Больше двух не собираться: что не так с усилением карантина в Украине

07.04.2020 08:12 | Укррудпром

Апостроф, 6 апреля 2020. Опубликовано 07:20 07 апреля 2020 года Являются ли новые ограничения законными.

С 6 апреля правительство значительно ужесточило карантинные меры в стране. Без введения режима чрезвычайного положения, Кабмин своим постановлением ввел ограничения, в которых правозащитники видят существенные нарушения конституционных прав украинцев. Не собираться больше двух человек, в парках не гулять, без маски не ходить — насколько такие требования власти законны, разбирался “Апостроф”.

На троих не сообразить

Согласно данным Минздрава, количество украинцев, инфицированных коронавирусом, стремительно растет. Если еще в пятницу, 3 апреля, зараженных было 1072 человека, то уже в понедельник, 6 апреля, их было 1319.

Оказавшись не в силах сдержать натиск пандемии, власть решила действовать более радикально. Правительство внесло изменения в свое же постановление № 211 и установило новые запреты.

Итак, с 6 апреля украинцам больше нельзя находиться в общественных местах без маски или респиратора, перемещаться группами более двух человек (кроме случаев служебной необходимости либо сопровождения детей), посещать парки, скверы и зоны отдыха, детские и спортивные площадки, находиться на улице без документов, а детям до 14 лет и вовсе запретили выходить на улицу без сопровождения взрослых. Покидать места обсервации также запрещено.

Естественно, что такие полицейские меры вызвали резкое неодобрение в обществе. Например, в столичном Гидропарке произошел конфликт между правоохранителями и молодыми людьми, пытавшимися попасть к спортивным площадкам.

С одной стороны, необходимость в карантинных ограничениях действительно есть. Об этом говорят и рекомендации ВОЗ, и опыт европейских стран. “На сегодняшний день существует реальная опасность заражения огромного количества людей, соответственно их смерти, — говорит “Апострофу” юрист Анатолий Родзинский. — Статистика в Европе показывает, что умирает от 3 до 8% людей, которые заболели коронавирусом. Это огромные цифры. Соответственно, власть должна применять подобные ограничения, чтобы спасти жизни людей. Подобные меры ведь введены в Европе, и никто не ропщет и штрафы платят”.

С другой стороны, насколько обоснованными являются именно украинские ограничения и главное, насколько они соответствуют закону?

Баланс на грани закона

Обоснованность усиления карантина — вопрос дискуссионный. “Каждое ограничение должно иметь какую-то цель. Возьмем, к примеру, запрет находиться на улицах без документов. Зачем это нужно? Чтобы установить пребывает ли человек на обсервации? Так почему бы не установить необходимость ношения документов только для таких людей?” — комментирует ситуацию “Апострофу” юрист, исполнительный директор ОО “Правозащитная инициатива” Михаил Каменев.

Нахождение в маске или в респираторе в общественных местах также нельзя назвать однозначной инициативой. “Здоровым людям носить маску следует, только если они оказывают помощь человеку с подозрением на инфекцию 2019-nCoV”, — говорится, к примеру, в рекомендациях ВОЗ населению.

Впрочем, прав Кабмин или нет, покажут время и темпы распространения заболевания. Другое дело, что действия правительства, в ограничении прав украинцев, очевидно, выходят за рамки полномочий КМУ.

“Возьмем, например, запрет на проведение мирных собраний, то есть запрет на пребывание более двух людей в общественном месте. Но мирные собрания, в соответствии с 39-й статьей Конституции, могут быть ограничены только судом. Обойти это можно только с введением чрезвычайного либо военного положения, да и то вопрос, будет ли запрет действовать автоматически или же все равно нужно будет решение судов. Поэтому значительная часть ограничений не предусмотрена законом”, — добавляет Каменев.

Согласно Основному закону, некоторые конституционные права украинцев действительно могут быть ограничены, например, в случае введения военного или чрезвычайного положения. Так, в законе “О правовом режиме чрезвычайного положения”, предусмотрена опция ограничения свободы передвижения. Но чрезвычайного положения в стране нет. Как же тогда власть обосновывает законность жестких полицейских мер, кроме слова “надо”?

В середине марта парламент внес изменения в кодекс Украины об административных нарушениях, дополнив его статьей 443 “Нарушение правил карантина людей”.

Согласно этой статье, за нарушение правил карантина ответчик будет должен заплатить штраф от 17 до 34 тысяч гривен. А правила карантина, согласно закона “О защите населения от инфекционных заболеваний”, устанавливает Кабмин. Как, собственно, КМУ вводит и отменяет сам карантин. Получается, что одним постановлением, вот так просто, правительство может ввести жесткие полицейские запреты?

“По такой логике Кабмин может прописать правило дышать по 30 минут в день, — отмечает Каменев. — Любые ограничения должны быть следствием нормативных актов, которые позволяют Кабмину что-то регулировать. Если в законе написано, что ограничения устанавливает правительство, это еще не значит, что правительство может устанавливать что угодно”.

Какие угодно ограничения может устанавливать парламент. Даже менять Конституцию. Но дело в том, что принимать решения так же быстро, как это делает Кабмин, парламентарии не могут. А дорог каждый день.

“Мы понимаем необходимость законодательных изменений, но правительство в этом случае более мобильное. Имея полную информацию, Кабмин может быстро реагировать на те изменения, которые происходят сейчас, — признается “Апострофу” глава парламентского комитета по вопросам правоохранительной деятельности Денис Монастырский. — Во-вторых, правительство, по сути, берет на себя полную ответственность понимания и прогнозирования ситуации. Но, конечно, такие меры, которые приводят к ограничению прав граждан, должны вводиться в законном порядке: либо путем изменения закона, либо введением чрезвычайного положения”.

А пока инициативы правительства балансируют на грани законности, украинские суды не спешат признавать украинцев виновными в нарушениях правил карантина по статье 443. Так, если открыть единый реестр судебных решений, то можно увидеть массу решений судов, по которым ответчиков не признают виновными. При этом, причины самые разные: от банальных ошибок патрульных в составлении административных протоколов, до отсутствия доказательств вины ответчика.

Впрочем, по словам Михаила Каменева, власть и не ставила перед собой задачу реально взыскать штрафы. “Механизм привлечения к ответственности, фактически, используется, как превентивное средство, чтобы немного напугать людей и заставить их сидеть по домам”, — пояснил Каменев.

Более того, злую шутку с законодателями сыграл и размер штрафов. Хотели установить сумму побольше, да пострашнее, а на практике… “А на практике суды не становятся на сторону полиции из-за колоссального размера штрафа. Если бы штрафы были 300-500 гривен, было бы все иначе. Но 17 тысяч соразмерны со штрафами за уголовные правонарушения”, — резюмировал Каменев.

Артур ГОР

Додати коментар

Користувач:
email:





Green candlesticks dance,
A symphony of profit,
Wealth flows like a river.

- Fin.Org.UA

Новини

22:23 - 38-мі роковини аварії на Чорнобильській АЕС: Руслан Стрілець взяв участь у офіційних заходах під головуванням Президента Володимира Зеленського
21:57 - Затверджено Консолідовану фінансову звітність Національного банку України за 2023 рік та розподіл прибутку
21:00 - Новини 26 квітня: Сольського звільнили під заставу, Кабмін зберіг чинний тариф на електрику для населення
20:52 - Остін: США виділяють 6 млрд дол на замовлення зброї для України
20:49 - Здійснено черговий крок у запровадженні європейських вимог до капіталу банків і банківських груп
20:40 - Мінфін оновив дані про фінансування держбюджету від початку великої війни: хто став найбільшим донором 
20:35 - Два топменеджери Ощадбанку перейшли в правління "Сенс Банку"
20:10 - Квартири колаборанта Сальдо і росолігарха Шелкова в Одесі вдруге виставили на аукціон
19:58 - Рівень розрахунків населення за газ становить 95% – Чернишов
19:47 - У поліції Києва розповіли про причини обшуків у "Київтеплоенерго"
19:27 - З початку року від міжнародних партнерів надійшло близько 12 мільярдів доларів
19:14 - Захист ТЕЦ, ТЕС і ГЕС ніколи не відносився до відповідальності Мінінфраструктури – Кубраков
19:07 - Мінекономіки: Презентовано концепцію проекту Національної Стратегії розвитку сфери інтелектуальної власності до 2030 року
18:50 - Прем’єр-міністр зустрівся з очільницею МЗС Латвії
18:47 - У Києві через ремонт обмежать рух транспорту на кількох вулицях 
18:40 - У Центробанку московія стверджують, що конфіскація заморожених активів не вплине на фінстабільність московії
18:20 - Підприємці Харківщини зможуть отримати вдвічі більший грант від держави на розвиток
18:14 - World IP Day: презентовано концепцію проекту Національної Стратегії розвитку сфери інтелектуальної власності до 2030 року
17:49 - Суд зупинив ліцензію "Нафтогазу" на розподіл газу на Черкащині: компанія подала апеляцію
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 26.04.2024
17:44 - Денис Башлик: Ринок земель в Україні здатен впоратися з будь-якими викликами, завдяки чітко визначним передумовам
17:42 - Чи насправді буде обмежена робота онлайн-казино після Указу Президента?
17:37 - Японія продовжуватиме підтримку українського енергосектору: Зустрічі Германа Галущенка з представниками Уряду Японії
17:32 - Затверджено порядок організації психіатричної допомоги особам, стосовно яких передбачається застосування примусових заходів медичного характеру
17:29 - Продовжено строки на подання заявки для розрахунку обсягу квот щодо діяльності з культивування рослин роду коноплі — рішення уряду
17:26 - Уряд ухвалив постанову щодо строків державної атестації наукових установ
17:20 - Національний банк України анонсував низку кроків з валютної лібералізації
17:20 - Ухвалено закон щодо врахування страхового стажу закордоном для пенсії в Україні
17:11 - НБУ знизив тарифи на видачу готівки
17:02 - Уряд затвердив Порядок використання коштів на підтримку проектів зі значними інвестиціями


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.8816
Канадський долар28.9972
Юань Женьміньбі5.4649
Чеська крона1.6867
Данська крона5.691
Гонконгівський долар5.0584
Форинт0.108183
Індійська рупія0.47511
Рупія0.0024423
Новий ізраїльський шекель10.4009
Єна0.25254
Теньге0.089457
Вона0.028796
Мексиканське песо2.2942
Молдовський лей2.22
Новозеландський долар23.5629
Норвезька крона3.5997
московський рубль0.43076
Сінгапурський долар29.0888
Ренд2.0991
Шведська крона3.6272
Швейцарський франк43.4084
Єгипетський фунт0.8269
Фунт стерлінгів49.5494
Долар США39.6015
Білоруський рубль14.3943
Азербайджанський манат23.2923
Румунський лей8.5282
Турецька ліра1.218
СПЗ (спеціальні права запозичення)52.1706
Болгарський лев21.6995
Євро42.4409
Злотий9.8181
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото92856.01
Срібло1091.89
Платина36302.7
Паладій38449.1

Курси валют, встановлені НБУ на 29.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861046.391046.391046.391046.391307987.50
2276561080.091080.091080.091080.09237619.80
2288111063.621063.621063.621063.6237226.70
229025985.42985.42985.42985.42782423.48
229470921.25921.25921.25921.25644875.00
2302621060.181060.181060.181060.18106018.00
CRSR061024.551025.321024.551025.3213328.39
FCOM011055.931055.931055.931055.9335901.62
FSTF021021.481022.251021.481022.2533733.48
USGK78454545454545454519657125.00

Дані за 26.04.2024