Новые колеса для армии. Почему с Tatra мы наступаем на те же грабли, что и с МАЗом

24.11.2020 08:42 | Укррудпром

dsnews.ua, 23 ноября 2020. Опубликовано 08:00 24 ноября 2020 года Появилась информация, что командование ВСУ наконец-то определилось с основным автомобильным шасси для специальных машин. Что хорошего и что плохого в этой новости?

Любая современная армия располагает несколькими стандартными шасси для разнообразных целей — это армейские грузовики нескольких форматов, а также разнообразные специальные машины, от водовозки до реактивной системы залпового огня.

“Зоопарк” из 218 марок и моделей

Начиная с 1991 года в этом вопросе в украинской армии царил полный хаос. Хотя формально были определены стандартные шасси в виде линейки моделей Кременчугского автомобильного завода (КрАЗ) и под них разрабатывали перспективные модели, для обновления автомобильного парка армии и других силовых ведомств покупали их крайне ограниченно. Причем очевидно, что задачу полного переоснащения автомобильного парка ни один из министров обороны или начальников Генерального штаба не ставил — армии хватало советского наследства в виде КАМАЗов, “Уралов” и ГАЗов.

Однако потери в ходе активной фазы войны на Донбассе в 2014-2015 годах, потребовавшие развертывания новых частей, поставили вопрос о количестве и качестве автомобильной техники ребром. В строй стали вводить буквально все, что было можно, и в итоге в 2020 году военные констатировали, что в ВСУ используется 218 марок и моделей автотехники. Сложно даже представить, какие проблемы с запасными частями и логистикой испытывает армия, имея в наличии весь этот “зоопарк”.

Но, возвращаясь в 2014 год, отметим, что первым делом военные обратились к КрАЗу за закупкой новой техники. Однако достаточно быстро оказалось, что предприятие просто физически не может обеспечить такого количества техники, мало того, всплыли и проблемы с качеством продукции. Причем последний вопрос кардинально решить за последующие годы так не удалось.

В итоге инициативу проявило другое предприятие, и уже в марте 2016 года было подписано соглашение о сборочном производстве грузовиков МАЗ-6317 в Черкассах, на дочернем предприятии корпорации “Богдан” — Автосборочном заводе № 2. Практически сразу эти машины под названием “Богдан-6317” стали поступать на вооружение ВСУ, следом пошли и другие модели — 5316, 6425.

Однако проблемы шасси для специальных машин в полной мере эти МАЗы-“Богданы” не решали: не было необходимой грузоподъемности. Поэтомуконструкторы в своих разработках в качестве основы использовали шасси все того же КрАЗа. Так, пусковая установка берегового комплекса Р-360 “Нептун” смонтирована на базе КрАЗ-7634НЕ, ее элементы — на шасси КрАЗ-63221; были варианты с кразовскими шасси для РСЗО БМ-21, БМ-27 и много чего еще.

Предложение от Tatra

Однако такое вынужденное использование наработок КРАЗа не решало проблему качества, и параллельно еще при начальнике Генерального штаба Викторе Муженко начались поиски альтернативного варианта. Также к такому решению подталкивали системные проблемы на КрАЗе, о которых “ДС” недавно писала. В какой-то момент большую активность проявила чешская компания Tatra. За достаточно короткое время эта компания смогла наладить контакты с Шепетовским ремонтным заводом, который на базе шасси Tatra разработал сразу несколько вариантов БМ-21 “Град” и БМ-27 “Ураган” (последний — на базе шасси Т815-7Т3RC1 8x8 под названием “Буревій” ныне активно проходит войсковые испытания на полигоне в Гончаровском).

В итоге, судя по поступающей от армейских источников информации, военные все-таки решили использовать в качестве стандартного шасси от чехов. В частности, будто бы “Нептун” собираются пересадить с КрАЗа на Tatra, а чешская компания даже планирует организовать крупносерийную сборку в Украине.

Казалось бы, мы идем в правильном направлении — европейское качество, унификация парка, производственные мощности по сборке. Однако тут возникает та же проблема, что и с принятием на вооружение по сути белорусских МАЗов — никакого производства запасных частей для этих машин в стране нет. Вся локализация заключается в использовании шин от “Росавы” (Белая Церковь) и аккумуляторов “Иста” (Днепр). В случае серьезного конфликта (да и просто обострения межгосударственных отношений, что мы наблюдаем сейчас с Беларусью) поставки запасных частей для всего автомобильного парка могут быть серьезно ограниченны, а то и перекрыты совсем.

Этого можно было бы избежать, имей Украина полный цикл производства. И в идеальном варианте государство должно было бы выкупить находящийся в стадии банкротства КрАЗ и уже в государственное предприятие вливать бюджетные деньги для организации производства, модернизации парка станков, покупки лицензии на производство конкретной модели (или даже линейки моделей) от той же Tatra.

Да, в Украине государство никогда не было эффективным собственником и как правило подобные инициативы заканчиваются убытками для государственного бюджета. Тем не менее другого пути нет — кардинально ситуацию с поставками для армии можно решить только организацией собственного производства. Конечно, это лучше всего было бы сделать сейчас и на базе КрАЗа, который пока еще является целостным имущественным комплексом, но, скорее всего, это будет сделано когда-нибудь (когда?) позже и уже на другой (какой?) базе…

Михаил ЖИРОХОВ

 

Додати коментар

Користувач:
email:





Shares rise and fall fast
Fortunes made or lost, such power
In the hands of few.

- Fin.Org.UA

Новини

23:00 - Новини від Міністерства енергетики України
23:00 - Регуляторні акти Міністерства енергетики України
21:00 - Новини 4 грудня: ухвалений бюджет, оновлення наглядових рад
20:50 - Уряд запровадив моніторинг експорту сої та ріпаку
20:40 - "3000 км Україною": за день українці оформили понад 4000 квитків
20:31 - Сервери Nvidia в десять разів прискорюють роботу ШІ
20:30 - МЗС Словаччини: конфіскація активів московія – "делікатне питання для майбутнього"
20:05 - Україна буде змушена залучати іноземних працівників після війни – директорка Інституту демографії
19:50 - Сумщина отримає 224 мільйона гривень на котельні
19:45 - Уряд виділяє 224,2 млн грн для забезпечення стабільного опалювального сезону 2025 — 2026 років у Сумській області
19:40 - Понад 2,2 млн українців отримають "зимову тисячу" у нових хвилях виплат
19:30 - ЄС хоче використати заморожені російські активи, щоб надати Україні 90 мільярдів євро
19:15 - Уряд запровадив моніторинг експорту сої та ріпаку для захисту добросовісних виробників
19:00 - За півроку роботи PlayCity заблокувало 2,5 тисячі сайтів
18:50 - В Україні відтермінували запровадження системи "еАкциз"
18:45 - Українці готові витратити чверть доходу на свята – Inweb
18:32 - Підвищення виплат на дітей не вплине на народжуваність – Лібанова
18:30 - Новий індустріальний парк «TR FORGE» включено до реєстру
18:15 - Шмигаль розповів про оновлення наглядових рад у ОПК
18:10 - Мінекономіки представило прогрес України у впровадженні смартспеціалізації на Зустрічі високого рівня Єврокомісії
18:05 - Нацбанк показав курс долара і євро на четвер 4 грудня
17:58 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ПрАТ «Вінницький ОЖК» (Вінницька обл., м. Вінниця, вул. Немирівське шосе, буд. 26)
17:58 - Наказ від 02.12.2025 № 2465 «Про надання грантів на створення, розвиток або оновлення виробництв переробної промисловості»
17:58 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ТОВ «Ю ФАРМІНГ ГРУП» (Житомирська обл., Житомирський р-н, територіальна громада Оліївська, комплекс будівель і споруд №50, буд. 1)
17:58 - 4 грудня графіки не зміняться
17:56 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ПНВК "ІНТЕРБІЗНЕС" (Майданчик №3 Комбікормовий завод - Черкаська область, Звенигородський район, с. Озірна, вул. Мічуріна, 103)
17:56 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ЗОЛОТОНІСЬКЕ РКП «РАЙТЕПЛОЕНЕРГІЯ» (Черкаська обл., Золотоніський р-н, село Благодатне,вулиця Наталії Ужвій, будинок 1)
17:55 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди БРАЇЛІВСЬКА ГІМНАЗІЯ (Вінницька обл., Жмеринський р-н селище Браїлів, вулиця Юцевича Осипа, будинок, 2а)
17:55 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ТОВ «Хйорт Кнудсен Україна» (Рівненська обл., Рівненський р-н, Шпанівська ТГ, с. Великий Житин, масив «Промисловий», 1)
17:54 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ТОВ АРТ БЕТОН МАРКЕТ


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32527
Австралійський долар27.812
Така0.34524
Канадський долар30.2642
Юань Женьміньбі5.9747
Чеська крона2.0395
Данська крона6.5908
Гонконгівський долар5.4218
Форинт0.12926
Індійська рупія0.46795
Рупія0.0025381
Новий ізраїльський шекель13.0705
Єна0.27158
Теньге0.083927
Вона0.028815
Ліванський фунт0.000471
Малайзійський ринггіт10.2393
Мексиканське песо2.3116
Молдовський лей2.4829
Новозеландський долар24.2543
Норвезька крона4.1865
Саудівський ріял11.2458
Сінгапурський долар32.6071
Донг0.0016003
Ренд2.47
Шведська крона4.4929
Швейцарський франк52.7279
Бат1.32278
Дирхам ОАЕ11.4908
Туніський динар14.3941
Єгипетський фунт0.887
Фунт стерлінгів56.1347
Долар США42.2034
Сербський динар0.41895
Азербайджанський манат24.8226
Румунський лей9.667
Турецька ліра0.9942
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.5602
Болгарський лев25.169
Євро49.226
Ларі15.6338
Злотий11.6391
Золото177781.4
Срібло2469.78
Платина69461.31
Паладій61532.98

Курси валют, встановлені НБУ на 04.12.2025