Новые колеса для армии. Почему с Tatra мы наступаем на те же грабли, что и с МАЗом

24.11.2020 08:42 | Укррудпром

dsnews.ua, 23 ноября 2020. Опубликовано 08:00 24 ноября 2020 года Появилась информация, что командование ВСУ наконец-то определилось с основным автомобильным шасси для специальных машин. Что хорошего и что плохого в этой новости?

Любая современная армия располагает несколькими стандартными шасси для разнообразных целей — это армейские грузовики нескольких форматов, а также разнообразные специальные машины, от водовозки до реактивной системы залпового огня.

“Зоопарк” из 218 марок и моделей

Начиная с 1991 года в этом вопросе в украинской армии царил полный хаос. Хотя формально были определены стандартные шасси в виде линейки моделей Кременчугского автомобильного завода (КрАЗ) и под них разрабатывали перспективные модели, для обновления автомобильного парка армии и других силовых ведомств покупали их крайне ограниченно. Причем очевидно, что задачу полного переоснащения автомобильного парка ни один из министров обороны или начальников Генерального штаба не ставил — армии хватало советского наследства в виде КАМАЗов, “Уралов” и ГАЗов.

Однако потери в ходе активной фазы войны на Донбассе в 2014-2015 годах, потребовавшие развертывания новых частей, поставили вопрос о количестве и качестве автомобильной техники ребром. В строй стали вводить буквально все, что было можно, и в итоге в 2020 году военные констатировали, что в ВСУ используется 218 марок и моделей автотехники. Сложно даже представить, какие проблемы с запасными частями и логистикой испытывает армия, имея в наличии весь этот “зоопарк”.

Но, возвращаясь в 2014 год, отметим, что первым делом военные обратились к КрАЗу за закупкой новой техники. Однако достаточно быстро оказалось, что предприятие просто физически не может обеспечить такого количества техники, мало того, всплыли и проблемы с качеством продукции. Причем последний вопрос кардинально решить за последующие годы так не удалось.

В итоге инициативу проявило другое предприятие, и уже в марте 2016 года было подписано соглашение о сборочном производстве грузовиков МАЗ-6317 в Черкассах, на дочернем предприятии корпорации “Богдан” — Автосборочном заводе № 2. Практически сразу эти машины под названием “Богдан-6317” стали поступать на вооружение ВСУ, следом пошли и другие модели — 5316, 6425.

Однако проблемы шасси для специальных машин в полной мере эти МАЗы-“Богданы” не решали: не было необходимой грузоподъемности. Поэтомуконструкторы в своих разработках в качестве основы использовали шасси все того же КрАЗа. Так, пусковая установка берегового комплекса Р-360 “Нептун” смонтирована на базе КрАЗ-7634НЕ, ее элементы — на шасси КрАЗ-63221; были варианты с кразовскими шасси для РСЗО БМ-21, БМ-27 и много чего еще.

Предложение от Tatra

Однако такое вынужденное использование наработок КРАЗа не решало проблему качества, и параллельно еще при начальнике Генерального штаба Викторе Муженко начались поиски альтернативного варианта. Также к такому решению подталкивали системные проблемы на КрАЗе, о которых “ДС” недавно писала. В какой-то момент большую активность проявила чешская компания Tatra. За достаточно короткое время эта компания смогла наладить контакты с Шепетовским ремонтным заводом, который на базе шасси Tatra разработал сразу несколько вариантов БМ-21 “Град” и БМ-27 “Ураган” (последний — на базе шасси Т815-7Т3RC1 8x8 под названием “Буревій” ныне активно проходит войсковые испытания на полигоне в Гончаровском).

В итоге, судя по поступающей от армейских источников информации, военные все-таки решили использовать в качестве стандартного шасси от чехов. В частности, будто бы “Нептун” собираются пересадить с КрАЗа на Tatra, а чешская компания даже планирует организовать крупносерийную сборку в Украине.

Казалось бы, мы идем в правильном направлении — европейское качество, унификация парка, производственные мощности по сборке. Однако тут возникает та же проблема, что и с принятием на вооружение по сути белорусских МАЗов — никакого производства запасных частей для этих машин в стране нет. Вся локализация заключается в использовании шин от “Росавы” (Белая Церковь) и аккумуляторов “Иста” (Днепр). В случае серьезного конфликта (да и просто обострения межгосударственных отношений, что мы наблюдаем сейчас с Беларусью) поставки запасных частей для всего автомобильного парка могут быть серьезно ограниченны, а то и перекрыты совсем.

Этого можно было бы избежать, имей Украина полный цикл производства. И в идеальном варианте государство должно было бы выкупить находящийся в стадии банкротства КрАЗ и уже в государственное предприятие вливать бюджетные деньги для организации производства, модернизации парка станков, покупки лицензии на производство конкретной модели (или даже линейки моделей) от той же Tatra.

Да, в Украине государство никогда не было эффективным собственником и как правило подобные инициативы заканчиваются убытками для государственного бюджета. Тем не менее другого пути нет — кардинально ситуацию с поставками для армии можно решить только организацией собственного производства. Конечно, это лучше всего было бы сделать сейчас и на базе КрАЗа, который пока еще является целостным имущественным комплексом, но, скорее всего, это будет сделано когда-нибудь (когда?) позже и уже на другой (какой?) базе…

Михаил ЖИРОХОВ

 

Додати коментар

Користувач:
email:





Inflation, deflation,
Interest rates and fiscal policy,
The world of finance.

- Fin.Org.UA

Новини

23:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:00 - Новини 16 грудня: Маск збагатів, офіційний курс євро до гривні встановив новий рекорд
20:45 - Американська нафта впала нижче 55 доларів уперше з 2021 року
20:24 - Німеччина повідомила Україні, чи тікає бізнес
19:56 - Українські АЗС почали обмежувати використання зарядних пристроїв
19:50 - Shell шукає покупців на частку в німецькому НПЗ з російським слідом
19:25 - Вимоги до організації внутрішнього аудиту та перелік ризиків для фінансових компаній будуть оновлені
19:25 - Саудити стали фаворитами на купівлю міжнародних активів "Лукойла"
19:05 - Перегляд об’єктів із пріоритетним електропостачанням: для потреб побутових споживачів і промисловості може бути вивільнено понад 800 МВт потужності
19:05 - Авторинок України: які авто за типом пального найпопулярніші
18:54 - Глибока трансформація: окупаційна влада закрила 90% підприємств
18:33 - Венесуела змушена "скидати" нафту після арешту танкера Сполученими Штатами
18:25 - У більшості областей України 17 грудня відключатимуть світло
18:20 - Мінекономіки та MAN Truck & Bus SE підписали Меморандум про співпрацю у відбудові України та сфері інвестицій
18:04 - Путін підписав закон про вилучення житла в тимчасово окупованих регіонах України
17:55 - "Знайшлися 800 МВт потужності". В Україні скоротяться відключення світла – Свириденко
17:40 - Мінекономіки презентувало проєкт Стратегії зайнятості 2030 — основу масштабної реформи ринку праці України
17:35 - Курс євро до гривні втретє за місяць оновив історичний максимум
17:31 - Підсумки ринку нерухомості у 2025 році
17:21 - Графіки відключень: в Україні переглянули список споживачів, яким заборонено вимикати світло
17:05 - Російський уряд очікує збереження дефіциту бюджету до 2042 року
17:00 - Мінекономіки виплатило понад 9 млн компенсації 15% вартості української промислової техніки за жовтневими заявками
16:50 - Українці вже оформили понад 24 тисяч квитків в рамках "3000 км Україною": популярні напрямки
16:45 - Уряд планує завершити концесію терміналу у Чорноморську в І кварталі 2026 року
16:39 - Запрошення до висловлення зацікавленості (консультаційні послуги – відбір індивідуального консультанта) «Стратегічний консультант з комунікацій для ДУ «ЮКРЕЙНІНВЕСТ»»
16:39 - Перша в Україні органічна горілка, якій можна довіряти
16:37 - Ціни на російську нафту впали до найнижчого рівня з початку великої війни
16:34 - Запрошення до висловлення зацікавленості (консультаційні послуги – відбір індивідуального консультанта) «Консультант-аналітик з підтримки проєктів ДУ «ЮКРЕЙНІНВЕСТ»»
16:31 - Запрошення до висловлення зацікавленості (консультаційні послуги – відбір індивідуального консультанта) «Консультант із взаємодії з міжнародними фінансовими організаціями та банками розвитку для ДУ «ЮКРЕЙНІНВЕСТ»»
16:25 - Українці ще можуть отримати податкову знижку за 2024 рік – ДПСУ


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32569
Австралійський долар27.9959
Така0.34515
Канадський долар30.6531
Юань Женьміньбі5.9899
Чеська крона2.0421
Данська крона6.6482
Гонконгівський долар5.4228
Форинт0.12912
Індійська рупія0.46341
Рупія0.0025275
Новий ізраїльський шекель13.096
Єна0.27283
Теньге0.081817
Вона0.028628
Ліванський фунт0.000471
Малайзійський ринггіт10.323
Мексиканське песо2.3495
Молдовський лей2.5013
Новозеландський долар24.3997
Норвезька крона4.1452
Саудівський ріял11.2472
Сінгапурський долар32.7293
Донг0.0016015
Ренд2.5149
Шведська крона4.5388
Швейцарський франк53.1161
Бат1.33984
Дирхам ОАЕ11.486
Туніський динар14.4965
Єгипетський фунт0.8897
Фунт стерлінгів56.6753
Долар США42.1848
Сербський динар0.42261
Азербайджанський манат24.8117
Румунський лей9.7524
Турецька ліра0.9876
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.792
Болгарський лев25.3881
Євро49.6684
Ларі15.6582
Злотий11.7687
Золото181130.14
Срібло2662.1
Платина76910.48
Паладій66184.58

Курси валют, встановлені НБУ на 17.12.2025