Угроза “большой” войны. Как нам быть с Черным морем

02.07 18:18 | Укррудпром

Деловая столица, 2 июля 2020. Опубликовано 17:23 02 июля 2020 года Украина должна сформулировать свой “черноморский интерес” и сделать его привлекательным и для союзников в регионе. Прежде всего — Румынии, Турции, Болгарии.

Черноморский регион вновь оказался в центре внимания экспертов и политиков. Предупреждение бывшего командующего войсками США в Европе Бена Ходжеса о вероятном вторжении российской армии на юге Украины для обеспечения поставок воды в Крым, указ президента России о призыве резервистов на сборы, появление в Тирасполе в качестве советника главы приднестровской администрации бывшего начальника Новосибирского военного училища генерал-майора Виталия Разгонова и, наконец, намеченные на сентябрь масштабные учения “Кавказ-2020” — все эти пазлы складываются в весьма неприятную для Украины картину.

Узел и узелки

Впрочем, подобная ситуация не является уникальной. Российско-украинская гибридная война длится уже более шести лет. И все это время существует угроза “большой” войны. Но за все эти шесть лет в Украине так и не была на государственном уровне сформулирована стратегия по отношению к Черноморскому региону (как, впрочем, увы, нет у нас до сих пор ни четко прописанной стратегии деоккупации Донбасса, ни стратегии деоккупации Крыма, но это уже другая история). А регион этот, замечу, не менее важен для Украины, нежели Центральная Европа.

Конечно, не все так безотрадно. Утверждены стратегические документы, такие как Морская доктрина и Стратегия Военно-морских сил до 2035 г., проводятся украинско-румынские военные флотские учения Riverine, отрабатывается взаимодействие с кораблями НАТО, развивается военное сотрудничество с Турцией. Но... Все это скорее отдельные решения и шаги, чем элементы целостной стратегии.

В конце мая Центр анализа европейской политики (СЕРА) представил доклад под названием ”Один фланг, одна угроза, одно присутствие. Стратегия для Восточного фланга НАТО” (One Flank, One Threat, One Presence. A Strategy for NATO"s Eastern Flank). Среди авторов — уже упоминавшийся Бен Ходжес. В этом докладе предлагается создать форпост НАТО в Румынии и превратить его в стратегический узел.

Наверное, нет нужды объяснять, насколько важно для Украины повышенное внимание Альянса к Черноморскому региону. С оккупацией Крыма Россия вплотную приблизилась к цели превратить Черное море в “российское озеро”. Да, из семи государств региона (если взять Большое Причерноморье — то из девяти) три являются членами Альянса. Но при этом вряд ли можно говорить об их консолидированной позиции как в отношении региона, так и в отношении действий России.

Если Румыния реагирует на изменившуюся обстановку увеличением военных расходов и масштабными программами перевооружения, обозначив в проекте Национальной стратегии обороны действия Российской Федерации как одну из угроз безопасности страны, то соседняя Болгария стремится получать выгоду как от членства в ЕС, так и от участия в российских энергетических проектах. Турция, как известно, старается избежать открытой конфронтации с Россией в Черноморском регионе, тем не менее сталкиваясь с ней в Ливии и Сирии. Поддерживая территориальную целостность Украины и развивая военно-техническое сотрудничество с ней, Анкара развивает прагматичные отношения и с Россией.

Один большой черноморский узел, таким образом, состоит из многих более мелких узелков, развязать которые наша страна может, лишь имея целостное видение и долгосрочную стратегию в отношении Черного моря. Причем речь идет о проактивной политике, которая строится не на ожидании поддержки со стороны НАТО и черноморских государств, входящих в Альянс, не на эксплуатации тезиса о том, что Украина защищает не столько себя, но и европейские ценности (даже при условии, что это действительно так). Украина должна сформулировать свой “черноморский интерес” и сделать его привлекательным и для союзников в регионе. Прежде всего — Румынии, Турции, Болгарии.

Украинское экспертное сообщество в последнее время представило несколько исследований, в которых дана оценка ситуации в регионе, отношения Украины со странами Причерноморья, а также рекомендации по повышению устойчивости к угрозам и рискам, исходящим в первую очередь от России.

Есть ли у вас план?

Так, на прошлой неделе Национальный институт стратегических исследований представил аналитический доклад “Российская политика в Черноморском регионе: угрозы и вызовы для Украины”. Нельзя также не отметить еще одно исследование — подготовленный годом ранее группой экспертов государственных и негосударственных исследовательских центров в рамках проекта Концепции внешней политики Украины раздел, посвященный Черноморскому региону.

Эксперты НИСИ указывают, что Кремль активно стремится к признанию региона как буферного пространства, и считают, что Украина должна инициировать создание новых инструментов для эффективного противодействия планам доминирования РФ в бассейне Черного моря.

Безусловно, экономические потенциалы Украины и России несопоставимы, к тому же часть украинской территории со значительным промышленным потенциалом пребывает под российской оккупацией.

Однако, как отмечается в докладе НИСИ, развитие современных технологий, способствующих относительному удешевлению военной продукции, позволяющей увеличивать дальность и точность систем поражения, открывает возможность для Украины обеспечить сдерживание в Черном и Азовском морях, не обладая соизмеримым с российским потенциалом. Ответом Украины должно стать создание аналогичных российским собственных зон запрета и ограничения доступа (A2/AD). Основой таких зон будет ударное ракетное вооружение наземного и морского базирования, системы анализа надводной и воздушной обстановки.

Соответственно, военно-морская составляющая становится одним из важнейших элементов в отношениях Украины как с НАТО и США, так и со странами Черноморского бассейна. Для этого предлагается реализовать комплекс мер, направленных на повышение нашего оборонного потенциала и противодействие попыткам России превратить Черное море в “серую” зону:

— предложить НАТО рассмотреть возможность привлечения Украины к разработке Стратегии Альянса в Черноморском регионе, а также активизировать участие Украины в мероприятиях по оценке ситуации безопасности в регионе;

— активизировать сотрудничество с США, Великобританией, Францией, Германией, Канадой, Польшей, другими странами по дальнейшему развитию ВМС Украины: пополнение боевого состава кораблями и средствами, обучение и подготовка личного состава, разработка стратегий, программ, планов применения;

— при проведении консультаций с США и заинтересованными странами НАТО активно ставить вопрос важности расширения их военно-морского присутствия в Черном море;

— инициировать создание постоянного военно-морского соединения (ВМС Украины, Румынии и Болгарии) для совместного патрулирования в Черном море. Как вариант — ввести здесь специальный военно-морской формат “операции по поддержанию свободы судоходства” для патрулирования международных морских путей;

— обеспечить постоянный мониторинг ситуации безопасности на Черном и Азовском морях. С целью предотвращения военных инцидентов и ради снижения напряженности инициировать создание специализированного форума для представителей военно-морских сил государств региона (как пример, в Венеции с 1996 г. функционирует Regional Seapower Symposium для Средиземного и Черного морей);

— продвигать в повестку дня ОБСЕ создание специальной группы по вопросам Черного и Азовского морей (как аналог Балтийской группы ОБСЕ), цель работы которой будет заключаться в мониторинге ситуации и выработке кодекса поведения с целью предупреждения военных инцидентов;

— обратиться к Международной морской организации с предложением ввести постоянный мониторинг свободы судоходства в акваториях Черного и Азовского морей.

Подобные инициативы должны быть дополнены мерами по развитию двусторонних отношений со странами Черноморского региона. Здесь особо стоит выделить необходимость формирования консолидированной позиции с Грузией и Молдовой как государствами, которые пострадали от российской агрессии. Сегодня каждый из конфликтов, инициированных Россией на территории трех черноморских государств, пытаются решить по отдельности. Такое положение, со всей очевидностью, выгодно России, хотя и Крым с Донбассом, и Южная Осетия, и Абхазия, и Приднестровье, несмотря на специфику, есть проявления одной и той же гибридной агрессии.

Сутью консолидированной политики должен стать обмен опытом реализации политики деоккупации и реинтеграции, решение проблем внутренне перемещенных лиц, взаимная поддержка требований по выводу российских войск и вооружений (а в Приднестровье — еще и смена формата миротворческой миссии с военной на гражданскую под контролем международных структур). Безусловно, в настоящий момент формированию такой консолидированной позиции препятствует внутриполитическая ситуация в перечисленных странах, однако не стоит забывать, что речь идет о долгосрочном стратегическом приоритете.

Именно такие приоритеты должны определять политику Украины в Черноморском регионе. Впрочем, сегодня стоит задача не менее важная и не менее сложная — трансформировать экспертные рекомендации в практические действия.

Артем ФИЛИПЕНКО

Добавить комментарий

Автор:

Введите Код, указанный на рисунке
 




Новини

14:30 - В июне профицит платежного баланса Украины упал на 18,5% в годовом сравнении
14:30 - В июле мировые цены на золото продемонстрировали самый крутой подъём с 2012 года
14:06 - Доллар после провала выглядит привлекательным для краткосрочной покупки
14:00 - Що з РРО: ФОП – «єдинник», який перевищив обсяг доходу 1 млн грн, став «загальносистемником» і повторно зареєструвався «єдинником»
13:59 - Управління боротьби з відмиванням доходів, одержаних злочинним шляхом Головного управління ДПС у Дніпропетровській області інформує
13:59 - Програмні РРО працюють
13:58 - Олексій Любченко: З 1 серпня запроваджуються програмні РРО
13:57 - Необхідність своєчасної сплати та погашення заборгованості з ЄСВ. Наслідки несплати
13:57 - За перше півріччя 2020 року центрами обслуговування платників Дніпропетровщини надано 137 тис. адміністративних послуг
13:56 - Закон України № 466: запроваджено процедуру взаємного узгодження
13:56 - До уваги платників за землю!
13:55 - Для отримання ліцензії на виробництво спирту, алкогольних напоїв та тютюнових виробів необхідно надати пакет документів
13:42 - Опционный анализ - Эксперты Freshforex: EUR/USD: Рост активности продавцов!
13:42 - Опционный анализ - Эксперты Freshforex: GBP/USD: Придел границ рынка!
13:42 - Опционный анализ - Эксперты Freshforex: USD/JPY: Поглощение!
13:42 - Недельная аналитика- Опционный анализ - Недельный обзор: AUD/USD, золото, нефть
13:36 - Обліковано 1 450 798 внутрішньо переміщених осіб
13:36 - Металлоинвест по итогам первого полугодия увеличил производство железной руды на 2,6%
13:36 - Минпромторг РФ обещает, что российское промпроизводство останется на уровне 2019 года
13:36 - В июне объём заробитчане прислали в Украину на 8,5% меньше денег, чем годом ранее
13:36 - По итогам июля рынок новых легковых авто в Украине вырос на 10%
12:48 - Столичним виробником меблів відшкодовано 3,4 млн гривень завданих державі збитків
12:48 - Комунальне підприємство Запорізької області відшкодувало 4,3 млн гривень завданих державі збитків
12:48 - До суду скеровано провадження стосовно мешканки Вінниці, яка торгувала фальсифікатом
12:48 - План роботи та пріоритети діяльності Державної авіаційної служби України на 2020 рік
12:48 - План роботи та пріоритети діяльності Державного агентства автомобільних доріг України на 2020 рік
12:48 - Повідомлення про оприлюднення проєкту постанови Кабінету Міністрів України
12:48 - План роботи та пріоритети діяльності Державного агентства інфраструктурних проектів України на 2020 рік
12:48 - План та пріоритети діяльності Державної служби України з безпеки на транспорті на 2020 рік
12:48 - План роботи та пріоритети діяльності Державної служби морського та річкового транспорту України на 2020-2025 роки


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар19.881
Канадський долар20.6166
Юань Женьміньбі3.9686
Куна4.3814
Чеська крона1.2525
Данська крона4.4037
Гонконгівський долар3.5715
Форинт0.09493
Індійська рупія0.37001
Рупія0.0018955
Новий ізраїльський шекель8.1366
Єна0.26376
Теньге0.065657
Вона0.02324
Мексиканське песо1.2481
Молдовський лей1.6513
Новозеландський долар18.4486
Норвезька крона3.0535
Російський рубль0.37387
Саудівський ріял7.3797
Сінгапурський долар20.1807
Ренд1.6346
Шведська крона3.1869
Швейцарський франк30.4458
Єгипетський фунт1.7331
Фунт стерлінгів36.3989
Долар США27.6798
Білоруський рубль11.3367
Азербайджанський манат16.2392
Румунський лей6.7846
Турецька ліра3.9712
СПЗ (спеціальні права запозичення)39.1055
Болгарський лев16.7634
Євро32.7812
Злотий7.444
Алжирський динар0.21575
Така0.32641
Вірменський драм0.057033
Іранський ріал0.00065904
Іракський динар0.02326
Сом0.36062
Ліванський фунт0.018361
Лівійський динар20.1425
Малайзійський ринггіт6.5293
Марокканський дирхам2.9747
Донг0.0011948
Бат0.88726
Дирхам ОАЕ7.536
Туніський динар10.1321
Узбецький сум0.0027117
Новий тайванський долар0.94229
Туркменський новий манат7.9085
Ганське седі4.804
Сербський динар0.27874
Сомоні2.6845
Ларі8.9986
Бразильський реал5.3502
Золото54703.59
Срібло671.63
Платина24989.32
Паладій57509.77

Курси валют, встановлені НБУ на: 03.08.2020

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
BAVL0.3550.360.3550.3621350.00
CEEN5.515.515.515.5123693.00
MHPC185186.5175.1175.140642.00

Дані за 31.07.2020