Новые колеса для армии. Почему с Tatra мы наступаем на те же грабли, что и с МАЗом

24.11.2020 08:42 | Укррудпром

dsnews.ua, 23 ноября 2020. Опубликовано 08:00 24 ноября 2020 года Появилась информация, что командование ВСУ наконец-то определилось с основным автомобильным шасси для специальных машин. Что хорошего и что плохого в этой новости?

Любая современная армия располагает несколькими стандартными шасси для разнообразных целей — это армейские грузовики нескольких форматов, а также разнообразные специальные машины, от водовозки до реактивной системы залпового огня.

“Зоопарк” из 218 марок и моделей

Начиная с 1991 года в этом вопросе в украинской армии царил полный хаос. Хотя формально были определены стандартные шасси в виде линейки моделей Кременчугского автомобильного завода (КрАЗ) и под них разрабатывали перспективные модели, для обновления автомобильного парка армии и других силовых ведомств покупали их крайне ограниченно. Причем очевидно, что задачу полного переоснащения автомобильного парка ни один из министров обороны или начальников Генерального штаба не ставил — армии хватало советского наследства в виде КАМАЗов, “Уралов” и ГАЗов.

Однако потери в ходе активной фазы войны на Донбассе в 2014-2015 годах, потребовавшие развертывания новых частей, поставили вопрос о количестве и качестве автомобильной техники ребром. В строй стали вводить буквально все, что было можно, и в итоге в 2020 году военные констатировали, что в ВСУ используется 218 марок и моделей автотехники. Сложно даже представить, какие проблемы с запасными частями и логистикой испытывает армия, имея в наличии весь этот “зоопарк”.

Но, возвращаясь в 2014 год, отметим, что первым делом военные обратились к КрАЗу за закупкой новой техники. Однако достаточно быстро оказалось, что предприятие просто физически не может обеспечить такого количества техники, мало того, всплыли и проблемы с качеством продукции. Причем последний вопрос кардинально решить за последующие годы так не удалось.

В итоге инициативу проявило другое предприятие, и уже в марте 2016 года было подписано соглашение о сборочном производстве грузовиков МАЗ-6317 в Черкассах, на дочернем предприятии корпорации “Богдан” — Автосборочном заводе № 2. Практически сразу эти машины под названием “Богдан-6317” стали поступать на вооружение ВСУ, следом пошли и другие модели — 5316, 6425.

Однако проблемы шасси для специальных машин в полной мере эти МАЗы-“Богданы” не решали: не было необходимой грузоподъемности. Поэтомуконструкторы в своих разработках в качестве основы использовали шасси все того же КрАЗа. Так, пусковая установка берегового комплекса Р-360 “Нептун” смонтирована на базе КрАЗ-7634НЕ, ее элементы — на шасси КрАЗ-63221; были варианты с кразовскими шасси для РСЗО БМ-21, БМ-27 и много чего еще.

Предложение от Tatra

Однако такое вынужденное использование наработок КРАЗа не решало проблему качества, и параллельно еще при начальнике Генерального штаба Викторе Муженко начались поиски альтернативного варианта. Также к такому решению подталкивали системные проблемы на КрАЗе, о которых “ДС” недавно писала. В какой-то момент большую активность проявила чешская компания Tatra. За достаточно короткое время эта компания смогла наладить контакты с Шепетовским ремонтным заводом, который на базе шасси Tatra разработал сразу несколько вариантов БМ-21 “Град” и БМ-27 “Ураган” (последний — на базе шасси Т815-7Т3RC1 8x8 под названием “Буревій” ныне активно проходит войсковые испытания на полигоне в Гончаровском).

В итоге, судя по поступающей от армейских источников информации, военные все-таки решили использовать в качестве стандартного шасси от чехов. В частности, будто бы “Нептун” собираются пересадить с КрАЗа на Tatra, а чешская компания даже планирует организовать крупносерийную сборку в Украине.

Казалось бы, мы идем в правильном направлении — европейское качество, унификация парка, производственные мощности по сборке. Однако тут возникает та же проблема, что и с принятием на вооружение по сути белорусских МАЗов — никакого производства запасных частей для этих машин в стране нет. Вся локализация заключается в использовании шин от “Росавы” (Белая Церковь) и аккумуляторов “Иста” (Днепр). В случае серьезного конфликта (да и просто обострения межгосударственных отношений, что мы наблюдаем сейчас с Беларусью) поставки запасных частей для всего автомобильного парка могут быть серьезно ограниченны, а то и перекрыты совсем.

Этого можно было бы избежать, имей Украина полный цикл производства. И в идеальном варианте государство должно было бы выкупить находящийся в стадии банкротства КрАЗ и уже в государственное предприятие вливать бюджетные деньги для организации производства, модернизации парка станков, покупки лицензии на производство конкретной модели (или даже линейки моделей) от той же Tatra.

Да, в Украине государство никогда не было эффективным собственником и как правило подобные инициативы заканчиваются убытками для государственного бюджета. Тем не менее другого пути нет — кардинально ситуацию с поставками для армии можно решить только организацией собственного производства. Конечно, это лучше всего было бы сделать сейчас и на базе КрАЗа, который пока еще является целостным имущественным комплексом, но, скорее всего, это будет сделано когда-нибудь (когда?) позже и уже на другой (какой?) базе…

Михаил ЖИРОХОВ

 

Додати коментар

Користувач:
email:





Ринок коливається,
Та багатство не виміряти
Коливаннями.

- Fin.Org.UA

Новини

21:00 - Новини 11 грудня: військова допомога Україні впала до найнижчого рівня, уряд обіцяє давати світло надовше
20:50 - ЄС відкладає заборону на продаж бензинових та дизельних авто
20:45 - "Центренерго" гальмує модернізацію ТЕС за кошти європейців – Bihus.Info
20:30 - Рахункова палата розпочала фінансовий аудит Мінцифри
20:10 - Споживча інфляція буде знижуватися: НБУ пояснив, чому саме
19:50 - Торговельний дефіцит США у вересні скоротився до найнижчого рівня за понад п'ять років
19:30 - На OpenAI подали в суд за нібито сприяння вбивству і самогубству
19:02 - НАЗК виявило схеми незаконного виведення земель з комунальної власності Києва
18:44 - Миколаївський водогін: компанія Шкіля отримає ще мільярд на додаткові роботи
18:20 - Зеленський розповів про перспективи підвищення зарплат військовослужбовцям
18:17 - Disney інвестувала 1 мільярд доларів в OpenAI
18:01 - Зеленський розкрив деталі переговорів щодо ЗАЕС
18:00 - У листопаді зростання ВВП прискорилося – Мінекономіки
17:58 - 12 грудня графіки відключення світла діятимуть усю добу: обсяги все ще невідомі
17:53 - NBU November 2025 Inflation Update
17:53 - Коментар Національного банку щодо рівня інфляції в листопаді 2025 року
17:51 - Нацбанк показав, яким буде курс долара і євро на п'ятницю 12 грудня
17:35 - Російські активи рано чи пізно будуть використані для кредиту Україні – чиновник Бельгії
17:30 - Як законодавство стримує реформу приватизації
17:25 - На Херсонщині за час війни пошкоджено 1600 багатоповерхівок
17:18 - Чи зобов’язаний орендар земельної ділянки надавати до органу ДПС копію договору оренди земельної ділянки державної або комунальної власності?
17:14 - До уваги юридичних осіб – платників податку на нерухоме майно, відмінне від земельної ділянки!
17:13 - Строки сплати податкового зобов’язання юридичними особами – платниками єдиного податку четвертої групи
17:12 - Вихід з ладу спеціалізованого РРО для АЗС: яким чином проводяться розрахунки?
17:10 - Внесення змін до Повідомлення за ф. № 20-ОПП у разі зміни відомостей про об’єкт оподаткування, у тому числі зміни його призначення
17:08 - У які терміни після виникнення податкового боргу проводиться опис майна, на яке поширюється право податкової застави?
17:06 - Чи застосовується відповідальність до платника, який після отримання повідомлення про проведення документальної позапланової невиїзної перевірки не з’явився у визначений час до контролюючого органу з документами для проведення такої перевірки?
17:05 - Мобілізований ФОП скористався правом не нараховувати, не обчислювати та не сплачувати єдиний внесок за себе: подання ліквідаційної звітності
17:05 - За рекламу казино на сайті Finprom PlayCity оштрафував на 4,8 мільйона
17:04 - Про особливості складання РК з метою приведення показників ПН у відповідність із показниками митної декларації після завершення операції з вивезення товарів


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32573
Австралійський долар28.1363
Така0.34573
Канадський долар30.6386
Юань Женьміньбі5.9897
Чеська крона2.0445
Данська крона6.6294
Гонконгівський долар5.4319
Форинт0.128659
Індійська рупія0.46785
Рупія0.0025346
Новий ізраїльський шекель13.1685
Єна0.27171
Теньге0.0812
Вона0.028728
Ліванський фунт0.000472
Малайзійський ринггіт10.2879
Мексиканське песо2.3259
Молдовський лей2.4864
Новозеландський долар24.5728
Норвезька крона4.1888
Саудівський ріял11.265
Сінгапурський долар32.693
Донг0.0016054
Ренд2.4959
Шведська крона4.5718
Швейцарський франк53.079
Бат1.33178
Дирхам ОАЕ11.5098
Туніський динар14.4673
Єгипетський фунт0.8894
Фунт стерлінгів56.5939
Долар США42.2721
Сербський динар0.42178
Азербайджанський манат24.863
Румунський лей9.728
Турецька ліра0.9919
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.7633
Болгарський лев25.3051
Євро49.5154
Ларі15.6604
Злотий11.7126
Золото178368.82
Срібло2631.88
Платина70683.18
Паладій62238.06

Курси валют, встановлені НБУ на 12.12.2025