Финские “Скифы” из Херсона. На чем пашут лидеры украинского АПК

20.08.2019 16:24 | Укррудпром

Деловая столица, 20 августа 2019. Опубликовано 15:53 20 августа 2019 года В Украине уже освоили производство широкого спектра современной сельхозтехники, но мощные тракторы и комбайны по-прежнему приходится импортировать.

На проходившей в Киеве с 4 по 7 июня выставке “Агро-2019” было представлено рекордное количество разнообразной сельхозтехники — она заняла большую часть территории “Экспоцентра”. И там бросалось в глаза обилие техники именно украинского производства. Стимулом для возрождения сельскохозяйственного машиностроения стали госпрограммы финансирования закупки аграриями техники украинского производства.

Постановлениями Кабмина №130, 86 и 106 утверждена программа компенсации 25% (а для фермерских хозяйств дополнительно 15%) стоимости отечественной сельхозтехники. Это позволило встать на ноги множеству небольших производителей разного навесного оборудования — косилок, борон, сеялок, культиваторов и т. д., а также вспомогательной техники — прицепов, кормораздатчиков и пр. Однако если производители подобного оборудования уже чувствуют себя неплохо, то до выпуска собственных конкурентоспособных тракторов и комбайнов Украине еще далеко.

В силу этого тракторы и комбайны — основные категории агротехники, которые нашим сельхозпроизводителям приходится закупать за рубежом. В этом сегменте вкусы украинского АПК примерно совпадают с мировым рейтингом — в нашей стране в почете такие производители, как John Deere, Claas, New Holland, Crimme, Horsch, Challenger. Вся эта техника — очень дорогая, однако практика показывает, что ее производительность, рабочий ресурс и стоимость обслуживания значительно перекрывают экономию на покупке намного более дешевых китайских или белорусских (МТЗ, “Гомсельмаш”) образцов.

“Китайцы” и “белорусы”, конечно, все равно находят свою нишу — в основном это небольшие фермерские хозяйства, где нагрузка на технику относительно невысока. Однако крупные агрохолдинги однозначно предпочитают “американцев” и “европейцев”.

При этом крупные сельхозпроизводители имеют многолетние программы приобретения, обслуживания и обновления используемой техники. Особенно это касается комбайнов и тракторов, к которым часто заказывают дополнительные опции. Как правило, в зависимости от комплектации “навороченная” техника может быть в среднем на 20% дороже базовой сборки. А это — в случае западных марок типа John Deere или Claas — сотни тысяч долларов.

Кто поможет купить трактор

Еще в прошлом году в Кабмине подсчитали, что для обеспечения растущих объемов производства сельхозпродукции украинскому АПК необходимо ежегодное обновление парка сельхозмашин: до 7,5 тыс. зерноуборочных комбайнов, до 35 тыс. тракторов, более 2,5 тыс. посевных комплексов в агрегате с мощными тракторами. Но реальные закупки до этих объемов пока недотягивают.

Хотя они и растут — во многом благодаря банкам. Дело в том, что за последние несколько лет сельскохозяйственный бизнес стал настоящим любимчиком у банков. При поддержке, с одной стороны, правительства, а с другой — зарубежных партнеров (например, Немецко-украинский фонд и немецкий государственный банк KfW) украинские банки предлагают как отдельную услугу выгодные кредиты на приобретение сельхозтехники, а также запускают программы лизинга. То есть агропредприятиям средней руки становится куда проще купить прежде практически недосягаемые для них тракторы и комбайны европейского производства.

Кроме того, крупные мировые производители сельхозтехники, видя перспективность и емкость украинского рынка, реализуют на нем свои собственные лизинговые программы. Например, John Deere через финансовую компанию John Deere Financial сотрудничает с четырьмя украинскими банками для того, чтобы удешевить кредиты на закупку техники от этого американского производителя. Аналогично через своих дилеров работает с покупателями тракторов и комбайнов немецкая компания Claas.

После существенного роста в 2017 г. в 2018-м рынок сельскохозяйственной техники в Украине просел примерно на 40%. Просто произошло промежуточное его насыщение: крупные агрохолдинги с большими доходами современной техникой себя уже обеспечили, а средние фермеры еще не накопили достаточного капитала для обновления технического парка.

Согласно прогнозам ведущих мировых производителей сельскохозяйственной техники в этом году уровень продаж ожидается примерно на уровне 2018 г., возможно, с незначительным ростом.

Наиболее выраженная тенденция современного рынка сельхозтехники в Украине — это быстрый рост продаж тракторов небольшой мощности — 100-250 л. с. С другой стороны, потенциал роста имеют тракторы высокой энергонасыщенности — от 400 л. с. и более. При этом сегмент “универсальных” тракторов мощностью 300 л. с. хотя и не растет, но и не показывает падения: спрос на такие тракторы остается стабильным благодаря возможности их применения на самых разных сельхозработах.

Перспективы роста

По мнению отраслевых экспертов, в ближайшие годы актуальным для сельхозтехники станет использование альтернативных видов топлива — прежде всего биодизеля, а в перспективе биогаза. Также, без сомнения, продолжат развиваться разного рода кредитные и лизинговые программы, помогающие небогатым фермерам пополнять парк техники современными образцами.

Но, скорее всего, главным трендом следующих лет на украинском рынке станет локализация производства западных образцов. Пока большой опыт в этой сфере есть только у белорусов, которые уже полтора десятка лет собирают в Украине тракторы МТЗ из белорусских машинокомплектов. Также несколько попыток обосноваться в Украине делали китайские производители тракторов.

Теперь свою технику начинают собирать в Украине европейцы: Херсонский машиностроительный завод наладил производство финских комбайнов Skif-280 Superior — это усовершенствованная версия популярного финского комбайна Sampo Rosenlew SR 3085 Superior.

Революционных изменений на украинском рынке тракторов и комбайнов не приходится ожидать ни в этом, ни в следующем году. Но, возможно, ситуация переменится в 2021-2022 гг., когда на рынок начнут поступать в достаточном количестве современные тракторы и комбайны украинской сборки.

Купить европейскую технику станет проще 

6 июня Верховная Рада приняла закон, которым вносится ряд изменений в законодательство в сфере технического регулирования — это необходимо для реализации положений Соглашения об ассоциации с ЕС. Также отчасти решается вопрос о заключении с Украиной Соглашения об оценке соответствия и приемлемости промышленных товаров (Соглашения АСАА), что важно для сельскохозяйственной отрасли.

Принятый закон делает возможным так называемый “промышленный безвиз” — то есть упрощает доступ украинской промышленной продукции на рынки ЕС, а европейской — в Украину. В частности, упрощение происходит в сегменте тракторов и комбайнов. Если в европейской стране-экспортере требования к выпускаемой агротехнике аналогичны украинским, то можно просто подписать государственный договор о признании результатов оценки соответствия — и не проводить сложные и долгие технические экспертизы.

Денис ЛАВНИКЕВИЧ

Додати коментар

Користувач:
email:





Buy low, sell high, right?
But emotions can cloud sight
Discipline is key

- Fin.Org.UA

Новини

21:00 - Новини 17 грудня: євро по 50 гривень, надзвичайна ситуація державного рівня на Одещині
20:59 - Оголошення про проведення відбору кандидатів на посаду члена наглядової ради суб’єкта господарювання
20:50 - Російська розвідка залякує посадовців Бельгії через "репараційну позику" Україні – ЗМІ
20:30 - В Україні людям з інвалідністю компенсуватимуть за переобладнання автомобіля
20:10 - Дунайська комісія створить реєстр збитків від московія
19:40 - У Миколаєві на промисловому підприємстві пролунали вибухи
19:20 - Російський "тіньовий флот" охороняють кораблі та озброєні люди– ВМС Швеції
19:00 - Херсонська МВА розповіла про ситуацію з теплопостачанням у місті
18:48 - Netflix продовжить експансію на ринок відеоігр через футбол
18:40 - В більшій частині Одещини вже відновили електропостачання
18:35 - Митниця оновила перелік товарів, які підпадають під антидемпінгові заходи
18:32 - 18 грудня графіки відключення світла діятимуть усю добу: обсяги невідомі
18:16 - Як працюватимуть СЕП та банки в період завершення 2025 року та на початку 2026 року
18:15 - Два крісла колісних і дорожчі протези для дітей: Кабмін оновив умови компенсації засобів реабілітації
18:12 - Мінсоцполітики: майже кожен четвертий лікарняний – необґрунтований
18:04 - московія очікує цього року витратить 138 мільярдів доларів на війну проти України
17:50 - Уряд переглянув чисельність працівників БЕБ: збільшили в центрі, зменшили на місцях
17:45 - Тендер на розробку проєкту будівництва дороги на Буковель скасували
17:40 - Запас на 2026 рік: уряд дозволив Мінфіну позичити додаткові 55 мільярдів
17:31 - Витратити в останній момент: уряд дозволив виплачувати 100-відсоткові аванси за зброю
17:25 - Держава надасть фінансову підтримку ще одному індустріальному парку
17:19 - "Українська бронетехніка" розвиває лінійку важких наземних роботизованих комплексів
17:05 - 13 індустріальних парків отримали державне стимулювання у 2025 році
16:59 - Як знищили стратегічне оборонне підприємство і до чого тут Єрмак?
16:55 - Аналітики озвучили середній вік вживаних авто, які купують українці в різних регіонах
16:51 - Нацбанк показав, яким буде курс долара і євро на четвер 18 грудня
16:45 - Унікальна ситуація: не прийняті в Індії танкери з російською нафтою стоять біля берегів Китаю
16:42 - Суд продовжив термін "запобіжки" Чернишову
16:26 - ВІДДІЛ КОМУНІКАЦІЙ З ГРОМАДСЬКІСТЮ УПРАВЛІННЯ ІНФОРМАЦІЙНОЇ ВЗАЄМОДІЇ ГУ ДПС У ДНІПРОПЕТРОВСЬКІЙ ОБЛАСТІ (ТЕРИТОРІЯ ОБСЛУГОВУВАННЯ - МІСТО ДНІПРО) ІНФОРМУЄ!
16:20 - Незадекларовані авто на 7 мільйонів гривень: посадовиці ДПС вручили підозру


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32675
Австралійський долар28.0407
Така0.34638
Канадський долар30.7112
Юань Женьміньбі6.0106
Чеська крона2.0386
Данська крона6.6424
Гонконгівський долар5.4415
Форинт0.128228
Індійська рупія0.46846
Рупія0.002536
Новий ізраїльський шекель13.1351
Єна0.27229
Теньге0.082321
Вона0.028618
Ліванський фунт0.000473
Малайзійський ринггіт10.3555
Мексиканське песо2.3547
Молдовський лей2.5125
Новозеландський долар24.4674
Норвезька крона4.1425
Саудівський ріял11.2878
Сінгапурський долар32.7798
Донг0.0016077
Ренд2.5293
Шведська крона4.5389
Швейцарський франк53.1956
Бат1.34318
Дирхам ОАЕ11.5272
Туніський динар14.5328
Єгипетський фунт0.8895
Фунт стерлінгів56.4964
Долар США42.3384
Сербський динар0.42294
Азербайджанський манат24.9005
Румунський лей9.7466
Турецька ліра0.991
СПЗ (спеціальні права запозичення)57.8671
Болгарський лев25.366
Євро49.6291
Ларі15.7129
Злотий11.7885
Золото182781.65
Срібло2788.83
Платина81258.82
Паладій69357.07

Курси валют, встановлені НБУ на 18.12.2025