Мировой дефицит контейнеров может привести к росту цен на товары

07.03.2021 08:00 | Укррудпром

vtimes.io, 3 марта 2021. Опубликовано 07:39 07 марта 2021 года Повышенный спрос на китайский экспорт и локдауны на Западе разорвали транспортные цепочки.

У Стива Чуана нет причин жаловаться на бизнес: несмотря на пандемию, за последний год спрос на продукцию его гонконгской компании, которая выпускает электронику на солнечных элементах, в США и Европе только растет. Проблема в другом: Чуан, как и многие другие азиатские экспортеры, не может вовремя доставить ее покупателям.

Благодаря буму в международной торговле, экономика азиатского региона быстро восстановилась после спада, спровоцированного распространением коронавируса. Однако успешному развитию местного бизнеса мешают серьезные перебои в морских цепочках поставок. Быстрый рост экспорта китайских товаров на Запад в сочетании с ограничениями в работе портов привел к тому, что многие контейнеры находятся не там, где они нужны. В результате ставки фрахта резко выросли, а сухогрузы выстраиваются у портов в длинные очереди.

Застряли неизвестно где

Стоимость отправки стандартного 40-футового контейнера из Китая в США за последний год выросла более чем в четыре раза, говорит Чуан: “За последние лет 20 мы такого никогда не видели. Пустые контейнеры не могут вернуться назад в Гонконг”.

Китай восстановился после пандемии быстрее любой другой крупной экономики мира, а продажи его электроники, медицинского оборудования и других товаров, пользующихся повышенным спросом из-за локдаунов, сильно выросли. Экспортные поставки уже несколько месяцев подряд растут двузначными темпами, а профицит торгового баланса достиг в конце 2020 г. исторического максимума — в декабре он вырос на 18,1% в годовом выражении до $78,17 млрд.

Однако обратно в Азию контейнеры возвращаются с задержкой. Это объясняется ограничениями, связанными с пандемией, нехваткой водителей грузовиков и складских рабочих в других регионах, в том числе в американских и европейских портах, говорит Роберто Джаннетта, председатель Гонконгской ассоциации линейного судоходства: “Гигантское количество контейнеров затерялись неизвестно где — в Австралии, Восточной Европе, Центральной Америке. Какой-то идеальный шторм мешает их возвращению в Азию”.

“Сейчас для перевозок задействовано практически каждое свободное судно в мире, поскольку так много кораблей просто ждут в портах, когда их разгрузят”, — добавляет Джаннетта.

Проблема разрастается

По словам Ху Хаоли, помощника президента компании Wanlong Chemical, расположенной в прибрежном городе Вэньчжоу на востоке Китая, ставки фрахта остаются завышенными, хотя это не очень сильно влияет на бизнес производителя ароматический соединений, поскольку он реализует продукцию в верхнем ценовом сегменте. Но для многих других китайских компаний, особенно в текстильной промышленности, проблема с контейнерами имеет гораздо более серьезные последствия. По словам одного экспортера в Шаосине, еще одном городе на восточном побережье, скачок ставок на фрахт в декабре вынудил многих производителей одежды и тканей закрыть бизнес.

Руководители судоходных компаний надеялись, что смогут наверстать упущенное во время празднования нового года по лунному календарю, когда многие производства останавливают деятельность. Однако этим надеждам не суждено было сбыться: некоторые фабрики и заводы заставили сотрудников остаться на работе из-за слишком высокого мирового спроса на их продукцию.

До недавних пор проблемы с контейнерами отражались в основном на экспортных маршрутах из Азии, но появляются признаки того, что начинают страдать и компании, отправляющие продукцию в Китай. В январе McDonald’s в Гонконге сообщил, что из-за таких задержек у него возникли сложности с доставкой картофельных оладий, а также на короткое время — с арахисом для мороженого.

Проблему пытаются решать всем миром. Например, недавно власти города Нинбо на северо-востоке Китая помогли местному порту найти 730 000 пустых контейнеров. 

Вклад в инфляцию

Нехватка контейнеров может привести к росту цен на товары. По словам Чуана, для его компании задержки в поставках составляют 2—4 недели, и она ведет переговоры с покупателями о том, чтобы разделить возникающие дополнительные издержки, которые привели к росту цен на ее продукцию на 2—5%.

Производство контейнеров для морских перевозок снизилось в первом полугодии 2020 г., но увеличилось во втором, в результате рост по итогам года составил 10%, говорит Джон Фосси, начальник отдела анализа контейнерного оборудования и лизинга в аналитическо-консалтинговой фирме Drewry. Однако перевозчикам они обойдутся дороже: из-за повышенного спроса и роста цен на сырье, в частности сталь, цена контейнера с поставкой этим летом составит около $6200, а это, по словам Фосси, рекордное значение. Поэтому “некоторые судовладельцы скорее всего не будут заказывать новое оборудование”, говорит он.

Некоторые сообщения из Китая говорят о том, что ситуация в его портах в последние недели начала понемногу улучшаться. Однако представители судоходной отрасли пессимистично оценивают перспективы ближайших месяцев. Облегчения не будет по крайней мере до лета, считает Вилли Линь, председатель Гонконгского совета морских грузоперевозчиков.

Поэтому, по его мнению, растет вероятность того, что производители начнут отправлять товар наземными маршрутами, в частности, грузовиками из Гуанси-Чжуанского района на юге Китая во Вьетнам и другие страны Юго-Восточной Азии. Некоторые компании могут начать активнее использовать маршруты в Европу через Россию, считает Чуан.

Перевел Михаил Оверченко

Николь ЛЮ, Томас ХЕЙЛ

The Financial Times

Додати коментар

Користувач:
email:





На фондовому ринку день і ніч,
Торгівля триває без зупинки.
Тут гроші легко можуть зникнути,
Але й заробити можна втричі.

- Fin.Org.UA

Новини

09:00 - Коли монета коштує більше, ніж її номінал: цікаві факти про виробництво, обіг та заборони монет у світі
16:59 - Китай відкладе на рік обмеження щодо рідкоземів і закупить американську сою – Бессент
16:10 - Умова – реструктуризація: японський SoftBank інвестує в OpenAI $22,5 мільярда
15:01 - Суд наказав компанії повернути 14 мільйонів, які держшахта заплатила за електроенергію
15:00 - European Capital Markets Regulation: Key Updates for October 2025
14:36 - Атака на Київ знищила склад Оптіма-Фарм на 100 мільйонів доларів
13:06 - У Франції затримали злодіїв, які пограбували Лувр – ЗМІ
12:02 - Прокуратура не змогла "вигнати" ФОПа з орендованого кафе у Києво-Могилянській академії
11:01 - Трамп підвищую мита на 10% для Канади після скандалу із рекламою і Рейганом
10:35 - московіяни атакували потужності виробника кави, заснованого Корецьким
10:30 - Європейське регулювання ринків капіталів: ключові оновлення жовтня 2025 року
10:00 - Киргизстан з Binance запускає національну криптовалюту
07:35 - Фінансовий астрологічний прогноз на 26.10.2025
01:56 - Legislative Changes in Ukraine: Overview of Key Updates in October 2025
01:29 - Законодавчі зміни в Україні: огляд ключових оновлень жовтня 2025 року
01:28 - Інвестиції в ігрові артефакти та персонажів: новий ринок альтернативних активів
00:00 - Новини від Міністерства енергетики України
23:00 - Новини від Міністерства енергетики України
18:00 - ЄС готує план зменшення залежності від китайських рідкісноземельних металів
16:39 - Опалювальний сезон розпочнеться найближчими днями – Гринчук
15:50 - Світлана Гринчук та Катеріна Райхе обговорили захист енергооб'єктів та подальшу допомогу ФРН у їх відновленні
15:49 - московія знову атакувала шахту ДТЕК на Дніпропетровщині
15:15 - Україна вивела усі дев’ять підконтрольних енергоблоків АЕС з ремонту – Буславець
15:00 - IV Форум відбудови України «Інтеграція – Економіка – Партнерство»
14:25 - Рада ЄС затвердила зміни до Плану України Ukraine Facility
14:10 - Прем'єр-міністр Онтаріо знову викликав гнів Трампа рекламою з Рейганом
14:00 - Оновлено Єдиний проектний портфель публічних інвестицій держави
13:15 - московіяни обстріляли енергооб’єкт на Харківщині
13:00 - Moody's знизило кредитний прогноз Франції зі стабільного до негативного
11:54 - Mondelez скоротила до 50% витрат на маркетинг завдяки ШІ


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32288
Австралійський долар27.2959
Така0.34397
Канадський долар29.94
Юань Женьміньбі5.8963
Чеська крона2.004
Данська крона6.5287
Гонконгівський долар5.4051
Форинт0.125129
Індійська рупія0.47808
Рупія0.0025296
Новий ізраїльський шекель12.7623
Єна0.27456
Теньге0.078093
Вона0.029175
Ліванський фунт0.000469
Малайзійський ринггіт9.9446
Мексиканське песо2.2817
Молдовський лей2.4592
Новозеландський долар24.1146
Норвезька крона4.1979
Саудівський ріял11.1986
Сінгапурський долар32.3103
Донг0.0015964
Ренд2.4219
Шведська крона4.4724
Швейцарський франк52.7202
Бат1.28188
Дирхам ОАЕ11.434
Туніський динар14.3085
Єгипетський фунт0.8826
Фунт стерлінгів55.8748
Долар США41.9969
Сербський динар0.41582
Азербайджанський манат24.7099
Румунський лей9.5942
Турецька ліра1.0005
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.202
Болгарський лев24.9329
Євро48.7668
Ларі15.4804
Злотий11.4931
Золото170513.71
Срібло2017.42
Платина66699.9
Паладій59180.77

Курси валют, встановлені НБУ на 27.10.2025