Немцы в “Укрзалізниці”. На сколько новые управляющие посоветуют поднять цены на билеты

25.01.2020 15:30 | Укррудпром

Деловая столица, 24 января 2020. Опубликовано 15:11 25 января 2020 года Сможет ли немецкий государственный железнодорожный оператор помочь реформироваться украинскому? В Кабмине полагают, что сможет. Но какие полномочия получат реформаторы, пока неясно.

Отдать, чтобы улучшили

Наверное, это была самая активно обсуждаемая новость четверга: правительство якобы захотело передать “Укрзалізницю” в управление немецкой железнодорожной компании Deutsche Bahn (DB) сроком на 10 лет. Об этом премьер-министр Украины Алексей Гончарук заявил, выступая на украинском завтраке в Давосе. По словам Гончарука, немецкие специалисты будут работать над реформированием управленческих механизмов предприятия.

“Да, мы хотим передать немцам в управление на 10 лет железную дорогу. Мы связываем с этим очень важным решением не только судьбу этой инфраструктурной единицы. Это экосистемное решение, которое должно показать, что Украина беспрецедентно открыта к инвестициям и новым стандартам”, — заявил Гончарук, правда, вскоре опроверг себя же, уточнив, что речь не идет ни о продаже, ни о концессии, ни даже о передаче немцам контроля над железными дорогами. 

Действительно, еще накануне госкомпания “Укрзалізниця” заключила меморандум о сотрудничестве с немецкой железнодорожной компанией Deutsche Bahn, что также комментировал Гончарук уже на своей Facebook-странице: “Этот альянс — логическое продолжение Плана реструктуризации “Укрзалізниці”, которое анонсировал Президент Владимир Зеленский в сентябре 2019 г. Уверен, что применение опыта наиболее успешной европейской железнодорожной компании повысит эффективность и качество железнодорожных перевозок в Украине После встречи с руководством Deutsche Bahn на прошлой неделе в Киеве, мы пришли к пониманию формата сотрудничества, а именно — Украина полностью сохранит за собой контроль над компанией”.

С украинской стороны меморандум подписал глава Мининфраструктуры Владислав Криклий, по словам которого, рассматривается возможность подписания двустороннего соглашения о стратегическом партнерстве, однако окончательные его условия не определены.

Ожидается, что в начале февраля меморандум о намерениях подпишут в Киеве представитель правления DB по вопросам инфраструктуры Рональд Пофалла и представители украинского правительства”, — об этом уже сообщила представитель пресс-службы Deutsche Bahn Керстин Экштайн.

Напомним, что 2 сентября прошлого года Владимир Зеленский поручил Кабинету Министров подготовить план реструктуризации “Укрзалізниці”, в том числе с целью либерализации рынка локомотивной тяги и повышения прозрачности компании. По его словам, УЗ следует разделить на три части, одну из них оставить в государственной собственности — ту, где есть естественная монополия (речь идет про железнодорожное полотно и путевую инфраструктуру). “Деловая столица” подробно описала  эту инициативу по заявлениям из правительства. Сам Гончарук оценивал ситуацию так: ”Лично моя позиция: чем меньше государства в экономике, тем лучше. Конечно, останутся предприятия, которые являются стратегическими — та же “Укрзалізниця”. Там есть часть, которая не может быть приватизирована — железнодорожное полотно, — сказал он. — Есть модель, когда предприятие делится на операторов трех различных частей. Это отдельная и очень сложная история. То, что может быть и является естественной монополией, где не может быть конкурентного рынка, можно оставить государству. И то я бы заводил туда частный капитал”.

Тогда же, в начале сентября, глава “Укрзалізниці” Евгений Кравцов сообщил, что поддерживает планы правительства и Офиса президента по реформе компании, которая предусматривает разделение УЗ на три части. Он пообещал вовремя выполнить поручение президента и разработать план реструктуризации компании.

Правда, по его словам, модель, которая предусматривает разделение “Укрзалізницф” на три части — инфраструктурную, грузовую и пассажирскую — утвердило еще предыдущее правительство. “Главное в ней, что инфраструктура остается в государственном регулировании, а пассажирские и грузовые перевозки осуществляются на рыночных условиях. Все эти базовые элементы являются частью Стратегии УЗ”, — пояснил Кравцов.

Он также отметил, что реализовать реформу “Укрзалізниці” невозможно без госфинансирования пассажирских перевозок. И это, кстати, очень важный вопрос, который прямо связан с приходом Deutsche Bahn — об этом ниже.

Самый важный вопрос...

Где на протяжении этих 10 лет иностранного управления будут заканчиваться полномочия немецких менеджеров и начинаться интересы Украины? А станут ли специалисты DB вмешиваться, скажем, в тарифную политику УЗ, в механизмы закупок для нужд УЗ (очень коррупционная сфера) и т.д

Правда, еще во время подписания меморандума Гончарук заявил, что Украина сохранит за собой контроль над компанией. Однако потом его опрометчивые слова “мы хотим передать немцам в управление на 10 лет железную дорогу” вызвали волну беспокойного обсуждения в соцсетях и СМИ.

Впрочем, уже днем в четверг успокоить украинскую общественность поспешила представитель пресс-службы Deutsche Bahn Керстин Экштайн. По ее словам, немецкий железнодорожный оператор будет оказывать “Укрзалізниці” консультативные услуги: “Инженерно-консалтинговая компания DB Engineering&Consulting, которая входит в Deutsche Bahn и занимается проектами в сферах инфраструктуры, мобильности и транспорта, будет поддерживать и консультировать “Украинскую железную дорогу” по предпринимательских и технических вопросах”.

Если это так, то непонятен тот пафос, с которым Алексей Гончарук сообщил о соглашении между УЗ и DB. По сути, речь идет просто об услугах по управленческому консалтингу, которые будет оказывать немецкий оператор. Их необходимость, кстати, обосновал Криклий: по его словам, важная составляющая выполнения Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС — адаптация и имплементация директив ЕС по железнодорожному транспорту, в том числе через принятие соответствующих изменений в законодательстве.

“Мы ожидаем принятия нового закона о ж/д транспорте в 2020 г., для его практической реализации важен опыт такой компании, как Deutsche Bahn”, — отметил министр. По его словам, целью является интеграция Украины в трансевропейскую транспортную сеть TEN-T.

Другой вопрос — спорная коммерческая эффективность самой DB. Критики правительственного соглашения указывают, что Deutsche Bahn — убыточны в Германии, из-за чего субсидируются государством ежегодно на сумму 12 млрд евро.

Но тут надо понимать, что в Европе основные принципы работы стальных магистралей регламентируются т.н. “железнодорожным пакетом” директив ЕС: 91/440, 95/18 и 95/19. Они подразумевают, что любая реформа может производиться только при условии дальнейшего экономического оздоровления железных дорог. Нерентабельные отрасли, выполняющие социально значимые функции, должны получить поддержку государства. При этом пассажирские операторы имеют приоритет на получение субсидий по сравнению с грузовыми перевозчиками.

В Германии принятый в 1993-м закон о регионализации общественных пассажирских перевозок местного сообщения квалифицирует их как задачу по жизнеобеспечению страны в целом. Отсюда и большие субсидии, которые Deutsche Bahn получает на удешевление местных пассажироперевозок. Дотации выделяются из федерального бюджета, но распоряжаются ими регионы — земли: именно они формируют заказ на перевозки, устанавливают маршруты, объем, частоту перевозок и тип подвижного состава, ценовое предложение, заключают долгосрочные договоры на оказание услуг.

Вместо централизованного управления национальной сетью железных дорог в Германии перешли к принципу “близости” к пассажирам, когда вся полнота контроля за выполнением заказа на перевозки передана землям. Исполнителями стали 9 региональных филиалов компании Deutsche Bahn Regio, сформированных “по принципу тяготения пассажиропотоков”. Deutsche Bahn Regio закрывают сегодня 3/4 объемов пассажирских перевозок в Германии, остальные 25% — 50 частных операторов.

Можно предположить, что главной задачей немецких консультантов станет привнести в УЗ немецкую схему сочетания в рамках одного ж/д-оператора коммерческого подхода (грузоперевозки) и социально-дотационного (региональные пассажирские перевозки).

Денис ЛАВНИКЕВИЧ

Додати коментар

Користувач:
email:





Exchanges and OTC
Platforms for trading securities
Regulated by law

- Fin.Org.UA

Новини

11:10 - Приватизація держмайна 2025: комітет ВР перевірив виконання плану
10:00 - Видатки держбюджету за 9 місяців на 20% перевищують минулорічні показники
07:35 - Фінансовий астрологічний прогноз на 18.10.2025
21:20 - Україна та Словаччина підписали дорожню карту міжурядової співпраці
21:00 - Новини 17 жовтня: відключення світла, зростання доходів українців на Onlyfans та обвал цін на роснафту
20:45 - У московії готуються звільняти персонал РЖД
20:15 - Держслужба геології та надр оголосила нові аукціони: які ділянки
19:50 - Відміна контейнерного колапсу: портовики Роттердаму припинили страйк
19:30 - Зерно на експорт: порівняно з вереснем залізниця збільшила перевезення
19:20 - Золото: у быков нет выбора – только толкать
19:00 - Експортно-кредитне агентство значно збільшило страхування експорту
18:45 - Ціна на російську нафту вперше з весни впала нижче $50
18:40 - Стартувала реєстрація на практичні вебінари для компаній, зацікавлених у виході на ринки Японії та АСЕАН
18:30 - У Чернівцях прокуратура відсудила історичну будівлю
18:00 - "Укрзалізниця" розповіла про попит на квитки з Києва до Бухаресту
17:55 - ФДМ провів аукціон з продажу київського "Укрметротунельпроекту": ціна зросла у 3,5 раза
17:50 - Жнива 2025: зібрано майже 35 млн тонн зернових та зернобобових та понад 13 млн тонн олійних культур
17:35 - Мінрозвитку запускає конкурс на міжобласні маршрути у новому форматі
17:31 - Декларація про відповідальне інвестування для стійкої відбудови України
17:30 - Україна-Швейцарія: 10 років партнерства в молочному секторі
17:21 - Керівні принципи ОЕСР для багатонаціональних підприємств щодо відповідального ведення бізнесу
17:14 - Нацбанк показав, яким буде курс долара і євро на понеділок 20 жовтня
17:09 - У 2023 році українці заробили на Onlyfans більше, ніж за попередні три роки: названо суму
17:05 - Бюджетний комітет рекомендував до І читання Бюджет-2026 року
17:00 - Зроблено в Україні: з початку року держава підтримала несировинний експорт на майже 9,5 млрд грн
16:51 - Комунікаційна податкова платформа – взаємодія з бізнесом та громадськістю в ефективному форматі
16:50 - Процедура реорганізації: зняття з обліку у контролюючому органі юридичної особи
16:49 - Чи має право представник юридичної особи – нерезидента отримати в КНЕДП ДПС КЕП за дорученням?
16:46 - На які банківські рахунки платник сплачує штрафні (фінансові) санкції та пеню по єдиному внеску?
16:44 - АТ «Харківобленерго» отримало чотири автомобілі з кранами-маніпуляторами для аварійно-відновлювальних робіт


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32233
Австралійський долар27.0624
Така0.3433
Канадський долар29.7355
Юань Женьміньбі5.8584
Чеська крона2.0061
Данська крона6.5288
Гонконгівський долар5.3726
Форинт0.125047
Індійська рупія0.47437
Рупія0.0025153
Новий ізраїльський шекель12.6098
Єна0.2778
Теньге0.077603
Вона0.029374
Ліванський фунт0.000466
Малайзійський ринггіт9.8734
Мексиканське песо2.2636
Молдовський лей2.4748
Новозеландський долар23.9076
Норвезька крона4.154
Саудівський ріял11.1267
Сінгапурський долар32.232
Донг0.0015842
Ренд2.3988
Шведська крона4.4191
Швейцарський франк52.7304
Бат1.27333
Дирхам ОАЕ11.3618
Туніський динар14.2787
Єгипетський фунт0.8771
Фунт стерлінгів56.0653
Долар США41.7308
Сербський динар0.41611
Азербайджанський манат24.5519
Румунський лей9.5832
Турецька ліра0.9948
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.0638
Болгарський лев24.9392
Євро48.7624
Ларі15.4165
Злотий11.479
Золото179238.38
Срібло2231.93
Платина69119.56
Паладій65534.05

Курси валют, встановлені НБУ на 20.10.2025