Небо и земля: почему из-за зарплат массово увольняются чиновники

19.01 16:06 | Укррудпром

Апостроф, 18 января 2021. Опубликовано 13:21 19 января 2021 года Зарплаты многих госслужащих не дотягивают до адекватного уровня.

В последние годы зарплаты государственных служащих существенно выросли, но повышение их окладов происходит неравномерно. “Апостроф” разбирался, какие зарплаты получают отечественные чиновники, что скрывают от простых украинцев, и какое все это имеет отношение к коррупции.

Еще каких-то десять лет назад зарплаты государственных служащих были низкими, при этом все понимали, что на госслужбу идут работать, как говорится, не за зарплату. Впрочем, в последнее время для того, чтобы ликвидировать коррупцию — именно с ней связывали низкий уровень зарплат госслужащих — их оклады стали постепенно увеличивать.

В результате зарплаты некоторых работников украинских государственных компаний стали такими, что от них не отказались бы топ-менеджеры ведущих мировых банков. Однако коррупция в нашей стране никуда не делась. Таким образом, на сегодня мы имеем ситуацию, когда многими простыми украинцами государственный служащий воспринимается как коррупционер, да еще и с огромной официальной зарплатой, профинансированной за счет налогов граждан.

Что касается коррупционности чиновников, то это — дело уполномоченных органов, которые должны им заниматься на индивидуальной основе. Однако огромные зарплаты всех без исключения госслужащих является мифом.

О чем речь. Если коротко, то оклады госслужащих очень сильно различаются между собой.

Закон — не указ

А теперь разберем этот вопрос более детально.

Согласно статье 51 закона Украины “О государственной службе”, минимальный размер должностного оклада в государственных органах, юрисдикция которых распространяется на территорию одного или нескольких районов, районов в городах, городов областного значения, не может быть менее двух размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом.

Напомним, прожиточный минимум для трудоспособных лиц с 1 января 2020 составлял 2102 гривны, с 1 июля — 2197 гривен, с 1 декабря — 2270 гривен.

Закон законом, но каждое повышение служебных окладов фиксируется соответствующим постановлением правительства.

Так, согласно постановлению Кабмина (№15) от 18 января 2017 года, минимальный оклад госслужащего с 1 января 2020 года должен был составлять 4204 гривен (2102 Х 2 = 4204), с 1 июля 2020 года — 4394 гривны (2197 Х 2 = 4394 ), а с 1 декабря 2020 года — 4540 гривен (2270 Х 2 = 4540).

Но на практике все было немножко иначе.

Июльское повышение (задним числом) стало возможным после принятия постановления № 940 от 9 октября 2020 года. Что касается повышения с 1 декабря, то оно ни правительством, ни Национальным агентством государственной службы (НАГС) замечено не было. То есть минимальные должностные оклады низкого звена не были увеличены.

Кстати, это — далеко не первое нарушение требований закона “О государственной службе” со стороны правительства и НАГС. Уже три года не принимается Порядок формирования фонда оплаты труда государственных служащих в государственном органе (часть 5 статьи 50 этого закона).

Кроме этого, статьей 26 закона “О государственном бюджете Украины на 2021” установлено, что в текущем году для всех категорий работников государственных органов применяются размеры и условия оплаты труда, действовавшие на 1 сентября 2020 года.

Дьявол в деталях

Следует отметить, что деление государственных служащих (в отличие от медицинских работников и других работников бюджетной сферы) по месту трудоустройства обусловило значительные диспропорции как в окладах, так и в условиях оплаты труда в целом.

Так, специалист государственного органа подкатегории “В3”, который работает в районе или городе, получает должностной оклад 4394 гривны, в территориальном органе исполнительной власти — 4670 гривен, что на 6% больше, в центральном органе исполнительной власти — 6300 гривен (в 1,5 раза больше), в министерстве — 7800 гривен (в 1,8 раза больше), в Верховной Раде — 8200 гривен (в 1,9 раза больше).

Дальше — больше. Для того, вероятно, чтобы граждане, которые находятся у черты бедности, не знали реальные размеры зарплат некоторых чиновников, в уже упомянутом постановлении Кабмина №15 применен ряд корректирующих коэффициентов, которые увеличивают должностные оклады. И они, честно говоря, впечатляют.

В частности, должностной оклад руководителя аппарата Верховной Рады, секретариата Кабмина, Офиса президента, аппарата Совета национальной безопасности и обороны, Счетной палаты, Конституционного суда, Центральной избирательной комиссии (ЦИК), Офиса генерального прокурора, Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания установлен на уровне 37 800 гривен.

Кроме того, согласно примечанию 5, должностные оклады государственных служащих Офиса президента, вспомогательных, консультативно-совещательных органов, образованных президентом Украины, аппарата Верховной Рады, секретариата уполномоченного Верховной Рады по правам человека, аппарата Счетной палаты, Офиса генпрокурора определяются в соответствии с этой схемой с коэффициентом 1,3. И это уже не 37 800 гривен, а 49 140 гривен.

И это еще не все. Должностные оклады руководящих работников, государственных экспертов, главных и ведущих специалистов, осуществляющих подготовку заключений по проектам нормативно-правовых актов и/или проводят профессиональную, научную, юридическую экспертизу проектов таких актов, и государственных служащих, которые непосредственно выполняют функции по обеспечению кибербезопасности, киберзащиты и безопасности информационных технологий, работы по разработке программного обеспечения, администрированию баз данных, внедрению и поддержке новейших информационно-коммуникационных технологий в секретариате Кабинета министров, аппарате Совета национальной безопасности и обороны, определяются в соответствии с этой схемой с коэффициентом 1,3 (то есть также 49 140 гривен), а в аппарате Верховной Рады, Офисе президента, секретариате уполномоченного Верховной Рады по правам человека — с коэффициентом 1,45 (54 810 гривен).

А вот, например, должностные оклады работников Долгового агентства определяются в соответствии с этой схемой с коэффициентом 2.

Кроме этого есть выслуга лет и множество стимулирующих надбавок, которые в отдельных органах, как стало известно благодаря СМИ, достигают иногда 1000%.

Стимулирование коррупции

Разве с такими зарплатами госслужащим можно жаловаться?

Тем, о ком шла речь выше, наверное, не стоит.

Но следует знать, что, например, руководителю аппарата местной госадминистрации должностной оклад установили на уровне 9700 гривен, что в семь раз ниже, чем у руководителя Долгового агентства (при том, что долги государства все больше растут и на конец 2020 года составляли почти 2,5 триллиона гривен).

Это — не говоря о том, что этот оклад меньше чем средняя зарплата в стране (около 12 000 гривен на конец 2020 года).

Сегодня ситуация такова, что для большинства государственных служащих оплата труда уже несколько лет не повышается. Для более 230 тысяч госслужащих средняя заработная плата была заложена в бюджете 2021 на уровне 8-10 тысяч гривен.

Более того, изменения, предложенные НАГС к закону о государственной службе, предусматривают дальнейшее ухудшение условий оплаты труда, ликвидацию рангов государственной службы, уменьшение в разы доплаты за выслугу лет.

Премия уже ограничена 20% от должностного оклада, который, как было сказано выше, не меняется годами.

При этом разрыв между наиболее высоким и наиболее низким окладом составляет 15 раз.

Вряд ли это можно назвать реформой государственной службы — скорее, это ее системное уничтожение.

На сегодня статус госслужбы, по мнению экспертов, абсолютно нивелирован. Порядочные и высококвалифицированные работники увольняются, на их место приходят хапуги. Если реформа госслужбы действительно задумывалась для борьбы с коррупцией, ее реализация в том виде, в котором она происходит, только способствует ее расширению и углублению.

Виктор АВДЕЕНКО

Добавить комментарий

Автор:

Введите Код, указанный на рисунке
 




Новини

08:18 - Минэкономики отказалось согласовать второе госпредприятие для закупки лекарств
08:18 - В украинских парах женщины отвечают за семейные финансы
08:18 - Стабильные тарифы и горнолыжные курорты. Что наобещал Шмыгаль вместо отчета за год работы
08:18 - Одесский производитель наркотических и психотропных препаратов дал 2 млн гривен на 3D-голограмму лица Ярослава Мудрого
08:18 - Игорь Коломойский лично участвует в переговорах о разделе “Укрнафты”
08:18 - Третьего локдауна не избежать: разъяснения эпидемиологов и реакция украинцев
08:18 - Киев оказался на 99-ом месте в рейтинге городов мира по качеству жизни
08:18 - Зеленский и Кличко разводят мосты. Почему обострились отношения Офиса президента и мэра Киева
08:09 - Деклараційна кампанія 2021: граничні строки сплати податкових зобов’язань
08:09 - Порядок та термін реєстрації ПРРО
08:08 - Закон України № 1072: обмеження щодо право на списання штрафних (фінансових санкцій) та пені для деяких категорій платників
08:08 - Інформація для платників рентної плати та екологічного податку
08:07 - Податковий календар на 09 березня 2021 року
08:06 - На онлайн зустрічі з представниками бізнесу про деякі питання адміністрування акцизного та екологічного податків
08:01 - Мобільний центр обслуговування платників – крок на зустріч платникам і громадянам
08:00 - Щодо ознаки напряму використання пального «15» при умові оподаткування «5» при складанні нової акцизної накладної форми «П»
08:00 - Декларування – 2021: Майже 60 тис. громадян вже прозвітували про доходи, отримані минулого року
07:24 - Банкиры обвалили курс доллара из-за повышения учетной ставки НБУ и ожиданий локдауна
07:06 - Снижение валютной пары EUR/USD замедлилось в области месячных min, но говорить о реванше быков поводов нет...
00:32 - ICUresearch: Про облікову ставку
22:36 - Мінфін: Набирає чинності наказ, необхідний для застосування режиму спільного транзиту в Україні
22:36 - Підсумки року роботи Уряду: Основні досягнення Міністерства освіти і науки України
21:54 - Резонансне виявлення підпільного виробництва лікеро-горілчаних виробів та припинення діяльності Інтернет-сайтів
21:54 - У Маріуполі упереджено реалізацію 30 тонн фальсифікату через мережу Інтернет
21:33 - 3 400 000 USD на Delfast Bikes
21:18 - Основні тренди карткового ринку у 2020 році: безконтактні платежі та розрахунки в Інтернеті
21:18 - Розпочато примусове стягнення майна пов’язаного з Костянтином Жеваго "Київського суднобудівного-судноремонтного заводу" за боргами банку "Фінанси та Кредит"
21:18 - Запроваджено дистанційний підхід до інспекційних перевірок банків під час карантину
21:00 - Маємо вирішити питання дивідендної політики АМПУ і перегляду портових зборів, - Владислав Криклій
21:00 - Мінінфраструктури розроблено проект наказу Міністерства інфраструктури України «Про затвердження Вимог щодо остійності пасажирських суден типу ро-ро»


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар21.625
Канадський долар21.954
Юань Женьміньбі4.2906
Куна4.4033
Чеська крона1.2748
Данська крона4.4925
Гонконгівський долар3.5776
Форинт0.091617
Індійська рупія0.38102
Рупія0.0019455
Новий ізраїльський шекель8.3889
Єна0.25843
Теньге0.066065
Вона0.024675
Мексиканське песо1.3318
Молдовський лей1.5798
Новозеландський долар20.1317
Норвезька крона3.2602
Російський рубль0.3766
Саудівський ріял7.3987
Сінгапурський долар20.846
Ренд1.8451
Шведська крона3.288
Швейцарський франк30.0475
Єгипетський фунт1.7682
Фунт стерлінгів38.716
Долар США27.7564
Білоруський рубль10.6428
Азербайджанський манат16.3388
Румунський лей6.8438
Турецька ліра3.726
СПЗ (спеціальні права запозичення)39.8552
Болгарський лев17.083
Євро33.4062
Злотий7.3352
Алжирський динар0.21027
Така0.32955
Вірменський драм0.052931
Іранський ріал0.00066537
Іракський динар0.019141
Сом0.32974
Ліванський фунт0.018538
Лівійський динар6.2803
Малайзійський ринггіт6.9003
Марокканський дирхам3.1262
Донг0.0012141
Бат0.92008
Дирхам ОАЕ7.6084
Туніський динар10.2938
Узбецький сум0.002655
Новий тайванський долар1.00242
Туркменський новий манат7.9845
Ганське седі4.862
Сербський динар0.28787
Сомоні2.4721
Ларі8.4173
Бразильський реал5.0745
Золото47622.77
Срібло722.33
Платина32460.83
Паладій65594.48

Курси валют, встановлені НБУ на: 05.03.2021

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
AFLZ021010.981010.981010.981010.9845494.10
BAVL0.4950.4950.4950.4959900.00
CEEN8.58.58.58.542500.00
MHPC187.5187.5187.5187.51875.00
UNAF20620620520512310.00

Дані за 04.03.2021