Кризис вписался в рекламные бюджеты

14.01.2009 13:52 | Укррудпром

Кризис ликвидности лишил рекламный рынок в России привычной системы координат: впервые за последние девять лет медиакомпании столкнулись с падением спроса на рекламу.

Осенью рекламодатели начали отзывать запланированную в СМИ и на уличных конструкциях рекламу, несмотря на штрафы, а с бюджетом на 2009 год определяются до сих пор.

Жизнь без системы координат
27 крупнейших рекламодателей в России из топ-30, опрошенных “Ъ”, к середине января утвердили рекламный бюджет на 2009 год, но отмечают, что при необходимости пересмотрят его (см. таблицу на стр. 14). Представитель пивоваренной компании Sun InBev Илья Лысенко подчеркнул, что утвержден лишь предварительный бюджет: “В процессе согласования могут возникнуть изменения”. Представитель PepsiCo Russia Александр Костиков сообщил, что “из-за высокой волатильности на рынке бюджет будет принят только в январе”. Только в конце января будет утвержден бюджет и Coca-Cola Co., признает представитель компании Владимир Кравцов.

В предыдущие годы крупнейшие рекламодатели определялись с планами на следующий год, как правило, уже в октябре-ноябре, а к декабрю согласовывали годовые сделки по размещению рекламы на ТВ с ее продавцами — группой “Видео Интернешнл” (ВИ; обслуживает “Первый канал”, холдинги ВГТРК, “СТС Медиа”, “Проф-медиа” и др.) и департаментом рекламы “Газпром-медиа” (обслуживает НТВ, ТНТ, РЕН ТВ, “ТВ Центр” и др.). Но в конце 2008-го, как объясняют в рекламных агентствах, клиенты заняли выжидательную позицию, поскольку не могут спрогнозировать последствия экономического кризиса.

Так, в декабре было подтверждено около 75% сделок ВИ с рекламодателями на 2009 год, остальные по-прежнему находятся в стадии переговоров, констатирует PR-директор ВИ Антон Чаркин. Годом ранее, по его словам, этот показатель был выше — до 85%. Он признает, что меняется структура контрактов — появились полугодовые и квартальные договоры, хотя по-прежнему велика доля годовых и более длинных сделок. Чтобы стимулировать спрос, ВИ специально анонсировала в начале декабря договоренности с входящей в десятку крупнейших рекламодателей компанией Reckitt Benckiser (бренды Calgon, Cillit, Vanish) о размещении рекламы на весь 2009 год. “Когда уже более двух месяцев рекламный рынок живет, потеряв систему координат и не понимая, что его ждет в первые месяцы следующего года, наше соглашение с Reckitt Benckiser является по-настоящему знаковым”,— приводились тогда в пресс-релизе слова гендиректора ВИ Сергея Васильева. Затем было объявлено о заключении договора на 2009 год с компанией “Вимм-Билль-Данн”, также входящей в топ-10 крупнейших рекламодателей. Обе компании в рамках своих контрактов увеличили закупаемый объем телерекламы на 2009 год, подчеркнули тогда в ВИ.

До сих пор из-за постоянно дорожающего размещения на ТВ рекламодатели вынуждены были увеличивать свои бюджеты. Сейчас рекламодатели предпочитают говорить о том, что в лучшем случае оставят бюджеты на прежнем уровне. InBev планирует сохранить в целом свою рекламную активность в 2009 году на уровне этого года, утверждает господин Лысенко. “Бюджет остается прежним, меняются приоритеты”,— добавляет руководитель корпоративных коммуникаций российского офиса Henkel Наталья Овакимян. Рекламный бюджет “Эльдорадо” на 2009 год будет привязан к уровню продаж, поэтому он будет корректироваться каждые три месяца, обещает гендиректор сети Игорь Немченко. Бюджет Nissan в новом финансовом году точно не увеличится, отмечает представитель концерна Татьяна Натарова. Попросивший об анонимности топ-менеджер другого автоконцерна признается , что его компания снизит расходы на рекламу примерно на 15-20%.

Рекламодатели ждут дефляции
Падение спроса на рекламу должно неизбежно сказаться и на расценках, уверены рекламодатели. В сентябре ВИ обещала, что в соответствии с прогнозируемым ростом спроса на телерекламу на 20% расценки на нее увеличатся в среднем на те же 20%. Такая медиаинфляция была заложена в подготовленной ВИ программе по расчету стоимости рекламных кампаний. Аналогичное подорожание планировал и департамент рекламы “Газпром-медиа”. Однако уже в октябре ВИ признала, что не может подтвердить этот прогноз.

Постепенные изменения ожиданий рекламодателей по медиаинфляции зафиксировали опросы медиааудиторских агентств. Так, в октябре 20 различных клиентов опросило медиааудиторское агентство Joined Up Media. По его данным, часть клиентов (пивовары, ритейлеры, высокотехнологичные компании) тогда рассчитывали, что телереклама подорожает на 25%, крупные производители товаров повседневного спроса говорили о 10-15%, небольшие компании этого сектора уже не исключали дефляцию на 5%. Схожий экспертный опрос в конце ноября провело агентство “Kwendi Москва”, представляющее в России медиааудиторскую компанию Billetts. Опросив по пять представителей медиакомпаний, крупных рекламодателей и рекламных агентств, “Kwendi Москва” пришло к выводу, что медиаинфляция на ТВ для крупных рекламодателей не превысит 5%. В остальных медиа, несмотря на заложенное в прайс-листах повышение расценок на 10-15%, за счет всевозможных скидок и бонусов дефляция, по мнению медиааудитора, составит 10-20%.

Опрошенные “Ъ” в середине декабря рекламодатели также говорили о снижении расценок на рекламу по сравнению с 2008 годом. “Мы рассчитываем на дефляцию по большинству медиа”,— сообщила представитель “Вымпелкома” Екатерина Осадчая. Рекламодатель с годовым бюджетом до $45 млн признался, что ждет подорожания рекламы на ТВ и в интернете максимум на 5%. Радио и наружная реклама, по его оценке, должны подешеветь на 5-10%, пресса — на 10-15%. По мнению компании уже из первой десятки рекламодателей, снижение расценок должно быть еще более значительным: ТВ — на 5%, наружная реклама — на 10%, пресса — на 15%, радио — на 20%, лишь стоимость интернет-рекламы останется на уровне 2008 года.

Во время переговоров в декабре продавцы телерекламы при сохранении бюджета на уровне этого года обещали на 2009 год нулевую медиаинфляцию, при увеличении бюджета — понижение расценок, при его сокращении — незначительное повышение, рассказывает руководитель сетевого агентства. По основным клиентам расценки на ТВ остались на уровне этого года, подтверждает руководитель другого агентства.

Официально о снижении расценок на 5-8% на 2009 год пока объявлял только крупнейший в стране оператор наружной рекламы News Outdoor Russia. Второй по величине игрок рынка группа Gallery надеется сохранить расценки на уровне этого года. ИД “Ньюс Медиа” (таблоиды “Твой день” и “Жизнь”) и ИД Parlan (журналы Top Gear, Sex and the City, Officiel) не повысили расценки на 2009 год, утверждают их гендиректоры Арам Габрелянов и Евгений Змиевец. Но при этом размер скидок будет увеличен, отмечает господин Змиевец. Скидки, безусловно, будут расти, признает Сергей Кожевников, гендиректор “Русской медиагруппы” (”Русское радио”, DFM, “Хит FM” и др.).

Медиакомпании просят рекламы
Первые признаки падения спроса на рекламу немногочисленные публичные российские медиакомпании зафиксировали еще в четвертом квартале 2008 года. Так, отдельные клиенты, несмотря на штрафные санкции со стороны ВИ, отказались от ранее подтвержденных рекламных кампаний на ноябрь-декабрь, сообщил в последнем квартальном отчете холдинг “СТС Медиа” (телесети СТС, “Домашний”, ДТВ). Холдинг также понизил свой прогноз по годовой выручке с $650-700 млн до $630-660 млн. В подготовленном в декабре и посвященном медиабизнесу в Восточной Европе отчете банк Merrill Lynch указал, что у “СТС Медиа” есть три варианта бюджета на 2009 год, предусматривающие сокращение рекламных доходов на 0%, на 15% и на 30% в рублевом исчислении. Холдинг Rambler Media, отчитываясь по итогам девяти месяцев, признал, что уже в октябре спрос на медийную интернет-рекламу (баннеры, всплывающие окна и другие форматы) оказался на 50% ниже прогнозируемого, из-за чего в четвертом квартале рентабельность бизнеса может оказаться нулевой.

В прессе минувшей осенью серьезного падения спроса еще не было, свидетельствуют данные мониторинга рекламных затрат. Так, по информации TNS Media Intelligence, в октябре объем рекламы в прессе, измеряемый в полосах формата А2, снизился по сравнению аналогичным периодом прошлого года на 9%, до 42 тыс. полос. Однако в аналитическом центре “Видео Интернешнл” (АЦВИ), дающем стоимостную оценку расходов в прессе, уточняют, что в октябре рекламные доходы всей прессы по-прежнему выросли на 12%, до 4,9 млрд руб. Данные за ноябрь пока не обработаны, но до конца года ситуация в прессе не должна была коренным образом измениться, уверен эксперт АЦВИ Александр Ефремов.

Коммерческая загрузка поверхностей в наружной рекламе в октябре в целом по России, по данным исследовательской компании “ЭСПАР-Аналитик”, составила 87%, что соответствует уровню октября 2007-го. В ноябре этот показатель равнялся уже 83% против 87% годом ранее. В декабре в отдельно взятой Москве загрузка по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, скорее всего, снизилась уже примерно на 10 процентных пунктов (в 2007 году была 85%), признает гендиректор “ЭСПАР-Аналитик” Андрей Березкин.

Радиовещатели в конце года отреагировали на падение рекламных сборов размещением в эфире коммерческих программ о биологически активных добавках и других медицинских препаратах, рассказывает владелец московской радиостанции “Карнавал” Николай Грахов. “Мы тоже попробовали размещать эти передачи, но тут же столкнулись с негативной реакцией слушателей,— признает он.— Для музыкальных станций трансляция таких программ невозможна без падения рейтингов”. Представитель холдинга “Моя семья” сообщил, что в конце года подобные передачи продолжительностью более пяти минут уже обеспечивали 70-80% рекламных доходов радиостанций, входящих в холдинг.

Рекламные кампании станут короче
По итогам 2008 года отечественный рекламный рынок благодаря успешным девяти месяцам в любом случае покажет двухзначный рост, уверены эксперты. Ассоциация коммуникационных агентств России подведет итоги года в феврале, когда будут обработаны данные мониторинга рекламных затрат за декабрь. В опубликованных в декабре прогнозах Group M и агентство ZenithOptimedia оценили рост совокупных затрат на рекламу в России в 2008 году на 18-19%, до 272,5-274,8 млрд руб. (см. таблицу).

По поводу перспектив рекламного рынка последние прогнозы аналитиков разнятся. Group M предсказала падение рынка в 2009 году на 11%, до 244 млрд руб., ZenithOptimedia подготовило два сценария: оптимистический предусматривает общий рост на 5%, до 286 млрд руб., исключительно за счет ТВ и интернета, пессимистический допускает падение уже на 18%, до 225 млрд руб.

В кризис страдают в первую очередь менее эффективные и более дорогие медиа, напоминает гендиректор агентства Initiative Анна Яковлева. В 2008 году стоимость 1 тыс. контактов (CPT; условный показатель, позволяющий сравнивать расценки на рекламу в разных медиа) на ТВ, по данным Initiative, составила $3, в то время как этот показатель для интернета достиг $6, для радио — $7, для газет — $12, для журналов — $19. Дешевле ТВ аудитория стоит только в наружной рекламе — $1,5. Поэтому, как полагают в агентстве, значительная часть рекламодателей, прежде всего производители товаров повседневного спроса (FMCG) сфокусирует свою активность в 2009 году на ТВ. Поскольку на расходы FMCG-компаний приходится около 40% всех бюджетов, другие медиа, скорее всего, сильнее пострадают от кризиса, признает госпожа Яковлева. “Многие FMCG-компании используют прессу и радио как дополнительную поддержку, которой можно пожертвовать”,— поясняет она.

В аналитическом центре “Видео Интернешнл” полагают, что многие рекламодатели в этом году будут проводить краткосрочные рекламные кампании, не планируя бюджеты на весь год. В случае изменения экономической ситуации рекламодатели будут увеличивать или, наоборот, снижать свою активность, пересматривая бюджеты, поясняет директор по маркетинговым исследованиям АЦВИ Сергей Веселов. Поэтому давать сейчас какие-то прогнозы на весь год, по его мнению, неправомерно.

Сергей СОБОЛЕВ, Ольга ГОНЧАРОВА




Додати коментар

Користувач:
email:





Bull market runs wild,
Optimism reigns supreme,
Bear market comes next.

- Fin.Org.UA

Новини

15:01 - Проорбанівська медіагрупа купує головний таблоїд Угорщини перед виборами
14:35 - Економічні аргументи правих партій у Європі: між реальністю та популізмом
14:30 - Італійська поліція вилучила 1,5 мільярда доларів у виробника алкоголю через податки
14:00 - Світлана Гринчук обговорила з канадським бізнесом потенційні проєкти з відновлення енергосектору України
13:45 - В Києві та Дніпрі на окремих дорогах зменшили дозволену швидкість руху
13:05 - Світлана Гринчук: атаки росії на енергетичну інфраструктуру становлять загрозу глобальній енергетичній безпеці
12:40 - Прифронтові громади Сумщини отримають ще 100 мільйонів
11:45 - Світлана Гринчук: підтримка партнерів G7 допоможе Україні впевнено пройти опалювальний сезон
11:35 - Україна призупинила експорт дров і деревини
10:55 - Mercedes-Benz Україна презентує рекламну кампанію "Разом з тобою" за участі Еліни Світоліної
10:40 - московіяни атакували об'єкт газовидобувної галузі на Полтавщині
10:00 - В "Приватбанку" стався збій
09:10 - Світлана Гринчук: На саміті в Торонто країни G7 зобов'язалися сприяти зміцненню енергетичної безпеки України
07:35 - Фінансовий астрологічний прогноз на 01.11.2025
23:00 - Новини від Міністерства енергетики України
21:00 - Новини 31 жовтня: Gulliver закрили, дефіцит електроенергії сповільнить ріст ВВП
20:45 - Встановлено нульову квоту на експорт необробленої деревини (крім сосни)
20:45 - Акції Amazon злетіли на 12%: ШІ розганяє найшвидше зростання хмарного бізнесу за роки
20:15 - Канада хоче забрати вантажний літак московія і подарувати його Україні
20:10 - В "Укренерго" показали графіки відключень на 1 листопада
19:47 - Канада надає Україні 10 мільйонів канадських доларів для відновлення та захисту енергетичної інфраструктури напередодні зими
19:45 - Орбан просить США зробити виняток для Угорщини в санкціях на російську нафту
19:15 - Трьох виробників води оштрафували за брехню про властивості на пакуванні
18:45 - Програма "Пакунок школяра" профінансована на 78% від запланованого обсягу
18:30 - Промисловість знизила очікування щодо перспектив розвитку
18:15 - ОПЕК+ ймовірно підвищить видобуток нафти у грудні
17:59 - Частка Ощаду сягає 13,3% кредитного портфеля юридичних осіб банківської системи України
17:55 - Мінфін розповів про жовтневі надходження до держбюджету
17:45 - Нацбанк показав, яким буде курс долара і євро у понеділок 3 листопада
17:35 - Міжнародний день Чорного моря: важливість басейну для світової екологічної та продовольчої безпеки 


Більше новин

ВалютаКурс
Алжирський динар0.32226
Австралійський долар27.383
Така0.3432
Канадський долар29.8634
Юань Женьміньбі5.8868
Чеська крона1.9902
Данська крона6.4824
Гонконгівський долар5.3908
Форинт0.124754
Індійська рупія0.4719
Рупія0.0025188
Новий ізраїльський шекель12.8963
Єна0.27184
Теньге0.079094
Вона0.02933
Ліванський фунт0.000467
Малайзійський ринггіт10.0011
Мексиканське песо2.2585
Молдовський лей2.4624
Новозеландський долар23.9457
Норвезька крона4.1538
Саудівський ріял11.1707
Сінгапурський долар32.1853
Донг0.0015921
Ренд2.4154
Шведська крона4.4313
Швейцарський франк52.1179
Бат1.2965
Дирхам ОАЕ11.4055
Туніський динар14.2167
Єгипетський фунт0.8869
Фунт стерлінгів54.9167
Долар США41.8924
Сербський динар0.41298
Азербайджанський манат24.6397
Румунський лей9.5182
Турецька ліра0.9963
СПЗ (спеціальні права запозичення)56.8833
Болгарський лев24.7562
Євро48.4088
Ларі15.4499
Злотий11.3727
Золото168557
Срібло2055
Платина66848.96
Паладій61549.15

Курси валют, встановлені НБУ на 03.11.2025