Принятый законопроект №7360 фактически вернул в страну старую несправедливую модель взимания налогов

25.05.2022 19:30 | Укррудпром

zn.ua, 24 мая 2022. Опубликовано 17:30 25 мая 2022 года Как создать комфортную среду для быстрого восстановления экономики.

 Не секрет, что Украина в довоенное время находилась среди стран с довольно слабой экономикой. Так, по статистике МВФ, 12 из 30 лет (или 40% периода своего независимого существования) демонстрировались отрицательные или нулевые темпы роста. Не последней по значимости причиной такого положения было то, что экономика стала своеобразным заложником большого по размеру правительства, — уровень перераспределения через публичные финансы достигает более 40% от ВВП. Указанное создавало и создает до сих пор “особый” подход государства в вопросах формирования доходной части бюджета, базирующийся в первую очередь на агрессивной политике сбора налогов с бизнеса и экономически активных граждан, потому что наибольший удельный вес в общем объеме поступлений в бюджет приходится именно на налоги (около 80%). Этот порочный круг удалось разорвать только под давлением войны, вызвавшей потерю трети экономики, половины доходов бюджета и вынужденную миграцию каждого четвертого украинца. Власть на мгновение осознала, что экономика нуждается в простой и справедливой налоговой системе, включающей набор довольно понятных решений (говорим о законах №2118, 2120, 2142 и 2173):

снижение вмешательства государства в хозяйственную деятельность, в частности мораторий на проверки, сокращение регуляций и контроля;

введение умеренных по размеру налогов, а именно: замена уплаты налога на прибыль и НДС единым налогом по ставке 2% от дохода;

почти полное отсутствие налогов на границе, исключение было сделано для некоторых подакцизных товаров.

То есть за март-апрель было создано то, чего не смогли сделать с середины 2019 года, — комфортная среда для быстрого восстановления экономики. Без проверок, давления и вмешательства (отчитывайся и плати налоги по возможности и без проверок).

К сожалению, политика возвращения к здоровым отношениям между государством и налогоплательщиком продержалась очень короткое время. Принятый 12 мая Верховной Радой законопроект №7360 фактически отменял “мирное соглашение” и вернул в страну старую несправедливую модель взимания налогов. Не удивительно, что такой резкий разворот вызвал возмущение бизнеса и требование об отставке главного его идеолога во власти. Но смену соответствующих персоналий следовало бы закрепить еще одним важным решениям: государству необходимо продолжать на основе радикальных реформ войны выстраивать постоянную фискальную модель, которая станет одной из самых комфортных и конкурентных налоговых систем в мире и будет выражаться в следующем:

небольшом размере государства;

ответственной макроэкономической политике;

минимально необходимых регуляциях;

умеренных налогах.

Это возможно сделать на основе всемирно известных принципов налогообложения Адама Смита (так называемая декларация прав налогоплательщика), изложенных в его фундаментальном труде “Исследование о природе и причинах богатства народов”. Именно они сделают украинскую налоговую систему идеальной, а именно — простой, справедливой, стабильной и удобной.

Принцип простоты (каждый налог должен взиматься тогда или таким образом, когда и как плательщику будет удобно его платить)

Сложное и раздутое законодательство не в состоянии обслуживать ослабленную войной экономику и продуцировать экономический рост. На этапах малого и среднего бизнеса требуется “примитивная” налоговая система, отвлекающая минимум времени и средств у налогоплательщиков. Это означает, что и общую систему налогообложения, и упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности надо не усложнять, а наоборот, упрощать.

 

Так, в Великобритании, в которой одна из самых эффективных налоговых систем в мире, одним из ключевых в налоговой службе является специальное подразделение — Управление по упрощению налогов. Аналогичная структура будет уместной и у нас, например, в составе Министерства финансов или офиса президента. При этом надо завершить процесс, начатый в 2010 году, когда действовали 42 налога и сбора, и окончательно сократить количество налогов до восьми. Пример приведен в таблице.

Количество налогов станет ограниченным на законодательном уровне, а процедура блокирования налоговых накладных — ограниченной во времени. Благодаря переходу с устаревшего налога на прибыль к налогообложению только выведенного капитала (так называемый НнВК) с осуществлением фискально ответственного снижения налоговой нагрузки на труд (см. ниже) Украина значительно усилит конкурентность налоговой системы.

 

 Принцип справедливости (плательщики принимают участие в содержании правительства согласно доходу, соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству налогообложения)

Отменяем большинство существующих налоговых льгот, преференций и сниженных ставок (их около 270 в Налоговом кодексе), реализовав следующий подход: “при условии умеренных ставок достичь эффективного сбора налогов на максимально широкой налоговой базе”. Это позволит создать финансовый базис для снижения ставок основных налогов, прежде всего прямых — на зарплату и прибыль, как самых вредных для экономического развития.

Украина сможет предложить невысокие унифицированные ставки без искажений конкуренции и дискриминации отдельных групп налогоплательщиков. Будут внедрены ежегодный расчет и публикация правительством национального Tax Gap. Вместо уже вполне провального специального декларирования 2021—2022 годов будет реализована добровольная Программа раскрытия информации об активах/доходах по ставкам, близким к 0%, которая вернет доверие и миллиарды долларов, убежавших из страны.

Будет расти прогрессивность системы налогообложения: налоги на элитное имущество и чрезвычайные доходы смогут профинансировать важные социальные программы для граждан. Агрессивная налоговая политика по отношению к малому бизнесу (тотальная фискализация и ограничения) уйдет в прошлое, ее заменит мягкое стимулирование к добровольной детенизации.

 Принцип стабильности (определенность того, что каждое лицо обязано платить, представляется делом такого большого значения, что довольно существенная степень неравномерности является намного меньшим злом, чем довольно малая степень неопределенности)

Наше налоговое законодательство не может быть выполненным, его невозможно объективно трактовать вследствие того, что государство меняет старые и пишет новые законы с неразумной скоростью, а контролирующие органы искажают/трактуют их по своему усмотрению. Налоговый кодекс за 2011—2021 годы вырос по объему почти в полтора раза, в него вносились изменения и поправки 168 законами. Нужно ввести как минимум двухлетний мораторий на возможность изменения налогового законодательства. А потом (в 2024-м или 2025 году) принять специальную законодательную процедуру (аналогичную процедуре принятия закона о бюджете), чтобы изменения в налоговое законодательство вносились исключительно по представлению правительства не чаще одного-двух раз в год. Это повысит предсказуемость национальной налоговой системы для инвесторов и налогоплательщиков.

 Принцип удобства (каждый налог должен взиматься в то время или таким образом, когда его плательщику должно быть наиболее удобно платить)

Страна уже сегодня может и должна иметь полностью цифровую налоговую систему, способную поддерживать налогоплательщиков во всем мире, предоставляя возможность соблюдать 100% требований и процедур налогового законодательства в бесконтактном адаптивном удаленном режиме, а также удовлетворять полный спектр их (плательщиков) потребностей. Следует отметить, что у налоговой службы очень неплохие действующие инструментарии, такие как электронный кабинет или единый счет для уплаты налогов, хотя их недостатками являются несовместимость между собой и отсутствие комплексности (только для отдельных видов плательщиков и налогов). Это требует повышения степени универсальности цифровых налоговых услуг (реализация британского формата “решение любой проблемы любого налогоплательщика за один цифровой контакт”).

Предложенный подход позволит Украине на протяжении всего лишь нескольких лет построить своеобразную конституцию экономической свободы и получить одну из самых комфортных налоговых систем в мире, которая станет драйвером экономического форсажа Украины, что даст возможность еще больше финансировать армию, прекратить утечку мозгов из страны и реализовать потенциал нации.

Все, что не вписывается в эту модель, должно быть совместными действиями правительства, парламента и бизнеса в ближайшие несколько лет отброшено или в случае крайней необходимости (например международные обязательства страны, увеличивающие налоговое давление и административное бремя) отложено на максимально допустимый срок или отменено. В ином случае до тех пор, пока украинское налоговое законодательство будет оставаться несправедливым, избирательным и дискреционным, и попытка перезапуска экономики, и предложенный Евросоюзом План восстановления для Украины будут под угрозой или как минимум значительно ослаблены.

Вячеслав ЧЕРКАШИН, старший аналитик Института социально-экономической трансформации

Додати коментар

Користувач:
email:





Bears growl and attack
Investors scramble to flee
Crash or correction?

- Fin.Org.UA

Новини

07:35 - Фінансовий астрологічний прогноз на 15.11.2025
23:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:20 - Через московитський обстріл ЗАЕС знову під загрозою
21:00 - Понад 6 000 декларацій оформлено через єДозвіл
21:00 - Новини 14 листопада: чергова атака московія по енергетиці, реакція Коломойського на підозру Міндічу
20:30 - США досягли торгової угоди зі Швейцарією
20:25 - Українці почали активніше купувати вантажівки: найпопулярніші нові та вживані моделі
19:55 - "Лукойл" шукає нових покупців для активів після зриву угоди з Gunvor
19:45 - Кожен п'ятий українець працює в агросекторі: як галузь тримає економіку під час війни
19:30 - Запорізька АЕС втратила живлення основної лінії електропередачі
19:20 - Українські дрони зупинили роботу Саратовського НПЗ "Роснафти"
19:00 - Перший день ReBuild Ukraine 2025: Мінекономіки презентувало інструменти залучення інвестицій у відновлення України
18:45 - Прикордонники назвали найменш завантажені пункти пропуску
18:35 - Вихід грального бізнесу з тіні "забуксував": сплата податків зросла лише на 0,2% цьогоріч
18:25 - Після удару по порту Новоросійська московія зупинила експорт 2% світових поставок нафти
17:56 - У суботу 15 листопада графіки відключень світла діятимуть цілодобово
17:50 - Нацбанк показав курс долара і євро на понеділок 17 листопада
17:45 - Україна наростила експорт м'яса птиці: найголовніші покупці
17:30 - Фонд відбудови: Україна та США призначили інвестиційного радника
17:05 - Зеленський підписав закон про виплату 50 тисяч гривень при народженні дитини
17:04 - ReBuild 2025: 17 країн на зустрічі Спеціальних представників із відновлення України
17:00 - Держбюджет отримав понад 13,2 мільярдів "податку на Google": найбільші платники
16:46 - Офіційний бюлетень «Охорона прав на сорти рослин» Випуск 10, 2025
16:44 - ВІДДІЛ КОМУНІКАЦІЙ З ГРОМАДСЬКІСТЮ УПРАВЛІННЯ ІНФОРМАЦІЙНОЇ ВЗАЄМОДІЇ ГУ ДПС У ДНІПРОПЕТРОВСЬКІЙ ОБЛАСТІ (ТЕРИТОРІЯ ОБСЛУГОВУВАННЯ - МІСТО ДНІПРО) ІНФОРМУЄ!
16:40 - Китай міг таємно купити в 10 разів більше золота, ніж офіційно повідомляв
16:36 - Порядок реєстрації контролюючими органами неприбуткових організацій та установ
16:35 - За яким кодом бюджетної класифікації сплачується податок на нерухоме майно, відмінне від земельної ділянки?
16:33 - Визначення загального мінімального податкового зобов’язання ФОПом – платником єдиного податку четвертої групи
16:32 - Про формування загального оподатковуваного доходу та витрат особою, яка провадить незалежну професійну діяльність
16:30 - Мінлива архітектура доларової системи: від домінування до диверсифікації


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32316
Австралійський долар27.4326
Така0.34392
Канадський долар29.9874
Юань Женьміньбі5.9242
Чеська крона2.0245
Данська крона6.5591
Гонконгівський долар5.4091
Форинт0.127308
Індійська рупія0.47376
Рупія0.0025166
Новий ізраїльський шекель12.9844
Єна0.27309
Теньге0.08021
Вона0.028996
Ліванський фунт0.000469
Малайзійський ринггіт10.1726
Мексиканське песо2.2898
Молдовський лей2.4855
Новозеландський долар23.9031
Норвезька крона4.1768
Саудівський ріял11.2113
Сінгапурський долар32.3676
Донг0.0015955
Ренд2.4566
Шведська крона4.4589
Швейцарський франк53.3126
Бат1.29784
Дирхам ОАЕ11.4463
Туніський динар14.3259
Єгипетський фунт0.8909
Фунт стерлінгів55.4033
Долар США42.0423
Сербський динар0.41787
Азербайджанський манат24.7279
Румунський лей9.6323
Турецька ліра0.9932
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.282
Болгарський лев25.0341
Євро48.9835
Ларі15.5401
Злотий11.5704
Золото172932.59
Срібло2177.5
Платина65248.39
Паладій59181.68

Курси валют, встановлені НБУ на 17.11.2025