Непризнанный Батька. Что делать Украине с губернатором Северо-Западного края

25.09 08:30 | Укррудпром

dsnews.ua, 24 сентября 2020. Опубликовано 08:00 25 сентября 2020 года Москва держит Лукашенко на коротком поводке и в строгом ошейнике. Уже этого одного достаточно для пересмотра нашей политики на беларусском направлении. И отказ Киева от признания его легитимным президентом Беларуси должен стать лишь первым в цепочке шагов.

Вчерашняя тайная инаугурация Александра Лукашенко завершила процесс трансформации Беларуси не в союзное даже, а в сервильное Российской Федерации государство. Несмотря на чрезвычайную лояльность беларусской оппозиции Кремлю, руководство РФ не сочло нужным принуждать правителя номинальной все еще республики к уходу на покой хотя бы формально. Очевидно, смена власти по требованию улицы оказалась для Владимира Путина и его окружения фобией, слишком сильной, чтобы ею пренебречь ради соблюдения международных приличий. Тем более что отношений ни с ЕС, ни с англосаксами это все равно бы кардинально не улучшило. И потом, нерукоподаваемый на Западе последний диктатор Европы (сам-то Путин — диктатор евразийский) — куда лучший кандидат в губернаторы Северо-Западного края, чем любой из его оппонентов. Которые того и норовят примазаться к европейским ценностям, а потому заведомо неблагонадежны. Иными словами, теперь Москва держит Лукашенко на коротком поводке и в строгом ошейнике.

Уже этого одного было бы достаточно для пересмотра нашей политики на беларусском направлении — но нельзя не принимать во внимание и тех последовательных антиукраинских шагов, которые предпринимал официальный Минск. И если аресты и выдачу украинских граждан ФСБ РФ можно с натяжкой назвать делом прошлым, отпущенные “вагнеровцы”, “пойманные бандеровцы”, обыск автомобиля посла, “оборонная” активность в непосредственной близости от наших границ, череда антиукраинских высказываний самого Лукашенко, наконец, “хасидский троллинг” — по совокупности этого хватает, чтобы начать выстраивать отношения с Беларусью на основе прагматизма, как указано в недавно принятой Стратегии национальной безопасности.

Сегодня этот прагматизм подразумевает, что Киев может больше не обращать внимания на формально суверенный статус беларусского режима. Поэтому заявление главы украинского МИДа Дмитрия Кулебы об отказе признавать Лукашенко в качестве легитимного лидера РБ является шагом в правильном направлении.

Однако здесь обращают на себя внимание несколько моментов. Выбор площадки для этого заявления — официальная страница министра в твиттере — безусловно, соответствует мировым трендам. Вместе с тем, дипломатический протокол все еще не предусматривает введения в документооборот постов в соцсетях. И пока позиция не обрела более формальный вид, остается поле для маневров. Тем более что заявления в соцсетях зачастую используются в качестве пробных шаров для замера общественных настроений: публика одобряет — движемся дальше, критикует — откатываем назад, ссылаясь на личную точку зрения.

 

Но, допустим, непризнание Лукашенко будет подтверждено и в более традиционных формах (отметим, однако, что стандартной процедуры здесь нет). Что дальше? Сможет ли, скажем, Владимир Зеленский встретиться с ним? Сможет, конечно, но смысл? Роль “нейтрального” посредника в отношениях с Москвой беларусский правитель играть уже не может — разве что транслировать сигналы Кремля в стилистике “Мойша насвистел”. Но таких трансляторов — неизменно блюдущих наряду с кремлевским собственный интерес — хватает и без него. Соответственно, Минск не может более выполнять функции переговорной площадке в одноименном формате. И хотя канцлер Австрии Себастьян Курц предложил в этом качестве Вену (а ранее звучали и другие варианты), и глава ОПУ Андрей Ермак, и сам президент Зеленский продолжают упорствовать в этом вопросе — откровенно флюгерская позиция главы ТКГ Леонида Кравчука здесь вряд ли имеет значение.

То, что встречи сейчас происходят в формате видеоконференций, вряд ли может здесь считаться решающим аргументом: в нынешних обстоятельствах даже сама географическая привязка формата позволяет Минску пользоваться имиджем “донора безопасности” в Восточной Европе, что само по себе — роскошный подарок режиму Лукашенко. Правда, справедливости ради стоит отметить, что и Вена — альтернатива так себе, учитывая характер связей Австрии с РФ, объем криминально-политических финансовых потоков, идущих в республику с постсоветского пространства и количество австрийских видов на жительство и паспортов на руках у представителей российских элит. Еще один пикантный момент — вопрос присутствия представителей ОРДЛО в переговорном процессе. Россия определенно не откажется от требования его обеспечить, но в то же время им запрещен въезд на территорию ЕС. Исключение из этого правила создаст нежелательный прецедент, причем нежелательный тем более что российская пропаганда получит прекрасную возможность для манипуляционных на почве “де-факто признания ДНР и ЛНР”. Это, однако, не перевешивает необходимости вынесения Минска за скобки Минского формата. Но пока можно констатировать диссонанс между позицией Михайловской и Банковой.

Впрочем, активность МИДа в перестройке беларусского вектора нашей внешней политики неминуемо будет диссонировать и с деятельностью Кабмина. Во-первых, потому, что несогласованность действий и неспособность различных министерств играть в команде — хроническая болезнь украинских правительств, и правительство Дениса Шмыголя — увы, не исключение, скорее наоборот: болезнь определенно прогрессирует. Но ценностный разворот, обозначенный Кулебой, его коллеги будут игнорировать и саботировать не только по этой причине. Потому как, во-вторых, в обстоятельствах кризиса разбрасываться любыми поступлениями в бюджет — роскошь непозволительная. Да, в торговле с Беларусью на протяжении, по меньшей мере, последних пяти Украина демонстрирует отрицательное торговое сальдо — более чем в два с половиной раза. Но налоги с торгово-экономической деятельности Минфин все же получает. А ведь есть еще “схематоз” и “контрабас” — причем не только на уровне приграничных челноков. Беларусь давно превратилась в перевалочную базу, получающую маржу с торговли подсанкционными товарами. Причем беларусские ярлыки уходят в оба конца — и на восток, и на запад. Перекрытие этих схем — включая серую и черную торговлю с РФ — определенно подпортит жизнь многим, в том числе влиятельным особам, и вопрос здесь в том, отважится ли на это украинская власть. Впрочем, Александр Лукашенко уже продемонстрировал готовность решать подобные вопросы в одностороннем порядке, запретив ввоз всех польских товаров. Очевидно, в расчете, что Москва эти потери возместит. Соответственно, и к такому повороту Кабмин тоже должен быть готов. Причем крайне желательно, чтобы “планы B, C и D” оказались реальнее донбасских симулякров.

То же верно и в отношении обороны на беларусском направлении. Распрощавшись даже с имитацией нейтрального статуса, Беларусь, и ранее являвшаяся союзницей РФ, вполне логично рассматривать в качестве российского плацдарма и потенциального агрессора — тем более, в свете заявлений Лукашенко о намерении заключить новые оружейные контракты с РФ. С большой долей вероятности, в повестку дня вернется и вопрос о размещении в РБ формирований фронтовой авиации ВКС РФ. В этой связи было бы целесообразно развивать оборонное сотрудничество с Польшей и Литвой, включая отработку боевого взаимодействия, наращивание обмена развединформацией, данными мониторинга воздушной обстановки и т.д. Естественно, проблема насыщения войск современными системами ПВО, в том числе, ПЗРК, остро ставший вследствие российской агрессии, никуда не делась. Как, к слову, и вопрос интеграции в структуры НАТО.

В то же время, Украине пора всерьез заняться поддержкой гражданского общества в Беларуси — в этом вопросе полагаться на то, что Запад (прежде всего — Литва, Польша, Германия, США, ЕС) об этом позаботится, будет в корне неверно. Ресурсы на это нужно изыскивать, как минимум, по той причине, что интересы Украины кроме Украины никто отстаивать не будет. Российские антиукраинские идеологемы в стиле “проплаченный Майдан”, “печеньки Госдепа” и “внешнее управление”, в полной мере проявившиеся в ходе беларусских протестов, в ближайшем будущем лишь усилятся, а стремление беларусов к свободе и демократии им, в сущности, никак не противоречит. То есть, даже в случае “идеального шторма” для режимов в Москве и Минске, отношение масс беларусского общества к украинскому государству в целом останется таким же — то есть, скептически-негативным. Это, кстати, аргумент против запуска программы предоставления убежища беларусам, бегущим от политических преследований. Который лишь усиливается опытом российских диссидентов с их попытками вылепить из Украины “другую Россию”. В то же время, необходимо предусмотреть и всячески упростить возможность интеграции лояльных к Украине противников режима Лукашенко в наше общество. Помимо всего прочего, такой подход позволил бы создать испытательный полигон для отработки механизмов мягкой силы в работе с диаспорами — причем не только инородными в Украине, но и украинскими в мире. Это направление до сих пор остается ахиллесовой пятой нашей внешней политики.

Параллельно — причем это даже более важно — необходима системная коммуникация с обществом украинским. В данном контексте — с той его третью (31,3%), которая, по данным КМИС симпатизирует Александру Лукашенко. Полагаю, что немалое число одобряющих его политику, — это люди, недовольные нынешними украинскими реалиями и ностальгирующие. Неудивительно, если они испытывают положительные эмоции и от образа Владимира Путина. Слово “образ” здесь является ключевым, хотя степень влияния на эту аудиторию кремлевской пропаганды я оценивать не берусь. Но ее усиление за счет включения беларусских медиаторов (не только официальных СМИ, но и обывателей) определенно ничего хорошего украинской державе не сулит. Впрочем, это отдельная тема. Так или иначе, такие настроения являются не только электоральной угрозой нынешней власти, но и базой для перезапуска проекта “российской” Украины образца 1991-2013 годов.

В общем, нынешний кризис в отношениях с Беларусью, как и любой другой, открывает массу возможностей. Но для их реализации — опять же, как обычно необходима политическая воля.

Алексей КАФТАН

Добавить комментарий

Автор:

Введите Код, указанный на рисунке
 




Новини

21:18 - Відбулося чергове засідання Конкурсної комісії для проведення конкурсу з розподілу дозволів ЄКМТ
21:18 - Проєкт стратегії розвитку автомобільної промисловості передбачає стимули для вітчизняного виробництва електрокарів, - Владислав Криклій
21:18 - Презентація першої Програми державно-приватного партнерства у секторі автомобільних доріг в Україні
21:12 - В ДФС на COVID-19 захворіло 90 працівників
20:12 - Олександр Ткаченко обговорив двосторонню співпрацю з Послом Фінляндії
20:12 - Великобританія підтримує Україну у впровадженні політик у сфері захисту довкілля
20:12 - Підвищення контрольованості роздрібного товарообігу сприяло детінізації ринку побутової техніки та електроніки, - ДПС
20:12 - Мінветеранів та Національна гвардія уклали меморандум про співпрацю з питань реабілітації та реадаптації ветеранів
20:12 - Мінветеранів працюватиме над запровадженням дієвої системи реінтеграції жінок-ветеранок із військового до цивільного життя
19:00 - Межбанк закрылся долларом по 28,52
19:00 - Виновником убийства двух людей на Майдане является бывший сотрудник НКЦБФР
18:06 - МОН: Оприлюднено Умови прийому на навчання для здобуття фахової передвищої освіти у 2021 році
18:06 - Затверджено графіки ремонтної кампанії енергогенеруючих підприємств на 2021 рік
18:06 - Ольга Стефанішина: Інтеграція в НАТО означає кращі умови для жінок - військовослужбовців в Україні
18:06 - Профильный комитет Рады предлагает формировать налог на недвижимость по ее оценочной стоимости
18:06 - Фонд госимущества продал седьмой завод “Укрспирта” за 60 млн гривен
18:06 - Главарь батальона Рината Ахметова жалуется, что на оккупированный Донбасс возвращается “Семья” Януковича
18:06 - Зарплаты в горно-металлургическом комплексе Украины в сентябре упали
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 30.10.2020
17:12 - Рябикин на таможне. Зачем Зе-власть четвертый раз за год тасует кадровую колоду
17:12 - Зеленский побоялся поднять ставки. Турборежим перешел в жесткую турбулентность
17:12 - Прибыль Universal Bank Сергея Тигипко обвалилась на 20%
17:12 - Нацкомиссия одобрила RAB-тарифы для двух облэнерго, которые Ахметов купит у россиян
17:12 - Глава Конституционного суда подтвердил оформление земли в оккупированном Крыму по российским законам
17:12 - Вопроса пересмотра безвиза Евросоюза с Украиной на повестке дня нет
17:11 - Бренди міжнародної компанії «Хенкель» Schauma та Palette підтримали представників української креативної індустрії у конкурсі молодих режисерів
17:03 - Компанія «Хенкель» підтримує заклик глобальних компаній щодо укладення договору ООН про забруднення пластиковими відходами
16:54 - Сектором ДРС у Тернопільській області проведено позапланові перевірки додержання вимог Закону України «Про основні засади державного нагляду (контролю) у сфері господарської діяльності»
16:54 - Сектор ДРС у місті Києві інформує про стан регуляторної діяльності
16:54 - На Миколаївщині обговорювали умови для ведення бізнесу


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар20.0933
Канадський долар21.3891
Юань Женьміньбі4.2577
Куна4.3895
Чеська крона1.2194
Данська крона4.4652
Гонконгівський долар3.6692
Форинт0.090584
Індійська рупія0.38392
Рупія0.0019442
Новий ізраїльський шекель8.3487
Єна0.27203
Теньге0.065741
Вона0.025085
Мексиканське песо1.341
Молдовський лей1.6699
Новозеландський долар18.9496
Норвезька крона3.0002
Російський рубль0.36017
Саудівський ріял7.5862
Сінгапурський долар20.8613
Ренд1.7513
Шведська крона3.2095
Швейцарський франк31.0852
Єгипетський фунт1.812
Фунт стерлінгів36.9091
Долар США28.4507
Білоруський рубль10.8034
Азербайджанський манат16.7357
Румунський лей6.8239
Турецька ліра3.4001
СПЗ (спеціальні права запозичення)40.1714
Болгарський лев16.9936
Євро33.2475
Злотий7.1978
Алжирський динар0.22
Така0.3355
Вірменський драм0.057639
Іранський ріал0.0006774
Іракський динар0.023908
Сом0.34781
Ліванський фунт0.018873
Лівійський динар20.8506
Малайзійський ринггіт6.8478
Марокканський дирхам3.0924
Донг0.0012275
Бат0.91314
Дирхам ОАЕ7.7459
Туніський динар10.274
Узбецький сум0.0027462
Новий тайванський долар0.99541
Туркменський новий манат8.1288
Ганське седі4.8872
Сербський динар0.28279
Сомоні2.7516
Ларі8.805
Бразильський реал4.9229
Золото53716.34
Срібло674.94
Платина24343.84
Паладій63534.68

Курси валют, встановлені НБУ на: 02.11.2020

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
BAVL0.380.380.3650.36518700.00
CEEN5.455.55.445.4443840.00
UNAF128.5128.5128.5128.51285.00

Дані за 30.10.2020