Немцы в “Укрзалізниці”. На сколько новые управляющие посоветуют поднять цены на билеты

25.01 15:30 | Укррудпром

Деловая столица, 24 января 2020. Опубликовано 15:11 25 января 2020 года Сможет ли немецкий государственный железнодорожный оператор помочь реформироваться украинскому? В Кабмине полагают, что сможет. Но какие полномочия получат реформаторы, пока неясно.

Отдать, чтобы улучшили

Наверное, это была самая активно обсуждаемая новость четверга: правительство якобы захотело передать “Укрзалізницю” в управление немецкой железнодорожной компании Deutsche Bahn (DB) сроком на 10 лет. Об этом премьер-министр Украины Алексей Гончарук заявил, выступая на украинском завтраке в Давосе. По словам Гончарука, немецкие специалисты будут работать над реформированием управленческих механизмов предприятия.

“Да, мы хотим передать немцам в управление на 10 лет железную дорогу. Мы связываем с этим очень важным решением не только судьбу этой инфраструктурной единицы. Это экосистемное решение, которое должно показать, что Украина беспрецедентно открыта к инвестициям и новым стандартам”, — заявил Гончарук, правда, вскоре опроверг себя же, уточнив, что речь не идет ни о продаже, ни о концессии, ни даже о передаче немцам контроля над железными дорогами. 

Действительно, еще накануне госкомпания “Укрзалізниця” заключила меморандум о сотрудничестве с немецкой железнодорожной компанией Deutsche Bahn, что также комментировал Гончарук уже на своей Facebook-странице: “Этот альянс — логическое продолжение Плана реструктуризации “Укрзалізниці”, которое анонсировал Президент Владимир Зеленский в сентябре 2019 г. Уверен, что применение опыта наиболее успешной европейской железнодорожной компании повысит эффективность и качество железнодорожных перевозок в Украине После встречи с руководством Deutsche Bahn на прошлой неделе в Киеве, мы пришли к пониманию формата сотрудничества, а именно — Украина полностью сохранит за собой контроль над компанией”.

С украинской стороны меморандум подписал глава Мининфраструктуры Владислав Криклий, по словам которого, рассматривается возможность подписания двустороннего соглашения о стратегическом партнерстве, однако окончательные его условия не определены.

Ожидается, что в начале февраля меморандум о намерениях подпишут в Киеве представитель правления DB по вопросам инфраструктуры Рональд Пофалла и представители украинского правительства”, — об этом уже сообщила представитель пресс-службы Deutsche Bahn Керстин Экштайн.

Напомним, что 2 сентября прошлого года Владимир Зеленский поручил Кабинету Министров подготовить план реструктуризации “Укрзалізниці”, в том числе с целью либерализации рынка локомотивной тяги и повышения прозрачности компании. По его словам, УЗ следует разделить на три части, одну из них оставить в государственной собственности — ту, где есть естественная монополия (речь идет про железнодорожное полотно и путевую инфраструктуру). “Деловая столица” подробно описала  эту инициативу по заявлениям из правительства. Сам Гончарук оценивал ситуацию так: ”Лично моя позиция: чем меньше государства в экономике, тем лучше. Конечно, останутся предприятия, которые являются стратегическими — та же “Укрзалізниця”. Там есть часть, которая не может быть приватизирована — железнодорожное полотно, — сказал он. — Есть модель, когда предприятие делится на операторов трех различных частей. Это отдельная и очень сложная история. То, что может быть и является естественной монополией, где не может быть конкурентного рынка, можно оставить государству. И то я бы заводил туда частный капитал”.

Тогда же, в начале сентября, глава “Укрзалізниці” Евгений Кравцов сообщил, что поддерживает планы правительства и Офиса президента по реформе компании, которая предусматривает разделение УЗ на три части. Он пообещал вовремя выполнить поручение президента и разработать план реструктуризации компании.

Правда, по его словам, модель, которая предусматривает разделение “Укрзалізницф” на три части — инфраструктурную, грузовую и пассажирскую — утвердило еще предыдущее правительство. “Главное в ней, что инфраструктура остается в государственном регулировании, а пассажирские и грузовые перевозки осуществляются на рыночных условиях. Все эти базовые элементы являются частью Стратегии УЗ”, — пояснил Кравцов.

Он также отметил, что реализовать реформу “Укрзалізниці” невозможно без госфинансирования пассажирских перевозок. И это, кстати, очень важный вопрос, который прямо связан с приходом Deutsche Bahn — об этом ниже.

Самый важный вопрос...

Где на протяжении этих 10 лет иностранного управления будут заканчиваться полномочия немецких менеджеров и начинаться интересы Украины? А станут ли специалисты DB вмешиваться, скажем, в тарифную политику УЗ, в механизмы закупок для нужд УЗ (очень коррупционная сфера) и т.д

Правда, еще во время подписания меморандума Гончарук заявил, что Украина сохранит за собой контроль над компанией. Однако потом его опрометчивые слова “мы хотим передать немцам в управление на 10 лет железную дорогу” вызвали волну беспокойного обсуждения в соцсетях и СМИ.

Впрочем, уже днем в четверг успокоить украинскую общественность поспешила представитель пресс-службы Deutsche Bahn Керстин Экштайн. По ее словам, немецкий железнодорожный оператор будет оказывать “Укрзалізниці” консультативные услуги: “Инженерно-консалтинговая компания DB Engineering&Consulting, которая входит в Deutsche Bahn и занимается проектами в сферах инфраструктуры, мобильности и транспорта, будет поддерживать и консультировать “Украинскую железную дорогу” по предпринимательских и технических вопросах”.

Если это так, то непонятен тот пафос, с которым Алексей Гончарук сообщил о соглашении между УЗ и DB. По сути, речь идет просто об услугах по управленческому консалтингу, которые будет оказывать немецкий оператор. Их необходимость, кстати, обосновал Криклий: по его словам, важная составляющая выполнения Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС — адаптация и имплементация директив ЕС по железнодорожному транспорту, в том числе через принятие соответствующих изменений в законодательстве.

“Мы ожидаем принятия нового закона о ж/д транспорте в 2020 г., для его практической реализации важен опыт такой компании, как Deutsche Bahn”, — отметил министр. По его словам, целью является интеграция Украины в трансевропейскую транспортную сеть TEN-T.

Другой вопрос — спорная коммерческая эффективность самой DB. Критики правительственного соглашения указывают, что Deutsche Bahn — убыточны в Германии, из-за чего субсидируются государством ежегодно на сумму 12 млрд евро.

Но тут надо понимать, что в Европе основные принципы работы стальных магистралей регламентируются т.н. “железнодорожным пакетом” директив ЕС: 91/440, 95/18 и 95/19. Они подразумевают, что любая реформа может производиться только при условии дальнейшего экономического оздоровления железных дорог. Нерентабельные отрасли, выполняющие социально значимые функции, должны получить поддержку государства. При этом пассажирские операторы имеют приоритет на получение субсидий по сравнению с грузовыми перевозчиками.

В Германии принятый в 1993-м закон о регионализации общественных пассажирских перевозок местного сообщения квалифицирует их как задачу по жизнеобеспечению страны в целом. Отсюда и большие субсидии, которые Deutsche Bahn получает на удешевление местных пассажироперевозок. Дотации выделяются из федерального бюджета, но распоряжаются ими регионы — земли: именно они формируют заказ на перевозки, устанавливают маршруты, объем, частоту перевозок и тип подвижного состава, ценовое предложение, заключают долгосрочные договоры на оказание услуг.

Вместо централизованного управления национальной сетью железных дорог в Германии перешли к принципу “близости” к пассажирам, когда вся полнота контроля за выполнением заказа на перевозки передана землям. Исполнителями стали 9 региональных филиалов компании Deutsche Bahn Regio, сформированных “по принципу тяготения пассажиропотоков”. Deutsche Bahn Regio закрывают сегодня 3/4 объемов пассажирских перевозок в Германии, остальные 25% — 50 частных операторов.

Можно предположить, что главной задачей немецких консультантов станет привнести в УЗ немецкую схему сочетания в рамках одного ж/д-оператора коммерческого подхода (грузоперевозки) и социально-дотационного (региональные пассажирские перевозки).

Денис ЛАВНИКЕВИЧ

Добавить комментарий

Автор:

Введите Код, указанный на рисунке
 




Новини

23:00 - Понад 25 млн тонн вантажів перевалили стивідори у морських портах України з початку 2020 року
23:00 - Кожен може стати частиною нової державної армії, яка здатна дати Українській державі нову якість управління, – Владислав Криклій
20:30 - Несмотря на рост в годовом сравнении, январская реальная зарплата в Украине не дотянула до декабрьской
20:30 - Минсоцполитики хочет создать реестр добросовестных работодателей
20:30 - Чтобы покупать электроэнергию по “зелёному” тарифу, Гарантированному покупателю не хватает 31 млрд. гривен
20:30 - Группа ThyssenKrupp продала своё подразделение по производству лифтов за 19 млрд. долларов
19:54 - Оператор ГТС України на 26% зменшив ціну газу для ВТВ за допомогою Prozorro
18:24 - Мінсоцполітики протидіє випадкам насильства та дискримінації за ознакою статі
18:24 - Уряд виплатить гірникам 654 млн грн
18:24 - ДП «Медичні закупівлі України» розпочинає закупівлю ліків за бюджетними програмами МОЗ
18:24 - Мінсоцполітики виступає за створення реєстру добросовісних роботодавців
18:24 - Олексій Гончарук: Схематозів не залишиться ніде — Уряд знищує корупцію в реєстрації земельних ділянок
18:24 - Міністр закордонних справ України провів телефонну розмову з главою МЗС Туреччини
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 28.02.2020
17:00 - На Вінниччині відбувся семінар-тренінг для підприємців про перевірки
16:54 - Нацкомфинуслуг обещает ужесточить требования к активам страховщиков
16:54 - Mastercard рапортует о 20%-ном росте числа платежных терминалов в Украине
16:54 - “Турбоатом” получил контракт по модернизации оборудования Южно-Украинской АЭС
16:54 - У Тимофея Милованова пообещали опубликовать обновленный макропрогноз для Украины
16:30 - В ДФС зустріли 16 ротацію працівників податкової міліції, які повернулись із зони проведення ООС
16:18 - Україна долучається до європейської моделі прозорих розрахунків в авіаційній сфері, – Дмитро Абрамович
16:12 - Україна долучається до європейської моделі прозорих розрахунків в авіаційній сфері, – Дмитро Абрамович
16:12 - Дозвіл АМКУ на концесію порту Ольвія є потужним позитивним сигналом інвесторам, – Владислав Криклій
16:12 - Ініціативу Міністерства інфраструктури щодо встановлення єдиної ставки плати за аеронавігаційне обслуговування для всіх аеропортів підтримують авіакомпанія SkyUp Airlines, аеропорти «Харків» і «Київ»
16:12 - Державне підприємство «Маріупольський морський торговельний порт» пропонує майно
16:00 - Украинские ВВП-варранты из-за коронавируса подешевели на 2%
16:00 - Авиакомпания Вячеслава Богуслаева сократила число рейсов между Киевом и Запорожьем
16:00 - На телеканале Игоря Коломойского рассказали, как киберполиция помогла им разоблачить рекламистов на пиратской веб-площадке
16:00 - Курси валют, встановлені НБУ на: 02.03.2020
15:06 - Звернення начальника Західно-Донбаського управління Головного управління ДПС у Дніпропетровській області Геннадія Ткачука


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар15.9946
Канадський долар18.3002
Юань Женьмiньбi3.5199
Куна3.6122
Чеська крона1.0624
Данська крона3.6106
Гонконгівський долар3.1548
Форинт0.079931
Індійська рупія0.34075
Рупія0.0017221
Новий ізраїльський шекель7.0946
Єна0.22628
Теньге0.064422
Вона0.020237
Мексиканське песо1.2424
Молдовський лей1.3837
Новозеландський долар15.3343
Норвезька крона2.5961
Російський рубль0.36626
Саудівський рiял6.5547
Сінгапурський долар17.626
Ренд1.5777
Шведська крона2.527
Швейцарський франк25.4384
Єгипетський фунт1.5728
Фунт стерлінгів31.6486
Долар США24.59
Бiлоруський рубль10.9998
Азербайджанський манат14.4826
Румунський лей5.6051
Турецька ліра3.9463
СПЗ (спеціальні права запозичення)33.7512
Болгарський лев13.8053
Євро26.9789
Злотий6.237
Алжирський динар0.20442
Така0.28946
Вірменський драм0.051379
Іранський ріал0.00058548
Іракський динар0.020664
Сом0.35204
Ліванський фунт0.016312
Лівійський динар17.415
Малайзійський ринггіт5.8341
Марокканський дирхам2.5537
Філіппінське песо0.48228
Донг0.0010581
Бат0.77962
Дирхам ОАЕ6.6948
Туніський динар8.6081
Узбецький сум0.0025813
Новий тайванський долар0.8119
Туркменський новий манат7.0257
Ганське седі4.4547
Сербський динар0.22954
Сомоні2.5403
Ларі8.8533
Бразильський реал5.4721
Золото39881.29
Срiбло422.94
Платина21494.61
Паладiй66796.52

Курси валют, встановлені НБУ на: 02.03.2020

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
CEEN8.58.58.58.52550.00
MHPC22522520020039300.00
UNAF15515515515531000.00

Дані за 28.02.2020