Государственная помощь. Почему правила ее предоставления не работают?

24.05 09:00 | Укррудпром

zn.ua, 23 мая 2022. Опубликовано 08:20 24 мая 2022 года В условиях войны каждый орган власти сам себе Антимонопольный комитет.

Верховная Рада законом остановила антимонопольный контроль над предоставлением государством бюджетных ресурсов компаниям, а всю государственную помощь, предоставляемую во время действия военного положения и в течение года после его отмены, назвала разрешенной. Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) согласился, но его видение контроля предоставления бюджетной поддержки во время войны несколько отличается от депутатского, поэтому в итоге и ожидаемое упрощение процедур может оказаться обманчивым.

Что это за правила и как они работали до военного положения

Речь о правилах предоставления органами власти каким-либо компаниям бюджетных средств, гарантий, налоговых льгот, различных субсидий, компенсаций расходов за тот же государственный счет, в целом — о передаче или потерях бюджетов всех уровней в какой-либо форме.

Что это за правила и как их выполнять, записано в Соглашении об ассоциации Украины с Евросоюзом, законе о государственной помощи, некоторых процедурных актах и немного в моих колонках вот тут. Если коротко, то государство в лице его органов власти должно предоставлять компаниям государственный ресурс в минимально нужном размере только на определенные расходы, для достижения конкретных целей и т.п. Все это для того, чтобы здоровая конкуренция между бизнесом процветала и государственное вмешательство в экономику не нарушало ее баланс.

Заведует выполнением всего этого в Украине Антимонопольный комитет. Он решает, можно ли позволить органам власти тратить бюджетные ресурсы на поддержку отдельных компаний, рассматривая сообщения власти о новой государственной помощи, проводя проверки заявлений о нарушении закона, рассматривая дела, забрасывая запросами о предоставлении информации. Наконец, Комитет может заставить власть и получателей вернуть помощь или разрешает использовать казенное имущество и/или дотации без замечаний либо на своих условиях и с отдельными обязательствами для органов власти.

Святой обязанностью органов власти, от министерств до сельских рад, практически во всех случаях является нотификация проектов программ бюджетной поддержки компаний или деятельности в Антимонопольный комитет, в ином случае такие замыслы незаконны. Также органы власти должны выполнять массу других условий, установленных законом, а именно — отвечать на запросы АМКУ о предоставлении информации для принятия решений о государственной помощи, сообщать о действующей и/или незначительной государственной помощи.

Что же изменилось

Верховная Рада фактически отменила все процедуры, сказав, что “государственная помощь, предоставляемая во время действия военного положения, является допустимой”.

Упрощенный ВРУ механизм предоставления бюджетной помощи позволяет органам власти в условиях войны и в течение года после отмены военного положения не подавать в комитет сообщений о новой государственной помощи с проектами актов органов власти, в которых написано о планах помочь компаниям за счет государственного и/или местных бюджетов. Также предоставители помощи не подают ежегодную информацию о предоставленной в 2021 году действующей и/или незначительной помощи.

Антимонопольный комитет не сопротивлялся, но в разъяснениях о применении этих изменений отметил, что мониторинг АМКУ действующей государственной помощи не останавливается. И в том случае, если Комитет решит, что действующая помощь вредит конкуренции, он может попросить предоставителя помощи изменить условия ее предоставления, выписать дополнительные процедуры выполнения программы государственной помощи или же вообще ее прекратить.

А по поводу “тотальной и безоговорочной допустимости” какой-либо бюджетной помощи в законе Антимонопольный комитет предостерег, что “в случае утверждения предоставителем государственной помощи во время действия военного положения нормативно-правового акта, на основании которого предоставляется или может предоставляться государственная помощь, такая государственная помощь допустима для конкуренции”, но “при этом такая государственная помощь должна соответствовать целям, установленным частью первой статьи 5 закона и частью первой статьи 6 закона”.

Здесь немного объясню о допустимости помощи. Правила содержат аксиому о недопустимости (вреде) государственной помощи в целом из-за ее вредного влияния на конкуренцию. Конечно, существуют исключения, и помощь может быть признана допустимой при определенных условиях и по отдельной процедуре, но в целом допустимая помощь — это, в сущности, та помощь, предоставление которой не оказывает существенного негативного влияния на условия ведения бизнеса и не влияет на конкурентов получателей бюджетных ресурсов.

В законе есть условное деление помощи на “автоматически” допустимую (де-юре разрешенную) и “условно” допустимую (не является априори разрешенной). И к “автоматически” допустимой относятся два вида помощи: для возмещения убытков, причиненных чрезвычайными ситуациями, и социальная помощь для отдельных потребителей. “Автоматическая” помощь подконтрольна АМКУ в части правильности ее квалификации.

“Условно” допустимая помощь — это в целом та помощь, относительно которой АМК должен проверить цели и условия ее предоставления на соответствие правилам предоставления конкретной категории помощи, прописанным в отдельных постановлениях Кабмина о критериях допустимости помощи и/или европейских правилах государственной помощи. По такой помощи у Комитета есть дискреция — разрешать, разрешать с определенными обязательствами для органов власти или запрещать.

Закон называет “условной” помощь на общегосударственные программы развития, на решение социальных и экономических проблем общенационального характера, на поддержку культуры, креативных индустрий, туризма и сохранение культурного наследия.

“Условно” допустимой также является отраслевая и горизонтальная помощь, например, государственная помощь на восстановление платежеспособности и реструктуризацию, помощь на проведение научных исследований, охрану окружающей природной среды, помощь перевозчикам, финучреждениям и т.п.

Сам процесс определения АМКУ допустимой или недопустимой помощи сложен и может занимать годы, а анализ допустимости всегда проводится с учетом целей предоставления помощи. При этом в Украине не существует общих критериев, которые бы давали ответ по поводу допустимости помощи независимо от ее вида и целей предоставления.

Депутаты автоматом причислили всю “условно” допустимую помощь, которая должна была бы проходить комитетский анализ, к допустимой. Вероятно, законодатели то ли забыли, то ли не знали об отдельных категориях помощи, особых условиях предоставления каждого вида, кропотливом процессе ее анализа для определения допустимости. Наконец, и основное: законотворец вряд ли держал в голове возможное вредное влияние бесконтрольного вмешательства государства в экономику, улучшения за счет государства условий ведения бизнеса для одних компаний с оставлением за бортом других.

И хотя АМКУ в своем разъяснении уместно вспоминает о положении Соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом об условной допустимости горизонтальной и отраслевой помощи, он не делает выводов по введенной “автоматической депутатской допустимости”, просто отмечает, что потом они могут все проверить.

Каковы же последствия

Так что получается, что каждый орган власти является неким антимонопольным комитетом, потому что должен знать критерии допустимости каждой категории помощи, терминологию и правила, понимать их значение и самостоятельно проверять, вписываются ли придуманные ими программы бюджетной поддержки в условия предоставления помощи.

Предоставители помощи в кратчайшие сроки должны все изучить, чтобы добросовестно выполнить сказанное комитетом о соответствии целям предоставленной помощи. Потому что если этого не произойдет, то, возможно, после завершения войны в случае инвентаризации всего, что будет принято и издано властью в условиях военного положения, Комитет может заняться проверками на соответствие, оценкой допустимости и возвратом всего, что было роздано в период войны.

Думаю, ВРУ не нужно было вмешиваться в исключительные полномочия АМКУ об оценке допустимости государственной помощи и достаточно было упростить процедуру оптимальным образом, а не называть любую помощь не вредящей конкуренции.

Принятая ВРУ “тотальная и безоговорочная допустимость” государственной помощи без учета разных категорий (видов) помощи и целей ее предоставления может аукнуться в будущем существенным негативным влиянием на условия ведения бизнеса из-за неконтролируемого вмешательства государства в экономику.

Елена ГАДОМСКАЯ, юрист юридической фирмы “Астерс”

 

Добавить комментарий

Автор:

Введите Код, указанный на рисунке
 




Новини

15:35 - Вплив війни на ринок праці у сфері ІТ нижче довоєнного рівня у 4,8 разів
15:35 - 6 порад страховиків щодо міжнародного автострахування за кордоном
15:30 - Курси валют, встановлені НБУ на: 07.07.2022
15:30 - МОН підготувало інформацію щодо особливостей організації 2022/23 навчального року
15:30 - На Рівненщині молодь зможе безоплатно вивчати ІТ-технології
15:21 - ВІДДІЛ КОМУНІКАЦІЙ З ГРОМАДСЬКІСТЮ УПРАВЛІННЯ ІНФОРМАЦІЙНОЇ ВЗАЄМОДІЇ ГУ ДПС У ДНІПРОПЕТРОВСЬКІЙ ОБЛАСТІ (ТЕРИТОРІЯ ОБСЛУГОВУВАННЯ СОБОРНОГО ТА ШЕВЧЕНКІВСЬКОГО РАЙОНІВ М. ДНІПРА) ІНФОРМУЄ!
15:15 - Фонд гарантирования вкладов может забрать выплаченные компенсации у вкладчиков закрытых банков
15:15 - Несмотря на падение объёмов в Европе, индийская Tata Steel рапортует о стабильном производстве стали по итогам квартала
15:15 - Кабмин снизит требования к минимальной температуре в жилых помещениях в новом отопительном сезоне
15:15 - НБУ в мае продал из резервов столько же валюты, сколько “напечатал” гривни
15:15 - Шпион уехал. Да здравствует шпион!
15:15 - На восстановление Мариуполя нужно более 14 млрд долларов
14:40 - Чи застосовуються штрафні санкції за порушення законодавства по єдиному внеску у період воєнного стану в Україні?
14:39 - ФОП – «загальносистемникам» про ведення обліку доходів і витрат
14:38 - У червні поточного року надходження податків і зборів від платників Дніпропетровщини перевищили 4,7 млрд гривень
14:36 - Подання декларації про майновий стан і доходи фізособою – «незалежником»
14:35 - На підставі яких документів за звітні періоди лютий – травень 2022 року формують податковий кредит платники податків, що використовують касовий метод обліку ПДВ?
14:34 - За які земельні ділянки юрособи – платники єдиного податку четвертої групи сплачують земельний податок?
14:33 - Громадяни задекларували активів на 3,7 млрд грн у рамках «податкової амністії»
14:32 - ВІДДІЛ КОМУНІКАЦІЙ З ГРОМАДСЬКІСТЮ УПРАВЛІННЯ ІНФОРМАЦІЙНОЇ ВЗАЄМОДІЇ ГУ ДПС У ДНІПРОПЕТРОВСЬКІЙ ОБЛАСТІ (ТЕРИТОРІЯ ОБСЛУГОВУВАННЯ СОБОРНОГО ТА ШЕВЧЕНКІВСЬКОГО РАЙОНІВ М. ДНІПРА) ІНФОРМУЄ!
14:20 - Eurofer не прогнозирует спада в европейской строительной отрасли
14:20 - Вадим Малхасян (Новинский) решил вернуться в россию
14:20 - Украина по итогам января-мая сохранила второе место среди поставщиков стальной заготовки в Турцию
14:20 - В январе-мае Vale сократила экспорт железной руды на 20,4%
14:20 - Индия нарастила морской импорт коксующегося угля на 13,2% по итогам минувшего квартала
13:35 - ЄБРР оптимістично дивиться на розвиток румунського та регіонального страхового ринку
13:35 - На польському страховому ринку відбулося найбільше зниження цін на ОСАЦВ з 2018 року
13:35 - AXA завершила трансформацію холдингової компанії у внутрішнього перестраховика групи
13:35 - Запуск електронної платформи розміщення ризиків Лондонського страхового ринку NextGen 2.0 відкладено
13:35 - Swiss Re презентував дослідження щодо стійкості Китаю до природних катастроф


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар19.8992
Канадський долар22.4451
Юань Женьміньбі4.3602
Куна3.9644
Чеська крона1.2033
Данська крона4.0069
Гонконгівський долар3.728
Форинт0.07244
Індійська рупія0.36897
Рупія0.0019507
Новий ізраїльський шекель8.3047
Єна0.21629
Теньге0.062783
Вона0.022377
Мексиканське песо1.4148
Молдовський лей1.5284
Новозеландський долар18.043
Норвезька крона2.8997
Російський рубль0.46299
Сінгапурський долар20.8235
Ренд1.7475
Шведська крона2.7738
Швейцарський франк30.1116
Єгипетський фунт1.5495
Фунт стерлінгів34.806
Долар США29.2549
Білоруський рубль10.6335
Азербайджанський манат17.2483
Румунський лей6.0302
Турецька ліра1.6983
СПЗ (спеціальні права запозичення)38.5717
Болгарський лев15.2512
Євро29.8122
Злотий6.2432
Алжирський динар0.19974
Така0.31305
Вірменський драм0.071842
Домініканське песо0.53468
Іранський ріал0.00069655
Іракський динар0.020038
Сом0.36799
Ліванський фунт0.019406
Лівійський динар6.0549
Малайзійський ринггіт6.6357
Марокканський дирхам2.8798
Пакистанська рупія0.14291
Саудівський ріял7.7961
Донг0.0012565
Бат0.82706
Дирхам ОАЕ7.9649
Туніський динар9.388
Узбецький сум0.0026923
Новий тайванський долар0.98362
Туркменський новий манат8.3585
Сербський динар0.25896
Сомоні2.7709
Ларі9.9931
Бразильський реал5.6474
Золото51550.94
Срібло562.55
Платина25325.09
Паладій56917.75

Курси валют, встановлені НБУ на: 07.07.2022

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
225668933.7933.7933.7933.720541.40
225791968.31968.31968.31968.319683.10
2258091003.831003.831003.831003.835019.15
225866994.37994.37994.37994.372051385.31
2259081021.681021.681021.681021.6851084.00
225940950.66950.66950.66950.6610457.26

Дані за 05.07.2022