Российские вагоностроители хотят более эффективной господдержки

29.10.2020 12:24 | Укррудпром

11:30 29 октября 2020 года

Объединение вагоностроителей и “Уралвагонзавод”, столкнувшись с серьезным падением спроса на новые вагоны и прогнозами на его замораживание в среднесрочной перспективе, пытаются получить поддержку от государства.

Образцом для подражания предлагают сделать меры по поддержке отрасли, которые применялись в 2010—2014 гг. В противном случае к 2030 году рынку предрекают очередной дефицит подвижного состава, банкротства производителей и зависимость от экспорта, передаёт информагентство РЖД-Партнер.

Как стало известно от источника в отрасли, в понедельник в Министерстве промышленности и торговли состоялось совещание по вопросам грузового вагоностроения под председательством заместителя министра Александра Морозова, в круг ответственности которого входит транспортное машиностроение.

Если говорить о предложениях вагоностроителей общими словами, то они предлагают государству простимулировать замену существующего парка на новый с акцентом на инновационные вагоны второго поколения, подразумевающие кузова большей вместимости, в том числе съемные, с увеличенными нагрузками на ось и повышенными скоростями движения. Машиностроители считают, что такие меры дадут импульс развитию всей транспортной отрасли, включая инфраструктуру, логистические и цифровые сервисы.

Исполнительный директор ОВС Евгений Семенов сообщил РЖД-Партнеру, что все меры поддержки, которые предлагаются к реализации, имеют немонетарный характер и денежных затрат не предполагают. Затраты на НИОКР и льготные кредиты по линии Фонда развития предпринимательства, уже предусмотрены бюджетом. В текущих условиях необходима лишь их корректировка с учетом специфики конкретных вагоностроительных заводов.

Из анализа имеющихся в редакции материалов ОВС и УВЗ, можно сделать вывод, что представители отрасли по-прежнему рассчитывают не на рыночные процессы формирования спроса на свою продукцию, а на ограничительные инициативы государства.

Напомним, что некоторые предложения ограничительно-принудительных мер по снижению профицита парка и стимулированию выпуска грузовых вагонов, в первую очередь с повышенными эксплуатационными характеристиками, уже получили негативные отзывы, причем как со стороны правительства и ОАО “РЖД”, так и со стороны операторского сообщества.

Например, выдвинутое летом со стороны железнодорожников предложение о системе trade-in для полувагонов, при котором вместо трех сдаваемых в утиль полувагонов собственник получает один новый инновационный, не нашло поддержки в правительстве именно из-за затрат, которые в таком случае ложатся на бюджет. Кроме того, операторы не согласны с предложением распространения такой схемы только на полувагоны, а также не все готовы полностью отказаться от стандартных вагонов на тележке 18-100. Потребительские свойства инновационного парка устраивают далеко не всех собственников, которые с учетом опыта эксплуатации часто говорят о несоответствии заявленных производителями характеристик реальной ситуации. Наконец, существующий парк вагонов в РФ сегодня достаточно молодой. Средний возраст грузового вагона составляет около 12 лет, а полувагона — и того меньше, то есть они прошли свой жизненный путь в лучшем случае до половины. Резать их на металл и покупать новый парк для большинства собственников является неэффективным вложением средств.

Если рассмотреть предложения УВЗ по стимулированию мер для поддержки отечественного вагоностроения до 2024 года, озвученные перед Минпромторгом, они предусматривают:

— ограничение допуска на сеть новых вагонов на тележках старой конструкции с 1 июля 2021 года;

— введение регуляторных ограничений на хранение некомплектного или неисправного парка на железнодорожных путях;

— обеспечение соблюдения требований технических регламентов на территории стран ЕАЭС и пространства 1520;

— увеличение минимальной весовой нормы (МВН) загрузки грузовых вагонов;

— сохранение действия отдельных тарифных схем на порожний пробег инновационных вагонов;

— утверждение недискриминационных тарифов для вагонов с увеличенной грузоподъемностью и некоторых типов специализированного подвижного состава.

Стоит отметить, что предложение по сохранению тарифных скидок на порожний пробег инновационных вагонов, против которых ранее высказывалось ОАО “РЖД”, по оценкам ОВС, способно на период до 2030 года обеспечить ежегодный спрос на них в объеме 15 тыс. ед. А специальные тарифные условия для инновационных вагонов нового поколения обеспечат спрос в размере еще 10 тыс. вагонов в год.

При этом прогноз по выгодности таких шагов для собственников вызывает некоторое недоумение. Например, при реализации этих мер собственники вагонов получат эффект от “роста доходности парка за счет увеличения грузоподъемности”. Хотя если подсчитать издержки от списания годных к эксплуатации вагонов стандартных моделей и приобретения новых, то эффект может быть даже не нулевым, а отрицательным.

В УВЗ подсчитали, что реализация предложенных мер позволит к 2030 году обеспечить ежегодный выпуск в объемах 40—45 тыс. вагонов новых поколений, тогда как сохранение существующих условий гарантирует объемы, не превышающие 20—25 тыс. вагонов, из которых инновационные составят не более 50%. Напомним, что 45 тыс. — это прогнозный уровень 2020 года. В 2018-м было выпущено более 63 тыс., а в 2019-м — более 75 тыс. новых грузовых вагонов.

Рекомендации со стороны Объединения вагоностроителей включают в себя также создание условий для обеспечения беспрепятственного курсирования российских вагонов с улучшенными эксплуатационными характеристиками на пространстве 1520 и усиление контроля за соблюдением технического регламента о продлении срока службы грузовых вагонов. В переводе на обычный язык это означает, что правительство должно изыскать резервы в рамках существующих интеграционных программ, чтобы обеспечить на национальных инфраструктурах постсоветских государств техническую возможность для пропуска вагонов с нагрузками 25 т на ось несмотря на то, что сегодня многие из них не приспособлены даже для вагонов с промежуточными нагрузками 23,5 т на ось.

Еще одной запретительной мерой, которая может быть отрицательно воспринята со стороны операторов, является инициатива ОВС о введении прогрессивной шкалы на оплату простоя вагонов на путях общего пользования.

Общий экономический эффект от предлагаемых мер составит к 2030 году около 700 млрд руб., по оценке ОВС. Так, операторы и собственники вагонов в общей сложности получат до 2030-го 287 млрд руб. за счет увеличения грузоподъемности вагонов, снижения сезонных простоев (вагоны со сменными кузовами), уменьшения времени оборота вагона и сокращения затрат на ремонт. Эффект для ОАО “РЖД” оценивается в 197 млрд руб., для бюджета РФ — в 180 млрд.

О том, как оценивают данные предложения регуляторы и собственники вагонов, мы будем информировать наших читателей по мере поступления информации.

Додати коментар

Користувач:
email:





Economic winds,
Trade deals, rates, and indicators,
Investors react fast.

- Fin.Org.UA

Новини

21:00 - Новини 11 листопада: нові викриття в операції "Мідас", забезпечення газом в разі дефіциту
20:40 - Популярні українські телеграм-канали ігнорують розслідування НАБУ "Мідас" і підозру Чернишову
20:15 - Уряд припинив повноваження Наглядової ради "Енергоатома"
20:13 - Названі імена усіх, кому НАБУ вручило підозори за справою Міндіча
19:35 - В Україні попит на купівлю житла падає, а ціни – зростають
19:05 - У грудні зросте максимальна потужність імпорту електроенергії з ЄС в Україну – Укренерго
18:46 - Я складаю повноваження члена наглядової ради "Енергоатому" – Милованов
18:38 - В Україні критична інфраструктура працює на межі можливостей: заява Червоного Хреста
18:30 - Зелене відновлення України - нові можливості для ветеранів війни та розвитку економіки
18:11 - 12 листопада графіки відключень світла діятимуть цілодобово
18:05 - Фігуранти "Мідаса" передали Чернишову $1,2 мільйонів та 100 тисяч євро – НАБУ
17:55 - Міндіч допомагав Галущенку "заступництвом" перед Зеленським – САП
17:47 - У Нацбанку повідомили про фінансування нової генерації
17:47 - Міндіч впливав на Галущенка та Умєрова – САП
17:35 - Коментар Національного банку щодо рівня інфляції в жовтні 2025 року
17:35 - NBU October 2025 Inflation Update
17:30 - Поради щодо проходження осінньо-зимового періоду
17:25 - Українцям почали виплачувати "нацкешбек" за серпень: сума виплат – рекордна
17:20 - Пільги зі сплати мита у жовтні склали 43,4% від суми надходжень до бюджету
17:00 - Виплата Національного кешбеку за серпень стартувала
17:00 - За 10 місяців товарообіг України склав 101 мільярд доларів
16:58 - Нацбанк показав курс долара і євро на середу 12 листопада
16:56 - З 98 пасажирських маршрутів "Укрзалізниці" 56 – збиткові
16:51 - У жовтні загальна кількість небанківських фінансових установ зменшилася на чотири компанії
16:40 - Ключові рішення НКЦПФР від 11.11.2025
16:40 - Нацбанк відкликав ліцензію у фінансової установи
16:25 - Закупка неякісного програмного забезпечення: ексзаступнику міністра соцполітики вручили підозру
16:24 - Найактуальніші теми конференції «Жити на відсотки 2025
16:10 - Нацбанк позбавив Порошенка права голосу в "Міжнародному інвестиційному банку"
15:58 - Актуалізовано вимоги до структури власності надавачів фінансових послуг


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32228
Австралійський долар27.4057
Така0.34409
Канадський долар29.9479
Юань Женьміньбі5.902
Чеська крона2.0017
Данська крона6.5093
Гонконгівський долар5.4052
Форинт0.125952
Індійська рупія0.47441
Рупія0.002517
Новий ізраїльський шекель13.0478
Єна0.27246
Теньге0.080037
Вона0.02867
Ліванський фунт0.000469
Малайзійський ринггіт10.1485
Мексиканське песо2.2859
Молдовський лей2.4734
Новозеландський долар23.7295
Норвезька крона4.1683
Саудівський ріял11.2028
Сінгапурський долар32.2687
Донг0.0015967
Ренд2.4467
Шведська крона4.4305
Швейцарський франк52.3929
Бат1.29549
Дирхам ОАЕ11.4389
Туніський динар14.2512
Єгипетський фунт0.8896
Фунт стерлінгів55.2147
Долар США42.0139
Сербський динар0.41471
Азербайджанський манат24.7141
Румунський лей9.5614
Турецька ліра0.9948
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.0779
Болгарський лев24.8559
Євро48.6101
Ларі15.5434
Злотий11.4937
Золото173744.28
Срібло2142.11
Платина66912.18
Паладій60547.91

Курси валют, встановлені НБУ на 12.11.2025