Владимир Лановой: С государственными предприятиями уже 15 лет происходит какая-то глупость

25.09.2021 09:06 | Укррудпром

dsnews.ua, 24 сентября 2021. Опубликовано 08:21 25 сентября 2021 года Почему надо разрушить монополии “Укрзалізниці” и “Укроборонпрома”, dsnews.ua рассказал бывший министр экономики, президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой.

- Среди госпредприятий, которые власти планируют приватизировать в 2021-2023 гг., есть прибыльные, условно прибыльные и хронически убыточные. Можно ли вообще продать что-то с последней категории?

-  Каждое предприятие имеет свою историю и свои перспективы. Например, убыточное на сегодня предприятие имеет рынки сбыта, но по каким-то причинам мало выпускает — тут надо действовать так, чтобы приватизация дала положительный эффект, а не была продажа ради продажи. Должны измениться условия управления предприятием и чтобы у владельцев появились стимулы, технологическое обновление предприятия, переход на выпуск новых видов продукции.

 

- Зайдем с другой стороны — насколько адекватна известная аналогия о том, что не нужно “резать курицу, которая несет золотые яйца”?

—  Люди, которые так говорят, смотрят на вещи очень поверхностно, потому что задачей предприятия является не только принесение прибыли. Прибыль — дело заинтересованности владельца. Вот, например, государственные предприятия, которые приносят прибыль, не обязательно будут приносить ее и в дальнейшем. Ведь там нет реального владельца, есть коррупционные отношения, то есть условный завод работает на своего шефа в правительстве, а руководство пытается увеличить себе зарплату (у них нет заинтересованности получить прибыль, ведь она их не касается). Можно привести пример “Нафтогаза”, который с момента своего образования имел сверхвысокую рентабельность, но дальше пошли манипуляции не в интересах компании и начались убытки, которые в дальнейшем только увеличатся, ведь прибыль от транспортировки газа НАК не будет получать.

В частном секторе целью предприятия является прибыль и рост капитализации, а государственный сектор не стоит привязывать к прибыльности, это не критерий для него. Для государства важно, чтобы эти предприятия существовали и помогали экономике, социальной сфере, безопасности и так далее. Они должны быть или в области инфраструктуры, или в каких-то уникальных услугах, например аэрокосмических, сектор безопасности тоже сюда относится.

- Насколько реалистичен план этого года получить 9 млрд грн от большой приватизации и 3 млрд грн от малой?

—  План нереалистичный. Экономика падает, предприятия становятся банкротами, рабочие места сокращаются, люди за границу едут — а власть считает, сколько она получит...

 

- Как эффективно бороться с ФПГ, которые опосредованно контролируют государственные предприятия и которым невыгодна их приватизация? Для примера давайте рассмотрим ситуацию с ОПЗ и “Центрэнерго”.

—  Задачей приватизации является вывод предприятий на новый уровень. Надо перераспределить права собственности таким образом, чтобы не возникали новые олигархи, а появился средний класс, то есть мелкие собственники. Потому что когда сейчас продают 99% какого-то гособъекта, то создают нового олигарха. У них десятки различных объектов, и нет такого контроля над предприятием, который имеет физлицо-владелец. Олигархам не нужно выпускать современную высокотехнологичную продукцию, они не имеют понятия о предприятиях, которыми владеют, разве что Пинчук разбирается в стале и трубах: окончил профильный институт в свое время. Собственно, поэтому олигархов к приватизации допускать нельзя.

Государственные предприятия должны функционировать самостоятельно, без указаний о цене продукции сверху, скажем. Если нынешняя ситуация с коррупцией и часто невыгодными для госпредприятий контрактами, которые заключает их руководство, продолжится, то доходы таких объектов и дальше будут качаться: то убытки, то прибыль.

Надо менять всю систему госуправления, регулирования тарифов. В отношении отдельных предприятий — надо учитывать конкретные условия, например, является предприятие монополистом или нет. Ведь до того, как продавать “Центрэнерго”, например, надо демонополизировать его.

- Предусматривает ли наша культура обращения с частной собственностью возможность приватизации “Укрзалізниці? Или железную дорогу лучше лет на 50-100 оставить в госсобственности?

—  Уже много людей, которые побывали в Польше, Румынии, говорят, что в этих странах пути, система контроля, автоматизированного управления, безопасность на дорогах относятся к сфере государственного контроля. А вот вагоны, локомотивы — в частной собственности. Предприниматели не просят монополиста дать им вагоны, у них не требуют за это взятки. То есть монополия на железнодорожные услуги недопустима, не может быть одной государственной компании.

Нельзя продавать УЗ в существующем виде, ведь это будет “монстр”, все будут перед ним на коленях. Ремонтную базу, вагоны, локомотивы надо отделить от управления полотном и железнодорожными перевозками. Тогда несколько владельцев будут заказывать продукцию у лучших производителей, и это будет происходить не за взятки, как сейчас на УЗ. Операторы будут формировать составы поездов и заказывать соответствующие транспортные средства, тогда будет и комфорт для пассажиров, и безопасность перевозок.

- Нужно ли Украине продавать “Турбоатом”?

—  В начале 2000-х, во времена премьерства Ющенко, я предлагал, чтобы правительство утверждало финпланы крупных предприятий на год. К ним относится и упомянутое вами предприятие, которым надо правильно управлять. Но сейчас в правительстве никого не волнует, как прописываются доходы и расходы таких предприятий, которые часто совершенно необоснованные и берутся с потолка, я такого управления не понимаю. Ведь директор завода с бухгалтерией может так “накрутить” финпоказатели, что никто ничего не разберет.

У нас с предприятиями, которые находятся в собственности государства, происходит какая-то глупость, которая началась лет 15 назад: работает завод, получил определенную прибыль, а правительство начисляет дивиденды с прибыли, то есть эти деньги забирают в бюджет. По сути, мы наказываем предприятие, забирая его прибыль следующим образом. Вот Китай чем отличается? Там все предприятия обязательно реинвестируют прибыль в свое производство, это прописано законом. У нас тоже должно быть так, то есть после уплаты налога на прибыль и социальных бонусов работникам прибыль должна реинвестироваться.

То есть госпредприятия могут существовать, но в них должны быть прогрессивные финпланы, направленные на модернизацию производства, внедрение новых технологий: надо правительству следить, что в этом плане происходит в мире.

- В нашей “оборонке” появилось много частных предприятий, на которых размещает заказ Минобороны, но основная часть отрасли остается в госсобственности. Это правильно, нужно ли стремиться продавать предприятия ВПК, чтобы обеспечить их более эффективную работу?

—  Если говорить об “Укроборонпроме”, то это многоэтажная иерархическая структура, в которой деньги считают на самом верху, в низах их нет, там каждый раз думают — когда же им заплатят за поставку, и так далее. “Укроборонпром” не обеспечит нас совершенной, современной системой обороны, он как вертикально интегрированная структура не нужен, а Минобороны должно создать для выполнения этой задачи соответствующий департамент.

Конечно, предприятия “оборонки” могут быть и государственными, но надо, чтобы у них был закончен цикл производства конкретного продукта. Кроме того, предприятия должны заключать контракты с армией, в которой должны быть деньги на оплату заказов. В условиях войны режим работы предприятий государственной “оборонки” такой, что они технику должны отправлять в армию независимо от того, пришли за нее средства или нет, враги не будут ждать, когда у нас будет техника. Для этого правительство должно давать гарантии Минобороны, что в них будут средства заплатить за все заказы. Тогда договоры будут выполняться прямо, возможно, с задержкой зарплаты, но с гарантиями, что эти долги будут оплачены. Именно так финансировалась армия США во время Второй мировой войны: выпускались облигации там, где деньги еще не поступили.

- Какие объекты или группы предприятий Украины целесообразно не выставлять на приватизацию ни при каких условиях?

—  Это должны быть, в частности, крупные инфраструктурные системы, которые предоставляют особые государственные услуги, которые имеют социальную нагрузку. А там, где конкуренция, много производителей и поставщиков — государственная собственность, конечно, нужна. Надо создать соперничество между поставщиками, только тогда будет эффект, а у нас монополисты, например “Укроборонпром” или УЗ, которые могут только просить правительство повысить цены — мол, у нас убытки.

Надо наметить путь в приватизации, решить, что демонополизировать, что разделить, что продавать. Вот, например, продают бывший “Большевик” как единый технологический комплекс, а там один цех работает с двадцати. Нонсенс! Они понимают, что продадут завод посреднику, который потом будет продавать квадраты площади под коммерцию или жилстроительство. И это нормально, но не через посредника. Реструктурируйте уже давно не единственный объект, поделите на части и продавайте по договорам с конкретными условиями, что там будут строить.

Денис САРБЕЙ

 

 

Додати коментар

Користувач:
email:





Валютні курси – це
Вершники економіки,
Непередбачувані

- Fin.Org.UA

Новини

07:35 - Фінансовий астрологічний прогноз на 13.07.2025
00:00 - Новини від Міністерства енергетики України
18:00 - ЄІБ виділить понад 130 мільйонів євро на відновлення транспортної інфраструктури України
17:40 - Трамп анонсував 30% мита проти ЄС і Мексики з 1 серпня
16:32 - Рекордна спецконфіскація: суд стягнув 2,6 мільярда з онлайн-казино PIN-UP
15:11 - Туреччина почала розслідування щодо Spotify після скарги на "провокаційні плейлисти"
14:40 - MIGA застрахувала €185 млн інвестицій міжнародних банків у дочірні структури в Україні
14:28 - Ціни на тепличні помідори продовжують знижуватися
14:00 - Україна стала асоційованим членом Європейського соціального фонду плюс
13:51 - Квартальні доходи московія від викопного палива – найнижчі з моменту вторгнення
13:35 - Мінекономіки презентувало Зелену платформу на URC 2025
12:38 - Звіт про катастрофу Air India: подача пального раптом припинилася
12:08 - Харків отримає понад 33 мільйони доларів на розвиток енергетики
11:07 - ЄС підходить до нового режиму обмеження цін на російську нафту – Bloomberg
10:15 - Садівники прогнозують зростання цін на яблука в Україні
10:00 - Безпека постачання, диверсифікація джерел та розширення партнерства є ЄС залишаються стратегічним пріоритетом України в газовій галузі
09:00 - Україна формує енергетичний фундамент для майбутнього членства в ЄС
07:35 - Фінансовий астрологічний прогноз на 12.07.2025
00:00 - Накази Міністерства енергетики України
00:00 - Новини від Міністерства енергетики України
00:00 - Регуляторні акти Міністерства енергетики України
21:26 - Курченку повідомили про заочну підозру у "привласненні" українських підприємств на Донбасі
21:00 - Новини 11 липня: парад кредитних угод, історичний максимум Bitcoin та підозра заступнику голови уряду московія
20:48 - Російські шахти зупиняють видобуток — бояться ще більших збитків
20:22 - Мінекономіки та ЮНІДО підписали угоду про запуск ініціативи зеленого індустріального відновлення за підтримки Японії
19:55 - Прибуткові ПрАТи – перший результат трансформації виробничого напряму УЗ під керівництвом Шрамка, - Rail Freight
19:52 - Прибуткові ПрАТи – перший результат трансформації виробничого напряму УЗ під керівництвом Шрамка, - Rail Freight
19:52 - Національний банк підписав Хартію стійкості людського капіталу
19:35 - Один бренд і 100 підконтрольних ФОП: слідчі викрили схему ухилення від податків
19:15 - Золото в диапазоне, но тестирует верхнюю границу


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32237
Австралійський долар27.4982
Така0.34419
Канадський долар30.5128
Юань Женьміньбі5.8294
Чеська крона1.9807
Данська крона6.5456
Гонконгівський долар5.3228
Форинт0.122137
Індійська рупія0.48694
Рупія0.0025764
Новий ізраїльський шекель12.5313
Єна0.28423
Теньге0.079819
Вона0.030394
Ліванський фунт0.000467
Малайзійський ринггіт9.8235
Мексиканське песо2.234
Молдовський лей2.4644
Новозеландський долар25.1332
Норвезька крона4.1312
Саудівський ріял11.141
Сінгапурський долар32.6414
Донг0.0016004
Ренд2.3309
Шведська крона4.3805
Швейцарський франк52.4729
Бат1.28789
Дирхам ОАЕ11.3757
Туніський динар14.3979
Єгипетський фунт0.844
Фунт стерлінгів56.4233
Долар США41.7842
Сербський динар0.41692
Азербайджанський манат24.5746
Румунський лей9.6166
Турецька ліра1.0401
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.2078
Болгарський лев24.9711
Євро48.8416
Ларі15.3862
Злотий11.47
Золото139893.92
Срібло1572.99
Платина56985.71
Паладій48735.84

Курси валют, встановлені НБУ на 14.07.2025