Немцы в “Укрзалізниці”. На сколько новые управляющие посоветуют поднять цены на билеты

25.01.2020 15:30 | Укррудпром

Деловая столица, 24 января 2020. Опубликовано 15:11 25 января 2020 года Сможет ли немецкий государственный железнодорожный оператор помочь реформироваться украинскому? В Кабмине полагают, что сможет. Но какие полномочия получат реформаторы, пока неясно.

Отдать, чтобы улучшили

Наверное, это была самая активно обсуждаемая новость четверга: правительство якобы захотело передать “Укрзалізницю” в управление немецкой железнодорожной компании Deutsche Bahn (DB) сроком на 10 лет. Об этом премьер-министр Украины Алексей Гончарук заявил, выступая на украинском завтраке в Давосе. По словам Гончарука, немецкие специалисты будут работать над реформированием управленческих механизмов предприятия.

“Да, мы хотим передать немцам в управление на 10 лет железную дорогу. Мы связываем с этим очень важным решением не только судьбу этой инфраструктурной единицы. Это экосистемное решение, которое должно показать, что Украина беспрецедентно открыта к инвестициям и новым стандартам”, — заявил Гончарук, правда, вскоре опроверг себя же, уточнив, что речь не идет ни о продаже, ни о концессии, ни даже о передаче немцам контроля над железными дорогами. 

Действительно, еще накануне госкомпания “Укрзалізниця” заключила меморандум о сотрудничестве с немецкой железнодорожной компанией Deutsche Bahn, что также комментировал Гончарук уже на своей Facebook-странице: “Этот альянс — логическое продолжение Плана реструктуризации “Укрзалізниці”, которое анонсировал Президент Владимир Зеленский в сентябре 2019 г. Уверен, что применение опыта наиболее успешной европейской железнодорожной компании повысит эффективность и качество железнодорожных перевозок в Украине После встречи с руководством Deutsche Bahn на прошлой неделе в Киеве, мы пришли к пониманию формата сотрудничества, а именно — Украина полностью сохранит за собой контроль над компанией”.

С украинской стороны меморандум подписал глава Мининфраструктуры Владислав Криклий, по словам которого, рассматривается возможность подписания двустороннего соглашения о стратегическом партнерстве, однако окончательные его условия не определены.

Ожидается, что в начале февраля меморандум о намерениях подпишут в Киеве представитель правления DB по вопросам инфраструктуры Рональд Пофалла и представители украинского правительства”, — об этом уже сообщила представитель пресс-службы Deutsche Bahn Керстин Экштайн.

Напомним, что 2 сентября прошлого года Владимир Зеленский поручил Кабинету Министров подготовить план реструктуризации “Укрзалізниці”, в том числе с целью либерализации рынка локомотивной тяги и повышения прозрачности компании. По его словам, УЗ следует разделить на три части, одну из них оставить в государственной собственности — ту, где есть естественная монополия (речь идет про железнодорожное полотно и путевую инфраструктуру). “Деловая столица” подробно описала  эту инициативу по заявлениям из правительства. Сам Гончарук оценивал ситуацию так: ”Лично моя позиция: чем меньше государства в экономике, тем лучше. Конечно, останутся предприятия, которые являются стратегическими — та же “Укрзалізниця”. Там есть часть, которая не может быть приватизирована — железнодорожное полотно, — сказал он. — Есть модель, когда предприятие делится на операторов трех различных частей. Это отдельная и очень сложная история. То, что может быть и является естественной монополией, где не может быть конкурентного рынка, можно оставить государству. И то я бы заводил туда частный капитал”.

Тогда же, в начале сентября, глава “Укрзалізниці” Евгений Кравцов сообщил, что поддерживает планы правительства и Офиса президента по реформе компании, которая предусматривает разделение УЗ на три части. Он пообещал вовремя выполнить поручение президента и разработать план реструктуризации компании.

Правда, по его словам, модель, которая предусматривает разделение “Укрзалізницф” на три части — инфраструктурную, грузовую и пассажирскую — утвердило еще предыдущее правительство. “Главное в ней, что инфраструктура остается в государственном регулировании, а пассажирские и грузовые перевозки осуществляются на рыночных условиях. Все эти базовые элементы являются частью Стратегии УЗ”, — пояснил Кравцов.

Он также отметил, что реализовать реформу “Укрзалізниці” невозможно без госфинансирования пассажирских перевозок. И это, кстати, очень важный вопрос, который прямо связан с приходом Deutsche Bahn — об этом ниже.

Самый важный вопрос...

Где на протяжении этих 10 лет иностранного управления будут заканчиваться полномочия немецких менеджеров и начинаться интересы Украины? А станут ли специалисты DB вмешиваться, скажем, в тарифную политику УЗ, в механизмы закупок для нужд УЗ (очень коррупционная сфера) и т.д

Правда, еще во время подписания меморандума Гончарук заявил, что Украина сохранит за собой контроль над компанией. Однако потом его опрометчивые слова “мы хотим передать немцам в управление на 10 лет железную дорогу” вызвали волну беспокойного обсуждения в соцсетях и СМИ.

Впрочем, уже днем в четверг успокоить украинскую общественность поспешила представитель пресс-службы Deutsche Bahn Керстин Экштайн. По ее словам, немецкий железнодорожный оператор будет оказывать “Укрзалізниці” консультативные услуги: “Инженерно-консалтинговая компания DB Engineering&Consulting, которая входит в Deutsche Bahn и занимается проектами в сферах инфраструктуры, мобильности и транспорта, будет поддерживать и консультировать “Украинскую железную дорогу” по предпринимательских и технических вопросах”.

Если это так, то непонятен тот пафос, с которым Алексей Гончарук сообщил о соглашении между УЗ и DB. По сути, речь идет просто об услугах по управленческому консалтингу, которые будет оказывать немецкий оператор. Их необходимость, кстати, обосновал Криклий: по его словам, важная составляющая выполнения Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС — адаптация и имплементация директив ЕС по железнодорожному транспорту, в том числе через принятие соответствующих изменений в законодательстве.

“Мы ожидаем принятия нового закона о ж/д транспорте в 2020 г., для его практической реализации важен опыт такой компании, как Deutsche Bahn”, — отметил министр. По его словам, целью является интеграция Украины в трансевропейскую транспортную сеть TEN-T.

Другой вопрос — спорная коммерческая эффективность самой DB. Критики правительственного соглашения указывают, что Deutsche Bahn — убыточны в Германии, из-за чего субсидируются государством ежегодно на сумму 12 млрд евро.

Но тут надо понимать, что в Европе основные принципы работы стальных магистралей регламентируются т.н. “железнодорожным пакетом” директив ЕС: 91/440, 95/18 и 95/19. Они подразумевают, что любая реформа может производиться только при условии дальнейшего экономического оздоровления железных дорог. Нерентабельные отрасли, выполняющие социально значимые функции, должны получить поддержку государства. При этом пассажирские операторы имеют приоритет на получение субсидий по сравнению с грузовыми перевозчиками.

В Германии принятый в 1993-м закон о регионализации общественных пассажирских перевозок местного сообщения квалифицирует их как задачу по жизнеобеспечению страны в целом. Отсюда и большие субсидии, которые Deutsche Bahn получает на удешевление местных пассажироперевозок. Дотации выделяются из федерального бюджета, но распоряжаются ими регионы — земли: именно они формируют заказ на перевозки, устанавливают маршруты, объем, частоту перевозок и тип подвижного состава, ценовое предложение, заключают долгосрочные договоры на оказание услуг.

Вместо централизованного управления национальной сетью железных дорог в Германии перешли к принципу “близости” к пассажирам, когда вся полнота контроля за выполнением заказа на перевозки передана землям. Исполнителями стали 9 региональных филиалов компании Deutsche Bahn Regio, сформированных “по принципу тяготения пассажиропотоков”. Deutsche Bahn Regio закрывают сегодня 3/4 объемов пассажирских перевозок в Германии, остальные 25% — 50 частных операторов.

Можно предположить, что главной задачей немецких консультантов станет привнести в УЗ немецкую схему сочетания в рамках одного ж/д-оператора коммерческого подхода (грузоперевозки) и социально-дотационного (региональные пассажирские перевозки).

Денис ЛАВНИКЕВИЧ

Додати коментар

Користувач:
email:





Crypto boom or bust,
Digital coins in demand,
Bitcoin mania.

- Fin.Org.UA

Новини

10:46 - Трамп може надати Україні нове фінансування - CBS News
10:03 - SpaceX інвестує 2 мільярди доларів у стартап Маска xAI
07:35 - Фінансовий астрологічний прогноз на 13.07.2025
00:00 - Новини від Міністерства енергетики України
18:00 - ЄІБ виділить понад 130 мільйонів євро на відновлення транспортної інфраструктури України
17:40 - Трамп анонсував 30% мита проти ЄС і Мексики з 1 серпня
16:32 - Рекордна спецконфіскація: суд стягнув 2,6 мільярда з онлайн-казино PIN-UP
15:11 - Туреччина почала розслідування щодо Spotify після скарги на "провокаційні плейлисти"
14:40 - MIGA застрахувала €185 млн інвестицій міжнародних банків у дочірні структури в Україні
14:28 - Ціни на тепличні помідори продовжують знижуватися
14:00 - Україна стала асоційованим членом Європейського соціального фонду плюс
13:51 - Квартальні доходи московія від викопного палива – найнижчі з моменту вторгнення
13:35 - Мінекономіки презентувало Зелену платформу на URC 2025
12:38 - Звіт про катастрофу Air India: подача пального раптом припинилася
12:08 - Харків отримає понад 33 мільйони доларів на розвиток енергетики
11:07 - ЄС підходить до нового режиму обмеження цін на російську нафту – Bloomberg
10:15 - Садівники прогнозують зростання цін на яблука в Україні
10:00 - Безпека постачання, диверсифікація джерел та розширення партнерства є ЄС залишаються стратегічним пріоритетом України в газовій галузі
09:00 - Україна формує енергетичний фундамент для майбутнього членства в ЄС
07:35 - Фінансовий астрологічний прогноз на 12.07.2025
00:00 - Накази Міністерства енергетики України
00:00 - Новини від Міністерства енергетики України
00:00 - Регуляторні акти Міністерства енергетики України
21:26 - Курченку повідомили про заочну підозру у "привласненні" українських підприємств на Донбасі
21:00 - Новини 11 липня: парад кредитних угод, історичний максимум Bitcoin та підозра заступнику голови уряду московія
20:48 - Російські шахти зупиняють видобуток — бояться ще більших збитків
20:22 - Мінекономіки та ЮНІДО підписали угоду про запуск ініціативи зеленого індустріального відновлення за підтримки Японії
19:55 - Прибуткові ПрАТи – перший результат трансформації виробничого напряму УЗ під керівництвом Шрамка, - Rail Freight
19:52 - Прибуткові ПрАТи – перший результат трансформації виробничого напряму УЗ під керівництвом Шрамка, - Rail Freight
19:52 - Національний банк підписав Хартію стійкості людського капіталу


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32237
Австралійський долар27.4982
Така0.34419
Канадський долар30.5128
Юань Женьміньбі5.8294
Чеська крона1.9807
Данська крона6.5456
Гонконгівський долар5.3228
Форинт0.122137
Індійська рупія0.48694
Рупія0.0025764
Новий ізраїльський шекель12.5313
Єна0.28423
Теньге0.079819
Вона0.030394
Ліванський фунт0.000467
Малайзійський ринггіт9.8235
Мексиканське песо2.234
Молдовський лей2.4644
Новозеландський долар25.1332
Норвезька крона4.1312
Саудівський ріял11.141
Сінгапурський долар32.6414
Донг0.0016004
Ренд2.3309
Шведська крона4.3805
Швейцарський франк52.4729
Бат1.28789
Дирхам ОАЕ11.3757
Туніський динар14.3979
Єгипетський фунт0.844
Фунт стерлінгів56.4233
Долар США41.7842
Сербський динар0.41692
Азербайджанський манат24.5746
Румунський лей9.6166
Турецька ліра1.0401
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.2078
Болгарський лев24.9711
Євро48.8416
Ларі15.3862
Злотий11.47
Золото139893.92
Срібло1572.99
Платина56985.71
Паладій48735.84

Курси валют, встановлені НБУ на 14.07.2025