Дефолт не предлагать. Почему Украина за три года может получить ВВП $4 тыс. на душу

25.05.2018 22:40 | Укррудпром

Деловая столица, 25 мая 2018. Опубликовано 17:17 25 мая 2018 года Верховная Рада собирается утвердить бюджетную резолюцию на 2019-2021 годы. Что ждет Украину в эти три года?

По сути, перед нами очередной документ, который сдвигает временной горизонт планирования, и если ранее бюджетная резолюция охватывала 2018-2020 гг., то ныне мы имеем для оперативного анализа шаг вперед на один год. В истории прогнозирования траектории движения национальной экономики появилась новая традиция утверждения трехлетних прогнозов по всему спектру базовых макроэкономических показателей, которые характеризуют как глобальные (ВВП, инфляция), так и социальные (размер заработной платы, социальные стандарты) аспекты развития страны.

Базовые показатели кабминовского сценария развития экономики Украины выглядят следующим образом:

Расчет ВВП в долларовом эквиваленте продемонстрирует нам реальный рост украинской экономики в глобальном рейтинге стран, исходя из универсальных критериев оценки. Ведь сам по себе рост в национальной валюте еще ничего не значит — необходимо расти в ключевой резервной валюте, долларе США. Иначе весь наш прирост ВВП и уровень доходов населения (в первую очередь в виде заработной платы) будет съедаться девальвацией гривни. В таком случае мы будет постепенно терять мировые позиции в плане эффективности человеческого капитала и продуктивности реального сектора экономики. 

В случае реализации базового сценария Кабмина и относительной курсовой стабильности, эквивалент номинального ВВП Украины в долларах вырастет примерно на $22 млрд: со $122 млрд в 2019-м до $145 млрд в 2021-м. Но для достижения столь существенных результатов необходимо будет обеспечить курсовую стабильность, причем сделать это рыночными методами, ведь административную блокаду валютного рынка к тому времени придется полностью снять, иначе ни о каком росте не может быть и речи. Для него просто не будет “кормовой базы” в виде притока прямых иностранных инвестиций и оживления внутреннего потребления, а также роста капитальных вложений корпоративного сектора.

Что касается курса, то Кабмин планирует очень мягкую девальвацию с 30,5 грн/$ в 2019-м до 31,8 грн/$ в 2021-м. По сути, в первые два года глубина девальвации не превысит 3% в год, а в 2021-м замедлится и вовсе до 1%. И это на фоне пиковых выплат по внешнему долгу в 2019-2020 гг., когда одна лишь угроза дефолта может существенно скорректировать курс национальной валюты в сторону обесценивания.

В 2016-м гривня девальвировала на уровень потребительской инфляции (11,9%), а в 2017-м эта динамика замедлилась до 4,9%, но здесь необходимо учитывать, что в прошлом году у нас был чрезвычайно легкий платежный график по внешним долгам, цены на сырье украинского экспорта на мировых рынках росли, а Минфину удалось разместить новый выпуск государственных еврооблигаций. Сложится ли столь удачный пазл в ближайшие три года, сказать сложно. Чисто теоретически у нас сохраняется возможность рефинансировать свои внешние долги за счет новых займов как на внешних частных рынках капитала, так и у международных доноров, прежде всего МВФ. 

Но для системной макрофинансовой помощи и привлечения займов для выплаты внешних долгов в 2019-2021 гг. придется предложить зарубежным кредиторам и международным донорам настоящий план успеха, причем именно тот, в который поверим не только мы, но и искушенные западные эксперты. 

Стоит также отметить, что в 2020-м, если оправдается прогноз по курсу и динамике роста, ВВП Украины в долларовом эквиваленте превысит $125 млрд, а значит, придется оплачивать кредиторам так называемые “варранты восстановления стоимости” (VRI), простыми словами — платить им за свой экономический рост в благодарность за то, что они списали нам во время реструктуризации “имени Яресько” чуть более $3 млрд. Суть варрантов заключается в следующем: в случае роста нашей экономики выше 3% в год, мы должны будем заплатить владельцам наших еврооблигаций 15% от суммы прироста ВВП в коридоре 3-4% и уже 40% от величины увеличения ВВП свыше 4%. И так в течение 20 лет, (с 2021 по 2040 гг.). Максимальное ограничение выплат по VRI установлено лишь на период с 2021 по 2025 гг. — не более 1% ВВП. Старт данных выплат начинается после того, как наш ВВП достигнет отметки в $125 млрд. Приблизительный расчет показывает, что если бы в условиях реструктуризации не было упомянутого выше льготного периода, сумма выплат по варрантам могла бы достигнуть в 2021-м $3,6 млрд, или 2% ВВП. Но нам, к счастью, придется заплатить лишь 1%, или $1,45 млрд, а проблема “платы за рост” таким образом переносится на 2025-й, что не снижает ее негативного влияния на динамику ВВП Украины в долгосрочной перспективе.

Важный вопрос заключается в том, сумеет ли экономика разогнать ВВП до показателя роста свыше 6%? Как показывает опыт прошлых лет, высокие темпы роста в Украине всегда сопровождаются значительными показателями инфляции, которые по меркам ЕС являются вообще галопирующими (там уже давно привыкли к инфляции около нуля плюс 1-2%). У нас же инфляция в пределах 10-15% обеспечивает рост в размере 3-5% ВВП. А замедление инфляции (и не дай Бог нулевая динамика или дефляция) сигнализирует о близящейся рецессии или глубоком нырке в минус. Объясняется это достаточно просто. Существенная часть нашего ВВП формируется за счет экспорта сырьевых товаров. Рост цен на них на мировых рынках моментально ретранслируется в рост ВВП, но так как эти сырьевые товары (в том числе металл и необработанные сельскохозяйственные продукты) являются основой для производства базовых товаров, которые формируют потребительскую корзину украинца (продукты питания, бензин, коммунальные услуги), то вместе с ВВП растет и потребительская инфляция. Остановить этот процесс может лишь резкая ревальвация гривни вкупе с административным регулированием стоимости коммунальных услуг, цен на топливо и социально значимые товары. Но так как от административного регулирования государство решило полностью отказаться, а Антимонопольный комитет у нас занимается фотоохотой на “Газпром”, цены будут расти, толкая инфляцию вверх. О ревальвации гривни в условиях ухудшения платежного баланса по причине внешних выплат по государственному долгу говорить не приходится. Таким образом, Кабмину вкупе с НБУ придется решить непростую трилемму: как динамично расти в условиях низкой инфляции и стабильного курса национальной валюты.

Ответ тут вполне очевиден: такая модель может функционировать лишь за счет развития третичного сектора экономики: сектора услуг, медицины, образования и науки. Пока же наша экономика опирается либо на первичный сектор (добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство), либо на вторичный (обрабатывающая промышленность и строительство). Расти на такой модели в условиях низкой инфляции практически невозможно. Поэтому придется разблокировать третичный сектор, который, как показывает опыт западных стран, может очень даже неплохо развиваться и при нулевой инфляции. Но для этого необходимо провести системную дерегуляцию, демонополизировать базовые рынки, обеспечить защиту титулов собственности и равный доступ экономических агентов к системам рыночной инфраструктуры, а также применить стимулирующий инструментарий для развития малого и среднего бизнеса. Кроме того, важно обеспечить снятие фискальной нагрузки с домохозяйств, хотя бы для тех из них, которые не доходят до ватерлинии медианного дохода по стране, то есть обеспечить снижение налогов в социально уязвимых группах населения, с тем, чтобы увеличить платежеспособный спрос на рынке услуг. Ведь ни государство, ни крупные корпорации не смогут стать драйверами развития третичного сектора (лишь в части стимулирования науки), только граждане.

Для минимизации оттока трудовых ресурсов за границу, Украина просто обязана поставить перед собой амбициозную цель увеличения ВВП на душу населения до $4 тыс. уже в 2021 г. В целом показатели Кабмина свидетельствуют о том, что эта задача может быть выполнена: данный показатель в течение трех лет увеличится с $3,1 тыс. до $3,6 тыс.

Если экономика приобретет постоянный и главное динамичный тренд на рост, украинская экономика наконец станет привлекательной не только для своих трудовых ресурсов, но и для мигрантов из других стран.

Будущий экономический рост должна обеспечить и налоговая реформа, которая может заключаться в горизонтальном расширении налогооблагаемой базы с одновременным снижением ставок налогов. Также важную роль сыграет снижение косвенных налогов на конечного потребителя, в первую очередь налога на добавленную стоимость, что позволит увеличить совокупное потребление домохозяйств и снизит при этом уровень цен. В то же время такие налоги, как акцизы и рента на добычу полезных ископаемых, следует постепенно увеличивать до мирового уровня.

Алексей КУЩ

Додати коментар

Користувач:
email:





Ринок розвивається,
Україна – майбутнє світу,
Відкрий йому двері.

- Fin.Org.UA

Новини

00:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:05 - Коментар МЗС України щодо звіту ОБСЄ стосовно порушень міжнародного права, пов’язаних із свавільним позбавленням волі українських цивільних осіб російською федерацією
21:00 - Новини 25 квітня: НБУ знизив облікову ставку, Сольський написав заяву про відставку
20:40 - Данія збільшить військову допомогу Україні у 2024 році на майже 600 млн євро
20:18 - Пропозиція США по використанню доходів від заморожених активів московія для України набирає обертів у G7 – Reuters
20:17 - На Хмельниччині для війська виділять 54 мільйони, отриманих із продажу комунального майна
20:07 - Україна та Велика Британія посилюють співпрацю в спортивній сфері напередодні Олімпіади
19:40 - Через обстріли на Харківщині УЗ тимчасово змінює рух приміських поїздів
19:40 - Экономика США: замедление роста и ускорение инфляции
19:38 - У Google Meet тепер можна переносити дзвінки з одного пристрою на інший без переривання звʼязку
19:05 - Унаслідок російського удару на Донеччині загинули троє залізничників
19:01 - У Києві відновили 70% енергообладнання, пошкодженого через ворожі обстріли
18:37 - Сольський подав заяву про відставку
18:30 - У Києві до середини червня обмежать рух на одному зі шляхопроводів
18:17 - Рада схвалила законопроєкт щодо створення реєстру постраждалих через агресію московія
18:14 - Як Данія інвестує в успіх України
18:01 - Лише 26% заявок про зруйноване та пошкоджене житло проходять верифікацію – Мінвідновлення
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 25.04.2024
17:39 - ПриватБанк завершив перший квартал із чистим прибутком у 14 мільярдів
17:31 - Мінекономіки відкрило грантову програму на 1 мільйон доларів для підприємниць 
17:27 - До обговорення пропонується порядок підготовки та оновлення планів безперервної діяльності, відновлення, фінансування страховика
17:23 - Мінветеранів залучатиме нотаріусів до удосконалення законодавства у сфері ветеранської політики
17:15 - Мінветеранів разом з великим бізнесом розвиватимуть можливості працевлаштування ветеранів й ветеранок, – Олександр Порхун
17:11 - Парламент прийняв у першому читанні закон, що започатковує створення системи обліку осіб, життя та здоров’я яких зазнало шкоди внаслідок збройної агресії рф
17:11 - Світові продажі Toyota вперше перетнули позначку у 10 мільйонів авто за рік
17:01 - Україна передала Європейській Комісії перший Звіт у межах Пакета розширення ЄС 2024 року
17:00 - Nasdaq100 может откатиться до 15800
16:35 - Минулого року було краще: серед компаній України значно підвищився дефіцит кадрів
16:27 - Рішення про накладення штрафу на ТОВ "ФК "ХАНТЕР" за порушення у сфері фінмоніторингу залишається в силі
16:06 - UniCredit попередив про обмеження на перекази для росіян


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.9066
Канадський долар29.0135
Юань Женьміньбі5.4745
Чеська крона1.6915
Данська крона5.7007
Гонконгівський долар5.0675
Форинт0.108258
Індійська рупія0.4761
Рупія0.0024507
Новий ізраїльський шекель10.4698
Єна0.25503
Теньге0.089231
Вона0.028856
Мексиканське песо2.3263
Молдовський лей2.2218
Новозеландський долар23.6434
Норвезька крона3.6249
московський рубль0.43016
Сінгапурський долар29.1693
Ренд2.0917
Шведська крона3.6517
Швейцарський франк43.4266
Єгипетський фунт0.8282
Фунт стерлінгів49.6274
Долар США39.6702
Білоруський рубль14.4192
Азербайджанський манат23.3327
Румунський лей8.5448
Турецька ліра1.2201
СПЗ (спеціальні права запозичення)52.2905
Болгарський лев21.7407
Євро42.5205
Злотий9.8591
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото92395.86
Срібло1087.83
Платина35955.09
Паладій39903.06

Курси валют, встановлені НБУ на 26.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861044.281044.281044.281044.282331877.24
2276561078.061078.061078.061078.06324496.06
227763997.7997.7997.7997.7997.70
2289101070.431070.431070.431070.4364225.80
229025983.97983.97983.97983.97983970.00
229470919.69919.69919.69919.69962915.43
2302621056.261056.261056.261056.26637981.04
AZRF011041.421049.861041.421049.8612547.68
CRSR061024.551024.551024.551024.5517417.35
FSTF021014.051021.481014.051021.4861968.50
IFZEMA110011001100110022000.00
TATM4.54.54.54.5450.00
XS47781550015500155001550062000.00

Дані за 25.04.2024