Мировой дефицит контейнеров может привести к росту цен на товары

07.03.2021 08:00 | Укррудпром

vtimes.io, 3 марта 2021. Опубликовано 07:39 07 марта 2021 года Повышенный спрос на китайский экспорт и локдауны на Западе разорвали транспортные цепочки.

У Стива Чуана нет причин жаловаться на бизнес: несмотря на пандемию, за последний год спрос на продукцию его гонконгской компании, которая выпускает электронику на солнечных элементах, в США и Европе только растет. Проблема в другом: Чуан, как и многие другие азиатские экспортеры, не может вовремя доставить ее покупателям.

Благодаря буму в международной торговле, экономика азиатского региона быстро восстановилась после спада, спровоцированного распространением коронавируса. Однако успешному развитию местного бизнеса мешают серьезные перебои в морских цепочках поставок. Быстрый рост экспорта китайских товаров на Запад в сочетании с ограничениями в работе портов привел к тому, что многие контейнеры находятся не там, где они нужны. В результате ставки фрахта резко выросли, а сухогрузы выстраиваются у портов в длинные очереди.

Застряли неизвестно где

Стоимость отправки стандартного 40-футового контейнера из Китая в США за последний год выросла более чем в четыре раза, говорит Чуан: “За последние лет 20 мы такого никогда не видели. Пустые контейнеры не могут вернуться назад в Гонконг”.

Китай восстановился после пандемии быстрее любой другой крупной экономики мира, а продажи его электроники, медицинского оборудования и других товаров, пользующихся повышенным спросом из-за локдаунов, сильно выросли. Экспортные поставки уже несколько месяцев подряд растут двузначными темпами, а профицит торгового баланса достиг в конце 2020 г. исторического максимума — в декабре он вырос на 18,1% в годовом выражении до $78,17 млрд.

Однако обратно в Азию контейнеры возвращаются с задержкой. Это объясняется ограничениями, связанными с пандемией, нехваткой водителей грузовиков и складских рабочих в других регионах, в том числе в американских и европейских портах, говорит Роберто Джаннетта, председатель Гонконгской ассоциации линейного судоходства: “Гигантское количество контейнеров затерялись неизвестно где — в Австралии, Восточной Европе, Центральной Америке. Какой-то идеальный шторм мешает их возвращению в Азию”.

“Сейчас для перевозок задействовано практически каждое свободное судно в мире, поскольку так много кораблей просто ждут в портах, когда их разгрузят”, — добавляет Джаннетта.

Проблема разрастается

По словам Ху Хаоли, помощника президента компании Wanlong Chemical, расположенной в прибрежном городе Вэньчжоу на востоке Китая, ставки фрахта остаются завышенными, хотя это не очень сильно влияет на бизнес производителя ароматический соединений, поскольку он реализует продукцию в верхнем ценовом сегменте. Но для многих других китайских компаний, особенно в текстильной промышленности, проблема с контейнерами имеет гораздо более серьезные последствия. По словам одного экспортера в Шаосине, еще одном городе на восточном побережье, скачок ставок на фрахт в декабре вынудил многих производителей одежды и тканей закрыть бизнес.

Руководители судоходных компаний надеялись, что смогут наверстать упущенное во время празднования нового года по лунному календарю, когда многие производства останавливают деятельность. Однако этим надеждам не суждено было сбыться: некоторые фабрики и заводы заставили сотрудников остаться на работе из-за слишком высокого мирового спроса на их продукцию.

До недавних пор проблемы с контейнерами отражались в основном на экспортных маршрутах из Азии, но появляются признаки того, что начинают страдать и компании, отправляющие продукцию в Китай. В январе McDonald’s в Гонконге сообщил, что из-за таких задержек у него возникли сложности с доставкой картофельных оладий, а также на короткое время — с арахисом для мороженого.

Проблему пытаются решать всем миром. Например, недавно власти города Нинбо на северо-востоке Китая помогли местному порту найти 730 000 пустых контейнеров. 

Вклад в инфляцию

Нехватка контейнеров может привести к росту цен на товары. По словам Чуана, для его компании задержки в поставках составляют 2—4 недели, и она ведет переговоры с покупателями о том, чтобы разделить возникающие дополнительные издержки, которые привели к росту цен на ее продукцию на 2—5%.

Производство контейнеров для морских перевозок снизилось в первом полугодии 2020 г., но увеличилось во втором, в результате рост по итогам года составил 10%, говорит Джон Фосси, начальник отдела анализа контейнерного оборудования и лизинга в аналитическо-консалтинговой фирме Drewry. Однако перевозчикам они обойдутся дороже: из-за повышенного спроса и роста цен на сырье, в частности сталь, цена контейнера с поставкой этим летом составит около $6200, а это, по словам Фосси, рекордное значение. Поэтому “некоторые судовладельцы скорее всего не будут заказывать новое оборудование”, говорит он.

Некоторые сообщения из Китая говорят о том, что ситуация в его портах в последние недели начала понемногу улучшаться. Однако представители судоходной отрасли пессимистично оценивают перспективы ближайших месяцев. Облегчения не будет по крайней мере до лета, считает Вилли Линь, председатель Гонконгского совета морских грузоперевозчиков.

Поэтому, по его мнению, растет вероятность того, что производители начнут отправлять товар наземными маршрутами, в частности, грузовиками из Гуанси-Чжуанского района на юге Китая во Вьетнам и другие страны Юго-Восточной Азии. Некоторые компании могут начать активнее использовать маршруты в Европу через Россию, считает Чуан.

Перевел Михаил Оверченко

Николь ЛЮ, Томас ХЕЙЛ

The Financial Times

Додати коментар

Користувач:
email:





From Wall Street to Tokyo,
London to Hong Kong and back,
The financial world spins.

- Fin.Org.UA

Новини

14:54 - "Укрзалізниця" відновила рух поїздів через Фастів, який обстріляли росіяни
13:59 - ДП "Рихальське" заявило про спробу захоплення держпідприємства
12:55 - ЗАЕС на пів години була у повному блекауті – МАГАТЕ
12:39 - московіяни поцілили у склад з ліками компанії "БаДМ"
12:04 - Захист ЧАЕС не може виконувати свою функцію після атаки дроном – ООН
10:59 - московія серйозно пошкодила ТЕС у різних областях
10:04 - "Укренерго" збільшує обсяг відключень світла після атаки московія
10:00 - 6 грудня — День Збройних Сил України.
10:00 - Бюджет України на 2026 рік: агросектор отримає 13,1 млрд грн державної підтримки
09:30 - У Держбюджеті на 2026 рік передбачено 50,7 млрд грн на підтримку економіки та бізнесу, в тому числі у агросекторі, а також на потреби захисту довкілля та екологізації економіки
07:35 - Фінансовий астрологічний прогноз на 06.12.2025
23:00 - Накази Міністерства енергетики України
23:00 - Новини від Міністерства енергетики України
23:00 - Регуляторні акти Міністерства енергетики України
21:00 - Новини 5 грудня: конкурс до наглядової ради "Енергоатому", ЄС хоче заборонити перевезення нафти московія
20:40 - Конго посилює контроль за кобальтом, необхідним для акумуляторів
20:33 - Уряд вніс зміни до регламентів хімічної продукції: бізнес отримає більше часу для переходу на нові стандарти
20:05 - ФАО розподілила модульні зерносховища серед фермерів у прифронтових регіонах
19:51 - Демократи і республіканці критикують купівлю Warner Bros компанією Netflix
19:20 - Можливі зміни в оподаткуванні "спрощенців": Мінфін дав роз’яснення
19:00 - В Києві оновили правила розміщення МАФів і пунктів прокату вело- та електротранспорту
18:55 - Уряд ухвалив рішення, яке має стримати зростання тарифу електроенергію
18:50 - ЄС і G7 розглядають заборону перевезень російської нафти замість обмеження цін
18:42 - Уряд змінив порядок проведення аукціонів з продажу електроенергії – «Укренерго» зможе брати участь у спецторгах для покриття технологічних витрат
18:30 - У Білій Церкві стартує будівництво кварталу для маріупольців
18:15 - В "Укрпошті" пояснили, які товари можна в них купити за кошти "зимової підтримки"
18:10 - Цього року українські оборонні стартапи залучили вже понад 105 мільйонів доларів
18:00 - Національний банк у листопаді 2025 року застосував до двох банків і двох небанківських фінансових установ заходи впливу за порушення вимог законодавства у сфері фінансового моніторингу та валютного законодавства
17:54 - У США засудили штраф ЄС щодо X Ілона Маска
17:45 - Відбулось шосте засідання українсько-молдовської Дністровської комісії


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32364
Австралійський долар27.9109
Така0.34407
Канадський долар30.1828
Юань Женьміньбі5.9487
Чеська крона2.0238
Данська крона6.5601
Гонконгівський долар5.4024
Форинт0.128316
Індійська рупія0.46728
Рупія0.0025267
Новий ізраїльський шекель13.0162
Єна0.271
Теньге0.083136
Вона0.02856
Ліванський фунт0.00047
Малайзійський ринггіт10.231
Мексиканське песо2.3107
Молдовський лей2.4743
Новозеландський долар24.3004
Норвезька крона4.1658
Саудівський ріял11.2056
Сінгапурський долар32.4687
Донг0.0015949
Ренд2.4856
Шведська крона4.4702
Швейцарський франк52.3158
Бат1.32096
Дирхам ОАЕ11.4512
Туніський динар14.3475
Єгипетський фунт0.8841
Фунт стерлінгів56.1289
Долар США42.0567
Сербський динар0.41714
Азербайджанський манат24.7363
Румунський лей9.6209
Турецька ліра0.9893
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.3525
Болгарський лев25.0502
Євро48.9961
Ларі15.5754
Злотий11.5763
Золото177813.2
Срібло2445.24
Платина69312.81
Паладій61335.07

Курси валют, встановлені НБУ на 08.12.2025