Вашингтон наносит новый удар: как Украине выпутаться из тупика с продажей “Мотор Сичи”

16.01 09:48 | Укррудпром

Апостроф, 15 января 2021. Опубликовано 09:32 16 января 2021 года Украина оказалась перед крайне непростым выбором.

В пятницу, 15 января, стало известно о том, что Минторговли США ввело санкции против китайской компании Skyrizon — инвестора в ПАО “Мотор Сич”, заявив, что она угрожает национальной безопасности США. Skyrizon внесли в список MEU (Military End-User) — туда заносят компании, действующие в интересах китайской армии. США вводят для таких компаний ограничения по экспорту, реэкспорту и перемещению товаров внутри страны. Чтобы выполнить указанные операции, компаниям нужно дополнительное лицензирование. В США утверждают, что Skyrizon якобы угрожает нацбезопасности США, “помогая Китаю запугивать соседей в Южно-Китайском море”. Об Украине никто публично не вспоминает, но не обошлось без намеков со стороны министра торговли США Уилбура Росса. “Skyrizon — китайская государственная компания — и ее попытки приобрести и узаконить зарубежные военные технологии представляют значительную угрозу национальной безопасности США и интересам внешней политики”, — отметил Росс. Речь, очевидно, идет о скандале, связанном с попыткой китайцев зайти в “Мотор Сич”. О геополитическом контексте данного вопроса и препятствиях на пути к активному развитию стратегического сотрудничества между Украиной и КНР, “Апострофу” рассказала эксперт Международного центра перспективных исследований Людмила ФИЛЮК.

Влияние вопросов геополитики ярко прослеживается в кейсе продажи украинского стратегического предприятия “Мотор Сич” по разработке, производству и обслуживанию двигателей для самолетов и вертолетов. Более 50% акций завода были проданы китайской компании Skyrizon Aircraft в юридическом лице Xinwei Technology Group. По условиям соглашения инвесторы обязались вложить более 250 млн долларов в предприятие, тогда как 25% акций отходят под контроль “Укроборонпрома” и еще 25% принадлежат компании украинского бизнесмена Александра Ярославского DCH Group.

В 2017 году Skyrison подала первое заявление о концентрации 56% своих акций в Антимонопольный комитет Украины, но в ход событий вмешалась Служба безопасности Украины, инициировав уголовное дело и наложив арест на китайские инвестиции. Начиная с 2017 года, акционеры уже трижды подавали заявления в АМКУ относительно концентрации акций, но все три возвращались без рассмотрения. DCH Group и Skyrison сообщают о подготовке очередного совместного заявления в Антимонопольный комитет. По словам Ярославского, на АМКУ оказывается силовое давление с целью помешать реализации договоренностей с китайскими партнерами.

Очевидно, что тесное сотрудничество Киева и Пекина, особенно в высокотехнологичных отраслях, не согласуется с вопросами безопасности и экономическими интересами США в противодействии росту военной мощи Китая. Об этом свидетельствуют многочисленные заявления Вашингтона, визит в Украину советника по национальной безопасности США Джона Болтона и попытки советника президента США по вопросам России и Европы блокировать продажу стратегически важного украинского предприятия “Мотор Сич” представителям КНР. Уже длительное время Вашингтон призывает Украину блокировать этот контракт как несущий угрозу национальной безопасности, предупреждая о высоких рисках утечки секретных военных технологий. Такие беспокойства, собственно, и спровоцировали ранее решение Шевченковского районного суда Киева об аресте 56% акций ПАО “Мотор Сич” по ходатайству СБУ. Интересно, что продажа “Мотор Сичи” вызывает беспокойство не только у Вашингтона, но и в Токио, где считают, что соглашение поспособствует укреплению военного потенциала КНР, что составляет немалую угрозу для безопасности Японии.

Вопрос продажи “Мотор Сичи” уже давно вышел за рамки коммерческого контекста, а Украина оказалась перед непростым стратегическим выбором. С одной стороны, попав в структуры Китая, Украина не сможет сохранять прежнее место в структурах США, а привлечение Китая к совместным разработкам в части ОПК будет в дальнейшем блокировать евроатлантическую интеграцию Украины. Кроме того, существуют реальные основания для беспокойства относительно доступа к технологиям и патентам, которые использует “Мотор Сич” в производстве двигателей. С другой стороны, именно китайские инвестиции позволили заводу и в дальнейшем работать после запрета экспорта продукции в Российскую Федерацию. Частично блокируя продажу, правительство Украины идет на сознательное нарушение Соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций заключенного между Украиной и КНР в 1992 году.

Как известно, 4 сентября 2020 года китайские инвесторы ПАО “Мотор Сич” прислали Министерству юстиции Украины сообщение об инвестиционном споре (Notice of Investment Dispute) с целью взыскания с государства Украина ущерба в размере $3,5 млрд. В этом сообщении они подчеркивают, что украинская власть своим поведением экспроприировала их инвестиции, а также нарушила другие их права, предусмотренные действующим Соглашением.

Эксперты приводят десятки вариантов развития событий — от получения Китаем полного контроля над украинскими технологиями, к признанию сделки недействительной и прихода других инвесторов в Украину. Однако, при любых обстоятельствах, очевидным и правильным шагом для украинского правительства является введение жестоких и четких правил инвестирования в стратегически важные отрасли отечественной промышленности.

Людмила ФИЛЮК, эксперт Международного центра перспективных исследований

Добавить комментарий

Автор:

Введите Код, указанный на рисунке
 




Новини

15:42 - Дмитро Кулеба запросив французький бізнес до участі у програмі «Велике будівництво» в Україні
15:42 - Тиждень роботи КПВВ в районі проведення операції Об’єднаних сил
14:54 - Российские эмираты Владимира Зеленского
13:36 - Україна має шанси стати гідним пріоритетним партнером ЄС у розвитку водневої енергетики
13:36 - З 1 березня на території Чернівецької області діятиме червоний рівень епідемічної небезпеки, - рішення Комісії ТЕБ та НС
13:06 - Владимир Зеленский сменил представителя Украины в подгруппе ТКГ по социально-экономическим вопросам
13:06 - CNN: компания, чью вакцину хочет купить Украина, проводила незаконные испытания
12:12 - Россиянину не разрешили построить ТРЦ под стеклянным “мостом Кличко”
12:12 - Фонд госимущества рассчитывает приватизировать “Центрэнерго” к концу 2021 года
11:30 - Робота з мережею профтехів на місцевому рівні відбуватиметься за визначеними критеріями – над цим працює робоча група МОН
11:30 - Корвет «Вінниця» стане кораблем-музеєм, – Андрій Таран
11:30 - МОН: Лишився тиждень, щоб зареєструватись на ЗНО 2021 року
11:18 - Игорю Коломойскому угрожают, что он не сможет сделать госкарьеру в Украине
11:18 - Январский объём промышленной продукции по сравнению с предыдущем месяцем сократился на 13,5%, а против января 2020 года вырос на 5,7%
11:18 - Виталий Кличко хочет в одиночку “пилить” на строительстве Подольско-Воскресенского перехода
10:24 - Рада предусмотрит льготы для “инвестнянь”
10:24 - Инвестирование экономики Донецкой области за 2020 год сократилось на треть
10:24 - “Энергоатом” подключил еще один блок АЭС после ремонта
10:24 - “Финансовая стратегия зависит от того, как люди относятся к кризису”
09:30 - “Да сколько можно!”: четыре совета работающим родителям, измотанным пандемией
09:30 - 1 марта Фонд госимущества объявит конкурс на должность гендиректора “Центрэнерго”
09:24 - МОН прагне залучити якомога більше дітей з тимчасово окупованих територій до навчання в Україні, – Сергій Шкарлет
09:24 - Оперативна інформація про поширення коронавірусної інфекції 2019-nCoV
08:36 - Германия рассматривает 4 варианта действий по “Северному потоку-2”
08:36 - Социально-экономическое положение Донецкой области в январе 2021 года
08:36 - Кабмин утвердил порядок привлечения советников по большой приватизации
07:42 - “Сила моего задора смела с пути все признаки дискриминации”
05:00 - Курси валют, встановлені НБУ на: 01.03.2021
23:12 - ЄБРР та IFC профінансують підготовку ТЕО та конкурсної документації щодо проєкту концесії в порту Чорноморська
23:12 - У Мінінфраструктури за участі Владислава Криклія відбулась нарада щодо концесії пасажирського комплексу в порту Одеси


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар21.6732
Канадський долар22.0827
Юань Женьміньбі4.322
Куна4.4642
Чеська крона1.2914
Данська крона4.5515
Гонконгівський долар3.6032
Форинт0.09362
Індійська рупія0.38037
Рупія0.0019619
Новий ізраїльський шекель8.4502
Єна0.26281
Теньге0.066942
Вона0.024873
Мексиканське песо1.3357
Молдовський лей1.601
Новозеландський долар20.35
Норвезька крона3.2487
Російський рубль0.37335
Саудівський ріял7.4512
Сінгапурський долар21.0196
Ренд1.8649
Шведська крона3.3345
Швейцарський франк30.8229
Єгипетський фунт1.78
Фунт стерлінгів38.8849
Долар США27.9456
Білоруський рубль10.726
Азербайджанський манат16.4502
Румунський лей6.9425
Турецька ліра3.7359
СПЗ (спеціальні права запозичення)40.2336
Болгарський лев17.2995
Євро33.8449
Злотий7.4841
Алжирський динар0.21027
Така0.32955
Вірменський драм0.052931
Іранський ріал0.00066537
Іракський динар0.019141
Сом0.32974
Ліванський фунт0.018538
Лівійський динар6.2803
Малайзійський ринггіт6.9003
Марокканський дирхам3.1262
Донг0.0012141
Бат0.92008
Дирхам ОАЕ7.6084
Туніський динар10.2938
Узбецький сум0.002655
Новий тайванський долар1.00242
Туркменський новий манат7.9845
Ганське седі4.862
Сербський динар0.28787
Сомоні2.4721
Ларі8.4173
Бразильський реал5.0745
Золото49221.98
Срібло747.7
Платина33350.28
Паладій65744.54

Курси валют, встановлені НБУ на: 01.03.2021

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
BAVL0.4710.50.4710.5172300.00
CEEN8.258.258.258.2541250.00
MHPC1761761761761760.00

Дані за 26.02.2021