Финские “Скифы” из Херсона. На чем пашут лидеры украинского АПК

20.08.2019 16:24 | Укррудпром

Деловая столица, 20 августа 2019. Опубликовано 15:53 20 августа 2019 года В Украине уже освоили производство широкого спектра современной сельхозтехники, но мощные тракторы и комбайны по-прежнему приходится импортировать.

На проходившей в Киеве с 4 по 7 июня выставке “Агро-2019” было представлено рекордное количество разнообразной сельхозтехники — она заняла большую часть территории “Экспоцентра”. И там бросалось в глаза обилие техники именно украинского производства. Стимулом для возрождения сельскохозяйственного машиностроения стали госпрограммы финансирования закупки аграриями техники украинского производства.

Постановлениями Кабмина №130, 86 и 106 утверждена программа компенсации 25% (а для фермерских хозяйств дополнительно 15%) стоимости отечественной сельхозтехники. Это позволило встать на ноги множеству небольших производителей разного навесного оборудования — косилок, борон, сеялок, культиваторов и т. д., а также вспомогательной техники — прицепов, кормораздатчиков и пр. Однако если производители подобного оборудования уже чувствуют себя неплохо, то до выпуска собственных конкурентоспособных тракторов и комбайнов Украине еще далеко.

В силу этого тракторы и комбайны — основные категории агротехники, которые нашим сельхозпроизводителям приходится закупать за рубежом. В этом сегменте вкусы украинского АПК примерно совпадают с мировым рейтингом — в нашей стране в почете такие производители, как John Deere, Claas, New Holland, Crimme, Horsch, Challenger. Вся эта техника — очень дорогая, однако практика показывает, что ее производительность, рабочий ресурс и стоимость обслуживания значительно перекрывают экономию на покупке намного более дешевых китайских или белорусских (МТЗ, “Гомсельмаш”) образцов.

“Китайцы” и “белорусы”, конечно, все равно находят свою нишу — в основном это небольшие фермерские хозяйства, где нагрузка на технику относительно невысока. Однако крупные агрохолдинги однозначно предпочитают “американцев” и “европейцев”.

При этом крупные сельхозпроизводители имеют многолетние программы приобретения, обслуживания и обновления используемой техники. Особенно это касается комбайнов и тракторов, к которым часто заказывают дополнительные опции. Как правило, в зависимости от комплектации “навороченная” техника может быть в среднем на 20% дороже базовой сборки. А это — в случае западных марок типа John Deere или Claas — сотни тысяч долларов.

Кто поможет купить трактор

Еще в прошлом году в Кабмине подсчитали, что для обеспечения растущих объемов производства сельхозпродукции украинскому АПК необходимо ежегодное обновление парка сельхозмашин: до 7,5 тыс. зерноуборочных комбайнов, до 35 тыс. тракторов, более 2,5 тыс. посевных комплексов в агрегате с мощными тракторами. Но реальные закупки до этих объемов пока недотягивают.

Хотя они и растут — во многом благодаря банкам. Дело в том, что за последние несколько лет сельскохозяйственный бизнес стал настоящим любимчиком у банков. При поддержке, с одной стороны, правительства, а с другой — зарубежных партнеров (например, Немецко-украинский фонд и немецкий государственный банк KfW) украинские банки предлагают как отдельную услугу выгодные кредиты на приобретение сельхозтехники, а также запускают программы лизинга. То есть агропредприятиям средней руки становится куда проще купить прежде практически недосягаемые для них тракторы и комбайны европейского производства.

Кроме того, крупные мировые производители сельхозтехники, видя перспективность и емкость украинского рынка, реализуют на нем свои собственные лизинговые программы. Например, John Deere через финансовую компанию John Deere Financial сотрудничает с четырьмя украинскими банками для того, чтобы удешевить кредиты на закупку техники от этого американского производителя. Аналогично через своих дилеров работает с покупателями тракторов и комбайнов немецкая компания Claas.

После существенного роста в 2017 г. в 2018-м рынок сельскохозяйственной техники в Украине просел примерно на 40%. Просто произошло промежуточное его насыщение: крупные агрохолдинги с большими доходами современной техникой себя уже обеспечили, а средние фермеры еще не накопили достаточного капитала для обновления технического парка.

Согласно прогнозам ведущих мировых производителей сельскохозяйственной техники в этом году уровень продаж ожидается примерно на уровне 2018 г., возможно, с незначительным ростом.

Наиболее выраженная тенденция современного рынка сельхозтехники в Украине — это быстрый рост продаж тракторов небольшой мощности — 100-250 л. с. С другой стороны, потенциал роста имеют тракторы высокой энергонасыщенности — от 400 л. с. и более. При этом сегмент “универсальных” тракторов мощностью 300 л. с. хотя и не растет, но и не показывает падения: спрос на такие тракторы остается стабильным благодаря возможности их применения на самых разных сельхозработах.

Перспективы роста

По мнению отраслевых экспертов, в ближайшие годы актуальным для сельхозтехники станет использование альтернативных видов топлива — прежде всего биодизеля, а в перспективе биогаза. Также, без сомнения, продолжат развиваться разного рода кредитные и лизинговые программы, помогающие небогатым фермерам пополнять парк техники современными образцами.

Но, скорее всего, главным трендом следующих лет на украинском рынке станет локализация производства западных образцов. Пока большой опыт в этой сфере есть только у белорусов, которые уже полтора десятка лет собирают в Украине тракторы МТЗ из белорусских машинокомплектов. Также несколько попыток обосноваться в Украине делали китайские производители тракторов.

Теперь свою технику начинают собирать в Украине европейцы: Херсонский машиностроительный завод наладил производство финских комбайнов Skif-280 Superior — это усовершенствованная версия популярного финского комбайна Sampo Rosenlew SR 3085 Superior.

Революционных изменений на украинском рынке тракторов и комбайнов не приходится ожидать ни в этом, ни в следующем году. Но, возможно, ситуация переменится в 2021-2022 гг., когда на рынок начнут поступать в достаточном количестве современные тракторы и комбайны украинской сборки.

Купить европейскую технику станет проще 

6 июня Верховная Рада приняла закон, которым вносится ряд изменений в законодательство в сфере технического регулирования — это необходимо для реализации положений Соглашения об ассоциации с ЕС. Также отчасти решается вопрос о заключении с Украиной Соглашения об оценке соответствия и приемлемости промышленных товаров (Соглашения АСАА), что важно для сельскохозяйственной отрасли.

Принятый закон делает возможным так называемый “промышленный безвиз” — то есть упрощает доступ украинской промышленной продукции на рынки ЕС, а европейской — в Украину. В частности, упрощение происходит в сегменте тракторов и комбайнов. Если в европейской стране-экспортере требования к выпускаемой агротехнике аналогичны украинским, то можно просто подписать государственный договор о признании результатов оценки соответствия — и не проводить сложные и долгие технические экспертизы.

Денис ЛАВНИКЕВИЧ

Добавить комментарий

Автор:

Введите Код, указанный на рисунке
 




Новини

21:00 - Отмена надбавок для безработных снизила число безработных, но и доходы
19:18 - Прем’єр-міністр: Експортно-кредитне агентство допомагатиме українським підприємствам просувати продукцію за кордон
19:18 - Міненерго працює над імплементацією закону про зниження «зелених» тарифів
19:18 - Сергій Марченко: Не бачу передумов для курсу 30 UAH/USD
19:18 - Максим Степанов на Вінниччині: До кінця року має завершитися будівництво нового відділення екстреної медичної допомоги у Вінниці
19:18 - Мінекономіки: Заявки від фермерів на отримання кредитів через Укрдержфонд склали майже 60 млн грн
19:18 - МОН розпочало діалог про подальший розвиток академічної науки в Україні та шляхи реформування системи національних академій наук
19:18 - Сергій Марченко: Не існує підстав для розмов про припинення програми співпраці України з МВФ
19:18 - Дмитро Кулеба та Гайко Маас обговорили ситуацію в Білорусі та перспективи зустрічі міністрів Нормандської четвірки
19:12 - Межбанк закрылся долларом по 27,37
19:12 - Партнер любимого инвестбанка Порошенко отсудил у “Укрзализныци” 108 млн долларов
19:12 - Дочерняя компания JTI выплатит штраф Антимонопольного комитета на 920 млн гривен
19:12 - Виктор Нусенкис заключит с Ринатом Ахметовым мировую на 840 млн долларов
19:12 - Набсовет “Укрзализныци” проголосовал за назначение главой компании члена набсовета аэропорта “Борисполь”
18:36 - У Харкові обговорювали регуляторну діяльність Харківської міської ради
18:36 - Майно спільної власності територіальних громад сіл, селищ і міст Кіровоградської області буде передаватися в оренду по новому
18:36 - У місті Києві наполягають на дотриманні принципів державної регуляторної політики
18:36 - Столичною податковою міліцією припинено незаконну реалізацію тютюнових виробів - загальним обігом 500 млн гривень
18:18 - “Сухая Балка” Александра Ярославского сократила добычу железной руды на 3%
18:18 - Затонувший на пляже Одессы молдавский танкер должны отбуксировать до Дня Независимости
18:18 - “Укрнафта” получила от фирм Коломойского 1 млрд гривен долгов за нефть
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 13.08.2020
17:24 - Сергей Тигипко получил контроль над единственным в столице асфальтобетонным заводом
17:24 - Металлургические предприятия сократили потребление газа с начала года на 4%
17:24 - Экспорт нефтепродуктов из Украины упал на 60%
17:24 - Шведская компания покупает украинского разработчика компьютерных игр
17:24 - “Энергоатом” и “Укргидроэнерго” начали продавать электроэнергию для населения по 1 копейке за кВт
17:12 - МЗС: Україна видаватиме е-Візи громадянам Індії, ПАР та Філіппін
16:30 - Карантин по-новому. Как из-за Минздрава позеленеют украинские города
16:30 - Лидер крымскотатарского национального движения встретился на яхте с турецким криминальным авторитетом


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар19.6285
Канадський долар20.7395
Юань Женьміньбі3.9459
Куна4.3152
Чеська крона1.2419
Данська крона4.353
Гонконгівський долар3.5365
Форинт0.094022
Індійська рупія0.3662
Рупія0.0018545
Новий ізраїльський шекель8.0561
Єна0.25622
Теньге0.065373
Вона0.02316
Мексиканське песо1.2252
Молдовський лей1.65
Новозеландський долар17.973
Норвезька крона3.0823
Російський рубль0.372
Саудівський ріял7.3083
Сінгапурський долар19.9813
Ренд1.5695
Шведська крона3.1552
Швейцарський франк30.0727
Єгипетський фунт1.7227
Фунт стерлінгів35.8747
Долар США27.4083
Білоруський рубль11.1389
Азербайджанський манат16.08
Румунський лей6.7047
Турецька ліра3.7406
СПЗ (спеціальні права запозичення)38.6494
Болгарський лев16.5789
Євро32.4185
Злотий7.3746
Алжирський динар0.21575
Така0.32641
Вірменський драм0.057033
Іранський ріал0.00065904
Іракський динар0.02326
Сом0.36062
Ліванський фунт0.018361
Лівійський динар20.1425
Малайзійський ринггіт6.5293
Марокканський дирхам2.9747
Донг0.0011948
Бат0.88726
Дирхам ОАЕ7.536
Туніський динар10.1321
Узбецький сум0.0027117
Новий тайванський долар0.94229
Туркменський новий манат7.9085
Ганське седі4.804
Сербський динар0.27874
Сомоні2.6845
Ларі8.9986
Бразильський реал5.3502
Золото52722.33
Срібло715.77
Платина25848.49
Паладій59497.12

Курси валют, встановлені НБУ на: 14.08.2020

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
CEEN554.54.573085.00

Дані за 13.08.2020