Как пандемия изменила привычки покупателей

29.06.2020 09:18 | Укррудпром

hbr-russia.ru, 25 июня 2020. Опубликовано 09:12 29 июня 2020 года Кризис, вызванный COVID-19, моментально отразился на жизни каждого. И в индустрии питания начало происходить нечто небывалое.

Обычно поведение покупателей в супермаркетах меняется редко и постепенно. На продуктовую корзину влияют, как правило, значительные события — рождение ребенка, переезд, смена работы. 

Разумеется, кризис, вызванный COVID-19, моментально отразился на жизни каждого. И в индустрии питания начало происходить нечто небывалое. В марте продажи в американских супермаркетах за одну неделю подскочили на 77% (по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года), а в ресторанах — упали на 66%. В конце апреля продажи в продуктовых были на 8% выше среднего, а в ресторанах — на  48% ниже.

Сейчас, когда в большинстве штатов компании возвращаются к своей работе, особенно интересно, как будет выглядеть “новая норма” в области питания: что люди станут покупать, готовить и есть.

В 2017 году я написал, что количество потребителей, которые много и с удовольствием готовят, — эдаких супер-кулинаров — за последние 20 лет уменьшилось на треть, на тот момент они составляли около 10% жителей США. С готовкой происходило то же самое, что когда-то случилось с шитьем. Занятие, постоянно присутствовавшее в жизни каждого, стало превращаться в хобби для небольшой группы.

В условиях самоизоляции эта ситуация, кажется, изменилась для миллионов людей. Компания Hunter, специализирующаяся на маркетинговых коммуникациях для индустрии питания, провела исследование, которое показало, что сейчас 54% американцев готовят больше, чем до пандемии, и 35% из них сообщили, что “им нравится готовить, как никогда”. Если количество энтузиастов готовки останется на текущем уровне (в три раза больше обычного), то это повлечет определенные последствия.

Такой экстремальный сценарий маловероятен, но возможно, что в рамках “новой нормы” люди всё равно станут чаще есть дома — покупать продукты и готовить самостоятельно, либо покупать еду на вынос и с доставкой. Как ни удивительно, но то, что происходит с индустрией питания, это всего лишь небольшое звено в общей цепи возможных изменений.

Три фактора, не имеющие прямого отношения к питанию, будут определять будущее этой и многих других сфер экономики.

Работа из дома

Первый фактор — количество сотрудников, которые смогут и примут решение работать из дома на постоянной основе. Находясь дома, люди готовят, а после COVID-19, по-видимому, численность удаленных работников увеличится. Google объявила, что большая часть ее персонала сможет работать онлайн до 2021 года. Генеральный директор Twitter Джек Дорси сказал сотрудникам, что они могут работать из дома всегда, даже после победы над COVID-19. По данным Бюро переписи населения США, порядка 5% американцев работали из дома в 2017 году, это больше, чем в 2000 году — тогда этот показатель слегка превышал 3%. Бюро трудовой статистики США показало, что в 2018 году у 29% сотрудников были разрешение и возможность работать из дома. За последние несколько месяцев большинство профессионалов нашли способы быть эффективными вне офиса, и можно однозначно сказать, что и работодатели, и сотрудники этим воспользуются.

Реальный процент тех, кто перейдет на удаленку, определяется двумя факторами, а именно: какие выгоды это сулит работодателям и чего хотят сотрудники. Опрос финансовых директоров показал, что они планируют перевести 20% персонала на работу вне офиса, чтобы урезать траты. Это кажется весьма вероятным, поскольку при этом немалая часть постоянных затрат (например, расход на длительную аренду недвижимости) уменьшится в пользу затрат переменных (например, оплаты труда). Согласно исследованию Cambridge Group, посвященному поведению потребителей во время пандемии, 44% американцев относятся к тревожным архетипам, которые принимают жесткие меры для социального дистанцирования. Среднее арифметическое этих двух показателей позволяет предположить, что 20—30% наемных сотрудников могут начать существенно больше работать из дома. Это в четыре-шесть раз больше, чем всего несколько лет назад.

Важно отметить, что массово переходить на удаленную работу начнут в первую очередь работники с высоким доходом, проживающие в богатых регионах. В текущей ситуации 62% из четверти богатейших американцев имели возможность работать из дома. В данной категории граждан показатель почти в два раза выше среднего по стране. Семь из десяти мегаполисов с самым высоким доходом на душу населения находятся в Калифорнии, также это Нью-Йорк и Массачусетс. Поэтому местные рынки станут лакмусовой бумажкой для ресторанной индустрии, поставщиков продуктов и товаров первой необходимости, а также многих других индустриальных вертикалей.

Обед для одного

Второй фактор — продолжающийся рост домохозяйств, состоящих из одного человека. Готовить существенно выгоднее, если это блюдо на несколько человек — так и удобнее, и гораздо экономичнее (вот почему в рецептах редко указываются ингредиенты для одной порции). Рост количества людей, которые живут одни, и привел к тому, что многие перестали готовить. Согласно Переписи населения США, в 1969 году таких домохозяйств было 17%, а к 2019-му их стало 28%. С 1984 по 2018 год число заключаемых за год браков уменьшилось на 16% (до 2,1 млн в год), тогда как население США выросло на 72% в тот же период. Рождаемость в США к 2018 году упала до 3,8 млн рождений, и это самый низкий показатель за последние 32 года (с 1986 года).

Сколько бы мы ни шутили о бэби-буме — ведь COVID-19 запер миллионы людей дома друг с другом — он все же маловероятен. На самом деле самоизоляция не позволила множеству потенциальных партнеров встретить друг друга, и исследования показывают, что в тревожные времена рождаемость имеет тенденцию падать. Старший преподаватель Университета Чикаго Ричард Эванс обнаружил, что предупреждения о разрушительных ураганах приводили к статистически значимому снижению рождаемости. Он замечает: “Когда на кону твоя жизнь, тебе не до продолжения рода”.

Не толпитесь

Последний фактор — осознание инвесторами и управленцами того, что потребители больше не одобряют скученность. Многим отраслям приходится быстро пересматривать свои предложения, бизнес-модели и инвестиционные декларации с учетом этой новой реальности. Если раньше масштабность была существенным конкурентным преимуществом, то теперь она становится серьезной проблемой.

Вероятно, в индустрии питания появится больше пунктов обслуживания клиентов, находящихся в автомобилях, — не только в секторе быстрого питания, но и в продуктовых магазинах и традиционных ресторанах. Это потребует вложений. Возрастет спрос на доставку, что вынудит продуктовые сети и рестораны найти способы сделать ее более доступной. Находчивые рестораторы могут реорганизовать свои заведения в мини-продуктовые, чтобы удовлетворить стремление потребителей больше успеть за один выход из дома — например, продавать им горячую пиццу, тертый сыр к ней и другие сопутствующие товары. 

Что касается отраслей, не имеющих отношения к питанию, то и там люди не хотят находиться в толпе. Компании начнут избегать офисов открытого типа и перегруженных лифтов, в общественном транспорте станет меньше людей. Это может привести к серьезному переосмыслению жизни в мегаполисах. Softbank снизил стоимость активов WeWork (американская компания по коммерческой недвижимости, предоставляющая общие рабочие места для технологических стартапов и других предприятий — прим. пер.) на $6,6 млрд, и она может потерять значительно больше, так как основное ценностное предложение WeWork — возможность работать бок о бок с незнакомцами — вдруг стало никому не нужным. 

Бизнес-модель университетского/высшего образования держится на переполненных аудиториях и общежитиях, отчего многие учебные заведения рискуют обанкротиться. Прибыль авиалиний возросла после того, как их загруженность повысилась с 75% в 2005 году до 85% в последующие годы, однако эта стратегия пошла прахом. Целые направления научной мысли — от использования активов до управления затратами и экономики продаж — нужно основательно переосмыслить, чтобы они стали совместимы с постпандемическим миром.  

Если количество людей, работающих из дома, резко возрастет, размер домохозяйств продолжит уменьшаться, и люди все так же будут бояться скученности, мир не вернется к прежним стратегиям достижения прибыли и роста.

Инвесторам и управленцам нужно понять, что половинчатые меры только продлят агонию. Вместо того чтобы держаться за унаследованные из прошлого методы и бизнес-модели, стоит сосредоточиться на создании новых предложений, которые бы согласовывались с переходом на удаленную занятость, ростом домохозяйств, состоящих из одного человека, а также необходимостью защищать потребителей от слишком тесных контактов друг с другом. 

Оказывается, не только готовку может ожидать судьба шитья.

Эдди Юн (Eddie Yoon) — основатель аналитического центра Eddie Would Grow, который специализируется на стратегиях роста, и консультант быстрорастущих компаний, поддерживаемых частными и венчурными инвесторами. Автор книги “Суперпотребители” (Superconsumers, “Манн, Иванов, Фербер”, 2017).

Додати коментар

Користувач:
email:





Regulation rules
SEC monitoring closely
Preventing frauds

- Fin.Org.UA

Новини

23:00 - Новини від Міністерства енергетики України
23:00 - Регуляторні акти Міністерства енергетики України
21:54 - IMF and Ukrainian authorities reach Staff-Level Agreement on a new USD 8.1 billion 48-month Extended Fund Facility (EFF) Arrangement
21:54 - МВФ та українська влада досягли угоди на рівні персоналу щодо нової чотирирічної програми в межах Механізму розширеного фінансування на суму 8,1 млрд дол. США
21:00 - Новини 26 листопада: суд реагує на помилку щодо Чернишова, чи підвищить "Укрпошта" тарифи
20:40 - На рівні інфляції: як в Україні зросли ціни на будівельні матеріали
20:30 - Угорщина збільшить постачання нафти московія до Сербії на тлі санкції США
20:01 - Нацбанк заборонив двом сервісам надавати фінансові послуги
19:45 - Мир з Україною миттєво не поверне нафту московія на світовий ринок – Bloomberg
19:15 - Суд повернув державі спиртзавод вартістю 451 мільйон
19:05 - Мінекономіки та Європейський інвестиційний банк обговорили посилення технічної підтримки у межах програми Ukraine Investment Framework
19:00 - Держава компенсуватиме 50% вартості будівництва прифронтових ферм
18:45 - Створення Фонду соціального орендного житла: розпочато прийом звернень
18:36 - Енергетики показали графіки відключення світла на четвер 27 листопада
18:30 - Українцям пропонують скаржитися на незаконний продаж алкоголю, сигарет і пального через бот
18:25 - Франція подає до суду на AliExpress за продаж секс-ляльок у вигляді дітей
18:05 - Ліквідація банків: у жовтні ФГВФО повернув кредиторам 248 мільйонів гривень
18:00 - Мінекономіки та Естонія посилюють співпрацю у відновленні, зеленому переході та цифрових реформах
17:50 - У Євросоюзі з'ясували, які країни найбільше купують нові електромобілі
17:45 - Нацбанк показав курс долара і євро на четвер 27 листопада
17:35 - "TAX Control": податкова розповіла про перші результати роботи сервісу
17:25 - Держава компенсуватиме 50% вартості будівництва тваринницьких ферм на прифронтових територіях
17:15 - Фонд гарантування вкладів повернув бізнесу всі борги "Комінвестбанку"
17:05 - У московії триває криза у вугільній галузі: вже 74% компаній збиткові
16:55 - В Україні вакансій з бронюванням побільшало у 8 разів
16:52 - За жовтень продажі Tesla у Європі обвалилися майже на 50%
16:35 - Зарплатні борги: держвиконавці забезпечили стягнення 343 мільйонів гривень
16:25 - Уряд перерозподілив гроші на компенсації за житло сімей ветеранів: що зміниться
16:15 - До 1 лютого в Україні сформують повний перелік нелегальних АЗС
16:05 - Чесно про ліси, виклики і невдачі


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32436
Австралійський долар27.4603
Така0.34564
Канадський долар30.014
Юань Женьміньбі5.9746
Чеська крона2.0254
Данська крона6.5537
Гонконгівський долар5.4384
Форинт0.128092
Індійська рупія0.47382
Рупія0.0025379
Новий ізраїльський шекель12.8893
Єна0.27031
Теньге0.081568
Вона0.028681
Ліванський фунт0.000472
Малайзійський ринггіт10.2262
Мексиканське песо2.3023
Молдовський лей2.4809
Новозеландський долар23.9876
Норвезька крона4.134
Саудівський ріял11.2772
Сінгапурський долар32.5776
Донг0.0016039
Ренд2.4664
Шведська крона4.4373
Швейцарський франк52.4147
Бат1.3124
Дирхам ОАЕ11.5167
Туніський динар14.3541
Єгипетський фунт0.8865
Фунт стерлінгів55.7666
Долар США42.2987
Сербський динар0.41706
Азербайджанський манат24.8787
Румунський лей9.6157
Турецька ліра0.9963
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.4645
Болгарський лев25.0318
Євро48.9481
Ларі15.6621
Злотий11.5681
Золото175746.45
Срібло2210.53
Платина66134.86
Паладій59676.7

Курси валют, встановлені НБУ на 27.11.2025