Государственная помощь. Почему правила ее предоставления не работают?

24.05.2022 09:00 | Укррудпром

zn.ua, 23 мая 2022. Опубликовано 08:20 24 мая 2022 года В условиях войны каждый орган власти сам себе Антимонопольный комитет.

Верховная Рада законом остановила антимонопольный контроль над предоставлением государством бюджетных ресурсов компаниям, а всю государственную помощь, предоставляемую во время действия военного положения и в течение года после его отмены, назвала разрешенной. Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) согласился, но его видение контроля предоставления бюджетной поддержки во время войны несколько отличается от депутатского, поэтому в итоге и ожидаемое упрощение процедур может оказаться обманчивым.

Что это за правила и как они работали до военного положения

Речь о правилах предоставления органами власти каким-либо компаниям бюджетных средств, гарантий, налоговых льгот, различных субсидий, компенсаций расходов за тот же государственный счет, в целом — о передаче или потерях бюджетов всех уровней в какой-либо форме.

Что это за правила и как их выполнять, записано в Соглашении об ассоциации Украины с Евросоюзом, законе о государственной помощи, некоторых процедурных актах и немного в моих колонках вот тут. Если коротко, то государство в лице его органов власти должно предоставлять компаниям государственный ресурс в минимально нужном размере только на определенные расходы, для достижения конкретных целей и т.п. Все это для того, чтобы здоровая конкуренция между бизнесом процветала и государственное вмешательство в экономику не нарушало ее баланс.

Заведует выполнением всего этого в Украине Антимонопольный комитет. Он решает, можно ли позволить органам власти тратить бюджетные ресурсы на поддержку отдельных компаний, рассматривая сообщения власти о новой государственной помощи, проводя проверки заявлений о нарушении закона, рассматривая дела, забрасывая запросами о предоставлении информации. Наконец, Комитет может заставить власть и получателей вернуть помощь или разрешает использовать казенное имущество и/или дотации без замечаний либо на своих условиях и с отдельными обязательствами для органов власти.

Святой обязанностью органов власти, от министерств до сельских рад, практически во всех случаях является нотификация проектов программ бюджетной поддержки компаний или деятельности в Антимонопольный комитет, в ином случае такие замыслы незаконны. Также органы власти должны выполнять массу других условий, установленных законом, а именно — отвечать на запросы АМКУ о предоставлении информации для принятия решений о государственной помощи, сообщать о действующей и/или незначительной государственной помощи.

Что же изменилось

Верховная Рада фактически отменила все процедуры, сказав, что “государственная помощь, предоставляемая во время действия военного положения, является допустимой”.

Упрощенный ВРУ механизм предоставления бюджетной помощи позволяет органам власти в условиях войны и в течение года после отмены военного положения не подавать в комитет сообщений о новой государственной помощи с проектами актов органов власти, в которых написано о планах помочь компаниям за счет государственного и/или местных бюджетов. Также предоставители помощи не подают ежегодную информацию о предоставленной в 2021 году действующей и/или незначительной помощи.

Антимонопольный комитет не сопротивлялся, но в разъяснениях о применении этих изменений отметил, что мониторинг АМКУ действующей государственной помощи не останавливается. И в том случае, если Комитет решит, что действующая помощь вредит конкуренции, он может попросить предоставителя помощи изменить условия ее предоставления, выписать дополнительные процедуры выполнения программы государственной помощи или же вообще ее прекратить.

А по поводу “тотальной и безоговорочной допустимости” какой-либо бюджетной помощи в законе Антимонопольный комитет предостерег, что “в случае утверждения предоставителем государственной помощи во время действия военного положения нормативно-правового акта, на основании которого предоставляется или может предоставляться государственная помощь, такая государственная помощь допустима для конкуренции”, но “при этом такая государственная помощь должна соответствовать целям, установленным частью первой статьи 5 закона и частью первой статьи 6 закона”.

Здесь немного объясню о допустимости помощи. Правила содержат аксиому о недопустимости (вреде) государственной помощи в целом из-за ее вредного влияния на конкуренцию. Конечно, существуют исключения, и помощь может быть признана допустимой при определенных условиях и по отдельной процедуре, но в целом допустимая помощь — это, в сущности, та помощь, предоставление которой не оказывает существенного негативного влияния на условия ведения бизнеса и не влияет на конкурентов получателей бюджетных ресурсов.

В законе есть условное деление помощи на “автоматически” допустимую (де-юре разрешенную) и “условно” допустимую (не является априори разрешенной). И к “автоматически” допустимой относятся два вида помощи: для возмещения убытков, причиненных чрезвычайными ситуациями, и социальная помощь для отдельных потребителей. “Автоматическая” помощь подконтрольна АМКУ в части правильности ее квалификации.

“Условно” допустимая помощь — это в целом та помощь, относительно которой АМК должен проверить цели и условия ее предоставления на соответствие правилам предоставления конкретной категории помощи, прописанным в отдельных постановлениях Кабмина о критериях допустимости помощи и/или европейских правилах государственной помощи. По такой помощи у Комитета есть дискреция — разрешать, разрешать с определенными обязательствами для органов власти или запрещать.

Закон называет “условной” помощь на общегосударственные программы развития, на решение социальных и экономических проблем общенационального характера, на поддержку культуры, креативных индустрий, туризма и сохранение культурного наследия.

“Условно” допустимой также является отраслевая и горизонтальная помощь, например, государственная помощь на восстановление платежеспособности и реструктуризацию, помощь на проведение научных исследований, охрану окружающей природной среды, помощь перевозчикам, финучреждениям и т.п.

Сам процесс определения АМКУ допустимой или недопустимой помощи сложен и может занимать годы, а анализ допустимости всегда проводится с учетом целей предоставления помощи. При этом в Украине не существует общих критериев, которые бы давали ответ по поводу допустимости помощи независимо от ее вида и целей предоставления.

Депутаты автоматом причислили всю “условно” допустимую помощь, которая должна была бы проходить комитетский анализ, к допустимой. Вероятно, законодатели то ли забыли, то ли не знали об отдельных категориях помощи, особых условиях предоставления каждого вида, кропотливом процессе ее анализа для определения допустимости. Наконец, и основное: законотворец вряд ли держал в голове возможное вредное влияние бесконтрольного вмешательства государства в экономику, улучшения за счет государства условий ведения бизнеса для одних компаний с оставлением за бортом других.

И хотя АМКУ в своем разъяснении уместно вспоминает о положении Соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом об условной допустимости горизонтальной и отраслевой помощи, он не делает выводов по введенной “автоматической депутатской допустимости”, просто отмечает, что потом они могут все проверить.

Каковы же последствия

Так что получается, что каждый орган власти является неким антимонопольным комитетом, потому что должен знать критерии допустимости каждой категории помощи, терминологию и правила, понимать их значение и самостоятельно проверять, вписываются ли придуманные ими программы бюджетной поддержки в условия предоставления помощи.

Предоставители помощи в кратчайшие сроки должны все изучить, чтобы добросовестно выполнить сказанное комитетом о соответствии целям предоставленной помощи. Потому что если этого не произойдет, то, возможно, после завершения войны в случае инвентаризации всего, что будет принято и издано властью в условиях военного положения, Комитет может заняться проверками на соответствие, оценкой допустимости и возвратом всего, что было роздано в период войны.

Думаю, ВРУ не нужно было вмешиваться в исключительные полномочия АМКУ об оценке допустимости государственной помощи и достаточно было упростить процедуру оптимальным образом, а не называть любую помощь не вредящей конкуренции.

Принятая ВРУ “тотальная и безоговорочная допустимость” государственной помощи без учета разных категорий (видов) помощи и целей ее предоставления может аукнуться в будущем существенным негативным влиянием на условия ведения бизнеса из-за неконтролируемого вмешательства государства в экономику.

Елена ГАДОМСКАЯ, юрист юридической фирмы “Астерс”

 

Додати коментар

Користувач:
email:





Bull or bear market?
It's hard to predict for sure
But risk brings reward

- Fin.Org.UA

Новини

21:00 - Новини 25 листопада: наслідки масованої атаки по енергетиці, курс долара оновив рекорд
20:45 - Макрон: "коаліція рішучих" сконцентрується на заморожених активах московія і гарантіях безпеки
20:30 - У голови селищної ради на Рівненщині конфіскували майно на 5,8 мільйонів: причина
20:05 - Власник Google за крок до оцінки у 4 трильйони доларів
19:45 - НБУ випустив пам'ятну монету, присвячену видатному митцю: який вигляд вона має
19:35 - Україна та Велика Британія узгодили подальшу підтримку реформ і економічного відновлення
19:15 - TikTok призначив екскерівника Boeing директором з державної політики в США
19:05 - В Києві під час атаки московія постраждала одна з найбільших типографій в Україні
18:48 - Оголошення про проведення відбору на посаду незалежного члена наглядової ради Акціонерного Товариства «НАЕК «ЕНЕРГОАТОМ»
18:42 - Київводоканал спростував фейкові повідомлення про графіки відключення води
18:22 - 26 листопада графіки не зміняться
18:20 - Незабаром розпочнеться прийом заявок на компенсацію за втрачене від окупації житло
18:05 - Bolt спільно з Pony.ai запускають роботаксі в ЄС
18:00 - Вимоги до платоспроможності страховика буде оновлено
17:56 - Стабілізували поставки: у Франції перемістять термінал, який компенсовував московитський газ
17:50 - Київ збирається віддати компанії Шкіля новий мільярд на ремонт шляхопроводу
17:25 - В Києві суттєво скоротили кількість маршруток – атака московія пошкодила 70 одиниць транспорту
17:20 - ЗАЕС буде потрібен особливий статус за результатами миру – МАГАТЕ
17:15 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ТОВ «ПЕТРОЛ КОНТРАКТ» (АЗК Херсонська обл., Херсонський р-н, Чорнобаївська сільська територіальна громада, с. Чорнобаївка, автодорога Одеса-Мелітополь-Новоазовськ 207км+500м)
17:14 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди КОМАРГОРОДСЬКЕ ВПУ (Вінницька обл., Гайсинський р-н, село Ольгопіль, вулиця Шляхова, 125)
17:14 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ПП «ІСТВІН» (Вінницька обл., Вінницький р-н, місто Вінниця, вул. Пирогова, будинок № 21)
17:14 - Стартує обговорення регламенту роботи СЕП та банків у період завершення 2025 року
17:13 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ТОВ «ВЕРОС» (Київська обл., Бориспільський р-н, с. Проців, вул. Барвінкова, 1)
17:11 - Ключові рішення НКЦПФР від 25.11.2025
17:11 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди АТ «УКРГАЗВИДОБУВАННЯ» ФІЛІЯ ГПУ «ПОЛТАВАГАЗВИДОБУВАННЯ» (Полтавська область, Миргородський район, Лохвицька міська ТГ, поблизу с. Долинка)
17:10 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди АТ «УКРГАЗВИДОБУВАННЯ» ФІЛІЯ ГПУ «ПОЛТАВАГАЗВИДОБУВАННЯ» (Полтавська область, Миргородський район, в межах адміністративного підпорядкування Краснолуцької сільської територіальної)
17:09 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди АТ «УКРГАЗВИДОБУВАННЯ» ФІЛІЯ ГПУ «ПОЛТАВАГАЗВИДОБУВАННЯ» (Полтавська область, Миргородський район, Гадяцька міська ТГ, м. Гадяч)
17:08 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ТОВ «ПЕТРОЛ КОНТРАКТ» (Миколаївська обл., Вознесенський р-н, Єланецька селищна територіальна громада, с. Возсіятське, вул. Покровська, 70)
17:08 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ТОВ «ПЕТРОЛ КОНТРАКТ» (АЗК «Баштанське шосе» - Миколаївська область, Миколаївський р-н, Мішково-Погорілівська сільська територіальна громада, с. Мішково-Погорілове, Баштанське шосе, 1)
17:07 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ТОВ «ПЕТРОЛ КОНТРАКТ» (АЗК «Казанка» - Миколаївська обл., Баштанський р-н, Казанківська селищна територіальна громада, смт. Казанка, вул. Васляєва, 64 Б)


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32484
Австралійський долар27.3702
Така0.34651
Канадський долар30.0347
Юань Женьміньбі5.9841
Чеська крона2.0289
Данська крона6.5536
Гонконгівський долар5.4527
Форинт0.128295
Індійська рупія0.47522
Рупія0.0025456
Новий ізраїльський шекель12.9522
Єна0.27123
Теньге0.081757
Вона0.028942
Ліванський фунт0.000473
Малайзійський ринггіт10.2555
Мексиканське песо2.2977
Молдовський лей2.4656
Новозеландський долар23.7427
Норвезька крона4.1326
Саудівський ріял11.305
Сінгапурський долар32.5714
Донг0.0016079
Ренд2.4611
Шведська крона4.4283
Швейцарський франк52.3993
Бат1.31258
Дирхам ОАЕ11.5447
Туніський динар14.3559
Єгипетський фунт0.8868
Фунт стерлінгів55.6901
Долар США42.4015
Сербський динар0.41705
Азербайджанський манат24.9391
Румунський лей9.6197
Турецька ліра0.9992
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.5405
Болгарський лев25.023
Євро48.9483
Ларі15.6764
Злотий11.5895
Золото174999.89
Срібло2171.94
Платина65865.22
Паладій58976.25

Курси валют, встановлені НБУ на 26.11.2025