Владимир Лановой: С государственными предприятиями уже 15 лет происходит какая-то глупость

25.09.2021 09:06 | Укррудпром

dsnews.ua, 24 сентября 2021. Опубликовано 08:21 25 сентября 2021 года Почему надо разрушить монополии “Укрзалізниці” и “Укроборонпрома”, dsnews.ua рассказал бывший министр экономики, президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой.

- Среди госпредприятий, которые власти планируют приватизировать в 2021-2023 гг., есть прибыльные, условно прибыльные и хронически убыточные. Можно ли вообще продать что-то с последней категории?

-  Каждое предприятие имеет свою историю и свои перспективы. Например, убыточное на сегодня предприятие имеет рынки сбыта, но по каким-то причинам мало выпускает — тут надо действовать так, чтобы приватизация дала положительный эффект, а не была продажа ради продажи. Должны измениться условия управления предприятием и чтобы у владельцев появились стимулы, технологическое обновление предприятия, переход на выпуск новых видов продукции.

 

- Зайдем с другой стороны — насколько адекватна известная аналогия о том, что не нужно “резать курицу, которая несет золотые яйца”?

—  Люди, которые так говорят, смотрят на вещи очень поверхностно, потому что задачей предприятия является не только принесение прибыли. Прибыль — дело заинтересованности владельца. Вот, например, государственные предприятия, которые приносят прибыль, не обязательно будут приносить ее и в дальнейшем. Ведь там нет реального владельца, есть коррупционные отношения, то есть условный завод работает на своего шефа в правительстве, а руководство пытается увеличить себе зарплату (у них нет заинтересованности получить прибыль, ведь она их не касается). Можно привести пример “Нафтогаза”, который с момента своего образования имел сверхвысокую рентабельность, но дальше пошли манипуляции не в интересах компании и начались убытки, которые в дальнейшем только увеличатся, ведь прибыль от транспортировки газа НАК не будет получать.

В частном секторе целью предприятия является прибыль и рост капитализации, а государственный сектор не стоит привязывать к прибыльности, это не критерий для него. Для государства важно, чтобы эти предприятия существовали и помогали экономике, социальной сфере, безопасности и так далее. Они должны быть или в области инфраструктуры, или в каких-то уникальных услугах, например аэрокосмических, сектор безопасности тоже сюда относится.

- Насколько реалистичен план этого года получить 9 млрд грн от большой приватизации и 3 млрд грн от малой?

—  План нереалистичный. Экономика падает, предприятия становятся банкротами, рабочие места сокращаются, люди за границу едут — а власть считает, сколько она получит...

 

- Как эффективно бороться с ФПГ, которые опосредованно контролируют государственные предприятия и которым невыгодна их приватизация? Для примера давайте рассмотрим ситуацию с ОПЗ и “Центрэнерго”.

—  Задачей приватизации является вывод предприятий на новый уровень. Надо перераспределить права собственности таким образом, чтобы не возникали новые олигархи, а появился средний класс, то есть мелкие собственники. Потому что когда сейчас продают 99% какого-то гособъекта, то создают нового олигарха. У них десятки различных объектов, и нет такого контроля над предприятием, который имеет физлицо-владелец. Олигархам не нужно выпускать современную высокотехнологичную продукцию, они не имеют понятия о предприятиях, которыми владеют, разве что Пинчук разбирается в стале и трубах: окончил профильный институт в свое время. Собственно, поэтому олигархов к приватизации допускать нельзя.

Государственные предприятия должны функционировать самостоятельно, без указаний о цене продукции сверху, скажем. Если нынешняя ситуация с коррупцией и часто невыгодными для госпредприятий контрактами, которые заключает их руководство, продолжится, то доходы таких объектов и дальше будут качаться: то убытки, то прибыль.

Надо менять всю систему госуправления, регулирования тарифов. В отношении отдельных предприятий — надо учитывать конкретные условия, например, является предприятие монополистом или нет. Ведь до того, как продавать “Центрэнерго”, например, надо демонополизировать его.

- Предусматривает ли наша культура обращения с частной собственностью возможность приватизации “Укрзалізниці? Или железную дорогу лучше лет на 50-100 оставить в госсобственности?

—  Уже много людей, которые побывали в Польше, Румынии, говорят, что в этих странах пути, система контроля, автоматизированного управления, безопасность на дорогах относятся к сфере государственного контроля. А вот вагоны, локомотивы — в частной собственности. Предприниматели не просят монополиста дать им вагоны, у них не требуют за это взятки. То есть монополия на железнодорожные услуги недопустима, не может быть одной государственной компании.

Нельзя продавать УЗ в существующем виде, ведь это будет “монстр”, все будут перед ним на коленях. Ремонтную базу, вагоны, локомотивы надо отделить от управления полотном и железнодорожными перевозками. Тогда несколько владельцев будут заказывать продукцию у лучших производителей, и это будет происходить не за взятки, как сейчас на УЗ. Операторы будут формировать составы поездов и заказывать соответствующие транспортные средства, тогда будет и комфорт для пассажиров, и безопасность перевозок.

- Нужно ли Украине продавать “Турбоатом”?

—  В начале 2000-х, во времена премьерства Ющенко, я предлагал, чтобы правительство утверждало финпланы крупных предприятий на год. К ним относится и упомянутое вами предприятие, которым надо правильно управлять. Но сейчас в правительстве никого не волнует, как прописываются доходы и расходы таких предприятий, которые часто совершенно необоснованные и берутся с потолка, я такого управления не понимаю. Ведь директор завода с бухгалтерией может так “накрутить” финпоказатели, что никто ничего не разберет.

У нас с предприятиями, которые находятся в собственности государства, происходит какая-то глупость, которая началась лет 15 назад: работает завод, получил определенную прибыль, а правительство начисляет дивиденды с прибыли, то есть эти деньги забирают в бюджет. По сути, мы наказываем предприятие, забирая его прибыль следующим образом. Вот Китай чем отличается? Там все предприятия обязательно реинвестируют прибыль в свое производство, это прописано законом. У нас тоже должно быть так, то есть после уплаты налога на прибыль и социальных бонусов работникам прибыль должна реинвестироваться.

То есть госпредприятия могут существовать, но в них должны быть прогрессивные финпланы, направленные на модернизацию производства, внедрение новых технологий: надо правительству следить, что в этом плане происходит в мире.

- В нашей “оборонке” появилось много частных предприятий, на которых размещает заказ Минобороны, но основная часть отрасли остается в госсобственности. Это правильно, нужно ли стремиться продавать предприятия ВПК, чтобы обеспечить их более эффективную работу?

—  Если говорить об “Укроборонпроме”, то это многоэтажная иерархическая структура, в которой деньги считают на самом верху, в низах их нет, там каждый раз думают — когда же им заплатят за поставку, и так далее. “Укроборонпром” не обеспечит нас совершенной, современной системой обороны, он как вертикально интегрированная структура не нужен, а Минобороны должно создать для выполнения этой задачи соответствующий департамент.

Конечно, предприятия “оборонки” могут быть и государственными, но надо, чтобы у них был закончен цикл производства конкретного продукта. Кроме того, предприятия должны заключать контракты с армией, в которой должны быть деньги на оплату заказов. В условиях войны режим работы предприятий государственной “оборонки” такой, что они технику должны отправлять в армию независимо от того, пришли за нее средства или нет, враги не будут ждать, когда у нас будет техника. Для этого правительство должно давать гарантии Минобороны, что в них будут средства заплатить за все заказы. Тогда договоры будут выполняться прямо, возможно, с задержкой зарплаты, но с гарантиями, что эти долги будут оплачены. Именно так финансировалась армия США во время Второй мировой войны: выпускались облигации там, где деньги еще не поступили.

- Какие объекты или группы предприятий Украины целесообразно не выставлять на приватизацию ни при каких условиях?

—  Это должны быть, в частности, крупные инфраструктурные системы, которые предоставляют особые государственные услуги, которые имеют социальную нагрузку. А там, где конкуренция, много производителей и поставщиков — государственная собственность, конечно, нужна. Надо создать соперничество между поставщиками, только тогда будет эффект, а у нас монополисты, например “Укроборонпром” или УЗ, которые могут только просить правительство повысить цены — мол, у нас убытки.

Надо наметить путь в приватизации, решить, что демонополизировать, что разделить, что продавать. Вот, например, продают бывший “Большевик” как единый технологический комплекс, а там один цех работает с двадцати. Нонсенс! Они понимают, что продадут завод посреднику, который потом будет продавать квадраты площади под коммерцию или жилстроительство. И это нормально, но не через посредника. Реструктурируйте уже давно не единственный объект, поделите на части и продавайте по договорам с конкретными условиями, что там будут строить.

Денис САРБЕЙ

 

 

Додати коментар

Користувач:
email:





Traders watch and wait,
Candlesticks rise and fall fast,
Money generates.

- Fin.Org.UA

Новини

21:00 - Новини 18 вересня: ексрегіонал Іванющенко у розшуку, у московія зупиняються АЗС через "форс-мажори"
20:40 - Кремль розглядає податок на розкіш і дивіденди, щоб врятувати бюджет
20:30 - Компанія з данськими інвестиціями купує агрофірму на заході України
20:20 - московія готує "силовий" бюджет проти санкцій і падіння нафтових цін
19:50 - Поліція знову прийшла з обшуками в "Київтеплоенерго": компанія заявила про тиск та зрив роботи
19:15 - Запобігти можливому браку персоналу: "Київхліб" перезапускає магазини без продавців
18:55 - Нацбанк показав курс долара і євро на п'ятницю 19 вересня
18:45 - За рік великої приватизації держава продала чотири об’єкти
18:30 - Рада спростила ввезення транспорту як гуманітарної допомоги
18:30 - "Укрзалізниця" відновила живлення на пошкодженій ділянці
18:25 - Чи справді магазини "Ельдорадо" згортають роботу: відповідь компанії
18:15 - У вересні експорт зернових залізницею скоротився
17:55 - московія розглядає новий стрибок податків попри обіцянки Путіна
17:50 - 1,2 тисячі українських сімей скористалися програмами "єОселя": які регіони в лідерах
17:40 - "Головне - інтереси споживачів". Аптеки заперечують причетність до зупинки "Дарниці"
17:20 - Окупанти не платять зарплату робітникам заповідника "Аскания-Нова"
17:14 - Держава отримала понад 8,9 млрд грн від великої приватизації
17:12 - Закриття кордону Польщі з Білоруссю зупинило 90% залізничних поставок з Китаю до ЄС
17:10 - Доллар вновь избежал падения в пропасть. По крайней мере пока
17:00 - Аграрна євроінтеграція: відбувся вебінар щодо прогресу в гармонізації українського законодавства з ЄС
17:00 - Огірки в Україні дорожчають: за яку ціну їх можна купити
16:38 - Борг великих компаній московії сягнув трильйонів – українська розвідка
16:25 - Український бізнес закликає скасувати експортне мито на сою та ріпак
16:25 - Витік даних: Нотаріальна палата вимагає зупинити тестування е-Нотаріату
16:17 - АМКУ оштрафував агрокомпанію, яка купила право оренди ділянок на Волині
16:03 - Присутність росії на енергетичних ринках - системний ризик для світової безпеки - Світлана Гринчук
15:55 - В Києві ліквідували мережу нелегальних гральних залів
15:54 - Засідання Комісії
15:45 - Один з найбільших покупців нафти з московія: Китай наростив експорт нафтопродуктів
15:40 - Українці сплатили військового збору у 4 рази більше, ніж минулого року


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32026
Австралійський долар27.4387
Така0.33922
Канадський долар29.9403
Юань Женьміньбі5.8052
Чеська крона2.0077
Данська крона6.5356
Гонконгівський долар5.3038
Форинт0.125571
Індійська рупія0.46801
Рупія0.0024969
Новий ізраїльський шекель12.3492
Єна0.2799
Теньге0.076237
Вона0.029752
Ліванський фунт0.000461
Малайзійський ринггіт9.8296
Мексиканське песо2.2618
Молдовський лей2.4968
Новозеландський долар24.3615
Норвезька крона4.2141
Саудівський ріял10.9979
Сінгапурський долар32.2407
Донг0.0015637
Ренд2.3778
Шведська крона4.4374
Швейцарський франк52.2865
Бат1.29632
Дирхам ОАЕ11.2303
Туніський динар14.2784
Єгипетський фунт0.8558
Фунт стерлінгів56.1891
Долар США41.2488
Сербський динар0.41632
Азербайджанський манат24.264
Румунський лей9.6239
Турецька ліра0.9987
СПЗ (спеціальні права запозичення)56.7734
Болгарський лев24.9464
Євро48.785
Ларі15.1
Злотий11.4618
Золото151278.32
Срібло1725.9
Платина57448.03
Паладій47262.46

Курси валют, встановлені НБУ на 19.09.2025