“Вечнозеленые” патенты vs украинские пациенты

14.07.2018 11:04 | Укррудпром

Зеркало недели, 13 июля 2018. Опубликовано 10:56 14 июля 2018 года Почему нам необходима патентная реформа.

На уходящей неделе парламентский комитет по вопросам науки и образования рассматривал законопроект №7538, от принятия которого напрямую зависит снижение стоимости многих медицинских препаратов на украинском рынке и повышение обеспечения этими препаратами пациентов за счет государства. 

Цена его принятия исчисляется не только миллионами гривен, но и тысячами жизней. Комитет за проект закона проголосовал, но предстоит еще его рассмотрение в парламенте и внесение поправок между первым и вторым чтениями. Представители фармацевтических компаний, присутствовавшие на комитете, по сути соглашаясь с нормами закона, просили внести изменения именно в те статьи, которые сейчас позволяют им получать сверхприбыли, ограничивая доступ на рынок более дешевых аналогов “вечнозелеными” патентами.

Например, в Украине на данный момент проживает свыше 240 тыс. человек, инфицированных ВИЧ, и у каждого третьего ВИЧ-инфицированного уже диагностирован СПИД. Более 60% всех средств госбюджета, выделенных на закупки антиретровирусных препаратов для лечения ВИЧ/СПИДа, тратится Минздравом на закупку препарата “Алувия”. Препарат оригинальный, то есть производитель (компания Abbvie Deutschland GmbH&Co) вложил немалые средства в его разработку и защитил формулу лекарственного вещества, а заодно и свои инвестиции, патентом, ограничивающим возможность других фармацевтов выпускать генерики — препараты-копии с теми же лекарственными веществами в составе. Как правило, когда действие патента истекает, другие компании получают законное право выпускать генерики, что повышает предложение на рынке, снижая стоимость лекарства. Например, в странах, где патенты на “Алувию” уже истекли, ее генерики стоят в три раза дешевле.

В 2017-м должен был истечь патент на “Алувию” в Украине, больные ожидали, что лечение станет доступнее, чиновники в Минздраве — что они, наконец, смогут охватить помощью не 40%, а всех больных, нуждающихся в препарате. Но вместо этого патент был продлен до 2026 г., сохранив эксклюзивное право производителя на продажу украинцам лекарства буквально втридорога. Это типичный пример так называемого вечнозеленого патента. Увы, в Украине таких примеров немало. Получить новый патент можно, внеся минимальные изменения в состав вспомогательных веществ в таблетке, например, заменив картофельный крахмал пшеничным или глюкозу фруктозой. Можно получить патент не на сам препарат, а на способ лечения, на связывающий белок, на композицию. Способов — тьма!

Препарат “Герцептин” (”Трастузумаб”) — один из ведущих в борьбе с раком молочной железы и желудка. Препарат является биосимиляром, его основой являются искусственно синтезированные белки, из-за чего его “копирование” — сложный и трудоемкий процесс. Тем не менее к моменту окончания патентной защиты “Герцептина” (2014 г.) фармпроизводители многих стран попытались его воспроизвести, и такие страны, как США, Южная Корея, Нидерланды, добились успехов в производстве аналогов. За это время в Украине не только не приблизились к допуску на рынок генериков этого препарата, но и выдали владельцу основного патента (действующего аж до 2026 г.) еще и патент на антитело, и патент на композицию, искусственно продлив патентную защиту “Трастузумаба” до 2030 г. Цена лекарства в Украине — 519 долл., государство обеспечивает им лишь 16% нуждающихся. Цена аналогов этого препарата — порядка 207 долл., и если бы они попали на наш рынок, то государство, не увеличивая финансирования по этой бюджетной программе, могло бы обеспечивать медикаментами свыше 40% больных. Вот только ранее 2031 г. это не произойдет.

Основной патент на “Адалимумаб”, применяемый в лечении ревматоидного артрита, действовал с 1997-го по 2017 г. Государство обеспечивает этим препаратом только детей, взрослые покупают его за свой счет, за 484 долл. Стоимость аналогов за границей — порядка 157 долл. Но они на украинский рынок в этом году не поступили — производитель, помимо основного патента, получил еще два патента на антитела и патент на связывающий белок в препарате, продлив свою монополию на рынке до 2031 г. Если бы этого не произошло, за средства, выделяемые из госбюджета, можно было бы обеспечивать 100-процентную потребность в лекарстве как детей, так и взрослых.

Безусловно, разработка нового лекарства, поиск формулы, проведение исследований и испытаний требуют огромных инвестиций, и далеко не все фармацевтические компании могут себе позволить выпуск оригинальных лекарств. Их желание запатентовать свои открытия и защитить свои будущие прибыли от продажи нового препарата, чтобы компенсировать затраты на его изобретение, понятны. Но патенты ограничены во времени не случайно, ведь речь идет не только о прибыли фармацевтов, но и о жизнях людей, нуждающихся в лекарстве. После истечения патента другие компании могут выпускать те самые генерики — частичные или полные копии оригинального препарата, откусывая часть рынка у компании — создателя лекарства.

Зачастую генерики дешевле не потому, что менее эффективны, а потому что в их себестоимость не входят те самые затраты на доклинические и клинические исследования, им нужно лишь доказать фармацевтическую, биологическую и терапевтическую эквивалентность их лекарства и оригинального препарата. Но особенности национального патентного законодательства позволяют фармацевтическим компаниям получать новые патенты по истечении старых, фактически не позволяя другим производителям выпускать генерики, а компаниям-оригинаторам — обеспечивая возможность получать сверхприбыли.

Законопроект №7538 предлагает ряд изменений в национальной патентной системе в части обеспечения доступа к лечению. В частности, проект закона предлагает исключить лекарственные средства из перечня объектов, которые можно защитить в режиме полезной модели. На сегодняшний день права интеллектуальной собственности на полезную модель можно получить по упрощенной процедуре, что позволяет недобросовестным заявителям получить патенты на изобретения третьих лиц, которым много лет, и потом под угрозой запрета вымогать средства у реальных производителей лекарств, использующих на первый взгляд очевидные технические решения или технологии. Например, в реестре можно найти патенты на флаконы для инъекций разной конфигурации, патенты на пробки для таких флаконов, запатентованные модели ампул, шприцов. Имея патент, например, на флакон определенного вида, его собственник вымогает у производителя лекарств, использующего такой же флакон, компенсацию или грозит судом и запретом производства. Нередко собственники таких патентов на ампулы и шприцы вносят свои патенты в таможенные реестры, что по сути обязывает таможенников останавливать на границе партии всех лекарств в флаконах такого типа и докладывать об этом правообладателю патента на этот флакон. А тот грозит импортерам судами. Это явление называют “патентный троллинг”, оно распространено во всем мире, но, к сожалению, Украина относится к тем странам, где с патентным троллингом никогда не боролись ни на законодательном, ни на правоохранительном уровнях.

Но главное новшество законопроекта направлено на борьбу с практикой тех самых “вечнозеленых” патентов на лекарства. Речь о запрете на патентирование новых форм уже известных лечебных препаратов (веществ) либо методов лечения. То есть фармацевтическим компаниям запретят спекулировать новой формой выпуска лекарства или изменением дозировки и частоты его приема для оформления нового патента.

А еще законопроект предлагает не считать нарушением использование защищенного патентом изобретения в исследованиях, которые проводятся для подготовки и подачи информации для регистрации медицинских препаратов. По сути, разрешая компаниям, производящим генерики, использовать наработки компаний-оригинаторов еще до истечения их патентов, чтобы более дешевые аналоги могли поступить на украинский рынок сразу после окончания действия основного патента.

“Большая фарма” не против борьбы с патентным троллингом, но намерена отстаивать свое право на “вечнозеленые патенты” и недопуск генериков на рынок сразу после окончания действия патентов. Аргументы разнообразные: от ослабления защиты интеллектуальной собственности до нарушения Украиной обязательств, закрепленных в Соглашении TRIPS (Соглашении о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности) в ВТО и Соглашении об ассоциации Украины с ЕС.

При этом представители фармпроизводителей сознательно не упоминают, что Соглашение TRIPS запрещает какую-либо дискриминацию в сфере патентирования, более того, часть 2 статьи 27 соглашения позволяет не патентовать некоторые изобретения с целью охраны жизни и здоровья людей. А статья 4 Дохийской декларации о Соглашении TRIPS прямо говорит, что “соглашение может и должно толковаться и внедряться путем наиболее приемлемым для права стран — членов ВТО на защиту своего общественного здоровья, в том числе для обеспечения доступа к лекарственным средствам для всех”. На стороне пациентов и Соглашение об ассоциации Украины с ЕС, статья 219 которого определяет приоритетность здравоохранения над имущественными правами интеллектуальной собственности и возможность имплементации гибких положений Соглашения TRIPS и Дохийской декларации.

По данным ВОЗ, Украина на втором месте в Европе по распространению онкологических болезней — ежегодно свыше 160 тысяч украинцев узнают, что они больны онкологическими заболеваниями, умирает от онкологии около 90 тысяч человек ежегодно. Из них свыше 35% — люди трудоспособного возраста. И показатель смертности зависит не только от того, на какой стадии врачи смогли диагностировать опухоль, но и от того, найдутся ли у больного или государства финансовые средства для своевременного и качественного лечения.

В бюджете текущего года сумма, выделенная на закупку лекарств, по сравнению с 2017-м не увеличилась — 5,9 млрд грн. Эти средства позволяют приобрести в среднем лишь 45% от всех необходимых медикаментов, и если такие программы, как, например, “Детский диализ”, финансируются государством на 100%, то программы для взрослых пациентов — лишь в границах возможного. Например, по программе “Взрослая онкология” медикаменты получают только на 30% нуждающихся. Больных ВИЧ государство может обеспечить необходимыми препаратами лишь на 38%.

Если бы на украинском рынке появились генерические препараты, государство могло бы в разы увеличить количество тех, кто будет обеспечен необходимыми лекарствами, даже без увеличения государственного финансирования. А значит, сохранить жизни многих людей. А это та самая “приоритетность здравоохранения”, о которой говорится в международных соглашениях, подписанных Украиной. Надеемся, что народные депутаты примут это во внимание при рассмотрении законопроекта в парламенте этой осенью.

Юлия САМАЕВА

Додати коментар

Користувач:
email:





Companies compete
Stock prices reflect their success
Investors profit

- Fin.Org.UA

Новини

21:34 - МОН поспілкувалося з керівниками ЗВО щодо комплексної трансформації вищої освіти
21:00 - Новини 1 травня: Сенат США заборонив імпорту російського урану, торік українці відкрили кожен десятий бізнес у Польщі
21:00 - Частка непрацюючих кредитів у банках за І квартал скоротилася до 36.1%
20:50 - Німеччина запускає нову грантову програму для українського бізнесу
20:40 - Зеленський звільнив Вітюка з посади головного кіберрозвідника СБУ
20:25 - Оцінка ШІ-стартапу CoreWeave зросла до 19 мільярдів доларів після залучення нових інвестицій
19:57 - Президент "Енергоатома", попри обіцянки, так і не задекларував будинок тещі, де мешкає – "Схеми"
19:35 - Уряд продовжив кредитування для аграріїв з прифронтових і тимчасово окупованих територій до 2025 року
19:14 - Санаторії в окупованому Криму на 40% знижують ціни на путівки: їдуть лише бюджетники з московія
18:57 - Мінагрополітики розвиватиме цифровий агросервіс
18:56 - США та союзники посилюють тиск на ОАЕ через співпрацю з Росією в обхід санкцій – Reuters
18:55 - Уряд продовжив кредитування для аграріїв з прифронтових і тимчасово окупованих територій
18:52 - Уряд майже вдвічі збільшив ліміт на кредити для виробників тваринницької галузі
18:50 - Оштрафовано два об’єкти оверсайту
18:38 - Соцмережа LinkedIn додає три гри на платформу
18:30 - Мінсоцполітики: Виплата пенсій пенсіонерам-ВПО, які не пройшли ідентифікацію, відновлюється після її проходження
18:20 - У 2023 році кожним десятим новим підприємцем у Польщі став українець
18:08 - Google зробив ШІ-застосунок Gemini доступним у більшій кількості країн, серед них і Україна
17:55 - Отчёт ADP настраивает на очередной сильный NFP в пятницу
17:47 - У квітні “Укрбургаз” встановив новий рекорд з буріння свердловин
17:45 - Підсумки проекту «Розвиток малих та середніх підприємств: економічна інтеграція ВПО та відновлення бізнесу» - підтримка сотень підприємств
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 01.05.2024
17:33 - Міноборони працюватиме з однією з найбільших супутникових компаній, щоб обмежити зйомки території України
17:22 - Керівнику морського порту "Чорноморськ" намагалися дати 12 мільйонів хабаря
17:17 - "Ліси України" включили до переліку особливо важливих для економіки держкомпаній
17:09 - Інформація про Гайд безбар’єрних подій
16:41 - В Україні нарахували 160 тисяч держслужбовців, мобілізовано – 2,5%
16:30 - Визначені переможці конкурсного відбору за програмою «Енергоефективність громадських будівель в Україні»
16:03 - Експорт дизпального з російських портів у квітні впав на чверть
15:59 - Бізнес другий місяць поспіль позитивно оцінив результати своєї діяльності – НБУ


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.6887
Канадський долар28.7809
Юань Женьміньбі5.4739
Чеська крона1.681
Данська крона5.6716
Гонконгівський долар5.0659
Форинт0.108404
Індійська рупія0.47506
Рупія0.0024377
Новий ізраїльський шекель10.6004
Єна0.25106
Теньге0.089603
Вона0.028573
Мексиканське песо2.3197
Молдовський лей2.243
Новозеландський долар23.362
Норвезька крона3.5727
московський рубль0.42326
Сінгапурський долар29.0317
Ренд2.1251
Шведська крона3.6053
Швейцарський франк43.079
Єгипетський фунт0.828
Фунт стерлінгів49.4828
Долар США39.637
Білоруський рубль14.4072
Азербайджанський манат23.3131
Румунський лей8.5029
Турецька ліра1.2208
СПЗ (спеціальні права запозичення)52.1225
Болгарський лев21.6241
Євро42.2986
Злотий9.7465
Алжирський динар0.29444
Така0.35923
Вірменський драм0.101843
Домініканське песо0.67765
Іранський ріал0.00094084
Іракський динар0.030164
Сом0.44558
Ліванський фунт0.000442
Лівійський динар8.1112
Малайзійський ринггіт8.2796
Марокканський дирхам3.9156
Пакистанська рупія0.14195
Саудівський ріял10.5357
Донг0.001559
Бат1.06607
Дирхам ОАЕ10.7586
Туніський динар12.5712
Узбецький сум0.0031311
Новий тайванський долар1.21335
Туркменський новий манат11.29
Сербський динар0.36176
Сомоні3.6171
Ларі14.7362
Бразильський реал7.7185
Золото90943.93
Срібло1049.31
Платина37687.26
Паладій37429.62

Курси валют, встановлені НБУ на 02.05.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
USGK78454545454545454522725000.00
USXT22463346334633463334515850.00

Дані за 01.05.2024