Парижский саммит “нормандской четверки”: спасти Украину от стратегической ошибки

08.12.2019 08:48 | Укррудпром

Зеркало недели, 6 декабря 2019. Опубликовано 08:35 08 декабря 2019 года После почти полугодовой эпопеи вокруг созыва очередного Нормандского саммита в Париже и согласования даты его проведения все замерли в ожидании финальной развязки.

С фанатичной настойчивостью команда Зеленского двигалась к организации этого саммита как самоцели, наивно полагая, что одна встреча на наивысшем уровне способна изменить поведение и стратегические расчеты Кремля.

Со своей стороны Киев выполнил ряд политических предпосылок, а по сути — прихотей Москвы. Речь идет прежде всего о согласовании московского варианта формулы Штайнмайера, что означает согласие на российский сценарий выполнения Минских договоренностей, отказ от принципа “сначала безопасность”, согласие Украины на отступление украинских войск с занятых ценой крови позиций в трех точках — Петровское, Золотое и Станица Луганская, называемое невинным “разведением”. Москва же не выполнила никаких безопасностных условий “Минска”: не прекратила стрелять, не вывела свои войска и вооружение, не предоставила СММ ОБСЕ полный и беспрепятственный доступ ко всей оккупированной территории, не дала создать зону, свободную от тяжелого оружия в районе Мариуполя, не позволила СММ ОБСЕ установить постоянной контроль над неконтролируемым участком украино-российской границы с созданием зон безопасности, не прекратила поставлять смертельное оружие и боеприпасы со своей территории и т.п. По сути получается, что Киев приобрел билет президенту Путину в Париж да еще и сопроводил это мероприятие мощной рекламной кампанией.

Парадоксально наблюдать, как агрессора не принуждают, а приглашают на встречу. Кстати, благоприятна для российской стороны и сама дата Парижского саммита — 9 декабря. Речь идет о его проведении накануне заседания Европейского совета, где 12 декабря канцлер ФРГ А.Меркель и президент Франции Э.Макрон проинформируют лидеров ЕС о результатах саммита. Как ожидается, по итогам заседания будет одобрено политическое решение относительно судьбы секторальных санкций ЕС против России. И хотя на этот раз нет причин сомневаться в их продлении еще на полгода (одиннадцатый раз подряд), декабрьская встреча в Париже может начать обратный отсчет для перспективы снятия санкций ЕС с агрессора и эрозии проукраинской международной коалиции.

Накануне Нормандского саммита довольно неблагоприятно для Украины складывается и международная конъюнктура.

Во-первых, из-за внутриполитических процессов в США перед президентскими выборами в 2020 г. из переговоров на донбасском треке практически выбыл Вашингтон. После отставки американского спецпредставителя Курта Волкера на это место до сих пор так никого и не назначили. Хотя США и не были непосредственным участником нормандского формата, они действовали очень эффективно и скоординированно за его рамками. По собственному опыту знаю, как незаметная глазу работа американской стороны значительно усиливала позиции Украины.

Во-вторых, и это досадно, активную политику умиротворения России продвигает президент Франции. Стремясь стать первым среди равных в европейской политике, заменить Берлин и готовясь к перевыборам, он хочет наконец закрыть украинскую проблему (и убрать этот раздражитель для отношений Франции и России). Это также, по его мнению, помогло бы его амбициозному видению мифического европейско-российского партнерства.

В-третьих, все более неуверенными становятся внутриполитические позиции канцлера Меркель, особенно после избрания нового руководства социал-демократов с их скептическим отношением к пребыванию в правительственной коалиции Германии. К тому же на кону общая реализация с Россией проекта “Северный поток-2”.

В конечном итоге невыгодный фон создает и российская сторона, которая традиционно играет на повышение ставок. Речь идет как об обстрелах вдоль линии разведения, блокировании процесса освобождения заложников в Трехсторонней контактной группе, так и об откровенных пощечинах накануне саммита вроде написанного Кремлем для его марионеток т.н. закона о границе. Не обошлось и без классического шантажа в исполнении главы Госдумы РФ В.Володина “о возможном выходе нескольких областей из состава Украины” (сценарий дестабилизации Москва никогда не отбрасывала и не отбрасывает).

В целом такое политическое расписание дает Кремлю возможность при минимальных уступках максимально выгодно продать свою позицию. Мы это видели на примере ситуации с возвращением украинских кораблей, которые к нормандскому треку не имели никакого отношения, поскольку Россия была обязана выполнить предписание Международного трибунала. Дошло даже до абсурда, когда за этот шаг президент страны-агрессора и нарушителя международного права в телефонном разговоре получил порцию позитива от президента Франции.

По собственному опыту спецпредставителя президента Украины в Грузии во время российской агрессии 2008 г. напомню, как благодаря активности тогдашнего президента Франции Саркози Грузия получила до сих пор не реализованный план из шести пунктов и замороженный конфликт. Зато Россия добилась снятия с актуальной международной повестки дня “грузинского вопроса”, а позднее даже получила от ЕС мощный бонус в виде программы “Партнерство ради модернизации” и, главное — стратегическое время и опыт для подготовки агрессии против Украины.

Такое умиротворение агрессора, к величайшему сожалению, мы видим и сейчас.

Все международные инициативы относительно привлечения России исходят из ошибочного предположения, что ее агрессивную политику можно ограничить, предложив взаимовыгодное сотрудничество, или мотивировать к прекращению агрессии гуманными призывами и гуманитарными убеждениями; либо же побуждать Украину поступиться некоторыми интересами ради мира в Донбассе. Такая политика не учитывает ключевой момент: в системе геополитических амбиций В.Путина ему нужен не Донбасс, а вся Украина.

Интересно наблюдать, как постепенно угасает чрезмерный оптимизм президента Зеленского и его команды относительно ожидаемых результатов саммита. Еще три-четыре месяца назад они излучали уверенность, что для прекращения агрессии в Донбассе достаточно “сесть и поговорить”, а восстановление мира является вообще вопросом шести месяцев. А сейчас руководитель государства заявляет, что сам факт проведения саммита является победой, и что никакого прорыва не следует ожидать, а лидеры могут ограничиться лишь коротким коммюнике. Кстати, соглашусь, что никаких подписей под документом не будет.

Однако осмелюсь спрогнозировать ключевые публичные результаты Нормандского саммита.

Во-первых, традиционным будет призыв к сторонам (к сожалению, не будет четко указан адресат, который должен прекратить огонь) обеспечить постоянный и всеобъемлющий режим прекращения огня по всей линии столкновения. Ведь стрелять так и не прекратили.

Во-вторых, участники саммита будут приветствовать согласование т.н. формулы Штайнмайера и призовут Украину к ее скорейшей имплементации в национальное законодательство принятием закона об “особом статусе ОРДЛО” на постоянной основе. При этом будет очевидным стремление Москвы принудить Украину согласовать его текст с российскими марионетками и, по сути, предоставить статус автономии региону.

В-третьих, участники парижской встречи также будут приветствовать успешное разведение сил и средств в трех пилотных точках и строительство моста в Станице Луганской. И призовут продолжить процесс разведения вдоль всей линии размежевания. То есть фактически речь будет идти об отступлении украинских войск с занимаемых позиций вдоль более 400 км линии столкновения. В сочетании с последним решением о т.н. границе ДНР вполне реальна перспектива получить замороженную квазиграницу незаконного образования. Не удивлюсь, если Москва в конечном итоге будет инициировать вопрос размещения миротворцев ООН вдоль этой контактной линии, чтобы ее фактически “забетонировать”.

В-четвертых, лидеры будут приветствовать обмен заложниками 7 сентября по формуле “35 на 35” и призовут продолжить процесс освобождения всех удерживаемых лиц по принципу “всех на всех”. Вместе с тем освобождение в декабре 2017 г. 74 украинских заложников доказывает, что для прогресса на гуманитарном треке проводить саммит необязательно. Здесь скорее необходимо скоординированное международное давление.

В-пятых, в положительном ключе будут отмечены инициативы украинской власти о социальных и пенсионных выплатах жителям оккупированных территорий. Однако без внимания останутся важные предпосылки для такого шага, который должна была бы выполнить Москва, а именно: восстановление украинской гривни, украинского налогового поля и банковской системы на территории ОРДЛО. Не забываем и о захваченных Россией украинских государственных и частных предприятиях на оккупированной территории.

Чтобы не попасться в российскую ловушку, президент Зеленский должен четко понимать красные линии Украины. Некоторые из них, в частности относительно четких условий проведения местных выборов, уже озвучены в интервью Der Spiegel. Кроме того, вне публичной риторики президента и далее остаeтся несколько важных позиций, а именно: никакой федерализации Украины, никаких компромиссов относительно европейского и евроатлантического курса государства, восстановление принципа “сначала безопасность”, включая вывод российских войск и оружия с территории Украины, никаких прямых переговоров с марионетками Кремля в Донбассе, восстановление контроля над украино-российской границей, никаких компромиссов по крымскому вопросу (мы не должны забывать о крайне опасных инициативах обмена Донбасса на Крым). Важным позитивом стало бы восстановление работы над дорожной картой имплементации “Минска”, где предполагалась бы приоритетность выполнения безопасностных условий, а также решение вопроса размещения миротворцев ООН в оккупированном Донбассе, включительно с границей.

К сожалению, никаких гарантий учета российским агрессором этих позиций по результатам саммита нет. Поэтому вполне очевидно, что встреча может освятить дальнейшее урегулирование ситуации в Донбассе по российскому сценарию и за счет национальных интересов Украины.

На сегодняшний день мы видим, что команда президента загнала себя в угол чрезмерными ожиданиями перед саммитом. Поэтому очевидным будет стремление оправдать этот полугодичный спринт и уступки Украины якобы достигнутым “прогрессом”.

Можно уже ожидать эмоционального обращения президента Зеленского к украинскому народу, в котором он отчитается, что “привез долгожданный мир, а также добился освобождения украинских героев”. Не ставим под сомнение важность возвращения наших граждан домой. Но что касается мира, то это, скорее, будет манипуляцией. Ведь Украине нужен мир с учетом наших национальных интересов на основе очерченных красных линий. И его точное название — победа. Вместо этого мир, о котором сейчас идет речь, — это мир на условиях России, что станет не победой, а фактически капитуляцией Украины по молчаливому согласию международного сообщества. К сожалению, мы должны осознать, что последствия решений Парижского саммита станут очевидными не 10 декабря. Но когда они скажутся, тогда уже может быть поздно. Призрак нового “Мюнхенского заговора” завис над нашими головами.

Константин ЕЛИСЕЕВ

Добавить комментарий

Автор:

Введите Код, указанный на рисунке
 




Новини

17:00 - Падение евро и Nasdaq при растущем рынке требует внимания
17:00 - Сильные деловые настроения поддержали DAX и евро
17:00 - НБУ отчитался о работе с обращениями потребителей финуслуг и рассказал что делать в случаях нарушений?
17:00 - Страховой рынок Польши в 1 квартале 2020 года вырос на 2,4% до 3,7 млрд. евро
17:00 - Страховой рынок Румынии в 1 квартале 2020 года вырос на 8,8% до 612 млн. евро
17:00 - Укрзализныця выбрала страховщика для обязательного страхования пассажиров на железнодорожном транспорте
17:00 - Global Catastrophe Recap: AON проанализировала экономический ущерб от природных катастроф в июле 2020 года
17:00 - Премии AXA Group в 1 полугодии 2020 года снизились на 10% до 52,4 млрд. евро
17:00 - Global Insurance Market Index: средние тарифы на страхование в мире во 2-м квартале 2020 выросли ещё на 19%
17:00 - Застрахованные убытки урагана Isaias в США и Карибском бассейне превысят $4,2 млрд.
17:00 - Insurance Europe рассмотрела этический аспект использования искусственного интеллекта в страховании
17:00 - Глобальные экономические и страховые убытки от катастроф в 1 полугодии 2020 превысят $75 млрд. и $31 млрд.
16:54 - Британский фунт (GBP) нашел сильную поддержку, но смогут ли быки развить наступление?
16:54 - Евро (EUR) нашел сильную поддержку, быки контратакуют...
16:54 - Затверджено список найкращих студентів та курсантів, які з 1 вересня 2020 року отримуватимуть стипендію імені Героїв Небесної Сотні
16:54 - Держенергоефективності долучилося до обговорення перспектив участі України в Європейському зеленому курсі
16:54 - Оперативна інформація про поширення коронавірусної інфекції 2019-nCoV
16:54 - Показники для послаблення протиепідемічних заходів станом на 11.08.2020
16:54 - Одеські аудитори за січень – липень виявили порушень під час здійснення закупівель вартістю 3,1 млрд грн
16:54 - Протягом січня – липня 2020 року аудитори Черкащини забезпечили відшкодування втрат на суму понад 13,2 млн грн
16:54 - Ведення Державного земельного кадастру: актуальні показники
16:54 - Ігор Петрашко зустрівся з Міністром сільського господарства та продовольства Республіки Білорусь
16:54 - Держприкордонслужба: Інформацію про зміну умов перетинання кордону можна отримати за допомогою чат-бата
16:54 - Денис Шмигаль: Наше завдання — застосовувати найкращі технології та процеси переробки в АПК
16:54 - В Уряді розповіли про підготовку до участі у Європейській зеленій угоді
16:54 - Світлана Шаталова: Станом на сьогодні, запаси ліків в регіонах України фактично дорівнюють річній нормі
16:49 - Бывшие собственники банка покойного Евгения Щербаня не смогли возобновить его работу через суд
16:49 - Министр инфраструктуры нашел кран, который снимет молдавский танкер с одесского пляжа
16:49 - Иран заявил, что не будут платить Игорю Коломойскому за сбитый самолет
16:49 - Цены, пенсии, зарплаты. Чем Беларусь Лукашенко отличается от Украины Зеленского


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар19.8334
Канадський долар20.7912
Юань Женьміньбі3.9739
Куна4.3523
Чеська крона1.2447
Данська крона4.3717
Гонконгівський долар3.561
Форинт0.094372
Індійська рупія0.36907
Рупія0.0018793
Новий ізраїльський шекель8.1143
Єна0.26035
Теньге0.065968
Вона0.02328
Мексиканське песо1.238
Молдовський лей1.6674
Новозеландський долар18.2465
Норвезька крона3.0841
Російський рубль0.37937
Саудівський ріял7.3593
Сінгапурський долар20.1359
Ренд1.5774
Шведська крона3.1673
Швейцарський франк30.2911
Єгипетський фунт1.7274
Фунт стерлінгів36.2116
Долар США27.5982
Білоруський рубль11.243
Азербайджанський манат16.1914
Румунський лей6.7326
Турецька ліра3.8091
СПЗ (спеціальні права запозичення)38.9197
Болгарський лев16.6445
Євро32.5562
Злотий7.3972
Алжирський динар0.21575
Така0.32641
Вірменський драм0.057033
Іранський ріал0.00065904
Іракський динар0.02326
Сом0.36062
Ліванський фунт0.018361
Лівійський динар20.1425
Малайзійський ринггіт6.5293
Марокканський дирхам2.9747
Донг0.0011948
Бат0.88726
Дирхам ОАЕ7.536
Туніський динар10.1321
Узбецький сум0.0027117
Новий тайванський долар0.94229
Туркменський новий манат7.9085
Ганське седі4.804
Сербський динар0.27874
Сомоні2.6845
Ларі8.9986
Бразильський реал5.3502
Золото54528.52
Срібло764.61
Платина26759.49
Паладій59088.3

Курси валют, встановлені НБУ на: 12.08.2020

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
BAVL0.3550.3550.35210.352121213.00
MHPC1841841841841840.00

Дані за 10.08.2020