Новые колеса для армии. Почему с Tatra мы наступаем на те же грабли, что и с МАЗом

24.11.2020 08:42 | Укррудпром

dsnews.ua, 23 ноября 2020. Опубликовано 08:00 24 ноября 2020 года Появилась информация, что командование ВСУ наконец-то определилось с основным автомобильным шасси для специальных машин. Что хорошего и что плохого в этой новости?

Любая современная армия располагает несколькими стандартными шасси для разнообразных целей — это армейские грузовики нескольких форматов, а также разнообразные специальные машины, от водовозки до реактивной системы залпового огня.

“Зоопарк” из 218 марок и моделей

Начиная с 1991 года в этом вопросе в украинской армии царил полный хаос. Хотя формально были определены стандартные шасси в виде линейки моделей Кременчугского автомобильного завода (КрАЗ) и под них разрабатывали перспективные модели, для обновления автомобильного парка армии и других силовых ведомств покупали их крайне ограниченно. Причем очевидно, что задачу полного переоснащения автомобильного парка ни один из министров обороны или начальников Генерального штаба не ставил — армии хватало советского наследства в виде КАМАЗов, “Уралов” и ГАЗов.

Однако потери в ходе активной фазы войны на Донбассе в 2014-2015 годах, потребовавшие развертывания новых частей, поставили вопрос о количестве и качестве автомобильной техники ребром. В строй стали вводить буквально все, что было можно, и в итоге в 2020 году военные констатировали, что в ВСУ используется 218 марок и моделей автотехники. Сложно даже представить, какие проблемы с запасными частями и логистикой испытывает армия, имея в наличии весь этот “зоопарк”.

Но, возвращаясь в 2014 год, отметим, что первым делом военные обратились к КрАЗу за закупкой новой техники. Однако достаточно быстро оказалось, что предприятие просто физически не может обеспечить такого количества техники, мало того, всплыли и проблемы с качеством продукции. Причем последний вопрос кардинально решить за последующие годы так не удалось.

В итоге инициативу проявило другое предприятие, и уже в марте 2016 года было подписано соглашение о сборочном производстве грузовиков МАЗ-6317 в Черкассах, на дочернем предприятии корпорации “Богдан” — Автосборочном заводе № 2. Практически сразу эти машины под названием “Богдан-6317” стали поступать на вооружение ВСУ, следом пошли и другие модели — 5316, 6425.

Однако проблемы шасси для специальных машин в полной мере эти МАЗы-“Богданы” не решали: не было необходимой грузоподъемности. Поэтомуконструкторы в своих разработках в качестве основы использовали шасси все того же КрАЗа. Так, пусковая установка берегового комплекса Р-360 “Нептун” смонтирована на базе КрАЗ-7634НЕ, ее элементы — на шасси КрАЗ-63221; были варианты с кразовскими шасси для РСЗО БМ-21, БМ-27 и много чего еще.

Предложение от Tatra

Однако такое вынужденное использование наработок КРАЗа не решало проблему качества, и параллельно еще при начальнике Генерального штаба Викторе Муженко начались поиски альтернативного варианта. Также к такому решению подталкивали системные проблемы на КрАЗе, о которых “ДС” недавно писала. В какой-то момент большую активность проявила чешская компания Tatra. За достаточно короткое время эта компания смогла наладить контакты с Шепетовским ремонтным заводом, который на базе шасси Tatra разработал сразу несколько вариантов БМ-21 “Град” и БМ-27 “Ураган” (последний — на базе шасси Т815-7Т3RC1 8x8 под названием “Буревій” ныне активно проходит войсковые испытания на полигоне в Гончаровском).

В итоге, судя по поступающей от армейских источников информации, военные все-таки решили использовать в качестве стандартного шасси от чехов. В частности, будто бы “Нептун” собираются пересадить с КрАЗа на Tatra, а чешская компания даже планирует организовать крупносерийную сборку в Украине.

Казалось бы, мы идем в правильном направлении — европейское качество, унификация парка, производственные мощности по сборке. Однако тут возникает та же проблема, что и с принятием на вооружение по сути белорусских МАЗов — никакого производства запасных частей для этих машин в стране нет. Вся локализация заключается в использовании шин от “Росавы” (Белая Церковь) и аккумуляторов “Иста” (Днепр). В случае серьезного конфликта (да и просто обострения межгосударственных отношений, что мы наблюдаем сейчас с Беларусью) поставки запасных частей для всего автомобильного парка могут быть серьезно ограниченны, а то и перекрыты совсем.

Этого можно было бы избежать, имей Украина полный цикл производства. И в идеальном варианте государство должно было бы выкупить находящийся в стадии банкротства КрАЗ и уже в государственное предприятие вливать бюджетные деньги для организации производства, модернизации парка станков, покупки лицензии на производство конкретной модели (или даже линейки моделей) от той же Tatra.

Да, в Украине государство никогда не было эффективным собственником и как правило подобные инициативы заканчиваются убытками для государственного бюджета. Тем не менее другого пути нет — кардинально ситуацию с поставками для армии можно решить только организацией собственного производства. Конечно, это лучше всего было бы сделать сейчас и на базе КрАЗа, который пока еще является целостным имущественным комплексом, но, скорее всего, это будет сделано когда-нибудь (когда?) позже и уже на другой (какой?) базе…

Михаил ЖИРОХОВ

 

Додати коментар

Користувач:
email:





Ринок розвивається,
Україна – майбутнє світу,
Відкрий йому двері.

- Fin.Org.UA

Новини

08:00 - Мобільних операторів просять заправитись: зв'язок при відключеннях світла забезпечать генератори
07:35 - Фінансовий астрологічний прогноз на 12.11.2025
23:33 - "Це політична атака". В Порошенка відповіли на рішення НБУ
23:00 - Новини від Міністерства енергетики України
22:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:00 - Новини 11 листопада: нові викриття в операції "Мідас", забезпечення газом в разі дефіциту
20:40 - Популярні українські телеграм-канали ігнорують розслідування НАБУ "Мідас" і підозру Чернишову
20:15 - Уряд припинив повноваження Наглядової ради "Енергоатома"
20:13 - Названі імена усіх, кому НАБУ вручило підозори за справою Міндіча
19:35 - В Україні попит на купівлю житла падає, а ціни – зростають
19:05 - У грудні зросте максимальна потужність імпорту електроенергії з ЄС в Україну – Укренерго
18:46 - Я складаю повноваження члена наглядової ради "Енергоатому" – Милованов
18:38 - В Україні критична інфраструктура працює на межі можливостей: заява Червоного Хреста
18:30 - Зелене відновлення України - нові можливості для ветеранів війни та розвитку економіки
18:11 - 12 листопада графіки відключень світла діятимуть цілодобово
18:05 - Фігуранти "Мідаса" передали Чернишову $1,2 мільйонів та 100 тисяч євро – НАБУ
17:55 - Міндіч допомагав Галущенку "заступництвом" перед Зеленським – САП
17:47 - У Нацбанку повідомили про фінансування нової генерації
17:47 - Міндіч впливав на Галущенка та Умєрова – САП
17:35 - Коментар Національного банку щодо рівня інфляції в жовтні 2025 року
17:35 - NBU October 2025 Inflation Update
17:30 - Поради щодо проходження осінньо-зимового періоду
17:25 - Українцям почали виплачувати "нацкешбек" за серпень: сума виплат – рекордна
17:20 - Пільги зі сплати мита у жовтні склали 43,4% від суми надходжень до бюджету
17:00 - Виплата Національного кешбеку за серпень стартувала
17:00 - За 10 місяців товарообіг України склав 101 мільярд доларів
16:58 - Нацбанк показав курс долара і євро на середу 12 листопада
16:56 - З 98 пасажирських маршрутів "Укрзалізниці" 56 – збиткові
16:51 - У жовтні загальна кількість небанківських фінансових установ зменшилася на чотири компанії
16:40 - Ключові рішення НКЦПФР від 11.11.2025


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32228
Австралійський долар27.4057
Така0.34409
Канадський долар29.9479
Юань Женьміньбі5.902
Чеська крона2.0017
Данська крона6.5093
Гонконгівський долар5.4052
Форинт0.125952
Індійська рупія0.47441
Рупія0.002517
Новий ізраїльський шекель13.0478
Єна0.27246
Теньге0.080037
Вона0.02867
Ліванський фунт0.000469
Малайзійський ринггіт10.1485
Мексиканське песо2.2859
Молдовський лей2.4734
Новозеландський долар23.7295
Норвезька крона4.1683
Саудівський ріял11.2028
Сінгапурський долар32.2687
Донг0.0015967
Ренд2.4467
Шведська крона4.4305
Швейцарський франк52.3929
Бат1.29549
Дирхам ОАЕ11.4389
Туніський динар14.2512
Єгипетський фунт0.8896
Фунт стерлінгів55.2147
Долар США42.0139
Сербський динар0.41471
Азербайджанський манат24.7141
Румунський лей9.5614
Турецька ліра0.9948
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.0779
Болгарський лев24.8559
Євро48.6101
Ларі15.5434
Злотий11.4937
Золото173744.28
Срібло2142.11
Платина66912.18
Паладій60547.91

Курси валют, встановлені НБУ на 12.11.2025