Владимир Лановой: С государственными предприятиями уже 15 лет происходит какая-то глупость

25.09 09:06 | Укррудпром

dsnews.ua, 24 сентября 2021. Опубликовано 08:21 25 сентября 2021 года Почему надо разрушить монополии “Укрзалізниці” и “Укроборонпрома”, dsnews.ua рассказал бывший министр экономики, президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой.

- Среди госпредприятий, которые власти планируют приватизировать в 2021-2023 гг., есть прибыльные, условно прибыльные и хронически убыточные. Можно ли вообще продать что-то с последней категории?

-  Каждое предприятие имеет свою историю и свои перспективы. Например, убыточное на сегодня предприятие имеет рынки сбыта, но по каким-то причинам мало выпускает — тут надо действовать так, чтобы приватизация дала положительный эффект, а не была продажа ради продажи. Должны измениться условия управления предприятием и чтобы у владельцев появились стимулы, технологическое обновление предприятия, переход на выпуск новых видов продукции.

 

- Зайдем с другой стороны — насколько адекватна известная аналогия о том, что не нужно “резать курицу, которая несет золотые яйца”?

—  Люди, которые так говорят, смотрят на вещи очень поверхностно, потому что задачей предприятия является не только принесение прибыли. Прибыль — дело заинтересованности владельца. Вот, например, государственные предприятия, которые приносят прибыль, не обязательно будут приносить ее и в дальнейшем. Ведь там нет реального владельца, есть коррупционные отношения, то есть условный завод работает на своего шефа в правительстве, а руководство пытается увеличить себе зарплату (у них нет заинтересованности получить прибыль, ведь она их не касается). Можно привести пример “Нафтогаза”, который с момента своего образования имел сверхвысокую рентабельность, но дальше пошли манипуляции не в интересах компании и начались убытки, которые в дальнейшем только увеличатся, ведь прибыль от транспортировки газа НАК не будет получать.

В частном секторе целью предприятия является прибыль и рост капитализации, а государственный сектор не стоит привязывать к прибыльности, это не критерий для него. Для государства важно, чтобы эти предприятия существовали и помогали экономике, социальной сфере, безопасности и так далее. Они должны быть или в области инфраструктуры, или в каких-то уникальных услугах, например аэрокосмических, сектор безопасности тоже сюда относится.

- Насколько реалистичен план этого года получить 9 млрд грн от большой приватизации и 3 млрд грн от малой?

—  План нереалистичный. Экономика падает, предприятия становятся банкротами, рабочие места сокращаются, люди за границу едут — а власть считает, сколько она получит...

 

- Как эффективно бороться с ФПГ, которые опосредованно контролируют государственные предприятия и которым невыгодна их приватизация? Для примера давайте рассмотрим ситуацию с ОПЗ и “Центрэнерго”.

—  Задачей приватизации является вывод предприятий на новый уровень. Надо перераспределить права собственности таким образом, чтобы не возникали новые олигархи, а появился средний класс, то есть мелкие собственники. Потому что когда сейчас продают 99% какого-то гособъекта, то создают нового олигарха. У них десятки различных объектов, и нет такого контроля над предприятием, который имеет физлицо-владелец. Олигархам не нужно выпускать современную высокотехнологичную продукцию, они не имеют понятия о предприятиях, которыми владеют, разве что Пинчук разбирается в стале и трубах: окончил профильный институт в свое время. Собственно, поэтому олигархов к приватизации допускать нельзя.

Государственные предприятия должны функционировать самостоятельно, без указаний о цене продукции сверху, скажем. Если нынешняя ситуация с коррупцией и часто невыгодными для госпредприятий контрактами, которые заключает их руководство, продолжится, то доходы таких объектов и дальше будут качаться: то убытки, то прибыль.

Надо менять всю систему госуправления, регулирования тарифов. В отношении отдельных предприятий — надо учитывать конкретные условия, например, является предприятие монополистом или нет. Ведь до того, как продавать “Центрэнерго”, например, надо демонополизировать его.

- Предусматривает ли наша культура обращения с частной собственностью возможность приватизации “Укрзалізниці? Или железную дорогу лучше лет на 50-100 оставить в госсобственности?

—  Уже много людей, которые побывали в Польше, Румынии, говорят, что в этих странах пути, система контроля, автоматизированного управления, безопасность на дорогах относятся к сфере государственного контроля. А вот вагоны, локомотивы — в частной собственности. Предприниматели не просят монополиста дать им вагоны, у них не требуют за это взятки. То есть монополия на железнодорожные услуги недопустима, не может быть одной государственной компании.

Нельзя продавать УЗ в существующем виде, ведь это будет “монстр”, все будут перед ним на коленях. Ремонтную базу, вагоны, локомотивы надо отделить от управления полотном и железнодорожными перевозками. Тогда несколько владельцев будут заказывать продукцию у лучших производителей, и это будет происходить не за взятки, как сейчас на УЗ. Операторы будут формировать составы поездов и заказывать соответствующие транспортные средства, тогда будет и комфорт для пассажиров, и безопасность перевозок.

- Нужно ли Украине продавать “Турбоатом”?

—  В начале 2000-х, во времена премьерства Ющенко, я предлагал, чтобы правительство утверждало финпланы крупных предприятий на год. К ним относится и упомянутое вами предприятие, которым надо правильно управлять. Но сейчас в правительстве никого не волнует, как прописываются доходы и расходы таких предприятий, которые часто совершенно необоснованные и берутся с потолка, я такого управления не понимаю. Ведь директор завода с бухгалтерией может так “накрутить” финпоказатели, что никто ничего не разберет.

У нас с предприятиями, которые находятся в собственности государства, происходит какая-то глупость, которая началась лет 15 назад: работает завод, получил определенную прибыль, а правительство начисляет дивиденды с прибыли, то есть эти деньги забирают в бюджет. По сути, мы наказываем предприятие, забирая его прибыль следующим образом. Вот Китай чем отличается? Там все предприятия обязательно реинвестируют прибыль в свое производство, это прописано законом. У нас тоже должно быть так, то есть после уплаты налога на прибыль и социальных бонусов работникам прибыль должна реинвестироваться.

То есть госпредприятия могут существовать, но в них должны быть прогрессивные финпланы, направленные на модернизацию производства, внедрение новых технологий: надо правительству следить, что в этом плане происходит в мире.

- В нашей “оборонке” появилось много частных предприятий, на которых размещает заказ Минобороны, но основная часть отрасли остается в госсобственности. Это правильно, нужно ли стремиться продавать предприятия ВПК, чтобы обеспечить их более эффективную работу?

—  Если говорить об “Укроборонпроме”, то это многоэтажная иерархическая структура, в которой деньги считают на самом верху, в низах их нет, там каждый раз думают — когда же им заплатят за поставку, и так далее. “Укроборонпром” не обеспечит нас совершенной, современной системой обороны, он как вертикально интегрированная структура не нужен, а Минобороны должно создать для выполнения этой задачи соответствующий департамент.

Конечно, предприятия “оборонки” могут быть и государственными, но надо, чтобы у них был закончен цикл производства конкретного продукта. Кроме того, предприятия должны заключать контракты с армией, в которой должны быть деньги на оплату заказов. В условиях войны режим работы предприятий государственной “оборонки” такой, что они технику должны отправлять в армию независимо от того, пришли за нее средства или нет, враги не будут ждать, когда у нас будет техника. Для этого правительство должно давать гарантии Минобороны, что в них будут средства заплатить за все заказы. Тогда договоры будут выполняться прямо, возможно, с задержкой зарплаты, но с гарантиями, что эти долги будут оплачены. Именно так финансировалась армия США во время Второй мировой войны: выпускались облигации там, где деньги еще не поступили.

- Какие объекты или группы предприятий Украины целесообразно не выставлять на приватизацию ни при каких условиях?

—  Это должны быть, в частности, крупные инфраструктурные системы, которые предоставляют особые государственные услуги, которые имеют социальную нагрузку. А там, где конкуренция, много производителей и поставщиков — государственная собственность, конечно, нужна. Надо создать соперничество между поставщиками, только тогда будет эффект, а у нас монополисты, например “Укроборонпром” или УЗ, которые могут только просить правительство повысить цены — мол, у нас убытки.

Надо наметить путь в приватизации, решить, что демонополизировать, что разделить, что продавать. Вот, например, продают бывший “Большевик” как единый технологический комплекс, а там один цех работает с двадцати. Нонсенс! Они понимают, что продадут завод посреднику, который потом будет продавать квадраты площади под коммерцию или жилстроительство. И это нормально, но не через посредника. Реструктурируйте уже давно не единственный объект, поделите на части и продавайте по договорам с конкретными условиями, что там будут строить.

Денис САРБЕЙ

 

 

Добавить комментарий

Автор:

Введите Код, указанный на рисунке
 




Новини

12:42 - “Нафтогаз” потратит на услуги по поиску менеджеров почти 49 млн гривен
12:42 - Американская Tenaris полностью восстановила все свои трубопрокатные мощности
12:42 - Российский минпромторг намерен ужесточить правила экспорта черного лома
12:42 - ТМК Дмитрия Пумпянского избавилась от миноритариев в структуре собственности ЧТПЗ
12:36 - В Национальной комиссии по финансовому рынку Молдовы смена руководства
12:36 - Премии литовских страховщиков на конец июня 2021 года выросли до 501 млн. ​​евро
12:36 - Сербский страховой рынок за 6 месяцев 2021 года вырос на 8% до 514 млн. евро
12:36 - Terrafuse AI запустила новую платформу Wildfire для оценки рисков лесных пожаров
12:18 - Відділ комунікацій з громадськістю управління інформаційної взаємодії Головного управління ДПС у Дніпропетровській області
12:00 - Мінекономіки: Промвиробництво з початку року зросло на 1,4%
12:00 - Мінфін: АТ “Ощадбанк” та ЄБРР підписали Мандатний лист щодо умов майбутньої співпраці
11:48 - Мрак Цукерберг. Как Facebook, Inc. захватывает мир
11:48 - Николаев получит 320 млн гривен на закупку трамваев
11:48 - НБУ увеличил выкуп валюты на межбанке до 350 млн долларов за неделю
11:48 - Запасы газа в украинских хранилищах сократились на 381 млн кубометров
11:48 - Мошенники продают фейковую “Дию”, в которой можно редактировать данные
11:48 - Ощадбанк привлечет 100 млн евро ЕБРР в обмен на свои акции
11:48 - Украина при необходимости продаст Молдове 700 млн кубометров газа
10:54 - Минэкономики назвало проблемы для деятельности набсоветов
10:54 - Братья Трофименко купили киевскую девелоперскую компанию у австрийца
10:54 - Суд приказал полностью остановить эксплуатацию главного офиса Укрэксимбанка
10:54 - Запорожский “Укрграфит” братьев Клюевых намерен построить цех графитации
10:36 - Выплаты клиентам МетЛайф за три квартала 2021 года выросли на 55%
10:36 - Страховые компании Центральной и Восточной Европы увеличили премии на 8%
10:36 - Страховая компания ARX проанализировала каналы общения с клиентами: большинство переходят в диджитал
10:36 - Фонд соцстраха оплатил с начала пандемии по больничным медработников 27 млн грн
10:36 - В Нидерландах могут запретить страховщикам покрывать риски программ-вымогателей
10:06 - ДПС Започатковує серію інформаційних роликів щодо одноразового (спеціального) добровільного декларування
10:06 - Майже 187 млн гривень іноземних доходів задекларували громадяни Дніпропетровщини
10:05 - Надходження до місцевих бюджетів Дніпропетровщини від юридичних осіб -«спрощенців» з початку 2021 року виросли на 17,1 %


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар19.7136
Канадський долар21.333
Юань Женьміньбі4.1141
Куна4.0628
Чеська крона1.1919
Данська крона4.1096
Гонконгівський долар3.3821
Форинт0.084123
Індійська рупія0.35111
Рупія0.001861
Новий ізраїльський шекель8.197
Єна0.231
Теньге0.061814
Вона0.022338
Мексиканське песо1.3009
Молдовський лей1.5065
Новозеландський долар18.8065
Норвезька крона3.1485
Російський рубль0.37385
Саудівський ріял7.0095
Сінгапурський долар19.5173
Ренд1.7937
Шведська крона3.0647
Швейцарський франк28.6762
Єгипетський фунт1.6745
Фунт стерлінгів36.2511
Долар США26.2918
Білоруський рубль10.8869
Румунський лей6.1822
Турецька ліра2.7337
СПЗ (спеціальні права запозичення)37.1904
Болгарський лев15.6378
Євро30.5774
Злотий6.6536
Алжирський динар0.1942
Така0.31132
Вірменський драм0.054972
Іранський ріал0.00063375
Іракський динар0.018231
Сом0.31389
Ліванський фунт0.017657
Лівійський динар5.8373
Малайзійський ринггіт6.3551
Марокканський дирхам2.9409
Пакистанська рупія0.15613
Донг0.0011694
Бат0.78536
Дирхам ОАЕ7.2468
Туніський динар9.4198
Узбецький сум0.0024895
Туркменський новий манат7.605
Сербський динар0.26211
Азербайджанський манат15.662
Сомоні2.3536
Ларі8.5403
Бразильський реал4.9316
Золото47289.22
Срібло642.71
Платина28023.12
Паладій53355

Курси валют, встановлені НБУ на: 25.10.2021

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
CEEN7.57.57.57.575000.00
KER450450450450900.00

Дані за 22.10.2021