В заложниках у Европы. Как Зеленского связали статусом кандидата для Украины

25.06 07:50 | Укррудпром

dsnews.ua, 24 июня 2022. Опубликовано 07:20 25 июня 2022 года Главным является не то, что нам дали статус кандидата в члены ЕС, а то, что теперь над нашей властью появились вышестоящие органы, которые будут оценивать ее деятельность.

 

Обретение Украиной статуса кандидата в члены Евросоюза фактически создает новую повестку дня внутренней политики. Наша власть получила список из семи шагов, которые она должна сделать. Еврокомиссия будет следить за прогрессом Украины в выполнении семи шагов и доложит об этом вместе с подробной оценкой страны до конца 2022 г.

 

Это означает, что ничего откладывать на “после войны” нельзя. Уже через полгода, на саммите 15-16 декабря, или же через девять месяцев, на саммите 23-24 марта 2023 г., Европейский совет (высший орган Евросоюза) даст свою оценку нашей власти. В худшем варианте он может вообще отобрать у Украины статус кандидата.

Впрочем, прежде чем рассматривать перспективы разных вариантов, прокомментируем семь шагов. Каждый из них нуждается в политической воле Владимира Зеленского. Раньше такой воли не было, а была противоположная воля — сорвать эти шаги. Именно потому этот список, мягко говоря, непростой и неприятный для Банковой.

О Конституционном суде

Первый шаг сформулирован так: “Принять и внедрить законодательство о порядке отбора судей Конституционного суда Украины, включая процесс предварительного отбора на основе оценки их добросовестности и профессиональных качеств, в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии”.

Согласно Конституции в составе КСУ должно быть 18 судей (по шесть от президента, парламента и съезда судей). Сейчас в нем есть три вакансии (две по квоте съезда судей и одна по квоте Верховной Рады), в марте следующего года появятся еще две (по квоте Верховной Рады). Понятно, что Зеленский хочет заполнить эти вакансии (по крайней мере те, которые по квоте парламента) своими людьми, а западные партнеры настаивают на конкурсном отборе согласно рекомендациям Венецианки. 17 июня прошлого года был подготовлен ко второму чтению законопроект №4533 “О конституционной процедуре” в редакции, которая учла пожелания Венецианки. Однако 2 сентября проект был подвергнут повторной “доработке”, в результате которой из него вообще исчез конкурсный отбор конституционных судей. Это вызвало протест глав дипломатических миссий Евросоюза и стран G7. В совместном заявлении 23 сентября они сообщили, что “обеспокоены законопроектом №4533”, и подчеркнули: “реформа Конституционного суда должна обеспечить прозрачный, конкурентный отбор новых судей КСУ… в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии”.

20 октября на “Украинской правде” вышла большая статья “Пора трансформировать Украину”, которую подписали временная поверенная в делах США в Украине Кристина Квин, глава представительства Евросоюза в Украине Матти Маасикас и посол Великобритании в Украине Мелинда Симмонс. Они заявили: “Введение прозрачной меритократической процедуры отбора судей в Конституционный суд является ключевой предпосылкой для обеспечения постепенного обновления этого противоречивого суда… К сожалению, мы не увидели никакого прогресса в реализации этой реформы с момента предоставления в декабре 2020 года Венецианской комиссией своего вывода по этому поводу”.

С тех пор никакого прогресса так и не произошло. Как видим, полтора года наша власть всеми силами сопротивлялась выполнить рекомендации Венецианки. И Банковая честно призналась, почему: потому что Зеленский хочет вообще ликвидировать КСУ.

25 мая, на четвертом месяце большой войны, заместитель руководителя Офиса президента Андрей Смирнов в интервью “Радио свобода” сообщил, что Банковая планирует “переосмыслить необходимость существования такой институции, как Конституционный суд. Возможно, это будет конституционная палата в составе Верховного Суда. Возможно, что-либо другое. Но мы от конституционалистов, которые сейчас активно принимают участие в работе Нацсовета по восстановлению Украины от последствий войны, ждем ответа на вопрос, как делать, что делать дальше с КСУ”. И далее он резюмировал: “Президент Украины достаточно четко своими твердыми действиями показал в прошлом году, что он не допустит существования” Конституционного суда.

Не удивительно, что в списке семи шагов требование о КСУ поставлено первым. Если в составе КСУ появятся новые судьи, не прошедшие конкурсного отбора согласно рекомендациям Венецианки, это автоматически поставит крест на перспективах членства Украины в Евросоюзе. По крайней мере, при президенте Зеленском.

О ВСП и ВККСУ

Второй шаг: “Завершить проверку добропорядочности кандидатов в члены Высшего совета правосудия Этическим советом и отбор кандидатов в состав Высшей квалификационной комиссии судей Украины”.

Сейчас в составе Высшего совета правосудия из 21 члена, которые должны быть согласно закону, работают только четыре, в т.ч. три члена (Виталий Салихов, Оксана Блаживская, Инна Плахтий), которые по решению Этического совета признаны соответствующими критериям профессиональной этики и добропорядочности, а также председатель Верховного Суда Всеволод Князев (по должности). Без полномочного состава ВСП невозможно сформировать Высшую квалификационную комиссию судей Украины, от которой зависит наполнение судов кадрами.

Согласно закону ВСП полномочен при условии избрания (назначения) на должность не менее 15 членов. Поэтому второй шаг означает требование не блокировать и не тормозить этот процесс. Чем быстрее будут сформированы новые ВСП и ВККСУ, тем быстрее начнется пополнение и обновление судейского корпуса. В результате должна снизиться зависимость судебной системы от Банковой. Именно в этом интерес западных партнеров.

О борьбе с коррупцией

Третий шаг состоит из трех частей. Прежде всего должно быть продемонстрировано “дальнейшее усиление борьбы с коррупцией, в частности на высоком уровне, посредством упреждающих и эффективных расследований, а также заслуживающего доверия списка судебных преследований и обвинительных приговоров”.

То есть должен быть предъявлен список обвинительных приговоров за коррупцию на высоком уровне. В том, что эта коррупция есть, западные партнеры не имеют никаких сомнений, и они требуют приговоров — словам о “нулевой толерантности к коррупции” уже никто не верит.

Кроме того, Евросоюз требует от нашей власти “завершить назначение нового руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры путем признания выявленного победителя конкурса”.

Цена кресла руководителя САП очень высока. К примеру, Уголовный процессуальный кодекс гласит, что подписать подозрение народному депутату может или генпрокурор, или и.о. генпрокурора, или руководитель САП. Сейчас, когда САП не имеет полноценного руководителя, Ирина Венедиктова является “ангелом-хранителем” для всех нардепов, лояльных Банковой. И Банковая очень хотела бы сохранять такое положение вещей подольше.

Но западные партнеры настаивали на честном конкурсе. Зеленский на личной встрече с президентом США Джо Байденом в Вашингтоне 1 сентября был вынужден дать письменное обещание, которое зафиксировано в Совместном заявлении о стратегическом партнерстве Украины и США: “Немедленное избрание нового руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры в соответствии с лучшими международными практиками”. 17 декабря послы стран G7 и глава представительства ЕС в Украине встретились с Зеленским и в очередной раз потребовали быстрого завершения процесса отбора руководителя САП. 21 декабря на финальном заседании конкурсной комиссии победителем конкурса стал кандидат, независимый от Банковой, — руководитель отдела детективов НАБУ Александр Клименко. Однако комиссия отказалась объявить его победителем — и за шесть месяцев так и не удосужилась сделать это. Из этого видно, насколько сильно Банковая боится независимости САП. Наверное, у нее есть серьезные причины для этого.

Наконец, последняя часть третьего шага — “запустить и завершить процедуру отбора и назначения нового директора Национального антикоррупционного бюро Украины”. 16 апреля окончились полномочия Артема Сытника, и вот уже более двух месяцев НАБУ остается без директора. Закон, установивший новую процедуру отбора и назначения директора НАБУ, был принят еще 19 октября прошлого года, то есть восемь месяцев назад — времени хватало с большим запасом. Однако Кабмин утвердил состав комиссии по проведению конкурса на должность директора НАБУ лишь 15 февраля. И конкурс до сих пор не начат. Вряд ли нужно доказывать, что причина торможения — опять же, на Банковой.

О правоохранительных органах

 

Четвертый шаг: “Обеспечить соответствие законодательства о борьбе с отмыванием денег стандартам Группы противодействия отмыванию денег (FATF); принять всеобъемлющий стратегический план реформы всего правоохранительного сектора как части системы безопасности Украины”.

Эта формулировка показывает озабоченность западных партнеров нем, чтобы Украина после принятия в ЕС не стала европейской прачечной для отмывания грязных денег. Поэтому ЕС хочет не только изменений в законодательстве, но и соответствующей реформы правоохранительных органов.

Об олигархах

Пятый шаг: “Внедрить антиолигархический закон, чтобы ограничить чрезмерное влияние олигархов на экономическую, политическую и общественную жизнь; это должно быть сделано юридически обоснованным образом с учетом предстоящего заключения Венецианской комиссии по соответствующему законодательству”.

О том, что Банковая очень не хочет согласовывать закон об олигархах с Венецианкой, писалось много. О цене вопроса красноречиво говорит тот факт, что когда в сентябре прошлого года Дмитрий Разумков отправил законопроект на рассмотрение Венецианки, Банковая в отместку организовала смещение Разумкова с поста спикера парламента. По настоянию Зеленского парламент принял закон 23 сентября, не дожидаясь выводов Венецианки. На днях секретарь СНБО Алексей Данилов сообщил, что в мае СНБО провел заседание и проголосовал за положение о реестре олигархов. То есть выводов Венецианки еще нет, а закон уже работает, несмотря даже на полномасштабную войну.

По-видимому, выводы Венецианки вскоре появятся. И закон об олигархах придется переписывать.

О медиа

Шестой шаг: “Бороться с влиянием корыстных интересов путем принятия закона о СМИ, который приведет законодательство Украины в соответствие с директивой ЕС об аудиовизуальных медиа-услугах и наделит полномочиями независимого регулятора СМИ”.

То есть Евросоюз четко продемонстрировал, что он считает наше медиапространство подверженным влиянию корыстных интересов. И что ему не нравится ни наше законодательство о СМИ, ни наш Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания. Евросоюз хочет видеть законодательство, обеспечивающее подлинную независимость медиа, и по-настоящему независимый регулятор.

Какого взгляда на независимость СМИ придерживается Зеленский, четко видно по “единому телемарафону”, на котором есть и жесткая цензура (запрет на освещение некоторых тем, болезненных для Банковой, касающихся странных действий власти в последние месяцы перед 24 февраля), и темники (по которым с марта ведется, например, кампания огульной критики НАТО).

О нацменьшинствах

Последний, седьмой шаг специфический: “Завершить реформу правовой базы для национальных меньшинств, которая в настоящее время готовится в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии, и принять незамедлительные и эффективные механизмы реализации”.

Очевидно, это требование прежде всего Венгрии. И нам придется его учитывать, чтобы Будапешт не заблокировал наше вступление в ЕС. Но для Евросоюза в целом это требование является второстепенным (потому оно и поставлено последним в списке).

Четыре варианта

Самый оптимистичный вариант — наша власть за полгода сделает все эти шаги в полном объеме. Полученный Украиной статус кандидата в члены ЕС — это для Зеленского очень важный внутриполитический козырь. Зная его стиль, нельзя исключать, что он постарается быстро выполнить все требования, чтобы уже в декабре заявить: “Мы все сделали, поэтому незамедлительно давайте нам полноценное членство”.

Противоположный вариант, самый пессимистичный, заключается в том, что многие ключевые требования (в частности, рекомендации Венецианки) будут проигнорированы. И Европейский совет решит отобрать у нас статус кандидата. Впрочем, тут нужно уточнить, что для столь сурового наказания наша власть должна не просто получить плохие оценки за семь шагов, но и допустить явное ухудшение ситуации по сравнению с нынешней.

Более вероятными выглядят промежуточные варианты. Их два. Условно можно назвать их вариантами морковки и банана.

Если Зеленский покажет слабый прогресс, его не будут наказывать отменой статуса кандидата. Однако перспектива получения полноценного членства превратится в морковку перед носом у ослика. Банковая будет делать вид, что она проводит реформы, а Евросоюз будет делать вид, что он по-прежнему ждет нас с распростертыми объятиями.

На самом деле это печальный вариант. Евросоюз дал нам перспективу членства авансом, в знак восхищения нашим сопротивлением российской агрессии. Но если мы этот аванс профукаем, то восхищение сменится недоумением и разочарованием.

Тогда как вариант морковки ассоциируется с осликом, вариант банана ассоциируется с обезьяной. В жарких странах известна ловушка для обезьян: охотник на виду у обезьяны кладет в узкое дупло дерева (или в кувшин с узким горлом) банан, обезьяна хватает его — но вытащить руку вместе с бананом не может, а отпустить банан ей не позволяет жадность.

Если западные партнеры устанут от Зеленского, они могут использовать перспективу членства в Евросоюзе как ловушку. Уже не будет важно добиваться какого-то прогресса в реализации семи шагов. Важно будет дождаться всеобщих выборов (президентских или парламентских). На них будет много наблюдателей и журналистов из стран ЕС, и власть будет вынуждена изображать приверженность европейским стандартам. Если Банковая будет играть нечестно, это может вызвать широкий резонанс в европейских медиа и привести к консолидации оппозиционных сил. И вот представим себе, какой эффект получится, если в разгар предвыборной кампании прозвучит решение Евросоюза отобрать у Украины статус кандидата из-за нарушения норм демократии.

Короче, главным пунктом в решении Европейского совета 23 июня является не то, что нам дали статус кандидата, а то, что теперь над Зеленским появились вышестоящие органы (Европейская комиссия и Европейский совет), которые будут оценивать его деятельность. И только от этих органов будет зависеть, когда, как и с какой целью они воспользуются этой возможностью. 

Юрий ВИШНЕВСКИЙ

Добавить комментарий

Автор:

Введите Код, указанный на рисунке
 




Новини

08:40 - Оперативна інформація Генерального Штабу Збройних Сил України станом 6:00 14.08.2022 щодо російського вторгнення
08:25 - Чи буде Північна Корея воювати на боці росії проти України?
08:25 - В “Приват24” появились 4 новые услуги для пользователей
07:35 - Економіка рф нарешті похитнулася
22:10 - Мінреінтеграції посприяло відправленню на оздоровлення 84 постраждалих від війни дітей
20:05 - Оперативна інформація станом на 18:00 13.08.2022 щодо російського вторгнення
17:55 - У місті-герої Ірпінь відкрили тимчасове модульне містечко
17:55 - Вадим Гутцайт: ВАДА підтвердила повну відповідність нового антидопінгового законодавства України Всесвітньому антидопінговому кодексу
17:50 - “Пацанский капитализм”. Почему санкции не смогут разрушить “путинскую” экономику
15:50 - МОЗ та Єврокомісія евакуювали групу українців на лікування до клінік Данії
14:30 - Портфельне страхування передекспортного фінансування від ЕКА вже підтримало експорту на 188 мільйона гривень
13:30 - НБУ продал на межбанке еще полмиллиарда долларов из резервов
12:40 - СБУ заявила о закрытии в Украине компании “Газпрома” и конфисковала нефтепродукты в пользу ВСУ
12:40 - Налог на импорт принесет в бюджет дополнительно 15-18 млрд гривен в месяц
11:50 - S&P и Fitch снизили рейтинг Украины в иностранной валюте
11:40 - Загальні бойові втрати противника з 24.02 по 13.08
11:40 - Портфельне страхування передекспортного фінансування від ЕКА вже підтримало експорту на 188 мільйона гривень
11:40 - Держприкордонслужба інформує про ситуацію у пунктах пропуску на західному кордоні
10:55 - Глава Минфина рассказал о конфликте с НБУ из-за выплат солдатам
10:55 - Что такое Украина?
10:55 - Китай отказался от российской железной руды: поставки рухнули на 40%
10:55 - НБУ предупредил 10 крупнейших игроков рынка наличной валюты о продлении усиленного надзора
10:00 - “Пацанский капитализм”. Почему санкции не смогут разрушить “путинскую” экономику
10:00 - Средняя стоимость аренды жилья в Киеве снизилась на 38%
09:30 - Оперативна інформація станом на 06:00 13.08.2022 щодо російського вторгнення
09:05 - НБУ временно забрал лицензии у 3 страховых компаний
09:05 - Станет ли Казахстан следующим после Украины?
09:05 - “Укрзализныця” в 2022 году получит убытки на несколько сотен миллионов гривен
08:10 - “Укрзалізниця” за кількасот тисяч доларів запустила новий додаток для квитків
08:10 - Денежная масса выросла за месяц на 106 млрд гривен


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.918
Канадський долар28.6027
Юань Женьміньбі5.4238
Куна5.0034
Чеська крона1.542
Данська крона5.0535
Гонконгівський долар4.6669
Форинт0.095842
Індійська рупія0.45912
Рупія0.0024927
Новий ізраїльський шекель11.2758
Єна0.27331
Теньге0.076636
Вона0.028079
Мексиканське песо1.8351
Молдовський лей1.8971
Новозеландський долар23.5063
Норвезька крона3.83
Російський рубль0.59736
Сінгапурський долар26.6574
Ренд2.2487
Шведська крона3.597
Швейцарський франк38.8037
Єгипетський фунт1.9094
Фунт стерлінгів44.3669
Долар США36.5686
Білоруський рубль13.2919
Азербайджанський манат21.5706
Румунський лей7.6852
Турецька ліра2.0359
СПЗ (спеціальні права запозичення)48.4206
Болгарський лев19.2234
Євро37.5943
Злотий8.039
Алжирський динар0.25091
Така0.38615
Вірменський драм0.089693
Домініканське песо0.67246
Іранський ріал0.00087068
Іракський динар0.025047
Сом0.43966
Ліванський фунт0.024258
Лівійський динар7.5137
Малайзійський ринггіт8.2162
Марокканський дирхам3.5527
Пакистанська рупія0.15316
Саудівський ріял9.7363
Донг0.0015659
Бат1.00882
Дирхам ОАЕ9.9558
Туніський динар11.6305
Узбецький сум0.0033511
Новий тайванський долар1.22234
Туркменський новий манат10.4482
Сербський динар0.31815
Сомоні3.562
Ларі13.2615
Бразильський реал7.056
Золото65315.91
Срібло742.94
Платина34791
Паладій82092.85

Курси валют, встановлені НБУ на: 15.08.2022

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
225668940.3940.3940.3940.35641.80
225791978.57978.57978.57978.5717614.26
2262601061.241061.241061.241061.2468980.60
BAVL0.330.330.330.3316500.00
KER13126013126014171.00
MHPC19519519519513650.00
UNAF2402402402404800.00
VERES169.43169.43169.43169.4314062.69

Дані за 12.08.2022