Мировой дефицит контейнеров может привести к росту цен на товары

07.03.2021 08:00 | Укррудпром

vtimes.io, 3 марта 2021. Опубликовано 07:39 07 марта 2021 года Повышенный спрос на китайский экспорт и локдауны на Западе разорвали транспортные цепочки.

У Стива Чуана нет причин жаловаться на бизнес: несмотря на пандемию, за последний год спрос на продукцию его гонконгской компании, которая выпускает электронику на солнечных элементах, в США и Европе только растет. Проблема в другом: Чуан, как и многие другие азиатские экспортеры, не может вовремя доставить ее покупателям.

Благодаря буму в международной торговле, экономика азиатского региона быстро восстановилась после спада, спровоцированного распространением коронавируса. Однако успешному развитию местного бизнеса мешают серьезные перебои в морских цепочках поставок. Быстрый рост экспорта китайских товаров на Запад в сочетании с ограничениями в работе портов привел к тому, что многие контейнеры находятся не там, где они нужны. В результате ставки фрахта резко выросли, а сухогрузы выстраиваются у портов в длинные очереди.

Застряли неизвестно где

Стоимость отправки стандартного 40-футового контейнера из Китая в США за последний год выросла более чем в четыре раза, говорит Чуан: “За последние лет 20 мы такого никогда не видели. Пустые контейнеры не могут вернуться назад в Гонконг”.

Китай восстановился после пандемии быстрее любой другой крупной экономики мира, а продажи его электроники, медицинского оборудования и других товаров, пользующихся повышенным спросом из-за локдаунов, сильно выросли. Экспортные поставки уже несколько месяцев подряд растут двузначными темпами, а профицит торгового баланса достиг в конце 2020 г. исторического максимума — в декабре он вырос на 18,1% в годовом выражении до $78,17 млрд.

Однако обратно в Азию контейнеры возвращаются с задержкой. Это объясняется ограничениями, связанными с пандемией, нехваткой водителей грузовиков и складских рабочих в других регионах, в том числе в американских и европейских портах, говорит Роберто Джаннетта, председатель Гонконгской ассоциации линейного судоходства: “Гигантское количество контейнеров затерялись неизвестно где — в Австралии, Восточной Европе, Центральной Америке. Какой-то идеальный шторм мешает их возвращению в Азию”.

“Сейчас для перевозок задействовано практически каждое свободное судно в мире, поскольку так много кораблей просто ждут в портах, когда их разгрузят”, — добавляет Джаннетта.

Проблема разрастается

По словам Ху Хаоли, помощника президента компании Wanlong Chemical, расположенной в прибрежном городе Вэньчжоу на востоке Китая, ставки фрахта остаются завышенными, хотя это не очень сильно влияет на бизнес производителя ароматический соединений, поскольку он реализует продукцию в верхнем ценовом сегменте. Но для многих других китайских компаний, особенно в текстильной промышленности, проблема с контейнерами имеет гораздо более серьезные последствия. По словам одного экспортера в Шаосине, еще одном городе на восточном побережье, скачок ставок на фрахт в декабре вынудил многих производителей одежды и тканей закрыть бизнес.

Руководители судоходных компаний надеялись, что смогут наверстать упущенное во время празднования нового года по лунному календарю, когда многие производства останавливают деятельность. Однако этим надеждам не суждено было сбыться: некоторые фабрики и заводы заставили сотрудников остаться на работе из-за слишком высокого мирового спроса на их продукцию.

До недавних пор проблемы с контейнерами отражались в основном на экспортных маршрутах из Азии, но появляются признаки того, что начинают страдать и компании, отправляющие продукцию в Китай. В январе McDonald’s в Гонконге сообщил, что из-за таких задержек у него возникли сложности с доставкой картофельных оладий, а также на короткое время — с арахисом для мороженого.

Проблему пытаются решать всем миром. Например, недавно власти города Нинбо на северо-востоке Китая помогли местному порту найти 730 000 пустых контейнеров. 

Вклад в инфляцию

Нехватка контейнеров может привести к росту цен на товары. По словам Чуана, для его компании задержки в поставках составляют 2—4 недели, и она ведет переговоры с покупателями о том, чтобы разделить возникающие дополнительные издержки, которые привели к росту цен на ее продукцию на 2—5%.

Производство контейнеров для морских перевозок снизилось в первом полугодии 2020 г., но увеличилось во втором, в результате рост по итогам года составил 10%, говорит Джон Фосси, начальник отдела анализа контейнерного оборудования и лизинга в аналитическо-консалтинговой фирме Drewry. Однако перевозчикам они обойдутся дороже: из-за повышенного спроса и роста цен на сырье, в частности сталь, цена контейнера с поставкой этим летом составит около $6200, а это, по словам Фосси, рекордное значение. Поэтому “некоторые судовладельцы скорее всего не будут заказывать новое оборудование”, говорит он.

Некоторые сообщения из Китая говорят о том, что ситуация в его портах в последние недели начала понемногу улучшаться. Однако представители судоходной отрасли пессимистично оценивают перспективы ближайших месяцев. Облегчения не будет по крайней мере до лета, считает Вилли Линь, председатель Гонконгского совета морских грузоперевозчиков.

Поэтому, по его мнению, растет вероятность того, что производители начнут отправлять товар наземными маршрутами, в частности, грузовиками из Гуанси-Чжуанского района на юге Китая во Вьетнам и другие страны Юго-Восточной Азии. Некоторые компании могут начать активнее использовать маршруты в Европу через Россию, считает Чуан.

Перевел Михаил Оверченко

Николь ЛЮ, Томас ХЕЙЛ

The Financial Times

Додати коментар

Користувач:
email:





Investing with smarts
Balancing risk and reward
Capital market gains.

- Fin.Org.UA

Новини

14:56 - Суд вирішив, що держава відшкодує збитки ФОПу, у якого поліція вилучила деревину та вантажівки
14:00 - У Міненерго розповіли про зміну тактики атак московія по енергетиці України
13:20 - Відбулася спеціальна зустріч Групи G7+ з питань енергетичної підтримки України
12:50 - РосЗМІ: у деяких регіонах московія частково зникло світло на тлі ударів по енергетиці
12:05 - Венесуела стикається з різким падінням валюти та тризначною інфляцією
11:00 - Запорізька АЕС відновила доступ до резервного живлення вперше за шість місяців
10:00 - РосЗМІ повідомляють про ракетний удар по ТЕЦ у російському Воронежі
07:35 - Фінансовий астрологічний прогноз на 09.11.2025
23:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:47 - Національний банк проводить масштабні санкції: коли регулювання вибирає дбайливість
21:45 - Микола Колісник: газовики і енергетики продовжують відновлювальні роботи після російської атаки на Полтавщині
21:44 - Національний банк у жовтні 2025 року застосував до семи банків і чотирьох небанківських фінансових установ заходи впливу за порушення вимог законодавства у сфері фінансового моніторингу та валютного законодавства
21:43 - Міжнародні резерви України: від катастрофи до рекорду
21:30 - На Київщині триває відновлення енергооб’єктів після нічної атаки рф
21:00 - Енергетична інфраструктура України стала мішенню масштабної балістичної атаки, – Світлана Гринчук
18:30 - Енергетики роблять усе можливе, щоб якнайшвидше повернути світло в домівки українців – Світлана Гринчук за результатами робочої поїздки на Харківщину
18:10 - московія атакувала ТЕС ДТЕК понад 210 разів протягом повномасштабної війни
18:00 - Як Не Стати Злочинцем на Фондовому Ринку: Жартівливий Путівник Запобігання Маніпуляціям
17:50 - 9 листопада всю добу діятимуть графіки відключення світла в більшості регіонів
17:27 - Державна підтримка Експрес
16:55 - "Нині – нуль генерації": ворог наніс наймасованіший удар по ТЕС "Центренерго"
16:30 - Пункти пропуску на кордоні відновили роботу після збою – митниця
16:15 - Збій у системі митниці не вплинув на рух міжнародних поїздів – ДПСУ
15:40 - У Кременчуці воду подаватимуть за графіком внаслідок ворожої атаки
15:10 - В "Укрзалізниці" стверджують, що скорочень поїздів та обмежень руху на Полтавщині немає
14:10 - На всьому кордоні України зупинили пропускні операції через ворожу атаку
13:50 - Держава компенсуватиме ветеранам з інвалідністю переобладнання автівок: які умови
12:53 - Установа Мін’юсту накупила електронних браслетів для арештованих на 44 мільйони
12:31 - На Харківщині загинув працівник енергетичного підприємства в результаті атаки московія
12:15 - У столиці та Київській області екстрені відключення світла


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32171
Австралійський долар27.1977
Така0.34462
Канадський долар29.7443
Юань Женьміньбі5.895
Чеська крона1.9937
Данська крона6.4965
Гонконгівський долар5.3979
Форинт0.125883
Індійська рупія0.47344
Рупія0.0025153
Новий ізраїльський шекель12.8629
Єна0.27421
Теньге0.079962
Вона0.028762
Ліванський фунт0.000469
Малайзійський ринггіт10.0503
Мексиканське песо2.2606
Молдовський лей2.4582
Новозеландський долар23.5834
Норвезька крона4.1191
Саудівський ріял11.1924
Сінгапурський долар32.2289
Донг0.0015956
Ренд2.4185
Шведська крона4.39
Швейцарський франк52.0951
Бат1.29743
Дирхам ОАЕ11.4292
Туніський динар14.2328
Єгипетський фунт0.8869
Фунт стерлінгів55.046
Долар США41.9782
Сербський динар0.41377
Азербайджанський манат24.6931
Румунський лей9.5381
Турецька ліра0.9945
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.0205
Болгарський лев24.801
Євро48.5058
Ларі15.5199
Злотий11.417
Золото167740.69
Срібло2037.15
Платина64918.45
Паладій57762

Курси валют, встановлені НБУ на 10.11.2025