Китайская стратегия Кремля. Почему денонсация соглашения об Азове нам не поможет

23.10.2018 17:48 | Укррудпром

Деловая столица, 23 октября 2018. Опубликовано 16:48 23 октября 2018 года Решение проблемы экспансии России в Азовском море не может рассматриваться отдельно от общей стратегии борьбы с российской агрессией в Украине и освобождения оккупированных территорий.

Экологическая катастрофа в оккупированном РФ Крыму и серия обострений в ходе войны на востоке Украины хоть и привлекли внимание международного сообщества, отнюдь не заставили Кремль отступить. Напротив, украинская повестка дня на недавней Генассамблее и в Совбезе ООН, дебаты вокруг резолюций по Крыму и вводу международных миротворческих сил в ОРДЛО, обстановка в Азовском море демонстрируют, что и стилистика действий, и цели Москвы на украинском направлении остаются прежними. А поэтому вполне резонным выглядит вопрос: к каким форматам давления Кремль прибегнет в дальнейшем?

По мнению “Деловой столицы” и Центра изучения России и оккупированных территорий, к таковым следует отнести эскалацию в Азовском море, усиление давления на украинских олигархов, дипломатические и информационные диверсии и — последнее по списку, но, пожалуй, первое по важности — активное вмешательство в избирательные процессы. Наш взгляд на то, в каких формах это будет происходить и как этому противостоять, читайте во втором ежегодном специальном исследовании “Пятый год войны: новые вызовы для Украины”.

Напомним, предыдущее наше исследование, посвященное проблеме оккупированных территорий, было обнародовано в октябре 2017 г. и называлось “Оккупированный Донбасс: экономика, демография, группы влияния. Стратегии для Украины”.

Российская Федерация продолжит политику ограничений судоходства в Азовском море в рамках отработки стратегии зон A2/AD (anti-access and area denial — ограничение и воспрещение доступа и маневра) и расширения их в регионе. Она может быть заинтересована в расторжении Украиной действующих соглашений по Азовскому морю и Керченскому проливу с учетом фактического изменения оперативной обстановки в регионе и аннексии Крыма. Фактический контроль над оккупированным полуостровом и его политико-экономическая и законодательная интеграция в структуру Российской Федерации позволяют Кремлю рассматривать сценарий одностороннего пересмотра статуса Керченского пролива.

Согласно ратифицированному в апреле 2004 г. Договору между Украиной и Российской Федерацией о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива Азовское море является внутренними водами обеих стран, где обеспечивается свободное судоходство.

Начало строительства Керченского моста дало Российской Федерации формальный повод для повышения мер безопасности в южной части Азовского моря.

Цели России на Азовском море

Российские пограничники, организационно входящие в структуру Федеральной службы безопасности РФ, систематически задерживают для проверки корабли под разными флагами, которые держат курс на порты Бердянска или Мариуполя и в обратном направлении.

Таким образом, с юридической точки зрения задержание и досмотр судов происходят в рамках действующего правового регулирования, хотя раньше таких прецедентов не наблюдалось. Эти меры в Азовском море со стороны России имеют широкий спектр подрывных целей и задач.

Во-первых, это разрушение логистической модели экономических субъектов на территории Украины. Увеличение затрат на логистику, срыв сроков поставок, усиление фактора неопределенности, а соответственно, и стимулирование контрагентов украинских предприятий к поиску других партнеров и более надежных маршрутов. Во-вторых, это влияние на местное население, задействованное, в частности, в рыболовстве и работе портов. Распространение негативных, антиукраинских настроений среди населения и формирование соответствующего общественного мнения среди тех, кто несет убытки от ограничений судоходства в Азовском море. В-третьих, подготовка к президентским и парламентским выборам в Украине в 2019 г. в контексте создания дополнительного программного задания для пророссийских сил.

Кремль не рассматривает Азовское море как самостоятельное направление в гибридной войне с Украиной. Это часть взаимосвязанной концепции нанесения многочисленных “ранений”, направленных на истощение противника и, в конечном итоге, на смену политического режима внутренними силами без полномасштабного вмешательства.

Несмотря на тотальные нарушения международного права Россией, в частности, после начала аннексии Крыма и оккупации Донбасса, Кремль пытается проводить свою внешнюю политику, ссылаясь на международные документы и соглашения. С момента оккупации Крымского полуострова военно-политическое руководство РФ демонстрирует озабоченность легитимизацией своих решений и действий, обоснованием их с международно-правовой точки зрения. Это предопределяет распространение новой тактики: планирование и проведение специальных операций или акций влияния (провокаций) силами специальных служб России с последующей официальной реакцией на них в рамках международно-правовых норм. Это позволяет Кремлю сохранять формальную правомерность мероприятий и одновременно наступательный характер своей внешней политики.

Таким образом, маловероятно, что Россия пойдет на открытую конфронтацию в Азовском море. Однако она будет провоцировать Украину на действия, которые могут быть оценены как агрессия (нападение), ради получения оснований для более радикальных шагов и оправдания нарушения норм договора. Главная цель Российской Федерации в этом контексте — получение полного контроля над акваторией Азовского моря и Керченским проливом, что завершит процесс трансформаций в Азово-Черноморском бассейне, которые связаны с аннексией Крыма.

РФ с лета 2018 г. усилила морскую группировку в Азовском море за счет сил и средств Каспийской флотилии. В частности, в оккупированный город Керчь передислоцированы:

два ракетных корвета “Град Свияжск” и “Великий Устюг”,

три артиллерийских катера (АК-201 и АК-248 проекта 1204),

шесть-семь малых десантных катеров “Серна”,

сторожевой катер АК-326 проекта 1400М,

водолазный катер РВК-933,

рейдовый буксир РБ-410.

Общая численность кораблей и катеров ВМФ РФ и ФСБ РФ в акватории Азовского моря составляет более 40 единиц. Состав российской группировки указывает скорее на попытку создания отдельной Азовской флотилии, чем на подготовку к проведению военной операции в акватории.

Повторимся, Россия активно создает зоны A2/AD. Центр этих зон в регионе находится в Новороссийске. Впрочем, усиление группировки в Азовском бассейне может свидетельствовать о создании еще одного центра зон A2/AD (возможно, в Ростове-на-Дону или Керчи). Таким образом, Россия заимствует китайскую модель создания аналогичных зон в привязке к спорным (в данном случае аннексированным) территориям. Поэтому вероятно, что Кремль в значительной степени интересует ограничение доступа к северным районам аннексированного Крыма с северо-восточного морского направления.

Разорвать нельзя оставить

Украина ограничена механизмами эффективного оперативного реагирования на вызовы в Азовском море. Договор между Украиной и РФ о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива был подписан после обострения ситуации вокруг острова Тузла накануне президентских выборов в Украине. Его содержание противоречило интересам Украины. Тогда глава администрации президента РФ Александр Волошин на брифинге заявил: “Россия не оставит Украине Керченский пролив. Достаточно того, что Крым сегодня украинский”.

Очевидно, что тогда конфликт вокруг Тузлы был инициирован Россией с целью подписания этого документа. До той поры ситуация на Азовском море и вокруг Керченского пролива могла быть регламентирована в соответствии с нормами Конвенции 1982 г. по морскому праву, которая позволяла Украине устанавливать 12-мильную зону территориального моря. После подписания договора такая возможность была утрачена. Де-юре, согласно действующему правовому режиму, российские торговые и военные корабли могут почти вплотную приближаться к береговой линии Украины в Азовском море. Несмотря на это, на сегодняшний день денонсация договора не решает вопрос кризиса и угроз, возникших в регионе. Несмотря на то, что именно это соглашение и создало условия для экспансии России в Азовском море, его расторжение в одностороннем порядке может привести к еще большему осложнению ситуации.

Согласно статье 2 договора РФ юридически не имеет права ограничивать свободу судоходства в Керченском проливе. Договор отталкивался от признания обеими странами-подписантами Крыма как территории Украины. После аннексии 2014 г. Москва в своем законодательстве закрепила Крым в составе Российской Федерации. Соответственно, состоялся пересмотр концепции и по Керченскому проливу.

Кремль, исходя из операционного фактического контроля обоих берегов пролива, теперь претендует на единоличный контроль юридически, что, соответственно, делает невозможным действие других положений договора, в частности, например, по торговым кораблям под флагом третьих стран, которые следуют в или из акватории Азовского моря. Таким образом, существует высокая вероятность, что договор уже может не соответствовать интересам РФ в условиях оккупации Крымского полуострова.

На сегодняшний день на договор ссылается иск, который подала Украина в сентябре 2016 г. в Гаагский суд против России о нарушении ею морского права как в Азовском, так и в Черном море. Соответственно, односторонний выход Украины из договора нивелирует ее позицию в международном суде, в том числе и по Черному морю.

Выход Украины из договора позволит России самостоятельно вводить режим судоходства в Азовском море, а также прохождения Керченского пролива, поскольку такие действия не будут считаться нарушением ею норм договора. То есть в случае расторжения договора со стороны Украины инициатива переходит к России, которая на международном уровне получит возможность не нести ответственность за его соблюдение.

Кремль самостоятельно не пойдет на денонсацию или разрыв договора, ведь это откроет возможность Европе и Соединенным Штатам в очередной раз обвинить его в нарушении международных соглашений и усилить санкционное давление. Российское руководство понимает, что время играет в его пользу, и рассчитывает, что в случае провокации против Украины ему удастся продемонстрировать “неконструктивное” поведение Украины и задействовать “симметричный ответ” в рамках стратегической цели в регионе — получения полного контроля над Азовским морем и Керченским проливом.

Сегодня Россию может устраивать сценарий потери силы договора и переход к нормам Конвенции по морскому праву 1982 г.

Комбинированная стратегия

Кремль сможет регулировать режим Азовского моря и Керченского пролива внутренними законодательными актами, вопрос законности которых автоматически будет лежать в плоскости признания аннексии территории Крыма. Таким образом, юридическое возвращение контроля над проливом станет возможным только после признания незаконной аннексии Крыма самой Российской Федерацией.

Денонсация договора Украиной может быть результативной только в случае, когда она будет способна силовым способом обеспечить не только безопасность судоходства в Азовском море, но и беспрепятственное прохождение кораблей по Керченскому проливу. На сегодняшний день эта задача не является реальной по нескольким причинам. Прежде всего, это отсутствие сил и средств Вооруженных сил Украины в Азовском море, которые были бы способны обеспечить стратегическое и тактическое преимущество в акватории. Создание в соответствии с недавним решением СНБО корабельно-катерной группы ВМС ВСУ в ближайшей и, вероятно, даже среднесрочной перспективе принципиально ситуацию не улучшит ввиду ее небольшой численности и ограниченных технических и боевых возможностей, в частности нехватки противокорабельных ракет. Учитывая это, очевиден другой фактор: преимущество сил и средств Вооруженных сил РФ в регионе, включая воздушную компоненту и средства береговой обороны. Также следует принимать во внимание технические ограничения пропускной способности Керченского пролива в результате строительства моста.

Впрочем, даже в гипотетическом случае достижения способности обеспечить преимущество в военной силе над РФ в акватории Азовского моря силовой сценарий обеспечения интересов Украины неразрывно связан с открытой военной конфронтацией между Украиной и Россией, которая выходит далеко за рамки акватории Азовского моря и где сопоставление сил и средств не позволяет рассматривать его в качестве действенного механизма реализации государственной политики Украины в Азовском бассейне. Усиление военного потенциала Украины в регионе является абсолютно правильной стратегией, однако ее реализацию следует рассматривать исключительно в долгосрочной перспективе. Создание структуры С2 на базе переброшенного в Бердянск судна А500 “Донбасс” является началом формирования военной группировки в Азовском море, основной состав которой будет достраиваться позже.

Менее рискованным в краткосрочной перспективе выглядит сценарий организации конвоев сопровождения кораблей, следующих из или в украинские порты Азовского моря. Впрочем, он не позволяет избежать проверки кораблей в районе Керченского пролива, а также гарантировать, что ситуация с массовой проверкой кораблей не переместится на юг от Керченского моста, куда затруднен оперативный доступ ВМС Украины и сил морской охраны ГПСУ.

Исходя из концепции и оценки win-lose, решение проблемы экспансии России в Азовском море не может рассматриваться отдельно от общей стратегии борьбы с российской агрессией в Украине и освобождения оккупированных территорий. Несопоставимость военного потенциала сторон ограничивает возможности Украины применять силовые сценарии только случаями непосредственного отражения агрессии со стороны России.

Именно поэтому наиболее эффективной является стратегия комбинации дипломатично-правовых мер, включающих:

продолжение подачи судебных исков против Российской Федерации, максимальное расширение национальных санкций против России,

создание специального режима деятельности экономических агентов страны-агрессора в Украине,

государственная политика вытеснения российского капитала из стратегических отраслей и инфраструктуры, включая медиасектор.

Итак, выделение проблемы Азовского моря в самостоятельное направление противодействия Российской Федерации является ошибочным. Ее следует рассматривать в рамках единой государственной политики восстановления территориальной целостности и противодействия российской агрессии.

Анатолий БАРОНИН

Додати коментар

Користувач:
email:





Гроші течуть рікою,
На фінансовому ринку,
Інвестуй розумно.

- Fin.Org.UA

Новини

00:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:05 - Коментар МЗС України щодо звіту ОБСЄ стосовно порушень міжнародного права, пов’язаних із свавільним позбавленням волі українських цивільних осіб російською федерацією
21:00 - Новини 25 квітня: НБУ знизив облікову ставку, Сольський написав заяву про відставку
20:40 - Данія збільшить військову допомогу Україні у 2024 році на майже 600 млн євро
20:18 - Пропозиція США по використанню доходів від заморожених активів московія для України набирає обертів у G7 – Reuters
20:17 - На Хмельниччині для війська виділять 54 мільйони, отриманих із продажу комунального майна
20:07 - Україна та Велика Британія посилюють співпрацю в спортивній сфері напередодні Олімпіади
19:40 - Через обстріли на Харківщині УЗ тимчасово змінює рух приміських поїздів
19:40 - Экономика США: замедление роста и ускорение инфляции
19:38 - У Google Meet тепер можна переносити дзвінки з одного пристрою на інший без переривання звʼязку
19:05 - Унаслідок російського удару на Донеччині загинули троє залізничників
19:01 - У Києві відновили 70% енергообладнання, пошкодженого через ворожі обстріли
18:37 - Сольський подав заяву про відставку
18:30 - У Києві до середини червня обмежать рух на одному зі шляхопроводів
18:17 - Рада схвалила законопроєкт щодо створення реєстру постраждалих через агресію московія
18:14 - Як Данія інвестує в успіх України
18:01 - Лише 26% заявок про зруйноване та пошкоджене житло проходять верифікацію – Мінвідновлення
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 25.04.2024
17:39 - ПриватБанк завершив перший квартал із чистим прибутком у 14 мільярдів
17:31 - Мінекономіки відкрило грантову програму на 1 мільйон доларів для підприємниць 
17:27 - До обговорення пропонується порядок підготовки та оновлення планів безперервної діяльності, відновлення, фінансування страховика
17:23 - Мінветеранів залучатиме нотаріусів до удосконалення законодавства у сфері ветеранської політики
17:15 - Мінветеранів разом з великим бізнесом розвиватимуть можливості працевлаштування ветеранів й ветеранок, – Олександр Порхун
17:11 - Парламент прийняв у першому читанні закон, що започатковує створення системи обліку осіб, життя та здоров’я яких зазнало шкоди внаслідок збройної агресії рф
17:11 - Світові продажі Toyota вперше перетнули позначку у 10 мільйонів авто за рік
17:01 - Україна передала Європейській Комісії перший Звіт у межах Пакета розширення ЄС 2024 року
17:00 - Nasdaq100 может откатиться до 15800
16:35 - Минулого року було краще: серед компаній України значно підвищився дефіцит кадрів
16:27 - Рішення про накладення штрафу на ТОВ "ФК "ХАНТЕР" за порушення у сфері фінмоніторингу залишається в силі
16:06 - UniCredit попередив про обмеження на перекази для росіян


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.9066
Канадський долар29.0135
Юань Женьміньбі5.4745
Чеська крона1.6915
Данська крона5.7007
Гонконгівський долар5.0675
Форинт0.108258
Індійська рупія0.4761
Рупія0.0024507
Новий ізраїльський шекель10.4698
Єна0.25503
Теньге0.089231
Вона0.028856
Мексиканське песо2.3263
Молдовський лей2.2218
Новозеландський долар23.6434
Норвезька крона3.6249
московський рубль0.43016
Сінгапурський долар29.1693
Ренд2.0917
Шведська крона3.6517
Швейцарський франк43.4266
Єгипетський фунт0.8282
Фунт стерлінгів49.6274
Долар США39.6702
Білоруський рубль14.4192
Азербайджанський манат23.3327
Румунський лей8.5448
Турецька ліра1.2201
СПЗ (спеціальні права запозичення)52.2905
Болгарський лев21.7407
Євро42.5205
Злотий9.8591
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото92395.86
Срібло1087.83
Платина35955.09
Паладій39903.06

Курси валют, встановлені НБУ на 26.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861044.281044.281044.281044.282331877.24
2276561078.061078.061078.061078.06324496.06
227763997.7997.7997.7997.7997.70
2289101070.431070.431070.431070.4364225.80
229025983.97983.97983.97983.97983970.00
229470919.69919.69919.69919.69962915.43
2302621056.261056.261056.261056.26637981.04
AZRF011041.421049.861041.421049.8612547.68
CRSR061024.551024.551024.551024.5517417.35
FSTF021014.051021.481014.051021.4861968.50
IFZEMA110011001100110022000.00
TATM4.54.54.54.5450.00
XS47781550015500155001550062000.00

Дані за 25.04.2024