Непризнанный Батька. Что делать Украине с губернатором Северо-Западного края

25.09.2020 08:30 | Укррудпром

dsnews.ua, 24 сентября 2020. Опубликовано 08:00 25 сентября 2020 года Москва держит Лукашенко на коротком поводке и в строгом ошейнике. Уже этого одного достаточно для пересмотра нашей политики на беларусском направлении. И отказ Киева от признания его легитимным президентом Беларуси должен стать лишь первым в цепочке шагов.

Вчерашняя тайная инаугурация Александра Лукашенко завершила процесс трансформации Беларуси не в союзное даже, а в сервильное Российской Федерации государство. Несмотря на чрезвычайную лояльность беларусской оппозиции Кремлю, руководство РФ не сочло нужным принуждать правителя номинальной все еще республики к уходу на покой хотя бы формально. Очевидно, смена власти по требованию улицы оказалась для Владимира Путина и его окружения фобией, слишком сильной, чтобы ею пренебречь ради соблюдения международных приличий. Тем более что отношений ни с ЕС, ни с англосаксами это все равно бы кардинально не улучшило. И потом, нерукоподаваемый на Западе последний диктатор Европы (сам-то Путин — диктатор евразийский) — куда лучший кандидат в губернаторы Северо-Западного края, чем любой из его оппонентов. Которые того и норовят примазаться к европейским ценностям, а потому заведомо неблагонадежны. Иными словами, теперь Москва держит Лукашенко на коротком поводке и в строгом ошейнике.

Уже этого одного было бы достаточно для пересмотра нашей политики на беларусском направлении — но нельзя не принимать во внимание и тех последовательных антиукраинских шагов, которые предпринимал официальный Минск. И если аресты и выдачу украинских граждан ФСБ РФ можно с натяжкой назвать делом прошлым, отпущенные “вагнеровцы”, “пойманные бандеровцы”, обыск автомобиля посла, “оборонная” активность в непосредственной близости от наших границ, череда антиукраинских высказываний самого Лукашенко, наконец, “хасидский троллинг” — по совокупности этого хватает, чтобы начать выстраивать отношения с Беларусью на основе прагматизма, как указано в недавно принятой Стратегии национальной безопасности.

Сегодня этот прагматизм подразумевает, что Киев может больше не обращать внимания на формально суверенный статус беларусского режима. Поэтому заявление главы украинского МИДа Дмитрия Кулебы об отказе признавать Лукашенко в качестве легитимного лидера РБ является шагом в правильном направлении.

Однако здесь обращают на себя внимание несколько моментов. Выбор площадки для этого заявления — официальная страница министра в твиттере — безусловно, соответствует мировым трендам. Вместе с тем, дипломатический протокол все еще не предусматривает введения в документооборот постов в соцсетях. И пока позиция не обрела более формальный вид, остается поле для маневров. Тем более что заявления в соцсетях зачастую используются в качестве пробных шаров для замера общественных настроений: публика одобряет — движемся дальше, критикует — откатываем назад, ссылаясь на личную точку зрения.

 

Но, допустим, непризнание Лукашенко будет подтверждено и в более традиционных формах (отметим, однако, что стандартной процедуры здесь нет). Что дальше? Сможет ли, скажем, Владимир Зеленский встретиться с ним? Сможет, конечно, но смысл? Роль “нейтрального” посредника в отношениях с Москвой беларусский правитель играть уже не может — разве что транслировать сигналы Кремля в стилистике “Мойша насвистел”. Но таких трансляторов — неизменно блюдущих наряду с кремлевским собственный интерес — хватает и без него. Соответственно, Минск не может более выполнять функции переговорной площадке в одноименном формате. И хотя канцлер Австрии Себастьян Курц предложил в этом качестве Вену (а ранее звучали и другие варианты), и глава ОПУ Андрей Ермак, и сам президент Зеленский продолжают упорствовать в этом вопросе — откровенно флюгерская позиция главы ТКГ Леонида Кравчука здесь вряд ли имеет значение.

То, что встречи сейчас происходят в формате видеоконференций, вряд ли может здесь считаться решающим аргументом: в нынешних обстоятельствах даже сама географическая привязка формата позволяет Минску пользоваться имиджем “донора безопасности” в Восточной Европе, что само по себе — роскошный подарок режиму Лукашенко. Правда, справедливости ради стоит отметить, что и Вена — альтернатива так себе, учитывая характер связей Австрии с РФ, объем криминально-политических финансовых потоков, идущих в республику с постсоветского пространства и количество австрийских видов на жительство и паспортов на руках у представителей российских элит. Еще один пикантный момент — вопрос присутствия представителей ОРДЛО в переговорном процессе. Россия определенно не откажется от требования его обеспечить, но в то же время им запрещен въезд на территорию ЕС. Исключение из этого правила создаст нежелательный прецедент, причем нежелательный тем более что российская пропаганда получит прекрасную возможность для манипуляционных на почве “де-факто признания ДНР и ЛНР”. Это, однако, не перевешивает необходимости вынесения Минска за скобки Минского формата. Но пока можно констатировать диссонанс между позицией Михайловской и Банковой.

Впрочем, активность МИДа в перестройке беларусского вектора нашей внешней политики неминуемо будет диссонировать и с деятельностью Кабмина. Во-первых, потому, что несогласованность действий и неспособность различных министерств играть в команде — хроническая болезнь украинских правительств, и правительство Дениса Шмыголя — увы, не исключение, скорее наоборот: болезнь определенно прогрессирует. Но ценностный разворот, обозначенный Кулебой, его коллеги будут игнорировать и саботировать не только по этой причине. Потому как, во-вторых, в обстоятельствах кризиса разбрасываться любыми поступлениями в бюджет — роскошь непозволительная. Да, в торговле с Беларусью на протяжении, по меньшей мере, последних пяти Украина демонстрирует отрицательное торговое сальдо — более чем в два с половиной раза. Но налоги с торгово-экономической деятельности Минфин все же получает. А ведь есть еще “схематоз” и “контрабас” — причем не только на уровне приграничных челноков. Беларусь давно превратилась в перевалочную базу, получающую маржу с торговли подсанкционными товарами. Причем беларусские ярлыки уходят в оба конца — и на восток, и на запад. Перекрытие этих схем — включая серую и черную торговлю с РФ — определенно подпортит жизнь многим, в том числе влиятельным особам, и вопрос здесь в том, отважится ли на это украинская власть. Впрочем, Александр Лукашенко уже продемонстрировал готовность решать подобные вопросы в одностороннем порядке, запретив ввоз всех польских товаров. Очевидно, в расчете, что Москва эти потери возместит. Соответственно, и к такому повороту Кабмин тоже должен быть готов. Причем крайне желательно, чтобы “планы B, C и D” оказались реальнее донбасских симулякров.

То же верно и в отношении обороны на беларусском направлении. Распрощавшись даже с имитацией нейтрального статуса, Беларусь, и ранее являвшаяся союзницей РФ, вполне логично рассматривать в качестве российского плацдарма и потенциального агрессора — тем более, в свете заявлений Лукашенко о намерении заключить новые оружейные контракты с РФ. С большой долей вероятности, в повестку дня вернется и вопрос о размещении в РБ формирований фронтовой авиации ВКС РФ. В этой связи было бы целесообразно развивать оборонное сотрудничество с Польшей и Литвой, включая отработку боевого взаимодействия, наращивание обмена развединформацией, данными мониторинга воздушной обстановки и т.д. Естественно, проблема насыщения войск современными системами ПВО, в том числе, ПЗРК, остро ставший вследствие российской агрессии, никуда не делась. Как, к слову, и вопрос интеграции в структуры НАТО.

В то же время, Украине пора всерьез заняться поддержкой гражданского общества в Беларуси — в этом вопросе полагаться на то, что Запад (прежде всего — Литва, Польша, Германия, США, ЕС) об этом позаботится, будет в корне неверно. Ресурсы на это нужно изыскивать, как минимум, по той причине, что интересы Украины кроме Украины никто отстаивать не будет. Российские антиукраинские идеологемы в стиле “проплаченный Майдан”, “печеньки Госдепа” и “внешнее управление”, в полной мере проявившиеся в ходе беларусских протестов, в ближайшем будущем лишь усилятся, а стремление беларусов к свободе и демократии им, в сущности, никак не противоречит. То есть, даже в случае “идеального шторма” для режимов в Москве и Минске, отношение масс беларусского общества к украинскому государству в целом останется таким же — то есть, скептически-негативным. Это, кстати, аргумент против запуска программы предоставления убежища беларусам, бегущим от политических преследований. Который лишь усиливается опытом российских диссидентов с их попытками вылепить из Украины “другую Россию”. В то же время, необходимо предусмотреть и всячески упростить возможность интеграции лояльных к Украине противников режима Лукашенко в наше общество. Помимо всего прочего, такой подход позволил бы создать испытательный полигон для отработки механизмов мягкой силы в работе с диаспорами — причем не только инородными в Украине, но и украинскими в мире. Это направление до сих пор остается ахиллесовой пятой нашей внешней политики.

Параллельно — причем это даже более важно — необходима системная коммуникация с обществом украинским. В данном контексте — с той его третью (31,3%), которая, по данным КМИС симпатизирует Александру Лукашенко. Полагаю, что немалое число одобряющих его политику, — это люди, недовольные нынешними украинскими реалиями и ностальгирующие. Неудивительно, если они испытывают положительные эмоции и от образа Владимира Путина. Слово “образ” здесь является ключевым, хотя степень влияния на эту аудиторию кремлевской пропаганды я оценивать не берусь. Но ее усиление за счет включения беларусских медиаторов (не только официальных СМИ, но и обывателей) определенно ничего хорошего украинской державе не сулит. Впрочем, это отдельная тема. Так или иначе, такие настроения являются не только электоральной угрозой нынешней власти, но и базой для перезапуска проекта “российской” Украины образца 1991-2013 годов.

В общем, нынешний кризис в отношениях с Беларусью, как и любой другой, открывает массу возможностей. Но для их реализации — опять же, как обычно необходима политическая воля.

Алексей КАФТАН

Додати коментар

Користувач:
email:





У світі багатих і знаменитих
Гроші можуть купити все, що забажаєш
Але, якщо гроші заберуть у тебе
Лише справжні друзі лишаться з тобою на завжди

- Fin.Org.UA

Новини

11:30 - Українські заводи вже виробили понад мільйон тонн цукру: лідер виробництва
10:55 - Рубіо назвав умови, за яких Україна за 10 років пережене економіку московії
10:40 - Через ворожі атаки є знеструмлення в кількох областях України
10:25 - Регулятор схвалив проєкт підвищення газових тарифів на розподіл
10:05 - Ситуація в енергосистемі на 3 грудня
10:05 - Серед нових авто українці найчастіше купують кросовери: найпопулярніші моделі
09:55 - Китайський аналог SpaceX розбив ракету під час приземлення
09:45 - Новий механізм страхування воєнних ризиків запрацює з 1 січня
09:25 - Енергетична інфраструктура Одещини знов була під атакою ворожих БпЛА
09:05 - Експортне мито на сою й ріпак та тимчасові заходи щодо необробленої деревини – обговорили під час засідання Комітету асоціації Україна – ЄС у торговельному складі
09:00 - Ціни на нафту падають через переговори щодо миру між московія та Україною
08:30 - Законодавство, що забороняє жінкам заробляти нарівні з чоловіками
08:00 - Керівниця "Лубнифарм": Відчуваю задоволення від того, що аптеки перестали продавати ліки "Дарниці"
07:35 - Фінансовий астрологічний прогноз на 03.12.2025
23:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:00 - Новини 2 грудня: Путін погрожує збільшити удари по портах і суднах України, атака московія на газові об'єкти
20:45 - Apple не виконуватиме вимогу Індії попередньо встановлювати держдодаток на смартфони
20:30 - Провідні науковці презентували в Мінекономіки низку досліджень щодо розвитку виробництва, залучення інвестицій та ринку праці
20:30 - На Хмельниччині ліквідували виробництво одягу-підробок світових брендів
20:20 - З'явились детальні графіки відключень для Києва та області на 3 грудня
20:05 - Аудиторська рада Ukraine Facility презентувала перший звіт щодо використання коштів ЄС
20:00 - В Одесі викрили мережу нелегальних казино: судитимуть 8 організаторів
19:55 - Власник пошкодженого вибухом танкера заявив про припинення всіх операцій із Росією
19:20 - Україна заявила про непричетність до атаки на танкер московія біля берегів Туреччини
19:00 - Ukraine’s Government Borrows Equivalent of Over UAH 529 Billion through Auctions to Sell Domestic Government Debt Securities since Early 2025, and almost UAH 1,987 Billion Total since Martial Law Was Imposed
19:00 - Із початку 2025 року уряд залучив від продажу / обміну ОВДП на аукціонах понад 529 млрд грн, а загалом упродовж воєнного стану – майже 1 987 млрд грн
18:50 - Стартує "3000 км Україною": на які поїзди можна взяти квитки та як їх оформити
18:45 - Узбецький завод родича Лакшмі Міттала постачає московія компоненти для балістичних ракет
18:40 - У супервулкані США знайшли найбільше літієве родовище на $1,5 трильйона
18:17 - Over UAH 12.2 Billion Transferred for Needs of Defense from Special NBU Account in November 2025


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32523
Австралійський долар27.7458
Така0.34644
Канадський долар30.2301
Юань Женьміньбі5.9868
Чеська крона2.0359
Данська крона6.5853
Гонконгівський долар5.4371
Форинт0.129142
Індійська рупія0.47101
Рупія0.0025467
Новий ізраїльський шекель12.9931
Єна0.27136
Теньге0.08347
Вона0.028837
Ліванський фунт0.000473
Малайзійський ринггіт10.2482
Мексиканське песо2.3121
Молдовський лей2.491
Новозеландський долар24.2279
Норвезька крона4.1706
Саудівський ріял11.278
Сінгапурський долар32.625
Донг0.001605
Ренд2.475
Шведська крона4.4754
Швейцарський франк52.6283
Бат1.32311
Дирхам ОАЕ11.5261
Туніський динар14.4033
Єгипетський фунт0.8909
Фунт стерлінгів55.915
Долар США42.3342
Сербський динар0.41895
Азербайджанський манат24.8995
Румунський лей9.6642
Турецька ліра0.9981
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.6126
Болгарський лев25.1391
Євро49.1839
Ларі15.6729
Злотий11.6067
Золото178175.33
Срібло2431.63
Платина69060.2
Паладій61301.19

Курси валют, встановлені НБУ на 03.12.2025