Новые колеса для армии. Почему с Tatra мы наступаем на те же грабли, что и с МАЗом

24.11.2020 08:42 | Укррудпром

dsnews.ua, 23 ноября 2020. Опубликовано 08:00 24 ноября 2020 года Появилась информация, что командование ВСУ наконец-то определилось с основным автомобильным шасси для специальных машин. Что хорошего и что плохого в этой новости?

Любая современная армия располагает несколькими стандартными шасси для разнообразных целей — это армейские грузовики нескольких форматов, а также разнообразные специальные машины, от водовозки до реактивной системы залпового огня.

“Зоопарк” из 218 марок и моделей

Начиная с 1991 года в этом вопросе в украинской армии царил полный хаос. Хотя формально были определены стандартные шасси в виде линейки моделей Кременчугского автомобильного завода (КрАЗ) и под них разрабатывали перспективные модели, для обновления автомобильного парка армии и других силовых ведомств покупали их крайне ограниченно. Причем очевидно, что задачу полного переоснащения автомобильного парка ни один из министров обороны или начальников Генерального штаба не ставил — армии хватало советского наследства в виде КАМАЗов, “Уралов” и ГАЗов.

Однако потери в ходе активной фазы войны на Донбассе в 2014-2015 годах, потребовавшие развертывания новых частей, поставили вопрос о количестве и качестве автомобильной техники ребром. В строй стали вводить буквально все, что было можно, и в итоге в 2020 году военные констатировали, что в ВСУ используется 218 марок и моделей автотехники. Сложно даже представить, какие проблемы с запасными частями и логистикой испытывает армия, имея в наличии весь этот “зоопарк”.

Но, возвращаясь в 2014 год, отметим, что первым делом военные обратились к КрАЗу за закупкой новой техники. Однако достаточно быстро оказалось, что предприятие просто физически не может обеспечить такого количества техники, мало того, всплыли и проблемы с качеством продукции. Причем последний вопрос кардинально решить за последующие годы так не удалось.

В итоге инициативу проявило другое предприятие, и уже в марте 2016 года было подписано соглашение о сборочном производстве грузовиков МАЗ-6317 в Черкассах, на дочернем предприятии корпорации “Богдан” — Автосборочном заводе № 2. Практически сразу эти машины под названием “Богдан-6317” стали поступать на вооружение ВСУ, следом пошли и другие модели — 5316, 6425.

Однако проблемы шасси для специальных машин в полной мере эти МАЗы-“Богданы” не решали: не было необходимой грузоподъемности. Поэтомуконструкторы в своих разработках в качестве основы использовали шасси все того же КрАЗа. Так, пусковая установка берегового комплекса Р-360 “Нептун” смонтирована на базе КрАЗ-7634НЕ, ее элементы — на шасси КрАЗ-63221; были варианты с кразовскими шасси для РСЗО БМ-21, БМ-27 и много чего еще.

Предложение от Tatra

Однако такое вынужденное использование наработок КРАЗа не решало проблему качества, и параллельно еще при начальнике Генерального штаба Викторе Муженко начались поиски альтернативного варианта. Также к такому решению подталкивали системные проблемы на КрАЗе, о которых “ДС” недавно писала. В какой-то момент большую активность проявила чешская компания Tatra. За достаточно короткое время эта компания смогла наладить контакты с Шепетовским ремонтным заводом, который на базе шасси Tatra разработал сразу несколько вариантов БМ-21 “Град” и БМ-27 “Ураган” (последний — на базе шасси Т815-7Т3RC1 8x8 под названием “Буревій” ныне активно проходит войсковые испытания на полигоне в Гончаровском).

В итоге, судя по поступающей от армейских источников информации, военные все-таки решили использовать в качестве стандартного шасси от чехов. В частности, будто бы “Нептун” собираются пересадить с КрАЗа на Tatra, а чешская компания даже планирует организовать крупносерийную сборку в Украине.

Казалось бы, мы идем в правильном направлении — европейское качество, унификация парка, производственные мощности по сборке. Однако тут возникает та же проблема, что и с принятием на вооружение по сути белорусских МАЗов — никакого производства запасных частей для этих машин в стране нет. Вся локализация заключается в использовании шин от “Росавы” (Белая Церковь) и аккумуляторов “Иста” (Днепр). В случае серьезного конфликта (да и просто обострения межгосударственных отношений, что мы наблюдаем сейчас с Беларусью) поставки запасных частей для всего автомобильного парка могут быть серьезно ограниченны, а то и перекрыты совсем.

Этого можно было бы избежать, имей Украина полный цикл производства. И в идеальном варианте государство должно было бы выкупить находящийся в стадии банкротства КрАЗ и уже в государственное предприятие вливать бюджетные деньги для организации производства, модернизации парка станков, покупки лицензии на производство конкретной модели (или даже линейки моделей) от той же Tatra.

Да, в Украине государство никогда не было эффективным собственником и как правило подобные инициативы заканчиваются убытками для государственного бюджета. Тем не менее другого пути нет — кардинально ситуацию с поставками для армии можно решить только организацией собственного производства. Конечно, это лучше всего было бы сделать сейчас и на базе КрАЗа, который пока еще является целостным имущественным комплексом, но, скорее всего, это будет сделано когда-нибудь (когда?) позже и уже на другой (какой?) базе…

Михаил ЖИРОХОВ

 

Додати коментар

Користувач:
email:





Money comes and money goes,
But it's always good to have some in your clothes.
Whether it's a penny or a pound,
It's always good to have some around.

- Fin.Org.UA

Новини

16:55 - Завершення сезону: які мотоцикли найчастіше купують українці
16:45 - Smart Holding Новинського сплатив за три квартали на 41% менше податків
16:30 - Корупція на держпідприємствах: як оточення Зеленського зламало корпоративну реформу
16:24 - Велика загроза: Американська торговельна палата закликає посилити морський захист України
16:00 - В Києві встановили перше мобільне укриття
15:53 - Туристичний дашборд продемонстрував потребу у кадрах для галузі – Мінрозвитку
15:41 - Рекордно низький: в Україні вирахували рівень фінансового стресу
15:37 - Попри виклики війни та погоди: агропідприємство "Земля і воля" завершило сезон із рекордом
15:30 - Курси валют, встановлені НБУ на 19.12.2025
15:15 - Ліквідація банків: у листопаді кредиторам виплатили 111 мільйонів гривень
15:05 - В Одесі за 168 мільйонів гривень збудують укриття для міської клініки
14:59 - Брак грошей: росіяни вдвічі скоротили витрати на новорічні свята
14:50 - "ПриватБанк" змінить підхід до роботи з військовими та людьми з інвалідністю
14:30 - Таксі-реформа
14:24 - "Укргазвидобування" програло суд фірмі, намагаючись відібрати гроші за ремонт свердловин
14:13 - Заплатять всі. Уряд визначився з тим як ФОПи платитимуть ПДВ
14:07 - "Дрофа та Люди": як херсонська броварня запускає власну гуральню та отримує нагороди
14:05 - "Ощадбанк" заявив про рейдерське захоплення паркінгу ТОК Gulliver
14:00 - Звіт про фінансову стабільність, грудень 2025 року
14:00 - Пресбрифінг, присвячений презентації Звіту про фінансову стабільність
14:00 - Фінансові установи активніше сприяють відновленню економіки – Звіт про фінансову стабільність
14:00 - "Пошкодження критичні": в Кривому Розі ворог поцілив по будівлі податкової
13:46 - ВІДДІЛ КОМУНІКАЦІЙ З ГРОМАДСЬКІСТЮ УПРАВЛІННЯ ІНФОРМАЦІЙНОЇ ВЗАЄМОДІЇ ГУ ДПС У ДНІПРОПЕТРОВСЬКІЙ ОБЛАСТІ (ТЕРИТОРІЯ ОБСЛУГОВУВАННЯ - МІСТО ДНІПРО) ІНФОРМУЄ!
13:40 - У порту Одеси ще не відновили живлення після ударів московія
13:36 - Google презентувала свою найшвидшу ШІ-модель Gemini 3 Flash для роботи з фото і відео
13:32 - Ціни на нафту відреагували на можливі нові санкції США проти московії
13:20 - Бізнесу на Одещині компенсують витрати на резервне електроживлення
13:15 - Адміністрування ПДВ для "спрощенців": Мінфін опублікував законопроєкт для обговорення
13:06 - ЄС наклав санкції ще на 41 корабель "тіньового флоту" московія
12:40 - Цього року "Укрзалізниця" уклала угод на 38,3 мільярда гривень: що купувала


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32661
Австралійський долар27.9681
Така0.34637
Канадський долар30.6948
Юань Женьміньбі6.0128
Чеська крона2.0327
Данська крона6.6381
Гонконгівський долар5.4407
Форинт0.127703
Індійська рупія0.46909
Рупія0.002532
Новий ізраїльський шекель13.1577
Єна0.27172
Теньге0.082068
Вона0.028667
Ліванський фунт0.000473
Малайзійський ринггіт10.3603
Мексиканське песо2.3502
Молдовський лей2.5063
Новозеландський долар24.4033
Норвезька крона4.1483
Саудівський ріял11.2882
Сінгапурський долар32.7892
Донг0.0016082
Ренд2.5232
Шведська крона4.5483
Швейцарський франк53.2345
Бат1.34597
Дирхам ОАЕ11.5273
Туніський динар14.5245
Єгипетський фунт0.8898
Фунт стерлінгів56.7109
Долар США42.3374
Сербський динар0.42304
Азербайджанський манат24.9014
Румунський лей9.7424
Турецька ліра0.9907
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.8656
Болгарський лев25.3608
Євро49.594
Ларі15.716
Злотий11.7905
Золото182971.24
Срібло2799.43
Платина81047.75
Паладій71210.24

Курси валют, встановлені НБУ на 19.12.2025