Почему Меркель разрешила грекам референдум

07.07.2015 17:12 | Укррудпром


Деловая столица, 6 июля 2015.
Опубликовано 16:19 07 июля 2015 года


“Показательная порка” Греции — удобный метод демонстрации национальным элитам, в первую очередь Южной Европы и Балкан, что популизм выходит боком.

Греческая трагедия “Жизнь взаймы” достигла кульминации. Свет сошелся клином на референдуме. Как для актеров — Греции и евротройки, так и для мирового “амфитеатра”. Эмоциональный накал соответствует моменту. Президент Еврокомиссии Жан Клод Юнкер горячо призывает эллинов сказать кредиторам Греции “да”, что бы они ни предлагали. Греческий премьер Алексис Ципрас не менее страстно зовет соотечественников послать их подальше.


Зрители переживают катарсис: мировые биржи лихорадит, евро дешевеет, нефть падает, рубль обваливается. Особы чувствительные прикидывают, а не покинуть ли ложу: петиция с требованием выйти из ЕС набрала в Австрии в два с лишним раза больше голосов, чем необходимо — 261 тыс., и теперь власти обязаны ее рассмотреть. Если бы должность позволяла, британский премьер Дэвид Кэмерон наверняка кричал бы: “Греция, беги!” А так лишь негромко говорит, что страну спасет выход из еврозоны и Союза. Заодно бы, глядишь, и британцы изучили опыт. Пекин на фоне схлопывания фондового рынка Поднебесной устами премьера КНР Ли Кэцяна в нехарактерной для себя манере — без дипломатических обиняков и экивоков — сетует на затянутый сюжет и требует хеппи-энда.


Впрочем, референдум — второстепенный поворот сюжета: ничего другого ожидать от типичного “голосования сердцем” не приходится, а возможности сделать осознанный выбор грекам не оставили. Начать с формулировки вопроса в бюллетене: “Нужно ли принять предложение, выдвинутое Европейской комиссией, Европейским Центробанком и Международным валютным фондом 25 июня 2015 года, состоящее из двух частей, вместе представляющих его суть? Первый документ называется “Реформы ради завершения текущей программы”, второй — “Предварительный анализ возможности погашения долга”.


Для адекватного ответа как минимум нужно ознакомиться с текстами. Но оба документа входят в пакет, представленный на рассмотрение еврогруппы, и, таким образом, не являются формальным предложением Афинам. Соответственно, их полные тексты еще неделю назад не были доступны публике даже на английском. Так что на перевод и верификацию времени практически не было. Что уж говорить о доведении их содержания до греческой общественности, тем более что доступ к интернету имеют всего 66% домохозяйств страны.


Между тем речь о довольно простых вещах: повышении пенсионного возраста до 67 лет, снижении НДС, приватизации. Вот, собственно, и все. Но поскольку это не инициатива родного правительства, а условие дальнейшего кредитования и реструктуризации долгов, ответ сводится к психологическому выбору между ва-банком и капитуляцией. При этом референдум законной силы не имеет. И дело здесь даже не в отсутствии конкретики, а в том, что конституция Греции запрещает решать таким образом бюджетные вопросы. Разумеется, это хорошо известно и властям страны, и ЕС, и мировым финансовым институтам. Смысл сего действа в другом. По большому счету, это всего лишь оценка уровня поддержки правительства Ципраса, важность которой обусловлена отнюдь не экономическими, а политическими факторами.


Он удобен всем. Ципрас и его партия СИРИЗА демонстрируют выполнение предвыборных обещаний, попутно выторговывая условия для почетной капитуляции. Не только в угоду тому немалому числу граждан, которые согласны на условия кредиторов, но и потому, что альтернативы еврозоне у Греции просто нет: переход на драхму, теоретически возможный, усилит инфляцию, ограничит возможности внешнего кредитования, а главное, с легкостью утопит любое правительство переходного периода.


“Та сторона”, вполне вероятно, на это пойдет. В частности, списание части долга и предоставление отсрочки его погашения — пускай не на 30% и 20 лет, о которых говорит греческий премьер, выглядит реалистично. Тем более что это не очень высокая цена за сохранение проекта единой Европы и углубление интеграции, в том числе и финансовой. В частности, в конце июня были озвучены планы создания к 2025 г. Казначейства ЕС, что должно повысить дисциплину соответствующих национальных структур. В то же время такому вектору развития Союза объективно мешает власть популистских сил в правительствах периферийных стран — членов ЕС. И “показательная порка” Греции — удобный метод демонстрации национальным элитам, в первую очередь Южной Европы и Балкан, что популизм выходит боком. Собственно, поэтому со стороны европейских институтов возмущение обстоятельствами греческого референдума выглядело показным: Ципрасу он может дать лишь ситуативное преимущество, которого он лишится независимо от того, куда поведет страну экономическая кривая либо скоро, либо очень скоро.


В то же время нынешняя эпопея не сводится ни к экономике, ни к политике — это, с одной стороны, проявления конфликта мировоззрений. Западноевропейская установка “жить по средствам” на периферии — причем не только балканской — неизменно сталкивается с местным “жить по полной”. С другой стороны, это следствие давних геополитических проблем. Нынешняя Греция весь прошлый век разрывалась между социализмом и правыми диктатурами. Ее интеграция в европейские и евроатлантические структуры производилась исключительно из соображений укрепления границ коллективного Запада по линиям соприкосновения с советским блоком. Тем не менее Греция оставалась слабым звеном как НАТО, так и ЕС. За минувшие четверть века ничего не изменилось, разве что российский режим начал охотно использовать эту слабость. Связи СИРИЗЫ с кремлевскими “евразийцами” и кокетство Ципраса с Путиным тому свидетельства. И это еще один серьезный повод удержать Грецию и в Евросоюзе, и в еврозоне.


Алексей КАФТАН




Додати коментар

Користувач:
email:





Inter-American
Development Bank
Building prosperity
For the Americas

- Fin.Org.UA

Новини

17:20 - Національний банк України анонсував низку кроків з валютної лібералізації
17:20 - Ухвалено закон щодо врахування страхового стажу закордоном для пенсії в Україні
16:45 - Ложная тревога с интервенциями в иене?
16:00 - Курси валют, встановлені НБУ на 29.04.2024
15:36 - Оновлено низку тарифів Національного банку
15:20 - Страховий ринок Словенії в 2023 році зріс на 9% до 3 млрд євро
15:20 - Навіщо страховикам потрібні структуровані дані та інтеграція AI-технологій?
15:20 - ПФТС та "Українська біржа" можуть втратити ліцензії через порушення ліцензійних умов
15:20 - Страховий ринок Польщі в 2023 році зріс на 17,6% до 18 млрд євро
15:20 - Європарламент схвалив нові зміни до Директиви Solvency II в страхуванні
15:20 - Індія "акредитувала" російських страховиків на страхування експорту нафти
15:20 - Рівень зарплати у 2024 році планують підвищити 72% компаній, 74% відчувають дефіцит кадрів
15:20 - Нацбанк повернув альтернативний сценарій та відмовився від прогнозів тривалої війни
15:05 - Україна та ЄС провели щорічний Діалог з прав людини: підсумки
14:41 - московія поновила доставку нафти державним "Совкомфлотом" до Індії - Reuters
14:28 - Який порядок оподаткування ПДФО іноземних доходів?
14:28 - Нацполіція та СБУ прийшли з обшуками до "Київтеплоенерго", робота підприємства заблокована
14:27 - МОЗ підтримує громади у цифровізації сфери охорони здоров’я
14:27 - Як формується загальний оподатковуваний дохід та сума витрат особи, яка провадить незалежну професійну діяльність?
14:23 - Чи може неповнолітня особа отримати ЕДП у КНЕДП ДПС та який порядок отримання?
14:22 - Сергій Орлов: Головне завдання в прогнозуванні повторних правопорушень – уніфікація оцінки ризиків
14:21 - Куди подавати реєстраційну заяву за ф. № 1-ПРРО суб’єкту господарювання для реєстрації ПРРО на відокремлений підрозділ (філію)?
14:20 - За яким ідентифікатором форми фізичні особи – резиденти подають в електронному вигляді Звіт про контрольовані іноземні компанії (КІК)?
14:19 - За використання рибних ресурсів до місцевих бюджетів Дніпропетровщини від платників надійшло понад 1,5 млн грн рентної плати
14:17 - Державний бюджет протягом трьох місяців п. р. отримав від платників Дніпропетровщини майже 12 млрд гривень
14:12 - Олександр Банчук: Пробація – це гарна альтернатива позбавленню волі в межах виконання цілей Стратегії реформування пенітенціарної системи
14:10 - Київ стягнув з підрядника метро на Виноградар 139 мільйонів, зароблених з незаконного депозиту
13:54 - Азербайджан може збільшити можливості експорту газу до Європи на 5 мільярдів кубометрів
13:50 - "Фармак" узяв участь у першому засіданні Альянсу ЄС з постачання критично важливих ліків
13:41 - Рада дозволила звільнення за неінформування про родичів у московії та окупованих територіях


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.8816
Канадський долар28.9972
Юань Женьміньбі5.4649
Чеська крона1.6867
Данська крона5.691
Гонконгівський долар5.0584
Форинт0.108183
Індійська рупія0.47511
Рупія0.0024423
Новий ізраїльський шекель10.4009
Єна0.25254
Теньге0.089457
Вона0.028796
Мексиканське песо2.2942
Молдовський лей2.22
Новозеландський долар23.5629
Норвезька крона3.5997
московський рубль0.43076
Сінгапурський долар29.0888
Ренд2.0991
Шведська крона3.6272
Швейцарський франк43.4084
Єгипетський фунт0.8269
Фунт стерлінгів49.5494
Долар США39.6015
Білоруський рубль14.3943
Азербайджанський манат23.2923
Румунський лей8.5282
Турецька ліра1.218
СПЗ (спеціальні права запозичення)52.1706
Болгарський лев21.6995
Євро42.4409
Злотий9.8181
Алжирський динар0.29133
Така0.35452
Вірменський драм0.099159
Домініканське песо0.66115
Іранський ріал0.00092851
Іракський динар0.029769
Сом0.43587
Ліванський фунт0.000436
Лівійський динар8.0586
Малайзійський ринггіт8.2657
Марокканський дирхам3.8465
Пакистанська рупія0.14042
Саудівський ріял10.3982
Донг0.0015718
Бат1.07729
Дирхам ОАЕ10.6188
Туніський динар12.4776
Узбецький сум0.0030882
Новий тайванський долар1.221
Туркменський новий манат11.1421
Сербський динар0.36025
Сомоні3.561
Ларі14.9113
Бразильський реал7.2282
Золото92856.01
Срібло1091.89
Платина36302.7
Паладій38449.1

Курси валют, встановлені НБУ на 29.04.2024

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
2262861046.391046.391046.391046.391307987.50
2276561080.091080.091080.091080.09237619.80
2288111063.621063.621063.621063.6237226.70
229025985.42985.42985.42985.42782423.48
229470921.25921.25921.25921.25644875.00
2302621060.181060.181060.181060.18106018.00
CRSR061024.551025.321024.551025.3213328.39
FCOM011055.931055.931055.931055.9335901.62
FSTF021021.481022.251021.481022.2533733.48
USGK78454545454545454519657125.00

Дані за 26.04.2024