“Кто виноват, что у нас появился монстр?” Как строить, чтобы не портить город

21.03.2023 08:50 | Укррудпром

Спросили у архитектора, как “вписывать” новостройки и современную архитектуру в городскую среду.

 Хороший архитектор, как пластический хирург, должен знать, как работать с материей города, чтобы сделать его привлекательным. И хотя вопрос эстетики городского пространства очень субъективный, архитектура все же должна играть по определенным правилам — некоторые даже прописаны в законодательстве.

Города, где эти правила соблюдаются, не только эстетически привлекательны и самобытны, но и комфортны для проживания. Украинские города, к сожалению, провалили этот тест — урбанистический ландшафт, особенно крупных городов, часто контрастный, хаотичный и с явным нарушением требований к высотности. Проблема становится еще актуальнее сегодня, когда в Украине начинают восстанавливать разрушенное жилье или строить новое для тех, кто его потерял из-за войны.

Какова должна быть новая архитектура и как ее “вписывать” в городское пространство, чтобы его не искажать? Об этом LIGA.Life поговорила с Денисом Козаком, архитектором харьковского бюро Drozdov & Partners, лектором Харьковской школы архитектуры и соучредителем архитектурной студии Noema Space.

Контекст, функциональность и технологии: что такое современная архитектура

То, что делает Париж неповторимым, уже не будет работать для Токио, а небоскребы Нью-Йорка уничтожат всю градостроительную парадигму Афин, где запрещено строить выше 12 этажей. Любая современная архитектура должна учитывать множество факторов, начиная от климата, и вписываться в локальный контекст, поясняет Денис Козак:

“Начинать надо с глобального — изучить климат города, культуру его жителей, их образ жизни и то, как этот образ жизни отражается в законах. Любой архитектор в том, что он делает, отражает свое время”.

Впрочем, контекст может трансформироваться — в странах происходят революции, войны, природные катаклизмы. Все это оказывает непосредственное влияние на архитектуру, поэтому хороший проектировщик всегда должен быть внимательным ко всему происходящему вокруг. К примеру, реакцией архитектуры на пандемию стало низкоэтажное жилье с террасами, лоджиями и галереями. А вторжение россиян в Украину и ракетные обстрелы городов диктуют новые требования к плотности и высотности жилой застройки.

Независимо от контекста, архитектура настоящего должна быть технологичной и многофункциональной — это требование времени, которое невозможно игнорировать, говорит Денис. Сегодня редко можно встретить просто жилой дом с одними только квартирами — обычно жилые дома сочетают с разными сервисами, магазинами, паркингом и даже спортивными центрами. Конструкции самих домов стали сложнее, ведь теперь к ним больше требований по сравнению с историческими постройками, которые часто создавали только из одного материала.

“Итак, сейчас больше всего времени архитекторы тратят на проектирование именно технологий — энергосбережение, пожарная безопасность и различные датчики. Это занимает достаточно много пространства в здании”, — объясняет эксперт.

Денис подчеркивает, что современная архитектура — это не только фасады. Это еще и планировка внутреннего пространства построек, которые тоже должны быть многофункциональными или “свободными”. По его словам, цель современной архитектуры — создать гибкую и свободную планировку, которую при необходимости будет легко трансформировать.

“Жизнь современных зданий может иметь разные сценарии — дом может проектироваться как жилье, с возможностью переоборудования в офис-центр или арт-галерею. Существует тенденция, когда на этапе проектирования закладывается время демонтажа здания. Архитектура прошлых эпох не была подстроена под это. В исторических центрах городов мы обычно видим богатые поместья, которые строила для себя одна семья. И сейчас предоставить им другую функцию — это вызов”.

Как “вписывать” новую архитектуру в город: что нужно учитывать

Пространство города не всегда однородно, оно разбито на определенные ареалы и районы, отличающиеся своей плотностью, архитектурой, функциями. Когда архитектор проектирует новый дом и вписывает его в ткань города, самое главное для него правило “сомасштабности”, поясняет специалист Drozdov & Partners:

“Новое сооружение должно быть сомасштабно окружению. Чтобы казалось, будто все вокруг сливается в единое пространство. Потому что хорошая архитектура — незаметна. У жителя не должно возникать ощущение, что его внимание хотят на что-то обратить. Это просто новый дом и все — такой же, как те, что здесь и раньше появлялись”.

В то же время, у этого правила могут быть исключения, говорит Денис. В качестве примера приводит здание художественного музея Kunsthaus Graz в австрийском городе Грац, который спроектировали архитекторы Питер Кук и Колин Фурнье: “Новое сооружение как инопланетянин посреди исторической застройки. Но иначе оно не может быть представлено в том пространстве, потому что у него совершенно другая функция”.

Денис уточняет, что есть два пути проектировать сам фасад здания:

Играть по правилам окружающей застройки, органично совмещая фасад здания с окружающим пространством. В таком случае архитектор должен учитывать ритмику фасадов соседних домов, их структуру, цвет и функцию.

Задавать свои правила, предварительно детально проанализировав локальный контекст и назначение нового здания.

Именно по второму пути пошли авторы проекта музея в Граце, когда интегрировали биоморфное сооружение в средневековую архитектуру. Впрочем, это решение имело положительный эффект — недвижимость Граца выросла в цене, а город стал привлекать туристов.

“Важно провести очень глубокий анализ — узнать, что происходит на улице и вокруг, что там построено, какие потоки пересекаются. И главное — какая задача стоит перед вами, что нужно создать на участке”, — объясняет проектировщик и добавляет, что создавать свои правила — не значит нарушать строительные и высотные нормы. Ведь превышение допустимой высотности только приведет к тому, что дом будет выбиваться из общего масштаба города, а значит, будет искажать его.

Еще одна важная вещь, которую следует учитывать, — инклюзивность и доступность. Входные группы в дома не должны быть монструозными и громоздкими — их нужно оставлять для города, чтобы пешеход имел к зданию доступ как к тротуару. К сожалению, часто в Украине этот аспект игнорируют или проектируют безответственно, говорит Денис.

Миссия каждого обновляющего городское пространство архитектора при любых условиях создавать связи — не только физические, но и социальные. Чтобы достичь этого, Козак советует забыть о проектах с закрытыми территориями — они уничтожают новые связи в городе.

“Удачная архитектура может быть очень непредсказуемой, но она все равно построена на взвешенном анализе и ощущении места. То есть дом может не воспроизводить окружение, но о нем все равно скажут, что он стоит на своем месте. Для этого нужно побыть с местом — хорошо его исследовать и проанализировать”, — отмечает архитектор и добавляет, что эстетику архитектуры всегда нужно привязывать к функции, истории местности и назначению дома.

Как строить в историческом центре

Помимо того, что сооружение в историческом ареале должно органично сочетаться с окружающей средой, оно не должно воспроизводить или копировать элементы архитектуры предыдущих эпох — это превратит его в “псевдоисторическую бутафорию”.

“Декорирование современной архитектуры теми элементами, которые доминировали в XIX веке — скульптурами, пилястрами и фризами — это пародия. Это вещи, которые присущи для того времени, неважно, будь то эпоха модерна или эклектики — в той эпохе они и должны остаться”, — отмечает Денис.

Это также отмечает Венский меморандум 2005 года — документ, подытоживающий самые главные положения хартий ЮНЕСКО и констатирующий, что “псевдоисторическая архитектура” портит вид городов и лишает их разнообразия и динамичности.

“Сейчас у архитектуры нет цели “радовать глаз” — архитектура должна быть честной и отражать нас как общество. Наше современное искусство, экзистенциальные срывы говорят о том, что мы как люди стали гораздо глубже и откровеннее. Современной архитектуре должен быть присущ определенный психологизм. Уже нет места чопорному декорированию”, — подчеркивает Козак и добавляет, что считает столичную Воздвиженку и подобные ей архитектурные проекты “туристическими гетто”.

Если говорить о классической ситуации, когда новый дом нужно расположить между двумя историческими, то прежде всего — архитектор должен соблюдать пределы высотности. Также должна быть сохранена определенная ритмичность в расположении окон — они должны соответствовать высоте и шагу в соседних домах.

В качестве примера “вписывания” новостройки в исторический контекст архитектор приводит проект французского архитектурного бюро Vulcano+Gibello, реализованного в городе Нанси.

“Тот случай, когда строение гармонирует архитектурой по соседству, но в то же время самобытно. Мы не видим ни одного повторения или заигрывания с историей. Чего только стоят окна и их детали — незначительный одновременно функциональный декор, но в духе нашего времени”, — говорит Денис.

В новом доме должна быть продумана не только визуальная составляющая фасада, но и материальная концепция. Во-первых, материалы для облицовки должны быть качественными и долговечными. Во-вторых, они должны рефлексировать на локальный контекст — например, это может быть облицовка местными стройматериалами или их повторное использование.

“Такой шаг будет только подчеркивать локальную идентичность архитектуры, отсылать к истории места и его традициям. Это о духе места”, — объясняет Денис.

Проект Heirloom, который Drozdov & Partners реализовали в Харькове в 2010 году, отсылает к локальной истории именно по такому принципу — для фасада здания повторно использовали красный кирпич, из которого был построен исторический дом на этой улице. “Это уважение к наследию города”, — говорит архитектор.

Само здание Heirloom состоит из двух блоков. Первый — акцентный, его декорировали красным кирпичом и сделали фасадным. Второй объем превышает высоту исторической застройки, поэтому его углубили и выполнили в темной цветовой гамме.

“Несмотря на то, что он выше — благодаря углублению и темному цвету он отходит на второй план”, — пояснил Денис.

Первый этаж здания спроектирован по принципу безбарьерности — граница между домом и тротуаром незаметна. По словам Козака, для проекта это очень хороший показатель — в случае Heirloom настолько, что многие горожане не сразу заметили, что на улице появилась новостройка.

Строительство вблизи промышленных зон

Соседство с промзонами или бывшими промышленными объектами тоже диктует определенные правила для архитекторов — в идеале следует учитывать промышленное наследие предприятия, возле которого возводят новострой. Правильным решением будет создание низкоэтажных проектов, органично вплетающихся в индустриальный ландшафт.

Но перед тем, как что-то проектировать, нужно убедиться, что производство не нанесло вреда окружающей среде, а опасные отходы не просочились в почву.

“Промышленное наследие — важный момент и хорошие архитекторы к этому наследию обращаются, учитывают его. Они или интегрируют в свои проекты элементы промышленной эстетики, или передают их в цветах, пропорциях или отступах между домами”, — объясняет Денис.

Хорошим примером застройки на территории бывшего промышленного объекта Козак называет жилой комплекс Loft на окраине Милана, который является реновацией бывшего местного производства.

Связь с промышленным наследием места архитекторы Botticini + Facchinelli ARW передали благодаря темному цвету и большим окнам — по аналогии с промышленными цехами. А также создали много частных садов и внутренних двориков.

Высотность и ненадлежащее обслуживание: архитектурные “боли” украинских городов

Превышение допустимой высотности построек Денис Козак называет главной проблемой украинских городов. Больше всего, по его словам, эта проблема видна в столице. “Центральная часть Киева, в частности Печерск, — это боль. Хуже всего то, что там расположены государствообразущие памятники, важные храмы, а высотная застройка закрывает их и делает незначительными. Это говорит не только о проблеме Киева, но и об отношении власти к нашему наследию, да и вообще о ценностях нашего социума”, — говорит Денис.

Причиной такого явления архитектор считает “слабую власть, которая не может в полной мере диктовать правила игры”. Эти правила диктуют застройщики, отмечает архитектор.

По мнению Дениса Козака, Украина была и остается частью европейской архитектурной традиции — нам свойственно развивать города с низкой застройкой. Компромиссом для деловой высотной застройки может быть создание так называемых “даунтаунов” — группировка высоток в центры и их локализация в одном районе или квартале.

“Это очень распространенная практика в Соединенных Штатах. В Британии — это Лондон, где можно выделить два таких центра — Сити и Кенери-Уорф. В Париже — это Дефанс. Бизнес-центр сформировали также в Вене — это всем известный Дунай-Сити”, — объяснил архитектор.

Что касается высотной жилой застройки, то проектировщик считает ее “антигуманной” — она не только неэстетичная, но и создает дискомфорт для жителей и инфраструктурные проблемы. “Это дома, подключенные к автомобильным дорогам”, — говорит Денис.

По словам эксперта, 5-7 этажей — это оптимальная высотность жилого здания, поскольку оно способствует появлению связей между жителями.

Еще одна большая проблема украинских городов — отсутствие надлежащего и регулярного обслуживания домов. Это приводит к тому, что со временем дома перекрашивают, обвешивают кондиционерами или достраивают балконы.

“Пример в лоб — хрущевки в Латвии или Эстонии. Они сильно отличаются от наших, выглядят аккуратно, будто их недавно построили. Ведь в Европе здания регулярно ремонтируют, обновляют, за это отвечают определенные организации. У нас нет этой ниши”, — говорит Денис и добавляет, что это относится и к современным новостройкам, поскольку архитектор выходит из игры после сдачи проекта в эксплуатацию.

Среди факторов, приводящих к искажению украинских городов, специалист называет “централизацию решений” и отсутствие ответственности за нарушение. Речь идет о ситуации, когда выдачей разрешений на строительство или согласованием архитектурных проектов занимается один центральный орган [в Украине сегодня это Государственная инспекция архитектуры и градостроительства. — Ред.], который, впрочем, не проводит надлежащего мониторинга нарушений.

“А потом говорят: У нас в городе появилось какое-то чудовище. А кто в этом виноват? По-моему, централизованное принятие решений негативно влияет [на архитектуру], эту тенденцию надо децентрализовать. Чтобы каждый город самостоятельно решал, что они хотят у себя построить, и следил за этим”, — резюмирует архитектор.

 

Саша ДМИТРУК, журналіст розділу Life

 

Додати коментар

Користувач:
email:





Ринок розвивається,
Нові ідеї й можливості,
Багатство чекає.

- Fin.Org.UA

Новини

05:00 - Все як вдома. Що змінять для мільйонів українців нові правила роумінгу з ЄС?
23:00 - Новини від Міністерства енергетики України
18:00 - Волл-стріт відчуває, що "бульбашка ШІ" надувається – і готується до "вибуху"
17:05 - Volkswagen готується до першого закриття виробництва в Німеччині за 88 років
16:05 - ЄС посилить боротьбу з "дуже небезпечними" китайськими посилками
14:58 - Зеленський: Україна добивається $45 мільярдів підтримки від партнерів наступного року
13:50 - Суд "не вигнав" з київської землі фірму, яка за 19 років не змогла побудувати спорткомплекс
12:40 - Суд наказав "Центренерго" виплатити Держагентству резерву 11 мільйонів за вугілля
11:34 - На Одещині енергетики повернули світло для 100 000 родин після удару московія
10:32 - Сотні тисяч сімей залишаються без світла у семи областях – Зеленський
10:00 - Кабмін вирішив докапіталізувати "Укрфінжитло", яке реалізує програму "єОселя"
09:10 - Сьогодні, 14 грудня, ми віддаємо шану ліквідаторам аварії на Чорнобильській АЕС
07:35 - Фінансовий астрологічний прогноз на 14.12.2025
23:00 - Новини від Міністерства енергетики України
18:45 - московія атакувала цивільне судно з українською олією
18:40 - Олександр В’язовченко на Одещині: всі служби працюють для ліквідації наслідків російської атаки і повернення електропостачання споживачам
17:57 - Україна в січні-листопаді скоротила експорт залізної руди
17:16 - Набули чинності санкції України проти 700 суден – Зеленський
16:55 - Одещина після атаки московія: у ОВА розповіли про забезпечення мешканців водою
16:00 - У Криму знову бракує палива на АЗС – ЗМІ
15:10 - Під час нічної атаки росіян ЗАЕС була відключена від енергосистеми
13:55 - НБУ випустив пам'ятну монету "Magura"
13:00 - "Укрзалізниця" повідомила, коли Камишін вийде з наглядової ради
12:25 - Україна перевищила торішні темпи експорту зерна
11:15 - Внаслідок атаки московія у порту Одеси загорілися зерносховища – Мінрозвитку
11:00 - "Укрзалізниця" повідомила про зміни руху поїздів після атак московія
10:35 - Міненерго повідомило, які області знеструмлені внаслідок атаки московія
10:05 - московія здійснила одну з найбільш потужних повітряних атак на Одесу
09:00 - Українська сосна та датська ялинка: де купити новорічне дерево та за скільки
07:35 - Фінансовий астрологічний прогноз на 13.12.2025


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32532
Австралійський долар28.1136
Така0.34515
Канадський долар30.655
Юань Женьміньбі5.981
Чеська крона2.0409
Данська крона6.6224
Гонконгівський долар5.4191
Форинт0.128816
Індійська рупія0.46665
Рупія0.0025346
Новий ізраїльський шекель13.1584
Єна0.27035
Теньге0.080944
Вона0.028572
Ліванський фунт0.000471
Малайзійський ринггіт10.3009
Мексиканське песо2.3379
Молдовський лей2.4818
Новозеландський долар24.4976
Норвезька крона4.173
Саудівський ріял11.245
Сінгапурський долар32.6576
Донг0.0016038
Ренд2.502
Шведська крона4.5432
Швейцарський франк53.007
Бат1.33765
Дирхам ОАЕ11.4884
Туніський динар14.4603
Єгипетський фунт0.8876
Фунт стерлінгів56.4213
Долар США42.1936
Сербський динар0.4215
Азербайджанський манат24.8168
Румунський лей9.7171
Турецька ліра0.9882
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.6584
Болгарський лев25.2914
Євро49.4678
Ларі15.6551
Злотий11.7143
Золото182572.97
Срібло2705.39
Платина74100.4
Паладій64262.96

Курси валют, встановлені НБУ на 15.12.2025