Российские вагоностроители хотят более эффективной господдержки

29.10.2020 12:24 | Укррудпром

11:30 29 октября 2020 года

Объединение вагоностроителей и “Уралвагонзавод”, столкнувшись с серьезным падением спроса на новые вагоны и прогнозами на его замораживание в среднесрочной перспективе, пытаются получить поддержку от государства.

Образцом для подражания предлагают сделать меры по поддержке отрасли, которые применялись в 2010—2014 гг. В противном случае к 2030 году рынку предрекают очередной дефицит подвижного состава, банкротства производителей и зависимость от экспорта, передаёт информагентство РЖД-Партнер.

Как стало известно от источника в отрасли, в понедельник в Министерстве промышленности и торговли состоялось совещание по вопросам грузового вагоностроения под председательством заместителя министра Александра Морозова, в круг ответственности которого входит транспортное машиностроение.

Если говорить о предложениях вагоностроителей общими словами, то они предлагают государству простимулировать замену существующего парка на новый с акцентом на инновационные вагоны второго поколения, подразумевающие кузова большей вместимости, в том числе съемные, с увеличенными нагрузками на ось и повышенными скоростями движения. Машиностроители считают, что такие меры дадут импульс развитию всей транспортной отрасли, включая инфраструктуру, логистические и цифровые сервисы.

Исполнительный директор ОВС Евгений Семенов сообщил РЖД-Партнеру, что все меры поддержки, которые предлагаются к реализации, имеют немонетарный характер и денежных затрат не предполагают. Затраты на НИОКР и льготные кредиты по линии Фонда развития предпринимательства, уже предусмотрены бюджетом. В текущих условиях необходима лишь их корректировка с учетом специфики конкретных вагоностроительных заводов.

Из анализа имеющихся в редакции материалов ОВС и УВЗ, можно сделать вывод, что представители отрасли по-прежнему рассчитывают не на рыночные процессы формирования спроса на свою продукцию, а на ограничительные инициативы государства.

Напомним, что некоторые предложения ограничительно-принудительных мер по снижению профицита парка и стимулированию выпуска грузовых вагонов, в первую очередь с повышенными эксплуатационными характеристиками, уже получили негативные отзывы, причем как со стороны правительства и ОАО “РЖД”, так и со стороны операторского сообщества.

Например, выдвинутое летом со стороны железнодорожников предложение о системе trade-in для полувагонов, при котором вместо трех сдаваемых в утиль полувагонов собственник получает один новый инновационный, не нашло поддержки в правительстве именно из-за затрат, которые в таком случае ложатся на бюджет. Кроме того, операторы не согласны с предложением распространения такой схемы только на полувагоны, а также не все готовы полностью отказаться от стандартных вагонов на тележке 18-100. Потребительские свойства инновационного парка устраивают далеко не всех собственников, которые с учетом опыта эксплуатации часто говорят о несоответствии заявленных производителями характеристик реальной ситуации. Наконец, существующий парк вагонов в РФ сегодня достаточно молодой. Средний возраст грузового вагона составляет около 12 лет, а полувагона — и того меньше, то есть они прошли свой жизненный путь в лучшем случае до половины. Резать их на металл и покупать новый парк для большинства собственников является неэффективным вложением средств.

Если рассмотреть предложения УВЗ по стимулированию мер для поддержки отечественного вагоностроения до 2024 года, озвученные перед Минпромторгом, они предусматривают:

— ограничение допуска на сеть новых вагонов на тележках старой конструкции с 1 июля 2021 года;

— введение регуляторных ограничений на хранение некомплектного или неисправного парка на железнодорожных путях;

— обеспечение соблюдения требований технических регламентов на территории стран ЕАЭС и пространства 1520;

— увеличение минимальной весовой нормы (МВН) загрузки грузовых вагонов;

— сохранение действия отдельных тарифных схем на порожний пробег инновационных вагонов;

— утверждение недискриминационных тарифов для вагонов с увеличенной грузоподъемностью и некоторых типов специализированного подвижного состава.

Стоит отметить, что предложение по сохранению тарифных скидок на порожний пробег инновационных вагонов, против которых ранее высказывалось ОАО “РЖД”, по оценкам ОВС, способно на период до 2030 года обеспечить ежегодный спрос на них в объеме 15 тыс. ед. А специальные тарифные условия для инновационных вагонов нового поколения обеспечат спрос в размере еще 10 тыс. вагонов в год.

При этом прогноз по выгодности таких шагов для собственников вызывает некоторое недоумение. Например, при реализации этих мер собственники вагонов получат эффект от “роста доходности парка за счет увеличения грузоподъемности”. Хотя если подсчитать издержки от списания годных к эксплуатации вагонов стандартных моделей и приобретения новых, то эффект может быть даже не нулевым, а отрицательным.

В УВЗ подсчитали, что реализация предложенных мер позволит к 2030 году обеспечить ежегодный выпуск в объемах 40—45 тыс. вагонов новых поколений, тогда как сохранение существующих условий гарантирует объемы, не превышающие 20—25 тыс. вагонов, из которых инновационные составят не более 50%. Напомним, что 45 тыс. — это прогнозный уровень 2020 года. В 2018-м было выпущено более 63 тыс., а в 2019-м — более 75 тыс. новых грузовых вагонов.

Рекомендации со стороны Объединения вагоностроителей включают в себя также создание условий для обеспечения беспрепятственного курсирования российских вагонов с улучшенными эксплуатационными характеристиками на пространстве 1520 и усиление контроля за соблюдением технического регламента о продлении срока службы грузовых вагонов. В переводе на обычный язык это означает, что правительство должно изыскать резервы в рамках существующих интеграционных программ, чтобы обеспечить на национальных инфраструктурах постсоветских государств техническую возможность для пропуска вагонов с нагрузками 25 т на ось несмотря на то, что сегодня многие из них не приспособлены даже для вагонов с промежуточными нагрузками 23,5 т на ось.

Еще одной запретительной мерой, которая может быть отрицательно воспринята со стороны операторов, является инициатива ОВС о введении прогрессивной шкалы на оплату простоя вагонов на путях общего пользования.

Общий экономический эффект от предлагаемых мер составит к 2030 году около 700 млрд руб., по оценке ОВС. Так, операторы и собственники вагонов в общей сложности получат до 2030-го 287 млрд руб. за счет увеличения грузоподъемности вагонов, снижения сезонных простоев (вагоны со сменными кузовами), уменьшения времени оборота вагона и сокращения затрат на ремонт. Эффект для ОАО “РЖД” оценивается в 197 млрд руб., для бюджета РФ — в 180 млрд.

О том, как оценивают данные предложения регуляторы и собственники вагонов, мы будем информировать наших читателей по мере поступления информации.

Додати коментар

Користувач:
email:





IMF and World Bank
Acting for global finance
Amidst controversy

- Fin.Org.UA

Новини

23:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:00 - Новини 16 грудня: Маск збагатів, офіційний курс євро до гривні встановив новий рекорд
20:45 - Американська нафта впала нижче 55 доларів уперше з 2021 року
20:24 - Німеччина повідомила Україні, чи тікає бізнес
19:56 - Українські АЗС почали обмежувати використання зарядних пристроїв
19:50 - Shell шукає покупців на частку в німецькому НПЗ з російським слідом
19:25 - Вимоги до організації внутрішнього аудиту та перелік ризиків для фінансових компаній будуть оновлені
19:25 - Саудити стали фаворитами на купівлю міжнародних активів "Лукойла"
19:05 - Перегляд об’єктів із пріоритетним електропостачанням: для потреб побутових споживачів і промисловості може бути вивільнено понад 800 МВт потужності
19:05 - Авторинок України: які авто за типом пального найпопулярніші
18:54 - Глибока трансформація: окупаційна влада закрила 90% підприємств
18:33 - Венесуела змушена "скидати" нафту після арешту танкера Сполученими Штатами
18:25 - У більшості областей України 17 грудня відключатимуть світло
18:20 - Мінекономіки та MAN Truck & Bus SE підписали Меморандум про співпрацю у відбудові України та сфері інвестицій
18:04 - Путін підписав закон про вилучення житла в тимчасово окупованих регіонах України
17:55 - "Знайшлися 800 МВт потужності". В Україні скоротяться відключення світла – Свириденко
17:40 - Мінекономіки презентувало проєкт Стратегії зайнятості 2030 — основу масштабної реформи ринку праці України
17:35 - Курс євро до гривні втретє за місяць оновив історичний максимум
17:31 - Підсумки ринку нерухомості у 2025 році
17:21 - Графіки відключень: в Україні переглянули список споживачів, яким заборонено вимикати світло
17:05 - Російський уряд очікує збереження дефіциту бюджету до 2042 року
17:00 - Мінекономіки виплатило понад 9 млн компенсації 15% вартості української промислової техніки за жовтневими заявками
16:50 - Українці вже оформили понад 24 тисяч квитків в рамках "3000 км Україною": популярні напрямки
16:45 - Уряд планує завершити концесію терміналу у Чорноморську в І кварталі 2026 року
16:39 - Запрошення до висловлення зацікавленості (консультаційні послуги – відбір індивідуального консультанта) «Стратегічний консультант з комунікацій для ДУ «ЮКРЕЙНІНВЕСТ»»
16:39 - Перша в Україні органічна горілка, якій можна довіряти
16:37 - Ціни на російську нафту впали до найнижчого рівня з початку великої війни
16:34 - Запрошення до висловлення зацікавленості (консультаційні послуги – відбір індивідуального консультанта) «Консультант-аналітик з підтримки проєктів ДУ «ЮКРЕЙНІНВЕСТ»»
16:31 - Запрошення до висловлення зацікавленості (консультаційні послуги – відбір індивідуального консультанта) «Консультант із взаємодії з міжнародними фінансовими організаціями та банками розвитку для ДУ «ЮКРЕЙНІНВЕСТ»»
16:25 - Українці ще можуть отримати податкову знижку за 2024 рік – ДПСУ


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32569
Австралійський долар27.9959
Така0.34515
Канадський долар30.6531
Юань Женьміньбі5.9899
Чеська крона2.0421
Данська крона6.6482
Гонконгівський долар5.4228
Форинт0.12912
Індійська рупія0.46341
Рупія0.0025275
Новий ізраїльський шекель13.096
Єна0.27283
Теньге0.081817
Вона0.028628
Ліванський фунт0.000471
Малайзійський ринггіт10.323
Мексиканське песо2.3495
Молдовський лей2.5013
Новозеландський долар24.3997
Норвезька крона4.1452
Саудівський ріял11.2472
Сінгапурський долар32.7293
Донг0.0016015
Ренд2.5149
Шведська крона4.5388
Швейцарський франк53.1161
Бат1.33984
Дирхам ОАЕ11.486
Туніський динар14.4965
Єгипетський фунт0.8897
Фунт стерлінгів56.6753
Долар США42.1848
Сербський динар0.42261
Азербайджанський манат24.8117
Румунський лей9.7524
Турецька ліра0.9876
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.792
Болгарський лев25.3881
Євро49.6684
Ларі15.6582
Злотий11.7687
Золото181130.14
Срібло2662.1
Платина76910.48
Паладій66184.58

Курси валют, встановлені НБУ на 17.12.2025