Принятый законопроект №7360 фактически вернул в страну старую несправедливую модель взимания налогов

25.05 19:30 | Укррудпром

zn.ua, 24 мая 2022. Опубликовано 17:30 25 мая 2022 года Как создать комфортную среду для быстрого восстановления экономики.

 Не секрет, что Украина в довоенное время находилась среди стран с довольно слабой экономикой. Так, по статистике МВФ, 12 из 30 лет (или 40% периода своего независимого существования) демонстрировались отрицательные или нулевые темпы роста. Не последней по значимости причиной такого положения было то, что экономика стала своеобразным заложником большого по размеру правительства, — уровень перераспределения через публичные финансы достигает более 40% от ВВП. Указанное создавало и создает до сих пор “особый” подход государства в вопросах формирования доходной части бюджета, базирующийся в первую очередь на агрессивной политике сбора налогов с бизнеса и экономически активных граждан, потому что наибольший удельный вес в общем объеме поступлений в бюджет приходится именно на налоги (около 80%). Этот порочный круг удалось разорвать только под давлением войны, вызвавшей потерю трети экономики, половины доходов бюджета и вынужденную миграцию каждого четвертого украинца. Власть на мгновение осознала, что экономика нуждается в простой и справедливой налоговой системе, включающей набор довольно понятных решений (говорим о законах №2118, 2120, 2142 и 2173):

снижение вмешательства государства в хозяйственную деятельность, в частности мораторий на проверки, сокращение регуляций и контроля;

введение умеренных по размеру налогов, а именно: замена уплаты налога на прибыль и НДС единым налогом по ставке 2% от дохода;

почти полное отсутствие налогов на границе, исключение было сделано для некоторых подакцизных товаров.

То есть за март-апрель было создано то, чего не смогли сделать с середины 2019 года, — комфортная среда для быстрого восстановления экономики. Без проверок, давления и вмешательства (отчитывайся и плати налоги по возможности и без проверок).

К сожалению, политика возвращения к здоровым отношениям между государством и налогоплательщиком продержалась очень короткое время. Принятый 12 мая Верховной Радой законопроект №7360 фактически отменял “мирное соглашение” и вернул в страну старую несправедливую модель взимания налогов. Не удивительно, что такой резкий разворот вызвал возмущение бизнеса и требование об отставке главного его идеолога во власти. Но смену соответствующих персоналий следовало бы закрепить еще одним важным решениям: государству необходимо продолжать на основе радикальных реформ войны выстраивать постоянную фискальную модель, которая станет одной из самых комфортных и конкурентных налоговых систем в мире и будет выражаться в следующем:

небольшом размере государства;

ответственной макроэкономической политике;

минимально необходимых регуляциях;

умеренных налогах.

Это возможно сделать на основе всемирно известных принципов налогообложения Адама Смита (так называемая декларация прав налогоплательщика), изложенных в его фундаментальном труде “Исследование о природе и причинах богатства народов”. Именно они сделают украинскую налоговую систему идеальной, а именно — простой, справедливой, стабильной и удобной.

Принцип простоты (каждый налог должен взиматься тогда или таким образом, когда и как плательщику будет удобно его платить)

Сложное и раздутое законодательство не в состоянии обслуживать ослабленную войной экономику и продуцировать экономический рост. На этапах малого и среднего бизнеса требуется “примитивная” налоговая система, отвлекающая минимум времени и средств у налогоплательщиков. Это означает, что и общую систему налогообложения, и упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности надо не усложнять, а наоборот, упрощать.

 

Так, в Великобритании, в которой одна из самых эффективных налоговых систем в мире, одним из ключевых в налоговой службе является специальное подразделение — Управление по упрощению налогов. Аналогичная структура будет уместной и у нас, например, в составе Министерства финансов или офиса президента. При этом надо завершить процесс, начатый в 2010 году, когда действовали 42 налога и сбора, и окончательно сократить количество налогов до восьми. Пример приведен в таблице.

Количество налогов станет ограниченным на законодательном уровне, а процедура блокирования налоговых накладных — ограниченной во времени. Благодаря переходу с устаревшего налога на прибыль к налогообложению только выведенного капитала (так называемый НнВК) с осуществлением фискально ответственного снижения налоговой нагрузки на труд (см. ниже) Украина значительно усилит конкурентность налоговой системы.

 

 Принцип справедливости (плательщики принимают участие в содержании правительства согласно доходу, соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству налогообложения)

Отменяем большинство существующих налоговых льгот, преференций и сниженных ставок (их около 270 в Налоговом кодексе), реализовав следующий подход: “при условии умеренных ставок достичь эффективного сбора налогов на максимально широкой налоговой базе”. Это позволит создать финансовый базис для снижения ставок основных налогов, прежде всего прямых — на зарплату и прибыль, как самых вредных для экономического развития.

Украина сможет предложить невысокие унифицированные ставки без искажений конкуренции и дискриминации отдельных групп налогоплательщиков. Будут внедрены ежегодный расчет и публикация правительством национального Tax Gap. Вместо уже вполне провального специального декларирования 2021—2022 годов будет реализована добровольная Программа раскрытия информации об активах/доходах по ставкам, близким к 0%, которая вернет доверие и миллиарды долларов, убежавших из страны.

Будет расти прогрессивность системы налогообложения: налоги на элитное имущество и чрезвычайные доходы смогут профинансировать важные социальные программы для граждан. Агрессивная налоговая политика по отношению к малому бизнесу (тотальная фискализация и ограничения) уйдет в прошлое, ее заменит мягкое стимулирование к добровольной детенизации.

 Принцип стабильности (определенность того, что каждое лицо обязано платить, представляется делом такого большого значения, что довольно существенная степень неравномерности является намного меньшим злом, чем довольно малая степень неопределенности)

Наше налоговое законодательство не может быть выполненным, его невозможно объективно трактовать вследствие того, что государство меняет старые и пишет новые законы с неразумной скоростью, а контролирующие органы искажают/трактуют их по своему усмотрению. Налоговый кодекс за 2011—2021 годы вырос по объему почти в полтора раза, в него вносились изменения и поправки 168 законами. Нужно ввести как минимум двухлетний мораторий на возможность изменения налогового законодательства. А потом (в 2024-м или 2025 году) принять специальную законодательную процедуру (аналогичную процедуре принятия закона о бюджете), чтобы изменения в налоговое законодательство вносились исключительно по представлению правительства не чаще одного-двух раз в год. Это повысит предсказуемость национальной налоговой системы для инвесторов и налогоплательщиков.

 Принцип удобства (каждый налог должен взиматься в то время или таким образом, когда его плательщику должно быть наиболее удобно платить)

Страна уже сегодня может и должна иметь полностью цифровую налоговую систему, способную поддерживать налогоплательщиков во всем мире, предоставляя возможность соблюдать 100% требований и процедур налогового законодательства в бесконтактном адаптивном удаленном режиме, а также удовлетворять полный спектр их (плательщиков) потребностей. Следует отметить, что у налоговой службы очень неплохие действующие инструментарии, такие как электронный кабинет или единый счет для уплаты налогов, хотя их недостатками являются несовместимость между собой и отсутствие комплексности (только для отдельных видов плательщиков и налогов). Это требует повышения степени универсальности цифровых налоговых услуг (реализация британского формата “решение любой проблемы любого налогоплательщика за один цифровой контакт”).

Предложенный подход позволит Украине на протяжении всего лишь нескольких лет построить своеобразную конституцию экономической свободы и получить одну из самых комфортных налоговых систем в мире, которая станет драйвером экономического форсажа Украины, что даст возможность еще больше финансировать армию, прекратить утечку мозгов из страны и реализовать потенциал нации.

Все, что не вписывается в эту модель, должно быть совместными действиями правительства, парламента и бизнеса в ближайшие несколько лет отброшено или в случае крайней необходимости (например международные обязательства страны, увеличивающие налоговое давление и административное бремя) отложено на максимально допустимый срок или отменено. В ином случае до тех пор, пока украинское налоговое законодательство будет оставаться несправедливым, избирательным и дискреционным, и попытка перезапуска экономики, и предложенный Евросоюзом План восстановления для Украины будут под угрозой или как минимум значительно ослаблены.

Вячеслав ЧЕРКАШИН, старший аналитик Института социально-экономической трансформации

Добавить комментарий

Автор:

Введите Код, указанный на рисунке
 




Новини

16:30 - Прем’єр-міністр: Головні вектори Плану відновлення України - національна безпека та європейська інтеграція
16:30 - Денис Шмигаль: Україна створює запас модульних котелень, генераторів та очищувачів води для наступного опалювального сезону
16:30 - Експорт зернових, зернобобових, олійних і продуктів їх переробки у червні 2022 перевищив 2 млн тонн
15:50 - Углепром Китая рапортует о полном преодолении дефицита в стране
15:50 - “Норникель” и “Русал” предпримут новую попытку слияния
15:50 - российские оккупанты крадут тротуарную плитку из сквера драмтеатра в Мариуполе
15:50 - Нидерланды выделили еще 200 млн евро в помощь Украине через фонд МВФ
15:30 - Курси валют, встановлені НБУ на: 06.07.2022
14:55 - Филиппинская SteelAsia вложится в собственное электросталеплавильное производство
14:55 - Польский сортопрокатчик Cognor вложится в две новые производственные линии
14:55 - В июне российское горячебрикетированное железо оказалось дешевле лома
14:55 - По итогам мая чермет Турции удвоил экспорт катанки
14:25 - Ukraine Recovery Conference: Олександр Кубраков презентував план «виживання» інфраструктури України
14:25 - Денис Шмигаль: У декларації Конференції в Лугано глави держав і урядів зобов’язалися підтримувати Україну на її шляху до відновлення
14:25 - Вступ-2022: у Торонто буде відкрито тимчасовий екзаменаційний центр для додаткової сесії НМТ
14:25 - Роман Єрмоличев: Діяльність Нацфонду досліджень варто підтримувати та фінансово розвивати
14:25 - Свідоцтва про базову та повну загальну середню освіту отримали понад 90% випускників, – Сергій Шкарлет
14:00 - российские власти признали, что чермету рф придётся работать в убыток
14:00 - Владимир Зеленский не верит в неизбежность втягивания Беларуси в российко-украинскую войну
14:00 - Власти Китая потребуют от национального чермета снижения объёмов производства
13:05 - Мировым IT-компаниям предложили диджитал-лендлиз для Украины
13:05 - Военнообязанные украинцы не могут покидать место жительства без разрешения военкома
13:05 - “Запорожкокс” Рината Ахметова снизил производство продукции на 24%
13:05 - Швейцария удвоит финансирование Украины
13:05 - Кабмин готовит проект сокращения более половины госслужащих и почти половины министерств
13:05 - В Украине создадут собственный банк реконструкции и развития экономики
12:20 - Протягом доби підрозділами ДСНС знешкоджено 774 вибухонебезпечних предмети
12:20 - На Міжнародній конференції у Швейцарії Олексій Чернишов презентував План регіонального відновлення та розвитку України
12:20 - Загальні бойові втрати противника з 24.02 по 05.07
12:20 - ПФУ повідомляє, як отримати пенсії громадянам, які тимчасово змінили фактичне місце проживання та отримували кошти через АТ "Укрпошта"


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар19.8421
Канадський долар22.5785
Юань Женьміньбі4.3628
Куна4.0019
Чеська крона1.2167
Данська крона4.0474
Гонконгівський долар3.7281
Форинт0.073939
Індійська рупія0.3688
Рупія0.0019511
Новий ізраїльський шекель8.2784
Єна0.21515
Теньге0.062783
Вона0.022507
Мексиканське песо1.4338
Молдовський лей1.5292
Новозеландський долар17.9669
Норвезька крона2.9332
Російський рубль0.47937
Сінгапурський долар20.8428
Ренд1.7841
Шведська крона2.7886
Швейцарський франк30.3034
Єгипетський фунт1.5499
Фунт стерлінгів35.1044
Долар США29.2549
Білоруський рубль10.6335
Азербайджанський манат17.2483
Румунський лей6.0919
Турецька ліра1.7196
СПЗ (спеціальні права запозичення)38.7028
Болгарський лев15.3965
Євро30.1135
Злотий6.3531
Алжирський динар0.19974
Така0.31305
Вірменський драм0.071842
Домініканське песо0.53468
Іранський ріал0.00069655
Іракський динар0.020038
Сом0.36799
Ліванський фунт0.019406
Лівійський динар6.0549
Малайзійський ринггіт6.6357
Марокканський дирхам2.8798
Пакистанська рупія0.14291
Саудівський ріял7.7961
Донг0.0012565
Бат0.82706
Дирхам ОАЕ7.9649
Туніський динар9.388
Узбецький сум0.0026923
Новий тайванський долар0.98362
Туркменський новий манат8.3585
Сербський динар0.25896
Сомоні2.7709
Ларі9.9931
Бразильський реал5.6474
Золото52604.7
Срібло577.02
Платина25583.12
Паладій56019.04

Курси валют, встановлені НБУ на: 06.07.2022

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
225668933.4933.4933.4933.45600.40
225791968.09968.09968.09968.097282941.07
2258091003.541003.541003.541003.548028.32
225866994.12994.12994.12994.12396653.88
2259081021.471021.471021.471021.4714300.58
225981983.46983.46983.46983.46800536.44

Дані за 04.07.2022