Пять принципов адаптивного лидерства, которые помогут в кризис

26.09.2020 08:48 | Укррудпром

hbr-russia.ru, 18 сентября 2020. Опубликовано 08:11 26 сентября 2020 года Пандемия COVID-19 продолжается, и лидерам приходится действовать в условиях непредсказуемости и неполной информации.

Им нужно быстро находить ответы и в то же время понимать, что кризис ударил одновременно по здравоохранению, экономике, обществу, политике и культуре.

Чтобы бороться с кризисом, требуется адаптивное лидерство, а оно включает в себя следующие четыре действия: 

Предвидеть вероятные будущие задачи, тенденции и возможности.

Рассказывать об этих задачах так, чтобы все их поняли и помогли выполнять.

Адаптироваться, постоянно учиться новому и при необходимости менять планы.

Быть открытым, сделать процесс принятия решений как можно более прозрачным и быть готовым к критике и обратной связи.

Организации, наиболее адекватно реагирующие на пандемию, совершают все эти четыре действия. Рассмотрим пример фармацевтической фирмы AstraZeneca. Благодаря своему крупному китайскому отделению она рано узнала о новом вирусе и постаралась предвосхитить будущие задачи и проблемы, действуя в условиях значительной неопределенности и неизвестности. Затем она объяснила эти задачи всем, кого они могли коснуться, заручилась их помощью и поддержкой и адаптировалась к новым условиям: создала ряд новых бизнес-моделей и партнерств, чтобы эффективно решить главные задачи пандемии COVID-19 (в первую очередь разработать вакцину, а также создать методы лечения и скрининга, укрепить больницы и использовать ИИ для диагностики и лечения отдельных пациентов). Но, возможно, самое главное — это инклюзивный подход фирмы к задаче открытости. AstraZeneca обязалась поддерживать борьбу с COVID-19 по всему миру “настолько экономично и равномерно”, насколько это возможно, и заключила ряд соглашений о крупномасштабном производстве и распространении любой успешной вакцины по ее себестоимости в течение пандемии.

Мы видели нынешний кризис с разных углов. Мы работали в сердце ВОЗ (Дэвид), консультировали высших чиновников национальных правительств (Аркебе), возглавляли и консультировали большие сложные медицинские системы (Рут) и помогали в борьбе с пандемией развитым и развивающимся странам, а также занимались гуманитарной помощью (Бен и Лени). Вместе мы выделили пять общих принципов адаптивного лидерства во время пандемии COVID-19.

1. Изучать факты, анализировать их и адаптироваться

Адаптивное лидерство требует, чтобы команды и компании постоянно оценивали свои действия и были готовы изменять их по мере поступления новой информации о результатах прошлых решений. Все должно быть четко регламентировано: определение лучших способов действия, сбор и интерпретация информации, планирование на основе полученных данных, определение критериев успеха или неудач и постоянный мониторинг ключевых данных. Кроме того, необходим понятный алгоритм: как новая информация и тенденции должны влиять на поведение.

Мы видели — например, во время вспышки Эболы в Западной Африке, — что социальный анализ и адаптация могут стать важнейшими элементами борьбы с эпидемиями. Анализ победы над оспой также показывает, что этот успех можно объяснить скорее процессами стратегической адаптации и обучения, чем каким-либо отдельным фактором.

Но эффективный анализ должен быть открытым и широким. Правительство Германии, к примеру, привлекло для консультаций не только врачей и эпидемиологов, но также социологов, философов, историков науки, теологов и юристов, ведь нужно было решить сложную этическую задачу — как открыть общество, не подвергая риску здоровье людей.

2. Испытывать на прочность свои теории, предположения и убеждения

Банки и другие крупные институции регулярно проводят диагностические обследования, чтобы убедиться, что они готовы к будущим кризисам. Любые идеи и гипотезы, которые стоят за вашей адаптивной реакцией, тоже нужно подробно и строго анализировать и исследовать — в том числе проводя симуляцию возможных сценариев будущего.

Например, Boston Consulting Group разработала один из самых системных и строгих подходов к планированию сценариев COVID-19, вдохновленный военными методами стратегического анализа. Компания рекомендует бизнесу создать единую модель “предсказания, разведки и реакции”, которая должна лечь в основу процесса принятия решений. С помощью этого подхода фирма создала отдельные сценарии для организаций из разных сфер — автомобилестроителей, производителей одежды и товаров класса люкс. Эти сценарии учитывают неопределенность в сфере здравоохранения, влияние государственных мер, общую экономическую обстановку и прогнозы спроса в конкретном сегменте, а также опираются на мониторинг в реальном времени. 

3. Упростить систему принятия решений

Один из главных вызовов, с которыми сталкиваются лидеры, заключается в том, что информация о COVID-19 постоянно меняется и зачастую оказывается противоречивой. Когда лидеры чувствуют опасность, они склонны принимать слишком осторожные и узкие решения — ведь чем меньше задача, тем безопаснее ее ставить.

Поэтому руководители любого уровня должны хорошо понимать, на что они опираются в своих гипотезах и предположениях. Они должны объяснять, что делают, почему и как приняли решения, — и тогда, даже если они ошибутся, им все равно не перестанут доверять.

Страны, которым удалось принять наиболее действенные меры по борьбе с пандемией — Южная Корея, Тайвань, Германия, а также Вьетнам и Эфиопия, о чьих действиях известно куда меньше, и отдельные регионы, например индийский штат Керала, воспользовались пандемией как катализатором, чтобы изменить процесс принятия решений, сделав его более открытым, динамичным и гибким. Кроме того, они улучшили взаимную интеграцию разных систем — от здравоохранения до транспорта и энергетики — что привело к беспрецедентному по масштабу планированию, обмену информацией и координации.

4. Укрепить прозрачность, инклюзивность и ответственность

Власти разных стран требуют, чтобы люди резко изменили свое поведение, и это дорого обходится обществу, бизнесу и властям. Ставки очень высоки, поэтому необходимо пересмотреть более ранние решения с учетом имеющихся у нас данных. Чтобы провести максимально глубокий анализ, нужно постоянно оценивать действия в реальном времени. В такую оценку нужно включить интересы всех сторон — от сотрудников компаний до простых жителей.

Лучшие адаптивные лидеры — главы компаний, чиновники и организаторы сообществ — признают, что могут ошибаться, и стараются помочь всем учиться на своих ошибках. Например, Национальная служба здравоохранения Великобритании провела открытую, честную и сложную дискуссию о том, как из-за институциональной предвзятости в борьбе с COVID-19 страдают в первую очередь темнокожие пациенты и сотрудники, а также другие представители меньшинств. На самом высоком уровне было признано: как бы сложно ни было, этот момент должен стать “точкой фундаментальных изменений” для одного из крупнейших в мире органов здравоохранения.

Европейский центр по контролю и профилактике заболеваний рекомендует анализировать решения в сфере здравоохранения, чтобы оценивать, как и на каком основании они принимались. Становится все более очевидно, что борьба с пандемией — это скорее марафон, чем спринт, поэтому необходимо оценить все, что уже произошло, определить стратегические приоритеты и обменяться полученными знаниями. Лидеры должны поставить перед собой цель: объяснять ход своих мыслей на каждом этапе процесса и показывать на собственном примере, как нужно взаимодействовать со своей аудиторией и с заинтересованными лицами по мере развития пандемии. Более того — признав, что могут ошибаться, руководители создадут атмосферу искренности, психологической безопасности и взаимного доверия, без которой невозможна эффективная реакция на кризис.

5. Мобилизовать все общество

Пандемия COVID-19 — это не только кризис здравоохранения, но и кризис экономический, социальный и политический. Чтобы решить проблемы в сложной системе, нужно изменить поведение, мотивацию и отношения между разными группами и организациями. Поэтому эффективные меры по борьбе с пандемией подразумевают сотрудничество разных секторов, отраслей и экспертов, а также объединение всех уровней принятия решений — международного, национального и местного. Но как оказалось, реализовать это на практике непросто.

Коллективное действие может принимать форму координации (например, работы нескольких компаний), партнерства разных заинтересованных лиц (скажем, бизнеса и города) или диалога между сторонами. Адаптивное лидеры играют ключевую роль в том, чтобы обеспечить общую направленность целей и коллективное действие разных секторов и уровней. Это расширяет диапазон мнений, придает инклюзивность, а также укрепляет чувство ответственности за решения.

В мире было проведено несколько невероятно интересных межотраслевых программ, объединивших государство, бизнес и некоммерческие организации. Например, в Великобритании, когда все осознали пределы возможностей государственных больниц, вскоре был принят знаменательный договор о платной аренде всех частных больниц Национальной службой здравоохранения, что помогло быстро увеличить объем доступных коек и оборудования. Гражданские активисты и группы граждан тоже сыграли ключевую роль в мобилизации общества — особенно в условиях нехватки ресурсов. На местах принимались решения, например, об общественной поддержке самых уязвимых слоев населения в Бхопале (Индия), о перенаправлении производственных мощностей для местного производства индивидуальных средств защиты в разных частях США и об использовании “социальной экономики” для восстановления экономики в Канаде и ряде европейских стран.

У наших решений во время этого кризиса будут последствия, которые сохранят свою важность в ближайшие годы и десятилетия. Пять принципов адаптивного лидерства не только определят наши действия прямо сейчас, но и повлияют на долгосрочное восстановление и сохранение устойчивости. Будущее мира неопределенно, но неопределенность и есть главный источник нашей креативности.

Об авторах

Бен Рамалингам (Ben Ramalingam) — старший научный сотрудник Overseas Development Institute в Лондоне. Его новая книга “Upshift”, посвященная борьбе с давлением и стрессом с помощью креативности, будет опубликована издательством Flatiron Books (Macmillan) в 2021 году.

Дэвид Набарро (David Nabarro) — специальный представитель генерального директора Всемирной организации здравоохранения по COVID-19, содиректор Института глобальных инноваций в области здравоохранения при Имперском колледже Лондона. 

Аркебе Окубуй (Arkebe Oqubuy) — старший министр и особый советник премьер-министра Эфиопии.

Рут Карналл (Dame Ruth Carnall) — исполнительный партнер фирмы Carnall Farrar (Лондон), попечительница Королевского фонда и бывшая CEO Национальной службы здравоохранения в Лондоне.

Лени Уайлд (Leni Wild) — старший научный сотрудник Overseas Development Institute, Лондон.

Додати коментар

Користувач:
email:





Money flows like wind,
Investments ebb and flow,
The market prevails.

- Fin.Org.UA

Новини

08:45 - Противоречивые сигналы рынка труда США
08:30 - "Ворскла": токсична "яма", керований вихід або історія успіху для Жеваго
00:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:00 - Новини 2 липня: МВФ змінив негативний сценарій щодо України, перекрили трасу Київ – Чоп на Житомирщині
20:35 - В Україні сезон місцевої лохини стартував із в 2,6 рази вищих цін, ніж торік
20:10 - На Житомирщині перекрили рух в обидва напрямки на трасі Київ – Чоп: як об'їхати
19:20 - Трамп зняв санкції з "Рособоронекспорту" та низки інших установ та фізосіб московія
18:45 - Висновки нового дослідження НБУ про українських мігрантів у колонці Голови НБУ Андрія Пишного та статті фахівців Департаменту монетарної політики та економічного аналізу НБУ
18:40 - YouTube заблокував в Україні канали двох підсанкційних осіб
18:21 - Енергоефективність в Україні - стратегічний пріоритет на шляху відновлення
18:05 - В Україні за рік на 16% побільшало нових авто: найпопулярніші моделі
17:45 - У Києві на рік обмежать рух на перетині двох магістралей
17:41 - Моніторинг основних подій в економіці України (травень 2025)
17:40 - Визначено вимоги до системи управління ризиками надавачів нефінансових платіжних послуг
17:25 - Співвласницю Ibox банку Шевцову та її пособниць судитимуть за міскодинг на 5 мільйонів
17:03 - На українських АЗС подорожчав бензин
17:00 - Ukraine’s Government Borrows Equivalent of Almost UAH 240 Billion through Auctions to Sell Domestic Government Debt Securities since Early 2025, and almost UAH 1,698 Billion Total since Martial Law Was Imposed
17:00 - З початку 2025 року уряд залучив від продажу / обміну ОВДП на аукціонах майже 240 млрд грн, а загалом упродовж воєнного стану – майже 1 698 млрд грн
17:00 - Чи встигне Україна закачати газ у сховища
16:59 - Харків отримав кредит від ЄБРР: на що його витратять
16:46 - Китай ввозить мільйон барелів іранської нафти щодня, попри санкції США
16:24 - Молочні продукти в червні продовжили дорожчати
16:10 - Регулятор відмовив продовжити термін дії інвестфонду Порошенка
16:09 - Триває відновлення довоєнного регулювання діяльності банків
16:05 - На 37% побільшало судових рішень про корупцію: як за це найчастіше карають
16:00 - Петиція про декриміналізацію порно набрала необхідну кількість голосів: авторка висловила подяку
15:51 - Nissan відкликає понад 440 тисяч авто через ризик відмови двигуна
15:34 - ЄС мало робить для зменшення залежності від китайських рідкісноземельних металів – The Guardian
15:30 - Курси валют, встановлені НБУ на 03.07.2025
15:30 - Уряд веде перемовини з партнерами про фінансування на 2026 рік


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32303
Австралійський долар27.4033
Така0.34076
Канадський долар30.6368
Юань Женьміньбі5.8323
Чеська крона1.9929
Данська крона6.5853
Гонконгівський долар5.3264
Форинт0.123113
Індійська рупія0.48786
Рупія0.0025735
Новий ізраїльський шекель12.3941
Єна0.29
Теньге0.080618
Вона0.030749
Ліванський фунт0.000467
Малайзійський ринггіт9.892
Мексиканське песо2.2292
Молдовський лей2.4748
Новозеландський долар25.342
Норвезька крона4.1375
Саудівський ріял11.1489
Сінгапурський долар32.8037
Донг0.001598
Ренд2.3669
Шведська крона4.386
Швейцарський франк52.7059
Бат1.28885
Дирхам ОАЕ11.3835
Туніський динар14.4822
Єгипетський фунт0.8471
Фунт стерлінгів57.146
Долар США41.8116
Сербський динар0.4193
Азербайджанський манат24.5907
Румунський лей9.702
Турецька ліра1.0505
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.4717
Болгарський лев25.1287
Євро49.1328
Ларі15.3702
Злотий11.5604
Золото139696.32
Срібло1515.29
Платина57904.47
Паладій46969.06

Курси валют, встановлені НБУ на 03.07.2025