Украинский рынок топлива ждут несколько месяцев турбулентности

05.12.2022 14:10 | Укррудпром

Украинский рынок горючего ждет несколько месяцев турбулентности в связи с необходимостью перестройки европейского рынка из-за ограничений G7, Австралии и ЕС цены на российскую нефть на уровне $60 за баррель и других ограничений, связанных с морскими перевозками нефти российского происхождения, считает директор консалтинговой группы “А-95” Сергей Куюн.

“Нас ждут 2-3 месяца турбулентности, пока европейский рынок не адаптируется сначала к нефтяным, а потом и нефтепродуктовым санкциям. А пока выглядит так, что мы эти санкции почувствовали первыми. Вопрос даже не в цене, а в наличии продукта. Да, мы имеем все возможности привезти, главное, чтобы было что”, — написал он в Facebook.

Куюн остановился на текущей ситуации по основным направлениям поставки горючего в Украину, указав, что, в частности, Болгария полностью прекратила экспорт из-за неопределенности дальнейшей работы лукойловского НПЗ в Бургасе, а в Румынии наблюдается задержка танкеров из-за погодных условий, ремонт резервуаров порта Констанца, а также заблокирован причал из-за подозрений в российском происхождении дизтоплива, кроме того, распространяются слухи об остановке лукойловского НПЗ “Петротел” из-за санкций.

Вместе с тем, итальянский рынок переживает турбулентность из-за национализации крупнейшего лукойловского НПЗ ISAB на Сицилии, а в Турции украинские компании отказываются от дизеля НПЗ STAR из-за недостаточной морозостойкости, а также наблюдается отсутствие свободных партий в порту Opet.

В то же время в Греции нет предложений для продажи, а Польша имеет ограниченный ресурс, а также срывает графики поставок из-за загруженности железных дорог, в частности из-за увеличения объемов перевозки угля.

“Есть и общие для всех проблемы. российскую нефть замещают другими сортами, которые преимущественно более легкие. То есть отбор средних дистиллятов — дизеля и авиакеросина — меньше. А именно это наиболее популярные позиции в Европе”, — пояснил эксперт.

Вместе с тем он указал, что есть положительные моменты — увеличение выпуска бензина, с которым ситуация на рынке намного лучше.

При этом Куюн отметил, что “этот период нужно просто пройти”, как Украина прошла гораздо более сложный этап перестройки рынка весной, когда пришлось заместить 100% довоенных источников топлива.

По его словам, Европе предстоит заместить гораздо меньше — ориентировочно 40%, но, по мнению эксперта, хотя это тоже проблема, ситуация с замещением Европой российского газа, где она достаточно преуспела, гораздо сложнее нынешней ситуации с нефтепродуктами.

“С газом это сделать гораздо сложнее, ведь там нехватка танкеров и перевалок. А дизель возят по морю десятилетиями. Уже есть сигналы о переориентации на Европу крупных танкеров из Индии и Китая. Привлекательные (высокие) цены будут затягивать в Европу все большие объемы продукта со всего мира”, — убежден эксперт.

По его словам, как только новая конфигурация поставок выстроится, цены на ресурс упадут.

“Тем более, что в отличие от природного газа, о подорожании в разы речь не идет”, — высказал убежденность Куюн.

Впрочем, пока, по данным эксперта, нынешняя ситуация привела к увеличению цен и услуг по перевозке горючего по морю и суше — за последние пару недель премии международных трейдеров уже выросли на $70-80/т (до 3 грн/л).

“Но даже те, кто готов набросить и $100, не могут получить продукт, потому что его нет”, — отметил директор консалтинговой группы.

При этом он призвал не критиковать союзников Украины за максимальную цену на российскую нефть в $60/барр, отметив, что вопрос не в цене, а в том, чтобы не было дефицита, который, со своей стороны, приведет к “космической цене”.

“Нужно дождаться, когда российское горючее полностью покинет Европу с 5 февраля (введение запрета на широкий спектр услуг, связанных с перевозкой российской нефти — ЕР). Хотя все больше трейдеров отказывается от него, оно есть на рынке. Скажу больше, оно есть и в Украине и тоже тормозит полный переход к рынку “без вас”, — подытожил эксперт.

Как сообщалось, 3 декабря страны группы G7 вместе с Австралией присоединились к ЕС и объявили, что согласились установить потолок цен на нефть, экспортируемую из рф морем, на уровне $60 за баррель.

В заявлении G7 напоминает, что “на следующей неделе Коалиция по вопросам предельной цены (G7, ЕС и Австралия) введет запрет на широкий спектр услуг, включая судоходное страхование и торговое финансирование, связанных с морскими перевозками сырой нефти российского происхождения, за исключением тех случаев, когда покупатели будут покупать нефть по стоимости $60 или менее $60 за баррель.

При этом уточняется, что импортеры, покупающие российскую нефть в рамках ценового предела, сохранят доступ к разным услугам в государствах-участниках коалиции, необходимых для торговли нефтью.

Отмечается, что с 5 февраля 2023 года запрет на такие услуги будет распространяться на морскую транспортировку нефтепродуктов российского происхождения за исключением продуктов, продаваемых в рамках установленного потолка цен.

Со своей стороны президент Украины Владимир Зеленский заявил, что установленная предельная цена $60 за баррель российской нефти, экспортируемой из рф морем, “не является серьезной”.

россия, отметил президент, уже нанесла колоссальный ущерб всем странам мира сознательной дестабилизацией энергорынка, а мир никак не может решиться на ее подлинное энергетическое разоружение.

“Это слабая позиция. И только вопрос времени, когда все равно придется применять более сильные инструменты. Жаль, что это время будет потеряно. Логика очевидна: если ограничение цены на российскую нефть — $60 вместо, например, 30-ти, о которых говорили, в частности, Польша и страны Балтии, российский бюджет получит в год около $100 млрд”, — подчеркнул он.

Додати коментар

Користувач:
email:





Новини

21:55 - 27 січня: Ситуація в енергетиці
21:55 - 27 січня: Ситуація в соціальній сфері
19:50 - Робимо наступний крок для відкриття офісу ОЕСР у Києві, — Денис Шмигаль
19:50 - В ДСНС відбулась робоча нарада із представниками Уряду щодо виконання завдань з гуманітарного розмінування
19:50 - Прем’єр-міністр: Уряд розширив джерела фінансування програми єРобота, щоб створити більше переробних підприємств
19:50 - Оперативна інформація Генерального Штабу Збройних Сил України станом на 18:00 27.01.2023 щодо російського вторгнення
19:50 - Уряд Німеччини виділив 4,8 млн євро на підтримку ветеранів, членів їхніх родин та сімей полеглих Захисників
19:50 - Уряд схвалив законопроект про ратифікацію Угоди між Урядом України та ОЕСР
19:45 - Утвержден новый порядок бронирования работников от мобилизации
18:50 - Украина рекордно увеличила импорт электроэнергии из Словакии
18:50 - Мустафу Найема сделали витриной Агентства восстановления и инфраструктурных проектов
18:50 - Мировые энергогиганты получили сверхприбыли в 2022 году из-за колебаний цен на фоне войны в Украине
18:10 - Австралийский PPI слабей ожиданий охладил Осси
17:55 - Компания друга Путина отсудила у холдинга Дмитри Фирташа в российском суде 30 млрд рублей долга
17:55 - “Тихая война” Apple. Как производитель айфонов пытается отобрать главные функции у Google. Рассказ FT
17:55 - США направили в Украину аудиторов для проверки использования помощи
17:55 - Дмитрий Шимкив купил 50% производителя дронов AeroDrone. Это первая публичная инвестиция в украинский MillitaryTech стартап
17:55 - Прокуратура Крыма сообщила о подозрении главе Балаклавского рудоуправления, которое Новинский подарил брату Ашоту
17:55 - Минцифры запускает платформу для поддержки технологических стартапов
17:45 - Підсумки торгів цінними паперами на Українській біржі за 27.01.2023
17:45 - В Україні намолочено 25,2 млн тонн кукурудзи
17:45 - Коментар МЗС України щодо загострення палестино-ізраїльського протистояння
17:45 - Українські освітяни ознайомилися з найкращими практиками восьми найпотужніших естонських освітніх та наукових установ
17:45 - Впровадження ініціативи прозорості видобувних галузей матиме суттєвий вплив на залучення інвестицій і повоєнний розвиток економіки України, – Юлія Підкоморна
17:45 - Цифровізуємо митну сферу і боремося з корупцією: діліться фідбеком про зміни у законодавстві і нову систему розмитнення авто
17:45 - У Бабиному Яру вшанували пам’ять жертв Голокосту
17:45 - Промова Прем’єр-міністра України Дениса Шмигаля на засіданні Уряду
17:00 - “Батальйон Дубай”. Хто ховається в Перській затоці
17:00 - Попри ракетні обстріли: як зробити передбачуваними відключення світла
17:00 - Оккупанты на Запорожской АЭС уже нарушают условия “контрактов”, которые коллаборационисты подписали с росатомом


Більше новин

ВалютаКурс
Австралійський долар25.9783
Канадський долар27.4477
Юань Женьміньбі5.3835
Чеська крона1.6684
Данська крона5.3441
Гонконгівський долар4.6713
Форинт0.102184
Індійська рупія0.44854
Рупія0.002442
Новий ізраїльський шекель10.6341
Єна0.28163
Теньге0.079435
Вона0.029691
Мексиканське песо1.9505
Молдовський лей1.946
Новозеландський долар23.6983
Норвезька крона3.6956
Російський рубль0.52662
Сінгапурський долар27.83
Ренд2.1268
Шведська крона3.5468
Швейцарський франк39.6558
Єгипетський фунт1.2235
Фунт стерлінгів45.2189
Долар США36.5686
Білоруський рубль13.2919
Азербайджанський манат21.554
Румунський лей8.1164
Турецька ліра1.9441
СПЗ (спеціальні права запозичення)49.3624
Болгарський лев20.3238
Євро39.7482
Злотий8.4435
Алжирський динар0.2662
Така0.35078
Вірменський драм0.092915
Домініканське песо0.65264
Іранський ріал0.00087068
Іракський динар0.025047
Сом0.4268
Ліванський фунт0.024258
Лівійський динар7.573
Малайзійський ринггіт8.3035
Марокканський дирхам3.4993
Пакистанська рупія0.16151
Саудівський ріял9.7311
Донг0.0015474
Бат1.05907
Дирхам ОАЕ9.9569
Туніський динар11.7456
Узбецький сум0.0032576
Новий тайванський долар1.18988
Туркменський новий манат10.4482
Сербський динар0.33288
Сомоні3.5843
Ларі13.5605
Бразильський реал6.9267
Золото70601.9
Срібло866.94
Платина37093.73
Паладій61277.64

Курси валют, встановлені НБУ на: 30.01.2023

ТікерOpenMaxMinCloseVolume
204150923.45923.45923.45923.45152369250.00
213227973.17973.17973.17973.17313360.74
225668985.74985.74985.73985.73333180.11
2262601056.431056.431056.431056.4353877.93
VERES138.88138.88138.88138.88138.88

Дані за 27.01.2023