Принятый законопроект №7360 фактически вернул в страну старую несправедливую модель взимания налогов

25.05.2022 19:30 | Укррудпром

zn.ua, 24 мая 2022. Опубликовано 17:30 25 мая 2022 года Как создать комфортную среду для быстрого восстановления экономики.

 Не секрет, что Украина в довоенное время находилась среди стран с довольно слабой экономикой. Так, по статистике МВФ, 12 из 30 лет (или 40% периода своего независимого существования) демонстрировались отрицательные или нулевые темпы роста. Не последней по значимости причиной такого положения было то, что экономика стала своеобразным заложником большого по размеру правительства, — уровень перераспределения через публичные финансы достигает более 40% от ВВП. Указанное создавало и создает до сих пор “особый” подход государства в вопросах формирования доходной части бюджета, базирующийся в первую очередь на агрессивной политике сбора налогов с бизнеса и экономически активных граждан, потому что наибольший удельный вес в общем объеме поступлений в бюджет приходится именно на налоги (около 80%). Этот порочный круг удалось разорвать только под давлением войны, вызвавшей потерю трети экономики, половины доходов бюджета и вынужденную миграцию каждого четвертого украинца. Власть на мгновение осознала, что экономика нуждается в простой и справедливой налоговой системе, включающей набор довольно понятных решений (говорим о законах №2118, 2120, 2142 и 2173):

снижение вмешательства государства в хозяйственную деятельность, в частности мораторий на проверки, сокращение регуляций и контроля;

введение умеренных по размеру налогов, а именно: замена уплаты налога на прибыль и НДС единым налогом по ставке 2% от дохода;

почти полное отсутствие налогов на границе, исключение было сделано для некоторых подакцизных товаров.

То есть за март-апрель было создано то, чего не смогли сделать с середины 2019 года, — комфортная среда для быстрого восстановления экономики. Без проверок, давления и вмешательства (отчитывайся и плати налоги по возможности и без проверок).

К сожалению, политика возвращения к здоровым отношениям между государством и налогоплательщиком продержалась очень короткое время. Принятый 12 мая Верховной Радой законопроект №7360 фактически отменял “мирное соглашение” и вернул в страну старую несправедливую модель взимания налогов. Не удивительно, что такой резкий разворот вызвал возмущение бизнеса и требование об отставке главного его идеолога во власти. Но смену соответствующих персоналий следовало бы закрепить еще одним важным решениям: государству необходимо продолжать на основе радикальных реформ войны выстраивать постоянную фискальную модель, которая станет одной из самых комфортных и конкурентных налоговых систем в мире и будет выражаться в следующем:

небольшом размере государства;

ответственной макроэкономической политике;

минимально необходимых регуляциях;

умеренных налогах.

Это возможно сделать на основе всемирно известных принципов налогообложения Адама Смита (так называемая декларация прав налогоплательщика), изложенных в его фундаментальном труде “Исследование о природе и причинах богатства народов”. Именно они сделают украинскую налоговую систему идеальной, а именно — простой, справедливой, стабильной и удобной.

Принцип простоты (каждый налог должен взиматься тогда или таким образом, когда и как плательщику будет удобно его платить)

Сложное и раздутое законодательство не в состоянии обслуживать ослабленную войной экономику и продуцировать экономический рост. На этапах малого и среднего бизнеса требуется “примитивная” налоговая система, отвлекающая минимум времени и средств у налогоплательщиков. Это означает, что и общую систему налогообложения, и упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности надо не усложнять, а наоборот, упрощать.

 

Так, в Великобритании, в которой одна из самых эффективных налоговых систем в мире, одним из ключевых в налоговой службе является специальное подразделение — Управление по упрощению налогов. Аналогичная структура будет уместной и у нас, например, в составе Министерства финансов или офиса президента. При этом надо завершить процесс, начатый в 2010 году, когда действовали 42 налога и сбора, и окончательно сократить количество налогов до восьми. Пример приведен в таблице.

Количество налогов станет ограниченным на законодательном уровне, а процедура блокирования налоговых накладных — ограниченной во времени. Благодаря переходу с устаревшего налога на прибыль к налогообложению только выведенного капитала (так называемый НнВК) с осуществлением фискально ответственного снижения налоговой нагрузки на труд (см. ниже) Украина значительно усилит конкурентность налоговой системы.

 

 Принцип справедливости (плательщики принимают участие в содержании правительства согласно доходу, соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству налогообложения)

Отменяем большинство существующих налоговых льгот, преференций и сниженных ставок (их около 270 в Налоговом кодексе), реализовав следующий подход: “при условии умеренных ставок достичь эффективного сбора налогов на максимально широкой налоговой базе”. Это позволит создать финансовый базис для снижения ставок основных налогов, прежде всего прямых — на зарплату и прибыль, как самых вредных для экономического развития.

Украина сможет предложить невысокие унифицированные ставки без искажений конкуренции и дискриминации отдельных групп налогоплательщиков. Будут внедрены ежегодный расчет и публикация правительством национального Tax Gap. Вместо уже вполне провального специального декларирования 2021—2022 годов будет реализована добровольная Программа раскрытия информации об активах/доходах по ставкам, близким к 0%, которая вернет доверие и миллиарды долларов, убежавших из страны.

Будет расти прогрессивность системы налогообложения: налоги на элитное имущество и чрезвычайные доходы смогут профинансировать важные социальные программы для граждан. Агрессивная налоговая политика по отношению к малому бизнесу (тотальная фискализация и ограничения) уйдет в прошлое, ее заменит мягкое стимулирование к добровольной детенизации.

 Принцип стабильности (определенность того, что каждое лицо обязано платить, представляется делом такого большого значения, что довольно существенная степень неравномерности является намного меньшим злом, чем довольно малая степень неопределенности)

Наше налоговое законодательство не может быть выполненным, его невозможно объективно трактовать вследствие того, что государство меняет старые и пишет новые законы с неразумной скоростью, а контролирующие органы искажают/трактуют их по своему усмотрению. Налоговый кодекс за 2011—2021 годы вырос по объему почти в полтора раза, в него вносились изменения и поправки 168 законами. Нужно ввести как минимум двухлетний мораторий на возможность изменения налогового законодательства. А потом (в 2024-м или 2025 году) принять специальную законодательную процедуру (аналогичную процедуре принятия закона о бюджете), чтобы изменения в налоговое законодательство вносились исключительно по представлению правительства не чаще одного-двух раз в год. Это повысит предсказуемость национальной налоговой системы для инвесторов и налогоплательщиков.

 Принцип удобства (каждый налог должен взиматься в то время или таким образом, когда его плательщику должно быть наиболее удобно платить)

Страна уже сегодня может и должна иметь полностью цифровую налоговую систему, способную поддерживать налогоплательщиков во всем мире, предоставляя возможность соблюдать 100% требований и процедур налогового законодательства в бесконтактном адаптивном удаленном режиме, а также удовлетворять полный спектр их (плательщиков) потребностей. Следует отметить, что у налоговой службы очень неплохие действующие инструментарии, такие как электронный кабинет или единый счет для уплаты налогов, хотя их недостатками являются несовместимость между собой и отсутствие комплексности (только для отдельных видов плательщиков и налогов). Это требует повышения степени универсальности цифровых налоговых услуг (реализация британского формата “решение любой проблемы любого налогоплательщика за один цифровой контакт”).

Предложенный подход позволит Украине на протяжении всего лишь нескольких лет построить своеобразную конституцию экономической свободы и получить одну из самых комфортных налоговых систем в мире, которая станет драйвером экономического форсажа Украины, что даст возможность еще больше финансировать армию, прекратить утечку мозгов из страны и реализовать потенциал нации.

Все, что не вписывается в эту модель, должно быть совместными действиями правительства, парламента и бизнеса в ближайшие несколько лет отброшено или в случае крайней необходимости (например международные обязательства страны, увеличивающие налоговое давление и административное бремя) отложено на максимально допустимый срок или отменено. В ином случае до тех пор, пока украинское налоговое законодательство будет оставаться несправедливым, избирательным и дискреционным, и попытка перезапуска экономики, и предложенный Евросоюзом План восстановления для Украины будут под угрозой или как минимум значительно ослаблены.

Вячеслав ЧЕРКАШИН, старший аналитик Института социально-экономической трансформации

Додати коментар

Користувач:
email:





Зберігайте гроші в банківській якірності, а не в морських глибинах.

- Fin.Org.UA

Новини

18:00 - За тиждень Нацбанк продав 661 мільйон доларів
17:00 - Гетманцев прокоментував законопроєкт, який може амністувати ОПК за корупційні злочини
15:54 - BlackRock припинила перемовини про інвестиційний фонд для України після перемоги Трампа
14:54 - Частина Чугуєва без світла після російської атаки – мер
13:58 - ОПЕК+ знижує ціни: домовились про більший видобуток
13:02 - московіяни атакували відділення "Нової пошти" у Чугуєві
12:01 - США почнуть переговори з Китаєм щодо угоди з TikTok з наступного тижня – Трамп
10:55 - Трамп заявив, що підписав листи про мита до 12 країн
10:00 - CMO monobank іде з посади після восьми років
07:35 - Фінансовий астрологічний прогноз на 05.07.2025
00:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:00 - Новини 4 липня: блекаут на ЗАЕС через московія та наслідки атаки по Києву
20:40 - На Google подали антимонопольну скаргу в ЄС через AI Overviews
20:15 - Трамп готовий дозволити фермерам мати своїх мігрантів-робітників
19:45 - Індія може подвоїти експорт товарів до США через торгову угоду
19:20 - Європейські акції відреагували на наближення дедлайну щодо мит від США
18:50 - МАГАТЕ вивело фахівців з Ірану: навколо ядерної програми тепер інформаційний вакуум
18:30 - Удар окупантів спричинив блекаут на Запорізькій атомній електростанції
18:22 - На ЗАЕС стався блекаут через удар московія
18:05 - "Прекрасний" закон Трампа рятує США від дефолту – і штовхає в боргову яму
17:45 - В обігу з’явиться монета, присвячена Національній поліції України
17:30 - Нацбанк показав, яким буде курс валют після вихідних
17:22 - Macroeconomic and Monetary Review, July 2025
17:22 - Макроекономічний та монетарний огляд, липень 2025 року
17:20 - Республіка Корея започатковує нову програму економічного інноваційного партнерства з Україною на 10 млн дол
17:00 - У червні зросли надходження митних платежів до бюджету: основні бюджетоформуючі товари
16:45 - Прогноз про продажі електромобілів та гібридів у Китаї: зі 129 брендів лишаться 15
16:42 - Недбале управління і мільйонні втрати: аудит виявив фінансові порушення в Харківській лікарні №25
16:34 - Рада розгляне законопроєкт про конфіскацію російських вагонів
16:20 - Сезонна робота в Карпатах та Одесі: які зарплати за неї можна отримати


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32235
Австралійський долар27.3713
Така0.34041
Канадський долар30.7083
Юань Женьміньбі5.8265
Чеська крона1.9928
Данська крона6.5835
Гонконгівський долар5.3167
Форинт0.123226
Індійська рупія0.48873
Рупія0.0025784
Новий ізраїльський шекель12.4591
Єна0.28904
Теньге0.080335
Вона0.030613
Ліванський фунт0.000466
Малайзійський ринггіт9.8837
Мексиканське песо2.2383
Молдовський лей2.4755
Новозеландський долар25.3034
Норвезька крона4.146
Саудівський ріял11.1276
Сінгапурський долар32.7583
Донг0.0015933
Ренд2.3675
Шведська крона4.366
Швейцарський франк52.5685
Бат1.29072
Дирхам ОАЕ11.3621
Туніський динар14.5031
Єгипетський фунт0.8457
Фунт стерлінгів56.9504
Долар США41.7341
Сербський динар0.41919
Азербайджанський манат24.5451
Румунський лей9.7119
Турецька ліра1.0474
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.3874
Болгарський лев25.1183
Євро49.121
Ларі15.3541
Злотий11.5665
Золото139202
Срібло1539.03
Платина58027.09
Паладій47531.38

Курси валют, встановлені НБУ на 07.07.2025