Принятый законопроект №7360 фактически вернул в страну старую несправедливую модель взимания налогов

25.05.2022 19:30 | Укррудпром

zn.ua, 24 мая 2022. Опубликовано 17:30 25 мая 2022 года Как создать комфортную среду для быстрого восстановления экономики.

 Не секрет, что Украина в довоенное время находилась среди стран с довольно слабой экономикой. Так, по статистике МВФ, 12 из 30 лет (или 40% периода своего независимого существования) демонстрировались отрицательные или нулевые темпы роста. Не последней по значимости причиной такого положения было то, что экономика стала своеобразным заложником большого по размеру правительства, — уровень перераспределения через публичные финансы достигает более 40% от ВВП. Указанное создавало и создает до сих пор “особый” подход государства в вопросах формирования доходной части бюджета, базирующийся в первую очередь на агрессивной политике сбора налогов с бизнеса и экономически активных граждан, потому что наибольший удельный вес в общем объеме поступлений в бюджет приходится именно на налоги (около 80%). Этот порочный круг удалось разорвать только под давлением войны, вызвавшей потерю трети экономики, половины доходов бюджета и вынужденную миграцию каждого четвертого украинца. Власть на мгновение осознала, что экономика нуждается в простой и справедливой налоговой системе, включающей набор довольно понятных решений (говорим о законах №2118, 2120, 2142 и 2173):

снижение вмешательства государства в хозяйственную деятельность, в частности мораторий на проверки, сокращение регуляций и контроля;

введение умеренных по размеру налогов, а именно: замена уплаты налога на прибыль и НДС единым налогом по ставке 2% от дохода;

почти полное отсутствие налогов на границе, исключение было сделано для некоторых подакцизных товаров.

То есть за март-апрель было создано то, чего не смогли сделать с середины 2019 года, — комфортная среда для быстрого восстановления экономики. Без проверок, давления и вмешательства (отчитывайся и плати налоги по возможности и без проверок).

К сожалению, политика возвращения к здоровым отношениям между государством и налогоплательщиком продержалась очень короткое время. Принятый 12 мая Верховной Радой законопроект №7360 фактически отменял “мирное соглашение” и вернул в страну старую несправедливую модель взимания налогов. Не удивительно, что такой резкий разворот вызвал возмущение бизнеса и требование об отставке главного его идеолога во власти. Но смену соответствующих персоналий следовало бы закрепить еще одним важным решениям: государству необходимо продолжать на основе радикальных реформ войны выстраивать постоянную фискальную модель, которая станет одной из самых комфортных и конкурентных налоговых систем в мире и будет выражаться в следующем:

небольшом размере государства;

ответственной макроэкономической политике;

минимально необходимых регуляциях;

умеренных налогах.

Это возможно сделать на основе всемирно известных принципов налогообложения Адама Смита (так называемая декларация прав налогоплательщика), изложенных в его фундаментальном труде “Исследование о природе и причинах богатства народов”. Именно они сделают украинскую налоговую систему идеальной, а именно — простой, справедливой, стабильной и удобной.

Принцип простоты (каждый налог должен взиматься тогда или таким образом, когда и как плательщику будет удобно его платить)

Сложное и раздутое законодательство не в состоянии обслуживать ослабленную войной экономику и продуцировать экономический рост. На этапах малого и среднего бизнеса требуется “примитивная” налоговая система, отвлекающая минимум времени и средств у налогоплательщиков. Это означает, что и общую систему налогообложения, и упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности надо не усложнять, а наоборот, упрощать.

 

Так, в Великобритании, в которой одна из самых эффективных налоговых систем в мире, одним из ключевых в налоговой службе является специальное подразделение — Управление по упрощению налогов. Аналогичная структура будет уместной и у нас, например, в составе Министерства финансов или офиса президента. При этом надо завершить процесс, начатый в 2010 году, когда действовали 42 налога и сбора, и окончательно сократить количество налогов до восьми. Пример приведен в таблице.

Количество налогов станет ограниченным на законодательном уровне, а процедура блокирования налоговых накладных — ограниченной во времени. Благодаря переходу с устаревшего налога на прибыль к налогообложению только выведенного капитала (так называемый НнВК) с осуществлением фискально ответственного снижения налоговой нагрузки на труд (см. ниже) Украина значительно усилит конкурентность налоговой системы.

 

 Принцип справедливости (плательщики принимают участие в содержании правительства согласно доходу, соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству налогообложения)

Отменяем большинство существующих налоговых льгот, преференций и сниженных ставок (их около 270 в Налоговом кодексе), реализовав следующий подход: “при условии умеренных ставок достичь эффективного сбора налогов на максимально широкой налоговой базе”. Это позволит создать финансовый базис для снижения ставок основных налогов, прежде всего прямых — на зарплату и прибыль, как самых вредных для экономического развития.

Украина сможет предложить невысокие унифицированные ставки без искажений конкуренции и дискриминации отдельных групп налогоплательщиков. Будут внедрены ежегодный расчет и публикация правительством национального Tax Gap. Вместо уже вполне провального специального декларирования 2021—2022 годов будет реализована добровольная Программа раскрытия информации об активах/доходах по ставкам, близким к 0%, которая вернет доверие и миллиарды долларов, убежавших из страны.

Будет расти прогрессивность системы налогообложения: налоги на элитное имущество и чрезвычайные доходы смогут профинансировать важные социальные программы для граждан. Агрессивная налоговая политика по отношению к малому бизнесу (тотальная фискализация и ограничения) уйдет в прошлое, ее заменит мягкое стимулирование к добровольной детенизации.

 Принцип стабильности (определенность того, что каждое лицо обязано платить, представляется делом такого большого значения, что довольно существенная степень неравномерности является намного меньшим злом, чем довольно малая степень неопределенности)

Наше налоговое законодательство не может быть выполненным, его невозможно объективно трактовать вследствие того, что государство меняет старые и пишет новые законы с неразумной скоростью, а контролирующие органы искажают/трактуют их по своему усмотрению. Налоговый кодекс за 2011—2021 годы вырос по объему почти в полтора раза, в него вносились изменения и поправки 168 законами. Нужно ввести как минимум двухлетний мораторий на возможность изменения налогового законодательства. А потом (в 2024-м или 2025 году) принять специальную законодательную процедуру (аналогичную процедуре принятия закона о бюджете), чтобы изменения в налоговое законодательство вносились исключительно по представлению правительства не чаще одного-двух раз в год. Это повысит предсказуемость национальной налоговой системы для инвесторов и налогоплательщиков.

 Принцип удобства (каждый налог должен взиматься в то время или таким образом, когда его плательщику должно быть наиболее удобно платить)

Страна уже сегодня может и должна иметь полностью цифровую налоговую систему, способную поддерживать налогоплательщиков во всем мире, предоставляя возможность соблюдать 100% требований и процедур налогового законодательства в бесконтактном адаптивном удаленном режиме, а также удовлетворять полный спектр их (плательщиков) потребностей. Следует отметить, что у налоговой службы очень неплохие действующие инструментарии, такие как электронный кабинет или единый счет для уплаты налогов, хотя их недостатками являются несовместимость между собой и отсутствие комплексности (только для отдельных видов плательщиков и налогов). Это требует повышения степени универсальности цифровых налоговых услуг (реализация британского формата “решение любой проблемы любого налогоплательщика за один цифровой контакт”).

Предложенный подход позволит Украине на протяжении всего лишь нескольких лет построить своеобразную конституцию экономической свободы и получить одну из самых комфортных налоговых систем в мире, которая станет драйвером экономического форсажа Украины, что даст возможность еще больше финансировать армию, прекратить утечку мозгов из страны и реализовать потенциал нации.

Все, что не вписывается в эту модель, должно быть совместными действиями правительства, парламента и бизнеса в ближайшие несколько лет отброшено или в случае крайней необходимости (например международные обязательства страны, увеличивающие налоговое давление и административное бремя) отложено на максимально допустимый срок или отменено. В ином случае до тех пор, пока украинское налоговое законодательство будет оставаться несправедливым, избирательным и дискреционным, и попытка перезапуска экономики, и предложенный Евросоюзом План восстановления для Украины будут под угрозой или как минимум значительно ослаблены.

Вячеслав ЧЕРКАШИН, старший аналитик Института социально-экономической трансформации

Додати коментар

Користувач:
email:





Новий день на ринку,
Інвестиції квапляться,
Золоті перспективи.

- Fin.Org.UA

Новини

17:05 - UPG дозволили взяти під контроль ще 23 заправки Коломойського
16:32 - Мінрегіон оголосив конкурс на 40-річну концесію для порту Чорноморськ
15:50 - Португалія внесе 50 млн євро в ініціативу з купівлі зброї США для України
13:55 - Для Дніпропетровщини збільшать доступні обсяги електроенергії – Кулеба
12:50 - Зеленський: Норвегія допоможе Україні з енергетичною стійкістю
11:45 - В Маяках на трасі "Одеса-Рені" скасували обмеження руху
11:10 - московія знову атакувала транспортну, портову та промислову інфраструктури Одещини
10:10 - Відрізати Бессарабію від решти Одещини не вдасться – Агентство відновлення
07:35 - Фінансовий астрологічний прогноз на 21.12.2025
20:20 - ДТЕК опублікував завтрашній графік погодинних відключень у Києві
19:15 - 21 грудня графіки відключень діятимуть у більшості регіонів України
18:00 - Затримки зарплат у росії перетворюються на масове явище – СЗРУ
18:00 - Відбувся анонс видання "Гривня. Більше ніж гроші" від Українського Дому та Національного банку України
16:50 - Експорт залізної руди з України у 2026 році може знизитися на 5% – GMK Center
15:58 - Сполучення через Дністер буде покращено у найближчі 48 годин – Кіпер
15:10 - Чиновники спрогнозували, коли транспортне сполучення на Одещині відновиться в повному обсязі
13:55 - У Херсоні на будівництві шкільного укриття виявили привласнення коштів
13:00 - Податковий борг негативно вплинув на виконання держбюджету – Рахункова палата
12:00 - московія зранку атакувала порт Південний — є влучання в резервуари
11:40 - Вночі росіяни атакували енергетичні об’єкти України у чотирьох областях
11:16 - У Харкові ухвалили бюджет міста на 2026 рік
10:15 - "Укрзалізниця" призначила додаткові вагони до Кишинева з Одеси та Києва
23:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:00 - Новини 19 грудня: 90 мільярдів євро для України, удар по мосту
20:50 - У Європарламенті вважають, що ЄС зрештою ухвалить рішення про "репараційну позику"
20:20 - Україна отримала 125 мільйонів доларів від Світового банку
19:50 - У США погодили інвестицію, ймовірно, мільярдів доларів Nvidia у Intel
19:25 - Україна та Молдова готують альтернативні маршрути після удару московія по стратегічному мосту
18:55 - За поширення неправди про "Антидот гель", "Лізобам" та "Фосфалімін" 3 компанії оштрафували на 40 мільйонів
18:46 - Голова Центробанку московії попередила про сплеск інфляції у московія


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32624
Австралійський долар27.9049
Така0.34562
Канадський долар30.6345
Юань Женьміньбі6.0003
Чеська крона2.0339
Данська крона6.622
Гонконгівський долар5.4298
Форинт0.127908
Індійська рупія0.47275
Рупія0.0025226
Новий ізраїльський шекель13.154
Єна0.2687
Теньге0.081631
Вона0.028574
Ліванський фунт0.000472
Малайзійський ринггіт10.3651
Мексиканське песо2.3444
Молдовський лей2.4938
Новозеландський долар24.2589
Норвезька крона4.1536
Саудівський ріял11.2638
Сінгапурський долар32.6795
Донг0.0016053
Ренд2.5171
Шведська крона4.5377
Швейцарський франк53.0955
Бат1.34232
Дирхам ОАЕ11.5027
Туніський динар14.4854
Єгипетський фунт0.8878
Фунт стерлінгів56.4984
Долар США42.2481
Сербський динар0.42155
Азербайджанський манат24.8518
Румунський лей9.7207
Турецька ліра0.9869
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.697
Болгарський лев25.2967
Євро49.4725
Ларі15.6678
Злотий11.747
Золото182752.18
Срібло2778.61
Платина81322.95
Паладій70905.41

Курси валют, встановлені НБУ на 22.12.2025