Пять принципов адаптивного лидерства, которые помогут в кризис

26.09.2020 08:48 | Укррудпром

hbr-russia.ru, 18 сентября 2020. Опубликовано 08:11 26 сентября 2020 года Пандемия COVID-19 продолжается, и лидерам приходится действовать в условиях непредсказуемости и неполной информации.

Им нужно быстро находить ответы и в то же время понимать, что кризис ударил одновременно по здравоохранению, экономике, обществу, политике и культуре.

Чтобы бороться с кризисом, требуется адаптивное лидерство, а оно включает в себя следующие четыре действия: 

Предвидеть вероятные будущие задачи, тенденции и возможности.

Рассказывать об этих задачах так, чтобы все их поняли и помогли выполнять.

Адаптироваться, постоянно учиться новому и при необходимости менять планы.

Быть открытым, сделать процесс принятия решений как можно более прозрачным и быть готовым к критике и обратной связи.

Организации, наиболее адекватно реагирующие на пандемию, совершают все эти четыре действия. Рассмотрим пример фармацевтической фирмы AstraZeneca. Благодаря своему крупному китайскому отделению она рано узнала о новом вирусе и постаралась предвосхитить будущие задачи и проблемы, действуя в условиях значительной неопределенности и неизвестности. Затем она объяснила эти задачи всем, кого они могли коснуться, заручилась их помощью и поддержкой и адаптировалась к новым условиям: создала ряд новых бизнес-моделей и партнерств, чтобы эффективно решить главные задачи пандемии COVID-19 (в первую очередь разработать вакцину, а также создать методы лечения и скрининга, укрепить больницы и использовать ИИ для диагностики и лечения отдельных пациентов). Но, возможно, самое главное — это инклюзивный подход фирмы к задаче открытости. AstraZeneca обязалась поддерживать борьбу с COVID-19 по всему миру “настолько экономично и равномерно”, насколько это возможно, и заключила ряд соглашений о крупномасштабном производстве и распространении любой успешной вакцины по ее себестоимости в течение пандемии.

Мы видели нынешний кризис с разных углов. Мы работали в сердце ВОЗ (Дэвид), консультировали высших чиновников национальных правительств (Аркебе), возглавляли и консультировали большие сложные медицинские системы (Рут) и помогали в борьбе с пандемией развитым и развивающимся странам, а также занимались гуманитарной помощью (Бен и Лени). Вместе мы выделили пять общих принципов адаптивного лидерства во время пандемии COVID-19.

1. Изучать факты, анализировать их и адаптироваться

Адаптивное лидерство требует, чтобы команды и компании постоянно оценивали свои действия и были готовы изменять их по мере поступления новой информации о результатах прошлых решений. Все должно быть четко регламентировано: определение лучших способов действия, сбор и интерпретация информации, планирование на основе полученных данных, определение критериев успеха или неудач и постоянный мониторинг ключевых данных. Кроме того, необходим понятный алгоритм: как новая информация и тенденции должны влиять на поведение.

Мы видели — например, во время вспышки Эболы в Западной Африке, — что социальный анализ и адаптация могут стать важнейшими элементами борьбы с эпидемиями. Анализ победы над оспой также показывает, что этот успех можно объяснить скорее процессами стратегической адаптации и обучения, чем каким-либо отдельным фактором.

Но эффективный анализ должен быть открытым и широким. Правительство Германии, к примеру, привлекло для консультаций не только врачей и эпидемиологов, но также социологов, философов, историков науки, теологов и юристов, ведь нужно было решить сложную этическую задачу — как открыть общество, не подвергая риску здоровье людей.

2. Испытывать на прочность свои теории, предположения и убеждения

Банки и другие крупные институции регулярно проводят диагностические обследования, чтобы убедиться, что они готовы к будущим кризисам. Любые идеи и гипотезы, которые стоят за вашей адаптивной реакцией, тоже нужно подробно и строго анализировать и исследовать — в том числе проводя симуляцию возможных сценариев будущего.

Например, Boston Consulting Group разработала один из самых системных и строгих подходов к планированию сценариев COVID-19, вдохновленный военными методами стратегического анализа. Компания рекомендует бизнесу создать единую модель “предсказания, разведки и реакции”, которая должна лечь в основу процесса принятия решений. С помощью этого подхода фирма создала отдельные сценарии для организаций из разных сфер — автомобилестроителей, производителей одежды и товаров класса люкс. Эти сценарии учитывают неопределенность в сфере здравоохранения, влияние государственных мер, общую экономическую обстановку и прогнозы спроса в конкретном сегменте, а также опираются на мониторинг в реальном времени. 

3. Упростить систему принятия решений

Один из главных вызовов, с которыми сталкиваются лидеры, заключается в том, что информация о COVID-19 постоянно меняется и зачастую оказывается противоречивой. Когда лидеры чувствуют опасность, они склонны принимать слишком осторожные и узкие решения — ведь чем меньше задача, тем безопаснее ее ставить.

Поэтому руководители любого уровня должны хорошо понимать, на что они опираются в своих гипотезах и предположениях. Они должны объяснять, что делают, почему и как приняли решения, — и тогда, даже если они ошибутся, им все равно не перестанут доверять.

Страны, которым удалось принять наиболее действенные меры по борьбе с пандемией — Южная Корея, Тайвань, Германия, а также Вьетнам и Эфиопия, о чьих действиях известно куда меньше, и отдельные регионы, например индийский штат Керала, воспользовались пандемией как катализатором, чтобы изменить процесс принятия решений, сделав его более открытым, динамичным и гибким. Кроме того, они улучшили взаимную интеграцию разных систем — от здравоохранения до транспорта и энергетики — что привело к беспрецедентному по масштабу планированию, обмену информацией и координации.

4. Укрепить прозрачность, инклюзивность и ответственность

Власти разных стран требуют, чтобы люди резко изменили свое поведение, и это дорого обходится обществу, бизнесу и властям. Ставки очень высоки, поэтому необходимо пересмотреть более ранние решения с учетом имеющихся у нас данных. Чтобы провести максимально глубокий анализ, нужно постоянно оценивать действия в реальном времени. В такую оценку нужно включить интересы всех сторон — от сотрудников компаний до простых жителей.

Лучшие адаптивные лидеры — главы компаний, чиновники и организаторы сообществ — признают, что могут ошибаться, и стараются помочь всем учиться на своих ошибках. Например, Национальная служба здравоохранения Великобритании провела открытую, честную и сложную дискуссию о том, как из-за институциональной предвзятости в борьбе с COVID-19 страдают в первую очередь темнокожие пациенты и сотрудники, а также другие представители меньшинств. На самом высоком уровне было признано: как бы сложно ни было, этот момент должен стать “точкой фундаментальных изменений” для одного из крупнейших в мире органов здравоохранения.

Европейский центр по контролю и профилактике заболеваний рекомендует анализировать решения в сфере здравоохранения, чтобы оценивать, как и на каком основании они принимались. Становится все более очевидно, что борьба с пандемией — это скорее марафон, чем спринт, поэтому необходимо оценить все, что уже произошло, определить стратегические приоритеты и обменяться полученными знаниями. Лидеры должны поставить перед собой цель: объяснять ход своих мыслей на каждом этапе процесса и показывать на собственном примере, как нужно взаимодействовать со своей аудиторией и с заинтересованными лицами по мере развития пандемии. Более того — признав, что могут ошибаться, руководители создадут атмосферу искренности, психологической безопасности и взаимного доверия, без которой невозможна эффективная реакция на кризис.

5. Мобилизовать все общество

Пандемия COVID-19 — это не только кризис здравоохранения, но и кризис экономический, социальный и политический. Чтобы решить проблемы в сложной системе, нужно изменить поведение, мотивацию и отношения между разными группами и организациями. Поэтому эффективные меры по борьбе с пандемией подразумевают сотрудничество разных секторов, отраслей и экспертов, а также объединение всех уровней принятия решений — международного, национального и местного. Но как оказалось, реализовать это на практике непросто.

Коллективное действие может принимать форму координации (например, работы нескольких компаний), партнерства разных заинтересованных лиц (скажем, бизнеса и города) или диалога между сторонами. Адаптивное лидеры играют ключевую роль в том, чтобы обеспечить общую направленность целей и коллективное действие разных секторов и уровней. Это расширяет диапазон мнений, придает инклюзивность, а также укрепляет чувство ответственности за решения.

В мире было проведено несколько невероятно интересных межотраслевых программ, объединивших государство, бизнес и некоммерческие организации. Например, в Великобритании, когда все осознали пределы возможностей государственных больниц, вскоре был принят знаменательный договор о платной аренде всех частных больниц Национальной службой здравоохранения, что помогло быстро увеличить объем доступных коек и оборудования. Гражданские активисты и группы граждан тоже сыграли ключевую роль в мобилизации общества — особенно в условиях нехватки ресурсов. На местах принимались решения, например, об общественной поддержке самых уязвимых слоев населения в Бхопале (Индия), о перенаправлении производственных мощностей для местного производства индивидуальных средств защиты в разных частях США и об использовании “социальной экономики” для восстановления экономики в Канаде и ряде европейских стран.

У наших решений во время этого кризиса будут последствия, которые сохранят свою важность в ближайшие годы и десятилетия. Пять принципов адаптивного лидерства не только определят наши действия прямо сейчас, но и повлияют на долгосрочное восстановление и сохранение устойчивости. Будущее мира неопределенно, но неопределенность и есть главный источник нашей креативности.

Об авторах

Бен Рамалингам (Ben Ramalingam) — старший научный сотрудник Overseas Development Institute в Лондоне. Его новая книга “Upshift”, посвященная борьбе с давлением и стрессом с помощью креативности, будет опубликована издательством Flatiron Books (Macmillan) в 2021 году.

Дэвид Набарро (David Nabarro) — специальный представитель генерального директора Всемирной организации здравоохранения по COVID-19, содиректор Института глобальных инноваций в области здравоохранения при Имперском колледже Лондона. 

Аркебе Окубуй (Arkebe Oqubuy) — старший министр и особый советник премьер-министра Эфиопии.

Рут Карналл (Dame Ruth Carnall) — исполнительный партнер фирмы Carnall Farrar (Лондон), попечительница Королевского фонда и бывшая CEO Национальной службы здравоохранения в Лондоне.

Лени Уайлд (Leni Wild) — старший научный сотрудник Overseas Development Institute, Лондон.

Додати коментар

Користувач:
email:





Traders shout, sell, buy,
Prices fluctuate all day,
Stocks on the exchange.

- Fin.Org.UA

Новини

23:07 - Les marchés de capitaux français et l’Ukraine : une collaboration stratégique en construction
22:55 - Французькі ринки капіталу та Україна: шанс на глибшу інтеграцію та матеріальні переваги
21:05 - Новини 5 листопада: зміни до держбюджету-2026, черговий неплатоспроможний банк, збитки УЗ
20:48 - На Донеччині "Укрзалізниця" обмежила рух поїздів до Харківської області
20:33 - Топпосадовицю "Енергоатому", яку затримали за хабарі, арештували
20:12 - Уряд затвердив програму "Зимової підтримки" про виплату 6500 гривень: як діятиме
19:24 - Уряд підготував проєкт бюджету-2026 до другого читання у Раді: що змінилося
19:10 - Графіки відключень світла у четвер діятимуть майже весь день по всій Україні
18:53 - Профільний комітет рекомендує Раді ухвалити законопроєкт щодо теплопостачання
18:35 - Половина грошей від продажу "Челсі" може піти фірмам Абрамовича замість допомоги Україні
18:30 - Уряд офіційно визначив мінімальний вік користувача "Дії"
18:22 - Заволодіння десятками мільйонів "Укрзалізниці": до суду направили обвинувальний акт
18:00 - У жовтні митні платежі поповнили держбюджет на 67 мільярдів гривень
17:46 - У Міненерго розповіли, як енергооб'єкти України захищені від влучань дронів
17:45 - Міжнародний реєстр збитків відкрив для України нову категорію заяв
17:37 - Les Ukrainiens en France : contribution économique et intérêts stratégiques de la République
17:35 - Українці у Франції: вклад в економіку та французькі стратегічні ініціативи
17:31 - Уряд дозволить використання ШІ у "Дії" та заборонить ботів
17:25 - Французька допомога Україні: Розраховані ставки та стратегічні розрахунки Франції
17:23 - L’aide française à l’Ukraine : calcul stratégique et ambitions de puissance
17:15 - Рада з фінстабільності схвалила концепцію регулювання ринку віртуальних активів
17:11 - Державний борг України: монетизована макроекономіка на межі стійкості
17:06 - Арешт без вини: як держава тимчасово "позичає" чуже майно
17:00 - Україна взяла участь у Першій зустрічі лідерів Глобального альянсу проти голоду та бідності
17:00 - Нацбанк показав, яким буде курс долара і євро у четвер 6 листопада
16:51 - Рада з фінансової стабільності: боротьба з фіскальним бюрократизмом і цифровим майбутнім
16:40 - Українські заводи нарощують переробку цукрових буряків
16:30 - Скільки коштує санкційна помилка
16:23 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди КП "Харківські теплові мережі" (м. Харків, Слобідський р-н, вул. Мефодіївська, 11)
16:23 - Повідомлення про намір отримати дозвіл на викиди КП "Харківські теплові мережі" (м. Харків, Індустріальний район вул. П'ятихатська, 11)


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32162
Австралійський долар27.2637
Така0.34497
Канадський долар29.7673
Юань Женьміньбі5.9022
Чеська крона1.9839
Данська крона6.4744
Гонконгівський долар5.41
Форинт0.124862
Індійська рупія0.47447
Рупія0.0025163
Новий ізраїльський шекель12.8705
Єна0.27364
Теньге0.080076
Вона0.029133
Ліванський фунт0.00047
Малайзійський ринггіт10.0368
Мексиканське песо2.2544
Молдовський лей2.4544
Новозеландський долар23.7511
Норвезька крона4.1114
Саудівський ріял11.2164
Сінгапурський долар32.186
Донг0.0015984
Ренд2.4116
Шведська крона4.3863
Швейцарський франк51.9475
Бат1.29258
Дирхам ОАЕ11.4537
Туніський динар14.1979
Єгипетський фунт0.8873
Фунт стерлінгів54.8639
Долар США42.0671
Сербський динар0.41224
Азербайджанський манат24.7424
Румунський лей9.5045
Турецька ліра0.9992
СПЗ (спеціальні права запозичення)56.9937
Болгарський лев24.7119
Євро48.3351
Ларі15.5286
Злотий11.3535
Золото166904.58
Срібло2004.71
Платина64805.63
Паладій59019.72

Курси валют, встановлені НБУ на 06.11.2025