Война с россией: почему Украине нужна математика

27.06.2022 09:10 | Укррудпром

zn.ua, 26 июня 2022. Опубликовано 08:20 27 июня 2022 года Как поднять математическое образование и почему это важно сейчас и после войны.

Еще до войны в нашей стране шли дискуссии о том, каким должно быть математическое и физическое образование. А сколько хороших слов сказано о качественном обучении, которое, мол, является нашим будущим. И вот теперь общество может наглядно убедиться в том, почему это важно. Потому что современные войны — это прежде всего войны технологий. Сверхсовременное оборудование может превратиться в обычный бинокль, если не понимать, как это работает и как им пользоваться. Артиллерист не рассчитает траекторию попадания снаряда без математики.

Квалифицированные работники со знаниями основ естественно-математических наук очень понадобятся стране и после войны. В промышленности, строительстве, развитии технологий. Без математических знаний не обойдутся и самые гуманитарные гуманитарии, которым, вероятно, придется встать в ряды ВСУ. Или писать о событиях, анализируя числовые данные либо технологии. И здесь некомпетентность, которой раньше даже гордились отдельные журналисты и переводчики, уже неприемлема.

Мы не на словах увидели, насколько важно математическое образование. А с ним у нас в стране проблемы. Еще до войны общество было шокировано результатами международного исследования PISA, показавшего, что большинство наших подростков не знают математику. И в начальной школе далеко не все было хорошо, — данные национального мониторинга ярко свидетельствуют об этом. Не радуют и результаты ВНО, когда будущие студенты не могли решить элементарные задачи. Нынешний НМТ с учетом войны в математической части обещает быть примитивным, поэтому так и не решенная проблема перейдет в высшую школу.

Возможно, кто-то скажет, что говорить о качестве образования несвоевременно. Главное сейчас — война. Но на самом деле война — это как раз шанс увидеть проблемы и радикально искоренить их причины. Сейчас мы защищаем будущее Украины, а без изменения качества образования оно невозможно.

Еще до войны в украинском образовании появились тенденции к легкому, в основном игровому обучению с незначительным включением собственно учебных элементов. К “толерантному” отношению к детям, причем под этим термином скрываются закрывание глаз на списывание, игнорирование домашних заданий и учебного процесса в целом и выставление хороших оценок за приблизительно нулевой уровень знаний. Обвинение в нежелании учиться исключительно учителей (потому что детям “неинтересно”). Значение любых знаний и навыков преуменьшалось, главное в школе — психологический комфорт, питание, чуткость к нежеланию приложить даже малейшие усилия, культ легкости и беспроблемности жизни. В действительности такая ситуация создавала у детей иллюзию, что их жизнь и в дальнейшем будет легкой, комфортной, кто-то будет решать все их проблемы, никакие усилия не нужны и вообще все им что-то должны.

Некоторые родители поддерживали это, потому что им хотелось вечной привязанности детей к себе, поэтому они или требовали от общества обеспечения комфортного пузыря для ребенка в школе, или платили немалые деньги за частную школу, где такой пузырь создан.

Математику в школе комфорта “выносили за скобки” — вплоть до неизучения таблицы умножения как преимущества “новой школы” и неявного разрешения не изучать математику в дальнейшем, когда подавляющее большинство детей не имели бы доступа к физико-математическому профилю, если местные органы образования создадут, например, только “гуманитарный” и “спортивный”.

О потребности страны в инженерах и квалифицированных рабочих, которые все же должны знать, что такое угол, и уметь выполнять элементарные расчеты, никто не думал. Мизерное количество выпускников, знающих математику, недостаточно даже для потребностей сектора ІТ, для физических и математических звезд открыты аспирантуры лучших мировых университетов.

Война внезапно уничтожила все пузыри, говорить о полном комфорте странно даже применительно к детям, переехавшим в хорошие условия и в хорошие школы за границей. Уменьшились или даже исчезли возможности для учебы. Продолжение дистанционки, иногда сугубо формальное, и выставление оценок в журналы далеко не всегда равнялось настоящему обучению.

Я полностью за психологический комфорт, но это не означает потакания лени, нежелания прилагать хоть какие-то усилия и толерантного отношения к требованию хороших оценок просто так. Хорошо понимаю, что у многих детей не было и нет возможности учиться, поскольку до этого была дистанционка, требовавшая контроля родителей, который не все семьи могли обеспечить, а сейчас — война, воздушные тревоги, потеря жилья, родных, оккупация, эвакуация...

В этих условиях необходимы меры по поддержке получения базовых знаний (не только по математике) для школьников разного возраста и для взрослых.

Я не надеюсь на современных руководителей образования, — что-то сделать сейчас можно исключительно общественными усилиями.

Итак, что я предлагаю?

Первое. Нужны курсы базовой подготовки по математике и естественным наукам согласно потребностям конкретных специальностей по числовой грамотности, естественным наукам и анализу данных. Их необходимо вводить для всех специальностей, в частности и гуманитарных.

Реальность такова, что большинство студентов пропустили обучение по этим предметам в средней школе. Напомню, что такие курсы для всех специальностей есть в университетах многих стран.

Многие специальности, которые в Украине считаются “разговорными”, в мире нуждаются в серьезных навыках анализа данных. Люди, которые по опыту более легких программ в зарубежных именно начальных школах требуют дальнейшей примитивизации всего образования в Украине, не понимают, что в тех странах возможность выбора “очень простого” школьного образования означает невозможность обучения в университете ни на одной специальности.

Второе. Необходима надлежащая коммуникация — объяснять родителям и детям, что “совсем без математики/физики/химии/биологии” их личные профессиональные перспективы довольно сомнительны в условиях высокой конкуренции уже опытных специалистов в сферах “без математики”.

Базовая математика необходима всем. Это уверенные расчеты без калькулятора (надеюсь, уже все поняли, что доступ к гаджету с калькулятором не всегда гарантирован, что-то надо знать и наизусть); элементарная геометрия; умение измерять и оценивать величины; основы анализа данных и числовой информации, основы теории вероятностей; пропорции, проценты и основы финансовой грамотности.

Третье. Тем, кто учился в школе, но все забыл, помогут дистанционные курсы. Для остальных надо предусмотреть корректирующие курсы в рамках хотя бы профессионального обучения и повышения квалификации, — да, в частности и для юристов, учителей гуманитарных дисциплин, историков, филологов, переводчиков и журналистов.

Интересно, что многие западные справочники и учебники для инженеров, врачей, фармацевтов, медсестер и квалифицированных рабочих включают также информацию по базовой математике — арифметику, пропорции, проценты... Право на работу по этим специальностям подтверждается квалификационными экзаменами, где, кроме сугубо профессиональных вопросов, есть и задания, требующие знаний этой базовой математики. Думаю, этот опыт следует позаимствовать.

Четвертое. Требования и пропаганда необходимости знаний — это хорошо, но необходима также инфраструктура для получения этих знаний, в частности взрослыми людьми. “Почитать школьный учебник” не поможет, тем более что украинские школьные учебники не очень ориентированы на самостоятельное обучение и на взрослых читателей. Тем, кто хорошо знает английский, доступно большое количество соответствующих книг и платформ для обучения. Было бы неплохо найти ресурсы для перевода таких книг и курсов или создания собственных, украинских. Очень надеюсь на возможность использовать ресурсы международной помощи для образования взрослых по этим направлениям.

Пятое. Создать условия для поддержки и развития детей, которые хотят и могут изучать математику углубленно и которых не удовлетворяет примитивная арифметика. Война уменьшила возможности доступа к системному качественному математическому образованию для этих детей. Даже выехавшие за границу учатся там в обычных школах с довольно легкой программой. Базовые знания у них будут, но учиться на высшем уровне — проблематично. Во многих странах дополнительные занятия на уровне выше школьного довольно дорогие и требуют хорошего знания соответствующего языка. Многие родители утратили возможность оплачивать дополнительные занятия и летние лагеря с обучением. И снова нужно думать, как это компенсировать хотя бы частично, как дать “математическим” и “естественным” детям возможность развиваться. Для них это не только любимое занятие и развитие, но и психологический комфорт, который в это сложное время очень необходим.

Придется и здесь организовываться и искать ресурсы для создания и развития инфраструктуры дополнительного внешкольного обучения. Возможно, с помощью грантов для оплаты обучения ученикам в платных проектах и хотя бы небольшой компенсации работы преподавателей-волонтеров в бесплатных кружках (это обычно учителя, ученые и преподаватели, которые лищились значительной части своих зарплат и уже не смогут заниматься чистым волонтерством с использованием собственных ресурсов). Я планирую вести бесплатные занятия (конечно, это максимум несколько часов в неделю), но не у всех потенциальных преподавателей есть такая возможность.

Преподавание математики в Украине оставалось без внимания подавляющего большинства общественных организаций. Даже некоторые эксперты по образованию довольно агрессивно реагировали на утверждение о необходимости направлять ресурсы на это, считая, что изучение математики отрывает ресурсы от, например, истории или гражданского образования. Но, надеюсь, эти люди уже поняли, что защитить и отстроить возможности для истории, памяти и литературы невозможно без математики и естественных наук. Хотелось бы и прекратить манипуляции наподобие “математика не нужна, потому что нужен патриотизм”. Мы не должны делать такой выбор. Нужно все.

Ирина ЕГОРЧЕНКО, старший научный сотрудник Института математики НАН Украины, кандидат физико-математических наук

Додати коментар

Користувач:
email:





The market is high
Stocks are soaring up above
Investors happy

- Fin.Org.UA

Новини

09:58 - Як формується загальний оподатковуваний дохід та сума витрат особи, яка провадить незалежну професійну діяльність?
09:56 - Чи може неповнолітня особа отримати ЕДП у КНЕДП ДПС та який порядок отримання?
09:56 - Куди подавати реєстраційну заяву за ф. № 1-ПРРО суб’єкту господарювання для реєстрації ПРРО на відокремлений підрозділ (філію)?
09:54 - Податковий календар на 29 квітня 2024 року
09:53 - Який порядок оподаткування ПДФО іноземних доходів?
09:52 - За яким ідентифікатором форми фізичні особи – резиденти подають в електронному вигляді Звіт про контрольовані іноземні компанії (КІК)?
09:51 - За використання рибних ресурсів до місцевих бюджетів Дніпропетровщини від платників надійшло понад 1,5 млн грн рентної плати
09:50 - Державний бюджет протягом трьох місяців п. р. отримав від платників Дніпропетровщини майже 12 млрд гривень
09:47 - Суд підтримав позицію податківців щодо спростування реальності господарської операції
07:49 - Делегація МВС України взяла участь у дев’ятому засіданні Діалогу з прав людини між Україною та ЄС
07:35 - Фінансовий астрологічний прогноз на 26.04.2024
00:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:05 - Коментар МЗС України щодо звіту ОБСЄ стосовно порушень міжнародного права, пов’язаних із свавільним позбавленням волі українських цивільних осіб російською федерацією
21:00 - Новини 25 квітня: НБУ знизив облікову ставку, Сольський написав заяву про відставку
20:40 - Данія збільшить військову допомогу Україні у 2024 році на майже 600 млн євро
20:18 - Пропозиція США по використанню доходів від заморожених активів московія для України набирає обертів у G7 – Reuters
20:17 - На Хмельниччині для війська виділять 54 мільйони, отриманих із продажу комунального майна
20:07 - Україна та Велика Британія посилюють співпрацю в спортивній сфері напередодні Олімпіади
19:40 - Через обстріли на Харківщині УЗ тимчасово змінює рух приміських поїздів
19:40 - Экономика США: замедление роста и ускорение инфляции
19:38 - У Google Meet тепер можна переносити дзвінки з одного пристрою на інший без переривання звʼязку
19:05 - Унаслідок російського удару на Донеччині загинули троє залізничників
19:01 - У Києві відновили 70% енергообладнання, пошкодженого через ворожі обстріли
18:37 - Сольський подав заяву про відставку
18:30 - У Києві до середини червня обмежать рух на одному зі шляхопроводів
18:17 - Рада схвалила законопроєкт щодо створення реєстру постраждалих через агресію московія
18:14 - Як Данія інвестує в успіх України
18:01 - Лише 26% заявок про зруйноване та пошкоджене житло проходять верифікацію – Мінвідновлення
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 25.04.2024
17:39 - ПриватБанк завершив перший квартал із чистим прибутком у 14 мільярдів


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.9066
Канадський долар29.0135
Юань Женьміньбі5.4745
Чеська крона1.6915
Данська крона5.7007
Гонконгівський долар5.0675
Форинт0.108258
Індійська рупія0.4761
Рупія0.0024507
Новий ізраїльський шекель10.4698
Єна0.25503
Теньге0.089231
Вона0.028856
Мексиканське песо2.3263
Молдовський лей2.2218
Новозеландський долар23.6434
Норвезька крона3.6249
московський рубль0.43016
Сінгапурський долар29.1693
Ренд2.0917
Шведська крона3.6517
Швейцарський франк43.4266
Єгипетський фунт0.8282
Фунт стерлінгів49.6274
Долар США39.6702
Білоруський рубль14.4192
Азербайджанський манат23.3327
Румунський лей8.5448
Турецька ліра1.2201
СПЗ (спеціальні права запозичення)52.2905
Болгарський лев21.7407
Євро42.5205
Злотий9.8591
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото92395.86
Срібло1087.83
Платина35955.09
Паладій39903.06

Курси валют, встановлені НБУ на 26.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861044.281044.281044.281044.282331877.24
2276561078.061078.061078.061078.06324496.06
227763997.7997.7997.7997.7997.70
2289101070.431070.431070.431070.4364225.80
229025983.97983.97983.97983.97983970.00
229470919.69919.69919.69919.69962915.43
2302621056.261056.261056.261056.26637981.04
AZRF011041.421049.861041.421049.8612547.68
CRSR061024.551024.551024.551024.5517417.35
FSTF021014.051021.481014.051021.4861968.50
IFZEMA110011001100110022000.00
TATM4.54.54.54.5450.00
XS47781550015500155001550062000.00

Дані за 25.04.2024