Подарок Зеленскому. Какую структуру построят “на костях” налоговой милиции и управления “К” СБУ

09.07.2020 18:36 | Укррудпром

Деловая столица, 9 июля 2020. Опубликовано 17:55 09 июля 2020 года Глава налогового комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев выписал под президента законопроект о едином органе по борьбе с экономической преступностью.

Триединый кулак

В Верховной Раде зарегистрирован законопроект №3087-д, который предполагает создание Бюро экономической безопасности Украины (БЭБ). Этот орган должен будет заниматься расследованием экономических преступлений вместо налоговой милиции, СБУ и Национальной полиции, которые эти функции утратят, а налоговая полиция при этом будет вообще ликвидирована. Авторы законопроекта — группа депутатов во главе с руководителем налогового комитета Рады Даниилом Гетманцевым.

Об учреждении такого органа говорили уже давно, и даже предпринимались попытки. Кроме того, создание спецоргана по расследованию экономических преступлений является одним из пунктов Меморандума об экономической и финансовой политике, который Украина подписала с МВФ.

Новая структура призвана улучшить ситуацию с расследованием преступлений в налоговой сфере. В пояснительной записке к законопроекту со ссылкой на Офис генерального прокурора сказано, что в 2019 г. было зарегистрировано 1287 уголовных производств по уклонению от уплаты налогов, но на стадии досудебного расследования было закрыто 262 из них (в том числе 259 — из-за отсутствия состава преступления). В то же время за прошлый год в Едином государственном реестре судебных решений есть только 18 приговоров по преступлениям такого рода, из которых 10 — обвинительных приговоров, а восемь — оправдательных. “Такая статистика свидетельствует о недостаточной эффективности работы в первую очередь налоговой милиции в расследовании экономических преступлений, необходимости избавить правоохранительные органы от несвойственных им функций и отделить правоохранительную функцию от сервисной функции налоговой”, — считают авторы законопроекта.

Попытка №5

Попытки создать этот орган предпринимались еще в прошлом году — “Деловая столица” уже писала о законопроекте №1208-2, который предполагал создание Бюро финансовых расследований (БФР). Однако проголосованный в первом чтении в октябре прошлого года этот законопроект в январе текущего был отклонен по инициативе комитета Гетманцева. Формальные основания такого решения — рекомендация юридического управления Верховной Рады не принимать его во втором чтении, поскольку он содержит множество недоработок и противоречий с действующим законодательством. Также этот проект критиковал бизнес, посчитав, что БФР получает слишком много рычагов давления на на него. 

Однако и нынешний законопроект уже имеет конкурентов — еще в феврале этого года группа депутатов от партии “Голос” во главе с Ярославом Железняком зарегистрирована проект закона №3087 с аналогичным названием, а в марте этого года появился еще один проект закона — №3087-1 от двух депутатов — “слуг народа” Алексея Устенко и Андрея Холодова.

Законопроект, регулирующий создание и деятельность БЭБ, предполагает, что этот орган будет проводить оперативно-разыскную деятельность и досудебное расследование, разыскивать граждан, которые укрываются от следствия и суда, создавать совместные следственные группы с другими правоохранительными органами, требовать от других правоохранительных органов оперативно-разыскные дела и уголовные производства, которые касаются его подследственности.

Гетманцев в одном из своих интервью заявил, что БЭБ заменит собой все правоохранительные органы, которые занимаются расследованием финансовых преступлений в сфере бизнеса, при этом налоговая милиция будет полностью ликвидирована, а бывшие ее сотрудники смогут попасть в состав БЭБ на общих основаниях — автоматического перевода не будет. При необходимости проведения силовых операций БЭБ сможет привлекать сотрудников из “Альфы” СБУ. Законопроект, как надеется глава комитета, будет принят до конца этого года.

В частности, этим законопроектом предлагается в Закон “О Службе безопасности Украины” внести изменения, согласно которым из числа заданий СБУ убрать “предотвращение, выявление, прекращение и раскрытие преступлений, касающихся коррупции и организованной преступной деятельности в сфере управления и экономики”; в целом проектом планомерно удаляются из закона об СБУ упоминания о том, что она должна заниматься экономическими преступлениями. 

Законопроект также предполагает внесение изменений в Закон “Об оперативно-разыскной деятельности”, лишив налоговую милицию права вести оперативно-разыскную деятельность и наделив такими полномочиями БЭБ.

Кто всему голова

Обещания создать орган, который будет заниматься расследованием экономических преступлений, президент Владимир Зеленский давал еще год назад. Похоже, он таки решил сдержать слово, но при этом хочет оставить за собой контроль за создаваемой структурой.

Руководителем БЭБ станет директор, которого будет назначать на эту должность именно президент Украины. Кандидатов на пост директора БЭБ ему будет подавать конкурсная комиссия, но формироваться она будет по принципу: три человека — от президента, два  — от налогового комитета Верховной Рады, один — от комитета Верховной Рады по вопросам правоохранительной деятельности и три — от Кабинета Министров.

Кстати, отклоненный в январе этого года законопроект №1208-2 предполагал, что Бюро финансовых расследований будет создано Кабмином и им же контролироваться — через Министерство финансов. Теперь же контроль над новым правоохранительным органом решили отдать президенту.

Еще одно отличие предыдущего законопроекта от нынешнего: авторы наконец-то определились, какой будет численность нового правоохранительного органа — 4 тыс. человек. В законопроекте №1208-2 численность сотрудников Бюро финансовых расследований устанавливалась Кабмином и могла меняться им же по предложению руководителя БФР. 

Именно норма подотчетности и подчинения БЭБ президенту, о чем упоминал и Гетманцев, вызывает наибольшую критику со стороны экспертов. По словам председателя совета Института налоговых реформ Елены Хотенко, эта норма — наиболее важный недостаток законопроекта. “Тут есть и вопрос конституционности этой нормы. И по моему опыту, нигде в мире нет прямой подчиненности президенту такого органа. Если налоговая у нас подчинена Министерству финансов и Кабмину, то почему расследование экономических преступлений должно подчиняться президенту?” — отметила она. По мнению Хотенко, именно вокруг этой нормы будут самые жаркие споры при обсуждении законопроекта.

А по мнению главного эксперта группы “Налоговая и бюджетная политика” “Экономической экспертной платформы” Владимира Дубровского, то, что в конкурсной комиссии, которая будет отбирать для президента кандидатов на должность директора БЭБ, не предусмотрено участие ни представителей общественности, ни международных институтов, очень плохо. Эксперт считает, что БЭБ не должно стать еще одним подчиненным президенту инструментом избирательного правосудия.

Есть над чем поработать

По словам Елены Хотенко, законопроект на 90% все же позитивный для бизнеса, поскольку основные моменты, которые хотели видеть в нем эксперты, в него были включены. Но 10% негатива приходятся на три основных момента. Первый — указанное выше подчинение президенту.

Второй — то, что из функций Национальной полиции не вычеркнуто право заниматься расследованием экономических преступлений. “Если Нацполиция захочет создать подразделение, которое будет контролировать экономику, никто им это не запретит. И они смогут дублировать функции БЭБ”, — сказала Хотенко.

Третий момент касается внесения в Уголовный кодекс новой статьи — статьи 222-2 “Мошенничество с налогом на добавленную стоимость”, который предусматривает наказание как в виде штрафов, так и в виде лишения свободы. Елена Хотенко отметила, что сегодня у бизнеса постоянно возникают проблемы с электронной системой администрирования НДС, блокируются налоговые накладные и поэтому риск для бизнеса попасть под уголовное преследование именно из-за технических проблем, а не злоупотреблений, в случае принятия этой нормы значительно возрастет.

Владимир Дубровский отметил важность, чтобы новый орган как можно в меньшей степени комплектовался сотрудниками налоговой полиции, управления “К” СБУ и Нацполиции, которые занимаются расследованием экономических преступлений. По его мнению, закон должен содержать квоты или отсекающие критерии для тех, кто из этих органов захочет перейти в БЭБ. “Нужно сделать так, чтобы из этих людей только очень немногие, кто делом доказал, что он занимается борьбой с преступниками, а не рэкетом, вошли в состав БЭБ. Ранее уже звучало, что в налоговой милиции работают 6 тыс. человек и мы не можем терять такие кадры. Но эти кадры нам нужно потерять. Они, конечно, уйдут в преступность, но лучше пусть они будут преступниками, за которыми гоняются, чем преступниками в погонах”, — сказал он.

Александр СУКОВ

Додати коментар

Користувач:
email:





Germany's engine
Exports drive the economy
But growth starts to slow

- Fin.Org.UA

Новини

15:20 - Страховий ринок Словенії в 2023 році зріс на 9% до 3 млрд євро
15:20 - Навіщо страховикам потрібні структуровані дані та інтеграція AI-технологій?
15:20 - ПФТС та "Українська біржа" можуть втратити ліцензії через порушення ліцензійних умов
15:20 - Страховий ринок Польщі в 2023 році зріс на 17,6% до 18 млрд євро
15:20 - Європарламент схвалив нові зміни до Директиви Solvency II в страхуванні
15:20 - Індія "акредитувала" російських страховиків на страхування експорту нафти
15:20 - Рівень зарплати у 2024 році планують підвищити 72% компаній, 74% відчувають дефіцит кадрів
15:20 - Нацбанк повернув альтернативний сценарій та відмовився від прогнозів тривалої війни
15:05 - Україна та ЄС провели щорічний Діалог з прав людини: підсумки
14:41 - московія поновила доставку нафти державним "Совкомфлотом" до Індії - Reuters
14:28 - Який порядок оподаткування ПДФО іноземних доходів?
14:28 - Нацполіція та СБУ прийшли з обшуками до "Київтеплоенерго", робота підприємства заблокована
14:27 - МОЗ підтримує громади у цифровізації сфери охорони здоров’я
14:27 - Як формується загальний оподатковуваний дохід та сума витрат особи, яка провадить незалежну професійну діяльність?
14:23 - Чи може неповнолітня особа отримати ЕДП у КНЕДП ДПС та який порядок отримання?
14:22 - Сергій Орлов: Головне завдання в прогнозуванні повторних правопорушень – уніфікація оцінки ризиків
14:21 - Куди подавати реєстраційну заяву за ф. № 1-ПРРО суб’єкту господарювання для реєстрації ПРРО на відокремлений підрозділ (філію)?
14:20 - За яким ідентифікатором форми фізичні особи – резиденти подають в електронному вигляді Звіт про контрольовані іноземні компанії (КІК)?
14:19 - За використання рибних ресурсів до місцевих бюджетів Дніпропетровщини від платників надійшло понад 1,5 млн грн рентної плати
14:17 - Державний бюджет протягом трьох місяців п. р. отримав від платників Дніпропетровщини майже 12 млрд гривень
14:12 - Олександр Банчук: Пробація – це гарна альтернатива позбавленню волі в межах виконання цілей Стратегії реформування пенітенціарної системи
14:10 - Київ стягнув з підрядника метро на Виноградар 139 мільйонів, зароблених з незаконного депозиту
13:54 - Азербайджан може збільшити можливості експорту газу до Європи на 5 мільярдів кубометрів
13:50 - "Фармак" узяв участь у першому засіданні Альянсу ЄС з постачання критично важливих ліків
13:41 - Рада дозволила звільнення за неінформування про родичів у московії та окупованих територіях
13:35 - У Києві презентовано можливості Національного хабу інтелектуальної власності та інновацій для інноваційного розвитку України
13:25 - Крадіжка електричних кабелів паралізувала рух поїздів на заході Німеччини
13:20 - Marsh McLennan купує агенцію Fisher Brown Bottrell Insurance за $316 млн
13:20 - НБУ змінить порядок щодо діяльності та плану фінансування страховика
13:20 - Іншуртех Estaly залучив $3,8 млн початкового фінансування від OneRagtim


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.9066
Канадський долар29.0135
Юань Женьміньбі5.4745
Чеська крона1.6915
Данська крона5.7007
Гонконгівський долар5.0675
Форинт0.108258
Індійська рупія0.4761
Рупія0.0024507
Новий ізраїльський шекель10.4698
Єна0.25503
Теньге0.089231
Вона0.028856
Мексиканське песо2.3263
Молдовський лей2.2218
Новозеландський долар23.6434
Норвезька крона3.6249
московський рубль0.43016
Сінгапурський долар29.1693
Ренд2.0917
Шведська крона3.6517
Швейцарський франк43.4266
Єгипетський фунт0.8282
Фунт стерлінгів49.6274
Долар США39.6702
Білоруський рубль14.4192
Азербайджанський манат23.3327
Румунський лей8.5448
Турецька ліра1.2201
СПЗ (спеціальні права запозичення)52.2905
Болгарський лев21.7407
Євро42.5205
Злотий9.8591
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото92395.86
Срібло1087.83
Платина35955.09
Паладій39903.06

Курси валют, встановлені НБУ на 26.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861044.281044.281044.281044.282331877.24
2276561078.061078.061078.061078.06324496.06
227763997.7997.7997.7997.7997.70
2289101070.431070.431070.431070.4364225.80
229025983.97983.97983.97983.97983970.00
229470919.69919.69919.69919.69962915.43
2302621056.261056.261056.261056.26637981.04
AZRF011041.421049.861041.421049.8612547.68
CRSR061024.551024.551024.551024.5517417.35
FSTF021014.051021.481014.051021.4861968.50
IFZEMA110011001100110022000.00
TATM4.54.54.54.5450.00
XS47781550015500155001550062000.00

Дані за 25.04.2024