Новые колеса для армии. Почему с Tatra мы наступаем на те же грабли, что и с МАЗом

24.11.2020 08:42 | Укррудпром

dsnews.ua, 23 ноября 2020. Опубликовано 08:00 24 ноября 2020 года Появилась информация, что командование ВСУ наконец-то определилось с основным автомобильным шасси для специальных машин. Что хорошего и что плохого в этой новости?

Любая современная армия располагает несколькими стандартными шасси для разнообразных целей — это армейские грузовики нескольких форматов, а также разнообразные специальные машины, от водовозки до реактивной системы залпового огня.

“Зоопарк” из 218 марок и моделей

Начиная с 1991 года в этом вопросе в украинской армии царил полный хаос. Хотя формально были определены стандартные шасси в виде линейки моделей Кременчугского автомобильного завода (КрАЗ) и под них разрабатывали перспективные модели, для обновления автомобильного парка армии и других силовых ведомств покупали их крайне ограниченно. Причем очевидно, что задачу полного переоснащения автомобильного парка ни один из министров обороны или начальников Генерального штаба не ставил — армии хватало советского наследства в виде КАМАЗов, “Уралов” и ГАЗов.

Однако потери в ходе активной фазы войны на Донбассе в 2014-2015 годах, потребовавшие развертывания новых частей, поставили вопрос о количестве и качестве автомобильной техники ребром. В строй стали вводить буквально все, что было можно, и в итоге в 2020 году военные констатировали, что в ВСУ используется 218 марок и моделей автотехники. Сложно даже представить, какие проблемы с запасными частями и логистикой испытывает армия, имея в наличии весь этот “зоопарк”.

Но, возвращаясь в 2014 год, отметим, что первым делом военные обратились к КрАЗу за закупкой новой техники. Однако достаточно быстро оказалось, что предприятие просто физически не может обеспечить такого количества техники, мало того, всплыли и проблемы с качеством продукции. Причем последний вопрос кардинально решить за последующие годы так не удалось.

В итоге инициативу проявило другое предприятие, и уже в марте 2016 года было подписано соглашение о сборочном производстве грузовиков МАЗ-6317 в Черкассах, на дочернем предприятии корпорации “Богдан” — Автосборочном заводе № 2. Практически сразу эти машины под названием “Богдан-6317” стали поступать на вооружение ВСУ, следом пошли и другие модели — 5316, 6425.

Однако проблемы шасси для специальных машин в полной мере эти МАЗы-“Богданы” не решали: не было необходимой грузоподъемности. Поэтомуконструкторы в своих разработках в качестве основы использовали шасси все того же КрАЗа. Так, пусковая установка берегового комплекса Р-360 “Нептун” смонтирована на базе КрАЗ-7634НЕ, ее элементы — на шасси КрАЗ-63221; были варианты с кразовскими шасси для РСЗО БМ-21, БМ-27 и много чего еще.

Предложение от Tatra

Однако такое вынужденное использование наработок КРАЗа не решало проблему качества, и параллельно еще при начальнике Генерального штаба Викторе Муженко начались поиски альтернативного варианта. Также к такому решению подталкивали системные проблемы на КрАЗе, о которых “ДС” недавно писала. В какой-то момент большую активность проявила чешская компания Tatra. За достаточно короткое время эта компания смогла наладить контакты с Шепетовским ремонтным заводом, который на базе шасси Tatra разработал сразу несколько вариантов БМ-21 “Град” и БМ-27 “Ураган” (последний — на базе шасси Т815-7Т3RC1 8x8 под названием “Буревій” ныне активно проходит войсковые испытания на полигоне в Гончаровском).

В итоге, судя по поступающей от армейских источников информации, военные все-таки решили использовать в качестве стандартного шасси от чехов. В частности, будто бы “Нептун” собираются пересадить с КрАЗа на Tatra, а чешская компания даже планирует организовать крупносерийную сборку в Украине.

Казалось бы, мы идем в правильном направлении — европейское качество, унификация парка, производственные мощности по сборке. Однако тут возникает та же проблема, что и с принятием на вооружение по сути белорусских МАЗов — никакого производства запасных частей для этих машин в стране нет. Вся локализация заключается в использовании шин от “Росавы” (Белая Церковь) и аккумуляторов “Иста” (Днепр). В случае серьезного конфликта (да и просто обострения межгосударственных отношений, что мы наблюдаем сейчас с Беларусью) поставки запасных частей для всего автомобильного парка могут быть серьезно ограниченны, а то и перекрыты совсем.

Этого можно было бы избежать, имей Украина полный цикл производства. И в идеальном варианте государство должно было бы выкупить находящийся в стадии банкротства КрАЗ и уже в государственное предприятие вливать бюджетные деньги для организации производства, модернизации парка станков, покупки лицензии на производство конкретной модели (или даже линейки моделей) от той же Tatra.

Да, в Украине государство никогда не было эффективным собственником и как правило подобные инициативы заканчиваются убытками для государственного бюджета. Тем не менее другого пути нет — кардинально ситуацию с поставками для армии можно решить только организацией собственного производства. Конечно, это лучше всего было бы сделать сейчас и на базе КрАЗа, который пока еще является целостным имущественным комплексом, но, скорее всего, это будет сделано когда-нибудь (когда?) позже и уже на другой (какой?) базе…

Михаил ЖИРОХОВ

 

Додати коментар

Користувач:
email:





Гроші не ростуть
На деревах, але розумне
Інвестування — так.

- Fin.Org.UA

Новини

23:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:32 - Світлана Гринчук: Україна формує додаткові запаси газу та обладнання для сталого проходження зимового періоду
21:00 - Новини 28 жовтня: арешт Кудрицького, у світі відмовляються від роснафти
20:39 - Amazon скорочує 14 тисяч працівників заради прискореного розвитку ШІ
20:12 - Суд у Швейцарії відмовився розморожувати активи соратника Ротенберга
20:10 - Україна - Японія: співробітництво з Міністерством сільського, лісового та водного господарств Японії
19:46 - У МОЗ прокоментували обстріл одного з найбільших складів ліків
19:43 - Енергетики отримали державні нагороди від Президента України
19:16 - В "Укренерго" показали графіки на 29 жовтня
18:50 - ФДМУ виставив на продаж комбінат хлібопродуктів
18:32 - Україна розпочала опалювальний сезон – Свириденко
18:20 - Повідомлення громадян про корупцію до НАЗК: результативними були лише 20%
18:00 - Зеленський анонсував онлайн-зустріч коаліції з підтримки енергетики
17:50 - Розкрадання 90 млн грн на дронах: правоохоронці викрили схему
17:35 - Шахраї почали надсилати фейкові листи з податкової
17:18 - Опалювальний сезон розпочався ще у одній області
17:10 - Боротьба з сірим імпортом гаджетів: БЕБ запустило у Telegram бот
16:55 - московіяни обстріляли працівників "Чернігівобленерго"
16:40 - У Києві громаді повернули понад 40 га земель на Осокорках
16:30 - Україна – останній недооцінений ринок житла Європи
16:20 - В Мінцифри повідомили, як працюватиме оформлення відстрочки через ЦНАП
16:15 - Публічні інвестиції держави: Мінрозвитку подало 99 програм та проєктів
16:00 - Україна та UNIDO: співпраця у промисловому відновленні
15:33 - До початку ОЗП виконано всі заплановані ремонти на енергооб’єктах, – Микола Колісник
15:30 - Курси валют, встановлені НБУ на 29.10.2025
15:27 - Мобільний ЦОП – швидка і якісна допомога кожному
15:26 - Заповнення поля «Призначення платежу» платіжної інструкції під час сплати бюджетних/небюджетних платежів
15:25 - У мерії Києва зривають план розгортання системи мобільних укриттів – заява КМВА
15:24 - Податковий календар на 29 жовтня 2025 року
15:24 - Чи оподатковується податком на доходи нерезидента компенсація від резидента покупцю – нерезиденту за ремонт пошкодженого товару, що відремонтований власними силами такого нерезидента?


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32385
Австралійський долар27.5834
Така0.34436
Канадський долар30.0594
Юань Женьміньбі5.9272
Чеська крона2.0123
Данська крона6.5573
Гонконгівський долар5.4161
Форинт0.126148
Індійська рупія0.4768
Рупія0.0025338
Новий ізраїльський шекель12.9244
Єна0.27656
Теньге0.078911
Вона0.029306
Ліванський фунт0.00047
Малайзійський ринггіт10.0238
Мексиканське песо2.2807
Молдовський лей2.4756
Новозеландський долар24.2651
Норвезька крона4.2072
Саудівський ріял11.2219
Сінгапурський долар32.4715
Донг0.0015988
Ренд2.4375
Шведська крона4.4852
Швейцарський франк52.8815
Бат1.29526
Дирхам ОАЕ11.4577
Туніський динар14.3614
Єгипетський фунт0.8888
Фунт стерлінгів55.899
Долар США42.0831
Сербський динар0.41758
Азербайджанський манат24.7519
Румунський лей9.6351
Турецька ліра1.0029
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.3937
Болгарський лев25.0465
Євро48.9784
Ларі15.5059
Злотий11.5549
Золото164595
Срібло1951.09
Платина65745.59
Паладій57145.9

Курси валют, встановлені НБУ на 29.10.2025