Бюджетные вопросы

23.09.2017 14:16 | Укррудпром

Зеркало недели, 22 сентября 2017. Опубликовано 13:12 23 сентября 2017 года От проекта бюджета на 2018 г. ожидали многого.

Вопрос бюджетной политики.

От проекта бюджета на 2018 г. ожидали многого. Правительство обещало новый подход к составлению бюджетной сметы на основе среднесрочного планирования. Для этого Верховная Рада даже приняла специальный закон о переносе с апреля на июнь сроков подачи Основных направлений бюджетной политики на следующий год, поскольку этот документ должен был разрабатываться на три года, а это требовало больше времени на его подготовку. Документ действительно подготовили и подали в парламент. Кроме традиционного набора планов, как сделать жизнь лучше, а людей — счастливее, в нем был приведен ряд таблиц с конкретными показателями на три года, что действительно было новшеством и должно было показать в цифрах, какую бюджетную политику будет проводить правительство в ближайшие три года. В частности, были приведены макропоказатели, часть из них тут продублирована, поскольку они попали и в материалы проекта бюджета (см. табл).

 

 

Как видно, большинство этих показателей из колонки 2018 г. перекочевали и в материалы по проекту бюджета, поданного правительством. В том числе и показатель обменного курса гривни, что вызвало немалое замешательство среди граждан и экспертов. Если посмотреть на динамику официального курса гривни на сайте НБУ, где он опускается, но все еще держится на отметке 26,2 грн за доллар, невольно возникает вопрос: как же гривня должна ослабеть, чтобы в среднем за нынешний год курс составил 27,8 грн/долл., а в следующем году — в среднем 29,3 (а на конец года вообще 30,1), по которому были рассчитаны валютные составляющие бюджета на 2018 г.? И главное, почему?

Это плохо стыкуется с оптимистическими заявлениями правительства о планах по наращиванию экспорта, да еще и на фоне обещанного получения минимум одного транша МВФ до конца года, а также привлечения 3 млрд долл. США на внешних рынках заимствований. К тому же при такой прогнозной динамике курса не верится в то, что инфляция будет снижаться, как это прогнозируют правительство и НБУ. Таким образом, если курсовые прогнозы осуществятся, это угрожает ценовой стабильности, а если не осуществятся, то бюджетно-финансовой, поскольку запланированные поступления от внешнеэкономической деятельности и от внешних заимствований будут ниже плановых, а это означает, что нужно увеличивать дефицит бюджета (а значит, и долга) или сокращать запланированные расходы.

 

Как результат, бюджетный комитет Рады, не получив ответов на многие вопросы, возникшие у него по поводу внесенного документа, и собрав все “конструктивные хотелки” других комитетов, направил правительству многостраничные замечания с рекомендацией все это учесть при внедрении среднесрочного бюджетного планирования и составлении самого проекта бюджета.

Таким образом, первый блин внедрения среднесрочного бюджетного планирования оказался комом. Сразу появилась надежда, что из коматозного состояния его выведет проект бюджета на 2018 г., зарегистрированный правительством в Верховной Раде 15 сентября 2017-го, но реально появившийся на сайте парламента днем 18 сентября.

Вопрос проекта бюджета на 2018 г.

Приходится сразу констатировать, что надежда не оправдалась. Замечу, что эта статья готовилась до того, как правительство официально представило проект бюджета в парламенте. Возможно, что-то прояснится или же еще больше запутается после такого представления. Пока буду базироваться на самих материалах, презентациях правительства, выводах нескольких обсуждений, которые уже прошли в экспертной среде, а также собственном опыте составления государственного и местных бюджетов.

Приведу несколько сухих цифр. Доходы сводного бюджета (государственный + местные) увеличиваются против бюджета текущего года на 14,9%, или на 144,8 млрд грн. При этом, как отмечает само правительство, они впервые превысят 1 трлн грн (1118,8 млрд). Дефицит бюджета составляет 77,9 млрд грн, что практически на уровне текущего года, а по отношению к ВВП — 2,4%. Соответственно, расходы бюджета — это сумма его доходов и дефицита. Особенно восхищаться триллионом не приходится, ведь в этой величине “сидят” девальвация и высокая инфляция последних лет, что раздувало номинальный ВВП, а соответственно, и бюджет, при реальном его падении вместе с остальными экономическими показателями страны.

Что касается государственного бюджета, то его доходы вместе с межбюджетными трансфертами составляют 887 млрд грн, а расходы вместе с бюджетным кредитованием — 954,9 млрд. Расходы госбюджета по сравнению с планом на текущий год вырастут на 12,5%, или на 106,4 млрд грн.

Предельный размер государственного долга на конец года предлагается утвердить в размере 1999,3 млрд грн (61,5% ВВП), а гарантированного — 747,6 млрд грн (23,1% ВВП). Вместе это составит 84,6% ВВП.

Расходы на обслуживание государственного долга (выплата процентов и дохода) достигнут 130 млрд грн, увеличившись на 16 млрд и составляя 4% ВВП. Эта сумма сопоставима с величиной всех расходов бюджета на экономическое развитие, включая АПК, транспорт и энергетику. А общие выплаты по государственному долгу (погашение + обслуживание) составят 306 млрд грн, или 9,4% ВВП.

Ресурс местных бюджетов с учетом проводимой реформы децентрализации, согласно данным Минфина, составит 530 млрд грн, из которых 250 млрд — собираемые ими доходы, а 279 млрд — получаемые ими трансферты.

Теперь короткий комментарий к этим цифрам.

Доходы рассчитаны в основном на основе действующего законодательства (кроме изменения ставок акциза на табачные изделия), что в целом является позитивом. Это повышает их реалистичность с точки зрения влияния налоговых новаций, которые в прошлые годы принимались в конце декабря, и никто не мог оценить, как это скажется на самочувствии бизнеса и доходах бюджета. Но при этом продолжается дискуссия о введении налога на выведенный капитал вместо налога на прибыль, и этот вопрос может возникнуть в предложениях народных депутатов к проекту госбюджета.

А теперь о главном — о расходах. Ведь расходы — это и есть, собственно, бюджет. Общие показатели указаны выше. Что касается их распределения, то правительство определило десять приоритетов, которые обеспечило возрастающими расходами в первую очередь. Безусловно, это обороноспособность и общественный порядок. Даже не нужно комментировать — это необходимо в сложившихся условиях.

Далее. Повышение социальных стандартов, дороги, фермеры, энергоэффективность, регионы, реформы образования и здравоохранения, дипломатия. В общем, достаточно традиционные приоритеты. Минимальная заработная плата будет повышена на 523 грн, прожиточный минимум составит с 1 января 1700 грн (не уверен, что его действительно можно назвать прожиточным, но хорошо, что его повышают). Не думаю, что все нужно комментировать подробно. В принципе хорошо, что есть приоритеты, что у государства наблюдается прирост средств для их финансирования. Думаю, народным депутатам в процессе рассмотрения проекта госбюджета в Верховной Раде нужно обратить основное внимание на эффективность, справедливость и обоснованность расходов, предложенных правительством. Например, в документе уже учтена медицинская реформа, хотя ее еще не принял парламент. Уже есть расходы на новую службу, которая будет организовывать процесс распределения денег в сфере здравоохранения, и даже 13 млрд грн для этой службы на финансирование предоставления первичной медицинской помощи. А если реформу вообще не примут или примут в другой редакции, или если это произойдет в конце декабря? Как это будет работать?

Не хотел бы, чтобы этот материал воспринимался как критика проекта бюджета на 2018 г., хотя критика — это здоровое отношение к любому явлению, включая проект государственной сметы. Она делает его лучше, а это и было нашей целью. Подготовленный проект добротный и при доработке может стать важным этапом развития страны. Лучше скажу, чего в нем нет. В нем нет прозрачности, обоснованности и, как любил говорить один из премьер-министров начала 2000-х, “у ньому немає душі”. То есть нет главной идеи, нет энергии экономического роста, который мог бы всем реформам придать другой импульс, возвратить правительству авторство большинства из них и подсказать гражданам, что собственную стратегию нужно основывать на будущем своей страны. Пока же иногда мы чувствуем себя подобно тому пассажиру троллейбуса, который на следующей остановке выходит, но еще этого не знает.

Анатолий МАКСЮТА, председатель Правления Института общественно-экономических исследований

Додати коментар

Користувач:
email:





Inter-American
Development Bank
Building prosperity
For the Americas

- Fin.Org.UA

Новини

20:49 - Здійснено черговий крок у запровадженні європейських вимог до капіталу банків і банківських груп
20:10 - Квартири колаборанта Сальдо і росолігарха Шелкова в Одесі вдруге виставили на аукціон
19:58 - Рівень розрахунків населення за газ становить 95% – Чернишов
19:47 - У поліції Києва розповіли про причини обшуків у "Київтеплоенерго"
19:27 - З початку року від міжнародних партнерів надійшло близько 12 мільярдів доларів
19:14 - Захист ТЕЦ, ТЕС і ГЕС ніколи не відносився до відповідальності Мінінфраструктури – Кубраков
19:07 - Мінекономіки: Презентовано концепцію проекту Національної Стратегії розвитку сфери інтелектуальної власності до 2030 року
18:50 - Прем’єр-міністр зустрівся з очільницею МЗС Латвії
18:47 - У Києві через ремонт обмежать рух транспорту на кількох вулицях 
18:40 - У Центробанку московія стверджують, що конфіскація заморожених активів не вплине на фінстабільність московії
18:20 - Підприємці Харківщини зможуть отримати вдвічі більший грант від держави на розвиток
18:14 - World IP Day: презентовано концепцію проекту Національної Стратегії розвитку сфери інтелектуальної власності до 2030 року
17:49 - Суд зупинив ліцензію "Нафтогазу" на розподіл газу на Черкащині: компанія подала апеляцію
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 26.04.2024
17:44 - Денис Башлик: Ринок земель в Україні здатен впоратися з будь-якими викликами, завдяки чітко визначним передумовам
17:42 - Чи насправді буде обмежена робота онлайн-казино після Указу Президента?
17:37 - Японія продовжуватиме підтримку українського енергосектору: Зустрічі Германа Галущенка з представниками Уряду Японії
17:32 - Затверджено порядок організації психіатричної допомоги особам, стосовно яких передбачається застосування примусових заходів медичного характеру
17:29 - Продовжено строки на подання заявки для розрахунку обсягу квот щодо діяльності з культивування рослин роду коноплі — рішення уряду
17:26 - Уряд ухвалив постанову щодо строків державної атестації наукових установ
17:20 - Національний банк України анонсував низку кроків з валютної лібералізації
17:20 - Ухвалено закон щодо врахування страхового стажу закордоном для пенсії в Україні
17:11 - НБУ знизив тарифи на видачу готівки
17:02 - Уряд затвердив Порядок використання коштів на підтримку проектів зі значними інвестиціями
17:00 - Понад 25 тис. адмінпослуг з питань ведення Державного земельного кадастру надано на Львівщині з початку 2024 року
16:53 - Підтримуємо бізнес Харківщини: підприємці зможуть отримати вдвічі більший грант від держави на розвиток, - Юлія Свириденко
16:51 - Уряд продовжив дію положення про покладання спеціальних обов'язків на учасників ринку електроенергії
16:50 - Уряд затвердив Порядок використання коштів на підтримку проєктів зі значними інвестиціями
16:50 - Торік на утримання Чорнобильської зони відчуження витратили менше коштів, ніж планували
16:45 - Ложная тревога с интервенциями в иене?


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.8816
Канадський долар28.9972
Юань Женьміньбі5.4649
Чеська крона1.6867
Данська крона5.691
Гонконгівський долар5.0584
Форинт0.108183
Індійська рупія0.47511
Рупія0.0024423
Новий ізраїльський шекель10.4009
Єна0.25254
Теньге0.089457
Вона0.028796
Мексиканське песо2.2942
Молдовський лей2.22
Новозеландський долар23.5629
Норвезька крона3.5997
московський рубль0.43076
Сінгапурський долар29.0888
Ренд2.0991
Шведська крона3.6272
Швейцарський франк43.4084
Єгипетський фунт0.8269
Фунт стерлінгів49.5494
Долар США39.6015
Білоруський рубль14.3943
Азербайджанський манат23.2923
Румунський лей8.5282
Турецька ліра1.218
СПЗ (спеціальні права запозичення)52.1706
Болгарський лев21.6995
Євро42.4409
Злотий9.8181
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото92856.01
Срібло1091.89
Платина36302.7
Паладій38449.1

Курси валют, встановлені НБУ на 29.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861046.391046.391046.391046.391307987.50
2276561080.091080.091080.091080.09237619.80
2288111063.621063.621063.621063.6237226.70
229025985.42985.42985.42985.42782423.48
229470921.25921.25921.25921.25644875.00
2302621060.181060.181060.181060.18106018.00
CRSR061024.551025.321024.551025.3213328.39
FCOM011055.931055.931055.931055.9335901.62
FSTF021021.481022.251021.481022.2533733.48
USGK78454545454545454519657125.00

Дані за 26.04.2024