Украина: мегаиздержки монополизма

20.10.2019 10:54 | Укррудпром

Зеркало недели, 12 октября 2019. Опубликовано 10:18 20 октября 2019 года Несмотря на значительные выгоды конкуренции, в мировой практике на самом деле не так много примеров достаточно последовательных реформ, направленных на ее развитие.

Мощные лоббистские группы во многих случаях добиваются выгодных для себя ограничений конкуренции.

Особенно это характерно для нашей страны, где распространена точка зрения, что в силу уникальных особенностей Украины нам далеко не всегда подходят западные рецепты. Однако как минимум в случае конкуренции это не так, поскольку именно ее усиление вследствие реформ второй половины 1990-х стало важнейшей движущей силой подъема украинской экономики в 2000-х.

Данные опросов предпринимателей свидетельствуют, что интенсивность конкуренции в Украине достигла максимума в 2007 г., затем снизившись вследствие усиления коррупции и т.п. А при президенте Януковиче государственная политика была и вовсе направлена фактически на удушение конкуренции. Так, Дмитрий Фирташ установил контроль над большей частью областных газораспределительных компаний. Он также приобрел концерн “Стирол”, Северодонецкое объединение “Азот” и Черкасский “Азот”. Учитывая, что Фирташу уже принадлежал “Ривнеазот”, холдинг Ostchem объединил четыре из шести предприятий Украины по производству минеральных удобрений. Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) согласовал эти приобретения, хотя согласно ст. 25 Закона “О защите экономической конкуренции” разрешение на концентрацию дается, если она не приводит к монополизации или существенному ограничению конкуренции на всем рынке или в значительной его части.

В ряде случаев монополии и вовсе создавались сознательно. В 2011 г. была проведена приватизация трех энергогенерирующих компаний: “Днепрэнерго”, “Западэнерго” и “Киевэнерго”. Одно из условий конкурса — претендент должен был загрузить мощности на 70% углем украинского происхождения. Выполнить это условие мог только Ринат Ахметов, который и стал их собственником. Аналогичные процессы происходили и в ряде других отраслей.

Украинские рынки сильно концентрированы, и на многих из них доминируют государственные предприятия и фирмы с политическими связями, отмечено в подготовленном Всемирным банком докладе “Уменьшение рыночных перекосов для более успешной Украины”. При этом вход новых производителей на рынки является ограниченным. Средняя интенсивность входа в частный сектор (этот показатель отражает количество вновь созданных частных фирм в расчете на 1000 человек населения в трудоспособном возрасте) в 2006—2016 гг. была низкой как по мировым стандартам, так и по сравнению с большинством стран Центральной и Восточной Европы. Это свидетельствует о существовании значительных барьеров входа, обусловленных госрегулированием и политикой доминирующих фирм.

Такая структура рынков значительно ослабляет конкуренцию и подрывает стимулы к повышению эффективности. Например, запуск нового рынка электроэнергии в нынешнем году привел к существенному повышению тарифов. Это может показаться странным, ведь создание рынков электроэнергии в других странах традиционно вызывало их заметное снижение. Но в условиях, когда на рынке электроэнергии в Украине доминирует ДТЭК, тарифы снижаться не будут. При этом структура данного рынка продолжает ухудшаться: в 2019 г. АМКУ разрешил ДТЭК еще и покупку компаний “Одессаоблэнерго” и “Киевоблэнерго”.

Украине необходима Национальная конкурентная политика — комплекс мер, направленных на ограничение монополизма и развитие конкуренции. Важнейшие направления реформирования:

— демонополизация экономики;

— устранение антиконкурентных норм из законодательства;

— приватизация;

— обеспечение конкурентной нейтральности, выравнивание условий конкуренции. 

Самое время признать, что монополизация ряда украинских рынков — результат неудовлетворительного контроля АМКУ за концентрацией. Когда-то комитет сохранял определенную самостоятельность. Так, в 2004 г., когда Янукович был премьер-министром, АМКУ отказал донецкой фирме “Сармат” в приобретении контрольного пакета акций “Оболони”, поскольку это бы привело к существенному ограничению конкуренции на рынке пива. Но когда Янукович стал президентом, а руководство АМКУ сменилось, принадлежащие Ахметову, Фирташу компании без проблем получали разрешения на сделки, приводящие к монополизации рынков. К сожалению, ситуация принципиально не изменилась и после 2014 г. Система контроля над концентрацией должна быть пересмотрена. Намного проще предотвратить создание монополии, чем потом бороться с ней.

Конкурентные ведомства развитых стран к таким вопросам относятся иначе, нежели АМКУ. Так, в нынешнем году Европейская комиссия заблокировала сделку по слиянию сталелитейных активов немецкой промышленной группы Thyssenkrupp с активами индийской Tata Steel. Согласие на концентрацию часто сопровождается структурными требованиями. К примеру, при объединении Exxon и Mobil вновь образованный альянс был вынужден продать более 2400 автозаправочных станций (15% от их общего числа) и нефтеперерабатывающий завод в Калифорнии.

Поскольку принудительный раздел монопольных структур — сложная задача, следует активно использовать другие способы демонополизации рынков, стимулируя вход на них отечественных и иностранных компаний, в том числе за счет снижения таможенных барьеров, поддержки малого и среднего бизнеса.

Хотя выгоды конкуренции очевидны, наши власти под влиянием лоббистских групп ввели множество норм, ее ограничивающих. Чтобы экономика динамично развивалась, следует изъять из отечественного законодательства антиконкурентные нормы. Такая работа должна быть в первую очередь проведена на рынках, в наибольшей степени влияющих на развитие экономики и благосостояние граждан.

Согласно отчету о глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума за 2019 г., по такому показателю, как искажающее влияние налогов и субсидий на конкуренцию, Украина занимает 104-е место среди 141 страны. Для исправления ситуации есть неплохой инструмент — Закон “О государственной помощи субъектам хозяйствования”. Его принятие в 2014 г. было большим успехом, учитывая, что Верховная Рада в предыдущие годы дважды отклоняла соответствующие законопроекты. Уполномоченным органом по вопросу контроля государственной помощи является АМКУ, в котором создан соответствующий департамент. Учитывая, что вышеуказанный закон полностью вступил в силу в августе 2017 г., рассчитывать на быстрые изменения не стоит. В то же время настораживает тот факт, что в 2018-м АМКУ принял лишь два решения о признании новой государственной помощи недопустимой для конкуренции.

Конечно, не все здесь зависит от АМКУ. Подавляющая часть из 185 решений, принятых комитетом по результатам рассмотрения дел в сфере государственной помощи, касалась органов местного самоуправления. Всего пять касались министерств и ведомств и еще пять — Государственного управления делами. Помощь со стороны госбюджета составила 4%(!) от всей госпомощи, информация о которой была получена АМКУ. Решения о ее предоставлении с комитетом согласовывали органы местного самоуправления лишь нескольких областей (Харьковской, Винницкой, Житомирской и некоторых других). В то же время большинство министерств и ведомств, включая Минфин, игнорируют положения Закона “О государственной помощи субъектам хозяйствования” и Бюджетного кодекса, требующие прилагать к бюджетному запросу, предусматривающему получение госпомощи, копию решения АМКУ.

Для нашей власти было важно отчитаться о выполнении одного из обязательств, определенных Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС. Поэтому закон о государственной помощи приняли, но выполнять его не спешат. Такая позиция должна быть пересмотрена. Действенный контроль за госпомощью должен стать одним из приоритетов правительства. Это обеспечит значительную экономию бюджетных средств, минимизирует искажения конкуренции от предоставления такой помощи.

За государственную собственность необходимо платить трижды, отмечал М.Портер. Во-первых, низкой эффективностью и недостатком динамизма. Во-вторых, неблагоприятным воздействием неэффективного производства на отрасли, которые вынуждены покупать продукцию государственного сектора. В-третьих, недостаточным уровнем спроса со стороны госпредприятий-потребителей. На принятие решений о закупках часто влияют политические соображения, многие из них осуществляются при отсутствии конкуренции. Украинцы же платят за государственную собственность куда больше, чем население развитых стран. Причины этого объяснил экс-председатель Фонда госимущества А.Бондарь: “У нас нет государственных предприятий, все они кому-то принадлежат”.

Поэтому необходима приватизация большинства госпредприятий. При этом следует учесть негативный опыт приватизации в энергетике, в результате которой ДТЭК стала монополистом. “Пути проведения приватизации должны способствовать созданию здоровой внутренней конкуренции, а не замещению государственной монополии монополией частной”, — отмечал Портер.

Осуществление конкурентной политики во многом зависит от работы АМКУ. “Сильными сторонами АМКУ являются его склонность к добросовестному и ответственному ведению деятельности, постоянное и смелое стремление расширить сферу своей деятельности, а также традиционный статус независимого органа, деятельность которого защищена от вмешательства других государственных органов. Комитет считается стабильным, хорошо управляемым и свободным от коррупции органом”, — отмечалось в обзоре ОЭСР “Конкурентное право и политика в Украине”, опубликованном еще в 2008 г.

“Независимость АМКУ от государства и частного сектора остается недостаточной, а его существующие институциональные гарантии, финансовые и человеческие ресурсы недостаточны для выполнения своего мандата”, — отмечено в вышеуказанном докладе Всемирного банка, опубликованном в 2019 г. Увы, за последнее десятилетие не раз менялся состав комитета, из него ушло немало грамотных работников. При этом деградация происходила не только при Януковиче: некоторые специалисты, работавшие в АМКУ со времени его создания, уволены нынешним руководством. Результаты такой кадровой политики налицо. О них не раз говорилось и на страницах ZN.UA.

Прежде чем давить на газ, снимите экономику с тормоза, — рекомендовали иностранные эксперты правительству Украины еще в 1990-х. Тогда руководство страны, хотя далеко не сразу, прислушалось к разумному совету. Демонополизация экономики, аграрная реформа, “упрощенка” для малого бизнеса, отмена необоснованных льгот, ликвидация многих схем в энергетике и другие меры, направленные на дерегулирование экономики и развитие конкуренции, способствовали динамичному экономическому росту. В 2000—2008 гг. по темпам роста ВВП наша страна мало уступала Китаю. Но когда ситуация в экономике улучшилась, реформы были свернуты, а многие схемы восстановлены. На месте ликвидированных монополий возникли новые.

Реформы, осуществлявшиеся начиная с 2014 г., позволили вывести экономику из кризиса, но не обеспечили динамичный рост. Они проводились непоследовательно, многие не были доведены до конца.

Сейчас страна вновь на перепутье. Новое руководство ставит амбициозные задачи, но пока не сформулировало четкую стратегию. Нам необходима Национальная конкурентная политика — комплекс реформ, основанный на лучшем мировом и отечественном опыте. Следует учитывать, что реформы, направленные на развитие конкуренции, не требуют “затягивания поясов”, поэтому позитивно воспринимаются населением. Однако для их проведения необходима политическая воля, чтобы преодолеть сопротивление олигархов и бюрократии.

Анатолий ЩЕРБАК, кандидат экономических наук, доцент Одесского национального экономического университета

Добавить комментарий

Автор:

Введите Код, указанный на рисунке
 




Новини

11:42 - EURUSD и S&P500 дали сильный бычий сигнал. Дальше – рост?
11:30 - “Отстойник для нужных людей”. Куда может завести реформа системы территориальной обороны Украины
11:30 - Минздрав не советует лицам старше 60 выходить на работу
11:30 - “Борисполь” договорился о 10 млн долларов кредита в “Альфа-Банке” Михаила Фридмана
11:30 - “Укртелеком” довели до ручки: монополия Рината Ахметова сообщает о техническом сбое в сетях по всей стране
11:30 - Святослав Вакарчук оказался акционером Стахановского завода ферросплавов и Мариупольского завода тяжелого машиностроения
11:30 - Кабмин рассмотрит вопрос достройки домов “Укрбуда”
11:24 - Оперативна інформація про поширення коронавірусної інфекції COVID-19
11:24 - Олексій Чернишов: Завершено основний етап реформи адміністративно-територіального устрою
11:24 - У Мінсоцполітики відбулося перше засідання Наглядової Ради Проекту ЄС-МОП ”На шляху до безпечної, здорової та задекларованої праці в Україні”
11:24 - Хмельницькі аудитори протягом чотирьох місяців 2020 року встановили порушень за процедурами закупівель вартістю понад 202 млн грн
11:24 - Сьогодні зранку відновлено роботу чотирьох автомобільних та двох залізничних пунктів пропуску на кордоні з Молдовою
11:24 - 90% посівів озимих на Дніпропетровщині у доброму та задовільному стані
11:24 - Аудитори Черкащини протягом січня-квітня забезпечили відшкодування втрат на суму понад 9,3 млн грн
11:24 - Мінфін і ДПС завершують розробку застосунку «РРО в смартфоні»
10:54 - GBP/USD. Наступление быков возобновилось и усилится, если...
10:50 - Які терміни видачі готівкових коштів під звіт?
10:49 - При визначенні об’єкта оподаткування податком на прибуток необхідні первинні документи
10:36 - Кабмин выделит 1 млрд гривен на закупку автомобилей “скорой помощи”
10:36 - Дерибан на миллиарды. Как из “Укрпочты” будут делать банк
10:36 - “Нафтогаз” заявляет о несоответствии стандартам корпоратиного управления конкурса на гендиректора “Укрнафты”
10:36 - Владимир Зеленский хочет запретить принимать на работу без военного билета
10:36 - ЕБРР запускает бесплатные онлайн-курсы для малого и среднего бизнеса по антикризисному управлению
10:36 - За 5 млн долларов главе Фонда госимущества дали 5 лет условно
10:04 - Граничні строки сплати податкових зобов’язань, визначених у податковій декларації про майновий стан і доходи у 2020 році
10:04 - Трудові правовідносини: працевлаштування неповнолітніх має особливості
10:04 - Своєчасно сплачені податкові зобов’язання виключають виникнення податкового боргу
10:03 - До уваги «єдинників» - платників ПДВ!
10:02 - Дію преференцій для платників ПДФО, запроваджених на період карантину, продовжено
09:42 - Анализ маржинальных уровней - Эксперты Freshforex: EURUSD: среднесрочные покупки в приоритете.


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар17.8157
Канадський долар19.5353
Юань Женьмiньбi3.7613
Куна3.9032
Чеська крона1.0965
Данська крона3.974
Гонконгівський долар3.4704
Форинт0.084724
Індійська рупія0.35519
Рупія0.0018277
Новий ізраїльський шекель7.6666
Єна0.24963
Теньге0.065223
Вона0.021708
Мексиканське песо1.2061
Молдовський лей1.5206
Новозеландський долар16.6655
Норвезька крона2.7278
Російський рубль0.38036
Саудівський рiял7.1633
Сінгапурський долар18.9705
Ренд1.5446
Шведська крона2.8066
Швейцарський франк27.7295
Єгипетський фунт1.6986
Фунт стерлінгів33.0028
Долар США26.9059
Бiлоруський рубль11.1606
Азербайджанський манат15.7852
Румунський лей6.1179
Турецька ліра3.9459
СПЗ (спеціальні права запозичення)36.7626
Болгарський лев15.1506
Євро29.6234
Злотий6.7044
Алжирський динар0.21003
Така0.31735
Вірменський драм0.056249
Іранський ріал0.00064189
Іракський динар0.022655
Сом0.34174
Ліванський фунт0.017883
Лівійський динар19.0551
Малайзійський ринггіт6.2646
Марокканський дирхам2.7221
Донг0.0011567
Бат0.83249
Дирхам ОАЕ7.3398
Туніський динар9.2895
Узбецький сум0.0026613
Новий тайванський долар0.90698
Туркменський новий манат7.7026
Ганське седі4.6473
Сербський динар0.24908
Сомоні2.6325
Ларі8.4182
Бразильський реал4.9977
Золото46348.91
Срiбло467.09
Платина22435.48
Паладiй52265.25

Курси валют, встановлені НБУ на: 29.05.2020

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
MHPC17117517017559640.00

Дані за 28.05.2020