Операция на 88 млрд. Как Приватбанк “простит” долги маленьких украинцев

08.11.2018 16:56 | Укррудпром

Деловая столица, 8 ноября 2018. Опубликовано 15:36 08 ноября 2018 года Крупнейшее государственное финансовое учреждение сообщило о намерении реструктуризировать часть проблемного кредитного портфеля. Чего стоит ожидать его клиентам?

Кредитное милосердие

Прежде всего стоит определиться с дефинициями. Понятие национализации у нас часто путают с конфискацией, а реструктуризацию с прощением долга. Что касается последнего определения, то в международной финансовой практике есть такое понятие, как forgiveness of debt, когда по решению отдельно взятых корпораций и/или банков может быть проведено полное или частичное списание клиентской задолженности. Но если в частном секторе для этого достаточно лишь решения уполномоченных органов управления (ведь это в конечном итоге частные деньги), то в системе госбанков и компаний для подобной щедрости нужен специальный закон, ведь бремя “прощения” ложится на госбюджет. Особенно это касается именно Приватбанка, на докапитализацию которого государство уже потратило более 160 млрд грн. Хотя часть этих вложений пока еще не монетизирована и пребывает в виде облигаций внутреннего госзайма, но день платежа все равно настанет, причем, возможно, даже раньше срока погашения этих ценных бумаг.

Прецеденты списания задолженности, согласно нормам специально принятых законов, включая старые фискальные долги, уже имелись, достаточно вспомнить “прощение” долгов энергокомпаний. Но в случае с банками такое явление, как “эра кредитного милосердия”, достаточно контроверсионно по своей природе. У нас и так заемщики не очень-то жалуют кредиторов, а если государство откроет аттракцион невиданной щедрости и спишет долги отдельно взятого банка на миллиарды гривень, то кто тогда даст гарантии, что и в масштабах всей банковской системы не прокатится волна с требованием “реструктуризировать”. Кроме того, Приватбанк является государственным финучреждением, и, стало быть, за любую его щедрость платит государство из нашего общего кармана. В таком случае те, кто не являются заемщиками банка, могут вполне резонно заявить, что потраченные таким образом деньги (точнее, недополученные поступления будущих периодов) более рационально было бы направить, например, на развитие науки или стимулирование малого и среднего бизнеса.

Единственное, что банк может предложить в рамках своей компетенции, — это списание части начисленных процентов, штрафов и пени, так как это его доходы и он может распоряжаться ими в рамках отведенных полномочий. Но тело кредита — священно и подлежит возврату. Правда, это тело можно реструктуризировать и/или конвертировать из валютной составляющей в гривневую. Реструктуризация дает клиенту более длительный срок погашения и, следовательно, существенно снижает ежемесячную нагрузку по выплатам. В том числе и за счет снижения действующей процентной ставки. А конвертация долларового кредита в гривневый снимает с заемщика валютные риски и угрозу нарастания общего объема задолженности за счет девальвации нацвалюты.

Судя по заявлениям зампредседателя правления Приватбанка Галины Пахачук, речь идет как раз именно о такой схеме реструктуризации. Так что любители влетающей в форточку “шары” могут немного расслабиться. “Юрьева дня” для заемщиков банка не будет, и они не смогут белыми и пушистыми начать свою кредитную историю с чистого листа, равно как не получится покинуть своего кредитора до полной выплаты долгов.

47 ронинов

По данным банка, на первом этапе реструктуризации планируют “расшить” задолженность физических лиц и малого и среднего бизнеса. Корпоративный кредитный портфель решили пока не трогать. Первый пул кредитов, подлежащих реструктуризации, составит 87,7 млрд грн. Сначала в работу пустят порядка 300 тыс. кредитных договоров с суммарной оценкой 48,5 млрд грн, причем тело кредита в этом стартовом пуле составляет лишь 12,3 млрд грн, а начисленные платежи (проценты, пеня, штрафы) — 36,2 млрд грн. Начало программы намечено на конец ноября.

Программа не распространяется на кредиты, выданные на территории аннексированного Крыма и районы проведения ООС. Кроме того, в ней не будут участвовать заемщики, которые относятся к следующим группам: военнослужащие, нерезиденты, связанные лица и умершие. Причина подобной сегрегации — для указанных типов кредитов существуют особенные условия погашения: в одних случаях более лояльные (военнослужащие), а в других — более жесткие (связанные лица).

В реструктуризированный кредитный пул попадут займы номиналом от 5 тыс.  до 300 тыс. грн. Чтобы воспользоваться программой, заемщик должен будет погасить 15% от суммы реструктуризации, а взамен он получит более длительные сроки погашения, ставку по гривневым кредитам в диапазоне 13—16% годовых и 0,01% — по валютным (доллары и евро). Кроме того, всем будет предложена возможность конвертировать валютные кредиты в гривневые. Учитывая разницу в уровне процентных ставок, это однозначно выгодно, особенно по задолженности со сроками погашения более одного года, то есть после 2019-го.

В сумму реструктуризации будет включено непогашенное тело кредита, а также часть начисленных, но не уплаченных процентов (какая именно — установит банк в зависимости от типа кредита). Зато из-под реструктуризации будут выведены все начисленные штрафные санкции в виде штрафов и пени, а они зачастую достигают размера основной задолженности. Сумму указанных “прощеных” долгов банк оценивает на старте программы в 5,7 млрд грн. Учитывая эти параметры, желающих воспользоваться программой будет не так уж и много, ведь не у каждого есть 15% для погашения аванса по реструктуризации. Да и сам банк оценивает глубину проникновения программы на уровне 21% и планирует привлечь порядка 3,5 млрд грн живых денег.

Концентрация Приватбанка на проблеме реструктуризации кредитов физических лиц и МСБ на самом деле говорит лишь об одном — подступиться к корпоративному портфелю, где, по данным международного детективного агентства Kroll, было выведено $5,5 млрд до начала процедуры национализации, нынешнее руководство, к сожалению, не может. Или не хочет. Или и то и другое одновременно. Судя по действиям нынешнего менеджмента, им рекомендовали “тренироваться на кошечках”, то есть на населении и малом бизнесе. А вопрос возврата корпоративной задолженности банка завяз в “высших сферах”, включая Высокий суд Лондона, и лишь изредка вынимается из-под спуда в скупых комментариях генпрокурора, который радует общественность цитатами из упомянутого выше расследования о том, как в прежние годы функционировал “теневой банк” и как на “третьей волне” транзакций перекрестного кредитования деньги банка заходили на нужные кипрские компании. В любом случае до окончания ближайшего политического цикла вопрос системных долгов Приватбанка решен не будет.

Для кредитов физических лиц и МСБ разработаны 47 различных схем реструктуризации в зависимости от типа кредитного продукта. Учитывая, что Приватбанк был одним из самых технологичных в системе, “продуктовый набор” там накопился впечатляющий.

Данные 47 программ должны стать для банка теми 47 ронинами, которые выполнят предначертанное и вернут часть потерянных средств.

Источник: НБУ

1 октября исполнилось ровно два года с момента последней квартальной даты отчетности Приватбанка до момента национализации. По сравнению с 1 октября 2016-го корпоративный кредитный портфель банка сократился с 156 млрд до 10 млрд грн, но отнюдь не за счет погашения. Практически 94% кредитов, выданных юридическим лицам до момента национализации, перешли в разряд “неработающих” или проблемных. Сейчас по ним сформированы резервы в размере 212 млрд грн (дополнительно 182 млрд грн резервирования).

Естественно, таких доходов у банка не было: а резервы относятся на затраты и могут компенсироваться либо доходами от текущей деятельности, либо путем уменьшения регулятивного капитала. В условиях недостаточности суммы доходов большая часть резервов в Приватбанке была сформирована с помощью уменьшения капитала (декапитализации), когда на фоне 206 млрд грн уставного капитала (сформированного преимущественно государством путем внесения в уставник ОВГЗ) непосредственно регулятивный капитал снизился до 26 млрд грн. Уровень эрозии капитала первого уровня, то есть уставного, на 180 млрд грн, говорит о том, что единственным элементом стабильности банка на данный момент являются взнос государства как единственного акционера и соответствующий портфель капитализированных ОВГЗ на сумму 155 млрд грн.

В этих условиях основная финансовая нагрузка по поддержанию ликвидности банка в случае ухудшения ситуации на финансовом рынке неминуемо ляжет на государство. А пока наблюдается затишье, банк волне может частично расчистить маленькую часть авгиевых конюшен, доставшихся от частных собственников. Единственный минус здесь — это то, что реструктуризация кредитного портфеля происходит без соответствующей реструктуризации банка, который уже давно можно было разделить на юридическую оболочку и ребрендированный новый банк. Вместо этого Приватбанк продолжает наращивать депозитный портфель физических лиц, “засевать” кредитами сегмент физических лиц и МСБ, и при этом функциональная заточенность банка пока никак не оформлена в виде адекватных стратегий развития и практически не корреспондируется с госполитикой в системе стимулирования развития малого и среднего бизнеса в масштабах всей страны.

А значит, через год-два новое руководство будет реструктуризировать кредиты физических лиц и МСБ, выданные сегодня, то есть уже после национализации банка. И тогда, как и сегодня, главным достижением в развитии сектора микрокредитования будет названо списание штрафов и пени по выданным населению кредитам. С начислением подоходного налога на “прощенную” сумму...

Алексей КУЩ

Додати коментар

Користувач:
email:





Bank of England watch
Interest rates and monetary
Policy shifts and turns

- Fin.Org.UA

Новини

00:00 - Новини від Міністерства енергетики України
22:23 - 38-мі роковини аварії на Чорнобильській АЕС: Руслан Стрілець взяв участь у офіційних заходах під головуванням Президента Володимира Зеленського
21:57 - Затверджено Консолідовану фінансову звітність Національного банку України за 2023 рік та розподіл прибутку
21:00 - Новини 26 квітня: Сольського звільнили під заставу, Кабмін зберіг чинний тариф на електрику для населення
20:52 - Остін: США виділяють 6 млрд дол на замовлення зброї для України
20:49 - Здійснено черговий крок у запровадженні європейських вимог до капіталу банків і банківських груп
20:40 - Мінфін оновив дані про фінансування держбюджету від початку великої війни: хто став найбільшим донором 
20:35 - Два топменеджери Ощадбанку перейшли в правління "Сенс Банку"
20:10 - Квартири колаборанта Сальдо і росолігарха Шелкова в Одесі вдруге виставили на аукціон
19:58 - Рівень розрахунків населення за газ становить 95% – Чернишов
19:47 - У поліції Києва розповіли про причини обшуків у "Київтеплоенерго"
19:27 - З початку року від міжнародних партнерів надійшло близько 12 мільярдів доларів
19:14 - Захист ТЕЦ, ТЕС і ГЕС ніколи не відносився до відповідальності Мінінфраструктури – Кубраков
19:07 - Мінекономіки: Презентовано концепцію проекту Національної Стратегії розвитку сфери інтелектуальної власності до 2030 року
18:50 - Прем’єр-міністр зустрівся з очільницею МЗС Латвії
18:47 - У Києві через ремонт обмежать рух транспорту на кількох вулицях 
18:40 - У Центробанку московія стверджують, що конфіскація заморожених активів не вплине на фінстабільність московії
18:20 - Підприємці Харківщини зможуть отримати вдвічі більший грант від держави на розвиток
18:14 - World IP Day: презентовано концепцію проекту Національної Стратегії розвитку сфери інтелектуальної власності до 2030 року
17:49 - Суд зупинив ліцензію "Нафтогазу" на розподіл газу на Черкащині: компанія подала апеляцію
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 26.04.2024
17:44 - Денис Башлик: Ринок земель в Україні здатен впоратися з будь-якими викликами, завдяки чітко визначним передумовам
17:42 - Чи насправді буде обмежена робота онлайн-казино після Указу Президента?
17:37 - Японія продовжуватиме підтримку українського енергосектору: Зустрічі Германа Галущенка з представниками Уряду Японії
17:32 - Затверджено порядок організації психіатричної допомоги особам, стосовно яких передбачається застосування примусових заходів медичного характеру
17:29 - Продовжено строки на подання заявки для розрахунку обсягу квот щодо діяльності з культивування рослин роду коноплі — рішення уряду
17:28 - Японія продовжуватиме підтримку українського енергосектору: зустрічі Германа Галущенка з представниками Уряду Японії
17:26 - Уряд ухвалив постанову щодо строків державної атестації наукових установ
17:20 - Національний банк України анонсував низку кроків з валютної лібералізації
17:20 - Ухвалено закон щодо врахування страхового стажу закордоном для пенсії в Україні


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.8816
Канадський долар28.9972
Юань Женьміньбі5.4649
Чеська крона1.6867
Данська крона5.691
Гонконгівський долар5.0584
Форинт0.108183
Індійська рупія0.47511
Рупія0.0024423
Новий ізраїльський шекель10.4009
Єна0.25254
Теньге0.089457
Вона0.028796
Мексиканське песо2.2942
Молдовський лей2.22
Новозеландський долар23.5629
Норвезька крона3.5997
московський рубль0.43076
Сінгапурський долар29.0888
Ренд2.0991
Шведська крона3.6272
Швейцарський франк43.4084
Єгипетський фунт0.8269
Фунт стерлінгів49.5494
Долар США39.6015
Білоруський рубль14.3943
Азербайджанський манат23.2923
Румунський лей8.5282
Турецька ліра1.218
СПЗ (спеціальні права запозичення)52.1706
Болгарський лев21.6995
Євро42.4409
Злотий9.8181
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото92856.01
Срібло1091.89
Платина36302.7
Паладій38449.1

Курси валют, встановлені НБУ на 29.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861046.391046.391046.391046.391307987.50
2276561080.091080.091080.091080.09237619.80
2288111063.621063.621063.621063.6237226.70
229025985.42985.42985.42985.42782423.48
229470921.25921.25921.25921.25644875.00
2302621060.181060.181060.181060.18106018.00
CRSR061024.551025.321024.551025.3213328.39
FCOM011055.931055.931055.931055.9335901.62
FSTF021021.481022.251021.481022.2533733.48
USGK78454545454545454519657125.00

Дані за 26.04.2024