Из Google ушли давно. Почему важно, куда придут Брин и Пейдж

15.12.2019 12:24 | Укррудпром

Деловая столица, 14 декабря 2019. Опубликовано 11:42 15 декабря 2019 года Создатели Google — конкистадоры, а не счетоводы, и то, что освоено и начало приносить стабильный доход, для них теряет прелесть.

“Концом эпохи” теперь, кажется, никого уже не удивишь. Эти “концы” сыплются на нас как из рога изобилия. Тем не менее уход из руководства компанией Alphabet легендарных основателей Google Сергея Брина и Ларри Пейджа обострил это чувство.

Это тот странный случай, когда статью следовало начать со слов: “на самом деле это вовсе не новость”. Брин и Пейдж, оставив руководящие должности в своей компании, только привели состояние де-юре в согласие с тем де-факто, которое окончательно сложилось уже несколько лет как. “Ушли” они уже давно. Создав нечто поистине грандиозное, заработав по пятьдесят миллиардов каждый, они очень быстро осознали, что создавать и управлять — это две большие разницы. А также, что они заработали достаточно, чтобы выбирать, чем им заниматься.

Свой уход из руководства созданной ими цифровой империи они постарались преподнести красиво — выбрали роль любящих родителей, чье дитя достигло совершеннолетия и теперь должно как-то управляться с собой само.

Что ж, это хорошая метафора. Брин и Пейдж и правда чем-то похожи на родителей выросшего ребенка — они еще не стары и полны сил, они достаточно взрослые, чтобы знать, чего им не хочется, и уже достаточно богатые, чтобы тратиться на то, что им действительно интересно.

Ни от кого уже на протяжении многих лет не было секретом, что Пейджу и Брину скучно. На самом деле они самоустранились от управления компанией почти сразу после того, как Google стал тем, чем мы его сегодня знаем. Возможно, это случилось именно потому, что его создатели — творцы, а не менеджеры. Они хватались за все, что попадало под руки, и прикидывали, можно ли из этого сделать что-то крутое и новое. И быстро бросали, когда это или получалось (в лучшем случае находился менеджер, который “подхватывал”), или когда появлялись первые признаки того, что это не очень перспективно. Или скорее не очень интересно для Брина или Пейджа лично. Изобретательность и дерзость — вот что ими двигало. Кроме желания заработать большие, очень-очень большие деньги — это все-таки американская мечта.

Адреналин и золото. Золото и адреналин. В произвольных пропорциях. Создатели Google — конкистадоры, а не счетоводы, и то, что освоено и начало приносить стабильный доход, для них теряет прелесть. Интернет — этот некогда новый, едва открытый континент, этот Дикий Запад нашего времени, колонизован и поделен. Там больше нечего ловить. Разве что мелочь всякую — но это недостойно настоящих завоевателей.

Если такой подход к жизни кажется вам мальчишеским (чтобы не сказать инфантильным), то вы уловили самую суть культуры или даже своеобразного шика Кремниевой долины: живи быстро, не умирай никогда и оставайся молодым вечно. Когда ты достаточно богат, ты можешь себе позволить не взрослеть — “синдром Питера Пэна”, который приписывают миллениалам, на самом деле пророс из самых сокровенных глубин души поколений Х и У, окопавшихся в Долине. Для них это, возможно, жизненная необходимость: будьте как дети, не теряйте свежести взгляда, фантазируйте сверх всякой меры и лезьте в драку при любой удобной возможности. Самые смелые фантазии — при наличии острых локтей — ведут к самым большим деньгам.

То есть так было, пока мир цифровых технологий был молод и дик, как планета Земля до эпохи Великих географических открытий.

Взрослеть в бизнесе — или делать бизнес взрослым, как кому нравится — значит, переходить из стадии завоевания в стадию администрирования. Цифровой бизнес — это главным образом бизнес, прилагательное может быть опущено без особого ущерба для сути. Новый бизнес, новый рынок — это всегда приключение, завоевание, и уже только потом, спустя какое-то время, компания.

Старожилы Google уже не первый год с ностальгией вспоминают о тех временах, когда компания была юной и находилась под непосредственным командованием двух предприимчивых капитанов, которые нахально бросали вызов гигантам рынка — от Yahoo! до Microsoft — и нередко побеждали их. Когда компания встревала в любой и каждый открывающийся сегмент рынка — от собственного “железа” до собственного браузера, операционной системы, соцсети. Когда буквально каждый сотрудник компании мог записать свои идеи на стене офиса, и самые популярные идеи неукоснительно выносились на заседания СЕО с реальной перспективой пойти в разработку.

Google Брина и Пейджа стал пионером-первопроходцем в одних областях и удачливым разбойником в других. Не ошибусь, наверное, если скажу, что именно эта парочка фактически создала один из самых перспективных нынче сегментов рынка — торговлю личными данными пользователей, на полкорпуса опередив в этом Facebook. С точки зрения будущего интернета, почти наверняка зарегулированного, Брин и Пейдж будут казаться настоящими бандитами. Но при этом каждый, вздохнув над несовершенством мира, сможет заметить, что все крупные капиталы и бизнесы во все эпохи имели и имеют (и, вероятно, будут иметь) какую-нибудь “неэтичную” основу. Как крупнейшие бизнесы прошлой эпохи вырастали на деньгах, добытых пиратством, контрабандой и работорговлей, так и стартовые цифровые капиталы в будущем, вероятно, будут оценены как достойные осуждения. Но ничего, кроме очередного вздоха над несовершенством мира, это не вызовет.

Уход Пейджа и Брина — это действительно знак конца эпохи. Возможно, конца постиндустриальной революции — новая индустрия прошла стадию взрывного роста и заканчивает стадию формализации. Прощай, романтика. Прощайте, внезапные фантастические обогащения. Прощайте, революционные изменения быта вокруг и мира внутри. Теперь администрирование становится важнее, чем изобретение или открытие. Управленские будни — такие будни...

Пассионарии часто оказываются непригодны в условиях формализованной компании. Достаточно вспомнить, сколько проблем принес Apple Стив Джобс — старый хиппи был слишком эксцентричен для роли администратора, ему было тесно и даже, вероятно, неприятно играть по правилам обычной корпорации. Он достал всех своими выходками и авантюрами (которые еще недавно приносили миллиардный доход) до такой степени, что был уволен людьми, которых он сам пригласил на работу. И, надо сказать, эта “ссылка” пошла на пользу — и ему, и индустрии. Один только Pixar того стоил.

Брина и Пейджа никто не “отодвигал”, как поговаривали в самой компании старожилы, которым также пришлось пережить структуризацию бизнеса, его переход из стадии прорыва к стадии системной. Они сами “устранились”, увлекшись проектами, слишком далекими от “Гугла” — робомобилями, космосом, дронами, бессмертием.

Собственно, сила создателей Google была именно в том, что ничто не казалось им слишком далеким. В результате они не просто меняли мир — это делает буквально любой игрок на рынке цифровых технологий. Google строился таким образом, чтобы стать всем для мира. А может, и самим миром. Возможно, именно потому, что компания ставила перед собой именно такую — фактически, божественную — цель, именно она действительно изменила мир. Пожалуй, как никакая другая компания на цифровом рынке.

Но медовый месяц человечества с новой цифровой индустрией также подходит к концу. Это совсем не случайно совпадает с формализацией нового бизнеса. Время романтики и корсаров заканчивается не только внутри индустрии, но также в отношении к индустрии — романтизм и восхищение сменяется настороженностью и скепсисом.

Опасности, которые несут человеку, государству и человечеству в целом цифровые компании, оказались в центре внимания несколько лет назад. Преимущественно в свете выборов президента США. В фокусе общественного внимания солировал Facebook, но и Google тогда немало досталось — его уличили в “неровности” поисковой выдачи в зависимости от интересов и идеологических предпочтений пользователя. Вопрос о том, насколько хорошо Google знает каждого своего пользователя, просто не мог не встать со всей остротой. Законы о защите личных данных и штрафы, связанные с предполагаемыми злоупотреблениями личными данными, стали сигналом к началу закручивания гаек. Новый бизнес, еще недавно такой дружественный, популярный, белый и пушистый, оказался просто бизнесом, который власти пытаются загнать в рамки и поставить под контроль.

Такая возможность есть даже в самой либеральной в отношении бизнеса стране — США. При всем либерализме, есть одна вещь, которая недопустима при ведении бизнеса, — монополия. В уходящем году это слово вполне недвусмысленно прозвучало из уст чиновников в адрес Google.

Сложная ситуация и внутри компании — что естественно, учитывая ее размеры. Администрирование такой огромной империи — задачка не из простых, и она требует полной сосредоточенности и мобилизации сил. Которые создатели компании хотят расходовать совершенно иначе. Им нравится менять мир. Пейдж с Брином — как раз те люди, у которых это получается по-настоящему, к добру или к худу. И раз уж так получилось, что время завоевывать мир закончилось и пришло время улаживать проблемы, значит, пора уходить. Пока это еще можно сделать красиво.

Екатерина ЩЁТКИНА

Додати коментар

Користувач:
email:





Золото, акції та бонди,
Кожен шукає свій шлях,
Кожен знає - треба знайти,
То що додась фінансовий ринок.

- Fin.Org.UA

Новини

18:15 - Слабость внутреннего спроса придавливает евро, поддерживает DAX
18:10 - Оштрафовано об’єкти оверсайту платіжної інфраструктури
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 28.03.2024
17:27 - Оновлено порядок виконання міжбанківських платіжних операцій через СЕП
17:26 - Держмитслужба спільно з Американською торговельною палатою працюватимуть над посиленням діалогу між бізнесом і митними органами
17:07 - УОП оновлює систему закупівель: тендери повертають на Prozorro 
17:05 - Денис Шмигаль: Україна та Польща спільно працюють над питанням збільшення зброї для нашої держави
16:55 - "Зелена" генерація допомагає уникнути відключень світла в Одеській області
16:44 - Уряди України та Польщі реалізовують спільні кроки для розблокування кордону, — Прем’єр-міністр
16:27 - Україна звернулася до Польщі з проханням про вільний пропуск пального через кордон
16:12 - Втрати від виходу іноземних компаній з московія оцінюються у понад 100 мільярдів доларів - Reuters
16:10 - Олександр Порхун: Перші поховання на Національному військовому меморіальному кладовищі можуть відбутися наприкінці літа – на початку осені 2024 року
16:07 - Туск після переговорів зі Шмигалем: Ми близькі до того, щоб знайти рішення
16:06 - Майже 170 тисяч документацій із землеустрою та оцінки земель оцифрували землевпорядники Львівщини
16:00 - Курси валют, встановлені НБУ на 29.03.2024
15:57 - Порядок документування страхових виплат фізичним особам для цілей оподаткування буде оновлено
15:55 - Голова Фонду держмайна України Віталій Коваль зустрівся з Надзвичайним і Повноважним Послом Королівства Нідерландів в Україні Єннесом де Молом
15:44 - Експорт 4 видів агрокультур: ліцензії видаватимуться з погодженням з Польщею
15:39 - Україна та Польща підписали меморандум про взаєморозуміння у сфері охорони здоров’я
15:32 - Ігор Клименко зустрівся із Міністром внутрішніх справ та адміністрації Польщі Марціном Кєрвінським
15:30 - "Укрнафта" розпочала ребрендинг мережі АЗС Glusco
15:24 - Новий міжнародний залізничний маршрут Київ — Кошице планується запустити цього року, - Мінінфраструктури
15:20 - Понад ₴21,6 мільярда податків і зборів сплатив Київстар за 2 останніх роки
15:18 - Цього року планується запустити залізничний маршрут з Києва до Словаччини
15:04 - Україна і Польща домовилися спільно шукати українські родини у Польщі для дітей, евакуйованих з інтернатів через війну
14:52 - Міністр агрополітики: Питання розблокування кордону з Польщею потребує додаткового часу
14:51 - 1 млрд грн передбачено на підтримку розвитку бізнесу Сумщини у 2024 році, – Юлія Свириденко
14:45 - Житло під пільговий кредит. Як реально працює державна програма "єОселя"
14:39 - Обговорено актуальні питання співпраці з польською стороною щодо інфраструктурних напрямів
14:35 - 1 млрд грн передбачено на підтримку розвитку бізнесу Сумщини у 2024 році, – Юлія Свириденко


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.5135
Канадський долар28.8988
Юань Женьміньбі5.4258
Чеська крона1.6737
Данська крона5.6807
Гонконгівський долар5.0125
Форинт0.107262
Індійська рупія0.47027
Рупія0.0024708
Новий ізраїльський шекель10.6496
Єна0.25938
Теньге0.087503
Вона0.029136
Мексиканське песо2.3679
Молдовський лей2.2228
Новозеландський долар23.4191
Норвезька крона3.6239
московський рубль0.42382
Сінгапурський долар29.055
Ренд2.0662
Шведська крона3.6744
Швейцарський франк43.3865
Єгипетський фунт0.8279
Фунт стерлінгів49.5641
Долар США39.2214
Білоруський рубль14.2561
Азербайджанський манат23.0755
Румунський лей8.5194
Турецька ліра1.2132
СПЗ (спеціальні права запозичення)51.9734
Болгарський лев21.6657
Євро42.367
Злотий9.8289
Алжирський динар0.28321
Така0.3459
Вірменський драм0.094144
Домініканське песо0.65004
Іранський ріал0.00090593
Іракський динар0.029045
Сом0.42551
Ліванський фунт0.000425
Лівійський динар7.8762
Малайзійський ринггіт8.022
Марокканський дирхам3.7715
Пакистанська рупія0.13675
Саудівський ріял10.1456
Донг0.0015437
Бат1.05901
Дирхам ОАЕ10.3594
Туніський динар12.1956
Узбецький сум0.0030447
Новий тайванський долар1.20401
Туркменський новий манат10.8712
Сербський динар0.3516
Сомоні3.4733
Ларі14.3241
Бразильський реал7.6217
Золото86820.49
Срібло968.09
Платина35516.55
Паладій39860.32

Курси валют, встановлені НБУ на 29.03.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2041501006.631006.631006.631006.63145961.35
2262861032.451032.451032.451032.451073748.00
2288111122.611122.611122.611122.6122452.20
229025972.87972.87972.87972.872043027.00
BAVL0.240.240.240.24129600.00
CRSR061003.071003.071002.961003.07358088.07

Дані за 28.03.2024