Путь домой

14.07.2018 08:28 | Укррудпром

Зеркало недели, 13 июля 2018. Опубликовано 07:49 14 июля 2018 года Как добиться мира на Донбассе? Задача сколь сложна, столь и актуальна.

Эта проблема постоянно находится в фокусе общественного внимания. Что подтверждают результаты последних социологических исследований. Согласно результатам опроса, обнародованным в июле Киевским международным институтом социологии, военные действия на Востоке занимают первое место в перечне проблем, наиболее волнующих граждан — 67%.

Еще более трудной выглядит задача возвращения аннексированного Крыма и немудрено, что власти предержащие предпочитают высказываться на эту тему редко и осторожно. 

Учитывая важность темы восстановления территориальной целостности Украины, наш еженедельник решил провести тематическое анкетирование лидеров ведущих политических партий, располагающих парламентскими фракциями и/или обладающих шансами преодолеть пятипроцентный барьер на очередных выборах в Верховную Раду. Мы полагали, что в преддверии парламентской кампании избирателям будет полезно сравнить их взгляды и позиции. 

Нам казалось важным, чтобы знакомство с взглядами партийных вождей состоялось именно в канун хельсинкской встречи президентов Трампа и Путина. Поскольку в ходе диалога лидеров США и РФ, как ожидается, могут быть затронуты темы Крыма и Донбасса. Мы надеялись, что итоги опроса ZN.UA представляют интерес не только для украинских граждан, но и, например, для американских политиков и дипломатов. И рассчитывали, что полученные результаты (и сделанные на их основании выводы) могут быть учтены хозяином Белого дома при подготовке рандеву с насельником Кремля.

Риск, что Путин и Трамп могут попробовать договориться о нас без нас, вопреки заявлениям высокопоставленных лиц, увы, сохраняется. 

Предположительно, этим может объясняться отказ поводырей ряда политсил принять участие в нашем опросе. Не исключено, что некоторые отечественные вожаки ждут, на каком варианте ответа на “украинский вопрос” остановятся в геополитических верхах. Ждут, чтобы оперативно и гибко подстроиться под чужой сценарий. А может быть, в некоторых политсилах попросту отсутствует четкое системное видение решения одной из самых острых проблем, стоящих перед государством.

Возможно, впрочем, что отдельные партийные лидеры руководствовались другими соображениями. Как бы там ни было, три политические силы — ВО “Батьківщина”, “Радикаль­на партія Олега Ляшка” и партия “За життя” оставили наши вопросы без ответа. Еще одна партия, “Народний фронт”, обозначила свое отношение к предложенной для обсуждения теме отчасти. Представители НФ сформулировали свое видение путей деоккупации и реинтеграции ОРДЛО и АРК в двух абзацах официального ответа. Поэтому позиция Яценюка и Авакова сотоварищи не представлена в приведенной таблице, но суть ее мы до читателей донесем.

В итоге непосредственное участие в опросе ZN.UA приняли девять политических команд — Блок Петра Порошенко “Солідарність”, “Громадянська позиція”, “ДемАльянс”, “Національний корпус” “Наш край”, “Опозиційний блок”, “Самопо­міч”, “Свобода” и “Сила людей”.

Полученные ответы мы свели в таблицу — вы можете самостоятельно проанализировать, какие политколлективы (в случае их попадания в Раду следующего созыва) могут выступать союзниками в вопросе определения дальнейшей судьбы Донбасса и Крыма. И, возможно, обнаружите, что некоторые потенциальные союзы выглядят несколько неожиданно.

 

Кликните для увеличения

 

Кликните для увеличения

Презентация результатов нашего исследования (проведенного при поддержке Internews, USAID Ukraine — USAID Україна и “Лаборатории законодательных инициатив”) состоялась 12 июля. Мы ознакомили с итогами опроса зарубежных дипломатов, представителей международных фондов и украинских общественных организаций. 

Перейдем к основным выводам. ПЕРВЫЙ, весьма симптоматичный вывод. НИ ОДИН из участников опроса не назвал боевые действия на территории Донбасса гражданской войной. Даже “Опоблок” и “Наш край”, считающиеся политическими командами, наиболее ориентированными на Москву (и служащие главными прибежищами бывших соратников Януковича), охарактеризовали вооруженный конфликт на Востоке как агрессию с элементами гражданской войны. Еще семь — БПП, “Громадянська позиція”, “ДемАльянс”, “Нац­корпус”, “Самопоміч”, “Свобода” и “Сила людей” выбрали наиболее жесткий вариант — “вооруженная агрессия России”. На терминах “вооруженная агрессия” и “оккупация Донбасса” в своем “особом мнении” настаивает и “Народний фронт”. То есть, все (с оговорками или без) опрошенные партии считают первоисточником продолжающейся войны агрессию “стратегического соседа”.

Это обстоятельство позволяет говорить:

— о единстве (пускай и относительном) подавляющего большинства политических элит в этом болезненном вопросе;

— о появлении у Киева осязаемого контраргумента в споре с теми (в том числе и на Западе), кто упорно пытается свести войну на Донбассе к “внутренней проблеме Украины”. Ибо агрессия не бывает внутренней проблемой. А факт агрессии не отрицает никто;

— о несостоятельности навязываемого Киеву (в том числе и на переговорах в рамках “Нормандии” и “Минска”) тезиса о необходимости договариваться о мире на Донбассе с представителями ОРДЛО. Если война является следствием агрессии, то мир может быть только следствием победы над агрессором либо результатом его умиротворения. Но мира не достигают путем переговоров с коллаборационистами. Каковыми (при общем факте признания агрессии) являются представители т.н. днр и лнр. То, что они — одна из сторон военного конфликта не превращает их в сторону переговоров о мире. 

Добавим: представители ни одной из опрошенных политических партий, отвечая на вопрос “Кто, по мнению вашей политической силы, должен быть субъектами переговорного процесса относительно урегулирования конфликта на Востоке Украины” не выбрали вариант ответа “Украина должна вести переговоры с представителями ОРДЛО, не привлекая посредников”. 

ВТОРОЕ важное обстоятельство — практически единодушное сомнение в эффективности существующих механизмов урегулирования конфликта на Востоке.

Ни одна из партий — участников исследования не верит в эффективность прямых переговоров о судьбе Донбасса не только между Киевом и ОРДЛО, но и между Киевом и Москвой. И при этом ни одна не настаивает на исключении России из “нормандской группы”. Присутствует общее понимание: Украина вынуждена договариваться с Кремлем, но не способна добиться успеха без союзников, способных повлиять на позицию Путина.

Примечательно, что только Блок Петра Порошенко (что ожидаемо) положительно оценил деятельность “нормандской четверки”. И лишь БПП высказался за сохранение действующего состава Normandy. Все прочие участники, т.е. восемь из девяти опрошенных партий (от “Громадянської позиції” до “Опоблока”) выступают за включение в перечень переговорщиков от Сое­диненных Штатов. Причины возникновения подобного стремления очевидны. Геополитический вес Вашингтона не подвергается сомнению. Конгресс, Пентагон и Госдеп последовательны в политике поддержки Украины. Трамп не скрывает попыток найти общий язык с Путиным, периодически делает неоднозначные заявления, но по-прежнему выглядит как единственный человек, способный (в случае возникновения подобного желания) несколько обуздать Кремль. Да и энергичность спецпредставителя США Курта Волкера не осталась незамеченной отечественными политиками. “ДемАльянс”, “Нацкорпус” и “Свобода” предложили добавить в этот “клуб” не только Соединенные Штаты, но и Великобританию.

Только две партии — БПП (прогнозируемо) и “Сила людей” (несколько неожиданно) назвали минские договоренности (МД) “безальтернативным условием восстановления территориальной целостности”. “Опоблок” высказался за коррекцию договоренностей, заключенных в белорусской столице. “Громадянська позиція”, “Самопоміч” и “Свобода” настаивают на отмене МД по причине их неэффективности и несоответствия Конституции. При этом “Свобода”, вместе “ДемАльянсом” и “Нашим Краєм” настаивает на том, чтобы процесс восстановления территориальной целостности опирался исключительно на украинскую Конституцию и отечественное законодательство. Схожей точки зрения придерживается и “Народний фронт”, назвавший правовыми гарантиями восстановления территориальной целостности Основной закон государства и Устав ООН. В своем ответе НФ отметил, что МД не являются международно-правовым документом, они не работают. 

Добавим, что ранее своего критического отношения к минским соглашениям не скрывали лидеры “Батьківщини” и радикалов. Тимошенко называла их ловушкой и кремлевской игрой, Ляшко — иллюзией мира и капитуляцией. Надеемся, они будут последовательными в своих взглядах. Независимо от итогов горячей финской встречи.

В мнениях наших респондентов просматривается отчетливое желание демонтировать “несущие”, на которых зиждется конструкция “минского протокола”.

Показательны ответы на вопрос об условиях проведения выборов в ОРДЛО. Из пяти предложенных вариантов подавляющее большинство (представители семи партий) выбрало наименее “вегетарианский”. Избирательная кампания на территории ныне оккупированных районов Донбасса по убеждению “Громадянської позиції”, “ДемАльянсу”, “Нашого краю”, “Самопомочі”, “Свободи”, “Сили людей” и даже БПП возможна не только после прекращения боевых действий, отвода войск и вооружений, разоружения НВФ и установления контроля над госграницей, но и после ПОЛНОГО восстановления деятельности органов госвласти и местного самоуправления. То есть после того как в “отдельные районы” вернутся украинские армия, полиция, пограничники, таможенники, фискалы, прокуратура, суды, спецслужбы и администрации. Слишком явно отличается от начертанного в минском протоколе.

О неприятии самой идеи выборов до полного восстановления суверенитета заявил и “Народний фронт”. “Опоблок” избрал более мягкий вариант, предполагающий полную демилитаризацию региона и введение миротворцев, на которых будет возложена функция контроля над границей. Но даже эта политсила не представляет себе выборов в условиях, когда пограничье будет полностью контролироваться российскими военными

Но и это не все: пять из девяти партий — (”Громадянська позиція”, “ДемАльянс”, “Національний корпус”, “Самопоміч”, “Свобода”) выступают за то, чтобы после деоккупации жителям нынешних ОРДЛО (в течение определенного срока, который необходимо законодательно установить) БЫЛО ЗАПРЕЩЕНО И ГОЛОСОВАТЬ, И ИЗБИРАТЬСЯ НА ЛЮБЫХ ВЫБОРАХ, ВКЛЮЧАЯ МЕСТНЫЕ.

Еще один удар по МС — ответы на вопрос о будущем статусе нынешних ОРДЛО. Особый статус самоуправления “отдельных районов” Донбасса не поддержала ни одна политическая сила.

Обобщая все вышесказанное, можем выдвинуть обоснованное предположение: независимо от конфигурации будущего парламента, новая Верховная Рада с высокой степенью вероятности может инициировать вопрос о пересмотре минских соглашений, смене формата переговорного процесса, составе его участников и границах возможных компромиссов. 

ВЫВОД ТРЕТИЙ. Методика деоккупации и реинтеграции неподконтрольных территорий еще только нащупывается, но:

— исключительно военный путь деоккупации рассматривается всеми опрошенными партиями как бесперспективный;

— реинтеграция едва ли пройдет по “лайтовой”, “всепрощенческой” версии.

Обоснуем. Ни одна (включая вербально воинственные) партия не проголосовала за сугубо военный механизм возвращения как ОРДЛО, так и Крыма. При этом ни одна не поддержала идеи отрезания полуострова либо части Донбасса. Реинтеграция остается целью, сроки достижения цели неясны, механизмы реализации — пока тоже.

Но при этом есть намек на избрание относительно жесткого пути. По крайней мере, пока в отношении ОРДЛО. Ни одна партия не поддержала особый статус этих районов. Шесть из девяти — выступили за поражение жителей этой местности в избирательных правах. Шесть из девяти — за формирование на данных территориях военно-гражданских администраций, временное ограничение некоторых прав, приостановление действия ряда нормативно-правовых актов и полномочий местных органов самоуправления. Четыре из девяти — против амнистии не только в отношении фигурантов тяжких преступлений и участников НВФ, но в отношении членов руководства оккупационных структур и даже организаторов незаконных референдумов.

Одним словом, еще несколько “приветов” минским соглашениям.

ВЫВОД ЧЕТВЕРТЫЙ. В эффективность некоторых возможных способов международной помощи в процессе реинтеграции пока верят не очень. Только две партии безоговорочно поддержали введение миротворческой миссии (оговорки нашлись даже у БПП). И только две — выступили за возможное временное международное управление деоккупированными территориями Донбасса.

ВЫВОД ПЯТЫЙ. Вопреки ожиданиям, только три из девяти партий озвучили твердую готовность голосовать за конституирование национальной крымско-татарской автономии. У остальных — разного рода сомнения. В том числе, насколько известно, сомнения присутствуют и в тех политсилах, которые отказались от участия в нашем исследовании. Исходя из этого, рискнем предположить, что соответствующий законопроект почти наверняка не будет принят нынешним составом Рады. И у него пока туманные шансы пройти через парламент следующего созыва. Впрочем, время покажет.

А вот за принятие другого “крымского” решения — отмену закона о воистину непостижимой украинской СЭЗ на территории оккупированного полуострова выступили сразу шесть партий. Плюс БПП, ответ которой можно расценить как косвенную поддержку. Остается только удивляться, почему потенциальная готовность не приобретает необходимую законодательную форму. 

ВЫВОД ШЕСТОЙ. Шесть из девяти партий (”Громадянська позиція”, “ДемАльянс”, “Національний корпус”, “Самопоміч”, “Свобода” и “Сила людей”) — за разрыв дипотношений с Россией. Напомним, что в пользу подобного шага ранее высказывались некоторые депутаты от НФ, члены фракции РПЛ и даже отдельные депутаты из БПП. То есть сохраняется теоретическая возможность, что этот вопрос может быть еще раз поднят Радой следующего созыва. Но пойдет ли Украина на такую меру — прогнозировать сложно. Слишком от многих обстоятельств это зависит, и слишком высока цена вопроса.

ВЫВОД СЕДЬМОЙ, последний. Введение военного положения (во всяком случае, без железобетонных оснований) Украине пока не грозит. Конспирологи могут спать спокойно: как возможный способ остановки выборов это едва ли сработает — парламент не поддержит.

К использованию подобной меры участники нашего опроса подошли осторожно. “ДемАльянс”, “Національний корпус”, “Самопоміч” и “Свобода” — за введение ВП лишь на территориях, прилегающих к зоне боевых действий. БПП, ГП и ОБ допускают установление правового режима военного положения только в условиях резкого ухудшения положения на фронте. “Сила людей” предлагает ограничить ареал действия ВП прифронтовой зоной и считает эту меру возможной исключительно в случае перехода в наступление российских войск.

Остальные выводы предлагаю сделать самостоятельно.

Сергей РАХМАНИН

Додати коментар

Користувач:
email:





Trading algorithms
Artificial intelligence
Modern finance game

- Fin.Org.UA

Новини

11:20 - ОРАНТА запускає програму «Особиста безпека» з покриттям воєнних ризиків
09:58 - Як формується загальний оподатковуваний дохід та сума витрат особи, яка провадить незалежну професійну діяльність?
09:56 - Чи може неповнолітня особа отримати ЕДП у КНЕДП ДПС та який порядок отримання?
09:56 - Болгарія ризикує втратити мільярди коштів ЄС через суперечку з шахтарями
09:56 - Куди подавати реєстраційну заяву за ф. № 1-ПРРО суб’єкту господарювання для реєстрації ПРРО на відокремлений підрозділ (філію)?
09:54 - Податковий календар на 29 квітня 2024 року
09:53 - Який порядок оподаткування ПДФО іноземних доходів?
09:52 - За яким ідентифікатором форми фізичні особи – резиденти подають в електронному вигляді Звіт про контрольовані іноземні компанії (КІК)?
09:51 - За використання рибних ресурсів до місцевих бюджетів Дніпропетровщини від платників надійшло понад 1,5 млн грн рентної плати
09:50 - Державний бюджет протягом трьох місяців п. р. отримав від платників Дніпропетровщини майже 12 млрд гривень
09:47 - Суд підтримав позицію податківців щодо спростування реальності господарської операції
09:38 - Материнська компанія Google оголосила про перші в історії виплати дивідендів
09:26 - Власник TikTok радше закриє свій додаток у США, ніж продасть його - Reuters
09:00 - Ціни на нафту збільшилися на тлі оптимістичних прогнозів зростання економіки США
08:05 - Суд взяв аграрного міністра Сольського під варту
07:49 - Делегація МВС України взяла участь у дев’ятому засіданні Діалогу з прав людини між Україною та ЄС
07:35 - Фінансовий астрологічний прогноз на 26.04.2024
00:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:05 - Коментар МЗС України щодо звіту ОБСЄ стосовно порушень міжнародного права, пов’язаних із свавільним позбавленням волі українських цивільних осіб російською федерацією
21:00 - Новини 25 квітня: НБУ знизив облікову ставку, Сольський написав заяву про відставку
20:40 - Данія збільшить військову допомогу Україні у 2024 році на майже 600 млн євро
20:18 - Пропозиція США по використанню доходів від заморожених активів московія для України набирає обертів у G7 – Reuters
20:17 - На Хмельниччині для війська виділять 54 мільйони, отриманих із продажу комунального майна
20:07 - Україна та Велика Британія посилюють співпрацю в спортивній сфері напередодні Олімпіади
19:40 - Через обстріли на Харківщині УЗ тимчасово змінює рух приміських поїздів
19:40 - Экономика США: замедление роста и ускорение инфляции
19:38 - У Google Meet тепер можна переносити дзвінки з одного пристрою на інший без переривання звʼязку
19:05 - Унаслідок російського удару на Донеччині загинули троє залізничників
19:01 - У Києві відновили 70% енергообладнання, пошкодженого через ворожі обстріли
18:37 - Сольський подав заяву про відставку


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.9066
Канадський долар29.0135
Юань Женьміньбі5.4745
Чеська крона1.6915
Данська крона5.7007
Гонконгівський долар5.0675
Форинт0.108258
Індійська рупія0.4761
Рупія0.0024507
Новий ізраїльський шекель10.4698
Єна0.25503
Теньге0.089231
Вона0.028856
Мексиканське песо2.3263
Молдовський лей2.2218
Новозеландський долар23.6434
Норвезька крона3.6249
московський рубль0.43016
Сінгапурський долар29.1693
Ренд2.0917
Шведська крона3.6517
Швейцарський франк43.4266
Єгипетський фунт0.8282
Фунт стерлінгів49.6274
Долар США39.6702
Білоруський рубль14.4192
Азербайджанський манат23.3327
Румунський лей8.5448
Турецька ліра1.2201
СПЗ (спеціальні права запозичення)52.2905
Болгарський лев21.7407
Євро42.5205
Злотий9.8591
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото92395.86
Срібло1087.83
Платина35955.09
Паладій39903.06

Курси валют, встановлені НБУ на 26.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861044.281044.281044.281044.282331877.24
2276561078.061078.061078.061078.06324496.06
227763997.7997.7997.7997.7997.70
2289101070.431070.431070.431070.4364225.80
229025983.97983.97983.97983.97983970.00
229470919.69919.69919.69919.69962915.43
2302621056.261056.261056.261056.26637981.04
AZRF011041.421049.861041.421049.8612547.68
CRSR061024.551024.551024.551024.5517417.35
FSTF021014.051021.481014.051021.4861968.50
IFZEMA110011001100110022000.00
TATM4.54.54.54.5450.00
XS47781550015500155001550062000.00

Дані за 25.04.2024