Не долговая яма. Почему украинцам на руку возможность становиться банкротами

22.10.2018 19:16 | Укррудпром

Деловая столица, 22 октября 2018. Опубликовано 18:10 22 октября 2018 года Парламент принял Кодекс Украины по процедурам банкротства. Что он изменит для бизнеса и простых украинцев?

Три кита цивилизованности

Депутаты наконец приняли Кодекс по процедурам банкротства, согласно которому впервые в истории Украины вводится механизм банкротства физических лиц. Уже сейчас многие эксперты говорят о том, что принятие этого важнейшего правового документа может добавить в копилку мирового рейтинга конкурентоспособности от пяти до десяти дополнительных пунктов для позитивной оценки нашей экономики. Хотя стоит признать, что не рейтингом единым жив кредитор и инвестор в Украине.

Вопрос защиты прав кредиторов/инвесторов имеет значение не так в прямом своем толковании, как в тех многоуровневых взаимосвязях, которые охватывают всю систему экономических и финансовых операций, происходящих между миллионами субъектов экономики.

Это те базовые ценности, на которых построено благополучие западного мира. И если древние думали, что земля стоит на трех китах, то западная цивилизация действительно опирается на “гигантов” защиты — прав кредитора, прав инвестора и титулов собственности. Эти ценности в системе координат западного человека такие же безоговорочные по своей сути, как права человека и принципы общественного договора.

Безоговорочность означает, что саму защиту этих ценностей не нужно обосновывать в суде, точнее наоборот — суд сам должен искать механизмы защиты, невзирая на субъективные обстоятельства, возникшие в процессе реализации участниками экономической системы прав на них.

Хотя западные эксперты зачастую говорят о том, что слово “защита” формирует страдательное положение инвесторов/кредиторов и уже на лингвистическом уровне закладывается неправильное позиционирование государственных институтов по отношению к ним. По мнению западного человека, права кредитора/инвестора нужно не защищать, а обеспечивать. В том числе на уровне законов.

Полезные последствия

Какое практическое применение такая система имеет для обычного украинца? Многие годы у нас в стране звучит мантра о низких процентных ставках, мол, почему в Польше фермер может кредитоваться под 4-5%, а у нас под 25%? С одной стороны, свою роль играют инфляционные и девальвационные ожидания.

Но вот парадокс. В Украине были периоды с нулевой инфляцией и стабильным курсом гривни, когда учетная ставка НБУ опускалась до уровня однозначных чисел. А проценты по кредитам никогда сильно не снижались и в лучшем случае составляли 15-20%. Причина этого заключалась и заключается в высоких рисках, которые несут у нас кредиторы и инвесторы.

Слишком велика вероятность потерять часть своих вложений или даже их все. А неэффективная судебная система не позволит быстро вернуть утерянное. Долгие годы бизнес в Украине строился по принципам “кому я должен, всем прощаю” и “долги отдают только трусы”. Не случайно в парламентах практически всех последних созывов среди депутатов всегда находилось пару десятков нерадивых заемщиков, которые (или их бизнес) были должны астрономические суммы. Депутатская неприкосновенность гарантировала им и неприкосновенность “кредитную”.

Высокий уровень рисков требует значительных расходов на формирование резервов и страхование рисков, то есть хеджирование. Даже если это частный заем на несколько десятков тысяч долларов, то кредитор всегда держит в уме возможность невозврата и компенсирует этот риск высокой процентной ставкой.

Таким образом, без понижения внутренних кредитных и инвестиционных рисков не стоит ожидать и снижения процентных ставок.

От усиления общей законодательной дисциплины по взысканию долгов должно выиграть все общество и экономика в целом. Ведь сейчас, беря кредит под 25%, заемщик платит не только за себя, но и за “того парня”, который не вернул заем.

 

 

Источник: НБУ

Низкий уровень обеспечения прав кредитора наряду с иными макроэкономическими факторами привел к тому, что в Украине до уровня “ниже плинтуса” сократился коэффициент проникновения, показывающий отношение чистых кредитов, выданных физическим лицам, к ВВП. Если в 2008 г. он составлял 25,6%, то в 2017-м снизился до 2,7%. Только в нынешнем году благодаря оживлению кредитования населения со стороны нескольких государственных и иностранных банков данный коэффициент вырос до 3%, хотя в развитых странах он составляет в десять раз больше, а в США и вовсе 75%.

Источник: НБУ

А то, что по состоянию на август 2018 г. чистый портфель кредитов физлиц в украинских банках составляет 109 млрд грн при уровне сформированных резервов 91 млрд грн, значит, что примерно половина валового портфеля состоит из неработающих кредитов.

Токсичная среда

Принятый ранее закон о восстановлении платежеспособности должника (для юридических лиц и предпринимателей) был достаточно прогрессивен и закладывал позитивную философию — не банкротство, а именно восстановление платежеспособности, в данном случае важно не нарушить баланс интересов заемщика и кредитора. Ведь когда нарушаются права последнего, это приводит к росту процентных ставок и ужесточению условий кредитования. А когда нарушаются права первого — это становится причиной замирания кредитных операций, ведь никто не хочет лезть в добровольную кабалу.

Но как это обычно бывает, любой законодательный акт, разработанный с применением лучшей европейской практики, разбивается у нас о скалу практики его применения и трактовки тех или иных норм в отечественных судах.

И тогда взятый кредит, оказывается, можно не возвращать, потому что у руководителя банка, его подписавшего, не было на то полномочий, или он не был утвержден наблюдательным советом, как того требовал устав. Или, выдавая валютный кредит, банк не получил индивидуальную лицензию НБУ, хотя у него была лицензия генеральная, но кого это интересует. А чего стоят примеры “управляемого банкротства”, особенно в секторе топлива и энергетики, когда компания работает, но при этом не погашает налоговую задолженность и не возвращает иные долги, ведь она банкрот.

Принятый кодекс призван по возможности максимально полно охватить весь комплекс проблемных вопросов, хотя принцип безоговорочной защиты прав кредиторов/инвесторов должен быть более четко отражен в Основном Законе.

Из принятой редакции кодекса были удалены требования по автоматизированному аресту банковских счетов должников и по единому реестру должников, что в некоторой степени выхолащивает его кумулятивное воздействие.

“Книга вторая”

Зато есть “Книга вторая. Восстановление платежеспособности физического лица”. Это действительно революционная часть законодательного акта, ведь раньше о таком явлении, как долговые тюрьмы, мы знали лишь из трудов классиков марксизма-ленинизма да еще писателей XIX в., например Чарльза Диккенса. В этом плане нам повезло, ведь мы все же живем в XXI в., а значит, транзитом проскочили “самое страшное” и теперь можем начинать пытаться именно восстанавливать платежеспособность физических лиц, а не бросать их в долговые ямы.

На самом деле процедура банкротства — это не столько репрессивный механизм по отношению к человеку, сколько инструмент облегчения его участи, ведь данная модель позволяет приостановить выполнение требований кредиторов, начисление процентов, пени и штрафов, а также списать часть долга.

Во время кризиса 2014-2015 гг. физические лица активно применяли технологию распространения на себя норм законодательства по банкротству физических лиц-предпринимателей (для них такая процедура была введена уже давно). Это больше походило на обычную манипуляцию с кредитными средствами, но сам факт применения подобных юридических суррогатов говорил о том, что “физики” сами активно искали пути захода в состояние банкротства. И в этом нет ничего предосудительного, ведь на Западе добровольно объявляют себя банкротами даже звезды Голливуда.

Отныне банкротство физического лица должен проводить арбитражный управляющий (как это происходит и с юрлицами). За это он возьмет пять минимальных зарплат за проведение процедуры реструктуризации долгов должника или за процедуру погашения требований кредиторов. Плюс 5% от взысканных средств и 3% от стоимости реализованных активов.

Сам должник может пройти через процедуру реструктуризации долгов, погашение долгов или заключение мирового соглашения с кредиторами. Судебные дела по банкротству физических лиц будут рассматривать хозяйственные суды по месту проживания должника.

Учитывая загрузку хозсудов и их “оперативность”, в ближайшее время стоит ожидать своеобразный судебный блекаут.

Процедура банкротства может быть открыта, если сумма бесспорных требований кредиторов (по которым судебные решения вступили в законную силу) составляет не мене ста минимальных заработных плат, то есть с нового года — 420 тыс. грн. С момента открытия судебного производства прекращается начисление штрафов и иных видов финансовых санкций по отношению к должнику, вводится мораторий на удовлетворение прав кредиторов, а реализация имущества должника происходит согласно процедуре банкротства арбитражным управляющим. Сам должник ограничивается в праве управлять своими имущественными и корпоративными правами.

Само принятие кодекса — это лишь первый шаг. Нужны и конституционные изменения, определяющие безоговорочное обеспечение в Украине прав инвесторов и кредиторов. Важным элементом является и специальный закон о банкротстве физических лиц, который стоит принять и который должен разграничивать трехуровневое участие в процедуре банкротства государства, должника и кредитора. Причем уровень финансовой ответственности кредитора должен видоизменяться в зависимости от вида задолженности: кредитор — профессиональный участник, частный кредитор, кредитор по налогам и коммунальным услугам. Только в таком случае можно будет обеспечить баланс интересов и кредитора, и должника, и государства. Как показывает мировая практика, трехуровневая система ответственности — социально справедливая и поэтому — наиболее эффективная.

Алексей КУЩ

Додати коментар

Користувач:
email:





Bull market runs wild,
Optimism reigns supreme,
Bear market comes next.

- Fin.Org.UA

Новини

00:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:05 - Коментар МЗС України щодо звіту ОБСЄ стосовно порушень міжнародного права, пов’язаних із свавільним позбавленням волі українських цивільних осіб російською федерацією
21:00 - Новини 25 квітня: НБУ знизив облікову ставку, Сольський написав заяву про відставку
20:40 - Данія збільшить військову допомогу Україні у 2024 році на майже 600 млн євро
20:18 - Пропозиція США по використанню доходів від заморожених активів московія для України набирає обертів у G7 – Reuters
20:17 - На Хмельниччині для війська виділять 54 мільйони, отриманих із продажу комунального майна
20:07 - Україна та Велика Британія посилюють співпрацю в спортивній сфері напередодні Олімпіади
19:40 - Через обстріли на Харківщині УЗ тимчасово змінює рух приміських поїздів
19:40 - Экономика США: замедление роста и ускорение инфляции
19:38 - У Google Meet тепер можна переносити дзвінки з одного пристрою на інший без переривання звʼязку
19:05 - Унаслідок російського удару на Донеччині загинули троє залізничників
19:01 - У Києві відновили 70% енергообладнання, пошкодженого через ворожі обстріли
18:37 - Сольський подав заяву про відставку
18:30 - У Києві до середини червня обмежать рух на одному зі шляхопроводів
18:17 - Рада схвалила законопроєкт щодо створення реєстру постраждалих через агресію московія
18:14 - Як Данія інвестує в успіх України
18:01 - Лише 26% заявок про зруйноване та пошкоджене житло проходять верифікацію – Мінвідновлення
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 25.04.2024
17:39 - ПриватБанк завершив перший квартал із чистим прибутком у 14 мільярдів
17:31 - Мінекономіки відкрило грантову програму на 1 мільйон доларів для підприємниць 
17:27 - До обговорення пропонується порядок підготовки та оновлення планів безперервної діяльності, відновлення, фінансування страховика
17:23 - Мінветеранів залучатиме нотаріусів до удосконалення законодавства у сфері ветеранської політики
17:15 - Мінветеранів разом з великим бізнесом розвиватимуть можливості працевлаштування ветеранів й ветеранок, – Олександр Порхун
17:11 - Парламент прийняв у першому читанні закон, що започатковує створення системи обліку осіб, життя та здоров’я яких зазнало шкоди внаслідок збройної агресії рф
17:11 - Світові продажі Toyota вперше перетнули позначку у 10 мільйонів авто за рік
17:01 - Україна передала Європейській Комісії перший Звіт у межах Пакета розширення ЄС 2024 року
17:00 - Nasdaq100 может откатиться до 15800
16:35 - Минулого року було краще: серед компаній України значно підвищився дефіцит кадрів
16:27 - Рішення про накладення штрафу на ТОВ "ФК "ХАНТЕР" за порушення у сфері фінмоніторингу залишається в силі
16:06 - UniCredit попередив про обмеження на перекази для росіян


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.9066
Канадський долар29.0135
Юань Женьміньбі5.4745
Чеська крона1.6915
Данська крона5.7007
Гонконгівський долар5.0675
Форинт0.108258
Індійська рупія0.4761
Рупія0.0024507
Новий ізраїльський шекель10.4698
Єна0.25503
Теньге0.089231
Вона0.028856
Мексиканське песо2.3263
Молдовський лей2.2218
Новозеландський долар23.6434
Норвезька крона3.6249
московський рубль0.43016
Сінгапурський долар29.1693
Ренд2.0917
Шведська крона3.6517
Швейцарський франк43.4266
Єгипетський фунт0.8282
Фунт стерлінгів49.6274
Долар США39.6702
Білоруський рубль14.4192
Азербайджанський манат23.3327
Румунський лей8.5448
Турецька ліра1.2201
СПЗ (спеціальні права запозичення)52.2905
Болгарський лев21.7407
Євро42.5205
Злотий9.8591
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото92395.86
Срібло1087.83
Платина35955.09
Паладій39903.06

Курси валют, встановлені НБУ на 26.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861044.281044.281044.281044.282331877.24
2276561078.061078.061078.061078.06324496.06
227763997.7997.7997.7997.7997.70
2289101070.431070.431070.431070.4364225.80
229025983.97983.97983.97983.97983970.00
229470919.69919.69919.69919.69962915.43
2302621056.261056.261056.261056.26637981.04
AZRF011041.421049.861041.421049.8612547.68
CRSR061024.551024.551024.551024.5517417.35
FSTF021014.051021.481014.051021.4861968.50
IFZEMA110011001100110022000.00
TATM4.54.54.54.5450.00
XS47781550015500155001550062000.00

Дані за 25.04.2024