Российские вагоностроители хотят более эффективной господдержки

29.10.2020 12:24 | Укррудпром

11:30 29 октября 2020 года

Объединение вагоностроителей и “Уралвагонзавод”, столкнувшись с серьезным падением спроса на новые вагоны и прогнозами на его замораживание в среднесрочной перспективе, пытаются получить поддержку от государства.

Образцом для подражания предлагают сделать меры по поддержке отрасли, которые применялись в 2010—2014 гг. В противном случае к 2030 году рынку предрекают очередной дефицит подвижного состава, банкротства производителей и зависимость от экспорта, передаёт информагентство РЖД-Партнер.

Как стало известно от источника в отрасли, в понедельник в Министерстве промышленности и торговли состоялось совещание по вопросам грузового вагоностроения под председательством заместителя министра Александра Морозова, в круг ответственности которого входит транспортное машиностроение.

Если говорить о предложениях вагоностроителей общими словами, то они предлагают государству простимулировать замену существующего парка на новый с акцентом на инновационные вагоны второго поколения, подразумевающие кузова большей вместимости, в том числе съемные, с увеличенными нагрузками на ось и повышенными скоростями движения. Машиностроители считают, что такие меры дадут импульс развитию всей транспортной отрасли, включая инфраструктуру, логистические и цифровые сервисы.

Исполнительный директор ОВС Евгений Семенов сообщил РЖД-Партнеру, что все меры поддержки, которые предлагаются к реализации, имеют немонетарный характер и денежных затрат не предполагают. Затраты на НИОКР и льготные кредиты по линии Фонда развития предпринимательства, уже предусмотрены бюджетом. В текущих условиях необходима лишь их корректировка с учетом специфики конкретных вагоностроительных заводов.

Из анализа имеющихся в редакции материалов ОВС и УВЗ, можно сделать вывод, что представители отрасли по-прежнему рассчитывают не на рыночные процессы формирования спроса на свою продукцию, а на ограничительные инициативы государства.

Напомним, что некоторые предложения ограничительно-принудительных мер по снижению профицита парка и стимулированию выпуска грузовых вагонов, в первую очередь с повышенными эксплуатационными характеристиками, уже получили негативные отзывы, причем как со стороны правительства и ОАО “РЖД”, так и со стороны операторского сообщества.

Например, выдвинутое летом со стороны железнодорожников предложение о системе trade-in для полувагонов, при котором вместо трех сдаваемых в утиль полувагонов собственник получает один новый инновационный, не нашло поддержки в правительстве именно из-за затрат, которые в таком случае ложатся на бюджет. Кроме того, операторы не согласны с предложением распространения такой схемы только на полувагоны, а также не все готовы полностью отказаться от стандартных вагонов на тележке 18-100. Потребительские свойства инновационного парка устраивают далеко не всех собственников, которые с учетом опыта эксплуатации часто говорят о несоответствии заявленных производителями характеристик реальной ситуации. Наконец, существующий парк вагонов в РФ сегодня достаточно молодой. Средний возраст грузового вагона составляет около 12 лет, а полувагона — и того меньше, то есть они прошли свой жизненный путь в лучшем случае до половины. Резать их на металл и покупать новый парк для большинства собственников является неэффективным вложением средств.

Если рассмотреть предложения УВЗ по стимулированию мер для поддержки отечественного вагоностроения до 2024 года, озвученные перед Минпромторгом, они предусматривают:

— ограничение допуска на сеть новых вагонов на тележках старой конструкции с 1 июля 2021 года;

— введение регуляторных ограничений на хранение некомплектного или неисправного парка на железнодорожных путях;

— обеспечение соблюдения требований технических регламентов на территории стран ЕАЭС и пространства 1520;

— увеличение минимальной весовой нормы (МВН) загрузки грузовых вагонов;

— сохранение действия отдельных тарифных схем на порожний пробег инновационных вагонов;

— утверждение недискриминационных тарифов для вагонов с увеличенной грузоподъемностью и некоторых типов специализированного подвижного состава.

Стоит отметить, что предложение по сохранению тарифных скидок на порожний пробег инновационных вагонов, против которых ранее высказывалось ОАО “РЖД”, по оценкам ОВС, способно на период до 2030 года обеспечить ежегодный спрос на них в объеме 15 тыс. ед. А специальные тарифные условия для инновационных вагонов нового поколения обеспечат спрос в размере еще 10 тыс. вагонов в год.

При этом прогноз по выгодности таких шагов для собственников вызывает некоторое недоумение. Например, при реализации этих мер собственники вагонов получат эффект от “роста доходности парка за счет увеличения грузоподъемности”. Хотя если подсчитать издержки от списания годных к эксплуатации вагонов стандартных моделей и приобретения новых, то эффект может быть даже не нулевым, а отрицательным.

В УВЗ подсчитали, что реализация предложенных мер позволит к 2030 году обеспечить ежегодный выпуск в объемах 40—45 тыс. вагонов новых поколений, тогда как сохранение существующих условий гарантирует объемы, не превышающие 20—25 тыс. вагонов, из которых инновационные составят не более 50%. Напомним, что 45 тыс. — это прогнозный уровень 2020 года. В 2018-м было выпущено более 63 тыс., а в 2019-м — более 75 тыс. новых грузовых вагонов.

Рекомендации со стороны Объединения вагоностроителей включают в себя также создание условий для обеспечения беспрепятственного курсирования российских вагонов с улучшенными эксплуатационными характеристиками на пространстве 1520 и усиление контроля за соблюдением технического регламента о продлении срока службы грузовых вагонов. В переводе на обычный язык это означает, что правительство должно изыскать резервы в рамках существующих интеграционных программ, чтобы обеспечить на национальных инфраструктурах постсоветских государств техническую возможность для пропуска вагонов с нагрузками 25 т на ось несмотря на то, что сегодня многие из них не приспособлены даже для вагонов с промежуточными нагрузками 23,5 т на ось.

Еще одной запретительной мерой, которая может быть отрицательно воспринята со стороны операторов, является инициатива ОВС о введении прогрессивной шкалы на оплату простоя вагонов на путях общего пользования.

Общий экономический эффект от предлагаемых мер составит к 2030 году около 700 млрд руб., по оценке ОВС. Так, операторы и собственники вагонов в общей сложности получат до 2030-го 287 млрд руб. за счет увеличения грузоподъемности вагонов, снижения сезонных простоев (вагоны со сменными кузовами), уменьшения времени оборота вагона и сокращения затрат на ремонт. Эффект для ОАО “РЖД” оценивается в 197 млрд руб., для бюджета РФ — в 180 млрд.

О том, как оценивают данные предложения регуляторы и собственники вагонов, мы будем информировать наших читателей по мере поступления информации.

Додати коментар

Користувач:
email:





World Economic
Forum in Davos, Switzerland
Where the rich converse

- Fin.Org.UA

Новини

18:37 - Розпочинається обговорення проєкту щодо змін до технічних вимог до договорів про споживчий, фінансовий кредит
17:55 - Вимоги до внутрішнього аудиту в небанківських надавачах фінансових послуг буде оновлено
17:10 - "Забруднювач платить": в Україні запускають "пілот" з управління відходами
17:00 - Жнива завершуються: скільки зерна матиме Україна
16:40 - У Києві відкрили важливий шляхопровід після ремонту
16:25 - московіян "викинули" з ради Міжнародної морської організації
16:20 - Ворожий дрон впав на території підприємства у Чернігові
15:55 - Прозорість оборонних закупівель не гарантувала надійних постачальників – аудитори
15:40 - Керівники фінустанов назвали ризики бізнесу в Україні: на друге місце піднялася корупція
15:37 - Ключові рішення НКЦПФР від 28.11.2025
15:35 - Міноборони провалило розподіл закупівельних функцій між підрозділами та ДОТ – аудитори
15:32 - Чому сервіси для онлайн-бронювання ліків такі популярні
15:30 - Курси валют, встановлені НБУ на 01.12.2025
15:20 - Стало відомо, коли виплатять "національний кешбек" за вересень
15:12 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди КП "СМІЛАКОМУНТЕПЛОЕНЕРГО" (Місцезнаходження котельні №12 Черкаська обл., м. Сміла, вул. Героїв Холодноярців, 82-Д; Місцезнаходження котельні №15 Черкаська обл., м. Сміла, вул. Кармелюка, 38-а)
15:11 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ДУ «Тернопільський ОЦКПХ МОЗ» (Тернопільська обл., м. Тернопіль, вул. Федьковича, 13)
15:10 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ТзОВ «ЄВРОТРАНСПОРТ» (Львівська обл., Яворівський р-н, Судововишнянська міська територіальна громада, м. Судова Вишня, вулиця В. Стуса, 16)
15:09 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди Філія ГПУ «Полтавагазвидобування» АТ «Укргазвидобування» (Полтавська область, Миргородський район, Лохвицька міська ТГ, с. Гаївщина)
15:04 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ТОВ «ОККО-ДРАЙВ» (Дніпропетровська обл., м. Дніпро, Соборний р-н, вул. Космічна, 32 Б)
15:03 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ТОВ «РЕІНВЕНТЕКС» (Київська обл., місто Ірпінь, вул. Покровська, будинок 1-и)
15:02 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди АТ «Укргазвидобування» філія ГПУ «Шебелинкагазвидобування» св. №№163, 164, 169, 170, 181, 188, 189 Єфремівського ГКР
15:01 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ТОВ «БРУКЛІН-КИЇВ» (м. Одеса, Хлібна гавань, 6)
15:00 - Національний кешбек: виплата за вересень відбудеться 29-30 листопада
14:58 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди АТ «УКРГАЗВИДОБУВАННЯ» ФІЛІЯ ГПУ «ПОЛТАВАГАЗВИДОБУВАННЯ» (Полтавська область, Полтавський район, с. Васьки)
14:56 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ТОВ «РАВ» (Рівненська обл., Сарненський р-н, Немовицька ТГ, с. Немовичі, вул. Михнівка, 50)
14:55 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди ПРАТ "ІЗМАЇЛ-НАВАСКО" (Одеська обл., Ізмаїльський район, с. Стара Некрасівка)
14:54 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди Філія ГПУ «Полтавагазвидобування» АТ «Укргазвидобування» (Полтавська область, Миргородський район, с. Красна Лука)
14:50 - Україна планує затвердити нові техрегламенти виробництва транспорту
14:40 - "Енергоатом" сплатив до бюджету 40 мільярдів: компанію перевіряють після скандалу
14:25 - Армія московія завдала удар по енергооб'єкту на Сумщині, є поранений


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32405
Австралійський долар27.587
Така0.34531
Канадський долар30.1469
Юань Женьміньбі5.9736
Чеська крона2.0232
Данська крона6.5462
Гонконгівський долар5.4302
Форинт0.128203
Індійська рупія0.47257
Рупія0.0025347
Новий ізраїльський шекель12.9571
Єна0.27074
Теньге0.082332
Вона0.028765
Ліванський фунт0.000472
Малайзійський ринггіт10.226
Мексиканське песо2.3039
Молдовський лей2.4862
Новозеландський долар24.1318
Норвезька крона4.1602
Саудівський ріял11.2661
Сінгапурський долар32.5724
Донг0.0016032
Ренд2.4686
Шведська крона4.46
Швейцарський франк52.4718
Бат1.31314
Дирхам ОАЕ11.5078
Туніський динар14.3411
Єгипетський фунт0.8872
Фунт стерлінгів55.8651
Долар США42.266
Сербський динар0.41663
Азербайджанський манат24.8594
Румунський лей9.6044
Турецька ліра0.9945
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.4376
Болгарський лев24.9947
Євро48.8933
Ларі15.6408
Злотий11.5342
Золото176541.28
Срібло2276.8
Платина69025.03
Паладій60134.37

Курси валют, встановлені НБУ на 01.12.2025