“Принятие ответственности за преступления — единственный рецепт возрождения в будущем”

08.12.2022 17:10 | Укррудпром

Предисловие к книге Карла Ясперса “Вопрос о виновности”

В издательстве Альпина Паблишер вышла книга великого немецкого философа, психолога и психиатра Карла Ясперса (1883—1969) “Вопрос о виновности. О политической ответственности Германии” — один из ключевых текстов XX столетия, в котором впервые в законченном виде были сформулированы принципы коллективной вины и национального покаяния. Важнейшая книга приходит к русскому читателю впервые с 1999 года, когда появился классический перевод Соломона Константиновича Апта.

“Трудно представить себе сегодня чтение более актуальное, — пишет в предисловии к книге известный исследователь исторической памяти, лауреат премии “Просветитель” Николай Эппле. — Берясь подчеркивать в статье Ясперса фразы, словно бы специально написанные в ответ на самые насущные для сегодняшней россии вопросы, обнаруживаешь, что подчеркнутыми оказываются 90% текста”.

С любезного разрешения автора и издательства публикуем предисловие (оно озаглавлено “Сделать невозможное возможным”) полностью и в открытом доступе.

Сделать невозможное возможным

В феврале 2022 года российское общество оказалось вброшено в разговор о вине и ответственности. То, что всегда казалось теоретическими и историческими материями, вдруг стало жестокой реальностью, настойчиво требующей осмысления. Работа Карла Ясперса “Вопрос о виновности” — важнейший ориентир на этом мучительном пути.

Трудно представить себе сегодня чтение более актуальное. Берясь подчеркивать в статье Ясперса фразы, словно бы специально написанные в ответ на самые насущные для сегодняшней россии вопросы, обнаруживаешь, что подчеркнутыми оказываются 90% текста. Чтобы понять, как работа, написанная семьдесят с лишним лет назад в другой стране и при других обстоятельствах, может оказаться насущнейшим чтением сегодня, нужно вспомнить контекст, в котором она создавалась и читалась.

“Вопрос о виновности” представляет собой резюме лекций, читавшихся Ясперсом в Гейдельбергском университете сразу после окончания Второй мировой войны. В 1945 году Германия лежала в руинах, а общество пребывало в смятении и глубочайшей депрессии. Под обломками Третьего рейха оказались погребены и великая германская культура, и германское самосознание. Единственное будущее, которое просматривалось в эти годы в Германии, — это будущее страны и нации как парии среди народов.

Ключевой категорией, в которой кристаллизовывались основное настроение и главные дискуссии этого времени, была категория “вины”, тем более актуальная в связи с представлением о коллективной вине всех немцев, распространявшимся победителями в рамках политики денацификации.

Именно проблеме вины и необходимости взять на себя ответственность за преступления нацистов как единственно возможному условию возрождения Германии посвящает Ясперс свои лекции. Поначалу они вызывали понятное отторжение — как в университетской аудитории (есть свидетельства неприятия лекций студентами), так и за ее пределами.

“За моей спиной люди клевещут на меня, — писал Ясперс Ханне Арендт, — коммунисты называют меня ярым сторонником национал-социализма; сердитые неудачники — предателем своей страны”.

 

В 1948 году, устав от косности и непонимания соотечественников, Ясперс эмигрирует в Швейцарию и занимает позицию профессора философии в Базельском университете. (Философ будет частым гостем на родине и активным участником германской общественной дискуссии, но окончательно в Германию больше не вернется.)

И все же, пусть и очень медленно, позиция Ясперса находила все больше и больше сторонников внутри Германии. Тезисы, впервые высказанные в гейдельбергских лекциях, закладывают основу для общенациональной дискуссии. Если первое издание “Вопроса о виновности” в 1946 году было замечено только интеллектуалами, его переиздание 1962 года находит куда более широкую аудиторию. Пройдет еще три десятилетия, и идеи этой книги станут в Германии сначала интеллектуальным, а затем и политическим мейнстримом.

Если попробовать сформулировать главные причины, благодаря которым статья Ясперса все же “сработала”, можно выделить два момента.

Во-первых, это уникальное положение самого Ясперса. Его репутация одного из ведущих германских интеллектуалов сложилась до 1933 года, он не запятнан поддержкой нацистов и в то же время в отличие от большинства инакомыслящих не покинул страну и пережил самые тяжелые годы вместе с ней. Женатый на еврейке Гертруде Майер и отказавшийся с ней развестись после принятия расовых законов, Ясперс в 1937 году был отстранен от преподавания в Гейдельбергском университете, а в 1938-м лишен возможности публиковаться. До конца войны он находился в изоляции, ожидая ареста (по некоторым свидетельствам, в последние годы войны супруги Ясперс готовились к совместному самоубийству).

Философ выжил чудом: он и его жена были в списке предназначенных для депортации в концлагерь Равенсбрюк в апреле 1945 года, и только освобождение Гейдельберга в мае 1945-го спасло их от смерти. Едва ли кто-то в первые послевоенные годы мог поднимать вопрос о виновности Германии с большей надеждой быть услышанным, чем Ясперс.

Карл Ясперс в 1946 году

Второе обстоятельство, обеспечившее лекциям Ясперса внимание читателей, — это крайне точно выбранный предмет разговора и его тон. Как опытный психолог и грамотный мыслитель, Ясперс понимает, что царящее в умах и душах немцев смятение можно преодолеть, только максимально четко разделив ключевые понятия, разграничив собственно виды виновности. “Чтобы держаться правды, нужны разграничения”, — говорит он.

Формально статья Ясперса представляет собой эту самую категоризацию и комментарии к ней. Но, принимаясь за чтение, сразу замечаешь отличие этого текста от его популярных пересказов, в которых разграничением видов вины все и заканчивается. У Ясперса с этого разделения как такового все только начинается — неслучайно сама категоризация занимает только 3% текста, а остальное составляют комментарии. Более того, при чтении становится понятно, насколько условно это разделение. Сам Ясперс говорит, что в конечном счете корень того, что мы называем виной, есть нечто единое. Разграничения же необходимы, чтобы уяснить это единство, перейти от смятения и эмоций к работе понимания, а затем к воплощению в жизнь сделанных выводов.

Признание вины и принятие ответственности — очень часто усилие по-человечески невозможное (человеку куда естественнее пытаться снять с себя вину, “перевести стрелки” и отбиться от обвинителя). Аргументация Ясперса напоминает действие системы механических блоков, помогающих человеку за счет грамотного распределения нагрузки поднять тяжесть, во много раз превышающую его обычные возможности, сделать невозможное возможным.

Чтобы этот процесс начался, необходимы два условия. Во-первых, этот разговор должен объединять всех немцев. Послевоенное германское общество предельно разделено (“общее у нас — разобщенность”), оно утратило элементарные навыки ведения дискуссии, умение слышать и понимать другого. Но разговор, призванный привести нацию в себя, возможен, только если она все же хочет мыслить себя единством, а немцы готовы делать усилие движения навстречу друг другу:

“Германия сможет прийти в себя, если мы, немцы, через общение пробьемся друг к другу. Если мы научимся действительно говорить друг с другом, то только при сознании, что мы очень различны”.

 

Такой разговор — именно здесь Ясперс выступает как опытный психолог — не может вестись с внешней позиции. И Ясперс ведет разговор изнутри, как немец и как тот, на ком лежит такая же ответственность, как и на всех прочих, — притом что, желая освободиться от ответственности, он, с риском для жизни отказывавшийся идти на компромисс с режимом, имел бы для этого достаточно оснований. Важнейшее местоимение в этом разговоре “мы”, а его важнейший тезис состоит в том, что категория моральной виновности — ключевой, поскольку она стоит в центре всей системы категорий и тесно связана с другими видами виновности, — применима субъектом только к самому себе.

Ее невозможно возложить на человека извне — и это важный тезис, потому что он освобождает субъекта, пытающегося вести мучительную и тонкую работу с совестью, от внешнего давления и моральной паники. Никакой суд победителей, никакие установленные союзниками стенды с фотографиями жертв концлагерей и надписями “Эти зверства — ваша вина” не могут выносить суждение о моральной виновности; “Тут мы предоставлены самим себе”. Но предоставленный самому себе для болезненного морального самоанализа, субъект не имеет права на самооправдание. Внутренний поворот, делающий возможным (но не гарантирующий) возрождение и моральное, и политическое, возможен только при условии бескомпромиссной честности с самим собой.

“Эти гнусности — ваша вина. Вы спокойно смотрели на них и молча попустительствовали”. Просветительский плакат в рамках денацификации, 1945

Статья Ясперса послужила одной из отправных точек уникального процесса изменения ума и сердца целой нации. Внутренний поворот, необходимости которого посвящен “Вопрос о виновности”, совершился — хотя и занял несколько десятков лет и встретил невероятное количество препятствий. И по мере того, как отторжение по отношению к “вопросу виновности” уступало место принятию и из жертвы внешних сил и обстоятельств общество становилось субъектом изменений, меняло оттенок само слово “ответственность”. Из чего-то, напоминающего горькое лекарство, оно превращалось в источник надежды и вдохновения, из категории, обращенной в прошлое, — в понятие, устремленное в будущее.

Как не раз говорит на страницах своей работы Ясперс, принятие ответственности за преступления есть единственный рецепт возрождения в будущем — и потому единственный залог надежды. Это тяжело, потому что предполагает по-настоящему мучительный внутренний поворот, готовность в каком-то смысле поставить на себе крест, принять унижение и клеймо злодея, которого по многим соображениям ты, возможно, не заслуживаешь.

Но в то же время это означает, что невозможное все же возможно, и пример Германии, прошедшей этот тяжелейший путь и благодаря этому сумевшей возродиться из пепла, — лучшее тому подтверждение.

 Николай ЭППЛЕ

Додати коментар

Користувач:
email:





Новини

08:05 - Ольга Стефанішина: “Нам треба вже зараз закладати фундамент для тієї країни, якою Україна буде завжди”
08:05 - Естонський прецедент: як Таллінн першим у світі готується до конфіскації активів рф
08:05 - российский миллиардер Дерипаска нанял экс-агента ФБР, чтобы найти компромат на другого росмиллиардера Потанина
08:05 - Підвішений спадок. Судова війна за частку Ігоря Єремеєва у групі “Континіум” спалахнула з новою силою
07:10 - Оперативна інформація Генерального Штабу Збройних Сил України станом на 06:00 31.01.2023 щодо російського вторгнення
22:55 - У Ахметова утверждают, что на прошлой неделе у жителей Киева эектроэнергия была в среднем 80% времени
22:50 - «Зважене спільне рішення Генерального Штабу, міністерств та відомств і українського бізнесу»: Уряд затвердив новий порядок бронювання військовозобов’язаних
22:50 - Маркіян Дмитрасевич: Аби деблокувати роботу зернового коридору, потрібна відповідна реакція усього цивілізованого світу
22:50 - Ігор Клименко провів зустріч із Послом Німеччини в Україні Анкою Фельдгузен
22:50 - Роз'яснення ПФУ: Які пільги на оплату комунальних послуг передбачені для вдови загиблого військовослужбовця?
22:50 - Презентовано результати та напрацювання Секторальної робочої групи «Молодь та спорт» плану відновлення України
22:50 - Французький письменник презентує документальний фільм про Україну до річниці повномасштабного вторгнення
20:45 - Оперативна інформація Генерального Штабу Збройних Сил України станом на 18:00 30.01.2023 щодо російського вторгнення
20:45 - Держкомтелерадіо: Українська книга перетинає кордони
20:45 - 30 січня: Ситуація в енергетиці
20:45 - Держенергоефективності: Бізнесу необхідно впроваджувати енергоменеджмент та енергоефективні технології
20:45 - Тарас Висоцький розповів, як Мінагрополітики сприяє підтримці агросектору в забезпеченні електроенергією
20:45 - Відправка посилок за кордон через Укрпошту: як це зробити?
20:45 - МОЗ роз’яснює, чи можливо оформити довідку про інвалідність у випадку виїзду за кордон
20:45 - Запущено пілотний проект мобільних бригад вакцинації проти COVID-19 у восьми областях України
20:45 - Нацуніверситет охорони здоров’я України ім. П. Л. Шупика має стати флагманом медичної освіти, науки та якісної професійної аналітики, – Віктор Ляшко
19:15 - Картонного Найема во главе Агентства восстановления подперли уже вторым специалистом по распилу из “Укравтодора”
18:40 - «Зернова ініціатива»: за тиждень 18 суден експортували 664 тисячі тонн продовольства з портів Одеси
18:40 - Громада Балаклії отримала «мобільний ЦНАП»
18:40 - Енергетики Чернігівщини отримали 7 тонн обладнання для відновлення електропостачання в області
18:40 - МКІП підтримало ініціативу відзначення Дня дитячої книги
18:20 - “Зерновая инициатива”: сохраняется критически низкий показатель выхода судов из украинских портов
18:20 - Транзитна перегазовка
18:20 - В 2022 году 89% украинских бизнесов ощутили влияние российских атак
18:20 - The Economist: россия обходит нефтяные санкции “в промышленных масштабах”


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.8961
Канадський долар27.4405
Юань Женьміньбі5.4171
Чеська крона1.6712
Данська крона5.3608
Гонконгівський долар4.6675
Форинт0.101953
Індійська рупія0.44863
Рупія0.0024417
Новий ізраїльський шекель10.5428
Єна0.28118
Теньге0.079547
Вона0.029793
Мексиканське песо1.9469
Молдовський лей1.9499
Новозеландський долар23.7476
Норвезька крона3.6947
Російський рубль0.52053
Сінгапурський долар27.8618
Ренд2.111
Шведська крона3.54
Швейцарський франк39.7096
Єгипетський фунт1.2175
Фунт стерлінгів45.3176
Долар США36.5686
Білоруський рубль13.2919
Азербайджанський манат21.554
Румунський лей8.1294
Турецька ліра1.9443
СПЗ (спеціальні права запозичення)49.449
Болгарський лев20.3328
Євро39.8762
Злотий8.4667
Алжирський динар0.2662
Така0.35078
Вірменський драм0.092915
Домініканське песо0.65264
Іранський ріал0.00087068
Іракський динар0.025047
Сом0.4268
Ліванський фунт0.024258
Лівійський динар7.573
Малайзійський ринггіт8.3035
Марокканський дирхам3.4993
Пакистанська рупія0.16151
Саудівський ріял9.7311
Донг0.0015474
Бат1.05907
Дирхам ОАЕ9.9569
Туніський динар11.7456
Узбецький сум0.0032576
Новий тайванський долар1.18988
Туркменський новий манат10.4482
Сербський динар0.33288
Сомоні3.5843
Ларі13.5605
Бразильський реал6.9267
Золото70439.9
Срібло866.26
Платина37232.69
Паладій59549.41

Курси валют, встановлені НБУ на: 31.01.2023

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
204150931.49931.49931.49931.4914903.84
225668987.01987.01987.01987.01286232.90
2262601057.721057.721057.721057.7219038.96
VERES1471471471473969.00

Дані за 30.01.2023