Рябикин на таможне. Зачем Зе-власть четвертый раз за год тасует кадровую колоду

30.10 17:12 | Укррудпром

dsnews.ua, 30 октября 2020. Опубликовано 16:10 30 октября 2020 года Новый глава таможенной службы Павел Рябикин возглавил одну из самых проблемных государственных структур. Посмотрим, что досталось новому руководителю, и почему не идут реформы в ведомстве.

Новый мытарь

Итак, новым руководителем Государственной таможенной службы стал Павел Рябикин, человек не из среды мытарей, он до последнего времени был генеральным директором Международного аэропорта “Борисполь”. Это уже четвертый руководитель ведомства за последний год. В июле прошлого года главным таможенником был назначен Максим Нефедов, но его уволили в апреле 2020-го. Отставку в марте инициировал тогдашний министр финансов Игорь Уманский, который тоже вскоре лишился должности. А Сергей Марченко, который возглавил министерство, впоследствии пояснил, что Нефедов был уволен за то, что на таможне “были проблемы и они не решались”. Впрочем, по мнению Уманского, это были более конкретные проблемы — недополучение по 10 млрд грн в месяц.

После Нефедова до августа этого года Государственную таможенную службу возглавлял Игорь Муратов, а после него и.о. главы ведомства был Андрей Павловский.

Понятно, что кадровая чехарда только усугубляет проблемы в Гостаможслуже — ее продолжают сотрясать коррупционные скандалы. Например, самый свежий: руководитель Одесской таможни Денис Пудрик был уволен всего лишь через два месяца работы, центральным офисом обнаружены многочисленные случаи занижения стоимости импортируемых товаров, что вело к снижению поступлений в бюджет. При этом от таможни в этом году правительство ожидает выполнения и перевыполнения плана по поступлениям в бюджет.

За что браться в первую очередь

Круг первоочередных задач для Рябикина уже очерчен — Сергей Марченко заявил, что от него ожидают выполнения планов по доходам и продолжения трансформации таможни в современную, прозрачную, эффективную сервисную службу европейского образца. Что характерно, всего этого требуют очень скоро. “Задача нового руководителя — показать результаты в кратчайшие сроки, с учетом того, что все процессы уже запущены — прежде всего, трансформация таможни в единое юрлицо и аттестация таможенников”, — отметил Марченко.

Однако сможет ли показать высокий класс в работе бывший глава главного аэропорта страны?

Очень сомнительно, считает эксперт программы “Международная и внутренняя политика” Украинского института будущего Игорь Тышкевич. По его словам, кадровая чехарда на таможне происходит при каждом президенте, после того как проблема контрабанды переходит в публичную плоскость. И тогда каждый президент действует по принципу короткого планирования: давайте поменяем руководителя таможни и добьемся быстрой победы”. “Такое решение нравится избирателю, но не приносит быстрых результатов”, — констатировал эксперт.

Он пояснил это тем, что далеко не во всех контрабандных схемах виновна непосредственно сама таможня, и привел три нарушения, для устранения которых нужна слаженная работа не только таможни, и всего государственного аппарата.

Дыры в таможенном заборе

Первая схема — импорт продукции в Украину через таможенные склады за границей: партии товаров накапливаются в Польше или Эстонии, и при продаже в Украине через интернет-магазин, например телефона, его просто пересылают в Украину по почте. “Посылка идет от физлица — физлицу. И таможня здесь не при чем”, — отметил Тышкевич.

Вторая схема — прерванный транзит, или схема “потери” товара. Фура с продукцией въезжает в Украину, но по дороге через страну часть товара “теряется”. После обнаружения пропажи товара, который на самом деле был выгружен и отправлен в торговую сеть, на виновника накладывается штраф максимум в 17 тыс. грн, тогда как стоимость “утерянного” — намного выше. По словам Игоря Тышкевича, “утерянный” товар можно отследить, для чего достаточно интегрировать между собой весовой контроль транспорта на границе, а также внутри страны, который проводит “Укртрансбезпека”. “Для надлежащего контроля нужно, чтобы базы данных таможни и “Укртрансбезпеки” были унифицированы и интегрированы”, — пояснил эксперт.

Третья схема — “пиджаки”. Если сравнивать данные об импорте товаров из Польши в Украину, то данные украинской таможни — на $1 млрд ниже. Работает это так: украинец покупает партию товара в Польше и при въезде в Украину, чтобы не платить налогов при ввозе товара, берет дополнительных пассажиров, чтобы вес ввозимого не превышал нормы, разрешенной для беспошлинного ввоза в расчете на одно лицо. Такую схему легко отследить — при покупке товара в Польше украинец берет специальный персонифицированный чек, позволяющий ему получить возмещение НДС на польской таможне. Поэтому такого “импортера” достаточно легко найти в Украине, нужно лишь запросить информацию о получателях чеков у польской стороны. “Но такая схема существует уже 18 лет”, — отмечает Игорь Тышкевич.

Быстро не ждите

Быстрых результатов в борьбе с контрабандой добиться будет очень сложно. По словам Игоря Тышкевича, контрабанда — это не только криминальное, но и социальное явление. В приграничных областях Украины легально работает только 20% трудоспособного населения, и это не только последствия трудовой миграции, но и того, что часть населения зарабатывает себе на жизнь на контрабанде или продаже такого товара. Но если начать перекрывать людям эти схемы “дохода”, они сразу же начнут жечь шины, потому что это — единственный источник средств для их семей, делится результатами опросов жителей приграничных областей Игорь Тышкевич. “Если не будет альтернативной работы, контрабанда будет процветать и далее, и заменой одного руководителя Таможенной службы эту проблему не решить. Это вопрос государственной политики и прогнозирования на много лет. А президент хочет быстрых результатов”, — сказал эксперт.

Чтобы решить проблему с контрабандой, госполитику в этой области нужно планировать не на несколько месяцев, а на многие годы вперед. “Чтобы, например, решить проблему “пиджаков”, нужно несколько лет”, — считает эксперт.

Кроме того, для решения проблем на таможне нужно привлекать и другие госорганы или даже ветви власти. Например, за прошлый год сумма штрафов, которые были наложены за “утерю” транзитных товаров, меньше, чем сумма отмененных в судах штрафов за эти же нарушения. Суды не только отменили прошлогодние штрафы, но и штрафы за предыдущие годы.

Капля меда в бочке дегтя

Директор Института социально-экономической трансформации Илья Несходовский считает, что Нефедову на посту руководителя этого ведомства досталась задача формирования новой структуры таможни, регистрация нового единого юрлица, подготовка и утверждения документов для ее работы, а также назначение новых руководители и формирование новой структуры ведомства. “Эта работа началась, и то время, когда Нефедов был во главе, было потрачено на эту работу. Результаты были не впечатляющими, но они были. По некоторым направлениям были неплохие результаты, например, что касается контрабанды телефонов и бытовой техники — ее количество снизилось”, — сказал он.

Контроль, но не полный

По словам Игоря Тышкевича, в пунктах пропуска начали устанавливать сканеры, но они пока не везде и к тому же не объединены в единую систему, которая бы позволяла лучше контролировать перемещение товаров через границу. Также по словам эксперта, был усилен внутренний контроль в пунктах пропуска (поставлено видеонаблюдение), а в начале этого года были начаты переговоры с государствами-партнерами о верификации данных и электронных деклараций. Последнее позволит бороться с такими схемами, когда из Украины по документам выезжают дрова, а в Польшу въезжает лес, или из Польши выезжает одежда под брендом Prada, а в Украину заезжает секонд-хенд.

Реформы грязнут в бюрократии

Илья Несходовский отметил, что в конце прошлого года были приняты два важных для реформирования таможенной сферы закона — один касается транзита грузов, второй — создания института авторизованных экономических операторов, который позволит снизить проверки на таможне компаний с хорошей репутацией. Но разработка нормативных документов, которые позволят этим законам заработать, идет очень медленно.

Поэтому, по мнению эксперта, если убрать все объективные факторы, которые негативно повлияли на работу таможни (например, изменение курса гривни очень подорвало выполнение заданий по поступлению в бюджет), то существенных изменений за последний год в этом ведомстве так и не произошло.

Тут следует напомнить, что действительно, по подсчетам Министерства финансов Украины за 2019 г. и I квартал 2020 г. поступления таможенных платежей в бюджет были на 76 млрд грн ($2,76 млрд) меньше, чем закладывалось в планы. А уже летом поступления от таможни начали расти (вместе с курсом гривни): в июне — 26,8 млрд грн, в июле — 31,3 млрд грн, в августе — 32,8 млрд грн. В сентябре еще больше — 33,15 млрд грн.

Павел Рябикин: что дальше

Возможно, история подсказывает неутешительный исход. К примеру, Игорь Тышкевич уверен, что если от Павла Рябикина будут требовать очень быстрых результативных реформ, то через три месяца у нас снова будет новый руководитель таможни…

Александр СУКОВ

Добавить комментарий

Автор:

Введите Код, указанный на рисунке
 




Новини

22:00 - ЄС надасть Україні 25 млн євро фінансової підтримки на розвиток цифрової трансформації, якою займається Мінцифра
19:54 - Уряд відновив забезпечення дитини при народженні одноразовою натуральною допомогою „пакунок малюка”
19:54 - Продовжено термін проведення заміни посвідчень особам, які постраждали внаслідок Чорнобильської катастрофи
19:54 - Голова НАДС виступила на Всеукраїнській науково-практичній конференції молодих вчених НАДУ
19:54 - Ольга Стефанішина: Відкриємо 100 нових притулків для постраждалих від домашнього насильства
19:54 - Уряд розширив механізми підтримки бізнесу через запровадження портфельних гарантій, - Ігор Петрашко
19:54 - Уряд розширив перелік органів РФ, що незаконно видають російські паспорти, які не визнаються Україною
19:54 - Кабмін врегулював постановою гуманітарні підстави для перетину КПВВ на випадок, якщо їхня робота буде обмежуватись
19:54 - Дмитро Кулеба представив нового директора Дипломатичної академії при МЗС
19:48 - Зеленский и Степанов молчат. Сколько украинцев на самом деле умирает от COVID-19
19:48 - Украина не относится к странам с низким доходом, которым G20 замораживает долги
18:54 - Межбанк закрылся долларом по 28,43
18:54 - Украинцы не парятся по поводу налогов
18:54 - “Фиктивный” Косюк: куда делись 700 миллионов “куриных” гривен
18:54 - Украина начала расследование против импорта теплоизоляции из России и Беларуси
18:54 - Все продать за копейки: почему приватизация в Украине похожа на аферу
18:54 - НКРЭКУ оштрафовала два облэнерго из-за жалоб бизнеса
18:54 - Минэкономики предложило сохранить запрет на экспорт золота и антрацита
18:30 - Напередодні зимових свят Укрзалізниця відновлює рух низки поїздів
18:30 - Уряд уповноважив Міністра Владислава Криклія підписати фінансову угоду з ЄІБ щодо проєкту «Міський громадський транспорт України ІІ»
18:00 - Восстановление рынка труда США развернулось
18:00 - Польский суд продлил арест экс-главы “Укравтодора”
18:00 - “Метинвест” похвастался, что Ринат Ахметов договорился с Кремлем о поставках коксующегося угля
18:00 - Общественный совет НКРЭКУ хочет, чтобы “Нафтогаз” продавал газ на бирже
18:00 - ArcelorMittal допускает сокращение украинского рынка арматуры на 15%
17:48 - Уряд запровадив до 1 липня 2021 року перехідний період для формування територіальних органів Нацсоцслужби
17:48 - Національний природний парк «Гуцульщина» отримає у постійне користування майже 1,5 тис. га земель
17:48 - Прем’єр-міністр: Уряд вже розробив програми підтримки людей і бізнесу
17:48 - Завершено фінансування пенсій листопада
17:48 - Держгеокадастр передав громадам Херсонщини 6,8 тис. га сільськогосподарських земель


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар20.8605
Канадський долар21.8161
Юань Женьміньбі4.3167
Куна4.4691
Чеська крона1.2907
Данська крона4.5397
Гонконгівський долар3.6616
Форинт0.093573
Індійська рупія0.38401
Рупія0.0020058
Новий ізраїльський шекель8.5374
Єна0.27184
Теньге0.067064
Вона0.025606
Мексиканське песо1.4143
Молдовський лей1.6497
Новозеландський долар19.826
Норвезька крона3.2023
Російський рубль0.37514
Саудівський ріял7.5674
Сінгапурський долар21.1503
Ренд1.8612
Шведська крона3.332
Швейцарський франк31.1663
Єгипетський фунт1.8101
Фунт стерлінгів37.8951
Долар США28.3816
Білоруський рубль11.0853
Азербайджанський манат16.7019
Румунський лей6.9321
Турецька ліра3.5533
СПЗ (спеціальні права запозичення)40.4812
Болгарський лев17.2669
Євро33.784
Злотий7.564
Алжирський динар0.22
Така0.3355
Вірменський драм0.057639
Іранський ріал0.0006774
Іракський динар0.023908
Сом0.34781
Ліванський фунт0.018873
Лівійський динар20.8506
Малайзійський ринггіт6.8478
Марокканський дирхам3.0924
Донг0.0012275
Бат0.91314
Дирхам ОАЕ7.7459
Туніський динар10.274
Узбецький сум0.0027462
Новий тайванський долар0.99541
Туркменський новий манат8.1288
Ганське седі4.8872
Сербський динар0.28279
Сомоні2.7516
Ларі8.805
Бразильський реал4.9229
Золото51474.01
Срібло664.78
Платина27346.52
Паладій66495.53

Курси валют, встановлені НБУ на: 26.11.2020

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
BAVL0.410.410.410.414100.00
DOEN202020201200.00
MHPC17717717717756640.00

Дані за 25.11.2020