн все ще потребує російського зрідженого газу
12:20 - Ми побачили зрушення у питанні розблокування допомоги від США, – Денис Шмигаль
12:15 - Перевищення затверджених лімітів на утворення та розміщення відходів або їх відсутність: що з екологічним податком?
12:14 - До уваги ФОП на загальній системі оподаткування – платників ПДВ
12:12 - Уточнення показників податкової декларації з податку на нерухоме майно, відмінне від земельної ділянки: порядок заповнення рядка 2
12:11 - Перевищення затверджених лімітів на утворення та розміщення відходів або їх відсутність: що з екологічним податком?
12:11 - Порядок оподаткування одноразової страхової виплати, яка виплачується застрахованій особі за договором довгострокового страхування життя, яка дожила до закінчення строку договору
12:10 - До уваги ФОП на загальній системі оподаткування – платників ПДВ
12:09 - Податковий календар на 22 квітня 2024 року
12:09 - Уточнення показників податкової декларації з податку на нерухоме майно, відмінне від земельної ділянки: порядок заповнення рядка 2
12:08 - Отримання відомостей про доходи у смартфоні
12:07 - Закон України № 3603: деякі зміни до Податкового кодексу України


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.504
Канадський долар28.9062
Юань Женьміньбі5.4947
Чеська крона1.678
Данська крона5.6797
Гонконгівський долар5.0796
Форинт0.107271
Індійська рупія0.47667
Рупія0.002444
Новий ізраїльський шекель10.5315
Єна0.25735
Теньге0.089175
Вона0.028793
Мексиканське песо2.2909
Молдовський лей2.2228
Новозеландський долар23.4152
Норвезька крона3.6029
московський рубль0.42645
Сінгапурський долар29.2107
Ренд2.0712
Шведська крона3.6331
Швейцарський франк43.7663
Єгипетський фунт0.8232
Фунт стерлінгів49.4922
Долар США39.7879
Білоруський рубль14.462
Азербайджанський манат23.4019
Румунський лей8.5166
Турецька ліра1.2205
СПЗ (спеціальні права запозичення)52.3493
Болгарський лев21.6698
Євро42.3821
Злотий9.7865
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото94602.1
Срібло1122.93
Платина37071.98
Паладій40053.68

Курси валют, встановлені НБУ на 22.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861041.451041.451041.451041.45312435.00
227763995.04995.04995.04995.04221893.92
229025981.29981.29981.29981.29490645.00
229470917.22917.22917.22917.2291722.00
2302621049.581049.581049.581049.58209916.00
BAVL0.2250.2250.2250.22567500.00
CRSR061018.491019.181018.491019.1820373.25
USGK78454845484548454822740000.00

Дані за 18.04.2024