Российские вагоностроители хотят более эффективной господдержки

29.10.2020 12:24 | Укррудпром

11:30 29 октября 2020 года

Объединение вагоностроителей и “Уралвагонзавод”, столкнувшись с серьезным падением спроса на новые вагоны и прогнозами на его замораживание в среднесрочной перспективе, пытаются получить поддержку от государства.

Образцом для подражания предлагают сделать меры по поддержке отрасли, которые применялись в 2010—2014 гг. В противном случае к 2030 году рынку предрекают очередной дефицит подвижного состава, банкротства производителей и зависимость от экспорта, передаёт информагентство РЖД-Партнер.

Как стало известно от источника в отрасли, в понедельник в Министерстве промышленности и торговли состоялось совещание по вопросам грузового вагоностроения под председательством заместителя министра Александра Морозова, в круг ответственности которого входит транспортное машиностроение.

Если говорить о предложениях вагоностроителей общими словами, то они предлагают государству простимулировать замену существующего парка на новый с акцентом на инновационные вагоны второго поколения, подразумевающие кузова большей вместимости, в том числе съемные, с увеличенными нагрузками на ось и повышенными скоростями движения. Машиностроители считают, что такие меры дадут импульс развитию всей транспортной отрасли, включая инфраструктуру, логистические и цифровые сервисы.

Исполнительный директор ОВС Евгений Семенов сообщил РЖД-Партнеру, что все меры поддержки, которые предлагаются к реализации, имеют немонетарный характер и денежных затрат не предполагают. Затраты на НИОКР и льготные кредиты по линии Фонда развития предпринимательства, уже предусмотрены бюджетом. В текущих условиях необходима лишь их корректировка с учетом специфики конкретных вагоностроительных заводов.

Из анализа имеющихся в редакции материалов ОВС и УВЗ, можно сделать вывод, что представители отрасли по-прежнему рассчитывают не на рыночные процессы формирования спроса на свою продукцию, а на ограничительные инициативы государства.

Напомним, что некоторые предложения ограничительно-принудительных мер по снижению профицита парка и стимулированию выпуска грузовых вагонов, в первую очередь с повышенными эксплуатационными характеристиками, уже получили негативные отзывы, причем как со стороны правительства и ОАО “РЖД”, так и со стороны операторского сообщества.

Например, выдвинутое летом со стороны железнодорожников предложение о системе trade-in для полувагонов, при котором вместо трех сдаваемых в утиль полувагонов собственник получает один новый инновационный, не нашло поддержки в правительстве именно из-за затрат, которые в таком случае ложатся на бюджет. Кроме того, операторы не согласны с предложением распространения такой схемы только на полувагоны, а также не все готовы полностью отказаться от стандартных вагонов на тележке 18-100. Потребительские свойства инновационного парка устраивают далеко не всех собственников, которые с учетом опыта эксплуатации часто говорят о несоответствии заявленных производителями характеристик реальной ситуации. Наконец, существующий парк вагонов в РФ сегодня достаточно молодой. Средний возраст грузового вагона составляет около 12 лет, а полувагона — и того меньше, то есть они прошли свой жизненный путь в лучшем случае до половины. Резать их на металл и покупать новый парк для большинства собственников является неэффективным вложением средств.

Если рассмотреть предложения УВЗ по стимулированию мер для поддержки отечественного вагоностроения до 2024 года, озвученные перед Минпромторгом, они предусматривают:

— ограничение допуска на сеть новых вагонов на тележках старой конструкции с 1 июля 2021 года;

— введение регуляторных ограничений на хранение некомплектного или неисправного парка на железнодорожных путях;

— обеспечение соблюдения требований технических регламентов на территории стран ЕАЭС и пространства 1520;

— увеличение минимальной весовой нормы (МВН) загрузки грузовых вагонов;

— сохранение действия отдельных тарифных схем на порожний пробег инновационных вагонов;

— утверждение недискриминационных тарифов для вагонов с увеличенной грузоподъемностью и некоторых типов специализированного подвижного состава.

Стоит отметить, что предложение по сохранению тарифных скидок на порожний пробег инновационных вагонов, против которых ранее высказывалось ОАО “РЖД”, по оценкам ОВС, способно на период до 2030 года обеспечить ежегодный спрос на них в объеме 15 тыс. ед. А специальные тарифные условия для инновационных вагонов нового поколения обеспечат спрос в размере еще 10 тыс. вагонов в год.

При этом прогноз по выгодности таких шагов для собственников вызывает некоторое недоумение. Например, при реализации этих мер собственники вагонов получат эффект от “роста доходности парка за счет увеличения грузоподъемности”. Хотя если подсчитать издержки от списания годных к эксплуатации вагонов стандартных моделей и приобретения новых, то эффект может быть даже не нулевым, а отрицательным.

В УВЗ подсчитали, что реализация предложенных мер позволит к 2030 году обеспечить ежегодный выпуск в объемах 40—45 тыс. вагонов новых поколений, тогда как сохранение существующих условий гарантирует объемы, не превышающие 20—25 тыс. вагонов, из которых инновационные составят не более 50%. Напомним, что 45 тыс. — это прогнозный уровень 2020 года. В 2018-м было выпущено более 63 тыс., а в 2019-м — более 75 тыс. новых грузовых вагонов.

Рекомендации со стороны Объединения вагоностроителей включают в себя также создание условий для обеспечения беспрепятственного курсирования российских вагонов с улучшенными эксплуатационными характеристиками на пространстве 1520 и усиление контроля за соблюдением технического регламента о продлении срока службы грузовых вагонов. В переводе на обычный язык это означает, что правительство должно изыскать резервы в рамках существующих интеграционных программ, чтобы обеспечить на национальных инфраструктурах постсоветских государств техническую возможность для пропуска вагонов с нагрузками 25 т на ось несмотря на то, что сегодня многие из них не приспособлены даже для вагонов с промежуточными нагрузками 23,5 т на ось.

Еще одной запретительной мерой, которая может быть отрицательно воспринята со стороны операторов, является инициатива ОВС о введении прогрессивной шкалы на оплату простоя вагонов на путях общего пользования.

Общий экономический эффект от предлагаемых мер составит к 2030 году около 700 млрд руб., по оценке ОВС. Так, операторы и собственники вагонов в общей сложности получат до 2030-го 287 млрд руб. за счет увеличения грузоподъемности вагонов, снижения сезонных простоев (вагоны со сменными кузовами), уменьшения времени оборота вагона и сокращения затрат на ремонт. Эффект для ОАО “РЖД” оценивается в 197 млрд руб., для бюджета РФ — в 180 млрд.

О том, как оценивают данные предложения регуляторы и собственники вагонов, мы будем информировать наших читателей по мере поступления информации.

Додати коментар

Користувач:
email:





Greece, Spain, and more
Debt crises are still alive
Can Europe revive?

- Fin.Org.UA

Новини

21:00 - Новини 28 жовтня: арешт Кудрицького, у світі відмовляються від роснафти
20:39 - Amazon скорочує 14 тисяч працівників заради прискореного розвитку ШІ
20:12 - Суд у Швейцарії відмовився розморожувати активи соратника Ротенберга
19:46 - У МОЗ прокоментували обстріл одного з найбільших складів ліків
19:16 - В "Укренерго" показали графіки на 29 жовтня
18:50 - ФДМУ виставив на продаж комбінат хлібопродуктів
18:32 - Україна розпочала опалювальний сезон – Свириденко
18:20 - Повідомлення громадян про корупцію до НАЗК: результативними були лише 20%
18:00 - Зеленський анонсував онлайн-зустріч коаліції з підтримки енергетики
17:50 - Розкрадання 90 млн грн на дронах: правоохоронці викрили схему
17:35 - Шахраї почали надсилати фейкові листи з податкової
17:18 - Опалювальний сезон розпочався ще у одній області
17:10 - Боротьба з сірим імпортом гаджетів: БЕБ запустило у Telegram бот
16:55 - московіяни обстріляли працівників "Чернігівобленерго"
16:40 - У Києві громаді повернули понад 40 га земель на Осокорках
16:30 - Україна – останній недооцінений ринок житла Європи
16:20 - В Мінцифри повідомили, як працюватиме оформлення відстрочки через ЦНАП
16:15 - Публічні інвестиції держави: Мінрозвитку подало 99 програм та проєктів
16:00 - Україна та UNIDO: співпраця у промисловому відновленні
15:30 - Курси валют, встановлені НБУ на 29.10.2025
15:27 - Мобільний ЦОП – швидка і якісна допомога кожному
15:26 - Заповнення поля «Призначення платежу» платіжної інструкції під час сплати бюджетних/небюджетних платежів
15:25 - У мерії Києва зривають план розгортання системи мобільних укриттів – заява КМВА
15:24 - Податковий календар на 29 жовтня 2025 року
15:24 - Чи оподатковується податком на доходи нерезидента компенсація від резидента покупцю – нерезиденту за ремонт пошкодженого товару, що відремонтований власними силами такого нерезидента?
15:22 - Відсутня реєстрація РК на зменшення суми компенсації товарів/послуг, складеного до ПН, реєстрація якої зупинена, і продавець не вжив заходів для її розблокування: чи є відповідальність?
15:22 - Створюємо безбар'єрний простір: отримати адміністративні послуги в ЦОПах допоможе перекладач з української жестової мови
15:21 - Роль управління комплаєнс-ризиками у мобілізації доходів
15:20 - Який термін та порядок отримання автором електронного документа першої та другої квитанцій при надсиланні електронних документів в електронному вигляді?
15:19 - За видобування кам’яного вугілля надходження до місцевих бюджетів Дніпропетровщини від платників рентної плати склали понад 69,0 млн гривень


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32385
Австралійський долар27.5834
Така0.34436
Канадський долар30.0594
Юань Женьміньбі5.9272
Чеська крона2.0123
Данська крона6.5573
Гонконгівський долар5.4161
Форинт0.126148
Індійська рупія0.4768
Рупія0.0025338
Новий ізраїльський шекель12.9244
Єна0.27656
Теньге0.078911
Вона0.029306
Ліванський фунт0.00047
Малайзійський ринггіт10.0238
Мексиканське песо2.2807
Молдовський лей2.4756
Новозеландський долар24.2651
Норвезька крона4.2072
Саудівський ріял11.2219
Сінгапурський долар32.4715
Донг0.0015988
Ренд2.4375
Шведська крона4.4852
Швейцарський франк52.8815
Бат1.29526
Дирхам ОАЕ11.4577
Туніський динар14.3614
Єгипетський фунт0.8888
Фунт стерлінгів55.899
Долар США42.0831
Сербський динар0.41758
Азербайджанський манат24.7519
Румунський лей9.6351
Турецька ліра1.0029
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.3937
Болгарський лев25.0465
Євро48.9784
Ларі15.5059
Злотий11.5549
Золото164595
Срібло1951.09
Платина65745.59
Паладій57145.9

Курси валют, встановлені НБУ на 29.10.2025